На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик За последние годы в России приняты законодательные и нормативные акты, направленные на защиту прав и законных интересов детей, совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 24.12.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ
§ 2.1. Формы и методы профилактики
детской беспризорности и безнадзорности
За последние годы в России приняты новые законодательные и нормативные акты, направленные на защиту прав и законных интересов детей, совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на комплексное решение проблем детей, находящихся в социально-опасном положении Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. N 292-р (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. №732) включает в себя подпрограмму "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних («О Федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы // Собрание законодательства Российской Федерации (Москва).- 14.10.2002.- 041.- C.9778-9874), Российская газета (Москва).- 16.10.2002.- 196.- C.10-11;
В соответствии со статьей 84 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие законодательные акты Российской Федерации". Законопроект принят на заседании Государственной Думы 20 ноября 2002 года // Государственная Дума. Стенограмма заседаний (Москва). - 20.11.2002.- 202.- C.7-62
Постановление "Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечение их необходимыми видами довольствия".
в Совете Федерации прошли парламентские слушания Однако, по мнению выступившей на слушаниях руководителя Департамента по делам детей, женщин и семьи Минтруда России М.В. Гордеевой, за последние годы (2000-2001 гг.) благодаря предпринятым мерам и на законодательном уровне, и на уровне исполнительной власти удалось изменить тенденцию роста как количества преступлений несовершеннолетних, так и числа несовершеннолетних, их совершивших.
По словам М.В.Гордеевой, проблеме профилактики безнадзорности в 1999-2001 годах правительство уделяло особое внимание. Принято распоряжение Правительства N 736 от 10 мая 1999 года, предусматривающее реализацию федеральными органами исполнительной власти ряда конкретных действий по предупреждению детской безнадзорности. В 2000 году утвержден ряд нормативных актов, разработанных во исполнение нового Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в частности, постановления "Об утверждении примерных Положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", и "Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений".
Важное значение в становлении и развитии новой системы профилактической работы имеет начатая с 1997 года федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
М.В.Гордеева отметила, что в течение нескольких последних лет сохранялась неблагополучная ситуация с выплатой пособий. Однако, начиная с 2000 года, в результате принятых на федеральном уровне мер, положение с выплатой пособий удалось не только стабилизировать, но и впервые добиться сокращения долгов по ним.
По мнению М.В. Гордеевой, основным ядром системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних сегодня является сеть социозащитных учреждений, созданная за беспрецедентно короткий срок (в 1993 году в России было всего 4 социальных приюта).
Именно эти "спасательные" учреждения не позволили проблеме детской беспризорности вырасти до состояния катастрофы. В целом по стране в системе социальной защиты населения сегодня действуют: 793 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей), 1053 отделения профилактики безнадзорности и стационарных отделений для несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Только в 2000 году прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги более 266 тысяч детей.
По словам М.В.Гордеевой, благодаря созданию социозащитных учреждений, другим мерам, о которых говорилось выше, удалось в основном решить проблему детской безнадзорности, если следовать определению этого понятия, приведенному в Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Согласно этому закону дети-беспризорники и безнадзорные дети - это несколько разные по статусу категории детей. Количество беспризорных детей, то есть детей, которые остались без попечения родителей и без жилья, колеблется в пределах от 110до 123 тысяч. "Всех этих детей, - заметила Гордеева, - мы готовы забрать в социозащитные учреждения".
Сегодня проблема детской беспризорности не решена в двух регионах, прежде всего в Москве. Здесь действуют всего три социозащитных учреждения. В то же время именно в столицу, как и раньше - в годы войны и после революции, - бегут беспризорники. До 75% детей в Москве, которые остались без попечения родителей и попали в руки специалистов (в хорошем смысле этого слова), - это дети из стран СНГ. Основная проблема сегодня -создать в Москве систему социозащитных учреждений. Правда, 10 июля прошлого года Правительством Москвы принято постановление "О создании государственно-экспериментального учреждения "Городской центр профилактики бродяжничества, попрошайничества и правонарушений среди иногородних несовершеннолетних". Он круглосуточно будет принимать детей и подростков из всех регионов России и ближнего зарубежья. Более того, в соответствии с городской комплексной целевой программой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2001-2003 годах в Москве предполагается открыть 9 социальных приютов, 28 центров помощи семье и детям, 33 социальных отделения социальной помощи семье и детям в центрах социального обслуживания населения.
Естественно, не решена проблема безпризорности и в Чечне. В настоящее время Минтрудом России разработан план по созданию в республике социозащитных учреждений. М.В. Гордеева высказала надежду, что в ближайшие годы эта проблема будет решаться и там. По ее словам, в рамках реализации Федеральной целевой программы восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики предполагается восстановление 5 социозащитных учреждений для несовершеннолетних. Эту работу Минтруд России (государственный заказчик) проводит совместно с Госстроем России и Минтрудом Чеченской Республики.
Руководитель Департамента считает, что в основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. По ее мнению, государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категории детей, взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы - экономические, социальные, духовные, нравственные - для того, чтобы обеспечить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя в определенной степени отсутствие родительской заботы. Одновременно должна решаться стратегическая задача - обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
Таковы, по словам М.В. Гордеевой, приоритеты и результаты действий, предпринимаемых Минтрудом России, органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, отметила она, в сложившихся условиях социальная защита детей, оказавшихся в особо сложных обстоятельствах, несомненно, должна осуществляться на фоне мер силового противодействия этим негативным явлениям. Сегодня, к сожалению, не проработаны в необходимой степени вопросы осуществления контроля за миграцией, пресечения ее незаконных форм. Неконтролируемая миграция усугубляет ситуацию с детской беспризорностью.
М.В. Гордеева отметила необходимость дополнительного законодательного регулирования деятельности такого важнейшего субъекта, как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Принятый Государственной Думой в июне прошлого года Федеральный закон "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" не подписан Президентом Российской Федерации. Отсутствие на федеральном уровне современного правового обеспечения деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей правовой базы в субъектах Российской Федерации.
По мнению Н.В. Гордеевой, учитывая, что Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" вопросы образования комиссий и осуществления ими отдельных государственных полномочий относит к компетенции федерального центра и субъектов РФ, представляется целесообразным по итогам парламентских слушаний рекомендовать органам государственной власти субъектов РФ разработать и принять региональные нормативно-правовые акты по вопросам организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, укреплять комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в кадровом и организационно-техническом отношении. Кроме того, дополнительного правового регулирования (внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних") требуют также вопросы, связанные с осуществлением подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении безнадзорных и беспризорных детей, расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не имеющим места жительства. Они нашли отражение в законопроекте "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который подготовлен рабочей группой из представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Этот проект предусматривает также расширение круга прав несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, гуманизацию некоторых других положений указанного Федерального закона. Кстати, этот закон, как уже было сказано, стал мощным стимулом развития сети социальных учреждений, укрепления межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Только за 2000 (первый полный год реализации Закона) в субъектах Российской Федерации было создано 92 (!) новых специализированных учреждения для несовершеннолетних. Однако при утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах (одно учреждение -на 5-10 тысяч детского населения) потребности в такого рода учреждениях удовлетворены лишь на 22%.
В заключение М.В. Гордеева отметила, что сегодня перед Минтрудом России, субъектами Российской Федерации стоит задача не только продолжить работу по количественному развитию сети учреждений, но и вносить необходимые коррективы в ее структуру: соотношение учреждений разного типа (приютов для оказания экстренной помощи и социально-реабилитационных центров, сочетающих реабилитационную и профилактическую, патронажную работу), географию размещения (например, в Курганской, Курской, Кировской областях. Республике Калмыкия до настоящего времени действуют по 2-3 учреждения). Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять меры по приведению системы социозащитных учреждений для несовершеннолетних в соответствие с положениями Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 г. N896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".
