На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Анализ взаимосвязи телевидения и кино. Сущность, функции и жанры телевизионной журналистики. Значение журналистского текста в информационном телесюжете. Характеристика и особенности использования телевизионных элементов в программе Вести Южный Урал.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Журналистика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


51
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Факультет журналистики
Кафедра журналистики
Дипломная работа
Применение художественных элементов в информационной тележурналистике, на примере сюжетов программ «Вести - Южный Урал» и «Вести - Южный Урал, События недели»
Выполнил:
студент группы ФЖ - 501
Битков Л.А.
Научный руководитель:
заведующая Лабораторией
телевидения ЧелГУ Футерман Е.Б.
Челябинск 2009
Оглавление
Введение
Глава 1
1.1 Кино+ТВ
1.2 Функции телевизионной журналистики
1.3 Жанры информационной телепублицистики
1.4 Инфотеймент
1.5 Язык экрана
1.6 Особенности зрительского восприятия звука
1.7 Лингвистические особенности публицистических текстов
1.7.1 Основные лингвистические черты публицистики
1.7.2. Некоторые лексические особенности текста в аудиовизуальной информации
Глава 2
2.1 Итория ГТРК «Южный урал», программ «Вести - Южный Урал», «Вести - Южный Урал, События недели»
2.2 Работа с видеоэлементами и монтажом
2.3 Композиционные приемы
2.4 Звуковые элементы, аудиальное сопровождение
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В этом исследовании мы не случайно обратились к теме художественных элементов в информационной журналистике. Основной причиной стало то, что во многих региональных и даже федеральных выпусках новостей производство информационных сюжетов становится поточным и больше напоминает конвеер Генри Форда, чем творческую деятельность. Сотни «говорящих голов», километры канализационных труб и так называемые на профессиональном диалекте «заседалова» - вот, чем, по большому счету, сейчас ограничиваются видеоряд и тематика региональных новостей. Журналисты, операторы, режиссеры и редакторы зачастую игнорируют язык телеэкрана. Из-за стремления к сенсационности и постоянной гонки конкурентов они просто забывают о художественной природе телевидения и что выросло оно в первую очередь из искусства кино. В итоге развлекательные программы и телеканалы оказываются на верхних строчках рейтингов, и это не голословное заявление.
Перед тем, как приступить к работе мы провели небольшое социологическое исследование, посвященное рейтингам телеканалов. Опрос проводился в сети Интернет, посредством социальной сети «vkontakte.ru». В специально созданной группе посетителям предлагалось ответить на 2 вопроса: «какой телеканал вы смотрите чаще, чем остальные?» и «что сейчас включено на вашем телевизоре?» (приложение №1). Фокус-группа: молодые люди обоих полов в возрасте от 18 до 25 лет, преимущественно выпускники или учащиеся высших учебных заведений. Как выяснилось, в этой аудитории самыми популярными оказались каналы ТНТ, СТС (немного уступил НТВ), а MTV по популярности сравнился с «Первым» и «Россией»; фактически, в рейтинге первые места заняли каналы, которые полностью отказались от информационного вещания. Еще раз подчеркнем, что большинство респондентов имеют высшее образование. По словам респондентов «серьезные» каналы слишком скучны. Т.е. здесь действует так называемое «правило кнопки»: если человека «не цепляет - он сразу же переключает».
В то же время, нельзя забывать, что информационный телевизионный сюжет - не новогодняя елка и бесконечно украшать текст, видеоряд и аудиальное сопровождение художественными элементами, образами, «фишками» и т.д. просто неприемлемо. Даже студенту первокурснику понятно, что художественное решение информационного сюжета должно соответствовать жанру. В сильном увлечении художественной составляющей есть и еще одна опасность. Иногда форма становится целью. Это, конечно, спорный вопрос, но по мнению авторов этого исследования первичен всё же контент, а не форма.
Из этого вытекает цель нашей работы: выяснить, насколько приемлемо использование художественных элементов в информационной журналистике в современных условиях.
Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:
- дать историческую справку, определить связь телевидения и кино. Найти различия.
- определить функции телевизионной журналистики.
- определить жанры телевизионной информационной журналистики.
- определить тенденции западного и отечественного информационного телевещания, дать определение понятию инфотеймент.
- дать определение понятию «язык экрана», видеоряд в сюжете, монтаж
- значение аудиального ряда в информационном телесюжете
- значение журналистского текста в информационном телесюжете, лингвистические особенности публицистических текстов.
- историческая справка по ГТРК «Южный Урал»
- использование элементов в программе «Вести - Южный Урал»
Объект исследования: контент современного информационного телевизионного вещания.
