Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Виды специализации на телевидении и радио. Репортёр как ведущая профессия. Основы редакторской и комментаторской деятельности. Востребованность и популярность профессии. Зрители и слушатели сегодня. Исследование популярности местных телерадиожурналистов.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Журналистика. Добавлен: 05.06.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
по курсу журналистика
на тему:
"Профессия - телевизионный и радиожурналист"
Выполнила:
Проверила:
Челябинск
2009
Содержание

    Введение
    1. Виды специализации на телевидении и радио
      1.1 Репортёр - ведущая профессия на телевидении и радио
      1.2 Основы редакторской деятельности
      1.3 Особенности комментаторской деятельности
      1.4 Особенности работы обозревателем
      1.5 Интервьюер
      1.6 Ведущий телерадиоэфира
        1.6.1 Дискуссии, круглые столы
        1.6.2 Ток-шоу
        1.6.3 Информационная программа
      1.7 Журналист - редактор
      1.8 Журналист - оператор
      1.9 Журналист - режиссер
      1.10 Журналист - продюсер
    2. Востребованность профессии
      2.1 Востребованность и популярность профессии
      2.2 Зрители и слушатели сегодня
      2.3 Исследование рейтинга популярности местных телерадиожурналистов
    Заключение
    Список литературы
    Введение

    Журналистика (от фр. journal - дневник, jour - день; восходит к лат. diurna - ежедневный) - одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического распространения актуальной общественно-значимой информации. В. Л. Цвик. Введение в журналистику. 5 с.
    Для того чтобы понять сущность того или иного средства массовой коммуникации, надо ответить, по крайней мере, на следующие вопросы: кто? кому? каким образом? что передает? А для полноты картины хорошо бы знать: насколько результативен данный коммуникативный акт? Целью данной работы является анализ внутренних и внешних аспектов и условий работы журналиста. В связи с постановкой данной цели возникает необходимость в решении ряда задач:
    1. Анализ и специфика основных видов специализаций на телевидении и радио
    2. Составление современного социально-демографического портрета населения и
    3. Анализ его влияния на степень доверия общества к телерадиожурналисту.
    В работе были использованы публицистические материалы посвященные журналистской деятельности, статьи периодических изданий отечественных и зарубежных авторов.
    1. Виды специализации на телевидении и радио

1.1 Репортёр - ведущая профессия на телевидении и радио

По сути, репортерская работа - основа современного телевидения; без корреспондентских материалов, отражающих реальную жизнь, телевидение представляло бы собой набор студийных передач плюс трансляцию фильмов и других рекреативных программ. Репортерская работа осуществляется в разных плоскостях. Существуют репортеры-универсалы, которые не специализируются на чем-либо, а основой их работы является принцип в необходимой степени полного исследования любой темы, любого предмета. В более крупных телекомпаниях и авторитетных информационных программах очень часто существует специализация. Репортеры специализируются «по горизонтали»: в определенной сфере общественной жизни и деятельности (политика, экономика, криминальная тематика, наука, экология и т.д.). В отдельных программах существует даже более узкая специализация: отдельные корреспонденты не просто занимаются сферой политики, но и внутри ее специализируются более конкретно: кто-то отражает деятельность президента и его администрации, кто-то - правительства, парламента, МИДа, министерства обороны и т.д. Специализация «по вертикали» означает работу корреспондента со всеми новостями, но только по одному региону, по одной стране. Другое разделение корреспондентов основано на специализации по жанрам. Подавляющее большинство работают с оперативной информацией новостных и информационных программ. Есть репортеры, занимающиеся журналистскими расследованиями, подготовкой специальных репортажей, а порой и специальных программ. С. Ф. Платонов. Телевидение в системе СМИ. 6 с.

