Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


научная работа Понятие, признаки, сущность, принципы, меры юридической ответственности. Виды проступков, особенности, виды юридической ответственности и основания для привлечения к ней сотрудников органов внутренних дел. Анализ состояния законности и дисциплины.

Информация:

Тип работы: научная работа. Предмет: Правоведение. Добавлен: 28.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


50
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Академия управления МВД России
Законы должны иметь для всех одинаковый смысл.
Ш. Монтескье.

Научно-исследовательская работа на тему:
«Юридическая ответственность
органов внутренних дел и их сотрудников»
Исполнитель: слушатель
1-го курса группы
Научный руководитель:
докто
р юридических наук, профессор,
полковник милиции Гранат Н.Л.
Москва
200
8
Введение
I.
Понятие, признаки, принципы, виды юридической ответственности
1.1. Понятие и признаки юридической ответственности
1.2. Принципы юридической ответственности
1.3. Виды юридической ответственности
II. Юридическая ответственность органов внутренних дел и их сотрудников
2.1.
Особенности юридической ответственности в органах внутренних дел
2.2. Виды юридической ответственности сотрудников органов внутренних дел
Заключение
Список использованной
литературы
Приложения
Введение
Формирование правового государства неразрывно связано с проблемами взаимной ответственности государства и личности, его органов и граждан, важной стороной которой является юридическая ответственность. В работах С.С.
Алексеева, В.С. Афанасьева, С.Н. Братусь, В.Н. Бутылина, Н.Л. Гранат, О.С. Иоффе, М.А. Краснова, Н.С. Малеина, О.Э. Лейста, П.Е. Недбайло, М.А. Слободчикова, М.Д. Шиндяпиной и др. рассматривались такие проблемы как понятие, сущность и виды юридической ответственности, ее принципы, цели и задачи, функции, процесса реализации и др.
Большинство работ указанных авторов написано в 80-х годах и ранее, поэтому многие положения, особенно само понятие юридической ответственности следует рассматривать с учетом современных условий.
В настоящее время в условиях формирования гражданского общества и правового государства, юридическая ответственность приобретает важное социальное значение. Поэтому юридическая ответственность в современной юридической науке рассматривается в позитивном и негативном аспектах с позиций естественных, неотчуждаемых прав человека и гражданина, современных подходов к возникновению, развитию и функционированию государства и права Богданова М.С. дисс. на соиск.уч.степ.канд.юр.наук. Юридическая ответственность: основание, виды, субъекты. М., 1998., с.4..
При исследовании юридической ответственности необходимо учитывать новые наработки общей теории права и государства, отраслевых юридических наук, новые положения российского законодательства.
Российская Федерация должна стать - социальным государством, политика которого была бы направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека Ч.I. ст.7 Конституция РФ.. Человек в гражданском в обществе, социальном правовом государстве - высшая ценность. Право, его институты, в том числе и институт юридической ответственности, призваны служить человеку, гражданину, стимулировать его деятельность, учитывать его приоритет прав и свобод личности. Особая роль в этой связи принадлежит государству и его органам, для которых обеспечение гарантий прав и свобод человека и гражданина, в том числе путем установления юридической ответственности является главной обязанностью. Ограничение государственного принуждения, применение его лишь в случаях, допустимых в соответствии с законом является общей тенденцией развития права на пути построения цивилизованного гражданского общества и правового государства. В ее основе лежит гуманистическая идея о приоритете человеческой личности над всеми иными интересами связанные с юридической ответственностью принуждение и наказание должны применяться только в тех случаях, когда оказались неэффективными иные способы побудительного воздействия: убеждение, регулирование, общественные и моральные оценки.
Наряду с существующей тенденцией формирования правового государства нередки случаи нарушения государственными органами и их должностными лицами обязанности обеспечения личных, политических, социальных и экономических прав граждан. В современных условиях отсутствует должная дисциплина, налицо кризис, дефицит ответственности в структуре государственной власти Послание Президента Федеральному Собранию РФ от 23.02.96г. Российская газета. 27.02.96г. Все это способствует развитию правового нигилизма в обществе, усиливает недоверие граждан к деятельности государственных органов, порождает неверие в действенность законов и других нормативных актов, в возможность нормального функционирования органов исполнительной власти государства с целью претворения в жизнь законодательных актов. Это обстоятельство ставит задачу изучения роли юридической ответственности в предупреждении таких негативных явлений и реагировании на них.
