На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Исследование образа деловой женщины в современных российских средствах массовой информации. Уровень интереса к женской теме на страницах печатных изданий. Степень освещенности политической, профессиональной, культурной, социальной деятельности женщин.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Журналистика. Добавлен: 30.03.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


26

Содержание

    Введение 2
      Глава 1. Современный образ женщины в СМИ 4
      1.1. Понятие "гендер" и его роль в формировании образа женщины в современном обществе 4
      1.2. Понятие "образ", особенности его восприятия и "воздействия" на аудиторию СМИ. Женский образ 6
      1.3. "Женские издания": типы и классификация 8
      1.4. Образ женщины на страницах женских изданий 10
      Глава 2. Образ деловой женщины в СМИ 17
      2.1. Образ женщины в деловой прессе 17
      2.2. Проблема освещения деятельности деловых женщин в СМИ 21
      Заключение 24
      Список литературы 26

Введение

Целью данной курсовой работы является исследование образа деловой женщины в современных российских СМИ.

В связи с заявленной целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Определить уровень интереса к женской теме на страницах печатных изданий;

2. Установить степень освещенности политической, профессиональной, культурной, социальной и других видов деятельности женщин;

3. Выявить образ женщины, формируемый СМИ.

Большую роль в формировании образа современной женщины играют средства массовой информации (СМИ). Они не только отражают сформированные в социальной жизни нормы и ценности, но и способствуют их распространению и социальному освоению, и даже создают новые поведенческие и эмоциональные идеи.

Вызывает удовлетворение, что проблема создания образов и стереотипов в СМИ признана серьезной проблемой современного периода. Мы все привыкли ориентироваться на образы и стереотипы, бытующие в массовом сознании, зачастую не отдавая в этом отчета себе самим, в том числе и при принятии важных решений. Стереотипы же сами по себе не являются чем-то сугубо искусственным, они, так или иначе, отражают представления, настроения, и даже предрассудки, бытующие в обществе в тот или иной период.

С началом экономических реформ женской внешности стали уделять большое внимание. Свидетельство тому повышенное внимание СМИ к конкурсам красоты. Идея естественного предназначения женщины прочно вошла в сознание. В первом пятилетии 90-х в газетах и журналах мы могли прочитать только о двух типах женщин - о примерных домохозяйках и фотомоделях. При этом экономика оставалась таковой, что почти половина семейного бюджета в стране обеспечивалась женским заработком (не считая 25% одиноких матерей, остававшимися единственными кормильцами в семье). Об этих женщинах никто не говорил, их редко привлекали в качестве экспертов при обсуждении жизненно важных проблем. Деловая женщина, сумевшая открыть свое дело, не становилась героиней популярных статей - если это не были статьи светской хроники. Само словосочетание “деловая женщина” ассоциировалось с представлением о женщине непривлекательной, неудачницей в личной жизни. Интервью с женщинами-банкирами и директорами холдингов часто были посвящены проблемам кулинарии или косметологии, но не ее успеху в делах. Особенную неприязнь журналистов вызывали женщины, выступающие с требованием защитить свои права. Женщины-депутаты были представлены в СМИ значительно скромнее, чем коллеги-мужчины. Идеи участия женщин в управлении страной вовсе не пользовались популярностью.

В наши дни мы не слишком часто можем встретить большую статью о женщине - банкире или директоре холдинга, телесюжет об известной исследовательнице или общественной деятельнице. Пресса, радио и ТВ о них почти забыли. И это нельзя назвать простой случайностью, или свидетельством того, что женщины неактивно включаются в рыночную экономику, плохо осваивают основы бизнеса. Причины в другом.

