На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Формы защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц. Разрешение споров между государственными предприятиями и организациями. Арбитражные комиссии. Смена системы государственных и ведомственных арбитражей системой хозяйственных судов.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 16.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


6
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

Конституция гарантирует каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ст. 60). При этом система судов должна строиться на принципах территориальности и специализации (ст. 109).
В нашей стране, как и во многих других, законодатель-ством предусмотрено несколько форм защиты прав и за-конных интересов юридических и физических лиц. В част-ности, в ст. 10 ГК указывается, что защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством (в предусмотренных законодательством случаях подве-домственность может быть определена договором). За-щита гражданских прав в административном порядке осу-ществляется лишь в случаях, предусмотренных законода-тельством. Решение, принятое в административном поряд-ке, может быть обжаловано в соответствующий суд.
История специализированных судов уходит в глубо-кую древность: были такие суды во времена Киевской Ру-си и Древнего Новгорода.
Первую попытку создать постоянно действующий суд для купечества в 1667 г. предпринял царь Алексей Михай-лович, а с 1721 г. при Петре I уже появился Главный маги-страт, судивший торговые дела.
Именным Указом императора Николая I от 14 мая 1832 г. были учреждены коммерческие суды и Устав их су-допроизводства. Коммерческие суды состояли из предсе-дателя, его заместителя, назначавшихся и увольнявшихся указами императора, и судей. Кроме того, при коммерчес-ком суде состояли присяжные попечители по делам несо-стоятельности и присяжные стряпчие. К компетенции коммерческого суда были отнесены все споры и иски по торговым оборотам, по векселям, договорам и обязатель-ствам, а также все дела о торговой несостоятельности. При этом торговыми оборотами признавались все виды торговли оптовой, розничной и мелкой; торговля фабрич-ная, заводская, лавочная, магазинная и т.п.; торговая про-мышленность по строительству, приобретению, ремонту и найму кораблей и купеческих судов; дела по закупке, продаже, перевозке и поставкам товаров (комиссионные, экспедиционные и маклерские дела); денежные переводы на российские и иностранные города, дела вексельные и банкирские.
После Октябрьской революции 1917 г. и на протяже-нии более 70 лет экономические споры рассматривались различными органами.
В годы Гражданской войны, в период военного комму-низма действовал административный порядок разрешения хозяйственных споров, а судебные споры между казенны-ми учреждениями не допускались1.
С развитием экономических отношений возникла не-обходимость в создании специальных органов по разреше-нию споров между государственными предприятиями и организациями. Такими специальными органами эконо-мической юрисдикции стали арбитражные комиссии. Для разрешения различных категорий имущественных споров были созданы: Высшая Арбитражная комиссия, Арбит-ражная комиссия Высшего Совета народного хозяйства, арбитражные комиссии бирж, арбитражная комиссия Го-сударственной хлебной инспекции2. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г. было утверж-дено Положение о порядке разрешения имущественных споров между госучреждениями и предприятиями3. 15 но-ября 1922 г. Экономическое совещание БССР распростра-нило действие этого Положения на территорию Беларуси со следующими изменениями: Высшей Арбитражной ко-миссией в БССР являлось Экономическое совещание, ко-торое для каждого заседания избирало из своего состава председателя и двух членов комиссии4.
Арбитражные комиссии впервые возникли в Россий-ской Федерации, затем - в других союзных республиках. Основные правовые документы, касающиеся вопросов их организации и деятельности, имели российское происхож-дение, а впоследствии специальными указами либо в ином порядке распространяли свое действие на территорию других республик Союза ССР. На практике установилось, что высшие органы государственной власти и управления РСФСР выполняли роль своеобразных общефедеральных органов.
Поэтому неудивительно, что деятельность и структура арбитражных комиссий в Беларуси, возникших в феврале 1923 г., практически не отличалась от деятельности и структуры российских арбитражных комиссий. В состав Арбитражной комиссии при Экономическом совещании БССР, организованной 31 января 1923 г., входили народ-ный комиссар по финансам, уполномоченный народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции и др.
