На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Средства массовой информации как один из важнейших участников социальных отношений. Трактовка понятия аудитория в социологической литературе. Образ и стиль жизни как социальная характеристика аудитории. Радио как средство массовой информации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Журналистика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АУДИТОРИЯ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.1. Трактовка понятия «аудитория» в социологической литературе

1.2. Образ жизни как социальная характеристика аудитории

1.3. Стиль жизни как социокультурная характеристика аудитории

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАЛУЖСКОЙ АУДИТОРИИ РАДИО ШАНСОН
2.1. Радио как средство массовой информации
2.2. История Радио Шансон
2.3. Экспериментальное исследование калужской аудитории Радио Шансон
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества средства массовой информации являются одним из важнейших участников социальных отношений. Пресса, радио, телевидение и интернет являются теми источниками, из которых можно всегда получить информацию о важнейших событиях как мирового, так и регионального масштаба. В настоящее время в связи с бурным развитием телевидения и интернета значение радио и печатных СМИ в процессе информирования общества несколько уменьшилось. В своей курсовой работе мы коснёмся второго по времени появления средства массовой информации - радио и на примере калужской аудитории Радио Шансон попытаемся определить социальный портрет и стиль жизни современных радиослушателей
Цель: выявление социального портрета и стиля жизни калужской аудитории Радио Шансон.
Задачи:
· сбор и анализ теоретического материала об образе и стиле жизни как социальных характеристиках аудитории;
· проведение экспериментального исследования с целью выявления социального портрета калужской аудитории Радио Шансон;
· обработка и интерпретация данных экспериментального исследования.
Объект: калужская аудитория Радио Шансон.
Предмет: социальный портрет и стиль жизни калужской аудитории Радио Шансон.
Практическая значимость данной курсовой работы определяется тем, что подобное исследование проводится впервые в г.Калуга и её материал будет способствовать повышению рейтинга Радио Шансон.
Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложениями.
ГЛАВА 1. АУДИТОРИЯ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.1.Трактовка понятия «аудитория» в социологической литературе

Аудитория является одним из ключевых понятий как в социологии, так и в PR. Подходя к данному понятию с социологической точки зрения, составители Российской социологической энциклопедии определяют аудиторию как совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных интересов и потребностей (вытекающих из их социальной принадлежности), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей. [17]. Ф. Джефкинс, Д. Ядин в книге «Паблик рилейшнз» предлагает рассмотреть это понятие в контексте деятельности PR-специалиста. Основываясь на том, что зачастую понятие «аудитория» отождествляют с понятием «общественность», они определяют аудиторию как группу людей внутри организации или вне её, с которой организация так или иначе взаимодействует.[5, с.81]
Развивая тему взаимосвязи этих двух понятий В.Г.Королько говорит, действительно, иногда возникают ситуации, когда между ними можно поставить знак равенства. Такое случается тогда, когда отдельная группа людей рассматривается как объект определенных форм влияния, пассивный реципиент информации, к примеру, лекций, обращений, посланий и даже линии поведения какого-либо лица или организации, которые рекламируются. [11, с.135]
Аудитория имеет ряд количественно-качественных характеристик. Величина аудитории - показатель социальной значимости и масштабов влияния определённого источника информации. Завоевание всё более широкой аудитории для источников информации представляет один из важных практических результатов информационно-пропагандистской деятельности государства, различных общественных организаций и объединений граждан.
Одним из важнейших факторов, определяющих качественные характеристики аудитории является уровень образования. Последний оказывает прямое влияние на выбор аудиторией того или иного источника информации, степень понимания и использования содержания предлагаемой информации. Критерий образования не имеет однако универсального, абстрактного характера. Он по-разному преломляется в различных социальных условиях того или иного общества. [17, с.42]
Таким образом, аудитория является одним из важнейших структурных элементов коммуникативного процесса. Знание специфических потребностей аудитории, а также её интересов является залогом успешной деятельности организации в условиях современного рынка.
1.2.Образ жизни как социальная характеристика аудитории