Предмет исследования: авторские информационные сюжеты, вышедшие в эфир программ «Вести - Южный Урал» и «Вести - Южный Урал, События недели».
В ходе работы мы столкнулись с довольно серьезной проблемой, на выбранную нами тему написано достаточно много научных исследований, причем довольно авторитетными авторами. Но при ближайшем ознакомлении оказалось, что информация по теме разрознена и неоднородна. Таким образом, появилась еще одна задача: систематизировать знания о предмете исследования.
В своей работе мы опирались на работы, таких авторитетных авторов и исследователей в области кино и телевидения, как Эйзенштейн, Кулешов, Кузнецов, Корконосенко, Цвиг и других.
Ознакомиться с нашими исследованиями будет полезно как теоретикам, так и практикующим журналистам.
Глава 1
1.1 Кино+ТВ
Кинематограф - прямой предшественник телевидения. Он начинался с того, что снимал «саму жизнь»: происходящее на улице, на дороге, на вокзале - то, что сегодня мы назвали бы документальным фильмом. Собственно говоря, в конце позапрошлого века кино было балаганным аттракционом, забавным техническим фокусом. Постепенно фокус превратился в новый род искусства. Со временем обнаружилось, что экран обладает целым рядом замечательных свойств, качеств, и возможностей, которыми не обладают другие роды искусства. Великие мастера: Сергей Эйзенштейн, Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин, Дзига Вертов, Александр Довженко и другие разработали систему средств изобразительно-выразительных средств, с помощью которых стало возможно создавать на экране произведения нового, самостоятельного рода искусства - кино. Кино «говорит» языком экрана - языком движущихся изображений, сочетающихся со словом, музыкой, шумами, т.е. языком звукозрительных образов.
Совершенно очевидно, что кино - искусство синтетическое; в нем можно найти качества и литературы, и изобразительного искусства, и театра, и музыки.
Язык экрана был создан и развит киноискусством. Телевидение заимствовало у кино, вместе с экраном, богатейший арсенал гибких емких, сильных выразительных средств.
Основа языка кино и языка телевидения общая, ведь и здесь и там перед зрителем двухзмерный экран. Некоторые из выразительных средств кино при перенесении в телевидение претерпели весьма существенные изменения, другие были сохранены в неприкосновенности, а от третьих пришлось отказаться. Чем же обусловлен этот процесс, какие особенности телевидения слделали его необходимым? Ответить на этот вопрос - значит определить, в чем состоит специфика телевидения.
Попытка исследовать специфику кинематографа не входит в нашу задачу, и кинематографические средства выражения здесь рассматриваются лишь для того, чтобы сравнить их с выразителоьными средствами телевидения и установить их общность.
Киноэкран фотографически точно воспроизводит движение, поэтому он может дать нам правдивое изображение того, что происходило перед объективом. Но изображеине на киноэкране - непрерывный поток кадров - предварительно смонтировано. Поэтому киноэкран способен обусловить и то, как мы видим.
Выдающийся художник и теоретик кино В. Пудовкин в свое время писал, что кино можно считать искусством лишь постольку, поскольку в нем применяется монтаж. Как всякое определение оно содержит в себе некоторое ограничение, однако принципиальная истинность его несомненна.
Телевидение, как и кино точно воспроизводит на экране, что мы видим и как видим. Телевидение, как и кино, обладает способностью к монтажу.
Наличие экрана дает возможность создателю телевизионной передачи, как и создателю кинофильма (ровно как и живописцу), «вырезать», предложить вниманию зрителя ограниченный его участок. Из этого выпекает понятие плана, т.е. крупности. Как и кино, телевидение способно показать человека или предмет в разной крупности, в разных масштабах изображения. Плану отведена очень важная роль в ведении рассказа, обрисовке действия; он имеет очень большое значение для проникновения в психологию, внутренний мир человека.
Всем известен случай: в 1895 году, на показе фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда», люди, сидевшие в зале, вскакивали с мест, им казалось, что паровоз едет на них. В реальности изображения паровоза из них никто не сомневался, они видели фотографически точное изображение паровоза, а факт движения изображения заставлял их поверить в то, что перед ними настоящий паровоз. Кинематограф как техническое изобретение завоевал право на существование единственно в силу того, что тогда в конце XIX в., он вызвал чрезвычайно сильный и несомненный «эффект присутствия». Однако вскоре кинематограф безвозвратно утратил этот эффект. Сегодня ни один человек не ощутит себя действительно присутствующим при тех событиях, которые показывает кино.