Репортерская работа -- это проникновение ТВ в реальную жизнь. Без репортерства тележурналистика свелась бы к показу “говорящих голов” студии. Если оставить “телезвезду”, ведущую новости, без репортажей, такие новости едва ли кто-нибудь станет смотреть. Каждый репортаж -- камешек в мозаичной картине мира. А ТВ изобрели именно для того, чтобы видеть самое важное и интересное, что происходит на планете каждый день. Г.В. Кузнецов. Семь профессиональных граней журналиста. 6 с.

«Репортаж» происходит от латинского слова “reportare”, что значить “передавать”, “сообщать”. Досужие люди любят посмеяться над тем, как толпа репортеров давится вокруг места происшествия или знаменитости. Но журналисты просто честно делают свою работу! Ведь репортажа без личного присутствия репортера на месте события не бывает.

Хороший репортаж создает тройной эффект: присутствия, достоверности, сопереживания. Начинающие журналисты любят поведать миру не только фактическую сторону событий, но и что они подумали в тот или иной момент, что почувствовали. Это и есть репортаж - информационный жанр, в котором факты подаются под приправой авторских наблюдений, ощущений, комментариев.

Чтобы добиться этого эффекта, репортеру нужно:

· побывать на месте

· увидеть как можно больше, включая детали и нюансы

· услышать все возможные мнения (взять мини-интервью)

· собрать факты, в том числе восстановить предысторию происшествия записать все и сфотографировать

Задача репортера - дать аудитории почувствовать атмосферу, в которой разворачивалось событие, позволить увидеть то, чему он, журналист, какое-то время назад сам был свидетелем. В репортаже ничего не надо придумывать - надо только уметь видеть, слушать и анализировать.

Радиожурналист имеет на вооружении слово сказанное, звучащее во всем богатстве интонаций, смысловых и логических ударений, пауз, подкрепленное музыкой и шумами, что позволяет нести аудитории не только текст, но и подтекст, обогащая содержание радиоматериала. У потребителя радиоинформации главный орган восприятия - слух. Телевидение оперирует аудиовизуальными образами. Его сила в зримости, конкретности, практической невозможности трактовать увиденное как-то иначе. Репортер не только сообщает, но и изображает. Он не инсценирует события, а воспроизводит их. В.Л. Цвик. Введение в журналистику. 19 с.

Хотя соблазн «подправить» действительность бывает велик. Вспомните бутылку коньяка возле убитого в театральном центре на Дубровке боевика: как выяснилось, ее поставили в кадр намеренно, когда уже все закончилось.

Репортер является основополагающей профессией так как он объединяет в себе элементы работы специалистов других жанров прессы: аналитических, зарисовки, комментария (авторских отступлений или комментариев со стороны компетентных специалистов в виде мини-интервью, короткой фразы).

Наиболее распространенной ошибкой начинающих репортеров обычно является злоупотребление авторским «я». Желая добиться «эффекта присутствия» неопытные журналисты иногда теряют чувство меры и считают необходимым познакомить аудиторию со всеми подробностями своего поведения.

Высокая творческая свобода автора в репортаже помогла многим репортерам состояться как писателям. Вот лишь самые известные имена: Владимир Гиляровский, Эрнест Хемингуэй, Джон Рид, Юлиус Фучик, Юрий Трифонов.

1.2 Основы редакторской деятельности

В целом и общем деятельность современного редактора отличает то, что она имеет творческий, проектно-конструкторский, программирующий характер и охватывает все процессы и действия, обеспечивающие создание и распространение книги, нужной обществу и конкретным категориям читателей. В принципе все редакторские действия и операции взаимосвязаны и взаимообусловлены, то есть представляют собой определенную совокупность. Несмотря на это, с некоторой условностью в деятельности редактора, специализирующегося в области современного издания, можно выделить четыре направления, каждому из которых соответствует своя группа решаемых задач. Такими направлениями являются: собственно редакционное (редакторская подготовка издания), организационно-управленческое, информационное, маркетинговое. Первое из них включает аналитическую и методическую работу над подготовкой книги к изданию и выпуску в свет. Эта работа программируется формируемой редактором концепцией издания.

