На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Природа, виды и назначение факта в журналистском произведении. Оценка факта в журналистском произведении. Факт и образ в журналистике. Критерии достоверности факта и его место в информационных, аналитических, художественно-публицистических жанрах.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Журналистика. Добавлен: 03.05.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Содержание
Введение
Глава I
1.1 Природа, виды и назначение факта в журналистском произведении
1.2 Оценка факта в журналистском произведении
1.3 Факт и образ в журналистском произведении
Глава II
2.1 Место факта в информационных жанрах
2.2 Место факта в аналитических жанрах
2.3 Место факта в художественно-публицистических жанрах
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Мария Дали (ВГАСУ 2008)
Введение

«Фактов не существует, существуют люди, наблюдающие за ними. А люди, наблюдающие за фактами и пытающиеся при этом быть нейтральными, становятся еще более субъективными.»
Майкл Новак
Как известно, в основе любого журналистского произведения лежат факты - своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура. Поэтому столь важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Для того чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации мыслей, необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая выражается в проблеме соотношения факта и объективной реальности и возникающее при этом противоречие - отождествление факта и события, ведь отражение оригинала не является самим оригиналом.
Исходя из вышесказанного, я считаю, что данная тема является довольно актуальной. Поэтому в предстоящей работе я попыталась не только сформулировать природу факта, но и на конкретных примерах рассмотреть, как журналисты используют факты в своих произведениях. Это и явилось главной целью работы. Для того чтобы достичь поставленной цели, я сформулировала следующие задачи:
1. Определить природу и назначение факта;
2. Рассмотреть такое понятие как «образ» в журналистском произведении;
3. Определить критерии достоверности факта;
4. Рассмотреть какое место занимает факт в том или ином жанре журналистики.
Исходя из целей и задач, курсовая работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, состоящая из двух глав, в первой главе рассматриваются теоретические аспекты темы, вторая непосредственно основана на конкретных примерах, заключение, список использованной литературы и Приложения.
Глава I
1.1 Природа, виды и назначение факта в журналистском произведении
В качестве объекта журналистского отражения может быть как сама действительность, так и социальные явления и процессы, и человек. Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный мир во всех его проявлениях. Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях. В самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, различных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации проявляется авторская позиция. Поэтому, говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, многие авторы сходятся на той мысли, что содержание факта - это отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна.
Для журналистов объективное освещение событий означает строгое следование фактам. А как же быть с авторскими комментариями, рассуждениями, мнениями? Если в хроникальной информации необходимо обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстративного материала, или в виде опорных аргументов, подтверждающих тот или иной тезис. При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственную трактовку и оценку.
Можно ли в журналистском материале достичь объективного освещения события, учитывая сложную природу факта? Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а, скорее, такое освещение новостей, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений. Для многих объективность означает точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания. В последнее время, однако, теория объективности стала допускать аналитическое освещение событий, кото-рое далеко выходит за рамки беспристрастного описания. Стремясь к объективному освещению событий, журналисту нужно помнить, что нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактовкой, интерпретацией.
Что же в таком случае подразумевают под фактом? Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью. Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др. Отношение к фактам как к единицам знания и вызывает к ним заведомое доверие у людей.
Но в какой степени можно верить тем или иным фактическим данным, если в них уже присутствует оценка, отражающая не только понятийную систему человека, но и особенности его восприятия? Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов.
Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений и тем необходимее применение статистических методов их обработки. В аналитических и публицистических произведениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Особенно часто используются материалы социологических исследований, экспертные заключения, статистические выкладки, результаты экспериментов и др. Подобного рода фактические данные применяются в виде иллюстративного материала или в качестве основных или дополнительных аргументов, придавая авторским рассуждениям особую убедительность.
Использование статистических данных относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком цифр можно обрисовать то или иное явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития события, наконец, сделать на их основе выводы.
Очень часто научные факты становятся предметом публикации. Интересная заметка была опубликована в газете «Известия»: «Французский археолог Кристиан Шюнесс демонстрирует ценную находку - череп жившего семь тысячелетий назад мужчины, который носит четкие следы двух перенесенных им операций трепанации. Находка каменного века считается убедительным доказательством того, что древние врачеватели обладали знанием и умением для подобного рода операций. Специалисты предполагают, что пациент благополучно перенес хирургическое вмешательство и умер в 50-летнем возрасте. Череп обнаружен при раскопках могильника в Эльзасе».
