На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность и разновидности очерка. Исследование особенностей структурной организации очерков различных видов. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика. Лексические, морфологические, синтаксические особенности жанра.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Журналистика. Добавлен: 07.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова
Курсовая работа
по стилистике и литературному редактированию
Языковые и стилистические особенности жанра "очерк"

Выполнила студентка 3 курс
филологического факультета
отделения журнали-стики
Канкулова Сюзанна Оганесовна
Научный руководитель
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка
Недельчо Елена Владимировна
кострома 2008
Содержание
Введение
1 ГЛАВА. Теоретические основы изучения языковых и стилистических особенностей жанра «очерк»
1.1. Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновид-ности очерка
1.2. Структурная организация очерка
1.3. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика
2 ГЛАВА. Языковых и стилистических особенностей жанра «очерк»
2.1. Типы речи
2.2. Языковые средства выразительности
2.3. Синтаксис
Заключение
Список литературы
Приложения
3
5
5
1
1
3
3
3
3
3
3
4
Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению языковых и стилистических особенностей жанра «очерк». Понятие «очерк» в качестве названия жур-нали-стских публикаций определенного типа имеет неясное происхожде-ние. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А. М. Горь-кий, ко-торый в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указы-вал, что исход-ным в определении текста, имеющего известную литератур-ную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать» [1, c. 145].
Точность этого мнения установить трудно. Однако то, что публикации, которые А.М. Горький называл «очерком», появились отнюдь не в тот мо-мент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим «именем», сомне-ния не вызывает.
Среди родоначальников отечественного очерка исследователи россий-ской журналистики называют имена В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехова («Остров Сахалин»), Г.И. Успенского («Разорение»), Н.В.Успенского («Без языка») и др. Немалое число выдающихся мастеров этого жанра про-славили советскую журналистику, например А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г. Н. Бочаров и многие другие.
Очерк считается «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его -- он один из наиболее трудоемких. И это действительно так, поскольку написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображе-ния действительности, существующими в его ремесле [2]. При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий предмет выступления, ус-пешно собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствую-щим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, ко-торая будет признана, действительно очерковой, что указывает на актуаль-ность исследования
Целью данной работы является изучение язы-ковых и стилистических особенностей жанра «очерк». Для достижения по-ставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Осветить сущность и разновидности очерка.
Изучить особенности структурной организации очерков различных ви-дов.
Описать художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портрет-ная характеристика.
Выявить лексические, морфологические, синтаксические особенно-сти жанра
Предметом исследования являются языковые и стилистические особен-ности жанра «очерк», а объектом исследования - жанр «очерк».
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования; обобщение опыта; общенаучные и специфические или ча-стные методы: анализа и синтеза; сравнительного анализа и др.
Источникам исследования послужил проблемный очерк, опубликован-ный в сентябре 1999г., в газете «Комсомольская правда», автором которой яв-ляется М. Матвеева. При этом использованы труды таких авторов как Г.В. Ла-зутина, Р.П. Овсе-пян, В.Ф. Олешко, О.Р. Самарцев, А.А. Тертычный, В.Л. Цвик, Н.Э. Шиш-кин и др.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. ГЛАВА. Теоретические основы изучения языковых и стилистических особенностей жанра «очерк»
1.1 Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновидности очерка.

Одним из распространенных жанров публицистики является очерк.
Очерк -1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жиз-нен-ных событий (обычно социально значимых). Документальный, пуб-лици-сти-ческий, бытовой очерк. 2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории. (Толковый словарь)
Очерк - 1) В художественной литературе одна из разновидностей рас-сказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно соци-альные проблемы. 2) Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором. (Эн-циклопедический словарь)
Итак, опираясь на определения словарей, можно сделать вывод, что ха-рак-терной особенностью очерка является документальность, достовер-ность фактов, событий, о которых идет речь. В нем называются подлин-ные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышлен-ные места со-бытий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразитель-ные средства, вводятся элементы художественной типизации.