Решая творческую задачу обоснования концепции, редактор, по сути, выступает в роли проектировщика книги. В последующем, с учетом концепции, редактор анализирует и оценивает авторский оригинал произведения и ведет работу по его совершенствованию; с участием художника-оформителя решает вопросы иллюстрирования и оформления книги; определяет состав аппарата и ведет его подготовку; систематизирует элементы издания и формирует издательский оригинал (оригинал-макет), привлекая к этой работе соответствующих технических сотрудников издательства (редакции); осуществляет контрольно-аналитическую работу на этапах тиражирования издания и выпуска в свет. Словом, ведет редакционно-издательский процесс, добиваясь создания книги в соответствии с принятой концепцией.

Решение большинства перечисленных задач требует обязательных контактов с автором. Редактор участвует в отработке плана-проспекта произведения, который составляет автор, обсуждает с автором варианты иллюстрирования и оформления издания, оснащения его аппаратом, решает другие вопросы. Особенно трудоемким и продолжительным редакторское сотрудничество с автором может быть на этапе совершенствования оригинала произведения. Авторские оригиналы, которые пригодны к полиграфическому воспроизведению без редакторской обработки, ныне явление редкое. И даже если это имеет место, в любом случае требуется их редакторский анализ и работа по трансформации в издательские оригиналы.

Необходимость совершенствования авторского оригинала бывает обусловлена наличием в нем различных недостатков, которые обычно выявляются в результате редакторского анализа. Проводимый редактором анализ позволяет ему удостовериться в реализации замысла, оценить фактографическую основу, убедиться в логичности, доказательности авторских суждений, оценить структуру произведения, его язык и стиль. При необходимости не исключается привлечение для оценки содержания авторского оригинала и рецензента-специалиста.. К.Т. Ямчук. Редактирование. Общий курс. 21 с.

Специфика аналитической и методической работы редактора как необходимого самостоятельного направления в книгоиздании, заключается в том, что редактор не подменяет автора, а направляет его творческий потенциал на успешную реализацию замысла. Редактору необходимо помнить, что правка без согласования с автором является нарушением личного (неимущественного) права на неприкосновенность произведения, из которого следует, что никто без согласия автора не вправе вносить изменения в текст его произведения. Есть и другая сторона редакторского вмешательства в авторской текст. Желая улучшить его в одном отношении, редактор может не заметить, как он нанес содержанию ущерб в другом: устранил или исказил какой-либо смысловой нюанс, убрал существенную деталь и т.п. Языково-стилистическая правка всегда связана со смыслом произведения, увлекаясь ею, редактор может, сам того не желая, не только изменить содержание, но и навязать автору свой стиль, порой стараясь придать ему приглаженный вид. Вмешательство редактора в авторский текст должно диктоваться прежде всего требованиями соответствия последнего издательским стандартам и обоснованной необходимостью исправления ошибок по согласованию с автором.

Редактор занимается выявлением в тексте ошибочных сокращений и обозначений единиц измерения и приведением их в соответствие со стандартами; сверяет цитаты и проверяет другой фактический материал; устанавливает, увязаны ли ссылки в тексте с рисунками, таблицами и библиографическими справками, занимается обнаружением повторов в тексте; нередко участвует в считке и т.п. Правка авторского оригинала произведения должна быть минимальной, не проводиться по произволу редактора и не занимать все его время.

Многоаспектный характер профессиональной и социальной деятельности предъявляет высокие требования к уровню подготовки редактора и его личным качествам. Как профессионал, редактор должен обладать цельной, устойчивой системой знаний предмета деятельности, которая создается последовательным, систематическим образованием. Творческий профессионализм редактора складывается на основе широкой высшей общеобразовательной подготовки и знания специальных дисциплин в области книговедения, издательского дела, теории и практики редактирования, экономики книгоиздания и автоматизации редакционно-издательских процессов. Редактор должен обладать знаниями современного русского и иностранного языков, истории литературы, логики, отечественной истории; ему требуются знания основ информатики, научно-информационной деятельности, книжного маркетинга, теории управления, психологии литературного творчества, научной организации труда, издательско-полиграфической техники и технологии, художественного и технического оформления и конструирования книги, ее экологии.

