На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Журналистское расследование как отдельный творческий жанр, его характерные черты и особенности. Биография известного журналиста Анны Политковской, история ее восхождения. Способы решения этических коллизий при проведении журналистского расследования.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Журналистика. Добавлен: 04.07.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание

Введение
1. Анна Политковская: начало пути
2. Мастерство в проведении журналистского расследования
3. Принципы А. Политковской при проведении журналистского расследования
4. Способы решения этических коллизий при проведении журналистского расследования
5. Анна Политковская и «Новая газета»
6. Трагический уход из творчества
Заключение
Список литературы
Введение

Среди огромного разнообразия аналитических жанров журналистское расследование выделяется своей необычностью. Зачастую знакомство с ним в средствах массовой информации оставляет горький осадок. В научной литературе встречаются достаточно нелестные его характеристики, а также определения вроде «черного пиара» и «политического киллерства». Вместе с тем нынешнее состояние жанра позволяет выявить некоторые позитивные тенденции его дальнейшего существования. Для этого целесообразно обратиться к анализу текстов, их жанрово-стилистическому своеобразию.
Журналистские расследования отражают современную действительность. Как правило, все они посвящены поискам решения актуальных проблем: преступность, коррупция, наркомания, экология и др. При всем разнообразии тематики их объединяет наличие «кричащих» фактов, аналитический взгляд на происходящее, открытость авторской позиции. Появляется множество изданий и телепрограмм, которые считают расследовательскую деятельность важнейшей частью своей работы («Совершенно секретно», «Новая газета», «Независимое расследование» и др.).
Актуальность этой работы состоит в том, что мы исследуем творчество одного из журналистов-расследователей, обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Ранее эта тема не поднималась в работах других авторов.
Цель данного исследования - показать профессионализм известного журналиста-расследователя Анны Политковской.
Задачами исследования являются:
1) выявить современные тенденции жанра журналистского расследования
2) проанализировать тематику публикаций Политковской
3) посмотреть, как в материалах журналистки отражается специфика российских журналистских расследований
4) проанализировать придерживается ли журналистка этических принципов.
Материалом для данного исследования послужили примеры из «Новой газеты». Выборка проводилась с 2001 года по 2006 год. Так же были использованы расшифровки интервью самой Анны Политковской с радиостанции «Эхо Москвы» и статьи, посвященные ей. Анализ проводился при помощи методов описания, сопоставления и подсчета.

1. Анна Политковская: начало пути

Анна Степановна Политковская родилась в 1958 году в Нью-Йорке, в семье высокопоставленных советских дипломатов. По некоторым сведениям, глава семьи работал под дипломатическим прикрытием по разведывательной линии. Её родители были украинцами, так что девичья фамилия Анны Степановны - Мазепа.
По окончанию дипмиссии семейство Анны Степановны устроилось в Москве. Она поступает на сверхпрестижный в те времена факультет журналистики МГУ, который и заканчивает в 1980-м году. Её дипломная работа была посвящена творчеству Цветаевой - поэтессы не то чтобы совсем запрещённой, но в корпус советских поэтов никаким боком не входящей. Это был жест.
В 1978 году Анна выходит замуж за Александра Политковского, получившего известность в восьмидесятые как ведущий программы «Взгляд». С 1982 года Анна работает в «Известиях», крупнейшей советской газете. Там она усваивает азы корреспондентской работы. Хлеб этот тяжёлый: нужно ездить по стране - когда в самолёте, а когда и в кузове грузовика, - искать и находить людей, которые не хотят с тобой встречаться, уметь пробиваться в самые высокие кабинеты, и всё ради пары очерков. Политковской, однако, такая жизнь нравилась. Она была талантливым «корром»: все, кто с ней работал, приходили в восторг от её энергии и пробивной силы - качеств, необходимых на этой работе.
Нужно ещё заметить, что журналист советской закалки считался не только «пишущим человеком», но ещё и общественным деятелем. По материалам журналистских расследований принимались вполне конкретные решения, газетчики имели право спрашивать с начальников, и правом этим - в известных пределах - пользовались.