Телевидение заимствовало у кинематографа язык, но при этом не утратило и никогда не утратит «эффекта присутствия». В отличии от кино, телевидение способно показать на экране образ настоящего. Следовательно, чувства зрителя носят совсем иной характер - это переживание, одновременное с происходящими событиями.
Другая важная особенность, отличающая телевидение от кино, - условия просмотра и характер аудитории. Особенность эта важнее всех остальных. Специфические условия просмотра, небольшой размер экрана телевизора, определяемый размером помещения, требуют между зрителем и человеком на экране контакта особого рода, близкого по характеру к межличностному контакту, какой обычно существует в жизни. Коротко говоря, условия восприятия программы есть причина особого характера общения между телеэкраном и аудиторией. Кино функционирует дискретно, тогда как телевидение функционирует непрерывно. Кино как род искусства, адресовано массовому сознанию, в то время, как телевидение адресовано общественному мнению, не только отражая его, но и формируя.
1.2 Функции телевизионной журналистики
Знание функций телевидения, его потенциальных возможностей необходимо любому журналисту для того, чтобы точнее определять цель своей работы, цель каждого выхода на экран. В перечне профессиональных качеств журналиста независимо от специализации или экранного амплуа важнейшее место занимает социальная ответственность, четкое понимание и прогнозирование результатов телевизионного воздействия на массы людей.
Информационная функция
Средства массовой информации потому и называются так, что первым и главным их качеством - тем, ради чего они создавались и создаются, - является способность удовлетворить информационные потребности индивида, общества, государства. Телевидение распространяет информацию быстрее, полнее, достовернее и эмоциональнее своих предшественников. Из общетеоретичеких курсов по журналистике известно разнообразие толкований понятия «информация». Здесь мы употребляем его в самом узком и конкретном смысле: осведомление людей о событиях в регионе, стране и в мире, показ новостей. Лишь в этом смысле можно выделить информационную функцию телевидения, поскольку в широком плане информацию информацией можно считать и телевизионную трансляцию театрального спектакля, и сам факт работы телевизионного передатчика (парадокс Макклюэна). Попадая в контекст телевизионной программы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и событиями дня. Так, например, до сих пор еще не забыта трансляция «Лебединого озера» 19-го августа 1991 года.
Регулярное получение информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные телепередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире - событие чрезвычайное.
Культурно-просветительская функция
Стоит признать, что для многих людей телевидение - это единственная возможность познакомиться с произведениями классиков и работами современных мастеров. К культуре (или ее отсутствию) имеет отношение всякая телепередача. Но есть и телепрограммы и каналы, которые специально создаются для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. В культурно-просветительских телепередачах так или иначе присутствует элемент нравоучения, назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным.
Интегративная функция
Все средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, по своей природе способны поддерживать нормальное функционирование того общества, на которое распространяется их влияние. Сам факт просмотра одной программы разными людьми уже свидетельствует об их определенной общности, но вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем. Доминанта вещания - выявление общих для аудитории ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям.
Социально-педагогическая функция
Иначе определяется как управленческая функция. Предполагает прямую вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей. Зависимость этой вовлесенности и мера воздействия зависят от характера государства. Очевидно граничит с интегративной и информативной функциями.
Организаторская функция
Ее следует отличать от управленческой, где формирование мнений и побуждение к действию исходят от правительства и (или) иных административных структур и осуществляется регулярно. В отличии от такого воздействия телевидение иногда само становится инициатором той или иной общественной акции, организуя совместные действия масс людей. Нередко телевидение играет роль организатора, ставя какие-либо вопросы перед влстями, побуждая их к действию.
Образовательная функция
Непосредственно не относится к сфере журналистики, предполагая регулярные циклы дедактического материала в помощь лицам, получающим образование. Учебные передачи транслируются, как правило, по специальным телеканалам.
Рекреативная функция
Рекреация (от лат. Recreatio - восстановление ) - отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Большинство рекреативных телепрограмм, в сущности, лежат за пределами журналистики. Но все же отметим граничащие с документалистикой игровые телесериалы, позволяющие аудитории узнать о жизни различных слоев общества, о повседневных заботах обычных людей. Чисто развлекательная продукция (видеоклипы, комедийные фильмы, шоу) создается, как правило специализированными телекомпаниями.
1.3 Жанры информационной телепублицистики
Любое содержание укладывается в некие формы, эти два понятия находятся в неразрывном диалектическом единстве. Форма есть выражение внутренней связи и способа организации элементов и процессов, как между собой, так и с внешними факторами. Именно исходя из этого, можно рассматривать наиболее формализованные признаки журналистского творчества. Обычно журналистскую деятельность подразделяют на три основных вида - это информация, аналитика, публицистика. Каждый их них подразделяется на подвиды, которые и принято считать жанрами журналистики.