Очерк - наиболее характерный для публицистики жанр, построен по за-конам драматургии и основан на фактах, он максимально приближается к ху-дожественным жанрам. Глубина авторского осмысления - отличительная черта очерка. Он не только описывает, комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознание автора. Личность автора не ме-нее важна в очерке, чем факт или событие. Сюда можно отнести творческий портрет. Правильный выбор выразительных средств имеет принципиальное значение. К выразительным средствам относятся:
стиль;
язык;
подбор образов, сравнений и эпитетов;
композиция и т.д.
Личность в очерке приобретает особое качество литературного героя, она обособляется. Очерк, как правило, строится по жестким драматургиче-ским законам. Очерк полифоничен - в нем много различных линий.
Сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) на-чало. Причем «развернутость» репортажного начала воспринимается как пре-обладание художественного метода, в то время как упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как домини-ро-вание исследовательского, теоретического метода. Соответственно в ходе их применения создается или преимущественно-художественная, или пре-имуще-ственно-теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпи-рические факты. Именно непроясненность названного обстоятельства дол-гое время служила исходным моментом горячих споров о том, относить ли га-зетный (журнальный) очерк к художественным произведениям или же -- к докумен-тально-журналистским.
Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит прежде всего от цели и предмета исследования. Так, если предметом иссле-до-вания выступает какая-то проблемная ситуация, то целесообразным для ее ис-следования будет теоретический метод. Если же предметом журналист-ского интереса стала личность, то более подходящим для выявления ее ха-рактера будет художественный метод, позволяющий, так сказать, более есте-ственным путем проникнуть в психологию личности, без представления о которой трудно судить о достоинствах или недостатках любого человека, в том числе и героя очерка.
Несмотря на то что во многих случаях (например, в публикациях ши-роко известного в недалеком прошлом талантливого очеркиста -- извес-тинца Ана-толия Аграновского) аналитическое, исследовательское начало в очерках яв-ляется ведущим, все же представление об очерке в основном свя-зано с су-ще-ствованием в нем применением художественного метода.
Современному очерку чаще всего свойственна документальная насы-щен-ность, часто -- в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очер-кист, часто настолько драматичен, сюжеты их настолько непредска-зуемы, раскры-ваемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне ин-формации, черпаемой из самых интересных художественных про-изведений. В этом слу-чае потребность в интенсивной художественной пере-работке ис-ходной ин-формации нередко становится излишней.
Рассмотрим основные черты наиболее распространенного на сегодняш-ний день типа очерковой публикации (см. приложение 1).
Рассматривая приведённую в приложении 1 публикацию, можно отме-тить, что, несмотря на высокую насыщенность ее фактическим материалом, она не превращается, скажем, в статью или корреспонденцию, а остается очерком. Почему? Прежде всего потому, что журналист действует по «алго-ритму» творчества, присущему именно очеркисту («писателю в газете», как его называли раньше). В чем это проявляется?
Во-первых, он избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай. Причем выбран случай (при всей его типичности) -- наиболее яркий, показательный, обладающий «набором» гра-ней, характеризующих самое главное в явлении. На это автор указывает спе-циально: «Если бы я писала учебники для будущих судей, я бы непре-менно целую главу посвятила бы именно этому многотомному делу. По-чему? Да по-тому, что, во-первых, это классическое дело конца 90-х годов, и, во-вто-рых, потому, что в этом деле было все для того, чтобы вынести приго-вор, равно как и все для того, чтобы вернуть дело на дополнительное рас-следова-ние. Все, как всегда, зависит от человека. Одного человека -- су-дьи».
Во-вторых, драматургия этого произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны). Первую сторону этого конфликта представляет судья Чудова, вторую -- ре-цидивист Боровков и его дружки-бандиты. И хотя конфликт этот в какой-то мере остается «за кадром», поскольку автор акцентирует свое внимание пре-жде всего на описании преступлений банды, но он в очерке присутствует. И автор дает об этом знать, уже начиная с «врезки», предваряющей текст.
В-третьих, автор достаточно скрупулезно, подробно «разворачивает» деятельность банды Боровкова. И делается это не случайно. Именно путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпи-зодов, подробного описания преступлений и действий каждого из банди-тов автор высвечивает характеры преступников, показывает их бесчеловеч-ность и глубину нравственного падения. Подобного рода задачи характерны именно для произведений художественно-публицистического и художест-венного планов.