По результатам парламентских слушаний были приняты рекомендации. Высказаны пожелания: обеспечить в полном объеме финансирование федеральных программ, направленных на поддержку детства и мероприятий по профилактике беспризорности и преступности несовершеннолетних; продолжить законотворческую деятельность по совершенствованию правовой базы реализации законных прав и интересов несовершеннолетних; принять дополнения и изменения в законодательные акты и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", предусматривающие процедуру рассмотрения в судах материалов о помещении несовершеннолетних в центры временной изоляции и в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и др. Н.ТКАЧ "ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ". // Социальное обеспечение (Москва).- 21.01.2002.- 001.- C.18-23

***
В Министерстве внутренних дел России состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск в 2002 году. В нем приняли участие Президент Российской Федерации Владимир Путин, руководители Администрации Президента Российской Федерации, высших судебных, контрольно-административных органов страны, федеральных органов исполнительной власти, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Роли органов внутренних дел в реализации комплекса мер по обеспечению общественной безопасности и правопорядка было посвящено выступление Президента России Владимира Путина на расширенном заседании Коллегии МВД РФ.
С докладом об итогах работы за год выступил министр внутренних дел России Борис Грызлов. Открывая заседание, министр внутренних дел России Борис Грызлов сказал, что его участникам предстоит дать объективную оценку состояния преступности в стране, отметить, насколько адекватны принимаемые органами внутренних дел меры по обеспечению внутренней безопасности России, что необходимо предпринять дополнительно для стабилизации общества и экономики, пресечения проникновения криминалитета во властные структуры и предотвращения террористической угрозы. Глава ведомства отметил также необходимость разобраться в причинах допущенных просчетов, наметить пути повышения эффективности в работе.
Около 700 тысяч детей и несовершеннолетних, находившихся в социально опасном положении, были возвращены родителям сотрудниками милиции, помещены в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, медицинские и социальные учреждения. Трудоустроено более 1 миллиона 300 тысяч несовершеннолетних.
На совещании с членами правительства Президент потребовал незамедлительных мер по борьбе с детской безнадзорностью. Жесткость постановки понятна: проблемой занимаются несколько ведомств, написана груда целевых программ, а бездомных детей пока меньше не становится.
В тексте поручения говорится: "Детская безнадзорность и беспризорность, криминализация подростковой среды в стране достигли угрожающих размеров". Владимир Путин не первый раз обращает внимание правительства на проблему беспризорности. Еще 30 мая 2001 года Совет безопасности признал, что детская беспризорность и безнадзорность несет угрозу национальной безопасности страны и общественной стабильности. 7 июня 2001 года Президент предлагал правительству "решать на современном уровне" проблемы детской беспризорности и безнадзорности.
Однако, судя по всему, проблема с мертвой точки не сдвинулась - по словам вице-премьера Валентины Матвиенко, ежегодно в России появляются 100 тысяч новых сирот. В России 4 министерства занимаются беспризорниками, но они не смогли даже сосчитать бездомных детей.
Несмотря на обилие целевых программ, у российских ведомств, похоже, отсутствует координация в борьбе с причинами детской беспризорности. Милиция - ловит, педагоги - учат, врачи - лечат, юристы - судят. А у семинянек, как известно, дитя без глазу. По-видимому, без кардинальных изменений в сфере экономики, контроля над беспризорностью ситуация в российских городах не исправится.
И не случайно Президент России Владимир Путин дал поручение премьер-министру Михаилу Касьянову принять незамедлительные меры по решению проблем детской беспризорности. в понедельник Президент РФ Владимир Путин дал поручение премьер-министру Михаилу Касьянову принять незамедлительные меры по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности, подчеркнув, что это постыдное явление, а вместе с ним и подростковая преступность достигли угрожающих размеров. Не надо думать, что проблема не разрешима. В более тяжелые времена, когда устанавливалась советская власть, государство нашло методы не только борьбы с беспризорщиной, но и работы с детьми.Неужели сейчас экономические условия не позволяют сделать это? Сазонов Ю. А Гаврошей все больше... // Парламентская газета. - 2002. - 16 янв.
По оценкам правительства, в России около миллиона несовершеннолетних беспризорников. По данным Генеральной прокуратуры, на улице находится около 2 миллионов беспризорных детей. Короп Е. Сироты - кремлевские // Известия. - 2002. - 16 янв.
По оценкам правительственных экспертов, в стране сейчас насчитывается около миллиона беспризорных детей, при этом 90 процентов из них - при живых родителях. С каждым годом увеличивается количество взрослых, лишенных родительских прав. В прошлом году таких было уже 43 тысячи.
Что делается для обездоленных ребятишек? Быстро развивается сеть специализированных детских социальных учреждений. Если в 1993 году в стране было всего 4 приюта, то теперь их более 700, почти полторы тысячи детских интернатов. И все же, во-первых, этого совершенно недостаточно, во-вторых, только таким способом проблему, похоже, не решить.
По мнению Владимира Путина, проблема детства пока решается неэффективно, ею необходимо неформально и системно заниматься на всех уровнях власти, но координация должна быть за Правительством. Как заверила Валентина Матвиенко, Правительство вместе со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами сейчас готовит новые, действенные предложения, которые должны быть направлены на комплексное решение проблемы. Все эти предложения планируется рассмотреть на заседании Правительства в начале февраля. Смолякова Т. Проблема перестала быть беспризорной // Российская газета. - 2002. - 16 янв. -
По заявлению представителей аппарата вице-премьера Валентины Матвиенко, которая вчера обсуждала вопросы детской беспризорности с Владимиром Путиным, эта проблема решена во всех регионах страны, кроме Москвы и Чечни. В мятежной республике продолжается война. В столице тоже идут боевые действия, скрытые от подавляющего большинства москвичей: иногородние беспризорники отвоевывают себе место под московским солнцем. Да и в крупных городах России ситуация, вопреки мнению правительственных советников, напоминает столичную - это подтверждают сообщения собственных корреспондентов "Известий".
В Москву, как в чеховские времена, со всей России стремятся богатые взрослые. В столицу же, как в нелегкое послевоенное время, съезжаются бедные дети: выходцы из неблагополучных семей, воспитанники детских домов и интернатов. Здесь есть теплое метро и тысячи чердаков и подвалов, плотно запереть которые не смогли даже после чудовищных взрывов жилых домов в сентябре 1999 года. Тут можно заработать копейку, а если повезет, впервые в жизни пощупать настоящие доллары. В столице можно почти безнаказанно "щипать" богатеньких взрослых, можно воровать из магазинов, просить в переходах милостыню. В конце концов, если будет совсем плохо, можно очень дорого продать свое тело: спрос на такие услуги в Москве огромный.
- По моим сведениям, сейчас беспризорных детей в столице насчитывается от 40 до 50 тысяч человек, - сообщил "Известиям" депутат Московской городской думы Евгений Балашов. - Решить проблему безнадзорных детей без создания специального органа, который будет отвечать за их судьбу, невозможно. Выделяемые на это дело бюджетные деньги распыляются среди разных ведомств и уходят в никуда.
Московская милиция справиться с малолетними гостями столицы не в состоянии. В единственный центр временной изоляции несовершеннолетних, расположенный на Алтуфьевском шоссе, запрещено сдавать иногородних, которых среди "московских" беспризорников абсолютное большинство. На Курском вокзале, территория которого делится между линейным и московским отделениями милиции, беспризорники чувствуют себя достаточно вольготно. Однако сотрудники органов, которые по идее должны бороться с беспризорностью, сами не прочь нажиться на детях.
- Сидишь в переходе, просишь милостыню, подходит мент и забирает у тебя все бумажные деньги, - заявил "Известиям" 13-летний Женя, который сбежал в столицу от пьющих родителей из Орехово-Зуева. - Оставляет только мелочь: им всегда на водку не хватает.
По информации Леонида Новикова, отдел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних УВД Владимирской области проводит рейды именно на Курском вокзале Москвы. Как сообщил "Известиям" начальник отдела подполковник Вячеслав Животовский, примерно за 4 часа работы на вокзале удалось задержать 30 подростков, причем половина из них оказалась из Владимирской области. Многим из них удается устроиться в столице куда лучше, чем в провинциальном городе.
