На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Документальные источники информации. Предметно-вещевая среда как источник журналистской информации. Интернет как источник журналистской информации. Человек как источник журналистской информации. Общение журналиста с коллегами.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Журналистика. Добавлен: 21.09.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Частное учреждение образования
«Институт современных знаний
имени А.М.Широкова»

Факультет искусств
Специальность «Журналистика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Основные источники информации для СМИ и методы их использования
Работа выполнена
студенткой 5 курса
группы Ж-21
заочной формы обучения
Преподаватель:
_______________________
Минск 2007

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Документальные источники информации………………………………...4

2. Предметно-вещевая среда как источник журналистской информации

2.1. Система информирования журналистов……………………………………9
2.2. Государственные организации как источники информации……………..10
2.3. Информационные агентства………………………………………………..11

3. Интернет как источник журналистской информации……….…………14

4. Человек как источник журналистской информации
4.1. Интервью……………………………………………………………………17
4.2. Массовое интервьюирование и анкетирование…………………………..20
5. Вспомогательные способы получения информации
5.1. Наблюдение и эксперимент………………………………………………..22
5.2. Общение журналиста с коллегами………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..25

Использованная литература………………………………………………….27

Введение

При разработке замысла журналистского произведения необходимо, прежде всего, определиться с объектом изучения. На данном этапе работы журналисту необходимо владение навыками по сбору и обработке фактического материала. В этой связи наиболее актуальным является умение получить «нужную» информацию. Эта самая «нужная» журналистская информация должна обладать рядом особенностей, традиционный набор которых включает в себя объективность, правдивость, новизну, полноту, достоверность и др. Не следует забывать, что журналистская информация документальна. В её основе лежит реальный подлинный факт, найденный и оформленный журналистом.
В сущности, вся информационная среда делится на три основных типа источников информации: документ, человек и предметно-вещевая среда. Характеристике этих типов источников информации и посвящена моя работа, состоящая из пяти глав. В первой главе я попыталась проанализировать основные виды документов, с которыми приходиться сталкиваться журналисту и сформулировать основные принципы работы с ними. Вторая глава курсовой работы посвящена предметно-вещевой среде, особое место отведено так называемой системе информирования журналистов. Я попыталась также проанализировать роль такого источника информации, как информационные агентства и государственные источники информации. Третья часть курсовой посвящена сети Интернет, как одному из источников информации. В четвёртой главе курсовой работы была рассмотрена роль человека как основного информатора СМИ. И заключительная часть работы включает характеристику вспомогательных источников информации. Курсовая работа завершается выводами, сделанными в результате проведенного исследования.