Трудно сказать, когда сформировались убеждения Анны Степановны. Скорее всего, их основу она усвоила у родителей. Она успела поработать в творческом объединении «Эскарт», издательстве «Паритет», а также обозревателем газеты «Мегаполис-Экспресс». Ничем особенным её публикации не выделялись. В 1994 году Политковская получает место обозревателя в «Общей газете» - образцовом демократическом издании. В 1999 Анна уходит в «Новую газету». Там Политковская изъявляет желание плотно заняться чеченской темой. Через месяц после начала работы она вылетает в свою первую командировку на Кавказ. Впоследствии она не вылезала из тех краёв - Дагестан, Ингушетия, Чечня, и так далее.
Слава пришла неожиданно и быстро. Репортажи отважной журналистки о страшных злодеяниях, потрясали воображение. Причём журналистская активность подкреплялась ещё и общественной. В декабре 1999 года Политковская организовала вывоз из-под бомбежек 89 жителей грозненского дома престарелых, которые благодаря её усилиям были размещены в России. За это она получила премию Союза Журналистов РФ «Добрый поступок - доброе сердце».
За журналистскую работу на неё сыпался дождь премий и наград, приносящих почёт.
В январе 2000 года ей присудили премию «Золотое перо России». Далее - за 2001-2005 годы она получила следующие премии:
- Премия Вальтера Гамнюса (Берлин). C формулировкой «За гражданское мужество».
- Ежегодная премия ОБСЕ «За журналистику и демократию». С формулировкой «За публикации о состоянии прав человека в Чечне».
- Премия имени А. Сахарова (учреждена Питером Винсом) «Журналистика как поступок».
- Премия «Global Award for Human Rights Journalism» («Эмнисти Интернешнл», Лондон).
- Премия имени Артема Боровика. (Учреждена телекомпанией CBS, вручается в Нью-Йорке).
- Премия «Lettres Internationales» (Франция). С формулировкой «За книгу репортажей, опубликованную на французском языке под названием «Чечня - позор России».
- Премия «Свобода Прессы» («Репортёры без границ», вручается в Париже).
- Премия Улофа Пальме (Стокгольм). С формулировкой «За достижения в борьбе за мир».
- Премия «Свободы и будущего прессы» (Лейпциг).
- Премия «Герой Европы» (Журнал «Тайм»). С формулировкой «За мужество».
- Премия «За мужество в журналистике» (Международный женский фонд по делам печати). С формулировкой «За репортажи о войне в Чечне».
2. Мастерство в проведении журналистского расследования

Сам жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую вас информацию. Впрочем, интерес может представлять даже расследование неких особенностей производства корма для кошек. Дело не в теме, а в способах ее изучения и общественной значимости сделанных выводов.
Российская журналистика несколько сужает и заостряет понятие журналистского расследования. Оно еще не приобрело своей академической формы, но уже сейчас многие понимают под ним исследование темы, связанной со злоупотреблениями властью и коррупцией. Цель такого расследования - предать огласке скрытые связи между властью и организованной преступностью. На самом же деле расследование как жанр не может быть связано рамками какой-то определенной проблемы.
Основное отличие журналистского расследования как жанра заключается, пожалуй, в том, что автор не ограничивается постановкой проблемы и ее самостоятельным исследованием. Журналист, как правило, предлагает какие-то варианты ответов на возникшие вопросы, выводы, которые вытекают из проделанной им работы. Иной раз он может даже не делать этого открытым текстом, но собранные факты и комментарии к ним сами подтолкнут читателя или зрителя к правильному заключению.
Сугубо криминальная или правовая тема становится сегодня предметом многих журналистских расследований не случайно. Это специфическое, национальное российское отношение к закону во многом является причиной тех социальных, экономических и даже политических проблем, которые переплелись в нашем обществе. И если, как свидетельствуют социологические опросы, россияне ставят на первое место вопросы безопасности, то естественно, что журналистика как инструмент общественного мнения этому предмету и придает особое значение.