- Мои сотрудники курят "Приму", а ударившиеся в бега подростки из Владимира предпочитают исключительно "Мальборо", - заметил Вячеслав Животовский. - Можно только догадываться, как они зарабатывают на жизнь - попрошайничают, воруют или грабят.
В остальных крупных городах России, поставляющих беспризорников в Москву, ситуация тоже печальная. Дети из сельских районов той или иной области или республики бегут в областной центр, где, как и в российской столице, можно прокормиться.
Как сообщает Сергей Березин, совсем недавно в Республике Бурятия началась разработка системы мер по искоренению детской безнадзорности.По данным официальной статистики, в регионе насчитывается около 900 несовершеннолетних, из них около 160 детей не посещают школы. Президент республики Леонид Потапов, который из окон своего кабинета каждый день видит десятки беспризорников, тусующихся на главной новогодней елке Улан-Удэ, устроенной на центральной площади города, считает, что следует ужесточить ответственность родителей за невыполнение своих обязанностей, активнее стимулировать создание семейных детских домов и создать кадетские классы для безнадзорных детей. Необходимо отметить, что у бурят и семейских (старообрядцев), издавна населяющих земли за Байкалом, никогда не отдавали сирот в приюты. Детей, оставшихся без родителей, принимали на воспитание семьи родственников.
Как сообщает Индира Квятковская из Уфы, в Башкирии действуют 28 детских домов, но приоритетным направлением стало устройство детей в семьи: из выявленных 3227 беспризорных детей 2400 уже переданы на воспитание в семьи граждан. Гетманский К. Провинциальные беспризорники бегут в Москву // Известия. - 2002. - 16 янв. -
вот парадокс: мы даже не знаем подлинных масштабов этой национальной трагедии. Знаем только, что беспризорных и безнадзорных детей сегодня больше, чем после кровопролитной Отечественной войны. В печати приводятся разные цифры: от 2, 5 миллиона малолетних бродяжек (по данным МВД РФ) до 4 миллионов (данные независимых экспертов). Многие из них не учатся в школах и растут неграмотными. Но власть, общество в последнее десятилетие как бы не замечали происходящей драмы. По крайней мере мирились с ней. Поэтому теперь, когда президент заявил о своей обеспокоенности, признав, что "детская безнадзорность и беспризорность, криминализация подростковой среды в стране достигли угрожающих размеров", появилась надежда на перемены к лучшему. Вчера вице-премьер Валентина Матвиенко уже докладывала президенту о мерах, предлагаемых правительством для борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью. Мы попросили специалистов, работающих с детьми, высказать на этот счет свое мнение и свои предложения.
Александр ПОНОМАРЕВ, советник уполномоченного по правам человека в РФ:
- Мы должны определиться, с чем боремся: с беспризорностью и безнадзорностью или с причинами, которые их породили. Если с явлением, то надо искать нового Дзержинского или по крайней мере Макаренко, открывать новые приюты. А чтобы ликвидировать причины, необходимо в корне менять социальную политику. Если не всякий взрослый способен сегодня найти место в жизни, то каково приходится детям? Их даже никто не возьмет на работу.
Андрей МАЯКОВ (служба помощи детям-сиротам комитета "За гражданские права"):
- Мы регулярно проводим рейды по столичным вокзалам, в метро, в других злачных местах, где привычно собираются дети-бродяжки. Зимой их численность обычно падает - просто холодно. Больше всего иногородних - из Молдавии, Чувашии, Украины, но много и из Подмосковья. За последний год нам удалось отправить домой 630 беспризорников. Но 140 из них опять вернулись на столичные вокзалы, четверо совершили преступления, в том числе два убийства. Но чаще они сами становятся жертвами взрослых преступников. Например, на станции метро "Китай-город" промышляют гомосексуалисты и педофилы. На Ярославском вокзале бегают девчушки и открыто предлагают: "Девочка не нужна?" Милиция, судя по всему, закрывает на это глаза, а бывает, и сама попустительствует извращенцам. Это не домысел - по таким случаям уже возбуждались уголовные дела.
Конечно, дети торгуют собой не от хорошей жизни. Многих заставляет нужда. Но кто-то уже вкусил "легких" денег и ездит в Москву на заработки. Попрошайки иной раз получают до 500 рублей в день, а дети-проститутки - и до 500 долларов США. Но судьба их плачевна. Вот попался нам недавно тринадцатилетний мальчишка. Его сбила машина. Нога уже гниет, возможно, заражение крови. Куда его везти? В Москве всего 10 приютов на 400 мест. Иногородних туда практически не пускают. Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, как известно, не принимает беспризорников, если они не совершили никакого преступления. Таких милиция везет к нам, в Медведково. Мы принимаем до 30 детей-бродяжек в день. Разбираемся и отправляем домой. Эту работу по возвращению детей в семьи можно было бы улучшить с помощью студентов-волонтеров, которые могли бы этим заниматься в свободное от учебы время. Особенно хорошая практика была бы для студентов юрфаков. У нашего комитета сейчас есть договоренность по этому поводу с четырьмя московскими социальными колледжами, которые согласны помогать нам в работе с беспризорниками. В Москве их, по последним официальным данным, 7 тысяч. Ситуацию можно улучшить, если не мешать деятельности общественных организаций. Но, например, жители дома, где находится наш комитет, весьма недовольны, что сюда со всей Москвы везут беспризорников. Но кто-то ведь должен ими заниматься.
Владимир ПАНФИЛОВ, начальник 15-го отдела ГУУР службы криминальной милиции МВД России:
- Опасны не беспризорники - это просто дети, как правило, из неблагополучных семей. Опасна криминальная среда, в которую они попадают. Мы, например, занимаемся розыском пропавших детей. Ежегодно милиция регистрирует около 17 тысяч заявлений по поводу исчезновения детей. Сразу скажу: более 92 процентов беглецов находим. Это как раз и есть безнадзорные и беспризорные дети. Родители многих пьют, бьют, не работают. Если не менять социально-экономическую ситуацию в стране, то эти дети так и будут убегать из домов и бродить по железнодорожным путям, спать в переходах метро вместе с бездомными собаками. Нестерова О. Горчайшая из бед // Труд. - 2002. - 16 янв. -
на отсутствие разного рода государственных программ и сейчас жаловаться не приходится. Вот только все эти "Дети России", "Дети улиц" и прочие сложносочиненные межведомственные комплексные документы (по большей части исправно финансируемые) почему-то не дают желаемого эффекта: количество беспризорников неуклонно растет. Сейчас их, по разным оценкам, от 500 тыс. до 5 млн! Точную цифру не может назвать никто, и сей факт служит самым наглядным свидетельством "безнадзорности" самой проблемы. Теперь, может, хоть президент приглядит. Корня А. Трудная "дорога к дому" // Время МН. - 2002. - 16 янв. -
гражданской войны нет, уровень жизни населения, если верить официальным источникам, упорно растет. Безработица падает. А на улицы ежегодно попадает более 100 тыс. детей. При этом около 90 проц. беспризорников являются "социальными сиротами". Алкоголизм по-прежнему остается основной причиной принудительного лишения родительских прав. Но каждый десятый ребенок, по данным экспертов, убегает из вполне материально и социально благополучной семьи.
Это симптоматично, даже если абстрагироваться от ценностей чисто гуманитарного порядка. Если вспомнить, что семья - основная ячейка государства. (В подтверждение этого постулата совсем не обязательно апеллировать к Марксу, достаточно вспомнить, что в самой сильной на данный момент в мире империи - США, культ семьи возведен в ранг национальной ценности. А пренебрежение подобными ценностями чревато "Моникагейтом".)
В России основная ячейка терпит крах: почти каждого третьего ребенка у нас рождает женщина, вообще не состоящая в зарегистрированном браке. И тут вряд ли спасет очередная федеральная программа - даже если органы соцзащиты, как пообещала Матвиенко, возьмут на учет все неблагополучные семьи, а Минобразования - всех детей школьного возраста.