Образ жизни является важнейшей качественной характеристикой обществ, классов, наций, людей. Каждый представитель той или иной социальной группы находясь в общих условиях с группой, подчиняется определенным традициям, принимает определенные ценностные ориентации и установки, усваивает определенные образцы поведения и действия, тем самым становясь носителем определённого образа жизни. Входя на сегодняшний день в сферу рассмотрения таких наук как социальная философия, социология и история, категория «образ жизни» занимает одно и центральных мест и в нашей курсовой работе.
Чтобы более точно очертить границы анализируемого понятия обратимся к определениям, даваемым ему в научной литературе. Итак, в Демографическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение образа жизни - это устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы групповой, а также индивидуальной жизнедеятельности людей.[4] В Российской социологической энциклопедии образ жизни трактуется как социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни определяющими её. [17] А.П.Бутенко в книге «Социалистический образ жизни» определяет образ жизни как способ жизнедеятельности данного социального субъекта, определяемый способом производства, уровнем жизни, естественно-географическими и общественно-историческими условиями, а также ценностными установками. [3, с.13]
Исходя из вышеприведённых определений, можно сделать вывод, что носителями образа жизни могут быть индивид или социальная группа, а сам образ жизни представляет собой совокупность видов деятельности, обусловленную характером исторического развития общества.
Понятие «образ жизни» имеет довольно сложную структуру. С.В. Соколов в книге «Социальная философия» говорит, что в образ жизни данного субъекта входят определенные потребности, интересы, цели, реализация которых является условием его жизнедеятельности. Эти потребности делятся на потребительские (материальные), практические (экономические, политические), духовные. Потребности выступают критериями качества образа жизни. Далее, в образ жизни входят побуждаемые соответствующими потребностями виды жизнедеятельности: бытовая, экономическая, политическая, духовная и т.п. Эти виды жизнедеятельности включают в себя предметы, орудия, условия, способности, действия и операции субъекта. И наконец, в образ жизни социального субъекта включаются материальные, экономические, политические, духовные и т.п. блага и отношения с другими социальными субъектами, которые вызывают состояния его удовлетворения или неудовлетворения. Степень удовлетворения потребностей, а не только их реализация играет важную роль в образе жизни человека. [18, с.309]
Фиксируя особенности общения, поведения и склада мышления людей в различных сферах жизнедеятельности, понятие «образ жизни» обладает значительными возможностями в раскрытии и характеристике данного общественного устройства. С помощью этого понятия можно показать, как живёт человек в данном обществе и что делает последнее для развития его индивидуальности, реализации творческих сил и способностей. Социально-экономические, культурные и природные условия формируют и обусловливают образ жизни, но он не сводится к сумме или совокупности тех или иных обстоятельств. Взятый в единстве объективного и субъективного аспектов, образ жизни выступает как целостная структура, сотканная и элементов материальной и духовной жизни общества. [12, с.193]
Будучи обусловленным рядом вышеуказанных факторов, образ жизни находит отражение в определённом поведении человека, включающем отношение к здоровью, к получению образования, профессиональной подготовке, к семье и браку, миграционное поведение. Индивидуальные или групповые особенности поведения связаны с такими характеристиками как пол, возраст, семейное состояние, мобильность, культурный и образовательный уровень и т.д. Образ жизни влияет на жизненные цели человека, материальные и духовные интересы и методы их реализации в труде, творчестве и потреблении материальных и духовных благ; на приоритеты, которые он отдаёт тем или иным ценностям, благам и формам поведения. [4, с.292]
В социологических исследованиях обращение к категории образа жизни используется для повышения научной обоснованности социально-экономического планирования, управления социальными процессами путём комплексного подхода к его объектам. С этой целью авторы Российской социологической энциклопедии условно расчленяют образ жизни на блоки показателей трудовой, культурно-бытовой и общественно-политеческой деятельности, сопряжённые с показателями условий жизни - материального благосостояния людей, социального обеспечения и здравоохранения, охраны окружающей среды и др. Совокупность показателей образует исходную модель образа жизни, которая затем преобразуется в поисковую и нормативную прогнозные модели. На основе сопоставления последних вырабатываются соответствующие рекомендации для планирования и управления. [17, с.327]
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что образ жизни представляет собой некий синтез, единство социально типического и индивидуально неповторимого в поведении, общении и складе мышления отдельного человека. Будучи исторически обусловленной категорией, образ жизни способен точно отражать специфику развития человеческого общества и сознания на разных этапах исторического процесса, чем и объясняется повышенное внимание к нему со стороны представителей гуманитарных наук.