3. Принципы А. Политковской при проведении журналистского расследования

Основными направлениями расследовательской деятельности можно считать разоблачение коррупции в высших эшелонах власти, разбор отношений между властными структурами и так называемыми простыми гражданами. Как уже говорилось, дело не в теме, а в способах ее изучения и общественной значимости сделанных выводов.
Подготовка расследования - это, прежде всего поиск информации. Со стороны оно ничем не отличается от обычной журналистской работы - ведь информацию ищут все: комментатор, рецензент, репортер. Но получить нужную именно в расследовании становится порой исключительно трудной задачей. Ведь журналисты ищут при этом не просто чрезвычайно актуальные и значимые для общества сведения, а те, которые малодоступны или вообще скрываются от них и общества в целом. И те «драконы», которые этим «владеют», порой готовы пойти на любые преступления, лишь бы информация осталась нераскрытой. Так что расследователю приходится иногда мучительно долго добираться до истины и при этом понимать, что избранный путь - не один-единственный: каждая «уходящая в сторону» тропинка может оказаться не менее важной.
Проблемы, которые сопровождают журналистское расследование, отнюдь не носят исключительно познавательно-психологический характер. Над тем, кто его проводит, постоянно висит «дамоклов меч». Это могут быть судебные иски власти или отдельных лиц к журналисту, уголовные дела, заключения под стражу на срок ведения следствия и лишения свободы по приговору суда. Причем не всегда подобные решения судебных инстанций могут представляться правомочным.
Для журналистов реальна и смертельная угроза. Особенно если расследуемое дело касается денег и власти. В настоящее время Российская Федерация считается одним из самых опасных мест на земле для таких расследователей. За десять же лет перестройки в нашей стране погибли почти двести журналистов Богданов В. Это горькое слово «свобода»//Журналист. 2001. № 5.. Причиной стала именно профессиональная деятельность. Вот и Анне Политковской не раз угрожали, заставляя не публиковать тот или иной материал. Ее деятельности в Чечне всячески препятствовали. Она пряталась, но тему не оставляла и всегда доводила свое расследование до конца. В 2004 году во время захвата заложников в Бесланской школе ее пытались отравить. На место событий она не попала, но все же написала серию репортажей по этому теракту.
Большинство качеств, которые нужны журналистам в работе - наблюдательность, умение задавать вопросы, слушать и даже думать, в журналистском расследовании должны быть усовершенствованы. Здесь мы похожи на детективов. Человек, ведущий расследование, должен построить цепочку важных фактов, которая приведет его к следующей цепочке фактов, и так - до успешного завершения.
Успех многих расследований, не исключая журналистских, зависит от того, что, в конце концов, находится некто, решивший выложить всю правду. Иногда ответ на задачу, решаемую расследованием, кроется в документах. Но все-таки обычно надо, чтобы кто-то «раскололся». Секрет искусства расследователя - это умение обнаружить множество фактов и, сопоставив их, прийти к определенному выводу.
4. Способы решения этических коллизий при проведении журналистского расследования

Говоря о роли журналиста в современном мире, о социальной ответственности средств массовой информации, следует концентрировать внимание на сложных моральных проблемах, которые журналист должен и вынужден решать наедине со своей совестью. Высокие принципы правдивости, гуманности и служения обществу сталкиваются с прозой жизни и заставляют журналиста делать выбор. Дилеммы между жизненными реалиями и принципами не всегда решаются в пользу этической журналистики. Универсальные законы и принципы этики всегда требуют учета особых условий, в которых действуют журналисты.
Проблемы расследовательской журналистики сегодня очень важны для России. Многочисленные дискуссии о компромате, о журналистах-киллерах также затрагивают фундаментальные этические проблемы. Каковы пределы вторжения журналиста в частную жизнь, каковы приемы, которые допустимы при проведении расследований? Прежде всего, нужно остановиться на понятии этики. Очень хорошее определение дал доктор Рушворд Киддер, основатель Института Мировой Этики. Он называет этику подчинением неписаным законам, то есть журналисты должны следовать своим собственным правилам, следить за честностью своих репортажей и не полагаться на государство или какие-либо законы или органы, указывающие им, как им делать то, что они делают. Попробуем выработать такие методы, которые помогут журналистам работать с чистой совестью. С их помощью они сохранят свою репутацию незапятнанной, поскольку самое главное для журналиста - это его репутация. «Пусть редактор отнимет у вас жизнь, ваше свободное время - но ваша репутация останется при вас» А. Кук. Новая этика. Пер. с англ. - 1999 г..