Комплексное решение проблемы детской беспризорности, к сожалению, - дело будущего, причем не близкого. Пока представители федеральной власти лишь начинают задумываться о том, что делать с детьми и подростками, лишенными родительского внимания и оказавшимися под влиянием улицы. На уровне регионов, правда, предпринимаются отдельные попытки выведения беспризорников из "социально опасного положения". Программа профилактики беспризорности начала действовать на Алтае, где комитет по социальной защите населения создает детские приюты в ряде городов края. На это из регионального бюджета выделено 3 млн руб. Центр реабилитации детей-беспризорников под названием "Дорога к дому" создан в лесу под Тамбовом. Но это подсобное хозяйство, где дети могут обучиться ремеслам и приобрести трудовые навыки, создано и существует лишь на средства спонсоров. В Москве правозащитник Андрей Бабушкин создал общественный приемник "Маленькие беглецы". Но и здесь нет ни средств, ни достаточной площади - в старой "коммуналке" есть места лишь для 20 детей. Поэтому их, брошенных или сбежавших из дома, приходится вскоре передавать в семьи или специализированные организации. Корня А. Трудная "дорога к дому" // Время МН. - 2002. - 16 янв

С цифрами статистики, как всегда, все не так просто. Еще год-два назад все соревновались в озвучивании страшных данных. Миллион беспризорников. Два. Пять. Особенно впечатляла последняя цифра. С учетом того, что детей у нас всего тридцать пять миллионов, получалось, что каждый седьмой ребенок - беспризорник. Нам наиболее реальной казалась тогда статистика Минтруда - 1 миллион ("Гавроши XXI века". - "ЛГ", 2002, N 7). Однако ближе всего к истине оказалось Министерство образования, утверждающее, что беглецов не более 500 тысяч.
В прошлом году с улиц, вокзалов и чердаков было изъято 610 тысяч "гаврошей". За восемь месяцев нынешнего выловили 407 тысяч беглецов. 320 тысяч вернули родителям, 87 тысяч отправили в приюты и детские дома. Открыли 1220 учреждений временного пребывания более чем на 40 тысяч коек, и сейчас детей там меньше, чем мест. Впрочем, беда в том, что, несмотря на принимаемые меры, число сирот растет.
До начала кампании их было около 700 тысяч, сейчас - более 700 тысяч. И тогда и ныне 90% - социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. И тогда они бежали из детских домов и интернатов, и сейчас бегут. В начале перестройки казалось, что самая большая проблема казенных домов - их нищета и вороватость руководителей вкупе с равнодушием и жестокостью. Поменяли директоров, закупили новую мебель и оборудование, отказались от униформы, стали лучше кормить. Однако дети продолжали бежать, а выпускники никак не желали социализироваться . Людмила МАЗУРОВА Подранки. // Литературная газета (Москва).- 29.10.2003.- 044.- C.6
За 10 постсоветских лет правительство приняло 140 законов и нормативных актов о защите прав детей
В стране уже действует несколько программ, например "Дети России", но число беспризорников от этого не уменьшилось. По мнению Веры Лекаревой, необходимо принять единую концепцию борьбы с беспризорностью и наркоманией и выделять под нее деньги - не менее 1 миллиарда рублей каждому региону ежегодно.
Из 700 тысяч сирот 95 процентов имеют живых родителей. Это - дети, которые уходят из дома или попадают в приюты из-за жестокого обращения в семье. Вчера Владимир Путин даже предложил правительству разработать специальную программу действий по укреплению семьи. Короп Е. Сироты - кремлевские // Известия. - 2002. - 16 янв. -
Недостаточное внимание государства к социальной молодежной политике, отсутствие ювенальной юстиции при широкомасштабном применении репрессивных мер по отношению к молодым правонарушителям, сверхвысокий уровень детской и подростковой безнадзорности и беспризорности делает невозможным обеспечение специальной защиты детей и молодежи от физической опасности и моральных травм, нарушает права детей на социальную и юридическую помощь.
Вопросы детства, защиты прав и законных интересов ребенка находятся в центре внимания работы института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах.
Еще в 1999 году в обращении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации к председателю Правительства Российской Федерации отмечалось, что проблема беспризорных детей приобрела в России характер гуманитарной катастрофы. (Защита прав человека. Сборник документов: 1998 - 2000. - М.: Юридическая литература, 2001. С.543.). Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова в 2002 году. // Российская газета (Москва).- 15.07.2003.- 140.- C.10
Правовой основой воспитания и образования несовершеннолетних детей являются соответствующие нормы Семейного кодекса РФ. Принципиальное значение имеет закрепление в п. 1 ст. 63 СК РФ положения о том, что родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В этой связи вполне обоснованно установление СК РФ ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35 КоАП РФ), гражданско-правовой (ст. 1073-1075 ГК РФ), семейно-правовой (ст. 69 и 73 СК РФ); уголовной (ст. 156 УК РФ). Планом первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 года, было предусмотрено подготовить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних (7. См.: СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1057.). Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 года N 154 "О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год"(17. См.: СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1057.) (п. 11) предполагается создание правовой базы для формирования банков данных субъектов Российской Федерации и банков данных органов местного самоуправления о несовершеннолетних, не посещающих по неуважительным причинам образовательные учреждения. Л. М. Пчелинцева ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. // Журнал российского права (Москва).- 24.02.2003.- 002.- C.43-50

Из Государственного доклада 2002 г. "О положении детей в Российской Федерации".
Главной причиной детской безнадзорности и беспризорности остается семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей.
Мерам административного воздействия за злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей в 2001 г. были подвергнуты 253 тыс. родителей (в 2000 г. - 248 тыс., в 1999 г. -237, 8 тыс.), в суды направлено 36 тыс. материалов для решения вопроса о лишении родительских прав (в 2000 г - 33 тыс., в 1999 г. - 30, 4 тыс.). Увеличилось число родителей, привлеченных к уголовной ответственности за неисполнение своих обязанностей (в 2001 г. 2, 7 тыс. человек, в 2000 г. - 2, 5 тыс. человек).
В течение 2001 г. органами внутренних дел проводилась работа с 289, 8 тыс. родителей (опекунов, попечителей), не исполняющими или ненадлежащим образом исполняющими свои обязанности по воспитанию детей (в 2000 г. -276, 7 тыс., в 1999 г. - 254, 6 тыс.). Объявлялся местный или федеральный розыск в отношении более 43, 9 тыс. несовершеннолетних, что на 12, 6% больше, чем в 2000 г., и на 28, 4% больше, чем в 1999 г. Из общего числа объявленных в розыск несовершеннолетних 29, 9 тыс. человек ушли из дома, 12, 8 тыс. - из государственных учреждений. В результате предпринятых мер разыскано 41, 2 тыс. несовершеннолетних (93, 8% от числа объявленных в розыск)...
...Предметом изучения Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации и последующих действий органов государственной власти в 2001 году были проблемы полной реализации Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", перспективы расширения сети специализированных учреждений закрытого и открытого типа, повышения их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, проблемы защиты прав детей в Чеченской Республике и другие вопросы.
Вопрос о детской безнадзорности как об одном из кризисных явлений в социальной сфере в мае 2001 года был рассмотрен на заседании Совета Безопасности Российской Федерации. Приняты решения, направленные на создание условий для повышения эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, внедрение новых форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемных семей и др.), развитие методов общей профилактики в работе с семьями и детьми...
Основное звено системы профилактики безнадзорности и беспризорности -сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. На 1 января 2002 года в Российской Федерации действовало 911 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (на 1 января 2001 года - 793), 754 стационарных отделения для несовершеннолетних (на 1 января 2001 года - 746), 430 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей (на 1 января 2001 года - 307). В течение 2001 года указанными учреждениями были предоставлены социальные услуги 340 тыс. несовершеннолетних. Приоритетным направлением деятельности учреждений остается работа с семьей по ликвидации трудной жизненной ситуации и возвращению в нее ребенка по окончании социальной реабилитации. Из 129, 3 тыс.детей, находящихся в стационарных отделениях учреждений, 62% детей возвращены в родные семьи. В целом в учреждениях социального обслуживания семьи и детей всех видов и типов в 2001 году прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3, 6 млн. несовершеннолетних (в 2000 году - 3, 2 млн.). В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляли более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 56 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа.