Глава 1. Современный образ женщины в СМИ

1.1. Понятие "гендер" и его роль в формировании образа женщины в современном обществе

Прежде чем мы перейдем к анализу стереотипного образа женщины в СМИ необходимо дать определение модного, в последнее время, понятия "гендер". Традиционно понятие пола использовалось для обозначения морфологических и физиологических различий, на основе которых человеческие существа определяются как мужские или женские. Но помимо биологических отличий между людьми существует разделение социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и психологических характеристиках. При этом нетрудно заметить то, что в одном обществе считается “мужским”, в другом может определяться как “женское”. Еще в 30-е годы известная американская антрополог Маргарет Мид показала, как по-разному в изученных ею обществах определялись роли матери и отца, позиции мужчин и женщин в общественной иерархии. Исторические исследования, проведенные в 70-80-е годы XX века с использованием этих идей, показали, что представления о типично мужском и типично женском меняются даже в истории одного и того же общества (2. с.2).

Так возникла необходимость различать биологический пол как совокупность анатомо-биологических особенностей и социальный пол (по-английски - gender) как социокультурный конструкт, который общество “надстраивает” над физиологической реальностью. Понятие гендера обозначает, в сущности, и процесс продуцирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Конструирование гендерных различий протекает через определенную систему социализации (которая воспитывает разные навыки и психологические качества у девочек и мальчиков), разделение труда между женщинами и мужчинами и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной вовсе не означает обладать определенными природными качествами; это означает выполнять предписанную тебе гендерную роль и соответствовать определенным стандартам. Но хотя в различных обществах мужские и женские роли могут быть разными, во всех действует одно правило: то, что считается мужским, маркируется обществом как приоритетное и доминирующее; все, что считается женским, признается вторичным и подчиненным. Так была обнаружена одна из особенностей гендерных ролей и отношений - они утверждают доминирование в обществе маскулинного и подавление феминного. Гендер, таким образом, оказывается одним из базовых принципов социальной стратификации. Другими такими принципами выступают этничность (национальность), возраст, социальная принадлежность. Сочетание этих стратификационных принципов усиливает действие каждого из них (сегодня, например, факторами, ограничивающими возможность приема на работу, являются такие биологические характеристики, как женский пол, “неюный” возраст, “неевропейская” внешность).

Стереотипы в отношении пола встречают ребенка уже при рождении. Форма и даже цвет одежды, игрушки и игры, которые предлагают детям, различаются в зависимости от пола и формируют разные черты характера девочек и мальчиков. Известно много исследований, показывающих воздействие стереотипов на оценки людей. Так, например, женщинам и мужчинам давали запеленатых грудных детей в возрасте одной недели и просили описать их. Одной группе дали мальчиков, но сказали, что это девочки. Другой группе, соответственно, наоборот, - дали девочек, но сказали, что это мальчики. В контрольной группе не скрывали пола ребенка. Во всех трех группах недельных грудничков, которых считали мальчиками, описывали как сильных, активных, крепких; тех, кого считали девочками - как нежных, красивых, слабых.

Стереотипы женственности и мужественности не просто формируют людей - они часто предписывают людям в зависимости от их пола определенные психологические качества, нормы поведения, род занятий, профессии и многое другое. В традиционном обществе не личность, а биологический пол оказывает решающее влияние на жизнь человека.

Таким образом, взяв за основу, данную теоретическую базу, необходимо на практике подтвердить или опровергнуть влияние гендерных ролей и отношений на примере образа женщины в СМИ.

1.2. Понятие "образ", особенности его восприятия и "воздействия" на аудиторию СМИ. Женский образ

Что такое "образ"? Как он влияет на аудиторию? Что формирует женский образ? Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо дать определение самому понятию "образ".

Образ - вид, облик; живое, наглядное представление о ком/чем-либо; тип, характер;

Следует, также, дать толкование понятию "стереотип", т.к по мнению У. Липмана, в это понятие, на ряду с установкой, потребностью, желанием, прогнозируемым ожиданием, включен и "образ".

Стереотип - схематическое, оформленное в стандарт восприятие социального или культурного явления, обладающее большой устойчивостью.

