На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


книга Понятие, цели, значение, виды юридической техники, соотношение с законодательной технологией. Понятие правоприменительного акта. Нормативная структуризация и ее элементы. Соблюдение законов формальной логики как условие создания законодательных актов.

Информация:

Тип работы: книга. Предмет: Правоведение. Добавлен: 17.10.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


107
Раздел 1. Общая характеристика юридической техники
Тема 1. Понятие, цели, значение, виды юридической техники. Законодательная техника

Понятие юридической техники. Соотношение с законодательной техникой и законодательной технологией.
Виды законодательной техники.
Средства и способы юридической техники.
Правовые акты.
1. Понятие юридической техники. Соотношение с законодательной техникой и законодательной технологией
Законодательная техника представляет собой систему средств и способов создания законов. Подобное понимание законодательной техники является относительно устойчивым на протяжении длительного времени. Этого нельзя сказать о понятии юридической техники, которое на протяжении всего XX века постоянно менялось. Если первоначально содержание юридической техники составляли средства и способы создания законов и подзаконных актов, то советские и современные ученые дополнили данное понятие средствами и способами создания правоприменительных, интерпретационных и правореализационных актов. Расширялся также инструментарий юридической техники.
Дискуссионным является вопрос: юридическая техника -- это понятие лишь современного права или возникает на более ранних этапах исторического развития?
Занимавшийся исследованием истории развития юридической и законодательной техники А.Р. Парамонов отмечает, что эти термины появились в России в конце XIX -- начале XX века, а за столетие до этого существовали иные термины - «законоведение» и «законоискусство», которые включали в свое содержание представления об истории и философии права, о вопросах теории права, о некоторых методах разработки и создания законодательных актов.
В XIX в. в России появляется ряд работ, которые так или иначе затрагивают некоторые вопросы законотворчества («Краткая теория законов» Л.А. Цветаева, «Энциклопедия законоведения» К.А. Неволина, «Словарь для объяснения юридических терминов старого актового языка» И.П. Новицкого и др.), переводится на русский язык ряд работ европейских авторов: «Юридическая техника» Р. Иеринга (1906 г.), «Техника английского законодательства» К. Ильберта (1907 г.). Специальные же отечественные работы, посвященные законодательной технике в этот период, практически отсутствовали.
В России в течение XIX -- начале XX в. существовала скорее «негативная» юридическая техника, выстраивающая свои методы в первую очередь через обнаружение и анализ недостатков в законодательстве. Основное понимание юридической техники сводилось к системе наиболее целесообразных способов и правил законописания. Можно констатировать, что на данном этапе понятия юридической техники и законодательной техники были тождественны.
Активное изучение юридической техники в советский период начинается в середине 20-х годов. Исследованием различных аспектов юридической техники занимались И.С. Перетерский, П. Веровский, Н. Жуков, И. Елизаров. В 50-70-х годах выделяется несколько региональных школ, занимавшихся в сфере юридической и законодательной техники: московская, ленинградская, свердловская и др. Наиболее известными представителями этих школ явились С.С. Алексеев, И.Л. Брауде, Д.А. Керимов, А.С. Пиголкин, А.А. Ушаков и др. Именно в это время ученые стали различать понятие юридической техники и законодательной техники. Новый всплеск интереса к юридической и законодательной технике возникает в 90-е годы XX в., что обусловлено активным развитием федерального и регионального законодательства. Среди ученых, обращавшихся к исследованию понятия законодательной техники в данный период, можно отметить В.Н. Карташова, Ю.А. Тихомирова, А.Р. Парамонова, М.Ф. Казанцева.
Рассматривая соотношение понятий «юридическая техника» и «законодательная техника», следует заметить, что законодательная техника является одним из элементов техники юридической.
С учетом мнения ученых, высказанных по данному вопросу, юридическую технику можно определить как систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании, систематизации, применении, реализации и интерпретации нормативных правовых актов.
Юридическая техника может пониматься также:
как степень совершенства формы, структуры, языка права;
как прикладная деятельность юристов.
Т.В. Кашанина выделяет следующие виды юридической техники:
представляет собой совокупность юридических инструментов;
способствует наиболее целесообразному преобразованию информации в правовой акт;
позволяет эффективно проводить юридическую работу.
Структуру юридической техники составляют:
законодательная техника (основной элемент);
правоприменительная техника;
интерпретационная техника;
правореализационная техника.
Законодательная техника, являясь основным элементом юридической техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) законов.
Д.А. Керимов одним из первых отметил такую черту законодательной техники, как историческая сформированность ее правил. Данное указание представляется весьма верным и правильным. Анализ истории становления и развития законодательной техники убедительно доказывает, что современные средства и способы законодательной техники в значительной степени базируются на достижениях техники законотворчества прошлых лет.
Ряд авторов при определении законодательной техники основное внимание уделяет практической выработанности ее основных приемов. Так, И.К. Ильин и Н.В. Морозов считают, что законодательная техника является «совокупностью определенных, выработанных опытом и проверенных практикой, приемов и методов работы по подготовке и изданию различных правовых актов нормативного и ненормативного характера». Однако, по верному замечанию Д.А. Керимова, в законодательной технике тесно переплетаются элементы науки, практики и юридического мастерства. Поэтому исключать научную обоснованность приемов законодательной техники нельзя.
В связи с этим следует отметить такую особенность российской правовой системы, что большинство средств и способов законодательной техники вырабатывается именно учеными-правоведами. Отчасти это обусловлено тем, что инструментарий законодательной техники практически не получил закрепления в нормативных правовых актах. Законодательно также не закреплены понятия ни законодательной, ни юридической техники, что вызывает сложности при применении на практики их средств и способов, при осуществлении юридической экспертизы нормативных правовых актов. По верному замечанию М.Ф. Казанцева, требования законодательной техники в настоящее время закрепляются тремя способами: в нормативных правовых актах, в правовых обычаях, в научно-методических рекомендациях. При этом удельный вес юридически закрепленных требований законодательной техники невелик.
Некоторые исследователи законодательной техники включают в ее понятие такие несвойственные законодательной технике элементы, как, например, организацию системы управления законодательным процессом (в том числе планирование, координацию действий его участников), организацию системы обеспечения законодательного процесса (информационного, документационного, технического и т.д.), процедурные правила. Такая позиция представляется неверной, поскольку неоправданно расширяет понятие законодательной техники.
Определенный научный и практический интерес представляет выявление соотношения понятий законодательная техника и законодательная технология.
Вместе с тем следует отметить, что большинство авторов вообще не применяют в своих работах такие правовые категории, как «законодательная технология» или «юридическая технология», ограничиваясь анализом понятий «законодательная техника» и «юридическая техника». Наиболее последовательно идею внедрения понятий юридической и законодательной технологии в научный оборот проводит Н.В. Карташов. Поддерживая позицию Н.В. Карташова, отметим, что в структуре законодательной технологии представляется возможным выделять следующие элементы:
законодательная техника;
принципы законотворчества;
прогнозирование и планирование;
процедурно-процессуальные правила;
показатели качества принимаемых законов.
Таким образом, под законодательной технологией понимается основанная на определенных принципах, планах и прогнозах и протекающая в установленных законодательством процессуальных формах деятельность по созданию законодательных актов, в ходе которой используются необходимые средства и способы законодательной техники.
В литературе встречается также понимание законодательной техники в широком и узком смысле. Так, А. Нашиц в широком смысле рассматривает законодательную технику как единство науки законотворчества, законодательной политики и законодательной техники, а в узком смысле -- как технические средства и приемы построения правовых норм. Нетрудно заметить, что выделяемая нами ранее законодательная технология есть не что иное, как законодательная техника в широком смысле в представлении А. Нашиц.
Обратим также внимание на необходимость различения понятий правотворческой и законодательной техники. Непроходимой пропасти между ними, конечно же, нет. Но определенные различия существуют. Применение прилагательного «правотворческая», а не «законодательная» не является случайным, поскольку в первом случае речь идет о средствах и способах создания не только законов, но и подзаконных нормативных правовых актов. Законодательная техника выступает как разновидность правотворческой техники (наряду с техникой подзаконных нормативных правовых актов). Законодательная техника характеризуется более узким объектом (распространяется только на законы).