Жанр - это исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий набором относительно устойчивых признаков. Понятие того или иного жанра формировалось многие годы, менялась жизнь, какие-то явления ее исчезали, становились достоянием истории, возникали новые, однако, каждое новое явление, будучи принципиально иным по содержанию, сохраняло прежнюю форму. Это же относится и к жанровым формам, основанным на общности функций каждой из них, независимо от конкретного наполнения. Телевидение восприняло в основном функции, методы и формы своих предшественников по массовой коммуникации - печати и радио. И точно так же, как печать и радио, телевидение во всем богатстве и разнообразии его продукции, можно классифицировать по ряду устоявшихся формальных признаков, разделить по принадлежности к тому или иному жанру. «Теория жанров постоянно находится в развитии, видоизменяясь, происходит становление, развитие новых и отмирание старых жанров, впрочем, это не означает, что жанровое деление творчества тележурналиста есть бессмысленное теоретизирование» Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. С. 135.. В адекватном понимании природы того или иного жанра заложен потенциал реализации творческого развития. Понимание же неразрывно связано со знанием.
Жанр - категория общественно-историческая. Поэтому, например, в ситуации ограничения свободы слова и печати происходит всплеск в развитии жанров аналитических и даже дидактических, напротив, расширение информационных свобод влечет за собой развитие информационных жанров, потребитель информации уже не нуждается в назиданиях, а стремится сам оценивать и анализировать факты. При всей динамике и диалектичности понятия жанра, существует, тем не менее, ряд довольно-таки устоявшихся форм, в развитии которых на протяжении продолжительного времени сохраняются сущностные признаки.
Так, к жанрам информационной журналистики принято относить репортаж, заметку (сюжет), выступление, интервью; к жанрам аналитическим - беседу, комментарий, обозрение; к жанрам художественной публицистики - зарисовку, очерк, эссе.
Заметка (видеосюжет)
Жанр информационной журналистики, представляющий из себя краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. Это общежурналистский жанр, используемый в печати, на радио, телевидении. Заметку нередко называют хроникальным сообщением. На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка (Out Of Voice). Заметка - наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент новостных выпусков.
Отчет
Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа. Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события.
Выступление
Любое обращение человека к массовой аудитории при помощи телеэкрана, когда сам этот человек является основным объектом показа, и есть выступление в кадре. Выступление может солпровождаться показом кинокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только информацию, но и свое отношение к ней.
Интервью
От английского interview - встреча, беседа. Жанр, в котором наиболее концентрировано реализуются базовые признаки процесса межличностного общения. В первоначальном своем значении интервью - это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом, «бывалым человеком» и т.п. Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затронуть в беседе, «направляет» беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы.
Репортаж
Репортажность - имманентное (внутренне присущее), природное свойство телевиденя. Соответственно репортаж - наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики.
Слово «репортаж» происходит от фр. Reportage и англ. Report, что означает сообщать. Общий корень этих слов - латинский: reporto (передавать).
Репортаж - жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. В репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не протеворечит объективности этого жанра. Телерепортаж отражает жизнь в формах самой жизни, максимально приближен к действительности. По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированый. Репортажи бывают событийные, тематические и постановочные.
1.4 Инфотеймент
Термин инфотеймент (infotainment) произошел от соединения двух английских слов: information и entertainment. То есть, информация и развлечение. Получается: «информируя - развлекать» или «развлекая - информировать». Проще по-русски, сказать нельзя. «Я не верю в другие рецепты, потому что если человеку не интересно, он не будет это читать или смотреть. Я не верю, что можно делать неинтересное и считать, что это журналистика» (Л. Парфёнов на встрече со студентами ЧелГУ).
Инфотеймент как собственно способ подачи информации и как термин, обозначающий его, имеет американо-европейское происхождение. «…Нужно облегчать информацию. Существует много способов вызвать у зрителя улыбку, сделать новости более занимательными… Ибо программа новостей часто превращается в перечень смертей и налогов» Теленовости: секреты журналистского мастерства / Реферат книги И.Фэнга «Теленовости, радионовости». Сент-Пол, 1985. Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания ФСТР. Москва, 1997. С.76.. Так, еще в 1985 году рекомендовал американский исследователь. В России в наши дни эта тенденция только набирает обороты.
