На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой. Профессиональная этика и профессиональная мораль в журналистике. Информация знание, у которого есть потребитель. Позиция журналиста и социальная оценка персонажей.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Журналистика. Добавлен: 02.03.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство образования Российской Федерации
Алтайский государственный университет
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА
(реферат)
Проверил:
Оценка:
Дата:
БАРНАУЛ 2006
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Глава 1 Профессиональная этика и профессиональная мораль
Глава 2 Истина в журналистике
Глава 4 Позиция журналиста и социальная оценка персонажей
Глава 5 Источники информации и методы ее получения
Глава 6 Служебная этика журналиста
Заключение
Библиографический список
Введение:
Наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой. Профессия предоставляет право журналисту и, более того, вменяет ему в обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд над явлениями, привлекающими общественный интерес. Сам процесс журналистского труда, а главное, его результат, так или иначе, затрагивают интересы многих. Выбор темы и поиски адреса, определение цели публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или характеристика ситуации, даже настроение материала - в каждой из этих «технологических» операций обязательно проявляется и отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. Таким образом, моральные отношения вплетены в содержание его работы, а сама она от начала и до конца предстает как нравственная по своему характеру деятельность. Отсюда и вытекает необходимость существования особой профессиональной морали, регламентирующей поведение собственного морального сознания. Ее основная функция состоит в том, чтобы согласовывать интересы читателя и издателя, смягчать противоречия между двумя видами деятельности, из которых складывается журналистика, не допускать конфликта между потребностью аудитории в правдивой информации и задачами воздействия на нее диктуемыми издателем. В любом обществе это - трудный компромисс, но в нем всегда есть граница, которую нельзя переходить - правда. Так в чем же все - таки она должна проявляться, этика поведения современного журналиста? По отношению к кому или к чему должен быть этичен журналист? Какие именно кодексы морали и нравственности он должен соблюдать? И во всем ли? Этичны ли журналисты вообще или сама профессия не предусматривает соблюдения, каких - либо норм? Есть ли ответ на все эти вопросы?
Глава 1. Профессиональная этика и профессиональная мораль в журналистике.
Журналистская этика - этика тех, кто пользуется информационными средствами в своей профессиональной деятельности, которая затрагивает тот или иной круг общественности; в широком смысле к этой сфере принадлежат так же редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающих работу журналистов или редакций.
Профессиональная мораль представляет собой конкретизацию общих норм нравственности применительно к особенностям того или иного вида деятельности. Поэтому любая профессиональная этика первым долгом изучает конкретные условия реализации общих нравственных требований в зависимости от своеобразия социальной роли представителя той или иной профессии.
Как известно профессиональная мораль регулирует поведение работника в трудовом процессе. При том что круг и содержание его обязанностей меняются вместе с разделением труда, научно - техническим процессом и кардинальными социальными сдвигами, есть среди них и устойчивые, непреходящие элементы. Во - первых, это обязанности по отношению к самому трудовому процессу, во - вторых, к другим его участникам и в - третьих, касающиеся взаимодействия с обществом в целом. Нравственные отношения такого рода присутствуют в любой трудовой деятельности, какую бы профессиональную форму она не принимала и в каких бы социальных условиях ни протекала. Они образуют каркас того, что принято обозначать понятием «трудовая мораль». Переломясь сквозь профессиональную призму, требования трудовой морали приобретают новый статус. Профессиональное разделение труда ведет к их детализации. Таким образом, мораль трудовая конкретизируется в мораль профессиональную.
Профессий, для которых нравственные отношения входят в саму плоть трудовой деятельности, немного. В профессиях такого рода моральный выбор становится для специалиста постоянным спутником, а главные технологические операции приобретают характер поступка. И одной из таких профессий является журналистика. Ее главным принципом поведения является: правдиво и оперативно информировать читателя о текущих событиях.
Журналистика и мораль тесно связаны. Приведу пример таких связей:
Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта.
В своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных коллизиях и тенденциях, значит, мораль и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики.
Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируют его моральные ценности и этические рекомендации, помогая нравственному просвещению общества; таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали.
При оценке описываемых явлений действительности журналисты - создатели текстов, исходят из нравственного опыта человечества, из тех критериев нравственности, которые выработало общество; следовательно, в журналистике мораль используется как профессиональный «измерительный» инструмент.
Многогранно связанная с моралью, журналистика оказывается «задействованной» в контуре саморегуляции общественного организма. Вместе с тем она включена в контур управления.