Правоприменительная техника, являясь элементом юридической техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) правоприменительных (индивидуальных) актов. Объектом интерпретационной техники соответственно являются акты толкования, а правореализационной -- акты реализации права.
2. Виды законодательной техники
В целях более полного исследования понятия законодательной техники необходимо рассмотреть расширенную классификацию видов законодательной техники. Взяв за основу различные критерии можно выделить следующие виды законодательной техники:
1. В зависимости от уровня законотворческой деятельности:
техника создания законов на федеральном уровне (федеральная законодательная техника);
техника создания региональных законов (региональная законодательная техника).
2. В зависимости от стадии законотворчества:
техника подготовки концепции законопроекта (техника концептуальной разработки проекта);
техника написания и оформления законопроекта;
техника опубликования законопроекта;
техника систематизации законодательных актов.
3. В зависимости от степени обязательности законодательных актов:
техника создания общеобязательных законодательных актов;
техника создания рекомендательных (модельных) законов.
4. В зависимости от разновидности законодательного акта:
техника создания закона о поправке к Конституции РФ;
техника создания Федерального Конституционного закона;
техника создания кодекса РФ;
техника создания Федерального закона;
техника создания основ законодательства РФ;
техника создания Конституции (Основного закона) субъекта РФ;
техника создания закона субъекта РФ.
5. В зависимости от функционального назначения создаваемого законодательного акта:
техника создания закона о внесении изменений и дополнений в другой закон;
техника создания новой редакции закона;
техника создания закона о введении в действие другого закона;
техника создания закона о ратификации или денонсации международного договора РФ;
техника создания закона о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов.
3. Средства и способы юридической техники
В.Н. Карташов обращает внимание на необходимость разграничения понятий «средство» и «способ». При этом под средствами понимаются допустимые правом и законом предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение поставленных целей и получение необходимых результатов. В.Н. Карташов относит к юридическим средствам юридические понятия, термины, конструкции и другие явления, выработанные юридической наукой и практикой. В настоящем пособии в качестве средств юридической техники рассматриваются также и юридические презумпции, перечисления, юридические фикции и юридические символы.
Способы, в свою очередь, понимаются как пути достижения намеченных целей и результатов с помощью конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок законодательной практики.
Представляется правильным выделять следующие способы юридической техники:
способы структуризации;
способы логического изложения;
способы языкового изложения;
способы построения правового материала по степени обобщенности (абстрактный, казуистический);
способы связи между нормативными правовыми актами.
Предложенная классификация средств и способов юридической техники учитывает и интегрирует предложения с соответствующими коррективами таких ученых, как В.Н. Карташов, С.С. Алексеев, Ю.А. Тихомиров, Д.А. Керимов.
4. Правовые акты
Правовой акт -- это письменный документ, принятый уполномоченным субъектом права, имеющий официальный характер, направленный на регулирование общественных отношений.
Посредством издания правовых актов осуществляется правовое регулирование и упорядочение общественных отношений. Их можно разделить на следующие группы:
нормативные правовые акты. Речь идет в первую очередь о законах и подзаконных актах;
правоприменительные (индивидуальные) акты, издаваемые уполномоченными органами, организациями и должностными лицами;
интерпретационные акты (акты толкования);
правореализационные акты (акты реализации права).
По юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы, в свою очередь, также не являются однородной массой, а выстраиваются в определенную иерархию. Интересна в этом отношении позиция В.А. Толстика, который подразделяет законы на восемь уровней:
1-й уровень - глава 1 Конституции Российской Федерации;
2-й уровень - главы 2, 9 Конституции Российской Федерации;
3-й уровень - главы 3-8 Конституции Российской Федерации, законы о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации;
4-й уровень - законы, принятые на референдуме;
5-й уровень - федеральные конституционные законы;
6-й уровень - федеральные кодифицированные законы;
7-й уровень - некодифицированные федеральные законы, которым законодатель придал иерархический приоритет перед другими законами;
8-й уровень - федеральные законы, не имеющие приоритета перед другими законами.
Следует, по-видимому, дополнить данный перечень законами субъектов Российской Федерации.
Правовым актам присущи определенные признаки:
это письменный документ, обладающий особой формой выражения содержащейся в нем информации;
официальный характер;
его издание допускается строго в пределах компетенции органа, организации, должностного лица;
предназначен для регулирования общественных отношений;
обладает общеобязательностью.
Тема 2. Правоприменительная техника

1. Понятие правоприменительного акта
Правоприменение в юридической литературе традиционно рассматривается как организационно-властная деятельность компетентных субъектов, состоящая в рассмотрении юридических дел и вынесении по ним решений, в результате которых у соответствующих субъектов правоотношений возникают субъективные права и юридические обязанности.
Правоприменение направлено на индивидуальное нормативное регулирование общественных отношений. Абстрактное веление, содержащееся в юридической норме, «привязывается» к конкретной жизненной ситуации и конкретным лицам.
Индивидуальные правовые акты -- это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приказ о приеме на работу, распоряжение об объявлении благодарности, решение уполномоченного органа по адинистративному делу и др.). Индивидуальные акты -- это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными.
Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.
Признаки правоприменительной деятельности:
властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций;
деятельность по индивидуализации правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации;
творческая деятельность;
организующая деятельность;
деятельность, осуществляемая в специально установленных законом формах;
деятельность по вынесению индивидуально-конкретных актов применения права.
Следует заметить, что не все официальные документы, разрабатываемые, принимаемые органами публичной власти, должностными лицами, являются актами применения права. К таковым не относятся, например, официальные документы, которые непосредственно не порождают правоотношений (справки, свидетельства, дипломы и др.).
2. Понятие и особенности правоприменительной техники
Правоприменительная техника, являясь элементом юридической техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) правоприменительных (индивидуальных) актов.
Формальные требования к подготовке правоприменительных актов можно объединить в следующие группы:
1) по содержанию:
принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, должностным лицом;
принимается строго в пределах его компетенции уполномоченного лица;
не должен противоречить требованиям законодательства;
логичность и последовательность изложения;
этичность содержания;
правильное использование юридических терминов и оборотов.
2) по оформлению:
должен приниматься в установленной законом форме (приказ, распоряжение);
должен содержать необходимые реквизиты (дата, подписи, наименование).
3) по структуре:
обязательное наличие юридической основы принятия акта (четкое обозначение нормы, подлежащей применению);
соответствие фактических и нормативных оснований;
как правило, требуется наличие описательной, мотивировочной и результативной частей.
Среди отличительных черт можно выделить:
велика роль усмотрения правоприменителя при подготовке индивидуальных актов;
привязка к конкретной ситуации, к конкретному лицу.
Значительными особенностями обладают правила подготовки судебных решений. Они регламентируются процессуальным законодательством Российской Федерации. Например, глава 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации регулирует такие вопросы, как форма решения суда, его содержание, исправление описок и явных арифметических ошибок и др. Согласно статье 198 названного законодательного акта решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. В вводной части решения суда должны быть указаны дата и место принятия решения суда, наименование суда, принявшего решение, состав суда, секретарь судебного заседания, стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители, предмет спора или заявленное требование.
Описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. Наконец, резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.
Тема 3. Интерпретационная техника

1. Акты толкования
Акт толкования -- это правовой акт, принятый компетентным государственным органом, должностным лицом или другим субъектом права и содержащий разъяснение норм права.
По внешней форме различают письменные и устные акты толкования.
В зависимости от количества ситуаций, на которые рассчитан акт, различают: акты нормативного толкования, например разъяснения пленума Верховного Суда Российской Федерации, и акты казуального толкования, рассчитанные на однократное применение относительно конкретного случая, например разъяснения, содержащиеся в решении суда.
По юридической силе различают акты официального (решения Конституционного суда Российской Федерации о толковании Конституции России) и акты неофициального толкования (разъяснения, содержащиеся в речи адвоката в судебном разбирательстве).