Основное свойство стереотипов заключается в том, что они влияют на принятие решения, скрывая логику процесса от внешнего наблюдателя. Как писал У. Липман, "вместо того чтобы сначала увидеть, а потом определить, мы сначала определяем, а потом видим". Иными словами, механизм воздействия стереотипов заключается в том, что мы замечаем только то, что ранее сформулировано для нас нашей культурой. А она (культура), предлагала нам различные образы женщин, которые становились доминирующими в определенный период. Так, в дооттепельные годы пресса представляет женщину с активной жизненной позицией, которой советская власть дала равноправие, что, в сущности, является лишь рекламой этой власти.

В период "оттепели" в прессе помимо официального ("Правда" все еще превозносит женщину-работницу) складываются еще два направления в понимании женского предназначения. Направление, ориентированное на западные тенденции в качестве идеала предлагает "буржуазный" типаж - модную, симпатичную, интересующуюся лишь своей личной (но не в коем случае не общественной) жизнью женщину, подчеркнуто зависимую от мужчины. Патриархальное направление идеализирует "традиционный образ русской крестьянки, также безразличной к общественной жизни, но живущей в согласии с природой".

Характерной чертой прессы 70-х - 80-х гг. ("Юность", "Новый мир") является жалость к женщине, которую эмансипация лишила женственности. Появляются мнения о том, что нужно вернуть женщину к ее "истинному предназначению". Эта идея была поддержана в период перестройки. "На место "работницы и матери" пришла хорошенькая домохозяйка или юная фотомодель "без комплексов" - фактически эти два образа и стали сегодня доминирующими, "официальными" во всей почти без исключения российской журналистике".

Не стоит забывать и об отечественном искусстве, где были созданы яркие и запоминающиеся образы успешных женщин - руководителей, которые попали в правящую элиту, благодаря своей целеустремленности, трудолюбию, силе личности. Вспомним любимые многими поколениями кинофильмы "Москва слезам не верит", "Простая история", "Член правительства", "Светлый путь" и другие. Именно они создали благоприятную психологическую почву для восприятия женщин - лидеров.

Итак, каковы же основные характеристики образа деловой женщины? Проведенные исследования, экспертные опросы, наблюдения за успешными женщинами, позволили выделить достаточно противоречивые точки зрения.

С одной стороны, важное значение в образе деловой женщины имеет внешний вид: привлекательный физический облик, удачное оформление внешности, умелая самопрезентация, эффективные коммуникации. Причем, отмечают то, что образы деловых женщин в восприятии аудитории должны быть несимметричны. Для опрашиваемых, важны нравственные качества деловых женщин, что должно отличать их образ от образа мужчин. Это является следствием распространения все тех же стереотипов о меньшем потенциале у женщин, обусловленном природными факторами. Ключевыми характеристиками все же являются ум, целеустремленность, умение принимать решение, интуиция. С другой стороны, выделенные критерии вызывают довольно негативную реакцию со стороны феминистски настроенных деловых женщин. Они рассматривают их как ущемление прав женщин.

Итак, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что российское общество подвержено стереотипам, которые меняются параллельно нашей культуре, образ деловой женщины всегда складывается из таких составляющих как ум, целеустремленность, трудолюбие, сила личности и интуиция.

1.3. "Женские издания": типы и классификация

Чтобы показать полный образ женщины в СМИ, необходимо отдельно рассмотреть роль так называемой женской прессы в формировании этого образа. Для начала выделим типологию женских изданий:

1. По видам издания:

журналы;

еженедельники;

газеты;

дайджесты;

бюллетени;

практические руководства;

приложения к различным изданиям.

2. По региону распространения:

всероссийские;

республиканские;

региональные;

городские;

международные.

3. По аудиторному признаку:

адресованные всем женщинам России;

адресованные региональным и этническим женским сообществам;

адресованные различным возрастным группам;

адресованные матерям;

адресованные семье.

4. По целевому назначению:

просветительские;

образовательные;

информационно-познавательные;

прикладные;

практические;

развлекательные;

рекламно-информационные.