Как видим между трудовой и профессиональной моралью есть существенные различия. Трудовая мораль нацелена на поддержание согласованности интересов индивида и общества. Она регламентирует отношения любого человека как субъекта любой деятельности к обществу, к участникам трудового процесса и к самому этому процессу через предписания моральной установки. Профессиональная же мораль ориентирована на согласование интересов профессиональной группы и общества. Она регламентирует поведение в процессе труда субъекта конкретной деятельности на основе нормативов, сложившихся в профессиональном сознании конкретной группы.
Итак, профессиональная мораль не берется за разрешение социальных противоречий. Это ей не под силу. Зато она может другое: находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и людей, с которыми он сталкивается. Отсюда же вытекает такое понятие как долг. Долг - основное понятие в профессиональной морали. Чувство долга регулирует ответственность журналиста перед обществом, а точнее - перед читателем, зрителем, людьми, ради удовлетворения потребностей которых в правдивой социальной информации и работает журналист.
Возможность влиять при этом на судьбы людей пробуждает у журналиста чувство социальной ответственности. Журналист ответственен не только перед обществом в целом, в лице его конституционных институтов. Самый главный его судья, конечно, читатель. Но герой, люди, предоставившие информацию, коллеги тоже вправе призвать журналиста к ответу.
В деятельности журналиста профессиональная мораль присутствует не только в качестве регулятора его поведения. Она помогает ему сориентироваться на такие ценности, как правда и справедливость, предлагает благородные мотивы служения общественному благу, дает ключ к пониманию другого человека.
Поскольку в журналистике человеческие контакты включены в саму ткань деятельности, профессиональная мораль постоянно побуждает журналиста к самооценке и предлагает ее критерии. А в целом она представляет собой особый, оценочно императивный способ освоения целей и содержания профессиональной деятельности.
А основные профессионально - нравственные ценности и нормы поведения российского журналиста получили закрепление в кодексе профессиональной этики, принятом на Конгрессе журналистов России 23 июня 1994 года в Москве. Именно общественное мнение профессиональной среды гарантирует обществу выполнение его требований. Оно - гарант действенности профессиональной морали.
С этикой и моралью в журналистике все ясно. Теперь попробуем разобраться в отдельных ее проявлениях.
Глава 2. Истина в журналистике.
Информация - это знание, у которого есть потребитель. А отношение с потребителем информации является важнейшим среди производственных связей журналиста. Кодексы, принятые во многих странах, требуют от журналиста категорически разделять реальный факт и мнение о нем, его комментарий. Этим требованием профессиональная мораль обязывает пишущих бережно обращаться с документальными основаниями информационной деятельности, а в подтексте заключает уверенность в способности читателя самостоятельно, без подсказки со стороны разобраться в жизненных реалиях, о которых сообщает пресса.
Практически во всех журналистских кодексах правдивость и объективность представляют перечень профессиональных добродетелей. Эти принципы получают так же более или менее детальную расшифровку. Правдивость изображения авторы кодексов ставят в зависимость от точности и полноты информации о действительности. профессиональная мораль обязывает журналиста излагать факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи между событиями и не допуская при этом искажений. Это предполагает скрупулезную проверку данных, точнее воспроизведение сведений почерпнутых из документальных и других источников, соответствие заголовков тексту, отделение фактов от мнения. Общественность должна получить от прессы достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах, об их происхождении, сущности и значении, о положении дел в современном мире. Подобной детализации поддается и принцип объективности. Его толкуют как неангажированнось, непредвзятость, беспристрастность. Это именно принцип, к реализации которого необходимо постоянно стремиться, а не жесткая норма. Он обязывает журналиста не опускаться до выражения эгоистических, частных и групповых пристрастий, отражать различные точки зрения. Подтасовка фактов и бездоказательные суждения, вымысел и фабрикация материалов категорически отвергаются профессиональной моралью. Но только внутренняя ориентация журналиста на правдивость может служить поводом читателю, иметь гарантии, что его не будут вводить в заблуждение.
Нравственная оценка отношения автора к читателю складывается из нескольких составляющих, носит комплексный характер. Она учитывает и общественный резонанс публикации, и мотивы пишущего, и методы, которыми он пользуется при подготовке и написании материала, и его реакцию на читательский облик, и, что не менее важно, способность пишущего взглянуть на сам процесс собственной работы, подвергнуть мысленной рецензии свои заключения и их исходные посылки. Право читателя на истину гарантируется в первую очередь сознанием журналистом своей ответственности перед ним и готовность реализовать это чувство в поступках. Отношение к людям, ради информирования которых журналист берется за перо, оказывается постоянным объектом его самосознания как в отдельном творческом акте, так и на протяжении всей профессиональной деятельности.
В «Международных принципах журналистской этики», принятых на 4 консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций, проходившей в 1984 году в Париже и Праге, написано: «Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности».