Дискуссионным является вопрос о границах судебного правотворчества. По сути, в основе дискуссии лежит отсутствие правового регулирования границ интерпретационной и правотворческой деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Спорным является наличие в решениях Конституционного Суда обязательных установок о путях законодательного решения проблемных вопросов.
Особенности актов официального толкования:
не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм;
имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы права;
содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы;
обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственно-властных полномочий;
адресованы, как правило, органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.
2. Понятие и особенности интерпретационной техники
Интерпретационная техника, являясь элементом юридической техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) интерпретационных актов (актов толкования права).
Правила подготовки интерпретационных актов можно объединить в три группы:
правила внешнего оформления;
правила формирования структуры;
содержательные правила:
а) языковые:
словам и выражениям придается то значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если не имеется оснований для иной их интерпретации;
если имеется легальная дефиниция (определение) или же иным путем законодателем определено значение термина, то оно употребляется именно в этом смысле;
значение термина, установленного законодателем для данной отрасли права, нельзя без достаточных оснований распространять на другие отрасли;
если в законе не определено значение термина, то ему следует придавать тот смысл, в котором он употребляется в юридической науке и практике;
идентичным формулировкам одного и того же закона нельзя придавать разное значение, если это не следует из самого закона;
нельзя без достаточных оснований придавать одно и то же значение разным терминам;
б) логические;
в) по связи с другими актами толкования. Как правило, не допускается изменение позиции субъекта толкования.
Наибольшей четкостью и детализацией отличаются акты официального толкования Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно статье 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в решении Конституционного Суда Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:
наименование решения, дата и место его принятия;
персональный состав Конституционного Суда Российской Федерации, принявший решение;
необходимые данные о сторонах;
формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;
нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, согласно которым Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассматривать данный вопрос;
требования, содержащиеся в обращении;
фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом Российской Федерации;
нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, которыми руководствовался Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения;
доводы в пользу принятого Конституционным Судом Российской Федерации решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;
формулировка решения;
указание на окончательность и обязательность решения;
12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.
Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании.
Понятие «интерпретационная технология» является более широким понятием и включает в свое содержание как правила подготовки актов толкования, так и способы толкования норм права (языковые, логические, систематические и др.).
Тема 4. Правореализационная техника

1. Акты реализации права
Под реализацией права традиционно понимается претворение (воплощение) норм права в правомерное поведение субъектов правоотношения.
Правореализационная деятельность требует соответствующего документального сопровождения. Эту задачу выполняют акты реализации права. Например, гражданин собирается реализовать свое право на отчуждение принадлежащего ему имущества. Для этого он заключает договор купли-продажи, который, таким образом, является актом реализации права.
Следовательно, акты реализации права -- это документы, юридически оформляющие правомерное поведение субъектов правоотношений при исполнении, соблюдении, использовании правовых предписаний.
Среди актов реализации права наиболее распространены:
договоры и односторонние сделки;
исковые заявления, заявления, кассационные жалобы и другие документы, направляемые в суды;
обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
доверенности и др.
2. Понятие и особенности правореализационной техники
Правореализационная техника представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) актов реализации права.
Разновидности правореализационной техники соответствуют видам правореализационных актов:
техника составления обращений в суды (заявления, исковые заявления, жалобы, кассационные жалобы, надзорные жалобы, апелляционные жалобы, ходатайства и др.);
техника составления обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации (заявления, жалобы, предложения);
техника составления договоров и односторонних сделок;
техника составления доверенностей.
Следует отметить, что требования, предъявляемые к содержанию и форме различных правореализационных документов, весьма разнообразны. Например, для обращения в суд установлены строгие правила, а для обращения в прокуратуру четкой формы не предусмотрено. Заявление или жалоба в последнем случае составляются в произвольной форме с описанием существа нарушенного права и сведений об обратившемся (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства).
Раздел 2. Средства и способы юридической техники

Тема 5. Понятийный аппарат и терминология

1. Понятия и термины: вопросы соотношения
Понятийный аппарат, в том числе терминология, закона является одним из важнейших элементов законодательной техники. Российское законодательство содержит большое число различных понятий и терминов. А.С. Пиголкин отмечал, что не всякое слово, употребляемое в нормативном акте, является термином.
Термин можно определить как слово или состоящее из нескольких слов выражение, которое обозначает строго определенное понятие, огражденное точными пределами, твердыми рамками. Термин должен адекватно отражать содержание того или иного понятия, быть стилистически нейтральным.
Понятие -- это отражение явлений объективной действительности в их существенных признаках. Следовательно, понятие в отличие от термина является более «расплывчатым», неконкретным выражением.
Дефиниция традиционно рассматривается как краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления.
Пример.
Выборы -- форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица (подп. 9 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме грждан Российской Федерации»).
И.Ф. Апт выделяет следующие элементы дефиниций:
определяемое понятие;
предикат - то, что говорится об определяемом;
родовой признак;
видовое отличие.
Различают полные и неполные дефиниции.
Грубыми ошибками считается помещение дефиниций в преамбулу закона, повтор дефиниций из других законов.
Как правило, дефиниции размещаются в общих положениях в начале законодательного акта.
2. Виды юридических терминов
В научной литературе выделяется три разновидности юридических терминов:
общеупотребительные (характеризуются тем, что употребляются в обыденном смысле и понятны всем; например, закон, человек);
специально-технические (отражают область специальных знаний -- медицины, экономики, сельского хозяйства и др.; например, эвтаназия, правила техники безопасности);
специально-юридические (обладают особым правовым содержанием; например, исковая давность, необходимая оборона).
Доктор юридических наук С.С. Алексеев считает, что к законодательной (юридической) технике принадлежат лишь специальные юридические термины. Данная позиция представляется не совсем верной. Законодательная техника понимается как система средств и способов, используемых для создания законов. Общеупотребительные и специально-технические термины несут в себе определенную смысловую нагрузку и включаются в тексты законов. Следовательно, они наряду со специально-юридическими терминами используются при создании законов и являются средством законодательной техники. Поэтому выводить их за пределы законодательной техники представляется неправильным. Лингвистические исследования показывают, что более 80 % используемых в нормативных правовых актах слов и словосочетаний являются общеупотребительными.
Юридические термины можно классифицировать также по следующим основаниям:
по источнику возникновения: русскоязычные и иностранные;
по степени конкретности: требующие толкования и однозначные;
по степени сложности: односоставные и многосоставные;
по происхождению: закрепленные в законодательстве и выработанные юридической наукой.
Важным представляется вопрос, в каких случаях требуется нормативное определение терминов и понятий в тексте закона. Например, в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» их 61. Кроме того, многие из данных определений получают дальнейшую конкретизацию в других статьях закона. Так, статья 2 содержит определение предвыборной агитации: это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью победить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)». Далее, статья 48 дает широкий перечень действий, подпадающих под понятие предвыборной агитации. Ситуация, когда довольно полное определение еще более подробно расшифровывается в тексте закона, является нетипичной для российского законодательства.
Учитывая мнения различных ученых можно выделить следующие случаи, требующие нормативного определения терминов:
если термин имеет несколько значений;
если термин употребляется в законе в более узком или существенно ином значении по сравнению с общепринятым;
если термин употребляется в законе в несколько ином значении, нежели в законах иной отрасли права (это возможно лишь в исключительных случаях);
если по поводу того или иного термина в научной литературе существуют различные прения, позиции;
если термин носит специально-юридический характер и не определен в другом (равном или более высоком по юридической силе) законе. В том случае, если термин определен в нормативном правовом акте более низкого уровня, это не является препятствием для дачи дефиниции.
Понятия и термины, используемые в российском законодательстве, можно разделить на две группы: полные (развернутые) определения и определения сокращенные. К развернутым определениям относятся такие, которые содержат родовые и видовые признаки определяемого предмета или явления, его цели, задачи. Высокое качество этих определений объясняется длительностью их применения, проверенностью на практике. Сокращенные определения указывают, как правило, лишь разновидности определяемых понятий либо дают их полное наименование, не раскрывая при этом содержания.