Портретный очерк. Герой портретного очерка - конкретный человек, обладающий теми или другими достоинствами и недостатками. В портрет-ном очерке автор дает не только портрет в узком смысле этого слова, но и описа-ние обстановки, в которой живет и работает герой очерка, рассказы-вает о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окру-жаю-щими. Все это вместе помогает раскрыть внутренний мир героя очерка. На-стоящий портретный очерк возникает в результате художественного ана-лиза личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравст-венной, ин-теллектуальной, творческой и пр.), т.е. в результате выяв-ления ха-рактера ге-роя. Пример -- портретные очерки М. Горького. Найти полноцен-ный порт-ретный очерк на страницах современной российской прессы до-вольно не про-сто.
Публикации, подобные изложенной в приложении 2, исключительно ха-рактерны для современной российской периодической печати. Они лежат на границе художественно-публицистических и аналитических (или даже ин-формационных) жанров и напоминают собой скорее корреспонденцию, пред-метом отображения в которой является человек, нежели очерк.
Художественный анализ качеств героя может приводить автора-худож-ника к несколько иным выводам, нежели анализ, скажем, с позиции полити-ческих, деловых, интеллектуальных его характеристик. Автор-художник и ав-тор-мыслитель как бы вступают в полемику друг с другом. Художествен-ный метод помогает автору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного, дает возможность вы-явить глу-бинные, духовные начала личности, что не всегда будет совпадать с зада-чами политического, делового, профессионального, экономического или ка-кого-то иного анализа.
Различие в выводах, следующих из художественного анализа и из ана-лиза иного вида (например, профессионального), выступает как различие, су-ществующее между целями нравственно-эстетического и иного (того же про-фессионального) развития людей, общества. Порой это различие может дос-тигать степени конфликта. И в этом случае автор публикации может раз-ре-шить этот конфликт «силовыми» способами, подчинив, например, художе-ст-венный анализ политическим целям. В этом случае он может спе-циально «выпячивать» какие-то характеристики своего героя, с тем, чтобы использо-вать их для убеждения аудитории, скажем, в нравственности своего полити-ческого вывода.
Проблемный очерк. В центре проблемного очерка социально значимые во-просы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает в поле-мику со своими оппонентами.
В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться порт-рет-ные зарисовки, но главным здесь оказывается не характер того или иного че-ловека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зре-ния, раз-личные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые за-метки, зари-совки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выра-же-нием определенного взгляда, одним из средств доказатель-ства. Очерк та-кого типа носит полемический характер.
По своей логической конструкции проблемный очерк может быть схо-ден с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной та-кого сходства выступает, прежде всего, доминирование в ходе отображе-ния про-блемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в про-блем-ном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной про-блемы, пы-тается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения [3, c. 259-269].
В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отли-чить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представля-ется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерно-стей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются пре-одолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На по-верхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, про-блема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения ин-тересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы.
При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопро-во-ждается всевозможными переживаниями, как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журна-лист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступ-ления от темы. В очерке -- это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятель-ности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубо-кое проникнове-ние в суть дела способно привести автора к точному понима-нию той про-блемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соот-ветствующим образом описать ее в своем очерке [3].
Путевой очерк представляет собой описание неких событий, происше-ст-вий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе сво-его творческого путешествия (поездки, командировки и пр.) Разумеется, хо-роший путевой очерк не может быть простым перечислением или изложе-нием всего, что автор увидел в течение своей поездки. Да и опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить то издание, для ко-торого гото-вится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходится отбирать самое инте-ресное, самое важное. Что посчитать таким самым интересным и важным -- зависит от того замысла, который складывается у него в ходе пу-тешествия. Разумеется, замысел может возникнуть и задолго до творческой поездки. Ис-ходным материалом для него могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так и полученная вновь информация из тех же га-зет, журналов, радио и телевидения. Но не исключено, что журналист полу-чит определенное задание от своего редактора или замысел возникнет под воздействием каких-то иных факторов (скажем, в результате участия журна-листа в какой-то поли-тической акции). Как и в ходе подготовки любого серь-езного и объемного ма-териала (а путевые очерки именно такими и бы-вают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этот замы-сел может быть скорректиро-ван или даже кардинально изменен -- все зави-сит от харак-тера той информа-ции, которая попадет в распоряжение журна-листа.