Как видно из предложенной классификации, типология женских изданий достаточно емкая, что означает востребованность этой прессы, стабильное положение на рынке печатных СМИ. Сегодня среди всего объема массовых журналов 31% составляют женские издания. Их, конечно же, нельзя сравнивать с прессой, которая была двадцать лет назад. Это раньше женские журналы были серые, с малым объемом фотоматериала. И выбор был невелик: "Крестьянка", "Работница". А сейчас выбор огромен, и качество отличное. Журналы манят читателей, магнитом притягивают. Это уже не просто совокупность кулинарных рецептов, выкроек, рекламы, интервью и полезных советов, это - стиль жизни, особый круг интересов.

1.4. Образ женщины на страницах женских изданий

Мы решили окунуться в "глянцевый мир", посмотреть на современницу, чей образ на страницах женских массовых изданий. Так как выбор журналов велик, то мы ограничились наиболее популярными, которыми являются "Лиза", "Соsmopolitan" и "Крестьянка".

Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся типов женщин. Это Настоящая женщина и Деловая женщина. Если же говорить о предназначении женщины, то здесь существует достаточно четкое разделение. Наиболее часто встречаются два варианта. Это или счастливая жена или эмансипированная, но неудачливая в личной жизни, предпринимательница. У Настоящей женщины две цели, которые различаются от ее статуса. Если она не замужем, то ее основная цель - привлечение мужчины. Для достижения этой цели журналы обильно снабжают советами "женщина должна быть прежде всего красивой" (Крестьянка, № 10-12, 2003 г) или советуют "понаблюдать за знакомыми женщинами, которые нравятся мужчинам" (Cosmo, № 5, 2002 г). Самое же главное - "никогда не нужно забывать о том, что вы женщина" (Cosmo, № 5, 2003 г).

Если же женщина замужем, то для нее главное - сохранение и укрепление семьи. "У нас хранители древних традиций - женщины" (Cosmo, № 5, 1999 г), "семья - моя крепость" - утверждает Хакамада (Cosmo, № 3, 1998 г). А чтобы укрепить семью, "женщинам надлежит оставаться ровными и спокойными, нежными и терпеливыми, что бы им это не стоило" (Лиза, № 38, 2004 г). Для достижения этих целей женщина проявляет недюжинную активность и решительность, в ситуациях же связанных с реализацией в макросреде она этих качеств не проявляет. Правда, усилия женщины еще направлены на самопрезентацию, самоукрашение. Женщина, как правило, является жертвой ситуации, в конфликтной ситуации она склонна к компромиссу, зависима, в семье ориентирована на других, эмоциональна. Как правило, этот образ поощряется прессой, порой возводится в ранг идеального. Это образ счастливой женщины.

Попробуем охарактеризовать типичные образы счастливых жен, запечатленные в прессе (классификация предложена Г. Ротаенко) (4. с.2).

Это может быть жена-иждивенка, которая может позволить себе не только не работать, но и не заниматься домашним хозяйством. От мужа она ждет "умения зарабатывать и обеспечивать семью" (Крестьянка, № 5, 2003 г). Перед нами предстает традиционная патриархальная картина: действия мужчины изменяют мир, он субъект действия, для которого характерно вовремя проинструктировать представительницу слабого пола. Женщина как обычно зависима, ограничена, ей не нужно быть умной и творческой личностью, вполне достаточно иметь красивые волосы, хорошую фигуру и заботиться о мужчине.

Второй тип - жена-домработница "Семья для нее - смысл жизни" (Лиза, № 29, 1999 г), она целиком и полностью посвящает себя родным. При этом, ее часто не ценят, хотя она всегда боится обидеть, "жестко сказать правду" (Крестьянка, № 2, 2001г) Правда, она может смотреть сериалы и восхищаться своим мужем. Мужа же она имеет "умелого, сильного, который может принять решение" и за нее тоже (Сosmo, № 6, 2001 г).