Среди всех субъектов, ответственных за соблюдение, охрану и защиту прав и законных интересов граждан, особая роль принадлежит органам внутренних дел, поскольку они должны:
- обеспечивать личную безопасность граждан;
предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения;
раскрывать преступления;
охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность;
оказывать помощь в пределах, установленных законом о милиции, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов Ст.2 Закона РФ « О милиции»..
Вместе с тем, состояние дисциплины и законности в органах внутренних дел продолжает оставаться тревожным, недопустимым для правового государства. Среди нарушений законности наиболее распространенными являются:
· превышение должностных полномочий;
· укрытие преступлений от учета;
· незаконное применение физической силы;
· искажение статотчетности;
· получение взяток;
· незаконное привлечение к административной и уголовной ответственности и т.п.
Изучение вопросов ответственности органов внутренних дел и их сотрудников напрямую связано с проблемой отбора кандидатов для службы в этих органах, с задачей повышения личной ответственности руководителей за подготовку и воспитание подчиненных сотрудников.
Сотрудники органов и подразделений внутренних дел являются авангардом в борьбе с преступными посягательствами на права и интересы граждан, общества и государства, а поэтому при нарушении норм права должны нести повышенную юридическую ответственность.
Целью работы является комплексное изучение проблемы юридической ответственности, её понятия, признаков, видов с позиций неотъемлемых прав человека, формирования гражданского общества и правового государства, а также ее роли и значения в деятельности органов внутренних дел и их сотрудников.
Задачи научной работы.
Для достижения указанной цели предстоит решить следующие задачи:
- путем изучения и критической оценки научных работ по проблемам юридической ответственности проанализировать определения, её понятия, которые существуют в юридической литературе, и исследовать их сущность;
- охарактеризовать особенности юридической ответственности органов внутренних дел;
- выделить виды юридической ответственности сотрудников органов внутренних дел, проанализировать состояние законности и дисциплины в органах внутренних дел по материалам УСБ МВД Удмуртской Республики, предложить меры по повышению ответственности сотрудников органов внутренних дел.
Объект и предмет исследования:
Объектом данной работы являются отношения юридической ответственности, складывающиеся между сотрудниками органов внутренних дел как служащими государственных органов, и другими субъектами права /гражданами, государственными и муниципальными служащими и др./.
Предметом научной работы служат: действующее законодательство РФ, в том числе законодательство, регламентирующее вопросы ответственности должностных лиц и организаций, регулирующее порядок возмещения ущерба гражданам, причиненного должностными лицами или государственными органами; научные исследования по данной проблеме; деятельность правоохранительных органов: правовые возможности граждан по защите своих прав, свобод, законных интересов, отечественная научная литература по теории права и государства, уголовному, административному, гражданскому, уголовно-процессуальному, гражданско-процессуальному праву: состояние дисциплины и законности в органах внутренних дел: ответственность сотрудников этих органов.
Методологическая основа научной работы:
общепризнанные методы научного исследования явлений окружающей действительности в их взаимосвязи, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне;
основные положения общей теории права, теории юридической ответственности как разновидности социальной ответственности.
С учетом того, что юридическая ответственность представляет собой сложное правовое явление, одним из основных средств работы был системный подход, что позволило дать анализ сущности юридической ответственности.
С помощью сравнительно-правового метода стало возможным выделение черт, которые присущи только юридической ответственности, тем самым отграничив её от других правовых явлений. Был осуществлен анализ состояния дисциплины и законности в органах внутренних дел Удмуртской Республики. С учетом данного анализа предложены меры, направленные на повышение юридической ответственности, укрепление законности среди сотрудников органов внутренних дел.
I. Понятие, признаки, принципы, виды юридической ответственности


1.1. Понятие и признаки юридической ответственности

Проблема понимания юридической ответственности, несмотря на её разработанность в общей теории права и отраслевых юридических науках до настоящего времени остается дискуссионной. В настоящее время в отечественном правоведении нет единого определения понятия «юридическая ответственность».
Многообразие взглядов на проблему понимания юридической ответственности можно разделить на две основные группы: сторонников узкого понимания юридической ответственности (ретроспективный) негативный аспект (Иоффе., Л.С. Явич и др.); которые связывают понимание юридической ответственности с правовым поведением, правонарушением, которое должно влечь за собой государственное принуждение, наказание, и сторонников широкого её понимания /позитивный аспект в совокупности с негативным: - П.Е. Недбайло., Н.А. Слободчиков и др./. Юридическая ответственность в их понимании представляется уже не только как последствие негативного явления, как реакция государства на совершенный деликт, а как явление позитивное, предполагающее сознательное, ответственное отношение индивидов к своим поступкам, образу жизни, людям, работе, то есть это основа поведения субъектов, исключающая нарушение правовых предписаний. В данной работе будем рассматривать понятие юридической ответственности как правовую «реакцию государства на совершенное правонарушение» В.И.Гойман. Юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы, виды. В учебнике Теория права и государства под ред.Лазарева. М. Право и закон 1996г., с.241.. Это понятие является наиболее распространенным, общепризнанным.