Именно на этот полностью сформировавшийся замысел или, как его еще по-иному называют, основную идею будущего произведения и должны рабо-тать все собранные автором в ходе творческой командировки факты и впе-чат-ления. Если же они выходят за рамки такого замысла, то их прихо-дится оста-вить в журналистском блокноте.
Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, че-рез которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как го-су-дарство заботится об инвалидах). Он может поставить перед собой и цель иного плана, например исследовать, как население разных городов проводит свободное от работы время, какое хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняются памятники культуры на том маршруте, которым он сле-дует. Или он может встретиться с проживающими в населен-ных пунктах, че-рез которые проезжает, участниками Великой Отечествен-ной войны, имею-щими звание Героя Советского Союза или являющимися полными ка-вале-рами ордена Славы. Таких целей существует бесконечное множество. В ре-зультате их реализации могут появиться самые разные по содержанию пу-те-вые очерки. В любом случае журналист должен уметь ис-пользовать те пре-имущества, которые предоставляет ему путевой очерк.
1.2. Структурная организация очерка

Специфика структуры газетного очерка вытекает из особенностей этого жанра, имеющего сложную и многогранную природу. С одной стороны, очерк строится по законам художественной литературы, а с другой - публи-цистики и науки. Говоря о «двойной подсудности» очерка, Е.И. Журбина в свое время писала, что «особенность художественности очерка... состоит в том, что пуб-лицистическая мысль в нем акцентирована, поднята, хотя и опирается на изо-бразительные моменты». По ее мнению, в «очерке должно произойти орга-ничное слияние публицистической мысли и художественного приема» [4, c. 24]evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn16. Чтобы достичь такого слияния, автору нужно позаботиться не только о создании очеркового об-раза, но и о его на-сыщении публицистической мыслью. В данном «сцепле-нии» значительная роль отводится различным композиционным приемам.
Основные типы композиционных форм должны соответствовать типам связей, характерным для окружающей действительности - временным и при-чинно-следственным. В соответствии с этим выделим следующие типы очер-ковых структур:
1. Хроникальное построение очерка (описание явлений, событий, чело-ве-ческой жизни в их временной последовательности).
2. Построение, основанное на логике причинно-следственных связей (очерк-исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или ка-ком-либо отрезке жизни героя «во времени», а все повествование строится по принципу не временной, а логической последовательности. В основе этих структур лежит не логика изложения, как в первом случае, а логика иссле-до-вания.
3. Так называемая эссеистская, свободная форма построения, основан-ная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. Эта форма наибо-лее распространена в практике газетного очерка. Она, как правило, со-вмещает в себе элементы обоих предыдущих типов и характеризуется наи-большей по-лифоничностью, многогранностью, многообразием употребляе-мых компози-ционных приемов и средств [5, c. 75]evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn17.
Рассмотрим, как же в очерке используются подобные типы связей.
Первый тип композиционной структуры очерка - хроникальный - отли-чается наличием событийного ядра. В данном случае очерк выстраивается ис-ходя из последовательной смены различных периодов, эпизодов и дейст-вий. «Период - способ отражения продолжительного отрезка деятельности героя, когда передаются типичные для этой деятельности действия. Эпизод же - своеобразный крупный план, вырывание момента (ограниченного от-резка) из процесса или события. Единичное действие - отражение такого от-резка дея-тельности, который при нормальных обстоятельствах занимает не-много вре-мени и не развертывается в эпизод» [15, c. 84-85]evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn18. Существуют два принципа отображе-ния события в очерковом произведе-нии: прямая и смещенная хронология.