Каких же принципов и методов должен придерживаться журналист-расследователь. Дэвид Рэндел выделяет следующие принципы расследования:
1. Журналисты должны служить только своей газете и своим читателям.
Журналист не должен быть верен никому и ничему, кроме газеты и читателей: никакой политической партии, источнику, коммерческому или любому другому интересу, сколько они того ни заслуживали.
2. Работа над каждой статьей должна быть честным поиском правды.
Основное, не подлежащее обсуждению правило репортера: всякая статья должна быть непредвзятой попыткой выяснить, что произошло на самом деле, и попытка эта продиктована решимостью напечатать эту правду, как бы ни расходилась она с нашими собственными мнениями. Таким образом, журналисты в своей работе не должны ориентироваться на какую-либо точку зрения, противореча фактам, или браться за материал, цель которого - поддержать заранее выстроенную теорию.
3. Нельзя поддаваться ни на какие уговоры напечатать что-нибудь.
Это относится не только к взяткам или подаркам, но и к обещаниям отдать предпочтение по тому или иному поводу.
4. Не позволяйте властям навязывать себе программу.
Подобно каждому, кто беседует с прессой, политики и государственные деятели следуют своей собственной программе. Во многих странах в этой области наибольшую опасность представляют политические деятели или специалисты по связям с общественностью, стремящиеся убедить средства массовой информации отражать события в том же свете, в каком их видят сами политики, - факт, известный как манипулирование прессой.
5. Не используйте свое положение для угроз или для получения привилегий.
Всякий журналист обладает властью. Ею никогда не следует злоупотреблять - будь то в работе над статьей или в повседневной жизни. Вести личные споры, намекая при этом на возможность публичного разоблачения собеседника, на свои связи в верхах и тому подобное, - не что иное, как запугивание, причем рискованное.
6. Не обещайте «снять» статью в обмен на дружбу или услуги.
Порой бывает, что кто-нибудь просит вас «забыть» статью или часть ее в обмен на некоторую сумму денег или на услугу. Ни в коем случае не стоит уступать подобным требованиям - по тем же причинам, по каким не следует печатать материалы в обмен на услуги. Когда речь идет о друзьях, отказ можно сделать в более мягкой форме, но столь же быстро и решительно.
7. Не придумывайте и не улучшайте информацию.
Придумывать информацию - занятие, бесспорно, неверное и опасное. Но точно так же опасна даже малейшая фальсификация фактов, приукрашивание правды или временная забывчивость по отношению к каким-то деталям, не стыкующимся с основной направленностью статьи. Ваша статья в этом случае будет обманом.
8. Никогда не раскрывайте свои источники.
Массу информации журналисты получают при условии, что имя сообщившего никогда не станет известно. Хранить в тайне имена своих источников очень важно, особенно если вы имеете дело с властями, разъяренными утечкой ценной информации. Раскрыть источник - значит нарушить обещание, а после этого мало кто рискнет снабдить журналистов сведениями. В иных случаях это может также обернуться для вашего источника увольнением, тюремным заключением, а то и чем похуже.
Именно этими принципами должны руководствоваться журнатисты-расследователи, да и все остальные тоже, при написании своих работ. И в заключение хотелось бы отметить, что этические принципы будут иметь далеко не последнее значение в работе журналиста.
5. Анна Политковская и «Новая газета»

В некоторых СМИ журналистские расследования выступают в качестве «гвоздевых» публикаций и служат украшением полос. Ряд изданий полностью пронизывает дух «расследовательства», и значимость их для читателей заключается именно в этой нацеленности на разоблачения, выявление всяческих тайн. Хотя утверждать, что они полностью отдают свои полосы под такие материалы, было бы большой натяжкой. Но вот о «расследовательском тоне» изданий говорить вполне можно. «Звездами» такой журналистики в сфере периодической печати можно считать «Совершенно секретно», «Ваш тайный советник», «Новую газету». На счету этих изданий несколько громких судебных дел и трагически погибшие журналисты. Но остановимся подробнее лишь на «Новой газете», ведь Анна Политковская работала именно в ней.