1.3.Стиль жизни как социокультурная характеристика аудитории

Понятие «стиль» всё больше заполняет нашу повседневную жизнь. «Стильная мебель», «стильный прикид», «стильная тусовка» - одни из самых распространённых рекламных клише на сегодняшний день. Стиль возникает повсюду, вынашивается в ткани всей общественной жизни целиком, и потому неизбежен, проступает лишь разными своими гранями, но везде соответствуя своей качественной определённости. Безнадёжны попытки противостоять стилю, так как он включает и эти попытки, делая их собственными чертами. Фантастическое многообразие декларируемых и отстаиваемых индивидуальных стилей образует один общий стиль жизни. К анализу этого понятия мы и предлагаем обратиться в данном разделе.

Наиболее широко анализируемое понятие трактуется в Российской социологической энциклопедии: стиль жизни - это социально-психологическая категория, выражающая определённый тип поведения людей.[17] Согласно Краткому словарю по социологии стиль жизни - это определённый тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности. [12] В.Н. Лавриненко в книге «Социология» определяет стиль жизни как общую модель жизни, вырабатываемую людьми в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональными потребностями. [19, с.293]

Сопоставив данные определения, можно сказать, что носителем стиля жизни является индивид либо группа, а сам стиль жизни формируется на основе устойчиво воспроизводимых в повседневной деятельности черт и склонностей его носителя

Доктор социологических наук Г.И.Осадчая в статье «Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация» в качестве факторов, конструирующих жизненные стили, выделяет условия бытия; традиции и содержащиеся в них явные или латентные правила интерпретации, оценки жизненных феноменов; институциональные образования, характерные для доминирующих групп и способствующие воспроизведению определённого типа личности. Также, по мнению Г.И.Осадчей, мощным фактором стилевой дифференциации следует считать укореняющийся сегодня процесс глобализации. [14, с.89]

Однако стиль жизни отдельных личностей может быть обусловлен не только особенностями образа и стиля жизни данного общества и той социальной среды, к которой принадлежат индивиды, но и спецификой их индивидуальных психологических свойств, интересов и потребностей. Для выполнения одной и той же социальной функции разные лица применяют свой индивидуальный стиль, приспосабливая способ действий к своим психофизиологическим особенностям и добиваются равно успешного результата. [17, с.539]

Швейцарский исследователь Макс Люшер выделяет шесть возможных стилей жизни:

1. могущественность: носители этого жизненного стиля в своей деятельности, как правило, мотивируются желанием приобрести уверенность в себе и стремлением вызвать уважение. В результате действия вышеуказанных мотивов возникает потребность могущества, вытесняющая в свою очередь беспомощность и неуверенность в себе, свойственную представителям рассматриваемой группы.

2. потребность в любви: беспомощность, а также неуверенность в себе, характерные для представителей предыдущей группы, могут стать причиной формирования ещё одного стиля жизни, определяющим мотивом которого является потребность в любви.

3. элита: для носителей этого стиля жизни важны два чувства себя: самоуважение и внутреннее удовлетворение. Наибольшая ценность для представителей этой группы - жить согласно собственным убеждениям, чтобы благодаря этим началам сохранить самоуважение и удовлетворенность жизнью.

4. популярность: скрытой мотивацией поступков носителей этого стиля жизни служат два ослабленных чувства себя: боязнь быть отвергнутым и слабая уверенность в себе. Популярность является для членов данной группы фактором, компенсирующим негативное воздействие на личность вышеуказанных чувств.

