На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Взаимоотношения между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности. Методы воздействия на коммерческие организации, не находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Экономическая классификация вещей.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 07.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Формы и методы воздействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на предпринимательство
ЛАН
Вопрос 1. Формы и методы воздействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на предпринимательство
Вопрос 2. Экономическая классификация вещей
Список использованной литературы и источников
Вопрос 1.
Формы и методы воздействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на предпринимательство

Предпринимательство есть сердцевина экономики, а экономика, в свою очередь, служит основой для всех общественно-политических и социальных процессов, происходящих в обществе. Система же правовых регуляторов экономической деятельности немыслима без активного участия и воздействия на предпринимательство органов государства и местного самоуправления. Конституция РФ обязывает органы государства и местного самоуправления (далее МС) использовать все имеющиеся у них возможности - материально-финансовые и организационные - для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений. Органами государства и местного самоуправления применяются предусмотренные законодательством и вырабатываемые практикой разнообразные формы и методы воздействия на предпринимательство, которые подразделяются на две крупные группы.
1. Первую составляют те из них, которые распространяются только на предпринимательские организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности.
2. Вторую группу методов воздействия составляют, те которые применяются к предпринимательским организациям, прежде всего коммерческим, которые не находятся в государственной собственности и собственности муниципальных образований. Данная группа, в свою очередь подразделяется на два вида.
2.1. Формы и методы воздействия, посредством которых государственные органы реализуют свои властные полномочия.
2.2. Формы и методы, где властная сущность указанных органов не носит административно-обязательного характера или не проявляется вовсе.
1. Специфика первой группы форм и методов состоит в том, что они отражают характер взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 939 СЗ Российской Федерации 2003. № 1. ст. 132, установлен четкий перечень хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики. Ими являются: государственные унитарные предприятия, в том числе казенные; государственные учреждения; хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в государственной собственности; хозяйственные общества, относящиеся к государственному сектору экономики. Тем самым определены основные границы государственного предпринимательства в структуре предпринимательства страны. У государства и муниципальных образований отчетливо выделяются три направления предпринимательской деятельности.
Первое направление - участие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций. Различаются три вида таких организаций. Это прежде всего государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Его собственники, т.е. государство и муниципальные образования, утверждают устав предприятия, назначают его руководителя и заключают с ним контракт, определяют цели, предмет и виды деятельности предприятия, осуществляют контроль за использованием на назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества имеют право на получение части прибыли от использования имущества. Два других вида - казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления собственники имущества вправе изъять у них излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться изъятым по своему усмотрению. Собственник же определяет порядок распределения доходов казенного предприятия. В настоящее время принимаются меры по реформированию государственных и муниципальных предприятий. Это связано с необходимостью улучшения управления, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, улучшения финансово-экономических результатов деятельности.
Второе направление предпринимательской деятельности - участие в управлении приватизированным государственным и муниципальным имуществом. Это направление осуществляется посредством деятельности представителей РФ, ее субъектов и муниципальных образований в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной или муниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственные или муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством РФ. Третье направление - занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления.
Таким образом, специфика методов воздействия на указанные выше направления предпринимательской деятельности отражает субординационный характер взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности. Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа МС. Этими же органами утверждаются их уставы. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Органы МС определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), назначают и увольняют руководителей данных предприятий и д.п., заслушивают отчеты об их деятельности. Отношения между органами МС и руководителями этих предприятий, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Режим работы государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МС. Никаких особых сложностей, правовых проблем во взаимоотношениях государственных органов, с одной стороны, и созданных ими предпринимательских организаций - с другой, не возникает. Все зависит от инициативности, предпринимательской смекалки обеих сторон: у одной - от умения управлять, у другой - от умения хозяйствовать. На данную группу, с учетом их субординарной специфики, распространяются и некоторые формы воздействия на предпринимательскую деятельность, входящие во вторую группу.
