На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Классификация форм права. Нормативно-правовой акт и его признаки. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, времени и по кругу лиц. Судебный прецедент, правовой обычай и доктрина, нормативный договор. Религиозные тексты как источник права.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 13.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


24
Армавирский Государственный Педагогический Университет
Юридический факультет
Курсовая работа
предмет: Теория государства и права
Тема: "Формы права (источники)"
Работу выполнил:
Студент 1 курса
Гринцов В.А.
Работу проверил:
Рудых С.А.
2008 г.
Оглавление
    Введение 3
      1. Понятие формы (источника) права 5
      2. Классификация форм (источников) права 8
      2.1 Нормативно-правовой акт. Признаки нормативного правового акта 8
      2.1.1 Виды нормативно-правовых актов 10
      2.1.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве, времени и по кругу лиц 12
      2.2. Судебный прецедент 15
      2.3. Правовой обычай 16
      2.4 Принцип права 17
      2.4.1 Классификация принципов права 19
      2.5 Правовая доктрина 21
      2.6 Нормативный договор 21
      2.7. Религиозные тексты 23
      2.8. Деловое обыкновение 24
      Заключение 25
      Список использованной литературы 26

Введение

Вопрос о формах права является одним из традиционных в теории государства и права. Одновременно он является и одним из дискуссионных и недостаточно четко освещаемых в юридической литературе.

Во-первых, термин "источник права" используется как минимум в двух смыслах, т.е. он неоднозначен. Уже в силу этого ведутся дискуссии, встречаются противоречивые его оценки и т.д.

Во-вторых, неясность, двусмысленность любого понятия всегда порождает определенные трудности его использования и приводит к нечетким выводам, что в свою очередь ведет к нескончаемым дискуссиям по одному и тому же вопросу. Именно данное обстоятельство позволяет относить понятие источника права к числу дискуссионных в понятийном аппарате теории государства и права. Неслучайно отдельные ученые-юристы предлагали отказаться от использования понятия источник права и заменить его понятием "форма права" Шебанов А.Ф. Форма советского права. М., 1968.. Другие авторы предлагали различать эти понятия, отводя каждому из них собственное содержательное значение и место в юридической науке. В частности, они предлагали использовать "источник права" для обозначения материальных факторов, предопределяющих необходимость издания правовых актов, руководствуясь известным положение о том, что законодатель "не делает законов, не изобретает их, а только формулирует" Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 285..

Таким образом, курсовая работа будет посвящена различным источникам права, существующим на протяжении уже многих лет, таким как: нормативно-правовому акту, юридическому прецеденту, нормативному договору и правовому обычаю, раскрытию понятий "источники права" и "формы права". Более подробно будут рассмотрены виды источников права, их особенности, а также принципы права как основополагающие идеи права, которые так же являются источниками права во многих правовых системах. В своей работе я постараюсь осветить данные темы.

1. Понятие формы (источника) права

Понятие "источник права" существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. В отдельных работах последних лет этому понятию предлагается придать статус многозначного научного понятия, что якобы позволит исследовать все его смысловые значения в интересах развития общего понятия права и достичь определенных договоренностей относительно его грамотного использования в контексте теории государства и права Гурова Т.В. Актуальные проблемы теории источников права. Автореферат канд. дисс. Саратов,2000.. При этом, по мнению Т.В. Гуровой, при использовании термина "источник права", целесообразно присоединение к нему дополнительных определяющих слов, очерчивающих сферу его применения: социальный источник, политический источник, формальный источник. Таким образом, у права имеются экономические, политические, идеологические, социальные источники, которые требуют правового закрепления, правового регулирования, т.е. побуждают принимать нормы права и влиять на их юридическое содержание. При этом следует учитывать, что право, относясь к сфере "должного", а не "сущего", имеет социальную природу; вне человеческого общества право не существует. Поэтому экономический источник - это не какая-нибудь материя, а деятельность людей в сфере экономики, результат этой деятельности, экономические ценности для людей, потребовавшие правового регулирования.

Важнейшим политическим источником права выступает государство. Абсолютное большинство правовых актов в современных обществах появляется в результате правотворческой деятельности государства - будь то специально созданные правотворческие органы - парламенты, законодательные собрания или прецедентная деятельность административных и судебных органов. Результатом их деятельности как раз и является появление новых правовых актов, отмена устаревших, изменение действующих.

Понятие "источник права" в формальном (собственно-юридическом) смысле в научный оборот ввели еще римские юристы. Марк Туллий Цицерон в работе "Об ораторе" писал: "Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна книжица 12 таблиц весом своего авторитета и обилием пользы воистину превосходит все библиотеки всех философов" Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. Под ред. М.Л. Гаспарова. М., 1994. С.113..

Источник права в формально-юридическом смысле - это внешняя форма выражения и закрепления государственной воли в различных документах, получивших официальное признание государства, в которых содержатся общеобязательные правила (правовые нормы).

