На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Прямой эфир как актуальный инструмент журналистского творчества. Особенности работы журналиста на телевидении. Специфика прямого эфира. Жанры телевизионной информации в прямом эфире. Особенности работы журналиста в выпуске новостей Город сегодня.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Журналистика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Омский Государственный Технический Университет
Кафедра «Философии и социальной коммуникации»

КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
«Работа журналиста в прямом эфире на примере программ «Город сегодня» и «Как жить будем»
По дисциплине «Теория и практика массовой информации»
Шифр работы СО -17 - 05

Студент
Цеценко Е.В.
Руководитель
канд. филос. наук
Федотова М.Г.

Омск - 2008
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Прямой эфир как актуальный инструмент журналистского творчества
1.1 Особенности работы журналиста на телевидении
1.2 Специфика прямого эфира
1.3 Жанры телевизионной информации в прямом эфире
Глава 2. Сопоставительный анализ работы журналиста в выпуске новостей «Город сегодня» и программе «Как жить будем»
2.1 Особенности работы журналиста в выпуске новостей «Город сегодня»
2.2 Особенности работы журналиста в программе «Как жить будем»
2.3 Особенности работы журналиста в передаче «Город сегодня» и программе «Как жить будем»: сравнение и обобщение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ

Прямой эфир - это доходчиво и живо поданная картина происходящего (звуковая и зрительная), донесение ситуации до аудитории. Работа в прямом эфире, позволяющая, использовать все возможности телевидения, очень трудна и многогранна. Она предполагает специфические особенности работы журналиста в различных жанрах телевизионной журналистики.
Актуальность данной темы заключается в рассмотрении особенностей работы журналиста в прямом эфире на примере омской новостной передачи «Город сегодня» (Антенна-7) и программы «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш»).
Цель данной работы: выявление особенностей журналистского творчества в области прямого телевизионного вещания на примере омской новостной передачи «Город сегодня» (Антенна-7) и программы «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш»).
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1) Дать определение и раскрыть содержание понятий: «прямой эфир» > «жанры телевизионной информации» > «работа журналиста в прямом эфире в различных жанрах телевизионной информации»;
2) Выяснить особенности работы журналиста в прямом эфире в теории и практике современной журналистики;
3) Выявить критерии, по которым будет рассматриваться работа журналистов.
4) Проанализировать выпуски региональных программ «Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш») на выявление особенностей работы журналиста в прямом эфире, обобщить результат;
5) Сделать сопоставительный анализ работы тележурналиста в прямом эфире в программах «Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш») для выявления особенностей работы журналиста в разных жанрах прямого эфира.
Объектом данного исследования является работа телевизионного журналиста в прямом эфире.
Предмет исследования: является особенности работы телевизионного журналиста в среде прямого эфира на примере омских СМИ («Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш»)).
Методами исследования послужили изучение и анализ учебной и специальной литературы по журналистике; изучение и обобщение разработанности данной темы; наблюдение; сопоставительный анализ работы тележурналиста в прямом эфире в программах «Город сегодня» (Антенна-7) и «Как жить будем» (ГТРК «Иртыш»).
Степень разработанности темы: При работе над материалом были использованы труды российских авторов - исследователей тележурналистики: А.Я. Юровского о природе телевидения и прямого эфира, Зверевой Н.Е. о особенностях работы регионального тележурналиста, Муратова С., Багирова Э.Г. и труды др. авторов.
Глава 1. Прямой эфир как актуальный инструмент журналистского творчества

1.1 Особенности работы журналиста на телевидении

О светлом будущем заботятся политики, О светлом прошлом - историки, О светлом настоящем - журналисты.