Редактору необходима система научных знаний о достижениях мировой и отечественной культуры, о человеке, истории общества; он должен владеть методами познания и творчества, уметь анализировать и оценивать общественные явления и события, диалектически мыслить и облекать мысль в стройную и логичную форму. Редактору необходимы четкое мировоззрение и убежденность как основа собственной позиции, способность аргументировано отстаивать свою точку зрения и вместе с тем способность к созидательному компромиссу. Редактору отраслевой литературы не обойтись без знания общих принципов отдельной науки, вида техники, отдельного производства.. П. Грей. Редактор настоящего времени. 59 с.

1.3 Особенности комментаторской деятельности

Понятие комментария происходит от латинского commentarius - толкование и полностью этому соответствует. Комментарий относится к аналитической публицистике, поскольку его целью является не простое информирование зрителя о тех или иных событиях, а выявление и разъяснение причинно-следственных связей внутри события или между событиями, прогнозирование. Основой комментария как жанра является откровенная авторская оценка, авторский анализ фактов.

Комментарий представляет собой точку зрения на факты, но не сами факты. В роли комментатора обычно выступает опытный журналист, владеющий историей вопроса, специализирующийся на данной теме, имеющий моральное право выступать с прогнозами и оценками. Однако и он должен стремится упомянуть о существовании других точек зрения, возможно, подвергнув их сомнению или критике. Итак, комментатор появляется тогда, когда необходимо разъяснить какую-либо сложную политическую проблему, поставить только что сообщенный в новостях факт в определенный историко-политический контекст.

Зачастую, предпочитается приглашать для комментирования событий видных публицистов, политологов или иных специалистов, не работающих непосредственно на телевидении. Правда, при этом автор или продюсер программы должны учитывать способности этого человека: мало того, что он специалист по проблеме, приглашенный в качестве комментатора должен еще и иметь ряд качеств, позволяющих ему выступать в эфире (например, необходима дикция; даже если содержание комментария будет исключительно интересным, неразборчивая речь может свести на нет зрительский интерес, и результат окажется равен нулю. В этом случае лучше использовать данного специалиста в качестве консультанта до эфира, а профессиональному журналисту-комментатору использовать информацию специалиста, по возможности сославшись на его авторитет). Подбирая участника передачи необходимо помнить о так называемом «чувстве камеры» - умении человека общаться с невидимой для него аудиторией. Один из признаков профессионализма в этом плане - умение видеть вместо камеры живого человека, вместо объектива - глаза внимательного слушателя, собеседника, обращаться к этому человеку, а не в пустоту, представляя за ней абстрактную миллионную аудиторию. (Некоторым журналистам удается представить в роли этого «живого человека» оператора, находящегося за камерой. Другие представляют его более абстрактно, это уже кому что удается).

Комментатор обычно полностью пишет для себя текст предстоящего выступления, придерживаясь стиля устной речи. Об этом тексте зритель не должен догадываться: выступление выглядит как импровизация. Задача комментатора облегчается, если он имеет возможность пользоваться телесуфлером, т. е. читать свой текст в непринужденной манере, глядя словно бы в глаза зрителю и не скользя взглядом по пробегающим буквам. Г. В Кузнецов, А. Я. Юровский. Телевизионная журналистика. 186 с.

