Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Взаимодействие общества и природы на современном этапе. Общая характеристика экологического права. Экологические правоотношения. Государственный механизм управления природопользованием и охраны окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Правоведение. Добавлен: 15.07.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Тема №1: «Взаимодействие общества и природы на современном этапе»

1) понятие экологического права;
2) экологический кризис: пути выхода;
3) концепция взаимодействия общества и природы.
1. Экологическое право регулирует экологические общественные отношения в сфере экологии.

Экология - наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой.
Социальная экология - наука о взаимодействии общества с окружающей природной средой, а не со «второй природой».
Формы взаимодействия общества и природы:
ь экономическая форма выражается в потреблении обществом природы, использования её для удовлетворения своих потребностей - природопользование;
ь экологическая форма выражается в охране природы с целью сохранения человека как биологического вида и для этого его естественной среды обитания.
Взаимодействие общества и природы выражается в природопользовании и охране человека и природы в процессе природопользования.
Т.о. экологическое право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, отношения по использованию и охране в процессе использования природных объектов.
2. Экологический кризис - состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека как биологического вида.

Формы проявления экологического кризиса:
ь истощение природной среды вследствие неумеренного употребления человеком природных ресурсов;
ь загрязнение окружающей среды вследствие внесения в неё вредных не свойственных ей веществ.
истощение + загрязнение = деградация окружающей среды
Причины экологического кризиса:
ь физическая ограниченность земного шара ведет к истощению;
ь отходность человеческого производства, наряду с безотходностью жизненных циклов в природе;
ь ограниченность способности окружающей среды к самоочищению, что ведет к накоплению вредного воздействия;
ь гносеологическая причина обусловлена наличием трудностей в познании человеком законов природы. Воздействие человека на природы выражается не только в момент воздействия, но и позже; не только в месте воздействия, но и в других местах.
Пути выхода:
ь технологический путь: внедрение малоотходных, безотходных экологически чистых технологий;
ь экономический путь: создание экономической заинтересованности;
ь административно-правовое воздействие: установление определенных правил и их соблюдение;
ь экологическое воспитание имеет целью формирование осознанной необходимости охраны окружающей среды. Когда требование по охране окружающей среды соблюдаются лицом в силу внутреннего убеждения, а не каких-либо внешних обстоятельств.
ь международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды как единственное средство борьбы с её трансграничным загрязнением.
3. Концепции взаимодействия общества и природы:

ь натурфилософия: отождествление Бога и природы;
ь потребительская концепция: в отличие от предыдущего этапа, здесь природа предназначена для того, чтобы удовлетворять человеческие потребности. Данная концепция формируется в Новое Время;
ь алармизм отражает обеспокоенность судьбой человечества, вызванной экологическим кризисом. В самом общем виде все алармистские концепции делятся на: оптимистические или пессимистические. Расходятся эти концепции только в дате конца света. Оптимистические концепции настаивают на том, что можем преодолеть экологический кризис. Пессимистические можно считать, что уже не оправдались.
ь концепция причин экологического кризиса: технологические причины - развитие НТР - и демографические причины.
Концепции выхода из состояния экологического кризиса:
ь утопические концепции:
· стратегия невмешательства в природу (вплоть до нулевого развития - отказ от развития, возвращение к каменному веку);
· тотальное вмешательство: стратегия наступления на природу - законы природы не совершенны и человек должен их улучшить своей деятельности;
· саморегуляция в природе и адаптация человека;
ь реалистические концепции:
· концепция глобального управления охраной окружающей среды;
· концепция экологической революции в сознании;
· сочетание охраны и развития (или устойчивого развития).
Тема №2: «Общая характеристика экологического права»

1) предмет и метод экологического права;
2) система экологического права;
3) источники экологического права.
1. Предметом экологического права являются экологические общественные отношения по использованию и охране, в процессе использования, природных объектов.
Виды экологических правоотношений:
ь по содержанию:
· по изъятию веществ и энергии из окружающей среды (добыча нефти и газа);
· отношения по внесению в окружающую среду веществ и энергии, в т.ч. не существовавших ранее или существовавших в незначительном количестве (все синтетические вещества);
· отношения по извлечению полезных качеств природных объектов (например: сельскохозяйственное землепользование основывается на использовании такого свойства земли, как плодородность);
· преобразование природных объектов;
· радикальное изменение функций природного объекта;
· частичное преобразование (совершенствование функций природного объекта: мелиорация);
· отношения по обеспечению экологической безопасности при осуществлении видов деятельности, способных причинить вред окружающей среде;
ь по масштабу объекта:
· отраслевые отношения: по поводу отдельных видов природных объектов (земель, вод, лесов);
· межотраслевые (комплексные) отношения: по поводу природных комплексов, вплоть до окружающей среды в целом.
При регулировании экологических правоотношений применяются как публично-правовой, так и частноправовой при ведущей роли первого.
2. Система экологического права.