Третий тип - это жена-"друг человека". Между работой, стиркой, готовкой и уборкой она обязательно найдет время, чтобы еще раз убедить мужа в его уникальности, в полной мере оценить его достоинства и подвигнуть на новые достижения. Дельный совет для такой жены дает "Крестьянка": "постарайтесь в его глазах выглядеть не такой крутой, какая вы есть на самом деле" (Крестьянка, № 6, 2001 г), а "Сosmo" считает, что "подлинно умная женщина та, которая не афиширует сой ум" (Сosmo, № 5, 1999 г).

И последний тип - жена-жертва. Она вполне сознательно хоронит свои таланты, чтобы муж, придя, домой, мог в полной мере мог насладиться домашним уютом в благоустроенном семейном очаге.

С этой классификацией можно соглашаться и не оглашаться, на наш взгляд, выделенные типы слишком категоричны: мы выяснили, что счастливой в полной мере женщина (согласно данной типологии) становится лишь в том случае, когда вся ее жизнь направлена на обслуживание и восхищение любимым мужчиной. Но это утверждение противоречит количеству успешных женщин: управленцев, предпринимателей, экономистов, ученых и т.д. По мнению Гусевой Ю.Е., выше предложенная позиция женщины, как правило, получает статус негласно одобряемой прессой.

Образ Деловой женщины обычно является предметом обсуждения и осуждения. Характерна также двойственность мнения указанных журналов по отношению к вхождению женщины в мир бизнеса. С одной стороны мы видим явно утрированное восхваление, даже удивление женщиной, которая оказалась способна добиться успеха. Деловая женщина непременно должна быть мужеподобной. С другой стороны, женщина, занявшись делом, которое противоречит ее "истинному предназначению", потеряет свою женственность, так как "никакая занятость женщины, никакая работа, никакие звания и должности не оправдают заброшенной квартиры и отсутствия обеда" (Крестьянка, № 6, 1999 г).

Деловая женщина представляется несчастной в семейной жизни: ее детям часто недостает материнского внимания, а она сама настолько загружена работой, что непременным следствием является потеря женственности и даже потеря мужа. "Женщина работает - итог - ее роль матери теряется" (Сosmo, № 5, 2001 г). Неудачницами часто показывают женщин, самореализующихся в работе. Эта модель поведения выводится за рамки "нормы". Особенно это касается женщин-предпринимательниц. Вероятно поэтому в СМИ постоянно акцентируется внимание на том, что женщине тяжело совмещать работу и дом, и журналы предлагают альтернативный вариант - счастливый образ домашней хозяйки.

Что же касается Деловой женщины, то мы можем выделить несколько типов (4. с.5). Женщина показывается успешной не столько из-за своих личных качеств, сколько из-за привлекательной внешности. Женщина чаще реализует себя в модельном или шоу бизнесе, в роли секретаря и т.п., т.е. там, где прежде всего нужна яркая внешность и хорошая фигура. Поэтому и советы даются чаще всего "как одеться на интервью" (Cosmo, № 5, 2003 г). Другой вариант профессиональной успешности женщины напрямую связан с мужчиной, который ее материально поддерживает, берет на себя все организационные вопросы, издержки бизнеса, причиной же ее прихода в бизнес является нереализованный творческий потенциал. Женщина может позволить себе фантазировать, воплощая в жизнь свои творческие планы. И работа ей нужна, "которая приносит не только деньги, но и удовольствие, и восхищение окружающих" (Cosmo, № 6, 2002 г). И последний тип женщины, ориентированной на работу - это женщина, чаще всего не имеющая семьи.

Кто же читает женские журналы? С какой периодичностью? По статистике в Москве "Лизу" хотя бы один раз в месяц читает 7% населения. Каждый читатель знакомится в среднем с семью номерами журнала из десяти. Это одно из самых популярных изданий среди москвичек до 25 лет - из них 19% периодически читают этот журнал.

Вообще аудитория "Лизы" на 86% - женская. Среди читательниц каждая четвертая (24%) работает в негосударственном секторе экономики, а 15% являются учащимися и студентами.

Аудиторию "Лизы" больше всего привлекают юмор, кроссворды, неожиданн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.