3. Использование юридических понятий и терминов в законодательных актах
Использование юридических понятий и терминов в законодательных актах должно отвечать определенным требованиям. В литературе выделяются следующие требования:
однозначность, т.е. один и тот же термин должен употребляться в том или ином нормативном правовом акте только в одном значении;
устойчивость, т.е. термин должен сохранять свой особый смысл в каждом новом нормативном правовом акте;
единство терминологии, т.е. используемые термины должны быть тождественны и не противоречить терминам, содержащимся в других нормативных правовых актах;
общепризнанность, т.е. термины должны употребляться в соответствии с общепризнанной терминологией. Так, рекомендации по подготовке и оформлению проектов федеральных законов, подготовленные Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, указывают на необходимость при использовании понятий исходить из общепринятых определений, содержащихся в словарях; стилистическая нейтральность.
Тема 6. Юридические конструкции

1. Понятие юридической конструкции
Юридическая конструкция представляет собой такое структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единством прав, обязанностей и формами ответственности соответствующих лиц.
С.С. Алексеев дает следующее определение юридической конструкции -- это как бы готовые образцы, схемы, в которые облекается правовой материал.
А.Ф. Черданцев определяет юридические конструкции как идеальную модель, отражающую структурное строение урегулированных правом общественных отношений.
Кроме того, юридические конструкции рассматриваются:
как юридическая модель,
как метод познания права,
как метод толкования права,
как элемент юридической архитектуры.
Данное понятие было введено в научный оборот представителями школы конструктивной юриспруденции в XIX веке.
С.А. Денисов выделяет следующие требования, предъявляемые к построению юридических конструкций:
регулятивная норма должна подкрепляться охранительной нормой. В противном случае за нарушение обязанностей и запретов не следует юридическая ответственность;
материальная норма должна подкрепляться процессуальной, иначе возникает трудность при реализации материальных норм;
провозглашение прав должно сопровождаться закреплением обязанностей соответствующих субъектов, обеспечивающих их реализацию;
последовательность, полнота, непротиворечивость.
Пример.
Рассмотрим в качестве примера конструкцию обращения гражданина в органы государственной власти, установленную Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В данном Законе управомочивающая норма части 1 статьи 2 («Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам») сопровождается нормой обязывающей (часть 1 статьи 9: «Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению»). Материальная норма о праве на обращение подкрепляется нормами статей 8-11 Федерального закона, регулирующими порядок рассмотрения данного обращения.
В литературе называются следующие признаки юридической конструкции:
является формой отражения действительности;
создается в результате абстракции;
исследование юридических конструкций позволяет получить более детальные знания о регулируемых общественных отношениях.
Как отмечает Т.В. Кашанина, характер связи между элементами юридической конструкции всегда отличается жесткостью. Отсутствие хотя бы одного элемента приводит к разрушению конструкции в целом.
2. Виды юридических конструкций
В.А. Белов в своей диссертации «Юридическая техника российского налогового законодательства (общетеоретический анализ)» различает следующие виды юридических конструкций:
1) в зависимости от происхождения:
рецептированные (т.е. конструкции, апробированные в иных отраслях внутреннего и международного права);
собственные;
2) по «архитектурной» форме:
ступенчатые (юридические конструкции, в которых все элементы строго взаимно последовательны);
суммарные (юридические конструкции, состоящие исключительно из слагаемых компонентов).
В.К. Бабаев выделяет в зависимости от истинности -- истинные и ложные юридические конструкции; по сфере применения -- универсальные, отраслевые и межотраслевые; по происхождению -- нормативные и теоретические.
Юридические конструкции создаются, как правило, путем законодательного закрепления. Например, конструкция ликвидации юридического лица или выдвижения кандидата. Вместе с тем не следует недооценивать и важность создания юридических конструкций учеными-юристами. Зачастую они являются как бы прообразами конструкций, закрепленных в законе. Например, долгое время конструкция политической партии существовала лишь в доктрине. Законодательно она была закреплена лишь после принятия Федерального закона «О политических партиях».
Тема 7. Юридические фикции, презумпции, аксиомы
1. Юридические фикции. Понятие, значение
К средствам законодательной техники можно отнести также юридические фикции, суть которых состоит в том, что несуществующее признается существующим. К.Н. Панько понимает фикции как прием законодательной техники, состоящий в признании существующим несуществующего и обратно, а также свойство нормы права не соответствовать потребностям общества в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности.
Данное определение позволяет выделить два типа юридических фикций: традиционные (например, снятие судимости) и фикции в праве, когда один закон противоречит другому (т.е. фикция как свойство). Однако можно заметить, что второй тип юридических фикций (по К.Н. Панько) является не средством законодательной техники, а показателем качества закона (т.е. показателем результативности применения средств законодательной техники). Следовательно, в качестве элемента законодательной техники рассматривается юридическая фикция в узком ее понимании.
Обобщив определения юридической фикции, предлагаемые В.К. Бабаевым, В.М. Барановым, В.В. Лазаревым и другими учеными, можно заключить, что юридическая фикция -- это одно из средств законодательной техники, состоящее в признании существующим несуществующего и обратно, призванное минимизировать издержки от пробельности права, избавляя от необходимости излишней формализации общественных отношений.
Впервые юридические фикции стали применяться в Древнем Риме. Например, законом Корнелия была введена фикция (fictio legis Cornelia), в соответствии с которой умерший в плену считался умершим в момент попадания в плен, т.е. в тот момент, когда он был еще свободен и являлся гражданином Рима. Или другой пример: «...receptum est, quotiens per eum, cuius interest condicionem non impleri, fit, quo minus impleatur, ut perinde habeatur, ac si impleta condicio fuisset» -- если тот, кто не заинтересован в наступлении условия, воспрепятствует его наступлению, оно считается как бы наступившим (Iul. D. 35.1.24). Эта фикция, пройдя многовековой исторический путь, нашла свое отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Значение юридических фикций как средства законодательной техники:
количественное и качественное упрощение нормативного материала;
способ преодоления неопределенности в правовом регулировании.
Отличие от презумпций -- фикция практически всегда неопровержима. Критерий отличия -- неистинность фикции в отличие от предположительного характера презумпции.
Одним из основных признаков фикции является ее императивность.
Как правило, юридические фикции применяются лишь тогда, когда другие средства законодательной техники неприменимы.
Г.Ф. Дормидонтов называл фикцию «средством, служащим целям юридической экономии» и говорил, что «они вызваны на свет необходимостью удовлетворять вновь нарождавшимся потребностям имевшимися в распоряжении средствами, дабы избегнуть по возможности ломки установившихся понятий и сохранить традиционное учение формально неприкосновенным, не мешая через то полному практическому осуществлению нового».
Примером юридической фикции является положение Федерального закона от 06.10.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата. В данном случае работа по той или иной специальности в период избирательной кампании является несуществующим фактом, который признается существующим.
2. Юридические презумпции
Многие ученые указывают в качестве одного из средств законодательной техники также юридические презумпции. Презумпция в переводе с латинского языка означает предположение. Это абстрактное положение, где на основе отдельных частных признаков, ситуаций путем умозаключения делается общий вывод.
Юридическая презумпция -- это средство законодательной техники, выражающееся в предположении наличия определенных фактов, явлений, ситуаций, связей, которые признаются истинными, пока не доказано обратное.
Основное свойство юридической презумпции -- это предположительный характер.
Профессор В.К. Бабаев выделяет два вида юридических презумпций:
общеправовые (признанные во всех отраслях права), которые фактически стали принципами права и, по мнению ученого, вряд ли могут рассматриваться в качестве средства законодательной техники:
презумпция истинности и целесообразности норм права;
презумпция добропорядочности;
презумпция знания законов;
презумпция правосубъектности лиц.
2) презумпции как средства законодательной техники. По значимости они не достигают уровня презумпций-принципов (например, презумпция отцовства, презумпция смерти лица, безвестно отсутствующего свыше пяти лет и др.).