До революции 1917 года земельное право было составной частью гражданского (земельные отношения регулировались в рамках имущественных). «Декретом о Земле» она была изъята из гражданско-правового оборота.
Формируется земельное право, с одной стороны, как самостоятельная отрасль, регулирующая отношения по использованию земли. По мере вовлечения в хозяйственную эксплуатацию других видов природных ресурсов, формируется лесное, горное, водное право и др. отрасли, в совокупности, составившие природно-ресурсное законодательство.
По мере ухудшения экологической обстановки формируется природоохранное законодательство, как совокупность норм об охране окружающей среды в процессе её использования.
Изначально термин «охрана природы» употреблялся в консервативных значениях (природа не изменяется), а в современном понимании консервативная охрана представлена таким институтом как Особо Охраняемые Территории и Объекты.
Консервативная охрана - это неиспользование природных ресурсов.
Экологическое право состоит из природно-ресурсного и природоохранного права.
Система экологического права состоит из:
ь общей части, в которой содержаться нормы общие для всех правоотношений, возникающих в данной сфере:
· экологическое правоотношение (объект, субъект, основания возникновения);
· государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды (экологическое нормирование, мониторинг, контроль, экспертиза, лицензирование, сертификация);
· субъективные экологические права (право на благоприятную окружающую среду, право природопользования).
Последние два пункта и будут содержанием экологических правоотношений.
ь ответственность за экологические правонарушения (особенная часть):
· 1 раздел: экологические требования на разных стадиях деятельности (размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация объекта, утилизация отходов);
· 2 раздел: экологические требования в отдельных сферах деятельности (в промышленности, на транспорте, в военной деятельности и т.д.);
· 3 раздел: территории с особым статусом (с одной стороны - это особо охраняемые территории, с другой - это зона экологического бездействия);
· 4 раздел: особенности исполнения и охраны отдельных видов природных объектов (земель, вод, лесов и т.д.)
ь иногда выделяют, кроме общей и особенной частей, специальную часть - международное экологическое право.
3. Источники экологического права:

ь Конституция РФ:
· ст. 9 ч. 1 закрепляет приоритет требований по охране окружающей среды;
· ч. 2 закрепляет возможность природных объектов находится в разных формах собственности;
· в ст. 36 Конституции говорится о принадлежности частной собственности на землю;
· ст. 42 содержит основы правового статуса человека в экологической сфере;
· ст. 58 сохранность природной среды;
· ст. 72 - наличие двух уровней: федеральный и региональный;
ь экологическое законодательство:
· ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года (ранее - закон РСФСР от 29 декабря 1991 года «Об охране окружающей природной среды»);
· закон «Об экологической экспертизе»;
· закон «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов»;
· «О безопасности гидротехнических сооружений»;
· «Об отходах производства и потребления»;
ь другие законы, в совокупности, составляющие природоохранное законодательство, в том числе о консервативной охране:
· Закон «Об особо охраняемых природных территориях»;
· «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
· »Об охране озера Байкал»;
ь природоресурсное законодательство:
· Земельный Кодекс и земельное законодательство в целом;
· Водный Кодекс;
· Лесной Кодекс 2006 года;
· законы «О недрах»;
· «О животном мире»;
· «Об охране атмосферного воздуха»;
· «О континентальном шельфе»;
· указы президента;
· постановления Правительства («О государственной экологической экспертизе»);
· ведомственные нормативные акты.
ь к числу источников экологического права относятся так же экологизированные правовые акты - нормативные акты иной отраслевой принадлежности, содержащие нормы права, регулирующие экологические правоотношения (например, ГК - подрядчик по договору строительного подряда обязан выполнить работу методами, безопасными для окружающей среды).
Тема №3: «Экологические правоотношения»

1) структура экологических правоотношений;
2) виды экологических правоотношений;
3) объекты экологических правоотношений.
1. Структура экологического правоотношения.