Однако потребности регионов в такого рода учреждениях удовлетворены далеко не полностью. Особенно тревожным положение было в Москве, Курганской, Курской, Кировской областях, Республике Калмыкия, Чеченской Республике, где открыто по 2 - 3 учреждения. Крайне медленно развивается сеть специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Более половины субъектов Российской Федерации не имеют таких учреждений.
Особое внимание уделялось различным методикам реабилитации беспризорных и безнадзорных детей, формированию у них позитивных жизненных навыков, трудовой мотивации и трудовых навыков, профессиональной ориентации. С этой целью за счет средств федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" социозащитные учреждения помимо бытового оборудования и автотранспорта оснащались развивающим оборудованием, в них организовывались комнаты психологической разгрузки, швейные, столярные и автомастерские. Осуществлялась отработка методик создания семейных воспитательных групп, что позволяет проводить социальную реабилитацию несовершеннолетних в условиях семьи.
Особое внимание в 2001 году было уделено созданию и развитию специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, служб перевозки несовершеннолетних по территории Российской Федерации. Принято постановление Минтруда России от 27 августа 2001 г. N 62, которым разъяснены вопросы по осуществлению и финансированию деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений. Проблемным оставался вопрос о возвращении к месту постоянного проживания беспризорных несовершеннолетних из других государств. В целях правового регулирования вопросов возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания МВД России, Минтруд России, Генеральная прокуратура России в течение 2001 года участвовали в разработке проекта соответствующего Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств. В 2001 году продолжилось создание в регионах специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляющих прием и перевозку по территории Российской Федерации совершеннолетних, самовольно ушедших из семей и детских учреждений, к месту их постоянного проживания. К концу года такие учреждения созданы практически во всех субъектах Российской Федерации. Органами исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Дагестан, Хабаровского края, Белгородской, Смоленской и Оренбургской областей начата работа по созданию транзитных учреждений, осуществляющих перевозку детей в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств.
Вместе с тем, оценивая некоторые положительные результаты деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые в 2001 году меры оставались недостаточно адекватными остроте проблемы детской безнадзорности.
Оставались нерешенными в 2001 году вопросы в сфере нормативно-правового обеспечения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Дополнительного правового регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении беспризорных детей.
Недостаточно четко определены механизмы и организационно-правовые формы взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности. Координация их действий, направленных на решение конкретных проблем детей, нуждающихся в поддержке государства, недостаточно отработана. Региональные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав пока не могут эту функцию реализовать в полной мере, так как остро нуждаются в скорейшем обновлении правовой базы их деятельности.
В целях совершенствования работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо: федеральным органам исполнительной власти: внести изменения и дополнения в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", другие правовые акты в части расширения возможностей органов внутренних дел по реализации профилактических функций в отношении беспризорных детей; подготовить предложения по правовому обеспечению деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по возвращению детей в государства их постоянного проживания; разработать предложения по созданию межведомственной системы социальной адаптации выпускников детских интернатных и реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний; разработать и принять на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) планы дополнительных мер по решению проблем беспризорности и безнадзорности, включающие в себя вопросы по нормативно-правовому, организационно-управленческому, информационному, финансовому обеспечению.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа ситуации в регионе принять меры: по созданию в каждом регионе оптимальной сети учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитию системы образовательных, досуговых и оздоровительных учреждений дополнительного образования детей; по разработке региональных нормативно-правовых актов по вопросам организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления; межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений; семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по разработке и реализации в полном объеме региональных программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и учету детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, оказанию им необходимой помощи, обеспечению получения ими обязательного основного общего образования; по привлечению дополнительных финансовых, организационно-управленческих, кадровых ресурсов для решения проблемы; по развитию партнерских отношений с неправительственными организациями, коммерческими структурами, активному использованию их потенциала в осуществлении программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. // Юридическая газета (Москва).- 27.08.2003.- 35.- C.13
В 1999 году в России был принят федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принципиально изменивший формы и методы этой работы. Как и в других цивилизованных странах, "карательные" милицейские органы отныне "опекают" лишь тех несовершеннолетних, которые совершили уголовно наказуемые деяния. Заниматься же социальной реабилитацией и перевоспитанием "трудных" подростков призваны гражданские ведомства в лице комиссий по делам несовершеннолетних, органов соцзащиты, образования, опеки и попечительства, по делам молодежи, здравоохранения, службы занятости. И это правильно. Ребенку из "неблагополучной" семьи нужен не столько милицейский окрик, сколько забота психолога и педагога, помощь в обретении своего места в жизни и обществе. Постановлением главы Хабаровской краевой администрации утверждена программа по борьбе с правонарушениями и безнадзорностью несовершеннолетних на 2001 - 2003 годы. Кирилл ПАРТЫКА СЕМЬ НЯНЕК ДЛЯ НОВЫХ ГАВРОШЕЙ. // Тихоокеанская звезда (Хабаровск).- 21.06.2001.- 106
Следует заметить, что в профилактике детской преступности это играет основную роль. Ведь, к сожалению, в последнее время контингент малолетних правонарушителей значительно "помолодел". На учете районного отдела внутренних дел, а также комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят дети 8-10 лет. Работать с ними очень трудно. Но, несмотря на это, в районе ведется целенаправленная борьба с детской преступностью. А главным в этой борьбе, как известно, является ее профилактика. В.ПРОКОПЧУК, Чернянский район ЗАЩИТИТЬ ОТ НЕЧИСТИ - ДЕЛО НАШЕЙ ЧЕСТИ. // Белгородские известия (Белгород).- 14.01.2003.- 005.- C.3
В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
Королев Юрий Андреевич - ведущий научный сотрудник отдела по правовому обеспечению сотрудничества государств - участников СНГ ИЗиСП, кандидат юридических наук.
В Российской Федерации, как и в остальных государствах - участниках СНГ, все более опасным становится процесс распространения детской безнадзорности и беспризорности, зачастую приводящих несовершеннолетних в криминальную среду. Эти явления представляют собой один из факторов угрозы национальной безопасности России и всего Содружества Число безнадзорных детей все возрастает. По официальным данным социальной статистики РФ, их около 700 тыс., а по неофициальным - до 4 млн. Источник - главным образом неполные и неблагополучные семьи, которых около 20 процентов.
Примерно такую же в процентном отношении картину можно наблюдать и в остальных странах Содружества. Особенно неблагополучно положение в Таджикистане, Азербайджане, Казахстане.
Конечно, такая тревожная ситуация во многом основывается на общем (сложном) экономическом и социальном положении стран Содружества, правовой незащищенности детства. Дети из неблагополучных семей, из сельской местности уезжают в большие города, часто под воздействием фактической бедности, пьянства и побоев со стороны родителей. Пособия на детей крайне незначительны и не обеспечивают прожиточного минимума. Подростки зачастую вынуждены сами добывать питание воровством, попрошайничеством. И это лишь часть причин беспризорности.
Существующие способы охраны интересов брошенных родителями детей или сирот не достигают своей цели из-за недостатка интернатов, спецшкол. Институт приемной семьи, несмотря на его закрепление в Семейном кодексе РФ и кодексах стран СНГ, не нашел должного развития ввиду сложности процесса усыновления. Слабо, иногда во вред юношеству, работают средства массовой информации, поощряющие насилие, жестокость и разврат среди молодежи, показывающие негативные криминальные сюжеты.
Почти нигде, кроме Москвы, не приняты акты о защите детей от вредного воздействия СМИ, чье влияние разрушает их нравственное, психическое и духовное здоровье. Отсутствует педагогическая экспертиза видеопленок, фильмов, литературы. Просачиваются развращающие подростков кинофильмы, мюзиклы.