2. Вторая группа форм и методов воздействия, которые применяются к предпринимательским организациям, прежде всего коммерческим, которые не находятся в государственной собственности и собственности муниципальных образований.
2.1. Начнем с первого вида методов, посредством которых государственные органы реализуют свои властные полномочия. По своему характеру они являются административно-правовыми. Сюда входят государственная регистрация субъектов предпринимательства и лицензирование отдельных видов их деятельности, регистрация и выдача патентов на объекты интеллектуальной собственности, а также контроль государственных органов и органов МС за соблюдением законности в деятельности субъектов предпринимательства. Границы и содержание контроля установлены в законах и иных нормативных актах. Стоит отметить, что недопустимы как необоснованное вмешательство государственных органов во внутрихозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, так и противодействие последних правомерным контрольным акциям со стороны компетентных органов.
Контрольные полномочия указанных органов исходят из Конституции РФ, которая относит к ведению РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка (п. «в» ст. 71 и п. «б» ст. 72). Конкретные контрольные полномочия тех или иных государственных органов определяются в законах и положениях о статусе соответствующих органов. Так, Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет через управления Госторгинспекции государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также за деятельностью по искоренению злоупотреблений в сфере внутренней торговли, общественного питания и недопущению поступления на потребительский рынок недоброкачественных товаров «Положение о Госторгинспекции утверждено постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993г. № 501). САПП РФ . 1993. № 23. ст. 2112. Министерство также вправе запрашивать у юридических и физических лиц необходимые информацию и материалы, участвует в проведении проверок финансовых документов, деклараций, смет, контрактов и иных документов, связанных с осуществлением субъектами предпринимательской деятельности экспорта и импорта товаров и услуг, бартерных и других внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, а также с выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте.
К ведению местного самоуправления относятся охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью. Они же контролируют использование земель и водных объектов местного значения на территории муниципального образования, создают условия, в том числе методами контроля за соответствующими субъектами предпринимательства, для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.д. Реагирование на выявленные нарушения законности зависит от их тяжести. В случаях, предусмотренных ГК РФ (ст. 61), государственные органы и органы МС могут предъявить в суд требование о ликвидации предпринимательской организации.
Органы прокуратуры осуществляют от имени РФ надзор за исполнением действующих законов как государственными органами и их должностными лицами, так и органами управления и руководителя коммерческих и некоммерческих организаций Федеральный закон от 17 ноября 1995г. № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»..
Стоит отметить, что в России контролеров предпринимательской деятельности, к которым можно отнести десятки различных инспекций ОВД, здравоохранения, государственных противопожарной и метрологической служб и др., насчитывается немало, и действуют они порой не в интересах дела, подчас «намеренно» мешают нормальной работе хозяйствующих субъектов, порождают коррупцию и другие негативные явления. Это вызывает массовые обоснованные жалобы предпринимателей, и государство вынуждено было принять правовые меры к исправлению сложившейся ситуации. С августа 2001 г. вступил в силу ФЗ от 8 августа 2001 № 134- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I),ст. 3436 Федеральным закон устанавливаются: порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля; права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля, меры по защите их прав и законных интересов; обязанности органов государственного контроля и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю. Например, продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. Лишь в исключительных случаях срок может продлеваться, не более чем на один месяц. В отношении одного предпринимателя каждым органом государственного контроля плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. Внеплановые проверки проводятся лишь в случаях:
Ш ''получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
Ш возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
Ш обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений''. (ч. 5. ст. 7)
Вред, причиненный хозяйствующим субъектам вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Но стоит отметить, что действие этого закона не распространяется, однако, на все контрольно-надзорные акции государственных органов исполнительной власти. В частности, его положения не применяются, к отношениям, связанным с проведением налогового, валютного, бюджетного, таможенного, иммиграционного, государственного метрологического надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов на финансовом рынке; оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия и некоторым другим (п. 3.ст 1)