Сначала более «лёгкими» стали еженедельные аналитические программы каналов НТВ, ТВ-6, Рен-ТВ. Затем той же дорогой пошли государственные РТР и Первый канал (правопреемник ОРТ). Тогдашний генеральный директор НТВ Евгений Киселёв говорит: «Мы хотели не объективных новостей, а новостей, заряженных личностью ведущего» Панюшкин В. Дорогу осилит ведущий // Коммерсантъ-Деньги. М., 2003. №17. С. . Наконец, уклон в сторону развлекательного начала (это последние три года, с того момента, как в 2003-м вечерние новости на НТВ заменила программа «Страна и мир») проявился в ежедневных новостях НТВ и Рен-ТВ. Такой способ подачи назвали инфотейментом. «Инфотеймент - стилистический и лингвистический гибрид информации. Инфотеймент - это социальный оптимизм, которым потенциально может зарядиться каждый телезритель» glasweb.com/index.php/programs/31/about.
Точно установить происхождение термина инфотеймент практически не возможно. С тем, как термин попал в Россию, ясности больше: «Я, к сожалению, притащил это слово - сам этому не рад. …Это было попыткой объяснить подход - делать через людей. Такая «пушкинистика через шампанское». Телевизионная, разумеется, ведь я не отношусь к этому, как к литературоведению» (Л. Парфёнов). «Пушкинистика через шампанское» - это, по мнению Парфёнова, рассказать о Пушкине в период ссылки в Михайловское, но не напрямую, ведь это сделано уже многими литературоведами, а через детали. Например, сколько они с Пущиным выпили «Вдовы Клико», и откуда это шампанское попало в Россию. Этот способ подачи материала получил название инфотеймент.
1.5 Язык экрана
Как было обозначено выше, язык экрана создан кинематогрофом: телевидение появилось, когда язык этот был уже разработан мастерами кино и освоен зрителями, научившимися его понимать. На экране можно видеть только часть пространства, как бы вырезанную рамой экрана. Изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимую в каждый данный момент называют кадром.
Экранные средства выражения - кино и телевидение - обладают не только пространственными, но и временными качествами. Поэтому понятие «кадр» охватывает и еще один признак - протяженность во времени, т.е. длительность пребывания изображения на экране.
Кадром называют также часть фильма (или телепердачи), снятую «одним взглядом» камеры, т.е. во время непрерывной работы камеры, иными словами - в отрезок времени от начала до конца движения пленки в кинокамере (или в отрезок времени от момента включения телекамеры в эфир и до момента ее отключения от эфира) .
Планом называют масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива.
Наиболее употребительное деление планов - на три вида: общий, средний и крупный. Наиболее точное - на шесть видов:
дальний план (человек и окружащая его обстановка),
общий план (человек во весь рост),
средний план (человек до колен),
поясной план (человек до пояса),
крупный план (голова человека),
макроплан (деталь, например глаза).
Здесь необходимо заметить, что на некоторых телестудиях слово «план» употребляется как понятие, выражающее протяженность во времени, которое следовало бы выражать словом «кадр» в его втором значении (т.е. часть фильма или передачи, снятая «одним взглядом» камеры). Так, говорят о «длинном (или коротком) плане», тогда как следует говорить о длинном (или коротком) кадре. План же может быть более или менее крупным, но не может быть более или менее длинным.
Еще один важный элемент экрана - ракурс. Термин этот заимствован из изобразительного искусства: первоначально он обозначал всякое сокращение, укорочение фигур, изображаемых в перспективе. Возник он в те времена, когда живопись перходила от плоскостного изображения к перспективному. Со временем ракурсом стали называть только особенно сильные сокращения, возникающие при изображении фигур и предметов с необычных точек зрения (сверху, снизу и т.п.). В первые годы кино ракурсом называли только такое положение оптической оси объектива, когда угол между ней и плоскостью предмета больше или меньше прямого. Приэтом часть оъекта съемки сокращается, укорачивается, так как видна в перспективе. Совершенно очевидно, что ракурс находится в прямой зависимости от точки съемки, от положения камеры относительно объекта съемки.
Всеми этими признаками обладает и произведение живописи. Но существует одно весьма существенное различие между картиной или рисунком и изображениями на экране: последние не постоянны, они появляются и исчезают. Кроме того, изображения на экране движутся, а движение имеет протяженность в пространстве и во времени.
Фильм или телепередача воздействуют на зрителя всей совокупностью сменяющих друг друга изображений - кадров, их потоком. Непрерывный поток кадров - важнейшая особенность экрана. Значит, чрезвычайное значение имеет чередование кадров, их расположение во времени, т.е. последовательность их появления на экране.