5. знаменитость: деятельность носителей данного стиля жизни может быть мотивирована двумя факторами: личное тщеславие или стремление превзойти кого-то (знаменитости такого рода, чтобы добиться своего, часто действуют согласно учениям и даже догмам); стремление что-то понять и правильно действовать (такие люди достигают зрелости через напряженное критическое внимание к действительности, а вместо эгоцентрического тщеславия на первый план выходит создание гармонии, социальное, научное или художественное творчество).

6. общительность: для представителей этой группы характерна сниженная уверенность в себе и неудовлетворенность, что компенсируется через общение с множеством людей, порождающее чувство защищённости, которое в свою очередь приносит удовлетворение носителям данного образа жизни.

Исходя из этого, можно рассматривать как существенный признак индивидуальности, проявление её самостоятельности, её способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной, «интересной» в духовном, нравственном и физическом отношении жизни. [24]

Довольно интересный подход к понятию «стиль жизни» предлагают Владимир Динес и Николай Ильин в статье «Социально-психологический портрет поколений». Авторы делят современное российское общество на поколения и характеризуют стиль жизни каждого из них, отталкиваясь от количества лет, прожитых ими в советский и постсоветский периоды развития России:

· Поколение пятидесятилетних (51-60 лет). Данное поколение в настоящее время является в России самым малочисленным среди населения в трудоспособном возрасте, поскольку значительная часть данной возрастной когорты составляют люди 1944-1947 года рождения, когда был спад рождаемости из-за войны. Средний образовательный уровень поколения пятидесятилетних несколько ниже, чем у более младших, так как его представители заканчивали школу до введения обязательного среднего образования. По своим ценностным ориентациям, политическим взглядам, эмоциональному настрою пятидесятилетние не составляют единого массива, однако характеристики представителей данной группы всё-таки более едины, чем у младших поколений, что объясняется спецификой жизненного опыта. Представители данной группы в значительной степени сохранили психологию и ценностные ориентации прежнего общества. Важнейшими жизненными ценностями для людей этого поколения являются семья, работа, друзья. Пятидесятилетние испытывают наибольшую степень доверия к армии и церкви, наименьшую - к парламенту и СМИ. Это поколение весьма негативно относится к Западу. Желающих покинуть Россию - незначительное количество, хотя это связано не только с патриотизмом, но и пониманием трудностей своей адаптации в чужой стране. Отношение большинства представителей данного поколения к демократическим ценностям можно охарактеризовать как теоретически нейтральное, а на практике преобладает склонность к авторитарной власти. Довольно высока доля проявляющих интерес к политике. Представители 50-летних нацелены не на повышение своего статуса, а на его сохранение, что обусловливает низкий уровень социальной мобильности.

· Поколение сорокалетних (41-50 лет). Данное поколение не только воспитывалось в советский период, но и провело в нём около половины сознательной жизни. Поэтому целый ряд параметров совпадает со старшим поколением, хотя имеется и ряд различий. Ведущими ценностными ориентациями и здесь являются семья, работа и друзья, однако повышается и значение таких ценностей как богатство, потребление. Из общественных институтов наибольшее доверие вызывают также армия и церковь, а степень доверия к политическим институтам ещё более падает. Противоречиво отношение сорокалетних к Западу: в целом оно негативное, не если брать отдельные компоненты западной жизни, то многие из них оцениваются положительно и являются предметом подражания, однако доля желающих покинуть Россию также невысока. Отношение к демократическим ценностям данного поколения скорее нейтральное, так как люди не видят путей их реального воздействия на свою жизнь. Высока доля людей, предпочитающих твёрдый порядок свободе и демократии. Число интересующихся политикой значительно ниже, чем в старшем поколении, соответственно и доля желающих лично заниматься политикой. Среди представителей данного поколения заметно больше людей, нацеленных на повышение своего социального статуса.