Представляется, что к средствам законодательной техники следует относить обе разновидности юридических презумпций. Данная позиция обусловлена тем, что обе разновидности презумпций используются при подготовке законов независимо от того, являются они универсальными или носят специальный характер.
3. Правовые аксиомы
Правовые аксиомы -- это положения, которые не требуют доказательств в юридическом процессе. В отечественной юридической науке этот термин появился в 60-е гг. прошлого столетия. Хотя многие аксиомы были известны с глубокой древности: никто не может быть судьей в собственном деле; никто не может передавать другому больше прав, чем имел бы сам; никто не обязан сам себя обвинять; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; закон обратной силы не имеет и т.д.
Как отмечает Т.В. Кашанина, правовые аксиомы упрощают правовое регулирование, делая законодательство более доступным для граждан.
Ученые не пришли к единому выводу: следует относить правовые аксиомы к средствам юридической техники или нет. Учитывая большое значение правовых аксиом в правотворчестве правоприменении, правореализации и толковании права, представляется более правильным все же считать их одним из элементов юридической техники.
Тема 8. Юридические символы и перечисления
1. Юридические символы
Средством законодательной техники являются также юридические символы, с помощью которых закрепляются государственно-правовые веления. Юридические символы используются законодателем довольно часто. В качестве примера можно привести Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 г. № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации» и от 25.12.2000 г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации».
А.В. Никитин выделяет следующие признаки юридических символов:
это искусственный знак, представляющий собой отличительную примету, художественный образ, видимое, реже -- слышимое образование;
создаются или санкционируются государством в особом процессуальном порядке и охраняются государством;
применяются в порядке, установленном законом;
служат для выражения и закрепления социально значимого юридического содержания.
На основании вышеуказанных признаков ученый предлагает следующее определение юридического символа -- это создаваемый или санкционируемый государством условный образ, представляющий собой видимое или слышимое культурно-ценностное образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл; охраняемый государством и используемый в особом процедурном порядке.
В качестве требований к использованию юридических символов выделяются следующие:
наглядность;
лаконичность;
доступность для восприятия;
сочетаемость с текстом закона.
Представляет интерес классификация юридических символов, предложенная А.В. Никитиным:
по способу внешнего восприятия: предметные символы (флаг, печать); символы-действия (церемония поднятия флага); изобразительные (герб); звуковые (гимн); языковые (текст гимна);
по смысловому значению: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные и др.;
по сфере общественных отношений: символы в сфере экономики, образования и т.д.
Значение юридических символов проявляется в следующем:
облегчают унификацию права;
обеспечивают типизацию юридически значимого поведения (например, дорожные знаки).
2. Перечисления
Перечисление является средством законодательной техники, позволяющим располагать в определенном порядке в виде списка совокупность предметов или явлений (обстоятельств, действий, органов, лиц, условий применения и т.п.) в тексте закона. Перечисление имеет цель упорядочить изложение положений закона и тем самым облегчить его понимание.
А.С. Пиголкин классифицирует перечисления следующим образом:
1) по порядку расположения составных частей:
в строгом соподчинении составных частей;
без строгого соподчинения (последовательность не имеет юридического значения);
по степени полноты перечисления:
исчерпывающий перечень (не допускает расширенного толкования);
примерный перечень;
по форме:
перечисления, оформленные в виде сплошного текста (разделение составных элементов запятой);
перечисления, в которых каждый компонент располагаетсяс нового абзаца или обозначается цифрой или буквой.
Пример.
Исчерпывающее перечисление со строгим соподчинением составных частей (пункт 1 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»):
«1. В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектом Российской Федерации;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
участковые комиссии».
Исчерпывающее перечисление без строгого соподчинения составных частей (пункт 5.2. статьи 56 вышеназванного Федерального закона):
«5.2. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов списков кандидатов;
б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов».
Примерный перечень (пункт 3 статьи 48 вышеназванного Федерального закона):
«3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом методами».
Правильное использование перечислений делает изложение правового материала боле ясным, четким. Отрицательной же стороной перечислений можно признать увеличение объема законодательного акта.
Тема 9. Нормативная структуризация
1. Понятие нормативной структуризации
Нормативная структуризация закона является важным элементом законодательной техники, поскольку формирует внутреннее устройство закона. Вообще структура закона в юридической литературе понимается как организация его содержания, целесообразного расположения нормативно-правовых предписаний и иных правовых атрибутов. Четкая структура закона обеспечивает наиболее рациональное и целесообразное расположение нормативного правового материала.
Нормативная структуризация -- это прием законодательной техники, выражающийся в последовательной системе действий по рациональному и целесообразному расположению нормативных правовых предписаний и официальных реквизитов в тексте закона.
2. Элементы нормативной структуризации
Элементы нормативной структуризации (на примере Федерального закона):
1. Система официальных реквизитов:
наименование формы акта;
название закона;
дата принятия закона Государственной Думой РФ и дата одобрения Советом Федерации РФ;
подпись Президента РФ;
место и дата подписания закона;
регистрационный номер.
Особый интерес представляют правила изложения наименования закона. Наименование должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным. В зарубежной практике встречается использование как полного, так и краткого наименования закона. В Российской Федерации это не принято Региональное законодательство зачастую страдает таким недостатком, как чрезвычайно объемные наименования законов. В качестве примера можно назвать закон Владимирской области от 01.12.2004 г. № 209-03 «О мерах социальной поддержки ветеранов труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, а также ветеранов военной службы и ветеранов государственной службы, получивших удостоверения до 31 декабря 2004 года». В данном случае, безусловно, краткость наименования была принесена в жертву его точности. Еще в большей степени это относится к подзаконным нормативным правовым актам.
Правильно сформулированное наименование нормативного правового акта позволяет не только точно определить его предмет, но и облегчить поиск необходимой нормы права.
Преамбула закона. Преамбула является факультативным элементом структуризации и встречается далеко не во всех законах. Преамбула представляет собой вводную часть закона, в которой излагаются мотивы его принятия, задачи, цели, и, как правило, положения ненормативного характера.
Как правило, преамбулу содержат значительные по объему законодательные акты. Например, согласно практике работы Законодательного собрания Владимирской области преамбула обычно включается в текст законов, содержащих более десяти статей.
Распространенной ошибкой при изложении преамбулы является ее несоответствие содержанию закона. Например, зачастую преамбула декларирует более широкий или более узкий предмет регулирования закона, нежели на самом деле. В практике законотворческой деятельности встречаются случаи, когда преамбула содержит нормативные предписания, дефиниции встречающихся в законе терминов, что является грубым нарушением правил юридической техники.
Таким образом, к основным правилам изложения преамбулы можно отнести следующие:
не должна содержать самостоятельных нормативных предписаний;
не делится на статьи;
не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;
не содержит легальные дефиниции;
не нумеруется;
предваряет текст закона.
Г.Т. Чернобель в качестве примерных структурных элементов преамбулы закона называет следующие:
перечень регулируемых вопросов;
целевое направление закона;
общая мотивация закона, его нормативного содержания.
Рубрикация закона, т.е. разделение его текста на составные части в соответствии с логической структурой закона:
части;
разделы;
главы;
статьи;
части статей;
пункты.
Разделение закона на составные элементы происходит в зависимости от его объема и логики содержания. На части, напри мер, подразделяются лишь самые объемные кодифицированные законодательные акты (Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации).
Приложение к закону. Приложение, как и преамбула, является факультативным элементом структуризации. Материалы, содержащиеся в приложениях, выполняют, как правило, вспомогательную роль по отношению к основному содержанию закона. В приложениях обычно помещаются таблицы, образцы документов, различные перечни (лиц, органов, работ и г.п.), списки отмененных актов и т.д.
Интересно, что в практике законотворчества ФРГ и ряда других государств используется такой прием законодательной техники, как снабжение закона оглавлением, которое, формулируя все его рубрики (главы, разделы, параграфы и т.д.), является его официальным атрибутом.