Жарко Петан
Телевидение обладает значительно большей эффективностью воздействия, чем пресса и радио. Важная особенность телевидения - личностный, доверительно - интимный характер телевизионного общения. Телевидение выступает в качестве мощного коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение. В рабочий материал тележурналиста входят устное и письменное слово, изображение, шумы, музыка. Все это предопределяет и особенности телевизионных жанров. Телевидение позволяет аудитории воочию наблюдать событие, дополнить изображение звуками (музыкой, шумами, дикторским текстом и т.п.), прочитать текст (специально выведенный на экран или демонстрируемый в виде документа), услышать живой голос героя и реальное звуковое сопровождение события. Это предполагает наличие у журналиста способностей режиссера и оператора, навыков и умений работы с аппаратурой. Особые требования предъявляются к телеведущему, выполняющему сложный комплекс функций. Телевизионное общение с массовой аудиторией, потенциальными телезрителями и потребителями информации, строится на основе имиджа телеведущего. На телеведущего возлагается большая ответственность перед той аудиторией, которая его смотрит и слушает. Все сказанные им слова оказывают большое воздействие на ум и сознание телезрителей. На сегодняшний день большое внимание на телевидении уделяется образу телеведущего, его харизме и узнаваемости. При всех составляющих успешной телевизионной программы (жанровое разнообразие, возможность творческого воплощения самых невероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств, нестандартный подход к оформлению студии), основополагающим фактором, способным вызвать интерес у аудитории, является личность тележурналиста. Многие современные телеведущие при съемках той или иной программы выступают в кадре не только как журналисты, но и используют свои артистические данные, стараются «играть» в кадре, сделать общение с гостем и со зрителем более интересным и занимательным. Конечно, это удается далеко не всем. [3, с.56]
Журналист (от фр. journal - дневник, jour - день; восходит к лат. diurna - ежедневный) - сотрудник СМИ, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. Связь между журналистом и аудиторией осуществляется посредством информационного канала (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет), в зависимости от которого выделяют журналистские специализации:
· сотрудники печатных изданий (газет, журналов, справочников);
· журналисты электронных СМИ (телевидение, радио, Интернет);
· фотокорреспонденты.
Специальной литературой выделяются следующие профессии на телевидении: [13, с.150]
1. Телерепортер (корреспондент).
2. Комментатор.
3. Обозреватель.
4. Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или «портретист»).
5. Ведущий (дискуссии или иной диалогической передачи; за рубежом именуется модератор).
6. Ведущий ток-шоу.
7. Ведущий информационной программы.
Квалификационные данные тележурналиста:
1. Внешняя привлекательность.
Среди важных факторов внешней привлекательности специалисты выделяют следующие:
* Здоровый вид. Это первое по значимости качество внешне привлекательного образа телеведущего. Его внешний вид должен излучать здоровье и оптимизм. Здоровые люди наиболее работоспособны, предрасположены к творчеству, им свойственны общительность и чувство юмора.
* Гармония черт лица. Это качество имеет особое значение для всех телеведущих, но особенно для работающих в информационных программах, выпусках новостей, где поза статична и неподвижна и основное внимание телезрителей приковано к лицу. Что касается ведущих авторских, шоу и других программ, то здесь обязательное условие - отсутствие явно выраженных недостатков на лице.
* Стройная и пропорциональная фигура. Наличие стройной и пропорциональной фигуры желательное, но не категоричное требование к работе телеведущего.
* Белые, ровные зубы. Если у телеведущего больные дёсны, а зубы не здоровы, это обязательно будет видно на экране, особенно если передача идёт крупным планом. Белые ровные зубы дают возможность телеведущему красиво улыбаться.
* Приятно звучащий голос. Вокал - это главнейшее вербальное средство телеведущего. Голос телеведущего должен обладать приятным тембром, быть гибким, пластичным, нагруженным эмоциональной теплотой. Следует всегда помнить, что люди воспринимают весьма чувствительно его тембровые оттенки, индивидуальность того лица, которое произносит речь. Выразительная речь телеведущего предполагает основательную отработку дикции и специально поставленное дыхание.
* Выразительность жестов. Жесты - это необходимый коммуникативный инструмент телеведущего, а потому владеть техникой жеста - обязательное требование к работе таких профессионалов. Специфика телевидения требует особой технологичности использования жестов в работе телеведущих. Главное в использовании жестов - это безгласное подчёркивание и образное подкрепление речи, поэтому надо остерегаться отвлекать внимание зрителей от того, что говорится с телеэкрана, чрезмерным жестикулированием.