При прямом хронологическом отображении автор разворачивает пове-ст-вование, последовательно описывая наиболее значительные моменты из жизни героя. При внешней простоте в написании такого очерка журналиста ожидает ряд трудностей. Первая из них связана с компоновкой жизненного материла. Ведь уместить в одном очерке рассказ о всей жизни героя невоз-можно. Поэтому незначимые периоды опускаются, не нарушая хронологи-че-ского принципа описания. Вторая проблема связана с динамикой повест-вова-ния. Вялотекущее описание биографических данных вряд ли кого-то может заинтересовать. Поэтому желательно, чтобы описание в очерке имело собы-тийную канву. В основу хронологического очерка может быть поло-жена ярко выраженная фабула, за развитием которой читателю было бы ин-тересно сле-дить. Выдвигая на передний план некое динамичное действие, журналисту легче объединить вокруг этого событийного ядра самые разно-родные эле-менты.
Портретный очерк, построенный как хронологическое описание жизни героя, требует от журналиста особого мастерства. Здесь, справедливо заме-чает Т.А. Беневоленская, прежде всего необходим самый тщательный отбор биографических фактов. При этом «очеркиста всегда подстерегает опас-ность увлечься чисто внешними (которые могут быть яркими, даже сенса-ционными) подробностями быта, перипетиями судьбы в ущерб главному, основному - раскрытию внутренней сути современника, его мироощущения, его социаль-ного лица, без чего нельзя представить социальную роль героя - его профес-сию, его дела» [11, c. 67]evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn19. Осо-бенно часто по-добного рода ошибки журналисты допускают в портретных очерках с ост-росюжетным событийным началом. Увлекшись развитием сю-жета, авторы порой забывают донести до читателя мысли героя, собствен-ные размышления по поводу описываемого события.
Хронологический принцип построения произведения присущ не только портретному, но и путевому очерку. В данном случае автор может поде-литься собственными впечатлениями в прямой хронологической последова-тельно-сти. Это могут быть записи «изо дня в день», дневник наблюдений и т.д. Главное при этом - отобразить фрагмент действительности через це-почку по-следовательно сменяемых друг друга впечатлений.
В очерках со смещенной хронологией наряду с событием, отображаю-щим некий фрагмент действительности, может присутствовать и метасобы-тие. Данным термином обозначается «деятельность журналиста по изуче-нию явления действительности». Эпизоды метасобытия могут, по мнению Л.М. Майдановой, «насыщаться элементами метатекста, т.е. пояснениями, почему об этом говорится теперь, а не после или раньше, о чем будет ска-зано в сле-дующих строках и т.п. При конкретно-чувственной позиции пове-ствователя обилие метатекстовых замечаний приводит к тому, что говоря-щий существует для читателя в двух временных планах: как собеседник в настоящем и как действующее лицо прошлых эпизодов» [15, c. 85] evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn20. Благодаря метатекстовым элементам ав-тор может объединить в метасо-бытии очень разнородные по времени впе-чатления. Если в очерке от-сутствует метасобытие, то разные события объе-диняются общей темой.
Второй тип композиционной структуры очерка - логический - основан на логике причинно-следственных связей. В таких произведениях автору важно показать развитие собственной мысли за счет выдвижения системы положе-ний и доказательств.
Выявляя различные причинно-следственные связи между явлениями дей-ствительности или исследуя внутренний мир героев, мотивы их поведе-ния и т.п., автор строит произведение согласно логике своей мысли. В зави-симости от того, что выступает предметом мысли, Л.М. Майданова выде-ляет три типа логической схемы. К первой она относит описательную логи-ческую схему. По этому принципу, по ее мнению, выстраиваются портрет-ные очерки и зари-совки. «В тексте этого жанра, - пишет она, - важно не просто констатировать, что герой - хороший производственник и славный человек, а выявить отличи-тельную и притом социально важную черту, что и сделает портрет запоми-нающимся, индивидуализированным» [15, c. 31]evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn21.
Третий тип очерковой структуры - эссеистская, свободная форма по-строения очеркового материала - требует от очеркиста особого мастерства, так как только на первый взгляд может показаться, что здесь законы компо-зи-ции не действуют. Как отмечают теоретики, «третий тип композиционной структуры наиболее удобен для краткого газетного материала, а потому и са-мый распространенный, соединяет в себе элементы первого и второго ти-пов, а также множество других форм. Материалы третьего типа отличаются наи-большей полифоничностью композиционных приемов, наибольшей сво-бодой построения и пестротой рисунка. В журналистской практике часто бытуют выражения: веерная, мозаичная, ступенчатая, эссеистская, ассоциа-тивная композиция. Движение мысли соединяется здесь картинкой или эпи-зодом, лирические и философские раздумья с элементами острой фабулы. Это воль-ная цепь ассоциаций по сходству и близости мыслей, образов, мо-тивов, бли-зости по времени и пространству» [11, c. 75] evartist.narod.ru/text/81.htm - _ftn25.