27 декабря 2002 г. был принят Федеральный закон N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (принят ГД ФС РФ 15.12.2002) // "Собрание законодательства РФ", 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140 Данный Закон полностью заменяет Законы РФ "О сертификации продукции и услуг" и "О стандартизации", которые утрачивают силу со дня введения его в действие. Закон имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей. С другой стороны, Закон предусматривает дальнейшую дебюрократизацию экономики, освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинальное повышение уровня правового регулирования в важной сфере деятельности. Закон устраняет еще имевшиеся остатки методов административного управления экономикой в части регулирования требований к продукции (работам, услугам), процессам ее производства и использования. Закон устанавливает принципиально новую систему государственного нормирования в данной области, систему нормативной документации, коренным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов, вносит ясность в многие понятия, порядок функционирования различных институтов в данной области, включая организацию государственного контроля, кардинально меняет порядок установления требований к проведению работ и оказанию услуг. Закон устанавливает на высшем юридическом уровне на основе Конституции РФ:
- порядок разработки, принятия, применения и исполнения общеобязательных государственных требований к продукции, процессам ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации;
- систему нормативных и рекомендательных актов, в которых закрепляются соответствующие требования к регулируемым объектам;
- порядок осуществления работ по стандартизации регулируемых объектов;
- порядок подтверждения соответствия регулируемых объектов обязательным или необязательным требованиям;
- порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением общеобязательных требований к регулируемым объектам;
Стоит отметить, что Президент РФ не раз обращался к проблеме упорядочения деятельности разного рода контрольных и надзорных инстанций. В эту деятельность помимо государственных органов вовлечены тысячи аккредитованных при них коммерческих организаций, «кормящихся» на проверках». Их предписания и штрафы, равно как поборы и взятки, - указал в Послании 2002 года В.В, Путин, - ложатся непомерным бременем и угнетают предпринимательство». Одно из возможных решений проблемы - внесение изменений в законы и подзаконные акты, которые уточнят и упорядочат полномочия соответствующих органов. В послании 2003 года проблема уже поставлена более широко - об устранении избыточных функций государственных органов. Президент РФ поставил задачу радикально сократить функции государственных органов, директивно ограничив «аппетиты» бюрократии. Вслед за этим, принципиальное значение для перспективы взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов получил Указ Президента РФ от 23 июля 2003г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». В числе приоритетных направлений реформы на первое место поставлено ограничение вмешательство государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования, а к одному из направлений внесено развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики Российская газета. 2003. 25 июля..
2.2. Второй вид объединяет формы и методы воздействия на предпринимательство государственных органов и органов МС, опираясь на которые, эти органы оказывают помощь и содействие предпринимателям в их работе, создают стимулы для развертывания предпринимательства вглубь и вширь.
2.2.1. В условиях создания социально ориентированной рыночной экономики с преобладанием в ней предпринимательского способа хозяйствования основной перспективной правовой формой сотрудничества госорганов с предпринимательством является - договор. так, руководители городских и иных муниципальных образований заключают договоры с производителями сельскохозяйственной продукции (хозяйственными товариществами и обществами, фермерами и др.) о закупке продовольствия; с предпринимательскими организациями, расположенными на территории соответствующего муниципального образования, - об их участии в работах по благоустройству этих территорий; с потребительскими обществами - о производстве пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли и т.д. Так, в Омске не один год действуют «Губернаторские ярмарки», на которых сельхозпроизводители реализуют, минуя посредников, свою продукцию.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы МС используют договорную форму в решении острых социальных проблем, таких, например, как смягчение материальных и моральных последствий безработицы. Согласно Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в РФ» они по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ. Эти работы проводятся главным образом в предпринимательских организациях независимо от форм собственности - на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных кооперативах, некоммерческих организациях. Отношения между органами МС, органами службы занятости и предпринимательскими организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.