1. Документальные источники информации

Существует большое количество определений понятия «документ». Причём некоторые из них более объёмны: документ - это «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве». Другие - более узкие: «документ - это юридически закреплённая бумага, утверждающая за её владельцем право на что-либо, подтверждающая какой-либо факт». Большой толковый словарь русского языка, СПб., 2000, С.- 23.
Говоря о значении документа как информационного источника в журналистике, неверно представлять его лишь в узком смысле. Между тем, как пишет Г. В. Лазутина «для журналистики актуальны оба значения слова: «деловая бумага» - лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности». Г. В. Лазутина Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000, С.-155.
Общение журналиста с документальными источниками информации начинается с их поиска. Работа с документами требует высокого уровня библиографической грамотности, широкого представления о типах и видах документов. В журналистике большинством исследователей принята следующая классификация документов. По типу деятельности:
Государственно-административные;
Производственно-административные;
Общественно-политические;
Научные;
Нормативно-технические;
Справочно-информационные;
Художественные.
Вторая классификация документов основана на группировке по сферам их обращения. Суда входят документы:
Производственные;
Общественных организаций;
Бытовые.
« Под производственными документами имеется в виду совокупность текстов (в том числе личных: заявления, докладные и объяснительные записки, просьбы), которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах». Г. В. Лазутина Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-164. Такие документы подлежат регистрации, однако не существует ни нормативного акта, ни ведомственных инструкций, которые бы четко определяли порядок доступа журналиста к ним. Поэтому представители прессы нередко сталкиваются с отказами официальных лиц. Приходиться искать обходные пути, убеждать людей, имеющих отношение к этим документам, оказать помощь журналисту.
Равнозначная ситуация и с документами общественных организаций - текстами, обеспечивающими информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода. Во многих случаях представители пресс-службы, после запроса журналистом подобных сведений, просят обойтись предоставленными ими данными. «Это приводит к коллизиям, разрешая которые журналист, стремясь выполнить свой профессиональный долг, оказывается на грани риска: пытается добыть документы не вполне законным путём». Там же С.-165.
В работе с бытовыми документами - той совокупностью официальных и личных материалов, которая обеспечивает информационное обслуживание людей в быту, розыск - самое трудное. Большинство из них не подлежит учёту, к тому же они, как правило, представляют собой личную собственность человека (т. е. предъявить документ или нет, определяет только воля его владельца). «Обращение к документам такого рода, будь это письма, дневники, обязательства или расписки, требует от журналиста ясного понимания того, что право на получение и использование сведений из них ему даёт только добровольное согласие их обладателей.» Там же С.-165.
Социологами разработано следующее деление документов, применяющееся в журналистике:
По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты).
По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении денег и протокол собрания коллектива).
По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).
По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные - отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).
По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчёты по установленному образцу и «целевые», т. е. созданные по заказу журналиста - допустим, справка о деятельности учреждений).
Процесс освоения журналистом документа состоит из трёх этапов: извлечение данных, их интерпретация и фиксация. Первый из них предполагает умение журналиста быстро и глубоко перерабатывать знаковую информационную продукцию. Качество второго, основанного на анализе, оценке и объяснении полученных данных «зависит от того, насколько журналист умеет включать в соображения здравого смысла критерии оценок, задаваемые системой знаний общеметодологического и специального характера». Г. В. Лазутина Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-166. Многое зависит от навыка точной фиксации данных, полученных в результате проработки документальных материалов. В данном контексте уместно говорить о создании нового документа - профессиональных записей журналиста, которые при определённых условиях могут иметь юридическую силу.
Обладая достаточным количеством документальной информации, журналист может построить некое сообщение, основываясь только на ней. Однако работа с документами обязательно предполагает как проверку их на подлинность, так и определение достоверности и надёжности заключённых в них данных. При возникновении сомнений в подлинности документа, т. е. в его действительном происхождении от того автора и при тех обстоятельствах, которые предполагает текст документа, необходимо специальным образом проанализировать его. Этот анализ предполагает внимание к содержательным характеристикам документа, его внешней стороне, в целях выявления признаков подлинности или несоответствия им. Иногда довольно трудно при помощи подобных приёмов определить подлинность источника, тогда на помощь приходят специалисты - текстологи, криминалисты.
Чтобы убедиться в достоверности информации, содержащейся в источнике, журналисты прибегают к правилам проверки достоверности документов, принятым в социологии. Согласно им необходимо:
1. Различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);
2. Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;
3. Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа при его создании;
4. Учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался. Г.В.Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-166.
Не менее полезным является также проверка источника путём сравнения его с другими сведениями, а при ситуации, когда документ становится базой для серьёзных выводов и обобщений, журналисту необходима консультация специалиста, способного выступить в качестве эксперта в той или иной области.