Основная трудность в выстраивании подобного рода материалов заклю-чается в необходимости наиболее гармонично расположить в очерке разно-родные содержательные элементы. Чтобы достичь такой стройности, жур-на-листу необходимо: 1) четко продумать замысел произведения; 2) рассмот-реть различные варианты размещения тематических и образных единиц тек-ста; 3) определить, какие связки и отступления будут использованы в очерке; 4) про-думать основные способы монтирования разнородных компо-зиционных эле-ментов и т.д. Все это позволит избежать небрежности в изло-жении, вынуж-денных провалов между различными частями текста, а также фрагментарно-сти повествования.
Таким образом, разноплановая компоновка содержательных элементов зависит в очерке от различных способов тематического развертывания мате-риала.
1.3. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика

Как известно, очерк обладает многими признаками, присущими художест-венным произведениям. Впрочем, вобрав в себя лучшие художест-венные приемы в изображении действительности, очерк отличается наличием собствен-ного инструментария публицистической поэтики.
К художественным средствам изображения, как правило, относят пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет, и т.д. Их «служебные» функции - выступать в виде своеобразных связующих мости-ков, скрепляющих текст в единое целое. Очеркист, пользуясь разнообразными худо-жественно-выразительными средствами изображения, имеет широкие возможно-сти в показе жизненных явлений, в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев по-средством ярких деталей и особенностей речи, и т.д. Так воссоздается «кусо-чек» реальности во всех своих многообразных проявлениях. Кроме этого, за-кладываются важные предпосылки для эстетического восприятия действи-тельности читателем. «При-рода художественной выразительности, - отмечает В.В. Учёнова, - реализуется главным образом в формировании специфиче-ского эстетического феномена, в вовлечении читателя, слушателя, зрителя в эстетическое переживание, в ком-плекс эстетического восприятия. Подобное вовлечение в сопереживание предпо-лагает не только знакомство читателя с документально-выразительными фак-тами, не только логически убедительное выяснение их социально полезных и со-циально-негативных связей, но и ис-пользование документальных данных в осо-бой художественной интерпрета-ции. Последняя предполагает стремление и спо-собность автора поставить до-кументальные фрагменты в такой контекст их ав-торского восприятия, в кото-ром эти фрагменты приобретают дополнительный объемный и многозначный эстетический смысл» [6, c. 161]evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn14.
Пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве ук-рашения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень ши-роки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки места и обста-новки, жиз-ненной ситуации, разрядки напряженного повествования, поста-новки социально значимых проблем, передачи читателям определенного на-строения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный эле-мент. Формы и приемы использования пейзажных зари-совок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач.