- объект;
- субъекты:
Природопользователи - физические лица реализуют в процессе природопользования прежде всего естественные потребности, которые имеют естественные пределы. Они не нуждаются в их искусственном установлении. Хозяйствующие субъекты - эта потребность не имеет естественных пределов, в силу чего они нуждаются в субъективном установлении и контроле за ихсоблюдением.
Вторая категория субъектов - специаоьно уполномоченные органы.
3 - экологические общественные объединения:
- участвуют в реализации экологических интересов граждан;
- участвуют в реализации экологических функций государсва (например, заклбчение юбщественной экологической экспертизы, утвержденное спциальным уполномоченным органом, приобретает силу государственной экологической жкспертизы).
4 - органы прокуратуры (природоохранной прокуратуры).
Основания возникновения правоотношений:
- отношения возникающие непосредственно на основании щакона;
- на основе специального разрешения или лицензии;
- правоотношения, возникающие на основании договора.
4 Содержание правоотношения зависит от режима объекта, статуса субъектаи основания возникновения.
2.Виды:
По фактическому содержанию
По масштабу (объекту)
По субъекту (по характеру его праспособности. Это правоотношения с участием граждан (они реализуют в основном общую правоспособность); специальная правоспособность (юридические лица).
По степени необходимости получения специального разрешения:
- отношения обзщего природопользования;
- отношения специального природопользования
По юридическому содержанию (по степени необходимости имущественного права на природный объект):
- отношения, не требующие наличия имущественного права;
- оношения требующие наличия имущественного права
По способу определения содержания (пределяются законами,договорами)
3. Объекты экологических правоотношений - это природные объекты.
Признаки природного объекта:
- естественное происхождение;
- нахождение в экологической взаимосвязи с другими природными объектами.
Виды природных объектов:
1. земля - это поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Земля - это основопологающий объект в ряду природных обектов. Все прочие природные объекты так или иначе связаны с землей.
В ряде случаев правовой режим земельного участка определяется режимом связанного с ним иного природного объекта (например, водоема, участка леса, объекта особой охраны).
2. недра - это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоема, простирающаяся до глубины, доступной для геологического исследования.
3. воды, находящиеся в водных объектах, которые подразделяются на наземные и подземные.Правовой режим определяется водным и земельным законодательством. Правовой режим подземных вод определяется водным и горным законодательством.
4. лес - это совокупность древесной, кустарниковой и иной растительности, произрастающих на землях лесного фонда. Поскольку лес - это часть живой природы, различают: 1) охрану лесов от незаконных порубок, пожегов и пр. и 2) защиту лесов от вредителей и болезней.
5. Животный мир - совокупность живых организмов, находящихся в состоянии естественной свободы. Охране подлежит: сам животный мир, среда его обитания;
6. Атмосферный воздух - естественная смесь газов, находящаяся в атмосфере.
Природные объекты следует отличать от природных ресурсов.
Природный объект - обособленная часть природы (например, водоем, лесной массив).
Природный ресурс - источник удовлетворения какой-либо потребности за счет использования какого-либо природного объекта (например, водоем, древесина).
Объект - форма; ресурс - его содержание.
Виды природных ресурсов:
1. по степени потребляемости:
- потребляемые природные ресурсы;
- непотребляемые природные ресурсы: солнечная энергия, ветровая энергия, энергия приливов.
Потребляемые делятся по степени воспроизводимости этого вида:
- воспроизводимые;
- невоспроизводимые (минеральные или полезные ископаемые)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Тема4: «Государственный механизм управления природопользованием и охраны окружающей среды»