Так, О.С. Иоффе понимает под юридической ответственностью «меру государственного принуждения, основанную на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающуюся в установлении для него определенных отрицательных последствий в виде ограничения личного или имущественного порядка» Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. с.314. Вопросы теории права. М., 1961г..
Аналогичную точку зрения высказывает Л.И. Спиридонов - «те юридические последствия, которые с государственным принуждением не связаны, юридической ответственностью не являются. Она есть реакция общества и государства на правонарушение. Поэтому выступает как мера государственного принуждения, которая выражается в отрицательных последствиях для правонарушителя, наступающих в виде ограничений личного и имущественного порядка» Спиридонов Л.И. Теория права и государства. М.,1996г.с.285-286..
Соглашается с выше изложенным и В.И. Гойман - Червонюк, который полагает, что «Независимо от отраслевых особенностей применение тех или иных мер юридической ответственности всегда означает претерпевание правонарушителем каких либо лишений, стеснение его свободы, умаление чести, достоинства, влечет издержки имущественного характера. Она представляет для правонарушителя новую юридическую обязанность, которая для него до правонарушения не существовала» Гойман - Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996г., с.307-308.. Согласно этой позиции ответственность выражается в осуждении правонарушения, в установлении для правонарушителя определенных отрицательных лишений личного или имущественного характера. «Юридическая ответственность - это предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия» Румянцев О.Г., Додонов В.Н. ЭЮС-1996г. М.:ИНФРА-М, 1996г.. С.Н. Братусь определяет понятие юридической ответственности как «исполнение обязанности на основе государственного или приравненного к нему общественного принуждения» Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., «Юрлит.», 1976г., с.85..
В.И. Ленин считал ответственность за неисполнение закона карой за его нарушение Ленин В.И. Полное собрание сочинений., т.34, с.177/..
С точки зрения О.С. Иоффе, специфика юридической ответственности состоит в наказании, каре за совершенный деликт. Эта основная черта отличает юридическую ответственность от любых других властно-принудительных воздействий государства. По его мнению, «правовая ответственность - особая государственно-принудительная мера, обрушивающая на ответственного субъекта существенно новые, дополнительные обременения», заключающиеся либо в лишении права, соединенном с возложении обязанности, либо в лишении права, не соединенном с возложением обязанности. Ответственность как форма государственного принуждения, в отличие от иных государственно-принудительных мер, указана лишь в штрафных /карательных/ санкциях. Поэтому реализация их - ничто иное, как юридическая ответственность.
Таким образом, понимание юридической ответственности как обязанности претерпевать неблагоприятные последствия противоправного и виновного деяния включает в себя все признаки данного правового деяния:
государственное принуждение - залог наступления и исполнения юридической обязанности;
лишение - наказание, кара за невыполнение правовой обязанности или злоупотребление правом.
фактическая реализация правовых санкций - юридическая ответственность наступает только за совершенное правонарушение, а единственным её основанием является состав правонарушения.
А.Б. Венгеров выделяет следующие признаки юридической ответственности;
обязательное наличие состава правонарушения как основания для наступления юридической ответственности;
отрицательная оценка /осуждение/ государством поведения правонарушителя, официальный характер этой оценки в соответствующем законе (УК, КОаП, КЗОТе и т.п.);
общественное осуждение правонарушения и правонарушителя;
причинение правонарушителю лишения, страдания: морального, физического, имущественного /материального/ или организационного характера;
использование механизмов государственного принуждения;
правоприменительный акт.
Таким образом, можно считать, что юридическая ответственность - это установленные законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие для него неблагоприятные последствия, применяемые государственными органами в порядке, установленном государством А.Б.Венгеров. Теория государства и права. М., 1998г., с.557-558.. Особо следует подчеркнуть, что единственным основанием наступления юридической ответственности является состав правонарушения:
субъект;
субъективная сторона;
объект;
объективная сторона.
1.2. Принципы юридической ответственности

Давно замечено, что процесс и порядок расследования дел о правонарушениях и применение за них санкций включает ряд сложных проблем, существенно затрагивающих интересы личности и общества. В решении многих из этих проблем существенное значение имеет процессуальное регулирование юридической ответственности, которое подчинено двуединой задаче:
каждый правонарушитель должен быть подвергнут мерам государственного принуждения на основе, в пределах и в рамках закона;
меры, рассчитанные на борьбу с правонарушениями, не должны коснуться того, кто не совершил ничего противоправного.