Для более глубокого познания проблемы источников права юридической наукой необходим анализ юридических источников права. В литературе является общепризнанным положение, что непосредственным источником права или источником в формальном (юридическом) смысле являются способы выражения государственной воли в качестве общеобязательных установлений, общеобязательных правил. Таковыми, прежде всего, являются нормативные акты (законы, указы, постановления, решения и т.д.). Кроме того, к источникам права в формальном (юридическом) смысле относят правовые обычаи, прецеденты, нормативные договоры. В связи с таким подходом к определению источников права отдельные авторы считают понятия "форма права" и "источник права" тождественными. Во многих учебниках данная тема зачастую обозначена как "формы (источники) права" или наоборот "источники (формы) права", чем подчеркивается позиция (отношение) авторов к пониманию проблемы. Более правильно считать эти понятия не идентичными, а исходить из положения, что имеющиеся формы, т.е. способы выражения во вне правовых установлений, общеобязательных правил (способы выражения государственной воли) - это и ест непосредственные источники права. Ведь на самом деле право возникает чаще всего и главным образом после того, как появляется закон, указ, прецедент, санкционируется обычай, заключается договор. Значит, данные формы государственного волеизъявления (их появление) служат юридическим источником возникшего права. Поэтому, на мой взгляд, отождествлять понятия "форма" и "источник" права не совсем точно Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2005. С. 363. Правильнее исходить из следующего положения: форма государственного волеизъявления - это непосредственный источник права. И в уточнении всего сказанного, следует сказать, что в юридической литературе понятие "источник права" используется еще в одном значении, в смысле источника познания права. А именно: источник права - это письменный документ, правовой памятник для научного исследования. Такие правовые документы когда-то были действующими юридическими актами. Они служат основой для познания правовых систем прошлых лет и веков. Например, Законы 12 таблиц, Законы царя Хаммурапи, Русская правда, Псковская судная грамота и т.д. - это ценнейшие источники исследования права прошлых эпох.

2. Классификация форм (источников) права

Мировая юридическая практика насчитывает множество форм - непосредственных источников права, среди них такие как: правовой обычай, нормативный правовой акт, судебный прецедент, нормативный договор, религиозные тексты, правовая доктрина, юридическая практика. Перечисленные источники являются источниками права в формальном смысле или непосредственными источниками.

На выбор и закрепление в национальной правовой системе того или иного источника, т.е. на форму права (как и на форму государства) влияет множество факторов. Это особенности исторического развития государства, географическое положение страны, национальная психология, культура народа, менталитет нации, иностранное влияние и др. Рассмотрим более подробно основные источники права.

2.1 Нормативно-правовой акт. Признаки нормативного правового акта

Нормативный правовой акт является одним из самых распространенных и основных источников права в различных правовых системах мира, в том числе и в Российской Федерации.

Нормативный правовой акт - это официальный документ компетентного органа власти, направленный на установление новых, изменение действующих или отмену устаревших правовых норм.

Признаки нормативного правового договора следующие.

Во-первых, нормативный правовой акт образуется в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов, органов местного самоуправления, в особых случаях - в результате прямого народного волеизъявления (референдума). Полномочия правотворческих органов на издание нормативных актов заранее определены, они устанавливаются в Конституции, законе и других нормативных актах. Таким образом, компетенция, установленная для органов издающих нормативные акты, обуславливает юридическую силу издаваемых властным органом нормативных правовых актов. От юридической силы нормативного правового акта зависит его место в правовой системе.

Второй признак состоит в том, что в нем формулируются и соответственно содержатся нормы права, который представляют собой общеобязательные, формально-определенные веления, государственно-властные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. Правовые нормы распространяют свое действие на всех участников правоотношений или на определенную категорию лиц, действуют постоянно и непрерывно, применяются многократно до тех пор, пока не будут отменены органом, их издавшим, вышестоящим органом или в судебном порядке.

Третий признак нормативного правового акта как источника права состоит в том, что он имеет официально-документальную форму и особую структуру. В НПА должны содержаться обязательные признаки. В частности, указание на наименование органа, лица (лиц) его принявшего, вид (форма) акта, название (тематика), место и дата принятия, соответствующая структура акта (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты и т.д.), подпись уполномоченного лица.

Четвертая особенность заключается в особом порядке его подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу. Существует "технология" создания нормативного правового акта. Она состоит из "последовательных операций, в результате осуществления которых в правовую систему вливается новый официально действующий акт" Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР. Автореф. …д. ю. н. М., 1972. С.6.. Такой порядок (на примере Российской Федерации) содержится в Конституции Российской Федерации, федеральных законах или иных нормативных правовых актах.

Таким образом, нормативный правовой акт - это один из наиболее совершенных источников права. Его использование позволяет государству своевременно реагировать на потребности развивающихся общественных отношений путем быстрого принятия правовых норм, обеспечивать нормативные правовые акты эффективным государственно-правовым механизмом в целях его реализации.