Расстановка кадров в определенном порядке и называется монтажом. Основы монтпжа были заложены в работах первых кинематографистов в самом начале XX в.
Хотя на экране зритель видит непрерывный поток кадров, в действительности при производстве фильма кадры эти снимают раздельно. Полученные в результете съемок кадры - куски киноленты - нужно соединить друг с другом, склеить. Этот процесс, чисто механический, носит название технического монтажа, а место соединения двух кадров называют склейкой. (Понятие «кадр» - в смысле временной протяженности изображения - определяют в обиходе как часть фильма - от одной склейки до другой).
Кадры соединяются, склеиваются в неперывную ленту. Это, как сказано выше, технический монтаж, процесс чисто механический. Но кадры должны быть соединены, смонтированы осмысленно - так, чтобы между ними существовала определенная и ясная связь. Процесс такого соединения кадров называют конструктивным монтажом. Понятно, что конструктивный монтаж включает в себя и технический. Цель конструктивного монтажа - верно воспроизвести на экране движение. Он отвечает только двум требованиям: во-первых, кадры должны чередоваться в логичеком и удобопонятном порядке, и, во-вторых, каждый кадр должен быть такой длины, чтобы зритель понял его содержание.
Однако кадры могут быть соединены между собой и таким образом, что связь между ними будет образная. Она выражается в художественном монтаже. Чтобы понять смысл этого термина, обратимся к примерам. Вот два последовательных кадра из фильма Я. Протазанова «Праздник святого Йоргена»:
Пастух гонит по дороге стадо овец.
По той же дороге идет толпа паломников - богоимольцев.
Каждый из этих кадров, рассмотренный отдельно, содержит некую информацию, но не выражает никакой мысли. Сочетание этих же самых кадров имеет определенный смысл: их столкновение, как говорил С. Эйзенштейн, «высекает мысль» Эйзенштейн С. «Монтаж». Логика связи двух кадров, последовательно увиденных, - чисто кинематографическая. Из сочетания кадра 1 и кадра 2 возникает мысль, не содержащаяся в каждом из кадров, взятых порознь. Смысл кадра 2 не в том, что толпа богомольцев идет по дороге, а в том, что эта толпа идет, как стадо баранов. Кадр 2 как бы включает в себя кадр 1, смысл кадра 2 больше, чем его видимое содержание, изображение.
Этот простой пример помогает понять формулу художественного монтажа, предложенную С. Эйзенштейном: один кадр плюс один кадр получается не два, а…нечто большее.
Заключая это краткое описание, нельзя не отметить одно обстоятельство, чрезвычайно важное для понимания монтажа как выразительного средства. Монтаж можно обнаружить не только в кино, монтаж существует и в других видах искусствах, особенно часто - в литературе. И в прозе и в поэзии очень нетрудно обнаружить все монтажные элементы: кадрирование, изменение крупности, т.е. смену планов, параллельный монтаж и т.п. Однако было бы наивно считать, что киноискусство просто - напросто заимствовало монтаж у литературы или живописи. Кино пришло к монтажу своим путем, стремясь к максимально верному, а затем и к образно - поэтическому отражению реальной действительности.
Наш краткий обзор выразительных средст кино и телевидения был бы неполон, если бы мы ничего не сказали о съемке движения. Это средство экранной выразительности имеет особое значение для телевизионной журналистики. Для ясного понимания возможможностей этого средства необходимо различать виды съемки движущейся камерой. Первый из них - панорамирование. Этим термином называют съемку камерой, поворачивающейся вокруг своей вертикальной или горизонтальной оси. Камера остается на месте, она лишь поворачивается: вверх или вниз, впараво или влево. Панорамирование не что иное, как воспроизведение движения глаз или головы человека, стоящего на месте. Панорамную съемку мы видим часто, например при телепередачах со стадионов, когда камера, оставаясьв одной точке, панорамирует в горизонтальной плоскости, следя за футбольным мячом.
Второй вид съмки с движения - проезд, или тревеллинг, от англ. travelling - «путешествующий», «передвигающийся». Тревеллингом называют такое передвижение камеры, снимающей фигуру или предмет, когда угол между оптической осью объектива и плоскостью предмета остаются во время съемки неизменным. Сюда относятся такие, например, съмки, как проезд камеры вдоль улицы (горизонтальный тревеллинг) или от знмли до крыши дома (вертикальный тревеллинг), движение камеры рядом с движущимся автомобилем.