· Поколение тридцатилетних (30-40 лет). У данного поколения на советский период приходятся в основном детские и юношеские годы. Причём сознательная жизнь представителей этого поколения проходила в период кризиса и разложения советской системы, что отразилось на жизненных ориентациях. Доминирующими ориентациями и здесь являются семья и работа, однако существенно выше, чем у предыдущих поколений, значение ценностей досуга и богатства. У представителей данного поколения наблюдается низкая степень доверия практически ко всем общественным институтам. Хотя среди представителей данного поколения существует позитивное отношение ко многим ценностям западного общества, в то же время сильны и антизападные настроения, велика доля людей, выступающих за самобытный путь России. Доля людей, допускающих для себя возможность покинуть Россию довольно велика. Данное поколение характеризует значительно более позитивное, чем у предыдущих поколений отношение к демократическим ценностям. В подавляющем большинстве тридцатилетние негативно относятся к политической сфере, не интересуются политикой и не желают ей заниматься. Для представителей данного поколения характерна высокая нацеленность на повышение своего социального статуса.

· Поколение двадцатилетних (20-29 лет). Данное поколение формировалось в основном уже в постсоветский период и наиболее отличается от других. У данного поколения значение таких ценностей, как семья и работа, несколько снижено, но всё же они остаются в числе ведущих. Заметно выше, чем у других поколений, ориентация на досуг и потребительство. Степень доверия к основным общественным институтам невысока. Для данного поколения характерно противоречивое отношение к Западу: с одной стороны стандарты западного общества всё больше распространяются среди молодёжи, с другой - многими молодыми Запад воспринимается как враждебная сила. Немало молодых людей готовы эмигрировать. Для молодёжи характерно в целом позитивное отношение к демократическим ценностям, но эта позитивность носит пассивный характер. Политикой интересуется сравнительно небольшая часть молодёжи и ещё меньшая желает ею заниматься. Данная группа наиболее нацелена на повышение своего социального статуса, что обусловливает максимальный уровень социальной мобильности, свойственный данному поколению.[6, с.5-8]

Подводя итог, следует сказать, что стиль жизни - характеристика присущая индивиду или группе и обусловленная постоянно воспроизводимыми чертами их деятельности. Также следует отметить некоторую двойственность анализируемого понятия: являясь результатом воздействия общества на личность, стиль жизни одновременно является показателем индивидуальности личности, тем самым характеризуя отношения индивида и общества, членом которого он является.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАЛУЖСКОЙ АУДИТОРИИ РАДИО ШАНСОН

2.1. Радио как средство массовой информации

Радио является вторым по времени появления средством массовой коммуникации после печати. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или -- при передаче на очень большие расстояния -- с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.
Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов -- звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или «цитировать» давно прошедшие передачи, создавать «перемонтажные» произведения и т.д. [16, с. 244]
Довольно полную классификацию радиопередач предлагают авторы книги «Паблик рилейшнз: Учебное пособие для вузов» Ф. Джефкинс и Д. Ядин. Они выделяют следующие категории радиоматериалов:
· программы идущие в прямом эфире;
· записанные программы;
· специально подготовленные версии телевизионных программ;
· радиопередачи по телефонным звонкам. [5, с.105]
Характерным для радио является вневизуальность. На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Первая связана с тем, что «чистый» звук воспринимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, «не делит» своего внимания к звуку с тем, что его сопровождает. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе». Но «монополия» звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории «увидеть», как и кем создается «звуковая картина». Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием видеоряда,-- это активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. [16, с.245]
Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно--передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более «просматривать», как это свойственно контактам с печатными текстами.
Эти черты радио заставляют особенно внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с максимальным учетом типичных форм распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания и внутреннего строения, учитывающего закономерности сосредоточения, переключения и отвлечения внимания, а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио. [10, с.103]
Определенным образом при контактах с радио негативно сказывается то обстоятельство, что при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмещения со слушанием передач многих других дел и занятий. В силу этого, с одной стороны, расширяются возможности передачи массовой информации, так как заполняются недоступные для прессы и телевидения «ниши» ее восприятия («радиообеспечение» утреннего времени, времени в пути, организация функционального радио в трудовом процессе. Но, с другой стороны, при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации. Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих.[16, с.245]
Я.Н. Засурский выделяет следующие особенности современного отечественног и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.