При определении процессуального порядка осуществления ответственности существует такая закономерность: чем строже санкция, подлежащая применению, тем более сложны и развиты процедуры исследования обстоятельств дела, подготовки и принятия решения о применении или неприменении санкций. Поэтому наибольшее развитие общие принципы юридической ответственности получили в уголовном процессе; по тем же принципам осуществляются все виды ответственности. Основным принципом юридической ответственности является законность. Это означает, что ответственность применяется только за правонарушение, то есть виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом.
При осуществлении ответственности закону, запрещающему какое-либо деяние, не должна придаваться обратная сила уже по той причине, что право, как правило должного, обращенное в будущее, регулирует волевое поведение людей, соизмеряющих свои поступки с их юридической оценкой (за что наказывать человека, если он не знал, что этот поступок когда -то будет запрещен Теория государства и права. Курс лекций под ред. М.Н.Марченко, М.: Зеркало., ТЕИС., 1996г., с.467-471 - лекция №25- Лейст О.Э./.. По той же причине должно быть заранее известно, какое именно (в каких пределах) наказание или взыскание будет применено к тем, кто совершит именно такое правонарушение. Придание обратной силы закону, усиливающему наказание или взыскание, недопустимо потому, что социальное назначение запретов и санкций (угрозы за их нарушение) состоит в том, чтобы повлиять на выбор той или иной линии поведения (если бы знал, что будет караться столь строго - то не совершил бы). Напротив, закон, отменяющий запрет или облегчающий наказание, взыскание, обязательно должен иметь обратную силу, потому что строгое наказание за деяние, которое ранее считалось преступлением, а теперь не считается
или наказывается менее строго, не только противоречит гуманизму и справедливости, но и уравнивает в общественном сознании преступные и непреступные деяния, деяния опасные и менее опасные. Законность ответственности и в том, что исследование обстоятельств дела о правонарушении, применение и реализация санкций, особенно строгих, осуществляется в процессуальной форме, содержащей гарантии объективного рассмотрения и решения дела с обеспечением прав и законных интересов лица, привлеченного к ответственности. Законодательством определены специальные гарантии законности, предупреждающие и пресекающие выход за рамки закона, злоупотребления и ошибки при применении материально-правовых норм /неправильная юридическая квалификация деяния, определение наказания или взыскания вне пределов санкции/ и норм процессуальных /нарушение процедуры рассмотрения дела, исследования доказательств, принятие решения, порядка его обжалования и реализации и т.п./.
С законностью тесно связана обоснованность юридической ответственности, под которой, во-первых, понимается объективное исследование обстоятельств дела, сбор и всесторонняя оценка всех относящихся к делу доказательств, аргументированность вывода о том, было ли совершено правонарушение, виновно ли в этом лицо, привлеченное к ответственности, подлежит ли применению предусмотренная законом санкция;
во-вторых, определение конкретной меры наказания, взыскания, возмещение вреда в точном соответствии с критериями, установленными законом. Штрафные, карательные санкции носят относительно определенный характер, дающий возможность при применении наказания или взыскания учесть обстоятельства конкретного дела /особенности правонарушения, характеристика личности правонарушителя и др./.
Выбор конкретной меры наказания или взыскания в пределах относительно определенной санкции должен быть основан на тщательном изучении материалов дела и учете смягчающих и отягчающих обстоятельств.
При применении правовосстановительных санкций также решается вопрос о том, было ли совершено правонарушение, но при конкретизации санкции рассматриваются другие проблемы: об объеме и порядке возмещения причиненного вреда /иногда - о возможности уменьшения или рассрочки выплат/, о способе устранения противоправного состояния, о возмещении убытков и ущерба и т.д.
К принципам ответственности нередко относят её справедливость. Применительно к ответственности этот принцип должен включать прежде всего социально-этическую оценку законодательства, определяющего запрет и санкцию за его нарушение, реализуемую в отношениях ответственности.
Суть дела в том, что при самом тщательном соблюдении всех принципов ответственности она окажется несправедливой, если правонарушитель в точном соответствии с действующим законом подвергается чрезмерно суровому либо, наоборот, чересчур мягкому наказанию или взысканию. Иными словами, в основе справедливой ответственности лежит, прежде всего, соблюдение законодателем принципа соразмерности правонарушения и санкций.