2.1.1 Виды нормативно-правовых актов

По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Верховенством среди них обладает закон Закон - это нормативный правовой акт который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке.. Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты - всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковать уже действующие нормы права. Эта форма используется для регулирования наиболее важных для жизни общества отношений. Закон обладает высшей юридической силой. Отсюда следует, что закону присущи следующие черты:

1) это акт представительных (законодательных) органов государственной власти или акт, принятый всенародным голосованием (референдумом);

2) он регулирует наиболее важные общественные отношения, например, права и обязанности личности, отношения собственности, устройство государства и т.д.;

3) закон принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса;

4) обладает верховенством в правовой системе государства.

Наибольшей юридической силой среди законов обладает Конституция. В ней закрепляются основы государственного строя, определяется организация и виды ветвей государственной власти, закрепляются основные права, свободы и обязанности граждан, принципы внутригосударственных отношений. Конституция является первоисточником для всех остальных нормативных правовых актов. Все другие акты должны соответствовать Конституции.

Следующее место в иерархии законов принадлежит конституционным законам. Они, как правило, определены в самой Конституции. Для них характерен более сложный порядок принятия, чем для обычных законов.

Промежуточное положение между Конституцией и обычными законами занимают органические законы. Их принятие направлено на развитие конституционных норм.

Следующим по юридической силе являются обычные законы. Они регулируют на основе Конституции, конституционных законов, органических законов те отношения, которые относятся к предмету законодательного регулирования.

По форме объединения нормативного материала обычные законы могут быть кодификационные (кодексы) или текущие (тематические).

По времени действия законы делятся на временные (действуют на определенный, указанный в законе срок) и постоянные (действуют с момента их принятия до последующей отмены, т.е. на неопределенный срок) и чрезвычайные (начинают действовать при наступлении определенных в законе обстоятельств, как правило, чрезвычайного, экстраординарного характера.

Подзаконный нормативный правовой акт - это такой вид нормативного правового акта, который издается полномочным органом на основе и во исполнение закона. В большинстве случаев подзаконные нормативные акты издаются исполнительными органами власти. Подзаконные нормативные акты характеризуются следующими признаками. Они:

основываются на положениях законов и не должны им противоречить;

данной группе актов присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом;

они быстрее реагируют на потребности общественного развития;

нормы подзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем имеют более узкое (видовое) значение, чем нормы законов, которые являются нормами родового значения.

Подзаконные нормативные правовые акты делятся (дифференцируются) на указы, постановления, решения, регламенты, приказы, инструкции и др. Основой классификации подзаконных актов является принадлежность к органам, их издающим.

К подзаконным актам относятся акты центральных органов исполнительной власти - министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Федерации.

2.1.2 Действие нормативно-правовых актов в пространстве, времени и по кругу лиц

Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативно-правовых актов. Она включает в себя три вопроса:

1. С какого времени, и на какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени).

2. На какую территорию он распространяет свое регулирующее влияние (действие в пространстве).

3. Каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Действие нормативно-правовых актов - это их фактическое влияние на общественные отношения. Каждый нормативно-правовой акт предназначен для регулирования определенных социальных ситуаций, поэтому установление границ его действия является необходимым условием обеспечения правомерности использования и применения предписаний, которые составляют содержание этого акта.

Действие нормативно-правовых актов во времени ограничено моментом приобретения ими юридической силы и моментом ее утраты.

Нормативно-правовые акты вступают в силу:

а) с момента, указанного в самом нормативном акте, согласно которому этот нормативно-правовой акт вступает в силу;

б) с момента принятия или подписания, указанных, как правило, в самом нормативно-правовом акте;

в) с момента опубликования нормативно-правового акта;

г) нормативно-правовые акты, в которых в той или иной форме не указан момент вступления в силу, приобретают ее после окончания 10-дневного срока с момента опубликования, причем нормативно-правовые акты должны быть опубликованы не позднее 7-дневного срока после их принятия;

д) с момента, когда они дошли до адресата, что присуще ведомственным нормативным актам.

Нормативно-правовые акты теряют юридическую силу:

а) вследствие окончания обусловленного периода действия;

б) вследствие изменения обстоятельств, для урегулирования которых они были предназначены;

в) вследствие отмены данного акта иным или специально предназначенным актом.

Действие новопринятых нормативно-правовых актов распространяется на отношения, которые возникают после приобретения ими юридической силы. Только в отдельных случаях под влияние нормативно-правовых актов попадают отношения, которые возникли до вступления в законную силу. Это касается:

а) уголовного закона, если он смягчает или отменяет наказание;

б) прямых указаний субъекта правотворчества, которые находятся в самом нормативно-правовом акте;

Подобное действие нормативно-правовых актов называется “обратной силой Закона”.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве - это распространение их влияния на определенную территорию (государства в целом или отдельного региона). К ней относятся земная территория, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства. Территориальные пределы действия нормативных актов проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).

Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Но из данного правила есть три исключения.

Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), и, следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

Во-вторых и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.