Определенные особенности структуризации имеют законы о внесении изменений и дополнений, законы о введении в действие других законов. Так, законы о внесении изменений и дополнений имеют следующие особенности:
название закона начинается со словосочетания «О внесении изменений в статью...» или «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон...». Другие официальные реквизиты традиционны;
такие законы не содержат преамбулы. Вместе с тем они могут вносить в текст изменяемых и дополняемых законов преамбулу;
такие законы, как правило, незначительны по объему и не содержат разделения на части, разделы, главы.
В последнее время на федеральном уровне наметилась интересная тенденция: стали приниматься, как это ни покажется странным, законы о внесении изменений в законы о внесении изменений. Например, в Федеральный закон от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» изменения вносились семь раз. Такие случаи не единичны. Безусловно, данную практику нельзя признать удачной. Изменения должны вноситься в первичный законодательный акт, а не в изменяющие его законы.
Тема 10. Способы языкового изложения
1. Способы языкового изложения как элемент юридической техники
Способы языкового изложения закона являются одним из важнейших элементов законодательной техники, поскольку именно правильное языковое изложение предопределяет ясность, простоту, четкость и доступность для понимания закона. Профессор Д.А. Керимов отмечал, что трудно переоценить значение стиля и языка закона, т.к. «вряд ли можно назвать какую-нибудь иную область общественной практики, где алогично построенная фраза, разрыв между мыслью и ее текстуальным выражением, неверно или неуместно использованное слово способны повлечь за собой тяжелые, иногда даже трагические последствия, как в области законотворчества».
Н.А. Власенко, занимавшийся исследованием языкового изложения законов, отмечает, что языковую основу законодательного текста составляют такие лексические единицы, как нормативные предложения, устойчивые словосочетания (юридические фразеологизмы), слова, в т.ч. аббревиатуры.
Текст законодательного акта -- это словесно выраженное и закрепленное в документе содержание данного законодательного акта.
При изложении текста закона следует подчиняться правилам грамматики русского языка (орфографическим, пунктуационным, синтаксическим). Правила орфографии содержат сведения о правописании слов. Правила пунктуации устанавливают систему знаков препинания и помогают членить текст на предложения, устанавливать связи между словами в предложении. Синтаксические же правила помогают правильно строить предложения, выбирать наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений, которые более подходят для нужного в данной ситуации стиля речи. При этом следует учитывать, что грамматические правила изложения текста закона не являются элементом законодательной техники, поскольку в данной ситуации они не имеют специфики. В качестве элемента законодательной техники следует рассматривать лишь требования, предъявляемые к употреблению лексических средств в тексте закона.
Способы языкового изложения -- это один из приемов законодательной техники, выражающийся в установлении определенных требований к употреблению лексических средств русского языка в тексте закона с целью достижения его четкости, ясности, простоты и доступности для понимания.
Одним из требований к языковому изложению законов является ясность.
Средствами достижения ясности являются:
использование простых слов, выражений;
отказ от использования сложных конструкции;
отказ от злоупотребления иностранными словами, канцелярскими оборотами, архаичными выражениями;
использование однозначных формулировок;
правильное использование официально установленных наименований;
не перегружать текст специальными, узкопрофессиональными терминами.
Использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и др.) не допускается. В текст законопроекта не следует включать положения ненормативного характера.
Пример.
Приведем два примера нормативных предписаний, которые, на наш взгляд, далеко не соответствуют требованию ясности изложения законодательного акта.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
«Статья 83. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых настоящей главой установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2009 года.
2.1. Положения настоящего Федерального закона, в том числе установленные абзацем первым части 3 настоящей статьи, применяются с 1 января 2006 года до окончания переходного периода в части, не противоречащей положениям частей 1.2 и 1.3 настоящей статьи».
С одной стороны, нормы закона вступают в силу с 2009 года, с другой стороны, они применяются с 2006 года. Кроме того, данные нормативные предписания перегружены отсылочными нормами.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти»:
«Положения пункта 4 статьи 4 и пункта 1.1 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции настоящее го Федерального закона) не распространяются на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации созывов, избранных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона».
Изданной нормы не понятно: названные положения Федерального закона не распространяются на депутатов, избранных до Дня его вступления в силу, либо на весь законодательный орган действующего созыва.
В литературе высказывалась точка зрения, что ясность закона для всех граждан может быть достигнута лишь путем казуистического изложения норм права, что повлечет увеличение объема текста закона, его противоречивость. Отчасти данная позиция верна. В связи с этим при изложении правовых норм следует находить «золотую середину», обеспечивая разумное сочетание ясности и точности. Соотношение ясность/точность решается по-разному в зависимости от вида нормативного правового акта и его назначения. Например, при изложении норм Основного закона государства или субъекта Федерации приоритет должен быть отдан ясности и доступности, а при формулировании норм специальных законов (например, Федеральный закон «О связи»), рассчитанных, как правило, на довольно узкий круг лиц, в первую очередь необходимо обеспечить точность формулировок.
В качестве сравнения отметим, что в англо-саксонская правовой семье законодатель ориентирован на профессиональных юристов, прежде всего судей и адвокатов, а в романо-германской -- на обычных граждан, не обладающих специальными познаниями. Именно отсюда идут истоки приоритета доступности, простоты законодательных предписаний в отечественной правовой системе.
Нормативное предложение является основной языковой единицей текста закона, образованной из слов, устойчивых словосочетаний и подчиненной внутренним закономерностям организации. Зачастую законодательные акты страдают перегрузкой предложений однородными членами, частым построением сложных предложений, постоянным применением перечислений. Это с неизбежностью влечет за собой громоздкость многих статей закона и, соответственно, сложность для восприятия отдельных положений. А. Власенко выделяет следующие требования к употреблению нормативных предложений:
адекватность грамматической формы. Как правило, это констатирующие, утвердительные и повествовательные, но никак не вопросительные предложения;
отсутствие перегрузки простых предложении однородными членами, которые, выстраиваясь в длинные цепочки, затрудняют восприятие мысли законодателя;
недопустимость использования нехарактерных природе правовых норм соединительных союзов «а», «но», «да», «не то», «хоть» и др.;
нейтральный (обезличенный) характер предложений, неадаптированных к конкретной ситуации.
Безусловно, перечень требований к употреблению нормативных предложений не является закрытым и требует дальнейшего изучения. Так, например, нежелательным является употребление большого числа условий в предложении (установление отношений «если…, то»), поскольку чем больше условий, тем сложнее понять текст.
Одним из лексических средств являются фразеологические обороты, т.е. устойчивые сочетания слов, употребляемые в тексте закона как готовые единицы языка (например, «если иное не установлено законом», «признать утратившим силу»). Каждая отрасль права выработала свой набор фразеологических оборотов.
Важнейшей же единицей текста (в том числе законодательного) является слово. Слово обладает различными семантическими свойствами, которые издавна использовались как приемы законодательной техники. В качестве наиболее употребляемых свойств слов можно выделить такие, как полисемия (многозначность), антонимия, синонимия.
Кроме того, существуют различные виды лексики: архаичная, иноязычная, профессиональная, просторечная, жаргонная, которые следует крайне осторожно использовать в текстах законов.
Жаргоны (арго) -- разновидность речи людей, объединенных общностью интересов, занятий.
Юридический арго - «вчинить иск», «перспективное дело», «вещдок».
Общий принцип изложения нормативных предписаний -- отсутствие жаргонов и иной просторечной лексики.
Специалисты отмечают следующие случаи допустимости использования жаргонов и иной просторечной лексики:
при значительной адаптации в общеупотребительном языке, когда жаргонные оттенки малозаметны («увязка»);
в т.н. пограничных ситуациях («вербовка»);
при необходимости употребления профессиональных арго, тяготеющих к общеразговорной лексике («пассажиропоток»);
в случаях коммуникативной правовой целесообразности, когда официальный синоним менее употребим («легализация (отмывание)»).
Примеры использования просторечной лексики в законах: хроническая нехватка, нищие, самогон, брага, сводничество, тройки, приобретение товаров «на стороне».
В советское время широкое распространение получило использование в законодательных текстах аббревиатур, т.е. сокращений из первых букв слов, входящих в состав словосочетаний. В целом употребление аббревиатур в законе следует признать скорее исключением, нежели правилом, поскольку их чрезмерное использование отрицательно влияет на качество закона.