Случаи, когда журналист умышленно искажает истину, осуждаются всеми действующими в мире профессиональными кодексами независимо от мотивов, которыми пишущий может объяснить искажения или умолчания. Тем не менее, подобные нарушения происходят часто. Примеров достаточно много. Начиная с запрета страны публиковать информацию на острые темы (допустим о Чернобыльской трагедии), так же запреты на многие темы в период властвования тоталитарной системы, заканчивая банальной цензурой, которая в свое время была серьезным противником для проникновения некоторой достоверной информации в общество. Например в голодный 1891 год, у печати была отнята возможность говорить об истинных размерах тяжелого бедствия, обрушившегося на народ, выяснять причины происшедшего. Периодическим изданиям было даже воспрещено помещать без особого на то разрешения со стороны властей приглашения к пожертвованиям в пользу голодающего населения. Писать оставалось только о приемах, парадах, рождениях и кончинах. И вот бедный журналист сидел и обдумывал: «Как бы так свою мысль высказать, чтобы никто не понял». Вместо страшного слова «голод» он должен был употреблять невинное и робкое слово «недород»; вместо «голодание» - «недоедание»; вместо слова «протест» - «заявление»; вместо «демонстрация» - «беспорядки» и т. д. Это было настоящим рабским языком и закрепощением мысли. Связанная по рукам и ногам пресса вынуждена была хранить мертвое молчание о самых жгучих вопросах народной жизни, но могла быть лишь свидетелем угнетения трудящихся классов и их борьбы за свои права, не имея возможности вмешаться в эту борьбу, высказать своих симпатий к народной массе, ни осветить обществу ее тяжелую жизнь. С тех пор прошло много лет. Жизнь не стоит на месте, она идет вперед, изменяет взгляды, изменяет отношение к тому, что еще недавно считалось священным, неприкосновенным, незыблемым. Вот так и изменилось отношение к печати. И нужно позаботиться о том, чтобы в средствах массовой информации истина была на первом месте.
Еще один способ дезориентировать читателя - это печать законного рекламного и пропагандистского материала. Хотя все профессиональные кодексы принятые сотрудниками PR, требуют от членов этих объединений никоим образом не передавать преднамеренную ложь или искаженную информацию, невсегда следуют этим правилам, так как сотрудники PR прежде всего обязаны заботиться о выгоде своего клиента. исходя из этого правда, распространяемая службой PR, и правда, как ее понимают журналисты, далеко не одно и то же.
Глава 3. Позиция журналиста и социальная оценка персонажей.
Работа в прессе требует от человека постоянных внутренних усилий, ибо почти каждодневно ставит его перед неумолимым выбором. Какими соображениями руководствуется журналист: нравственными принципами или сиюминутным настроением, страхом или корыстью? - вот тревожный вопрос, которым постоянно задается творческая личность и, отвечая на который, чувствует, удалось ли ей в полной мере сохранить себя в этом качестве. Право быть личностью приходится подтверждать постоянно.
Начальные посылки, из которых человек исходит, и которыми человек руководствуется в мыслях и поступках, обычно называют его жизненной позицией. Это целостное социально - психологическое образование, которое складывается из ценностных ориентаций, на основе которых он способен осуществлять выбор конечных целей и жизненных принципов, определять линию своего поведения.
В жизненной позиции индивида всегда отражаются эпоха, в которую он формируется, наличный уровень культуры, особенности той жизнедеятельности той социальной группы, к которым человек принадлежит.
Сейчас, в отличие от советского времени, возможности свободного и самостоятельного формирования индивидом своей жизненной позиции неизмеримо облегчились, хотя естественно, что пределы самостоятельности журналиста в определении исходных начал собственного поведения всегда ограничены. Прежде всего, позицией органа печати и издателя. Конечно, позиция сотрудника и мнение редакции должны совпадать, прежде всего, в главном - в понимании основных целей издания, иначе работа коллектива просто-напросто разладится.
В зрелом возрасте внутренняя работа по определению смысла собственной жизни обычно преломляется сквозь профессиональную призму, поэтому формирование безусловных личных ценностей для журналиста сопрягается с ответом на практический вопрос: «Ради чего берусь за перо?».
В современных конкретно - исторических условиях единственная действительно эффективная позиция - это позиция выразителя и защитника интересов гражданского общества.
При межличностных контактах, отношение к вероятному персонажу остается, прежде всего, рабочим контактом автора с заинтересовавшим его лицом. Социальный смысл оно приобретает уже на другом уровне, а именно благодаря огласке. Тогда суждение журналиста становится элементом не только его личного, но и общественного мнения и в ой или иной мер и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.