* Доверительность. Это качество бесценно для телевизионного общения. Ведущий призван демонстрировать своё искреннее отношение к тому, о чём он рассказывает с экрана. Важно, чтобы он был уважительным по отношению к своему собеседнику по телепередаче, тактично воспринимал его мнения и переживания.
2. Особые качества личности.
Профессия тележурналиста, а особенно телеведущего требует от человека соблюдения соответствия многим факторам и критериям.
Зверева Н.В. выделяет [5, с.100] следующие качества личности тележурналиста:
1. Интерес к людям и природная любознательность.
2. Умение слушать.
3. Умение общаться.
4. Эрудиция.
5. Уверенность в себе.
6. Амбиции.
7. Фанатизм.
8. Искренность.
9. Умение удивлять и удивляться.
Ведущий прямого эфира должен иметь приятный голос, интересную внешность и умение общаться «сквозь» камеру. Необходимо быть коммуникабельным и открытым человеком, сохранять самообладание при большом количестве людей, уметь держать на себе внимание большинства, всегда оставаться в хорошем настроении и расположении духа.
3. Определенная подача материала.
4. Психологическая стойкость.
Работу тележурналиста можно рассматривать с нескольких аспектов:
1.Творческий (виды, формы и жанры вещания); 2. Профессионально - личностный (ведущий, режиссер, оператор, интервьюируемый и др.);
3. Психологический (стресс)
4. Творческо-технологический (приемы, методики, планирование, программирование);
5. Социологический (интерактивность, исследование аудитории);
6. Технический (работа со специализированным студийным и внестудийным оборудованием, мобильными и спутниковыми средствами связи для передачи звуковых и видеосигналов) [1, с.78]
В данной курсовой работе будут рассмотрены два аспекта в работе тележурналиста в прямом эфире - это творческий (репортаж в прямом эфире и программа в прямом эфире) и профессионально - личностный (репортер прямого эфира и ведущий прямого эфира).
1.2 Специфика прямого эфира

В научной и специальной литературе, касающейся телевизионной журналистики, чаще встречается употребление термина «прямой эфир», как заблаговременно спланированное и реализованное распространение (показ, трансляция) для сведения аудитории социально-значимой информации в виде изображения, а также звукового сопровождения, осуществленное одновременно с реально происходящим событием или действием, включая специально организованную структуру (передача, программа) и коммуникативную деятельность ведущего. [12, с.100]
Прямой эфир можно рассматривать в трех аспектах:
1. Средство повышения оперативности в доставке аудитории актуальной телевизионной информации;
2. Технологическая составляющая телевизионных проектов, рассчитанных на интерактивность;
3. Специфические особенности работы журналиста в различных жанрах телевизионной журналистики.
Прямой эфир на телевидении, показ (трансляция) осуществляется исключительно специальными съемочными и вещательными телевизионными комплексами, находящимися в собственности средств массовой информации (или арендованными), которые обладают действующими государственными лицензиями установленного образца, а также необходимым творческим и техническим персоналом. В рамках телевизионных проектов разных жанров во время прямого эфира могут быть протранслированы изображение и звуковое сопровождение не одного, а нескольких событий, происходящих одновременно на разных площадках, являющихся элементами единой сценарной структуры (в том числе и с участием ведущих или гостей), а также заранее заснятые и смонтированные материалы (хроника, видеосюжеты и т.д.), так или иначе связанные с транслируемым событием (предметом, темой эфира). В связи с этим характер содержания прямого эфира можно определять не только как репортажный (ретранслирующий), но и документально, публицистически или художественно постановочный (многокомпонентно и тематически организованный). Можно выделить четыре основных составляющих прямого эфира:
1. Способ передачи информации;
2. Емкость и оперативность информации;
3. Использование прямого эфира делает зрителей прямыми участниками программ;
4. Внешняя привлекательность и профессионализм телеведущего;
Работа в прямом эфире, позволяющая, действительно, использовать все возможности телевидения, должна предусматривать некое равенство между ведущим и аудиторией. Успех передачи определяется не только емкостью и оперативностью информации, ее оценкой зрителями, признанием правоты журналиста или, по крайней мере, попыткой понять его точку зрения, прислушаться к ней, но и умением ведущего найти форму искреннего разговора и желанием выслушать оппонента. Этот настрой на общение - решающее качество, которое вырабатывает в себе ведущий прямого эфира, Прямой эфир - это доходчиво и живо поданная картина происходящего (звуковая и зрительная), донесение ситуации до аудитории. Зритель вместе с ведущим еще не знает, что произойдет в следующую минуту. Поэтому и особое обостренное внимание аудитории, которая как бы «входит» в атмосферу происходящего в реальном времени и становится его непосредственным свидетелем, более того, участником, думающим и решающим самостоятельно. [10, с.154]
Таким образом, прямой эфир - это всегда фиксация мгновения, описание ситуации ведущим - журналистом.