2. Правовой язык и язык права
Профессор Н.А. Власенко указывает на необходимость разграничения понятий правовой язык и язык права. При этом к правовому языку ученый относит весь словарный запас юриспруденции, всю систему слов и терминов, которыми оперирует право в разнообразных проявлениях (язык текстов нормативных правовых актов, индивидуальных актов, документальный язык, юридические профессионализмы и т.д.). Язык права является более узким понятием и включает лишь лексически запас (арсенал) нормативных правовых актов и актов официального толкования. По аналогии языком закона мы будем считать весь лексический запас того или иного закона.
В литературе высказывалось мнение, что юридический язык (правовой язык) включает в себя:
язык юридической науки;
язык юридической практики (нормативных правовых актов и правоприменительных актов);
юридический разговорный язык.
При изложении текста закона следует учитывать особенности стиля законодательных актов, который будет существенным образом отличаться, например, от стиля художественных произведений или публицистических работ. Профессор Д.А. Керимов выделяет следующие черты стиля законодательного акта:
директивность, выражающаяся в его обязательных, властных, волевых формулировках;
официальность, выражающаяся в том, что закон закрепляет суверенную волю государства, а также в том, что закон принимается высшим государственным органом, подписывается официальным должностным лицом, публикуется в официальных изданиях;
сдержанность, исключающая пафосность, пышность, торжественность.
Данный перечень, безусловно, является открытым. Для стиля законодательных актов характерна также властность, лаконичность, убедительность. Кроме того, законы, как правило, имеют значительные отраслевые особенности, что накладывает отпечаток на их стиль. Так, Конституция как основной закон должна содержать некоторые элементы торжественности и пышности в отличие от законов, регулирующих узкоспециальные вопросы (например, Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи»).
Конституционным Судом Российской Федерации в решениях неоднократно выражалась правовая позиция, согласно которой общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями; неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона.
Тема 11. Способы логического изложения
1. Соблюдение законов формальной логики как условие создания законодательных актов
Традиционным является такой элемент законодательной техники, как способы логического изложения текстов законов (требования логики, логические правила и т.д.). Но, как правило, большинство авторов в своих исследованиях ограничиваются лишь указанием на необходимость соблюдения требований «логичности», «последовательности», «недвусмысленности» при изложении правовых норм. Многие исследователи при этом забывают, что существуют разработанные еще мыслителями древности и проверенные временем законы формальной логики, соблюдение которых при подготовке законопроекта как раз и обеспечит «логичность», «последовательность» и «недвусмысленность» правовых норм.
Е.А. Иванов в своей работе «Логика» дает следующие характеристики основным законам формальной логики, учет которых, безусловно, необходим при создании закона:
1. Закон тождества. Данный закон выражает такое свойство мышления, как определенность, и исторически явился обобщением практики оперирования понятиями и выражающими их словами или словосочетаниями. Соответственно в законодательной технике он действует прежде всего в сфере понятий и проявляется как в процессе их образования, так и в процессе использования уже готовых понятий. Как известно, любое понятие может быть образовано правильно и неправильно. Если в одно и то же понятие объединяются разнородные элементы, то они оказывается расплывчатым, смутным, неопределенным, а действительность в нем искажается. Если же понятие охватывает лишь такие явления, которые едины, тождественны в том или ином отношении, то оно будет четким и ясным, будет иметь определенное содержание и определенный объем.
2. Закон противоречия. Закон противоречия выражает такие черты мышления, как последовательность и непротиворечивость. Его суть заключается в том, что два противоположных пли противоречащих суждения (предписания) об одном и том же предмете, который взят в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Одно из них по необходимости ложное. Учет данного закона позволяет избежать появления противоречий в законодательстве.
3. Закон достаточного основания. Закон отражает такую черту мышления, как обоснованность, т.е. ни одно суждение (предписание) не может быть признано истинным без достаточного основания. При этом достаточными являются такие основания, изкоторых данное суждение следует с логической необходимостью. Данный закон направляет законодателя на поиск оснований законодательных решений, на обеспечение экономической и социальной обоснованности законодательных предписаний.
2. Правила логического изложения законов. Логическая структура нормативного правового акта
Не следует отождествлять законы формальной логики со способами логического изложения текста закона. Последние выполняют вспомогательную роль, устанавливая требования и правила применения законов логики при изложении текста законопроекта. Так, основываясь на законах формальной логики, можно выделить ряд требований, предъявляемых к изложению закона:
последовательность изложения;
отсутствие противоречий и повторов (дублирования);
соответствие структуры закона логике изложения правовых предписаний;
убедительность;
обоснованность;
полнота правового регулирования.
Таким образом, способы логического изложения - это один из элементов законодательной техники, выражающийся в применении основных законов формальной логики при подготовке и оформлении законопроектов.
Любой нормативный правовой акт имеет свою логическую структуру. Как правило, она представлена тремя основными частями:
вводная часть;
основная часть;
заключительная часть.
Вводная часть нормативного правового акта может включать в себя преамбулу и главу «Общие положения». Данная часть несет значительную идеологическую нагрузку, устанавливая мотивировку принятия нормативного правового акта, определяя предмет регулирования, а также ряд других ключевых положений.
Основная часть является самой объемной и несет основную смысловую нагрузку. Данная часть развивает и детализирует общие положения, закрепленные во вводной части нормативного правового акта. Логика изложения основной части закона обусловлена особенностями регулируемых общественных отношений. Так, логика построения структуры Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствует стадиям избирательного процесса. Каждая стадия нашла свое правовое регулирования в определенной главе.
Порядок расположения глав в точности соответствует стадиям избирательного процесса. В этом проявляется действие такого требования формальной логики, как последовательность. В то же время недостатком можно признать закрепление стадии назначения выборов в главе «Общие положения». В этом случае нарушается требование о соответствии структуры закона логике изложения правовых предписаний.
Завершает логическую структуру заключительная часть (зачастую она представлена главой «Заключительные и переходные положения»). Заключительная часть играет вспомогательную роль, устанавливая порядок вступления документа в силу, признавая рад нормативных правовых актов утратившими юридическую силу, а также регулируя отношения, которые могут возникнуть до окончательного и полного вступления в силу всех положений нового нормативного правового акта (переходные положения).
Тема 12. Способы изложения правовых предписаний по степени обобщенности
1. Абстрактный способ изложения правовых предписаний
Одним из элементов законодательной техники, с помощью которого вырабатывается текст закона, являются способы построения правового материала, различающиеся в зависимости от степени обобщенности на абстрактный и казуальный.
Первый способ построения - абстрактный - характеризуется применением силы абстракции к правовой материи, в результате чего нормативный правовой акт приобретает обобщающий характер. Примером абстрактного построения правового материала является следующая норма Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:
«Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях».
Основное достоинство такого способа построения-правово-го материала состоит в том, что он придает нормативному правовому акту долгосрочный характер и позволяет применять его к широкому кругу общественных отношений. Однако не всегда абстрактную норму можно применить к конкретным общественным отношениям. С этим связан его недостаток. Кроме того, существует опасность превращения нормы в формулу, лишенную реального содержания.
Абстрактные нормы, как правило, помещаются в самом начале нормативного правового акта при изложении общих положений. Абстрактные нормы в большей степени характерны для нормативных правовых актов в сфере конституционных правоотношений.
2. Казуальный способ изложения правовых предписаний
Альтернативный способ построения правового материала -- казуальный. Данный способ предусматривает указание на особенные случаи, которые служат основанием для реализации нормативных правовых актов. В качестве примера можно принести норму статьи 5 вышеназванного Федерального закона:
«Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов».
Данное положение конкретизирует приводившуюся ранее в качестве примера абстрактную норму. Казуальным способ построения правовых норм придает регулируемым общественным отношениям определенность и конкретность. Однако использование данного способа влечет за собой неизменное увеличение объема правового материала ввиду необходимости перечисления различных ситуаций, явлений, фактов и т.д. Кроме того, весьма затруднительно учесть в правовой норме все нюансы регулируемых общественных отношений. Этим обусловлены недостатки казуального способа.