Все это при дальнейшем развитии может представлять серьезную национальную угрозу государствам Содружества, всему обществу. Поэтому в последние годы в России и в странах СНГ на первый план выходят вопросы профилактической работы с несовершеннолетними как со стороны родителей, семьи, так и педагогических и правоохранительных органов.
Наряду с общей воспитательной деятельностью всех здоровых сил общества особое значение сегодня имеют правовые средства профилактики, решение проблем девиантного поведения детей и подростков. Причем надо иметь в виду латентный характер целого ряда проступков молодежи и даже преступности, необходимость их учета в органах социальной статистики.
Новый этап противодействующих мероприятий со стороны государства и общества - борьба с распространяющейся криминализацией молодежи, особенно в подростковом возрасте. По инициативе российского Президента к проблемам неблагополучного детства привлечено внимание всех общественных сил.
Исследователи - ученые и практики - отмечают, что жизненное становление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социализация, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности, их успешная интеграция в общество в современных условиях протекают крайне тяжело. И особенно тревожно, что в эту заведомо сложную социальную категорию нередко попадают и дети из благополучных семей, обеспеченные и ухоженные дома, но с низким моральным уровнем.
Если же говорить о детях, содержащихся в разного рода воспитательных учреждениях (а такие имеются во всех странах СНГ), то жизнь там подростков обычно крайне тяжела: они не получают достаточно положительных навыков, не встречаются с различными жизненными ситуациями, недостаточно образованны.
В результате девиантное поведение молодежи распространено как в самих этих учреждениях, так и вне их. Социальная компетентность подростков снижена, утеряна способность к маневру, к собственной выживаемости, толерантности. Во многом в результате негативных процессов, происходящих в государствах СНГ, несовершеннолетние не имеют правильного представления о труде и его эффективности, о естественных источниках существования и скатываются на путь бродяжничества, попрошайничества, откуда недалеко и до криминала. Вместе с этим происходит явное ослабление физического и психического здоровья, сопротивляемости негативным воздействиям.
Примеров бесконтрольного поведения подростков немало. В Москве на станции метро "Киевская" были задержаны двое несовершеннолетних, которые в вагоне избили гражданина Таджикистана. С множественными ушибами и черепно-мозговой травмой пострадавший был доставлен в Первую городскую больницу. Как заявляют сотрудники милиции, есть основания полагать, что задержанные принадлежат к экстремистской молодежной организации скинхедов.
В Ростове за участие в массовой драке задержаны 37 подростков. Она произошла в парке. В побоище участвовали две молодежные группировки из числа жителей города. Одна - армянская, а другая - некая "бригада РНЕ", в состав которой входили подростки. В результате драки два человека пострадали. Конфликт удалось локализовать только после того, как к месту происшествия были подтянуты дополнительные силы ростовской милиции.
Таким образом, как свидетельствует практика, только объединив меры воспитательного характера с воздействием правовых факторов, можно бороться с таким негативным социальным явлением, как безнадзорность и беспризорность подростков, ведущим к возникновению криминальной зависимости в поведении детей.
В Семейном кодексе России прямо говорится (ст. 63): "Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей". Это конкретная норма, в ней указано, что родители несут ответственность за воспитание и развитие детей - физическое, духовное и нравственное. Причем кроме ответственности в семейном законодательстве имеется и ответственность для отдельных случаев, как гражданская, так и уголовная. В кодексах других стран СНГ содержатся аналогичные нормы.
УК РФ (ст. 150, 151, 156, 157) предусматривает уголовную ответственность за вовлечение молодежи в преступную и антиобщественную деятельность, отсутствие воспитания, злостное уклонение от уплаты алиментов. Есть такие статьи и во всех УК стран СНГ.
Основные положения о порядке воспитания молодежи и профилактике криминального поведения изложены в таких нормативных актах, как Федеральный закон "Об основах государственной молодежной политики", в утвержденном распоряжением Правительства РФ в августе 2001 г. Плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 гг. Этим же Планом предусматривалось введение института Уполномоченного по правам ребенка в России, но такой закон до сих пор не принят.
В Государственной Думе в октябре 1999 г. обсуждался вопрос о неотложных мерах по предупреждению наркомании и токсикомании среди детей и молодежи. Но это еще не действующие законы. Основное же содержание правовых мер включено в различные ведомственные приказы и инструкции, положения о детских домах и интернатах.
Несомненно, что все эти нормативные или подзаконные акты включают в себя конкретные предложения о способах профилактики и борьбы с детской безнадзорностью и беспризорностью, сосредотачивая главное внимание не на проблемах карательного характера, а на воспитательных мерах в семье, в школе, воспитательных учреждениях и вообще в обществе.
Аналогичные мероприятия предусматриваются и непосредственно в правовой сфере государств - участников СНГ. На первое место в законодательстве выходят методы правильного воспитания молодежи как наиболее эффективного средства противодействия вовлечению ее в криминальные структуры, недопущения безнадзорности и беспризорности. Многие профилактические мероприятия воспитательного плана содержатся, например, в Законе Киргизии "О статусе учителя" от 14 января 2001 г., в Законе Казахстана "Об образовании" от 7 июня 1999 г., то есть в тех актах, которые направлены на профилактику.
Совершенно закономерно профилактика беспризорности и безнадзорности детей начинается с эффективного воспитания в семье и школе, с определения конкретных обязанностей родителей (содержащихся в семейных и уголовных кодексах всех государств СНГ), учителей и воспитателей. Так, в Молдавии действует правительственный акт "О государственной программе развития образования", в котором вопросы предотвращения возникновения безнадзорности школьников и беспризорности занимают значительное место.
Способы профилактики и непосредственной борьбы с негативными социальными явлениями весьма разнообразны, во многом они отвечают уровню развития самого общества и соотношению сил в нем, правовым решениям.
Одно из недавних мероприятий по отвлечению детей от улицы - создание городских кадетских школ-интернатов, которые находят все большее распространение в России и на Украине, в других республиках. Началось это с того, что отдельные воинские части брали так называемых сыновей полка (вначале детей-сирот, чьи родители были военнослужащими). Затем эта практика была продолжена созданием кадетских корпусов после принятия Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах в июне 1996 г. (1) Идет развитие спортивных учреждений, открываются плавательные бассейны, аквапарки.
Убрать детей с улицы, ликвидировать попрошайничество и воровство на вокзалах, в аэропортах и других местах скопления людей - прямая задача правоохранительных органов и общественности. В этой связи нельзя не отметить новую (а по правде говоря, хорошо забытую старую) инициативу создания при школах попечительских советов для решения основных вопросов организации школьной жизни, дисциплины и воспитания детей. Входящие в эти советы компетентные представители местной власти и родители могут приостановить процесс необоснованного отчисления учеников, поднять дисциплину среди учащихся.
Примеров работы с несовершеннолетними во всех государствах СНГ немало, причем если их общее направление единое, то методы и формы большей частью национальные.
В частности, в Казахстане недавно принято Постановление Верховного Суда "Об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким наказанием", под которое попало большое число несовершеннолетних, отбывающих наказание. По инициативе Правительства решено обновить Закон "О семье", учитывая усложнившуюся социальную обстановку в республике и новые проблемы воспитания молодежи. В связи с характерным для этой страны обострением наркомании создан единственный в СНГ Центр медицинско-социальных проблем наркомании в г. Павлограде, активно работает Центр по усыновлению, в котором на учете состоят сотни детей с неустроенной судьбой - кандидатов в беспризорники.
Диапазон способов профилактики и борьбы с детской безнадзорностью и беспризорностью очень широк. Но результаты пока достаточно скромны. В чем же причина такого положения? Полагаем, в определенном разрыве между принимаемыми на разных государственных уровнях решениями и практикой, реальностью. Ведь до настоящего времени и в Москве, Душанбе, Киеве и Астане на привокзальных площадях и центральных улицах, на рынках еще бродяжничают тысячи мальчишек и девчонок, которые предоставлены сами себе. Они нередко попадают под влияние криминальных структур со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таких фактов очень много, о них постоянно сообщается в СМИ. И хотя принимаются различные нормативные акты: законы, постановления, инструкции, - значительных сдвигов в этой сфере не видно.