2. Предметно-вещевая среда как источник журналистской информации

2.1. Система информирования журналистов
Под предметно-вещевой средой понимается обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек. Главный вопрос для журналиста: где отыскать эти источники. На данный момент в обществе утвердилось понимание необходимости оказывать средствам массовой информации организационную информационную поддержку.
Сегодня существует достаточно развёрнутая система информирования журналистов о происходящих событиях. К основным его формам Г. В. Лазутина относит следующие:
1. Брифинги - короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идёт ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу;
2. Презентации - торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности;
3. Пресс-конференции - встречи государственных или общественных деятелей, представителей науки, культуры и т.д. с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы;
4. Пресс-релизы - специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами;
5. Специальные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы деятельности, создаваемые корпоративными информационными агентствами;
6. Экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб. Пресс-центров различных ведомств и общественных объединений. Г.В.Лазутина Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-156.
Они поставляют редакциям СМИ сведения, которые в дальнейшем находят отражение в материалах печатной и эфирной журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они фактически не являются производителями информации, но способствуют обмену и распространению важных сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере.
В высшей степени существенно и то, что сегодня законодательно предусмотрено право журналистов запрашивать и получать информацию от государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц.
2.2. Государственные организации как источники информации
И всё-таки своевременная добыча сведений о существенных изменениях действительности, о тех сторонах жизни, знание о которых для аудитории - необходимость, остаётся для средств массовой информации проблемой номер один. Прежде всего, необходимо хорошо представлять себе всю совокупность естественных «накопителей информации», сложившихся в обществе на тот или иной период. Оказывается, что для информации о неблагоприятных событиях и для информации о событиях благоприятных в обществе существуют разные «накопители», причём первые (милиция, «скорая помощь», пожарная служба, аварийные службы, ГАИ, народные суды и так далее) в силу естественных причин известны людям гораздо больше, а потому и журналистами освоены лучше. Информация же о благоприятных событиях фиксируется не так оперативно, как в случаях неприятного свойства. Поэтому достаточно важно представлять себе структуру органов управления, как страны, так и города и области. На данный момент издаётся большое количество периодических справочников, содержащих информацию такого рода. Такой справочник является неплохим помощником в нелёгком деле добычи информации.
2.3. Информационные агентства
Отдельно стоит поговорить о таком источнике журналистской информации, как информационные агентства, в силу их специфичности. Эти информационные службы обеспечивают журналистскую деятельность, поставляя им «сырой», фактический материал, материал оформленный по типу жёсткой новости, но сами они, как правило, не вступают в контакт с аудиторией.
Идея подобного рода предприятий зародилась в начале 19 века, ей журналисты всего мира обязаны французу Шарлю Гавасу, который первым раскинул сеть своих представительств в разных местностях, продавая газетам и журналам добытые им факты.
На данный момент наибольшей популярностью на мировом рынке информации пользуются следующие агентства: «Associated Press» и «United Press International» (США), «Agance France-Press» (Франция), «Reuters» (Великобритания) и ИТАР-ТАСС (Россия). Эти информационные агентства являются наиболее мощными источниками информации в мире, они представлены на информационном рынке большинства стран СНГ.
В пределах крупных регионов земного шара разворачивают свою деятельность региональные агентства. Далее по величине идут национальные агентства, областные, городские, а так же те, что создаются при издательствах и вещательных компаниях.
В целях повышенной оперативности крупнейшие информационные агентства пользуются всеми видами связи, в том числе и космической, имеют мощные компьютерные центры, служащие для подготовки, обработки и хранения информации, которая непрерывно поступает потребителям по телетайпу, либо в виде оперативных бюллетеней новостей, пресс-релизов, выходящих часто несколько раз в день.
В настоящее время в Беларуси действует ряд агентств, специализирующихся на предоставлении информации различной тематики. Самыми известными из них являются БелТА (www.belta.by) и БелаПАН (www.belapan.com). Эти агентства передают универсальную информацию, касающуюся политической, экономической, социальной, культурной, спортивной и др. тематики.
Неспециализированными агентствами также являются:
- агентство «Интерфакс-Запад» (www.interfax.by) - компания в структуре информационной группы Interfax Information Services - работает на рынке политической и экономической информации Беларуси с 1994 года;
- белорусское бюро «Прайм-ТАСС» (www.prime-tass.by) - с 2003 года присутствует на белорусском информационном рынке, специализируется на новостных сообщениях, аналитических обзорах, базах данных, финансовой информации.
Среди специализированных информационных агентств Беларуси наибольшую известность получило агентство Владимира Гревцова (www.grevtsov.by). Агентство предоставляет качественную экономическую, финансовую и юридическую информацию. Основанное в 1992 году, в 2005 году оно уже представляет собой крупнейший в Беларуси медиа-холдинг, в состав которого входит 6 компаний.
Также на рынке специализированных информационных агентств Беларуси сегодня представлены: Агентство финансовых новостей (www.afn.by), «Экопресс» (www.ecopress.by), «ЛБЛ-Ньюс» (www.lbl-news.by).

3. Интернет как источник журналистской информации

Конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникального и чрезвычайно перспективного источника информации - глобальной компьютерной сети Интернет. Трудно переоценить то количество полезной для журналиста информации, которое содержит сеть Интернет. Но кроме этого он также обеспечивает быстрые и надежные связи между журналистами и их информационными источниками, даже если между ними лежит несколько тысяч километров. Интернет предоставляет также альтернативные возможности для публицистики во времена кризиса, или в случае восстановления цензуры.
Итак, для чего журналисту Интернет? Во-первых, как уже было сказано, это источник разнообразной информации, которая может быть использована как для мониторинга новостей, так и для написания аналитических материалов и проведения журналистских расследований.
Более того, Интернет все в большей степени становится мега-источником, включающим в себя все мыслимые типы источников, - универсальной информационной средой. Благодаря оцифровке всего, что может быть оцифровано, и возможности немедленного доступа к оцифрованной информации из любой точки планеты, частные информационные среды (такие как книги, пресса, радио, телевидение, кино, устное и письменное общение и т.п.) постепенно сливаются в едином информационном пространстве.
Во-вторых, Интернет позволяет осуществлять поиск необходимых сведений, начиная от справочной информации (статьи в словарях и энциклопедиях, статистические данные, библиографии, карты, адреса, сведения о компаниях и организациях и т.п.) и заканчивая мнениями людей по всевозмо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.