В путевом очерке Николая Климонтовича «Румяный город» нет разверну-тых пейзажных зарисовок, но каждый пейзажный штрих имеет в произведении свое конкретное назначение. В первом случае пейзаж использу-ется для обри-совки местности. «День клонится к ранним потемкам, вьется первая поземка, по-рывами налетает ветер, вы стоите перед запертой гостини-цей, в которой уповали принять горячий душ, и податься вам ровным счетом некуда...; поземка тем вре-менем превращается натурально в метель, мороз под двадцать, дело к пяти, и, озираясь по сторонам в поисках хоть такси, ко-торых здесь, конечно же, не заве-дено, вы замечаете невероятную картину: из всех углов в валенках с галошами, телогрейках и ушанках едут по снежным мостовым люди - на велосипедах...» [16]evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn15. Во втором - для передачи непосредствен-ных авторских впечатлений: «Сквозь занавесь на окне низко било солнце, я от-дернул ее. Снегопад стих. Прямо пе-редо мной темнела вода не замершего еще озерного затона, на берегу вверх истертыми днищами одна на другой лежали старые лодки. Напротив - из плотно пригнанных стоймя темных сырых досок забор, переходящий в стену сарая, и стена эта уходила в воду. И прямо в воду же отворялась в этой стене дверца - российская Венеция». В третьем - для сопос-тавления: «Прежде, в слепцовские времена, Осташков славился раками, снетком и маринованными налимами. В наши дни раков, как и налимов, сделалось мало, им нужна чис-тая вода, зато далеко за пределами окрестностей гуляет слух о не-вероятном обилии в озере угрей». В четвертом - для описания пути: «Обитель - на ост-рове Столобенском, туда ведет живописная дорога, вьющаяся сквозь со-сно-вый бор. Она ныряет в какой-то овраг, выныривает в каком-то весьма благо-образно глядящемся в снежном покрове селе, огибает его по околице, и, не заме-тив как, вы въезжаете на узкий мост и взбираетесь круто вверх, оказыва-ясь вдруг под монастырскими стенами. Вокруг на соседних островах видне-ются и сям и там запорошенные деревеньки, а монастырь вознесен над озе-ром. Заливчики и заводи уж заморозило, хотя вода на самом озере еще чиста, и в затоне видна одинокая фигура рыбака. Пейзаж самый умиротворяющий». Эти и другие пей-зажные зарисовки, которые словно золотые россыпи обна-руживаются во многих частях очерка, создают не только своеобразный фон журналистского путешест-вия, но и поэтичность повествования. С помощью пейзажа автор воссоздал кар-тину старинного русского города, его характер-ные черты и особенности, а также обрисовал быт людей.
В путевых очерках пейзаж необходим:
для географического обозначения места действия;
для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с при-род-ными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т.п.;
для динамичного описания сменяющихся картин путешествия;
для запечатления различных явлений природы и т.д.
В портретном очерке пейзаж может нести как фоновую, так и смысло-вую нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке. Для примера приведем очерк Олега Блоцкого «По лезвию бритвы», в котором рассказывается об из-вестной альпини-стке Рано Сабировой и о ее рискованном переходе по горам Гиндукуша из Паки-стана через Афганистан в Таджикистан. Ее спутницей была американка Фрида. В первой пейзажной зарисовке описывается опас-ность предпринятого маршрута: «Три дня экспедиция по узенькой тропе под-нималась все выше и выше в горы. Люди шли по маленькому уступчику, по-стоянно прижимаясь к скалам. Порой он был настолько узок, что стопу при-ходилось ставить на ребро. И если сорвешься, то никто и ничто не поможет» [17]evartist.narod.ru/text/79.htm - _ftn16. В следую-щей пейзажной зарисовке эта опасность нагнетается: «На четвертый день экспе-диция вышла под перевал. Начиналось царство льдов и запорошенных трещин. И вот тут-то сплошной чередой, словно неукротимая лавина с гор, пошли неприят-ности». Здесь уже используются образные сравнительные характеристики. В ходе трудного пе-рехода, рассказывает журналист, Рано Сабирова и ее американ-ская спутница безнадежно отстали от своих проводников. Катастрофическую для женщин ситуацию очеркист передает через описание суровой окружающей при-роды: «Три огромных, неподъемных тюка остались лежать на снегу. Вокруг во все стороны простирались горы, путь через которые был неизвестен. Связи с внешним миром не было. Шел мокрый холодный снег, порывами дул ледяной ветер, и помощи ждать было неоткуда... Дело шло к вечеру. Мороз опустился до 20 градусов. Женщины, разбив палатку, забрались внутрь. Там, обнявшись, они дали волю слезам. Они плакали и абсолютно не стеснялись своих слез. А ма-ленькая палатка была крохотной цветной капелькой на фоне величествен-ных из-ломов огромных гор, вечных льдов и отвесных пропастей». С помощью подоб-ных контрастных красок очеркисту удалось описать внутреннее состоя-ние аль-пинисток, передать не только страх перед неизвестностью, но и отчая-нье. Обра-щение к природе выводит журналиста на рассуждения философ-ского плана, ко-торые, с одной стороны, характеризуют особ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.