Спецшколы, интернаты закрытого типа, кадетские корпуса, молодежные объединения, кое-где детские дома и, наконец, изоляторы тюремного типа - вот сегодняшние пути перевоспитания. Но они - для реальных правонарушителей, состоящих на учете и под наблюдением. Просто бродяг-малолетних, не учтенных нигде, гораздо больше - порядка миллиона. Что делать с ними?
Их нельзя пускать в сферу криминалитета. Нужны новые методы, пути, акты, препятствующие распространению этого социального зла, которое, несомненно, отразится на физическом и духовном здоровье следующего, да и нынешнего поколения. Они и называют себя "поколение "Next".
На этом сложном и длительном пути воспитания нового, нравственного поколения во всех странах СНГ следует создавать систему специализированных социальных служб для беспризорных детей и подростков: подкинутых, утративших семейные, родственные и другие социальные связи, отказавшихся жить в семье или находиться в учебно-воспитательных учреждениях, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию, задержанных за бродяжничество, подвергшихся физическому или психологическому унижению.
Пока еще нельзя говорить о заметных успехах в работе органов внутренних дел, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в государствах - участниках СНГ.
Вот лишь один пример из российской действительности. В сентябре 2002 года из интерната-спецпрофтехучилища строгого содержания убежали более 40 подростков в возрасте до 16 лет. Причина - неправильное поведение охраны и воспитателей. В течение длительного времени их не могли собрать и водворить обратно. А надо было бы пересмотреть уровень режима в такого рода исправительно-воспитательных учреждениях.
Во всех странах СНГ приняты соответствующие нормативные акты и инструкции по профилактике правонарушений среди подростков. Определенные успехи можно отметить на Украине и в Киргизии, где уровень преступности молодежи существенно снизился. Однако при этом надо иметь в виду, что происходят латентные процессы, которые сильно искажают официальную статистику и общую картину социальной жизни Содружества.
Пример такого нормативного акта в Узбекистане: "Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" от 1996 г. (с учетом поправок 1998 г.).
Результаты его действия пока неизвестны.
Немаловажным представляется и начавшееся введение в СНГ института Уполномоченного по правам ребенка. Основной задачей Уполномоченного становится защита прав сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Лицо, занимающее эту должность, может вносить в органы власти и местного самоуправления предложения о совершенствовании механизма защиты прав, свобод и интересов ребенка. Согласно, например, ст. 5 Закона г. Москвы, Уполномоченным по правам ребенка может быть гражданин РФ не моложе 30 лет, не совершивший порочащих его поступков, обладающий общественным авторитетом, а также знанием проблем детства и опытом защиты прав, свобод и законных интересов ребенка (2). При Уполномоченном состоит небольшой служебный аппарат, он пользуется содействием в своей работе всех государственных и общественных сил.
Как можно видеть, на эти посты назначаются весьма компетентные лица;
именно они могут организовать действенную профилактику угрожающей криминальности подростков.
Если же речь идет о "бродячих" подростках, которые чаще всего находятся под влиянием или даже в руках криминальных элементов, то законодательные решения идут в направлении изоляции детей от них. Как это сделать, не прибегая к полной изоляции типа лагерей, тюрем, - задача правоохранительно-воспитательных органов на самом высшем уровне в странах СНГ.
Немалую угрозу для беспризорных детей представляет распространение подростковой проституции, педофилии, порнографии. В странах СНГ в последние годы в уголовные кодексы введены специальные статьи, защищающие половую неприкосновенность детей и подростков, поскольку сексуальная эксплуатация даже малолетних не сокращается, несмотря на серьезные усилия, применяемые в борьбе с нею. Вот данные: по России количество такого рода преступлений за последние четыре года возросло в три раза. Это должно убедить законодателей всех стран Содружества в необходимости усилить ответственность за подобные преступления.
Не остаются в стороне и СМИ: полупорнофильмы, так называемая эротика заполняют кино- и телеэкраны. Не так давно прекращена деятельность компании "Голубая орхидея", раскинувшей свои "сети"-филиалы по всем странам СНГ. Между прочим, детская порнография в США наказывается многолетним заключением, и не условным, а реальным. Законодательство в странах Содружества значительно либеральнее.
В ряде стран СНГ приняты акты, расширяющие систему профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, - в нее включены обращение в суд, помещение подростков с девиантным поведением в центры временной изоляции и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Ждут своей разработки и принятия законы о государственной поддержке многодетных семей. Касается это, главным образом, стран, в которых популярна многодетность, - Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии и Туркменистана. На повестке дня парламентов - законопроекты о развитии детско-юношеского спорта, о социальной помощи несовершеннолетним, освободившимся от наказания, и о социальной реабилитации несовершеннолетних.
Вновь и вновь поднимается проблема альтернативных семейных форм и устройства детей, оставшихся без родительского попечения, - имеются в виду усыновление, приемные семьи и т. п. Это, конечно, при благоприятных обстоятельствах, наилучший выход для одинокого ребенка.
Усыновление предусмотрено во всех семейных кодексах и законах стран Содружества. Автору довелось принимать участие в конференции, посвященной международному усыновлению, на которой присутствовали специалисты всех государств СНГ, многих зарубежных фирм. На конференции превалировало мнение: предлагать больше детей на усыновление иностранцам. Участники также настойчиво рекомендовали зарубежное усыновление как панацею от всех наших социальных бед, фактически поощряя зарубежные и российские фирмы к продаже детей за рубеж. Автор, пожалуй, был единственным участником, выразившим негативное отношение к общему мнению, отметив, что усыновление надо распространять в собственных странах, беречь свой генофонд, охранять наше национальное достояние - детей. Дилеры, которых было большинство, проигнорировали позицию автора и одобрили расширение практики усыновления детей из стран СНГ иностранцами.
Усыновление детей практически из всех стран СНГ семьями из развитых западных государств внешне выглядит, конечно, весьма красиво. Там ребенка вылечат, и вырастет он настоящим человеком (Запада). Но практике известны вопиющие случаи использования малолетних детей для проведения чудовищных медицинских экспериментов или же просто продажи их сутенерам или педофилам. Конечно, во всех этих странах имеются надзорные инстанции, цель которых - борьба с коммерсантами от "благотворительности", совершающими подобные преступления. Несмотря на это, в СМИ часто появляются сообщения на эту тему.
Сегодня с образованием в России, да и в других государствах СНГ центров (банков) данных о детях, оставшихся без родительского попечения, о детях-сиротах или же просто брошенных, оставленных в силу различных причин матерями в родильных домах, положение с учетом и устройством таких детей значительно улучшилось, однако проблемы все еще остаются.
В государствах СНГ законодательство и практика активно противодействуют распространению этого социального зла - правда, не везде успешно.
В 2001 году в Республике Беларусь принят Закон "О государственной программе по усилению борьбы с преступностью на 2001-2003 годы". В пункте 11 Указа Президента Республики от 15 мая 2001 г. предложено продолжить работу по созданию многопрофильного и физкультурно-оздоровительного Центра для организации культурно-массовой и физическо-оздоровительной работы с молодежью, подростками и детьми по месту их жительства.
Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" был принят 16 апреля 2001 г. (3) и явился образцом для государств - участников СНГ. Такого рода законы уже приняты и в ряде регионов России, исходя из п. "к" ст. 72 Конституции РФ.
Банки данных о детях выполняют двойную функцию: с одной стороны, ни один брошенный ребенок не остается без учета, без внимания государства, а с другой - значительно облегчается процесс усыновления таких детей, устройства их в приемные семьи, установления опеки и попечительства, определения в интернаты и другие детские и подростковые учреждения, поскольку в этих банках имеются полные данные на каждого ребенка, оставшегося без родительского попечения. Кроме того, пресекается нелегальная продажа детей.Таким образом, банк данных служит еще одним средством выявления и устройства безнадзорных детей и подростков, изъятия их из криминальной среды. Следует только сказать, что работа эта находится в самом начале.