1.3 Жанры телевизионной информации в прямом эфире

Выделяют следующие жанры телевизионной информации в прямом эфире:
1. Жанры информационной публицистики.
2. Жанры аналитической публицистики.
3. Жанры художественной публицистики.
В нашей курсовой работе в первой главе мы рассмотрим два жанра телевизионной информации в прямом эфире (жанры телевизионной публицистики и жанры аналитической публицистики). [13, с.130]
· Жанры информационной публицистики.
Жанры телевизионной публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования - диалог (общение), имеют особое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс, выраженный преимущественно речью с дополнением мимики и пантомимики, представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы, впрямую соответствуя природе экрана.
Среди жанров телевизионной информации можно выделить следующие, наиболее часто использующиеся в прямом эфире:
1. Информационное сообщение (видеосюжет).
Заметка - информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка.
2. Отчет.
Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется необходимость «протокольной» фиксации, детального и длительного показа.
Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события. Скажем, то или иное мероприятие полностью записывают на видеомагнитофон, затем показывают его в удобное для зрителей время в сокращенном виде.
3. Выступление (монолог в кадре).
Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Выступление может сопровождаться показом кинокадров, фотографий, графических материалов, документов; если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта, однако основным содержанием выступления всегда служит монолог человека, который стремится донести до телезрителей не только конкретную информацию, но и свое отношение к ней.
4. Интервью.
Интервью для журналиста - это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой - публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи.
Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты ни задавали вопросов компетентным людям, ни обращались к участникам различных событий, ни интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях. Интервью - непременный элемент многих сложных телевизионных форм. Реже оно используется для создания самостоятельной передачи.
В зависимости от задачи, поставленной журналистом, различают интервью-мнение (высказывание по какому-либо поводу) и интервью-факт (сообщение о чем-либо известном данному лицу).
Используют жанр интервью лишь тогда, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист, или когда интервьюируемый своим выступлением поддерживает некую общественную кампанию, если данный вопрос стоит в центре внимания множества людей и требуется выяснить их взгляды. Интервьюируемые традиционно делятся на три категории:
1) политические и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области; их интервьюируют, чтобы узнать о чем-нибудь;
2) знаменитости, которых интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни и деятельности стали достоянием широкой публики;
3) обыкновенные люди, с которыми мы встречаемся дома, на улице, на службе; у них берут интервью, чтобы выяснить общественное мнение о том или ином событии.
5. Репортаж - наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики. Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать.
Репортаж - жанр журналистики, оперативно сообщающий для телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. В репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа.
Описательная функция - главная в творческой работе репортера. Репортер смотрит на событие глазами телезрителя (точнее, телезрители видят события глазами оператора и репортера). А поскольку описательная функция осуществляется камерами, репортеру остаются закадровые пояснения, рассказ о неочевидных обстоятельствах происходящего.
Нет никакого противоречия в том, что, с одной стороны, телерепортаж отражает жизнь в формах самой жизни, т.е. максимально приближен к реальной действительности, объективен по сути своей, а с другой стороны, сущностным свойством жанра становится то, что субъективное восприятие события репортером выходит на первый план, журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участником отражаемого действия. По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированный. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС). Невозможность показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме требует его фиксации.