Работа комментатора и обозревателя имеет много общего. Прежде всего, это право и необходимость донести до аудитории взгляды, мнения, суждения, оценки. Считается, что комментарий должен облегчить слушателю формирование собственного мнения. И поскольку в аналитических передачах должны найти отражение все основные политические направления страны, задача редакции состоит в том, чтобы «предоставить слово комментаторам, придерживающимся различных точек зрения». Аудиторию убеждает логика, темперамент, некоторая дистанция по отношению к материалу. Безусловно, комментарий должен апеллировать к рассудку и благоразумию, а не разжигать эмоции. С. Ф. Платонов. Телевидение в системе СМИ. 8 с.

1.4 Особенности работы обозревателем

Обозрение один из самых устойчивых и традиционных жанров тележурналистики. Как правило, обозрение строго фактологично, причем, факты отобраны и сгруппированы в соответствии с определенной авторской концепцией. Кроме того, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает взаимосвязь фактов, выделяет общее и делает свои выводы. Обозрение обычно шире, чем комментарий, который может рассматривать один факт или событие. Обозрение чаще всего ограничивается хронологическими или тематическими рамками. При всем тематическом разнообразии телепередач этого жанра, можно выделить общие обозрения, где рассматриваются различные события на конкретном отрезке времени, а также специализирующиеся тематически.

Обозреватель - это специалист в какой-либо области, который ведет персональную телепередачу, высказывая личные суждения, вскрывая смысл показываемых видеофрагментов, беседуя с гостями студии. Как правило, это человек с богатым жизненным опытом: путешественник или научный сотрудник, заслуженный врач или выдающийся аналитик. Разумеется, они должны прекрасно говорить о деле своей жизни, это непременный признак интеллигентного человека. Нужно еще «чувство камеры», о котором упоминалось выше, - умение общаться с невидимой аудиторией, «талант популяризатора» - способность просто рассказать о сложном. По традиции журналист выполняет функции обозревателя чаще всего в тех случаях, когда речь идет о событиях в политической жизни страны и мира. Телевидение нередко приглашает на эту роль кого-либо из видных газетных публицистов.

Обозреватель отличается от комментатора умением создавать сценарии сложной передачи «журнального» типа и вести общение в студии. Кроме того, обозреватель старается быть выше политических пристрастий в отличие от политически ангажированного комментатора. Он, скорее энциклопедист, чем пропагандист и агитатор. Но работа обозревателя и комментатора имеет и много общего: тот и другой существуют на экране ради их взглядов, суждений, эрудиции. Их личность знакома и интересна зрителю. Тот и другой, как правило, люди зрелого возраста, имеющие солидный жизненный опыт как основу для обобщений, сравнений, выводов. Г.В Кузнецов, А.Я. Юровский. Телевизионная журналистика. 187 с.

Обозреватель должен знать: законодательство о средствах массовой информации, специфику информационной работы, основы газетно-журнального производства, методы подготовки материалов в печать, методы редактирования, грамматику и стилистику русского языка, этику журналистской деятельности, правила пользования записывающим оборудованием, диктофонами, пр., специфику закрепленных за ним тематик, методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.

Обозреватель поддерживает постоянную связь с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, гражданами, иными средствами массовой информации. Он обеспечивает соответствующие подразделения редакции обобщающей информацией по соответствующим направлениям деятельности (экономической, политической, социальной, культурной и пр.) закрепленных за ним объектов или регионов. Так же, готовит к публикации аналитические, обобщающие, обзорные материалы по закрепленной за ним проблематике с широким привлечением документов и материалов, по материалам зарубежной, федеральной и региональной прессы, а также других источников (в том числе и конфиденциальных) с обязательным выражением собственного мнения по рассматриваемому вопросу. Осуществляет подготовку обзоров событий с их анализом за конкретные промежутки времени. Кроме того, производит проверку достоверности полученной информации, выполняет иные требования законодательства о средствах массовой информации.

1.5 Интервьюер

Интервью, по мнению опытных журналистов, - это нормальный человеческий разговор, одинаково интересный для обоих собеседников. Интервью - непременная часть почти любого репортерского сюжета для новостей. Проблемные передачи выявляют разные точки зрения опять же методом интервью.