Это издание появилось в 1993 году. На это время, пожалуй, приходился всплеск популярности той общественной деятельности, которая специализировалась на развенчании мифов и раскрытии тайн Советского Союза. Изначально газета заявляла о себе как о печатном органе, либерально настроенном, отражающим взгляды передовой интеллигенции и среднего класса. Она и по сегодняшний день проводит (в большей или меньшей степени) оппозиционную власти информационную политику. Тираж достаточно стабилен, аудитория устойчивая; издание экономически рентабельно и в целом востребовано обществом. Важно, что оно на самом деле представляет собой юридически независимый печатный орган, учрежденный коллективом редакции и не принадлежащий ни «олигарху», ни правительству, ни какой-либо партии или организации. Славу «Новой газете» принесла ее «чеченская кампания», выступления известных деятелей, общественные акции в поддержку правых сил и, конечно же, расследовательские публикации. Именно в этой сфере наиболее проявила себя Анна Политковская. Основными направлениями расследовательской деятельности газеты можно считать разоблачение коррупции в высших эшелонах власти, выявление обстановки, складывающейся вокруг военных действий в Чечне, разбор отношений между властными структурами и так называемыми простыми гражданами (рубрики «Власть и люди», «Власть и деньги», «Болевая точка»).
Обращает на себя внимание отказ журналистов-расследователей «Новой газеты» от создания расследовательских публикаций на основе данных, полученных исключительно в ходе одного интервью, так как они считают, что мнение одного эксперта может быть пристрастным, а значит, и сам отбор фактов может быть произведен им пристрастно. «Скромные» бытовые темы остались на обочине внимания вместе с «болеющими» за них читателями. Сейчас же подобное невнимание к читательской почте уже стало «неприкосновенной» традицией. Между тем использование «резерва» читательской информации может оказаться весьма полезным и для издания, и для аудитории.
Основными темами, которыми Политковская занималась, были похищения и убийства мирных жителей в Чечне, разоблачение коррупции во всех слоях общества. Пиком ее профессиональной востребованности стал «Норд - Ост». Характерной чертой публикаций журналистки является совмещение скрупулезного поиска фактов с анализом поставленных вопросов: журналистка прослеживает тенденции, ищет первопричины негативных явлений, докапывается до их причин, чтобы помочь читателю лучше понять то, что происходит вокруг. Такой подход к расследованию требует специфической организации материала. Большинство публикаций она написала в жанре репортажа, наверное, потому, что она предпочитает наглядную динамику событий выяснению ситуации в кабинетах высокопоставленных чиновников. Многие ее материалы начинаются с описания жестоких сцен. Одним из примеров этого может служить статья «Падение бьющих», об издевательствах над чеченскими студентами (учатся они в Московском государственном университете культуры и искусства) РУБОПовцев и СОБРовцев.
«- Они заставляли нас раздетыми ползать по полу из комнаты в комнату…
- Они ходили по нашим кроватям прямо в ботинках…
- Они называли нас обезьянами, черными тварями…
- Они плевали нам в лицо…
- Они били нас по голове книгой «Судьба чечено-ингушского народа»…
- Они драли у нас волосы…
- А вы?..
- Лично я? Я - Труффальдино. Который из Бергамо. У меня сейчас эта роль. А вообще-то я - Бес. Беслан Гайтукаев, староста группы. Сам из Грозного.
- И вы тоже ползали по полу?
- Да. Они мне кричали: «Задний ход! Заползай в комнату!» И я полз… Потом: «Хватит! Двигай обратно в коридор». И я опять полз…
28 марта студенты национальной чеченской театральной студии «Нахи», в октябре прошлого года созданной при Московском госуниверситете культуры и искусства для подготовки ядра будущей труппы грозне и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.