К типологическим особенностям репортажей относится и деление их на событийные, тематические и постановочные. В первом случае речь идет о показе реального события, протекающего независимо от репортера, задача которого - по возможности точно и достаточно подробно проинформировать об этом. В тематическом репортаже автор-журналист подбирает объект показа и происходящие на нем события в соответствии с избранной темой, заданной идеей телевизионного произведения. Наконец, в условно называемом постановочном репортаже журналист откровенно выступает организатором события. Подобная организация может быть интересной и полезной, а может - вредной и непрофессиональной.
Некомментированный репортаж (или трансляция) используется в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, где интерес для зрителей представляет все происходящее, без каких бы то ни было исключений. [7, с.55]
В комментированном репортаже активно действующей фигурой наряду с операторами, режиссером, звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, а само событие нередко предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер как очевидец события наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана. Репортер - это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогающий понять суть экранного действия.
В событийном репортаже определяющим является само событие, последовательность его развития. Слово репортера не организует, не ведет действие, но следует за ним. Работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не имеет возможности, подобно газетчику, размышлять над каждым словом, каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, «выправить» его. Ведя передачу «по живому», он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель: так же изумляясь, так же «болея», как и сидящие у телевизора. Подготовка к репортажу сводится к сбору предварительных сведений о предстоящем событии, к написанию «заготовок», где были бы и яркий, запоминающийся образ, и остроумная фраза. Событие неприкосновенно. На него можно смотреть, в него можно вглядываться, но изменить, адресуя его зрителю, нельзя. Подчиняясь лишь своей логике, в реальном времени и пространстве, оно течет перед объективами и микрофонами телевизионной техники. Но за кадром идет напряженная, четко слаженная работа, мало зависящая от того, идут ли кадры в эфир непосредственно или фиксируются на магнитную пленку. Оператор у камеры, режиссер, ведущий монтаж, выделяют какие-то детали, убирают «лишнее» - с тем, чтобы зритель, в конечном счете увидел своеобразную зрелищно-звуковую интерпретацию события.
Тематический (его называют также «обозренческий», в других случаях «проблемный») репортаж связан чаще всего с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия. Событием можно считать сам приезд телегруппы на объект, сам факт показа будничной жизни широкому зрителю.
Такой репортаж требует основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. Слово репортера здесь ведет за собой режиссуру (в случае прямого эфира); репортер становится участником действия.
Роль репортера - облечь всю информацию в популярную, увлекательную форму. Репортаж не должен быть казенным. Хорошего репортера отличает нестандартный взгляд на происходящее, умение подметить в нем интересные для всех подробности.
Тележурналист может сам смоделировать событие. Этот метод получил название «спровоцированная ситуация».
Поскольку событийный репортаж выполняет информационную функцию, а тематический (проблемный) - чаще всего культурно-просветительскую и социально-педагогическую, исследуя жизнь в различных ее проявлениях, жанр репортажа является переходным и может решать задачи, свойственные аналитической публицистике. Работа репортера - это проникновение телевидения в реальную жизнь. Репортер - беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью. Суть профессионального мастерства репортера сводится к трем компонентам:
1) оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда происходит нечто общеинтересное, общезначимое.
2) вместе с оператором выбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, который бы дал яркое представление о происходящем.
3) сопроводить кадры лаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий.
Выезжая на съемку, репортер уже представляет экранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены определенным закономерностям, оставляющим, впрочем, достаточный простор для репортерской изобретательности и операторского творчества. Для сложных форм репортажного телевидения (прямой эфир, двусторонняя связь с ведущим) необходима не только специальная подготовка, но и профессиональный уровень. Свое понимание, видение будущих событий и желаемого их отображения репортер должен еще до съемок передать оператору. С одного и того же объекта два оператора могут привезти совершенно разные кадры. Поэтому так важны для репортера знание возможностей камеры и полное взаимопоним и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.