Использование научных фактов в журналистских материалах носит самый разнородный характер: от простой констатации до развернутых положений. Точность и достоверность - основные признаки всех научных фактов. Именно поэтому журналисты так охотно обращаются в своих публикациях к подобного рода сведениям.
Наряду с научными фактами журналисты охотно используют в своих материалах так называемые обыденные факты, которые, представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности, восприятия непосредственного, конкретно-чувственного, запечатлеваемого в единстве эмоциональной реакции и логического осознания происшедшего. Если признать обыденное сознание “колыбелью” общественного сознания, то можно говорить об обыденном факте как об изначальном содержательном элементе, обладающем достоверностью непосредственного наблюдения, отражающем в сознании человека “дискретный кусок действительности”. Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.п. Ценность обыденных фактов состоит в том, что за ними можно увидеть реалии социальной жизни людей.
В основе обыденного факта лежат не только некие моменты действительности, но и реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения. Главная особенность обыденных фактов - в их жизнеподобии. В отличие от фактов науки они носят синкретичный характер и в силу этого не способны раскрыть суть того или иного явления. Обращение журналистов к подобного рода фактам может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, с их помощью можно воссоздать привычный и узнаваемый читателями фон того или иного фрагмента действительности; во-вторых, выявить мотивы поведения людей; в-третьих, подчеркнуть те или иные стороны события.
Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.
Развертывание факта в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом - дать подробности о событии, в третьем - разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом - создать документальный образ современника и др. В зависимости от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фактов. Кроме того, позиционирование фактов в различных жанрах журналистики (информационных, аналитических и художественно-публицистических) имеет свои особенности.
1.2 Оценка факта в журналистском произведении
Работая над текстом, журналист систематизирует и группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания, уровню обобщенности. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.
Факт в журналистике -- достоверное отражение фрагмента действительности, обладающее реальной репрезентативностью. С его помощью создается модель действительности. Используются разнородные факты.
В какой мере можно верить фактическим данным? Для журналистов важно:
* из каких источников они получены;
* какие цели преследовали люди, сообщившие о них;
* четко различать факты науки и обыденные факты.
Факты науки всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах, они представляют собой итог обобщенных знаний, выверенное научное знание. В аналитических и публицистических жанрах журналисты охотно обращаются к научным данным. Используются сведения из социологических наук, экспертные заключения, статистические данные, результаты экспериментов. Они привлекаются в Виде иллюстративного материала.
Факт становится таковым и оказывается доступным только в форме суждения (высказывания). Реальность существует независимо от человека, а факт -- нет. Человек выделяет в действительности какой-то фрагмент, а в нем -- определенный аспект (событие); затем он «переводит» свое знание о действительности (событии) да «естественный» язык, строит знание в виде суждения о предмете, затем проверяет, истинно ли данное суждение или ложно («верифицирует» его). И только тогда -- если окажется, что суждение истинно -- то, что описано в этом суждении, становится фактом.
Суждение может быть разным по содержанию.
Факт соответствует самым абстрактным по своему характеру суждениям. Это интерпретация событий, наш образ ситуации. Образ, который в результате проверки (верификации) оказался истинным.
Итак, факт может быть достоверным или недостоверным. Установить факт, т. е. сделать его достоверным, значит осуществить его верификацию. Другой вопрос, что сделать это не всегда возможно, порой приходится пробиваться через оценку и комментарий автора.
Достоверный факт--это суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации.
Недостоверный факт-- это суждение о событии, верифицировать которое оказалось невозможным.
Если суждение в результате верификации оказалось ложным, то о факте как таковом вообще не может быть и речи.
У события есть только одно свойство или признак -- того, что оно произошло (или не произошло). Состоявшиеся выборы губернатора -- событие, суждений о котором может быть бесконечное множество. Часть из них возможно верифицировать (проверить); в процессе верификации некоторые из них не подтверждаются и оказываются ложными, другие -- истинными, подтверждаются и тогда превращаются в факты.