Арбитражные комиссии рассматривали следующие споры:
о признании неплатежеспособными и ликвидации государственных предприятий;
имущественные споры объединений потребительской кооперации с государственными учреждениями и хозяйст-венными органами;
имущественные споры местных госучреждений и предприятий с железной дорогой;
споры, касающиеся земель, находящихся в пределах го-родской черты, за исключением споров о землеустройстве;
имущественные споры со смешанными акционерными обществами и споры между собой.
Не подлежали рассмотрению в арбитражных комисси-ях следующие категории споров:
споры между предприятиями и учреждениями одного и того же ведомства;
споры, в которых стороной являлся Государственный банк или Госстрах;
споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а так-же споры по почтовой пересылке;
иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа за пользование коммунальными услугами (телефо-ном, электричеством, водопроводом) и помещениями; имущественные споры профсоюзов и партийных орга-низаций с государственными учреждениями и предприяти-ями;
имущественные споры государственных учреждений и предприятий с организациями частного характера и част-ными лицами1.
При разрешении конкретных споров арбитражные ко-миссии нередко отдавали приоритет распоряжениям госу-дарственных органов, а не нормам гражданского законо-дательства, государственной целесообразности, а не за-конности и обоснованности.
В то же время для процедуры рассмотрения споров ар-битражными комиссиями были присущи такие принципы, как публичность, состязательность, обязательность при-нятых решений, право на особое мнение, право обжалова-ния принятых решений и др. Нередко арбитражные ко-миссии выполняли функции законодательного органа, по-скольку формулировали новые нормы права и толковали отдельные правовые понятия в издаваемых актах.
Количество дел, рассматриваемых арбитражными ко-миссиями, не было значительным. Например, за 1923 г. Арбитражная комиссия при Экономическом совещании БССР рассмотрела 80 споров, за 1927 г. - 256, за 1928 г. -1282.
Следующим этапом в развитии специальных органов экономической юрисдикции Беларуси стал период созда-ния и становления государственных и ведомственных ар-битражей.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 4 марта 1931 г. арбитражные комиссии были упразднены3, в том числе на территории Беларуси. А постановлением того же органа от 3 мая 1931 г. было утверждено Положение о государст-венном арбитраже4. Положение исключало из компетен-ции государственного арбитража споры между хозяйственными органами одного ведомства, чем было положено начало созданию ведомственных арбитражей.
В послевоенные годы стала проявляться тенденция увеличения числа государственных арбитражей, в том числе на территории Беларуси, где к 1947 г. их было 131.
Период 50-х гг. XX ст. примечателен для истории орга-нов государственного арбитража попыткой ввести их в си-стему Министерства юстиции СССР (в марте 1953 г. орга-ны государственного арбитража были переданы в состав этого министерства, а в июне 1954 г. - выведены из него и подчинены Совету Министров).
В 1960 г. отменено Положение о государственном ар-битраже 1931 г. и утверждено новое Положение о государ-ственном арбитраже при Совете Министров СССР2. А 8 декабря 1961 г. были приняты Основы гражданского зако-нодательства Союза ССР и союзных республик, в ст. 6 ко-торых говорилось, что защита гражданских прав осуще-ствляется в установленном порядке судом, арбитражем или третейским судом3-
В августе 1970 г. Совет Министров СССР принял по-становление «О повышении роли органов государствен-ного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве», в котором отмечалось, что арбит-раж должен содействовать повышению эффективности общественного производства, рационализации хозяйст-венных связей, укреплению хозяйственного расчета, уси-лению роли договора в хозяйственных отношениях.
В 1974 г. Совет Министров СССР принял постановле-ние «О дальнейшем совершенствовании организации и де-ятельности органов Государственного арбитража»5, кото-рым Государственный арбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено но-вое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. Соответственно и в нашей республике были приняты Положение о Государственном арбитраже при Совете министров БССР и Положение о государст-венном арбитраже при исполнительном комитете област-ного Совета депутатов трудящихся, утвержденные поста-новлением Совета Министров БССР 25 июня 1974 г.1.
Следующий этап развития государственного арбитра-жа связан с принятием Конституции СССР 1977 г. Арбит-раж был признан конституционным органом.
Организация и порядок деятельности органов государ-ственного арбитража определялись Законом «О Государ-ственном арбитраже в СССР». На основе этого Закона были приняты Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Пра и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.