Существует несколько основных разновидностей интервью, знать которые необходимо хотя бы для того, чтобы не оказаться в роли известного русского народного персонажа, который плакал на свадьбе и плясал на похоронах. Есть информационные интервью, есть портретные и проблемные. Есть уличные типа «вокс-поп» (в России их называют «интервью-анкета»), тогда интервьюер -- это специалист по проведению опросов (телефонных, уличных, поквартирных) в рамках маркетинговых исследований. Анкета, ручка и улыбка на лице - вот главные орудия сотрудника, являющегося основным звеном между мнениями людей и теми, кому эти мнения интересны.

Разумеется, физическое изображение человека присутствует в любом из вариантов, но портретное интервью отличается от информационного или «вокс-попа» так же сильно, как произведение фотохудожника от моментальной фотографии на пропуск.

Иногда полагается, что набор одних и тех же стандартных вопросов («что вам нравится?», «что не нравится?», «что цените в мужчинах?», «... в женщинах?», «над чем сейчас работаете?», «расскажите что-нибудь о...», «что больше всего запомнилось?», «что вы цените в искусстве?» и т.п.), выученный раз и навсегда, позволяет обращаться к любому человеку, причем безапелляционно, словно сам-то интервьюер знает правильные ответы на любой вопрос. Это глубокое заблуждение. Настоящий серьезный интервьюер придумывает вопросы каждый раз новые - исходя из того, с кем предстоит беседовать и в какой ситуации. Хороший вопрос - вещь одноразовая.

Найти хорошего интервьюера сегодня непросто. Работа с людьми требует терпения и доброжелательности. Основные качества: активность, общительность, коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника. Убедить респондента в том, что именно его мнение очень важно, - дело не из легких. Кроме того, интервьюер должен быть ответственным: заполнять бланки добросовестно и сдавать анкеты в срок.

От интервьюеров очень многое зависит, порой больше, чем от исследователя. Ведь если интервьюеры исказят собираемую информацию (в достаточном объеме), и это не будет обнаружено, то последствия могут быть далеко не радужными. Именно по этой причине важнейшими требованиями к кандидату являются ответственность и честность.

Информационные интервью делятся на два основных вида: есть «интервью-факт» и «интервью-мнение». В первом случае интервьюер ищет свидетельства очевидцев, видевших событие. Репортер, берущий информационные интервью, занимает определенную позицию: он добывает документальный материал по поручению и от имени зрителя. Сложнее роль интервьюера в больших диалогах. Тут интервьюер может выступать как заботливый друг, если имеет дело с человеком, не очень уверенным в себе. Эта роль предполагает, что журналист оказывает значительную помощь собеседнику. Тип взаимоотношений - сотрудничество. Можно заранее договориться о круге вопросов, не определяя, впрочем, точных формулировок.

Острее и интереснее бывает соперничество, когда журналист выступает в роли скептика, подвергает сомнению позицию собеседника, приводит аргументы противоположной стороны (не «от себя», а «говорят, что...»). Если журналист располагает фактами, которые собеседник хотел бы скрыть, он выступает как некий разоблачитель - но делает это корректно, не превращая интервью в допрос.

Иногда полезно сыграть наивного человека, «валять дурака», прикидываясь незнающим (таковы, к сожалению, на самом деле многие интервьюеры), а потом уже выложить свои «козыри».