При реализации ответственности о её справедливости уместно говорить и тогда, когда правонарушителю в соответствии с обстоятельствами дела назначается конкретная мера наказания или взыскания на основе относительно определенной санкции /эта конкретная мера должна быть законной и обоснованной/. Наконец, самостоятельное значение принципа справедливости ответственности в том, что за одно правонарушение к виновному может быть применена только одна штрафная, карательная санкция.
Международными пактами о правах закреплен принцип, согласно которому никто не должен дважды нести уголовную или иную ответственность за одно и тоже правонарушение /«не дважды за одно»/.
Принцип «не дважды за одно» относится к применению штрафных, карательных санкций и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому штрафной, карательной ответственности, одновременно применяются правовосстановительные санкции, если его деянием причинен имущественный или иной вред /например, хулиган, разбивший витрину, наказывается за хулиганство и сверх того возмещает причиненный ущерб/. Кроме того, само наказание, предусмотренное санкцией, может содержать несколько правоограничений /лишение свободы + конфискация имущества + лишение права занимать определенные должности/.
Принципом ответственности является состязательность процесса и право на защиту лица, привлеченного к ответственности Ст.ст.45-46, 123 Конституции РФ., ст.19 УПК РСФСР.. Состязательность - важное средство достижения истины по делу о правонарушении и обеспечении обоснованности решения, способ преодоления обвинительного уклона при расследовании дел о правонарушениях, гарантия прав лица, привлеченного к ответственности.
Лицо, которое привлекается к ответственности, то есть официально обвиняется в совершении правонарушения, находится фактически в неравном положении с обвиняющим его государственным органом, управомоченным применять меры принуждения. Это неравенство в какой-то мере компенсируется состоятельностью процесса, возложением на того, кто управомочен привлекать к штрафной, карательной ответственности, «бремени доказывания», то есть обязанности либо доказать факт правонарушения и совершения его обвиняемым либо прекратить дело и принести извинения. С этим связана «презумпция невиновности»: каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговор суда.
Обвиняемый в уголовном процессе, а также привлеченный к другому виду штрафной, карательной ответственности не обязан доказывать свою невиновность. Он имеет право оспаривать факт правонарушения, его юридическую оценку, представлять свои доказательства, участвовать в исследовании обстоятельств дела (в том числе в допросе свидетелей обвинения). Государственным органам и должностным лицам запрещено каким бы то ни было способом принуждать обвиняемого к даче показаний. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Любые доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими силы. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Комплекс прав лица, привлеченного к ответственности, дающий ему возможность участвовать в исследовании обстоятельств дела и отстаивать свои интересы, называется - право на защиту. Это право закреплено законом в виде процессуальных прав привлеченного к ответственности, обеспечивающих ему возможность знать, в чем именно состоит обвинение, оспаривать его, участвовать в сборе и исследовании доказательств, пользоваться помощью адвоката, обжаловать применение мер пресечения и другие акты, предшествующие принятию решения, обжаловать само решение и порядок его исполнения и др.
Осуществление правовосстановительной ответственности также основано на принципе состязательности, но доказывание строится по иному: потерпевшему достаточно доказать причинение имущественного или иного вреда, невыполнение обязательства, создание противоправного состояния. Подлежащий ответственности может оспаривать факт правонарушения, доказывать правомерность своих действий, причинивших вред, обосновывать своё мнение о размере вреда или о порядке его возмещения.
К принципам ответственности относится также её неотвратимость. Как уже отмечено выше, установление запретов и санкций за их нарушение имеет смысл лишь при условии, что лица, совершившие правонарушения, привлекаются к ответственности и подвергаются мерам принуждения, определенным санкциям нарушенных правовых норм.
Неотвратимость ответственности зависит более всего от качества и эффективности работы правоохранительных органов, в том числе или в первую очередь органах внутренних дел, от подготовленности, компетентности и добросовестности их работников, управомоченных привлекать к ответственности и применять санкции в пределах своей компетенции. Особенно значима в этой связи роль суда.
Правонарушение, на которое не отреагировали правоохранительные органы, причиняет правопорядку серьезный урон: безнаказанность правонарушителей не только поощряет их к совершению новых, часто более тяжких правонарушений, но и подает дурной пример другим лицам, особенно нравственно неустойчивым. Поэтому одной из серьёзных проблем является обязательная и своевременная регистрация сведений о правонарушениях, возбуждение уголовных дел по факту каждого преступления. Достаточно известно, что в погоне за благополучными показателями некоторые работники органов дознания и следствия порой избегают регистрировать сведения о преступлениях, особенно тех, расследование и раскрытие которых связано с большими трудностями. Признание неотвратимости ответственности в качестве принципа относится к числу дискуссионных положений, т.к. вряд ли он реален, ибо далеко не все преступления и правонарушения могут быть раскрыты, тем более в установленные законом сроки и с учетом фактического уровня профессионализма сотрудников правоохранительных органов.