Стоит отметить, что в договорной практике не изжиты еще рецидивы командно-бюрократической системы управления, когда в тексте договоров звучит приказной тон, явно в неравное положение ставятся партнеры органов МС. Нередки случаи, когда главы администраций своими постановлениями принуждают хозяйствующих субъектов в обязательном порядке заключать договоры с администрацией города об условиях функционирования и сотрудничества в экономическом и социальном развитии города. Иными словами, за счет предпринимателей решать проблемы, стоящие перед администрацией. Например, если предприниматели желали установить павильон, или торговый ларек на остановке муниципального транспорта, на них возлагалась обязанность изготавливать, устанавливать и следить за чистотой самого остановочного комплекса. Часто, в случае незаключения договора хозяйствующие субъекты фактически лишались возможности пользоваться электрической и тепловой энергией, водой и другими коммунальными услугами. Подобные решения глав администраций явно противоправны, т.к. они ограничивают самостоятельность предпринимателей и ущемляют их интересы.
2.2.2. Следующей формой сотрудничества является муниципальный заказ. Его формулировка дана в ст. 54 Федерального закона от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно ей органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Форма заказов давно уже практикуется и государством. 10 ноября 1994 г. был принят Федеральный закон № 60-ФЗ «О поставках товаров для федеральных государственных нужд» СЗ РФ. 1994. № 34. ст.3540, 2 декабря 1994 года «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3302 Далее правительство РФ 26 июня 1995 г. издало постановление № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках товаров для федеральных государственных нужд» СЗ РФ, 1995. № 28.ст. 2669, а Министерство экономики РФ в письме от 17 июля 1995 г. определило основные виды контрактных цен, применяемых при заключении государственных контрактов. Разновидностью государственного заказа является оборонный заказ. Специфика последнего - в цели заказа: поддержка необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации. Правительством РФ был принят федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» СЗ РФ 1996. №1 ст.6.
Согласно этим законам государственными заказчиками, утверждаемыми Правительством РФ, могут быть федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или государственные учреждения. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечение федеральных государственных нужд. При этом Правительство предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета. В качестве субъектов, выполняющих государственные заказы, могут выступать различные предпринимательские организации. Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов. Государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. Не допускается приобретение при выполнении государственного контракта продукции иностранного производства, за исключением случаев, когда производство аналогичных видов продукции в РФ невозможно или экономически нецелесообразно.
В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам на прибыль (доход), целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях. Указом Президента РФ от 25 июня 1997 г. № 630 установлено звание «Поставщик продукции для государственных нужд России» СЗ РФ 1997. № 26. ст. 3032.. Данное звание установлено в целях стимулирования российских предпринимателей. Поставщику, получившее данное звание предоставляется право соответствующей маркировки продукции и использования этого звания в рекламных целях. Для предпринимателей привлекательность быть поставщиком по государственному контракту состоит в надежных гарантиях рынка сбыта произведенных товар и оплаты за них. Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет федерального бюджета и привлекаемых для этих целей внебюджетных источников. Федеральные государственные нужды, и объемы их финансирования предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период. На сходной нормативно-правовой основе удовлетворяются нужды субъектов РФ.
В условиях экономической нестабильности стремление предпринимателей стать поставщиками по государственному контракту нередко приобретает явно противоправный оттенок. Поэтому 8 апреля 1997 г Президент РФ издал Указ № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» СЗ РФ. 1997. № 15. ст. 1756.. В целях пресечения злоупотреблений государственных и муниципальных служащих своим служебным положением при организации закупок продукции для государственных нужд установлено, что заказы на закупку товаров, работ и услуг, государственный и муниципальные контракты размещаются на конкурсной основе, если иной порядок не определен законом.
Заслуживает распространение опыт электронных торгов по закупке товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных нужд, накопленный в ряде субъектов РФ. Через Интернет к участию в торгах приглашаются все желающие. Торги проходят открыто и организованы так, что исключают любую возможность проявления и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.