Таким образом, интервьюер сочетает в себе таланты исследователя и актера. Интервью основано на тщательной подготовке и мгновенной импровизации. Для разработки программных вопросов журналист знакомится с досье на своего героя, если таковое имеется в справочной службе телекомпании, с его предыдущими выступлениями в прессе. До основных вопросов могут быть заданы контактные, это некий камертон, настраивающий собеседника на разговор. Контактный вопрос может быть связан с последними событиями, с окружающей обстановкой, если эфир прямой - можно спросить, кто из знакомых и родных сейчас у телевизора и т.п. Уточняющие вопросы, как видно из названия, необходимы тогда, когда собеседник не раскрывает каких-либо неясных для аудитории вещей, считая их само собой разумеющимися, или намеренно уклоняется от разъяснений. Надо реагировать на прозвучавшие слова собеседника, а не просто задавать следующий программный вопрос. То есть вести себя, как в нормальном разговоре. Это и будет «высший пилотаж». Общее впечатление от интервьюера должно быть таким: этот человек знает многое, но хочет узнать еще больше; это человек воспитанный, грамотный, словом, - личность, а не подставка для микрофона. На лице - заинтересованное внимание и уважение к собеседнику. Кивать головой, не обязательно.

Следует учесть еще два профессиональных аспекта.

Первый. Если есть возможность выбирать место проведения интервью - необходимо продумать, где лучше всего будет выглядеть ваш разговор с собеседником: в студии (здесь журналист - хозяин и принимает гостя «на своей территории»), на службе у собеседника (здесь уже журналист «в гостях»). Встреча может состояться дома, на даче, на рыбалке и т.п. - если разговор со службой не связан и хочется получить информацию о частной жизни, пристрастиях, увлечениях собеседника.

Можно сочетать все эти варианты: одни вопросы задать на работе, другие - дома или на отдыхе, таким образом, ваш собеседник предстанет и официальным лицом («в галстуке»), и раскрепощенным обстановкой. Если интервью посвящено воспоминаниям о каком-то важном событии в жизни вашего собеседника, лучше всего поехать с ним на место, связанное с событием.

Наиболее трудные моменты в каждом интервью - вводные, начальные фразы. Плохо поступает журналист, когда начинает, обращаясь к зрителям, давать характеристики собеседнику. При этом герой не знает, куда девать глаза. Гораздо лучше совместить представление и первый вопрос. Произнеся первую фразу на камеру, развернуться к собеседнику и вместе с ним развивать разговор. Г. В. Кузнецов. Так работают журналисты. 6 с.

1.6 Ведущий телерадиоэфира

1.6.1 Дискуссии, круглые столы

Дискуссия (от латинского discussio - исследование, обсуждение, рассмотрение) предполагает, что процесс развития мысли вокруг обсуждаемого предмета происходит на глазах телезрителей и, тем самым, активизирует интеллектуальную деятельность аудитории, включая ее в процесс поиска истины. Предварительная работа журналиста при подготовке передачи этого жанра может быть невелика, зато резко возрастает значимость таких качеств как умение регулировать разговор, давать возможность высказываться и вовремя останавливать участников, направлять общий ход дискуссии. Важно, чтобы разговор не ушел в какую-то узкопрофессиональную нишу, а оставался на уровне, интересном аудитории. Модератор в данном случае выполняет роль посредника между интересами зрителей и находящимися в студии специалистами по той или иной теме. Важное место здесь занимает умение журналиста импровизировать, так как ход дискуссии не всегда может быть предсказуем, и домашними заготовками обойтись не получится. С.Ф. Платонов. Телевидение в системе СМИ. 14 с.

В последнее время у нас появилась важная разновидность дискуссии - предвыборные теледебаты, где мировая практика предписывает помимо заявлений претендентов их словесную «дуэль»: один отвечает на нелицеприятные вопросы другого, затем роли меняются. Ведущий (модератор) при этом обязательно сохраняет нейтральность. Если он станет «подыгрывать» какой-либо стороне - это станет концом его журналистской карьеры.