Немалый урон правопорядку способно причинить и бездействие должностных лиц, попустительствующих совершению административных и дисциплинарных проступков, а также допускающих создание и сохранение противоправных состояний /издание незаконных актов, заключение и исполнение противозаконных сделок, самовольное строительство и т.п./.
Своевременность ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности в течение срока давности, то есть периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения. Для административных и дисциплинарных проступков такой срок определен в несколько месяцев; по уголовным преступлениям срок давности значительно больше, от двух до десяти-пятнадцати лет в зависимости от тяжести преступления и обстоятельств дела. Давностью ограничено также обращение к исполнению вступившего в законную силу приговора /от двух до пяти лет/ или постановления о наложении административного взыскания /три месяца/.
При осуществлении ответственности учитываются такие принципы права и морали, как целесообразность и гуманизм. То и другое означает, что лицо, совершившее правонарушение и признанное виновным, может быть полностью или частично освобождено от применения и реализации санкции по тем причинам, что правонарушитель добровольно возместил нанесённый ущерб или устранил причиненный вред, проявил чистосердечное раскаяние, делами доказал свое исправление, в силу чего назначение ему взыскания или наказания либо дальнейшее отбывание назначенной меры нецелесообразно. По мотивам гуманности отношения ответственности могут быть прекращены в случае тяжелой болезни правонарушителя, несчастья в его семье и по аналогичным причинам Ст.75-82,92 УК РФ..
Принцип гуманизма учитывается и при осуществлении правовосстановительной ответственности, но сложность в том, что если государство и его органы вправе простить /помиловать/ правонарушителя, смягчив его штрафную, карательную ответственность или вообще освободив от нее по основаниям, указанным в законе, то там, где нарушены права частных или юридических лиц и речь идет об их восстановлении - право отказа от осуществления ответственности принадлежит только тем, чьи права восстанавливаются посредством такой ответственности.
Однако и здесь по просьбе лица, привлеченного к ответственности, при наличии уважительных причин возможны по решению суда или других правоохранительных органов изменения порядка исполнения, отсрочка и рассрочка платежей, снижение размеров выплат.
1.3. Виды юридической ответственности

В основание классификации видов юридической ответственности может быть положено несколько признаков. Однако наиболее распространена классификация юридической ответственности по отраслевой принадлежности В.И.Гойман. Правонарушения и юридическая ответственность в учебнике 1996г. Теория права и государства. М., Право и закон.,с.246.. Ряд ученых /В.И. Гойман., М.Х. Фарукшин и др./ на этом основании подразделяют юридическую ответственность на 4 вида: уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную. Кроме 4-х основных видов выделяются ещё 2 неосновных: конституционная и экологическая юридическая ответственность.
Аналогичные виды выделяет А.Б. Венгеров, различая их по мерам воздействия.
Уголовная ответственность наступает за преступления, которые предусмотрены нормами уголовного закона и содержит такие меры, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь Ст.44 УК РФ. Уголовная ответственность носит публичный характер, то есть субъектом привлечения к уголовной ответственности выступает государство. Этот вид ответственности, вместе с тем, носит личный характер. Уголовной ответственности подлежит то лицо, которое совершило преступление.
Уголовное наказание может назначить только суд. В назначении такого наказания реализуется не только карательная функция уголовного наказания, но и восстановительная. Она имеет предупредительный характер, общепревентивный и частнопревентивный. Иными словами, наказание конкретного преступника содержит 2-х адресатов - самого правонарушителя и общество, которому подается сигнал о неблагополучии, неустойчивости в конкретном случае и о возможных неблагоприятных последствиях для общества.
Административная юридическая ответственность наступает за административный проступок - противоправное, виновное действие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, предусмотренный нормами законодательства об административных правонарушениях.
Эта ответственность наступает независимо от служебного положения и подчиненности субъекта права. Она налагается специальными органами, в частности инспекциями. Меры административной ответственности включают в себя предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, конфискацию предмета, явившегося орудием совершения правонарушения, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения, временное лишение специальных прав /например, на вождение автомобиля/, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина /ст.24 КоАП/.
Вследствие нарушения дисциплины /трудовой, воинской и т.п./ наступает дисциплинарная ответственность. Выделяют три вида дисциплинарной ответственности:
в соответствии с правилами внутреннего распорядка;
в порядке подчиненности;
в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями действующими в некоторых сферах /обороны, железнодорожного, водного, воздушного транспорта/. Для дисциплинарной ответственности характерно то, что она имеет место в отношениях подчиненности лица , совершившего проступок, органу, применившему меру дисциплинарного воздействия. В случаях же административной ответственности отношения служебной подчиненности отсутствуют.