Выбор того или иного способа построения правового материала зависит от многих факторов и прежде всего от предмета регулирования закона и отраслевых особенностей.
По верному замечанию профессора Т.В. Губаевой, основной конструктивный принцип, в соответствии с которым е целует использовать способы построения правового материала, это сочетание обобщающей абстракции с понятийной конкретностью изложения, обеспечивающей определенность и точность юридической формы; слова должны подбираться и соединяться с таким расчетом, чтобы можно было регулярно чередовать уровни обобщенности правовых норм и достигать информативной полноты, применяя то более отвлеченные, то конкретизированные формулировки.
Избежать декларативности правовых норм можно путем последовательной конкретизации абстрактных положений в последующих нормах закона.
Тема 13. Способы связи между нормативными правовыми актами
1. Понятие и виды связей между нормативными правовыми актами
Весьма важным элементом законодательной техники является система связей между нормативными правовыми актами и отдельными нормами права, которые позволяют избежать повторов, дублирования и перенасыщения правового материала.
В литературе выделяют следующие виды таких связей:
отсылки;
бланкетные нормы;
предписания принять какой-либо нормативный правовой акт или осуществить правовое регулирование определенной области общественных отношений;
указание на более высокий или равный по юридической силе законодательный акт, во исполнение которого принят закон.
2. Отсылочные нормы
Отсылки являются наиболее распространенным видом связи нормативных правовых актов. Отсылки можно классифицировать следующим образом:
1. По юридической силе нормативных правовых актов, к которым делается отсылка:
а) отсылки к нормативным правовым актам более высокой юридической силы;
б) отсылки к нормативным правовым актам равной юридической силы;
в) отсылки к нормативным правовым актам более низкой юридической силы.
2. По степени конкретизации:
а) отсылки к неопределенному законодательному акту;
Пример.
«Избирательное объединение -- политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня» (пункт 25 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
б) отсылки к определенному законодательному акту;
Пример.
«Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Российской Федерации, регулируются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме РФ» и настоящим законом» (пункт 2 статьи 11 вышеназванного Федерального закона);
в) отсылки к отдельным нормам права;
Пример.
«Документы, указанные в пунктах 1--3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично» (пункт 5 статьи 33 вышеназванного Федерального закона).
3. По сфере действия нормативных правовых актов, к которым делается отсылка:
а) отсылки к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации;
Пример.
«Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей» (пункт 2 статьи 40 вышеназванного Федерального закона).
б) отсылки к федеральным нормативным правовым актам;
Пример.
«Федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам» (пункт 2 статьи 14 Федерального закона);
в) отсылки к международным нормативным правовым актам и договорам;
Пример.
«На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными...» (пункт 10 статьи 4 Федерального закона).
Малоисследованным является вопрос о том, в каких случаях использование отсылки является оправданным и необходимым. Так, доктор юридических наук В.М. Сырых выделяет два таких случая:
когда нормативное предписание, на которое ссылается законодатель, находится в другом нормативном правовом акте, выпадающем из общей связи нормативных актов, и самим интерпретатором может быть не обнаружен;
когда законодатель хотел особо подчеркнуть важность нормативных предписаний, находящихся за пределами данного закона, при применении норм проектируемого закона.
Данный список может быть расширен. Так, оправданно использование отсылок с целью избежания дублирования правовых предписаний. В то же время возникает опасность злоупотреблений отсылками, что нередко встречается в законодательстве. Примером может служить такая отсылка: «Лица путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином РФ права избирать и быть избранным... несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами». Данное положение несет лишь информационную нагрузку, но никак не регулятивную или охранительную.
Распространенными ошибками при изложений отсылочных норм являются:
формулирование отсылки к правовой норме, которая, в свою очередь, содержит отсылку;
отсылка к нормативному правовому акту, который уже признан утратившим силу;
неправильное указание реквизитов, в том числе наименования, нормативного правового акта, к которому делается отсылка.
Неправильное построение отсылочных норм приводит к несогласованности проектируемого акта с действующим законодательством, правовое регулирование становится разбалансированным и противоречивым.
3. Иные способы связи
Бланкетные нормы, как и отсылочные, не содержат в своей структуре полного изложения тех или иных предписаний, но указывают на другие правовые установления, которые приняты или могут быть приняты. Отличие бланкетных норм от отсылочных состоит в том, что если любую отсылочную норму можно сформулировать как определенную, включив в нее соответствующие части других правовых норм, то с бланкетной нормой этого сделать нельзя, поскольку такие части могут не существовать (например, правила пользования служебным транспортом).
Пример.
«Нарушение ветеринарных правил, повлекшее распространение эпизоотии или иные тяжкие последствия, - наказывается...» (пункт 1 статьи 249 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Довольно часто в законах и подзаконных актах содержатся нормативные предписания уполномоченным органам принять или разработать тот или иной нормативный правовой акт или осуществить правовое регулирование определенной области общественных отношений. Подобные предписания могут также содержать указание на сроки принятия необходимых актов и их форму.
Пример.
«Поручить Правительству Российской Федерации разработать нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом» (пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).
В.М. Сырых выделяет следующие требования формулирования поручений-предписаний принять нормативные правовые акты:
в поручениях указывать только вопросы, требующие нормативно-правового регулирования;
называть орган, которому предлагается подготовить соответствующий нормативно-правовой акт;
устанавливать дату и срок, в течение которого органы должны подготовить и принять соответствующий нормативно-правовой акт.
Указание на нормативный правовой акт, во исполнение которого принят тот или иной закон или подзаконный акт, также имеет большое значение. Как отмечает В.М. Сырых, такие указания закрепляют иерархические связи между нормативными правовыми актами, определяют законодательную основу действующих актов, фиксируют наиболее глубокую степень связанности между нормативными правовыми актами, регулирующими одну сферу общественных отношений.
Пример.
«Настоящий Федеральный конституционный закон в соответствии с частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации устанавливает основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (преамбула Федерального конституционного закона от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»).
Данный способ связи между нормативными правовыми актами в большей степени характерен для подзаконных нормативных правовых актов, нежели для законов. Более того, учитывая, что подзаконные акты принимаются именно в развитие положений законов, такое указание на нормативный правовой акт, во исполнение которого принят подзаконный акт, является обязательным.
Раздел 3. Техника правотворчества

Тема 14. Система нормативных правовых актов Российской Федерации. Законодательство субъектов Российской Федерации

1. Система нормативных правовых актов России. Место закона в системе нормативных правовых актов Российской Федерации
Придание стабильности общественным отношениям, упорядочение социальной жизни во многом достигается установлением общеобязательных норм, правил поведения. Государство, следуя юридическим традициям и правовой культуре общества, стремится охватить фактическим нормативным регулированием вопросы политического, организационного, социального, экономического развития государственных институтов. Такое государственное регулирование осуществляется в первую очередь через издание нормативных правовых документов.
Правовой акт представляет собой объективированное выражение определенной формы деятельности государства, его органов и должностных лиц. Он обладает государственно-властным характером и обязателен для тех, кому адресован. В свою очередь, значительная категория правовых актов носит нормативный характер. Эти акты рассчитаны на длительное действие, принимаются уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и направлены на установление обязательных правил поведения, возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.
Под нормативным правовым актом понимается принятый полномочным правотворческим органом или путем референдума акт официальной формы, устанавливающий, изменяющий, отменяющий нормы права или изменяющий сферу их действия. В данном определении четко обозначена прямая связь нормативных правовых актов и норм права, в силу которой правовые акты этого вида и называются нормативными.
Одной из характерных черт российской правовой системы является множественность видов издаваемых нормативных правовых актов, что отражает как рост нормативной регламентации в целом, так и разнообразие регулируемых правом общественных отношений.
Совокупность действующих в Российской Федерации нормативных правовых актов представляет собой систему законодательства Российской Федерации. Нормативные правовые акты действуют в единой иерархической системе, построенной в соответствии с иерархией органов власти, связанн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.