Несколько сложнее обстоит дело с принятием закона об Уполномоченном по правам ребенка, отсутствие которого стало сегодня серьезной опасностью для государства в связи с развитием детской безнадзорности и беспризорности.
Необходимость принятия такого закона в РФ обусловлена, кроме всего прочего, включением его в План действий по улучшению положения детей в России на 2001- 2002 гг. (п. 22). Состоялось несколько совещаний и семинаров, участники которых однозначно высказались за принятие такого закона, обсуждался он и в Государственной Думе, но пока еще не принят. Надо надеяться, что это произойдет в ближайшее время.
В 12-ти субъектах Российской Федерации уже учреждены должности Уполномоченного по правам ребенка на основе региональных законов. Итоги первых лет работы подтвердили актуальность, социальную значимость и эффективность этого института.
Теперь требуется внести эту должность в ст. 7 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (4) и соответствующие акты государств - участников СНГ.
К сожалению, материалов по данному и другим вопросам, связанным с принятием в государствах - участниках СНГ эффективных мер по профилактике и борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, недостаточно, и информации о них поступает мало, что не позволяет сделать определенные выводы по решению этой проблемы.
В Азербайджане разработан законопроект "О правах ребенка". В предлагаемом законе в соответствии с Конвенцией ООН "О правах ребенка" закреплены все основные права и свободы детей. Затем парламент республики принял Закон "О социальной защите детей, потерявших родителей и лишенных родительской опеки".
Разработаны государственные программы:
- "О поддержке молодых семей";
- "О патриотическом воспитании молодежи";
- "Об обеспечении занятости демобилизованной из армии молодежи";
- "О поддержке одаренных детей и подростков";
- "О профилактике правонарушений, преступности и наркомании в молодежной среде".
По поручению Президента Министерство внутренних дел вместе с общественными организациями подготовило обширную программу по реализации государственной молодежной политики.
Эта программа утверждена Указом Президента Республики в июле 1999 г. Она состоит из девяти разделов и 58 пунктов и охватывает почти все направления государственной молодежной политики.
Сегодня в уголовных кодексах государств СНГ можно проследить основные направления работы с беспризорностью. Так, в статье 85 УК Киргизии формулируются условия освобождения несовершеннолетних от наказаний, в ст. 87-об условно-досрочном освобождении. Статья 127 УК Узбекистана преследует вовлечение несовершеннолетних в антисоциальное поведение, в Казахстане за это преступление может быть применено наказание до двух лет лишения свободы.
Все эти меры очень трудно назвать профилактическими, они скорее карательные. Уголовные кодексы преследуют создание притонов и сутенерство, распространение проституции среди несовершеннолетних (Белоруссия, Туркмения, Узбекистан и др.).
Особенно опасное влияние на детей и подростков оказывают порнографические издания, распространение культа насилия и жестокости (кино, видео, литература). Меры по борьбе с этими негативными явлениями определены в кодексах Киргизии, Украины, Узбекистана. В ряде государств Содружества усиливается ответственность за невыполнение обязанностей по уходу за детьми (Украина), ненадлежащее выполнение обязанностей по охране жизни и здоровья несовершеннолетних (Туркмения), уклонение родителей от содержания детей (Белоруссия).
У нас в стране последние годы, особенно после выступлений на эту тему Президента Российской Федерации В. В. Путина, проведения конференций и совещаний, принятия экстренных мер, ситуация существенно улучшается, но до благополучного положения дел в сфере ликвидации детской безнадзорности и беспризорности еще далеко.
Требуются еще более эффективные совместные усилия всех общественных и государственных структур и учет проводимых мероприятий в системе образования и правоохранительных органов, которые в совокупности помогут изменить к лучшему весьма непростую ситуацию с детской безнадзорностью и беспризорностью.
И, безусловно, все это не может осуществляться в виде разовой кампании, какого-то прорыва. Борьба в социальной сфере предстоит долгая и напряженная. Она потребует больших финансовых вложений, создания дополнительных органов и принятия новых эффективных правовых норм.
(1) См.: СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3135.
(2) См.: Вестник Мэрии Москвы. N 41. Ноябрь 2001.
(3)См.: СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1643.
(4) См.: СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.
Ю. А. Королев Профилактика детской безнадзорности и беспризорности в странах СНГ. // Журнал российского права (Москва).- 31.03.2003.- 003.- C.71-78
Очень важной и актуальной проблемой является профилактика социального сиротства. В настоящее время в семьях граждан под опекой находится более 360 тысяч детей, оставшихся без родительского попечения. Усыновлено около 200 тысяч детей. Шарапова О. В., заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Здание Государственной Думы. Большой зал. 2 апреля 2003 года. 10 часов. // Государственная Дума. Стенограмма заседаний (Москва).- 02.04.2003.- 230.- C.6-63
Реализация федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1997-2001 годах позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства. Создана сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых используются технологии, позволяющие оказывать детям экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать их социальный статус, осуществлять социальную реабилитацию. В результате количество преступлений среди несовершеннолетних снизилось в 2000 году по сравнению с предыдущим годом на 6,2 процента.
В то же время следует отметить слабое развитие материально-технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.
Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни которой кроются прежде всего в семье, следует продолжить работу в данном направлении в 2003-2006 годах.

Беспризорность и безнадзорность являются "питательной средой" для сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, вовлечения их в проституцию и изготовление порнографической продукции. С учетом решений Второго Всемирного конгресса против коммерческой сексуальной эксплуатации детей, состоявшегося в декабре 2001 года в Иокогаме, нижняя палата российского парламента провела в феврале 2002 года парламентские слушания по теме "Социально-правовая защита детей от сексуальной эксплуатации и растления". В ходе слушаний был рассмотрен проект закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", направленный на усиление ответственности за преступления против половой неприкосновенности детей. 27 июля 2002 г. нижняя палата российского парламента приняла этот закон в первом чтении. Окончательное утверждение данного законопроекта позволит существенно ускорить ратификацию Российской Федерацией Факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося торговли женщинами, детской проституции и детской порнографии, а также Конвенции МОТ N 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда". ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ. // Дипломатический вестник (Москва).- 26.11.2002.- 011.- C.66-95 ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТРЕТЬЕМ КОМИТЕТЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН (57-я СЕССИЯ) 14 октября
Перспективной формой обустройства ребенка является патронат. Это первый шаг к усыновлению. Патронат дает возможность взрослым и ребенку привыкнуть друг к другу, а потенциальным родителям определиться в новом качестве, понять свою ответственность и потребность в ребенке, оценить в связи с этим свои возможности. Тогда усыновление становится более естественным и продуманным.
Во всем мире признано, что только семья, пусть и неродная, может стать надежным средством реабилитации детей с трудной судьбой. Содержание ребенка-сироты в приемной или патронатной семье обходится государству в три раза дешевле, чем в детском доме.
По данным разных источников, в настоящее время количество беспризорных детей в стране колеблется от 3 до 5 млн. человек. Основная масса таких подростков, сбежавших от пьянства и насилия со стороны родителей, бывших питомцев детских приютов и интернатов, концентрируется в мегаполисах - в первую очередь в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург.
Российское законодательство возложило на органы социальной защиты работу с безнадзорными и беспризорными детьми. Однако не было обеспечено ее финансирование, не были четко определены ее формы и методы.
Постановление правительства Москвы от 4 июля 2000 года N 522 "О мерах по реализации в Москве Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"", предусматривающее создание Городского центра для иногородних беспризорных детей, до сих пор не выполнено.
Подобных учреждений не хватает и в других городах страны. Например, в Ростове, где по федеральным нормам должны действовать 40 приютов, в настоящее время функционируют только 2 и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.