Но есть и оценочные суждения -- мнения, которые вообще не могут быть верифицированы. Они оценивают либо само событие, либо факт, т. е. истинное суждение о событии. События оцениваются эмоционально, факты -- как правило, рационально. Оценки событий и фактов могут быть независимы друг от друга.
Суждений нередко бывает несколько, они образуют своего рода пучок признаков события. Последние должны характеризовать и участников события, и характер действия, и обстоятельства, при которых происходило событие, в частности его временные и пространственные границы.
Совокупность истинных суждений о событии, образующих завершенный сюжет этого события, может быть названа реальным фактом в отличие от отдельно взятого истинного суждения об этом событии -- вербального факта.
Для правильной квалификации суждений о том или ином событии важно учитывать целостную структуру этого события (реального факта, ситуации). Такую структуру изучает особая научная дисциплина -- теория речевых актов, или речевая прагматика. В ней, в частности, выделяются следующие важные понятия: пресуппозиция, мотивировка, ориентированность.
Пресуппозиция речевого акта -- это характеристика отношения говорящего к ситуации общения. Например, знание о ситуации, в самом речевом акте прямо не выраженное, а лишь подразумеваемое.
Мотивировка речевого акта -- один из видов пресуппозиции, а именно то, что заставляет обратиться к событию, чего хочет говорящий.
Ориентированность речевого акта предполагает важное различие его адресата и аудитории. Адресат -- всегда конкретное лицо, группа, аудитория.
1.3 Факт и образ в журналистском произведении
Образ - это воспроизведение осознанного автором явления с помощью тех или иных материальных средств и знаков - с помощью речи и т. д.
Среди видов образов в журналистском тексте часто встречаются иллюстративные. Они используются для того, чтобы выразить более широкие и злободневные общественные интересы, в основном публицистические, В жизни часто происходят такие события, интересные и важные своими общими, повторяющимися свойствами, имеющие нравственно-политическое значение. Журналисты стремятся информировать общество о таких повторяющихся событиях. Они ищут такое событие и таких лиц, в индивидуальности которых существенные свойства жизни, важные для общества, проявлялись бы особенно отчетливо, ярко, значительно. Иначе говоря, выбирают для своего изображения типические в своем роде явления жизни, которые могут служить хорошей иллюстрацией существенных особенностей, имеющих общественное значение. Назначение этих текстов заключается в том, чтобы воспроизвести реальных людей во всех их проявлениях. Публицистически-иллюстративные образы лишены гиперболизма. В них не имеет решающего значения и эмоциональная выразительность. Они воспроизводят типические явления такими, какими они были в действительности.
Но бывают и другого рода образы, авторы которых не ставит перед собой подобной задачи и изображают явления жизни не ради их типичности, а ради их неповторимой индивидуальности, если она интересна в том или ином отношении. Это фактографические образы.
В последнее время в связи с усложнением общественной жизни, развитием массовой коммуникации в обществе все усиливается интерес к образной информации о наиболее важных, только что происшедших событиях в политической, культурной, производственной сфере. Газеты и журналы предлагают читателям образные сообщения о таких событиях. Авторы создают образы для познания индивидуального в реальной действительности и не делают при этом каких-либо обобщений. В результате возникают образы, передающие информацию о том, что однажды где-то произошло. Фактографические образы воспроизводят такие явления жизни, которые значительны по своей индивидуальности. Иллюстративные образы воспроизводят явления, ради их типичности, реально существующей в жизни. И те и другие не изменяют индивидуальности явлений, показывая их такими, какими они были в действительности. В создании тех и других образов творческое воображение их авторов не имеет значения и не проявляется сколько-нибудь заметно.
В отличие от иллюстративных и фактографических изображений художественные образы всегда являются созданием творческой мысли и воображения автора.
Художественные образы наиболее близки к образам публицистически-иллюстративным. В них также воспроизводятся типические явления жизни в свете тех или иных общественных интересов и идеалов. Но происходит это иначе. Автор претворяет в этих образах индивидуальность явлений, чтобы они стали еще более типичными, чтобы они еще более отчетливо, ярко, законченно воплощали в себе существенные особенности. Он творчески типизирует жизнь.