Третий вид съемки с движения - траекторная съемка. Так называют различные сочетания тревеллингов с панорамированием. Это очень сложный вид движения камеры, для осуществления которого применяются операторские краны с выносными стрелами, способными одновременно подниматься, поворачиваться и передвигаться в любую сторону, и другие механизмы и приспособления. Как непревзойденный образец траекторной съемки можно напомнить первый эпизод фильма «Я - Куба» (режиссер М. Калатозов, оператор С. Урусевский), когда камера в течение добрых пяти минут снимает один кадр, двигаясь сначала к крыше небоскреба, затем спускаясь вниз, затем пробираясь между людьми, гуляющими возле плавательного бассейна, затем следуя за пловцом, уходит под воду и т.п.
Съемка движущейся камеры создает эффект внутрикадрового монтажа, особенно важного для телевидения. Изменяя содержание кадра плавно, внутрикадровый монтаж дает возможность сохранить в рамках одного (длинного) кадра пространственно - временную непрерывность, что свойственно «прямой» телепередаче, в зависимрсти от точки съемки.
Нам остается перчислить те элементы языка экрана, роль которых можно уподобить роли знаков перпинания в синтаксисе. Не следует, конечно, понимать это сравнение буквально. Приемы, в какой - то степени аналогичные пунктуации, должны быть использованы на экране таким образом, стобы, помогая течению рассказа, вместе с тем не отвлекать, не задерживать внимание зрителя. Это наплыв, затемнение, вытеснение (или «шторка»), двойная экспозиция, скольжение (или «смазка»), расфокусировка. Средства эти могут показаться чисто техническими; однако точный выбор этих средств, осмысленное использование их оператором и режиссером могут дать художественный, смысловой эффект. В последние годы набор таких приемов расширился благодаря исполльзованию электронных «спецэффектов», хорошо знакомых каждому телезрителю.
1.6 Особенности зрительского восприятия звука
Психологией восприятия звука занимается специальная наука - «психоакустика». Эта, сравнительно, молодая дисциплина изучает психологические и физиологические особенности восприятия человеком звука. Эта наука утверждает, что человеческие органы слуха сильно связаны с зрительными органами. И чтобы человеку, сидящему перед телевизором казалось, что он воспринимает естественную, реалистичную ситуацию,, кроме видеоряда, необходимо искусственным образом создать звуковую модель, хранящуюся в памяти. Только в этом случае зритель поверит в реальность происходящих , поверит в правду жизни.
В аудиальном сопровождении телесюжета можно три типавведения звука в материал:
Интершум - все кадры телевизионного сюжета должен сопровождать шум. Как правило он на две трети тише, чем голос. Обычно записывается на второй звукаовой канал телекамеры с микрофона-пушки.
Лайф (люфт) - Небольшой кусочек интершума, нормализованый до уровня голоса. В сюжете несет смысловую и композиционную нагрузку. Иногда используется вместо синхронов.
Синхрон, или интервью. Композиционный и смысловой блок телесюжета. Записывается как правило на первый канал телекамеры с репортерского направленного микрофона.
Звук на экране никогда не существовал сам по себе. Так или иначе - он всегда связан с видеорядом, с развитием, действиями и последовательностью зрительных образов. Поэтому вся система и последовательность звуковых образов может рассматриваться только в процессе движения визуальных образов. «Звук и изображение должны нести зрителю разную информацию о событии, но обязательно взаимосвязанную между собой, чтобы в сумме получалось единое содержание»
1.7 Лингвистические особенности публицистических текстов
1.7.1 Основные лингвистические черты публицистики
К настоящему времени в изучении публицистического стиля накоплен богатый опыт, отраженный в обширной литературе. Изучаются предметная, экспрессивная и эмоциональная функции публицистического стиля.
Использование функциональных стилей языка в публицистике является одной из ведущих тенденций его развития: появляются новые слова, выражения, словосочетания, знакомые слова приобретают новые значения и т.д. - тем самым обогащается сам язык.
К основным чертам репортерского стиля относятся:
1) экономия языковых средств, лаконичность изложения при информационной насыщенности;
2) наличие общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей (в частности, терминологической) для целей публицистики; совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, литературно-художественного, разговорного), обусловлено разнообразием тематики и жанров телевизионных материалов;
3) отбор языковых средств с установкой на их доходчивость;
4) использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише;
5) использование изобразительно-выразительных средств языка, в частности, средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т.д.).
Публицистика реализует функцию воздействия (агитация и пропаганда), с которой совмещена функция чисто информативная (сообщение новостей).
В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики - любые актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта.
Публицистический стиль находит применение не только в журналистике, но также в общественно-политической литературе, политических выступлениях, речах на собраниях и т.д.