Важнейший принцип: ведущий дискуссии не является ее участником, не становится на сторону кого-либо из собеседников. Безусловно, он имеет право выражать сомнение или ставить под вопрос чье-то мнение - все это необходимый арсенал ведения передачи. Часто судят о личности ведущего по тому, как он держится с высокопоставленными гостями. Отрицательную реакцию аудитории вызывает как невоспитанность и грубость, так и льстивое заискивание. В интервью и ток-шоу любого вида первостепенное значение имеет быстрота реакции ведущего, остроумие, дружелюбие, контактность.

«Круглые столы» или беседа - разновидность передач, на которых собираются сторонники противоположных мнений. Журналист в этом случае из интервьюера превращается в модератора. Он и участник беседы, он и организатор, гостеприимный хозяин. Беседа (круглый стол) может быть формой отдельной передачи, либо фрагментом в передаче наряду с другими жанровыми формами. жанр может быть усложнен посредством телемоста такого же формата в другом городе. Столкновение различных точек зрения в разговоре нередко приводит к эволюции жанра: беседа перерастает в дискуссию.

Дискуссия заменяет беседу все чаще - это соответствует стилю жизни в условиях многообразия мнений и суждений, динамики общественных изменений, уровню социальной активности. В беседе чаще всего принимают участие более двух человек.

Эти передачи бывают довольно острыми. Поэтому ведущий заранее должен продумать свою тактику, изучить опубликованные высказывания будущих собеседников и возможное развитие событий в их споре. Глубокое знание сути проблемы есть важнейшее условие работы в такой передаче. Ведущий следит за справедливым распределением времени высказываний. Его задача - не «потерять тему», не давать участникам уходить от предмета спора, который может быть очерчен и в предварительной беседе, до эфира. Всегда есть и другая опасность - потерять горячность и спонтанность, т. е. как раз то, что является особенностью передачи.

Журналиста - организатора общения в студии иногда сравнивают с катализатором химического процесса. Как известно, это вещество само не участвует в реакции, но без него реакция не идет. Сравнение достаточно точное. Какой бы служебной ни казалась роль модератора, но одно лишь присутствие того или иного из известных журналистов в корне меняет сам характер телевизионной передачи. Для молодого журналиста амплуа модератора едва ли уместно: любое замечание из его уст (даже о необходимости соблюдать время и заканчивать высказывание) выглядит как нарушение этических норм по отношению к старшим. Г. В Кузнецов, А. Я. Юровский. Телевизионная журналистика. 193 с.

1.6.2 Ток-шоу

Шоумен, ведущий «ток-шоу», или, по старой терминологии, «массовой передачи». Слово «шоу» напоминает о том, что из словесной ткани искусно плетется нечто цельное, разговор становится зрелищем. В «ток-шоу» может быть превращено обсуждение подготовки крупного города к зиме или конкурс архитектурных проектов. «Шоу Фила Донахью» - программа, появившаяся на одной из провинциальных телестудий США, стала впоследствии известной во многих странах мира и соединившими в прямом эфире простых граждан из американских и российских городов. Эти передачи остаются уникальными в тележурналистике.

Для работы в ток-шоу недостаточно иметь журналистский опыт. Известны случаи, когда неудачу в жанре ток-шоу терпели некоторые известные российские журналисты, привыкшие вести интервью с одним - двумя собеседниками и почувствовавшие неуверенность, оказавшись перед двумя сотнями незнакомых людей. «Держать» такую большую группу, формируя из людских характеров, темпераментов, пристрастий единое зрелище, - особая профессия. Это, так сказать, «массовик-затейник» высшего класса. Возможно, эта работа требует больше актерских, нежели журналистских, навыков.

Работа талантливого шоумена поражает широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели должны приводить к поиску истины через диалоги и, тем самым, оказывать огромное духовное воздействие на телезрителей. Такие передачи не должны сводиться к звучащей в них вербальной информации, здесь все важно: выражения лиц, сомнения, паузы - и скрепляющая все печально-оптимистическая улыбка ведущего. В подобных передачах, можно только догадываться, сколь тщательно готовился журналист к этим беседам, как просчи и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.