Меры дисциплинарной ответственности, в соответствии с КЗоТом и Положением о службе в органах внутренних дел являются весьма многогранными. Это замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до 3-х месяцев или смещение на другую должность на тот же срок, увольнение. К этим же мерам относятся и предупреждение о неполном служебном соответствии, лишение нагрудного знака, понижение в классном чине . Ст.135 КзоТ., ст.38. Положения о службе в органах внутренних дел РФ..
Нарушение норм права в сфере имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений влечет за собой гражданско-правовую, деликтную ответственность. Гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер, её цель - восстановление нарушенных имущественных прав кредитора. В зависимости от оснований возникновения обязательства, в результате которого наступает ответственность, гражданско-правовая ответственность классифицируется на договорную и недоговорную. Гражданско-правовая ответственность основана на принципе полного возмещения ущерба, причиненного правонарушителем.
Мера ответственности:
признание права;
восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
самозащита права;
присуждение к исполнению обязанности в натуре;
возмещение убытков;
взыскание неустойки;
компенсация морального вреда;
прекращение или изменение правоотношения;
неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону Ст.12 Гражданского кодекса РФ.. Особый вопрос о юридической ответственности возникает при принудительном списании с банковского счета сумм, которые субъект права и так должен был бы уплатить кредитору; решение суда в этом случае в пользу одной из сторон, при котором вроде бы никаких неблагоприятных последствий не наступает; опровержение, при котором суд обязывает газету опубликовать опровержение недостоверных, дезинформирующих сведений, предварительно освободив её от ответственности и возложив всю ответственность на автора публикации.
Возникает вопрос о принудительном характере подобных действий - относятся ли эти меры к юридической ответственности.
Да относятся, так как в каждом конкретном случае можно видеть дополнительные обременения, которые налагаются на правонарушителя. Это могут быть судебные издержки, которые он вынужден уплатить, иные расходы, потеря доброго имени и т.д. То есть, принудительное исполнение - это также мера гражданско-правовой ответственности. Исходя из этого, что юридическая ответственность - это применение /реализация/ санкций, предусмотренной нормой права в случае правонарушения, и, следовательно, мера государственного принуждения; О.Э. Лейст включает понятие юридической ответственности и меры, направленные на исполнение нарушенной обязанности . Лейст О.Э. Санкции в советском праве. М., Госюриздат., 1962., с.27 .. Четыре вышеперечисленных вида ответственности широко освещены в юридической литературе. Вместе с тем, достижения в области изучения юридической ответственности позволяют расширить число её видов. Так, к традиционным видам ответственности ряд ученых добавляют процессуальную Чечина Н.А.,Элькинд П.С. Об уголовно-процессуальной и гражданско-процессуальной ответственности .Советское государство и право.1973, №9., международную Курис П.М., Скакунов Э.И. К теории ответственности государств в международном праве. Правоведение., 1973 №2., государственно-правовую Зражевская Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. Правоведение.,1975., №3; Колосова Н.М., Конституционная ответственность самостоятельный вид юридической ответственности. Государство и право., 1997., №2.,семейную Ворожейкин Е.М. Последствия правонарушения в семейном браке. Советское государство и право., 1973., №3..
На мой взгляд, интересную точку зрения на проблему классификации юридической ответственности высказывает О.Э. Лейст, который полагает, что классификация юридической ответственности на виды в зависимости от отрасли права, не совпадает с отраслевой структурой права по той причине, что видов юридической ответственности меньше, чем отраслей права, а за нарушении норм различных отраслей права может применяться ответственность одного и того же вида. Отраслевая классификация не объясняет, почему в пределах одной отрасли права могут существовать различные виды ответственности (дисциплинарная и материальная в трудовом праве) и, наоборот, разные отрасли права регулируют один вид ответственности (уголовное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое).
Необходима более укрупнённая классификация видов ответственности, основанной на её типических качествах в ряде Лейст О.Э. Основные виды юридической ответственности за правонарушения . Правоведение., 1977., №3., с.32..
В связи с этим, О.Э. Лейст различает два вида юридической ответственности: штрафную, карательную ответственность и правовосстановительную ответственность. Каждый из этих видов соответствует характеру правонарушения и содержанию санкций за его совершение.
Штрафные, карательные санкции применяется за преступления либо административные или дисциплинарные проступки.
Возникновение и движение этой ответственности протекает только в процессуальной форме и определяется актами государственных органов и должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями.
Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности. Отличие этого вида от штрафной ответственности в том, что в ряде случаев правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов, выполнить свои обязанности, восстановить нарушенные права, прекратить противоправное состояние. Правовосстановительная ответственность возникает с момента правонарушения и завершается восстановлением (в установленных законом пределах) нарушенного правопорядка. Процессуальные нормы регулируют реализацию этого вида ответственности в случае спора (в суде, арбитраже) или отказа правонарушителя восстановить нарушенный правопорядок (исполнительное производство) Лейст О.Э. Понятия и виды юридической ответственности. Теория государства и права: Курс лекций. Под ред. Марченко М.Н., М:, Зеркало., 1996г., с.464..
II. Юридическая ответственность органов внутренних дел и их сотрудников

2.1. Особенности юридической ответственности органов
внутренних дел

Система органов внутренних дел включает иерархию органов, начиная от МВД РФ заканчивая горрайлинорганами. Каждый из элементов этой системы является юридическим лицом, возникает и функционирует в соответствиии со ст.48-65 ГК РФ.
Соответственно органы внутренних дел являются субъектами только гражданско-правовой (материальной) юридической ответственности.
Существует два варианта указанного вида ответственности:
Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания и предварительного следствия (прокуратура и суд как субъекты данного вида юридической ответственности к настоящей работе отношения не имеют) Ст.1070 ГК РФ;
Возмещение вреда, причиненного органом внутренних дел как владельцем источников повышенной опасности Ст.1079 ГК РФ..
Рассмотрим более подробно каждый из вариантов.
Ст.1070 ГК РФ регулирует общественные отношения, возникающие по поводу возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания какими являются органы внутренних дел, предварительного следствия при органах внутренних дел.
Условия и порядок возмещения вреда в случаях, предусмотренных ст.1070 ГК РФ устанавливает Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц» и утвержденное этим Указом Положение « О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» Ведомости ВС СССР., 1981, №21, Ст.741..
Основанием возникновения юридической ответственности всегда является сам факт совершения правонарушения, а наступления ее - состав правонарушения Необходимым условием возникновения гражданско-правового обязательства принято считать наличие вреда, под которым понимаются уничтожение, повреждение (умаление) какого-то имущественного или личного неимущественного блага, охраняемого законом. Объем возмещения, по общему правилу ст.1064 ГК РФ (общие основания ответственности за причинение вреда), должен быть полным, т.е. потерпевшему возмещаются как реальный ущерб, так и упущенная выгода.
Право гражданина на возмещение ущерба связывается в вышеуказанных нормативно-правовых актах с незаконным, т.е совершенным с нарушением закона или с отступлением от его требований, характером действий соответствующих государственных органов. Именно этот признак означает, что соответствующее принудительное решение или действие органа дознания, следователя и др. (заключение под стражу, привлечение к уголовной ответственности и т.п.) является основанием возмещения причиненного гражданину ущерба.
Право на возмещение вреда в сфере уголовного судопроизводства возникает при условии:
постановления оправдательного приговора;
прекращения уголовного дела за отсутствием события или состава преступления Пп.1,2 ст.5 УПК.;
прекращения уголовного дела за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления П.2а.1 ст.208 УПК.;
прекращения дела об административном правонарушении.
Право на возмещение такого ущерба возникает лишь в случае полной реабилитации гражданина Бюллетень ВС РФ., 1993, №1, С.5 ..
Прекращение дела по так называемым нереабилитирующим основаниям:
· амнистия;
· недостижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
· примирение обвиняемого с потерпевшим;
· отсутствие жалобы потерпевшего;
· смерть обвиняемого;
· изменение обстановки;
· передача виновного на поруки и др. Пп.3-9 ст.5 УПК.
не дают права на возмещение вреда.
Вред в смысле п.1 ст.1070 возмещается независимо от вины должностных лиц, в результате незаконных действий которых он причинен, и в полном объеме.
Возмещение ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных п.1 ст.1070, производится органами федерального казначейства за счет средств федерального бюджета на основании решений (постановлений, определений) органов дознания, предварительного следствия и др.
Должностные лица органов дознания, предварительного следствия, незаконными действиями которых причинен вред, ответственности перед потерпевшим не несут и к ним не должны предъявляться требования о возмещении вреда, т.к. обязанность возмещения ущерба реабилитированному возлагается не на органы дознания, предварительного следствия и не на предприятия, учреждения, организации, в которых работал гражданин до привлечения к уголовной ответственности, а на государство как таковое, независимо от вины должностных лиц Безлепкин Б.Т. Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконным и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.