1) организационный механизм управления природопользованием;
2) структура государственного механизма управления природопользованием.
Президент определяет основные направления политики, в т.ч. в сфере природопользования. Министерство природных ресурсов утверждено постановлением от 22.07.04г. Является органом исполнительной власти, исполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в области лесных отношений, в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр, использование и охрану водного фонда, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).
Полномочия Министрества - принимает нормативные акты:
- в сферах недропользования: порядок ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр и лицензий на пользование недрами, порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание, форма бланка лицензии на пользование недрами, региональный перечень видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным;
- в сфере лесопользования: порядок исчисления расчетной лесосети, использование лесов для выполнение работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Правила заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, использование лесов для ведения сельского хозяйства и т.д. лесовосстановление и лесоразведение, акты, устанавливающие особенности охраны, защиты и воспроизводства лесов в зонах радиоактивного загрязнения, на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах и т.д.;
- в сфере водопользования: гидротехнические сооружения (судоходные и на объектах промышленности и энергетики);
- в сфере охраны окружающей среды: правила ведения государственного кадастра Особо Охраняемых природных территорий, положение о государственных природных заповедниках, национальных парков, природных заказников федерального значения, порядок регулирования численности объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты), нормативы предельнодопустимых вредных воздействий на экосистему озера Байкал, таксы и методики исчисления размеров вреда окружающей среде;
- в сфере биологической и химической опасности: в этой сфере участвует в формировании государственной политики в данной области и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды с целью обеспечения биологической и химической безопасности. разрабатывают и принимают санитарные правила, регламентирующие мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней, порядок осуществления мониторинга лесов; к использованию и охране водохранилищ документы по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос, ведение государственного мониторинга водных ресурсов.
Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности, находящихся в его ведении федеральные службу по надзору в сфере природопользования (РосПриродНадзор), федеральных агентств по недропользованию, Федерального агентства по лесному хозяйству и водных ресурсов.
РосПриродНадзор осуществляет контроль и надзор:
- в области организации и функционирования особоохраняемых природных территорий федерального значения;
- в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);
- в области недропользования;
- лесопользоавния;
- водопользования;
- за соблюдением законодательства РФ и международных норм в области морской среды;
- за рациональное использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
- за безопасностью гидротехнических сооружений (за исключением сооружений промышленности, энергетики и судоходства);
- государственно-земельный контроль в отношении земель водного фонда, лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд и ООПТ;
- государственный пожарный надзор в лесах.
РосТехНадзор - служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Находится в ведении Министерства по промышленности и энергетики.
Министерство Сельского хозяйства Российской Федерации.
Полномочия:
- изучение, воспроизводство, сохранение и использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания;
- в связи с водными ресурсами ранее в ведении МинСельХоза находилось агентство по рыболовству.
- в ведении МинСельХоза находится использование земель сельхоз назначения.
Федеральное Агентство Кадастра Объектов Недвижимости - орган специально уполномоченный в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, кадастровой оценке земель и мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю. Находится в ведении Министерства Экономического и развития и торговли.
Федеральная Служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РосГидроМед) - орган, специальноуполномоченный в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (мониторинга окружающей природной среды, её загрязнения, по государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы). Контроль за деятельностью РосГидроМеда осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Структура.

Основу механизма государственного природопользования составляет институт экономического нормирования. Институт содержит нормы, определяющие основные требования к состоянию окружающей среды и пределы допустимого воздействия на нее.
Мониторинг - система наблюдений за состоянием окружающей природной среды.
Экологический контроль за деятельностью, отрицательно влияющим или способным повлиять на окружающую среду.
Ответственность за экологические правонарушения.
Механизм применения в сфере намечаемой деятельности (в отличии отдеятельности уже осуществленной):
1 - оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - саооценка проводится на предмет воздействия самой организацией в соответствии с экологическими требованиями;
2 - государсвтенная экологическая экспертиза - проводится экспертной комиссией, сформированной специально-уполномоченным государственным органом.
Экономический механизм воздействия (косвенного воздействия):
1 - экологическое лицензирование. В этой лицензии содержится не толькоразрешение на определенную деятельность, но и устанавливаются пределы её осуществления и определена плата за её осуществление;
2 - платежи за природопользование: как за изъятие природного вещества, тк и за загрязняющее воздействие на природу
3 - экологическая сертификация
4 - экологическое страхование
5 - экологический аудит.
Тема № : «Экологическое нормирование»

- общая характеристика экологического нормирования;
- характеристика отдельных видов экологических нормативов.
1.Экологическое нормирование - основной институт экологического права:
- этот институт содержит требования к качеству окружающей среды, при условии соблюдения которых она считается благоприятной;
- содержит требования к поведению природопользователей, при условии соблюдения которого оно считается правомерным.
Экологическое нормирование - это процесс установления экологических нормативов. Сами по себе нормативы не являются праоввыми нормами, а являются техническими или технико-экономическими. В то же в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.