1.7.2 Некоторые лексические особенности текста в аудиовизуальной информации
Часто приходится слышать, что на телевидении преобладает разговорная лексика, однако это не совсем верно. С. В. Светана отмечает, что «анализ любой передачи показывает как раз обратное - преимущественное использование лексики книжной. Но в телепередачах преобладает устная форма речи...», которая характеризуется меньшей синтаксической прочностью: «нет последовательного, упорядоченного употребления сочинительных и подчинительных связей, допускаются самоперебивы, появляются прерванные, ненормированные конструкции» Светана С. В. «Язык и стиль средств массовой информации». Москва, 1980 год. Стр. 212.
В устной речи на телевидении очень часто употребляются стилистически окрашенные слова, экспрессэмы, разного рода оценочные слова. Различное сочетание этих стилевых элементов подчеркивает индивидуальность автора, а использование разговорных, подчас даже просторечных конструкций делает телевизионную речь более доходчивой, понятной для самых широких зрительских масс.
Условия функционирования экранной речи, привязанность текста к изображению, когда определенное слово непременно должно попасть именно на данный конкретный кадр, предопределили широкое распространение в телевизионных текстах отступлений от объективного порядка слов в предложениях - так называемую инверсию.
«Субъективный порядок слов может усилить динамику визуальной части, создавая смысловые единства и смысловые контрасты.» Светана С. В. «Язык и стиль средств массовой информации». Москва, 1980 год. стр. 235
Синтаксис устной речи, как известно, вообще отличается широким использованием вводных, сегментированных и присоединительных конструкций.
«Вычленяя отдельные части высказывания, эти конструкции создают необходимую напряженность речи, увеличивают ее экспрессивность.» Светана С. В. «Язык и стиль средств массовой информации». Москва, 1980 год. стр. 233
Близость стилистики телевизионных текстов к привычной разговорной речи вовсе не означает, что литературная работа над текстами является лишней, что вполне можно обойтись экспромтом в процессе самой съемки или построить передачу на использовании синхронного интервью.
Работа над текстами должна проводиться авторами публицистических материалов очень тщательно, с учетом некоторых специфических особенностей звучащего с экрана слова. Дикторский текст телепублицистики прежде всего должен быть общедоступным, легко воспринимаемым на слух.
Предложения должны быть ясными и четкими, без сложных синтаксических конструкций. Следует избегать причастных и деепричастных оборотов - они, как известно, противоестественны в разговорной речи.
Большую опасность для дикторских текстов представляет различного рода омонимия. Она может возникнуть на фонетическом уровне (так называемые омофомы), на уровне грамматических форм (омоформы), а также на уровне синтаксических погрешностей, когда фраза строится так, что непонятны субъект и объект действия. Поэтому текстовые материалы на телевидении никогда не должны оцениваться при чтении с листа. Текст, рассчитанный на слуховое восприятие, для его оценки должен читаться вслух.
Звучащая с экрана речь имеет некоторые особенности и в композиционном построении. Если при чтении напечатанного текста всегда есть возможность вернуться немного назад, перечитать отдельные слова и предложения, то зритель у экрана телевизора лишен такой возможности. Поэтому необходимо по мере возможности время от времени тезисно повторять основную мысль, делать поэтапное резюме - и в звуковом ряде, и в изобразительном. Конечно, это должен быть не дословный повтор такому эпизоду необходимо сообщать каждый раз новое сюжетно-обобщенное содержание.
Глава 2
2.1 Итория ГТРК «Южный урал», программ «Вести - Южный Урал», «Вести - Южный Урал, События недели»
Телеканал «Россия - Южный Урал» вещает на Челябинскую область с 17 июля 1958 года. Сейчас в состав телерадиокомпании входят несколько редакций радиопрограмм, еженедельная газета, интернет вещание и, конечно, несколько телепрограмм, основная - «Вести - Южный Урал». Ежедневно в эфире телеканала «Россия» выходит 13 выпусков программы «Вести - Южный Урал». Они разделены на блоки: утренние эфиры (8 эфиров), дневные эфиры (3 эфира), прайм-тайм (1 эфир) и «Вести +». Один раз в неделю в воскресение в эфир выходит программа «Вести - Южный Урал, События недели» итоговая информационно-аналитическая программа, рассказывающая о самых значимых событиях минувшей недели и показывающая их «в развитии», расширенные «Вести».
И по последним исследованиям «gallop-media» среди местных региональных каналов «Россиия - Южный Урал» занимает первое место.
2.2 Работа с видео, монтаж
Как правило и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.