Типизация -- это такое воспроизведение жизни, в процессе которого существенные свойства ее явлений получают усиленное, преувеличенное (гиперболическое) выражение в их новых, вымышленных индивидуальных чертах. Поэтому типизация жизни может осуществляться посредством изображения ее явлений только в образах, а не в отвлеченных понятиях.
Другое отличительное свойство художественных образов -- это их отчетливо ощутимая эмоциональность. Журналисты выражают в них свое эмоциональное отношение к действительности подбором и расположением индивидуальных подробностей изображаемого -- деталями, а также внешними средствами изображения -- речью, сочетаниями звуков, мимикой и жестами, очертаниями и красками и т. д. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей.
Третья отличительная особенность образов в журналистских текстах заключается в том, что они всегда являются основным и самодовлеющим средством выражения содержания этих произведений. Они не дополняют заранее данные или предполагаемые обобщения жизни в качестве наглядных примеров, а содержат обобщения жизни только в самих себе, выражают их своим собственным «языком» и не требуют добавочных пояснений.
В журналистском тексте средства выражения играют большую роль. Автор своим произведением не только информирует о том, что создано силой его воображения, не только «заражает» своими умонастроениями, но и эстетически воздействует на читателей, ориентируясь на их интеллектуальное воображение.
Журналистскому тексту противопоказаны обильная «регистрация» зрительно воспринимаемых частей предметов и обилие «вспомогательных» подробностей. Вместе с тем нежелательны и суммарные, тезисно-схематические обозначения при отсутствии деталей, штрихов, частностей. Словесный текст отвечает требованиям искусства, если автором найдены немногие яркие детали и подробности, воссоздающие предмет в целостности его облика. Только в этих случаях читатель в состоянии «дорисовать» в воображении обозначенное словами. При восприятии такого произведения важная роль принадлежит ассоциациям представлений -- всевозможным сопоставлениям предметов и явлений.
В ассоциациях читателя, вызываемых словесно-художественными образами, немало индивидуального и произвольного. И это один из законов восприятия. Находясь «во власти магии» словесного искусства, погрузившись в мир прихотливо изменчивых представлений, вызванных текстом, читатель становится своего рода соучастником создания образов. Читатель сам избирает темп восприятия произведения. Словесный образ -- это, своего рода трамплин для сотворчества читателя, толчок для деятельности его воображения.
Глава II
2.1 Место факта в информационных жанрах
Как известно, к информационным жанрам относятся заметка, репортаж и интервью. Их основное назначение - сообщение новых и интересных фактов из всех сфер общественной жизни людей.
В хроникальной заметке новость может быть отражена в каком-либо факте или цифровом материале. В качестве информационного повода могут выступить любые общественно значимые события. Об актуальном факте журналист может сообщить как до начала события, например, используя такие клише, как «завтра, в такое-то время намечается очередной запуск космического корабля...», так и после его завершения, например «вчера состоялось торжественное вручение правительственных наград группе театральных деятелей...». В такого рода заметках, как правило, используются один или два опорных факта, которые даются без комментария или какой-либо подробности.
В заметке используются самые разнообразные способы подачи фактов. Например, М. Шостак выделяет два варианта информирования: «жесткое» и «мягкое». В первом случае журналист оперативно информирует читателей о состоявшемся событии. «Жесткая» новость представляет краткий, точнее сжатый вариант, в котором излагается только суть события. В «мягких» новостях оперативность ослаблена, зато введен момент интриги, активнее используется деталь.
Примером «жестких» новостей может служить такая заметка: «…В этом году было решено сдвинуть с места многотысячную очередь инвалидов-очередников, ждущих от государства бесплатные автомобили, приобретаемые за счет федерального бюджета. Впервые в этом году ветеранам будут выдавать не «Оку», а «Жигули» седьмой модели. Отгрузка машин в регионе идет полным ходом, 80% «Лад» уже ждут новых владельцев. Остальные, обещают на «АвтоВАЗе», доставят в срок, т.е. до 9 марта. Всего закуплено 11 тысяч 347 автомобилей. Таким образом, до Дня Победы долгожданную машину получат 23% от и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.