Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Критерии выделения синонимов, их типы, содержание и общая классификация. Понятийная категория признаковости. Системные синонимы для выражения качественного и количественного признаков. Синонимия при сравнениях сходства; синонимия степеней сравнения.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Ин. языки. Добавлен: 15.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


28
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Естественнонаучный факультет
Кафедра Романо-германской филологии
Курсовая работа
По дисциплине «Теоретическая грамматика немецкого языка»
Грамматическая синонимия и её значение
Автор - студент группы 05 ЕЛ-1
Алимов Ф.Р.
Руководитель- ст. преподаватель
Гусева Т.В.
Пенза, 2008
Содержание

Введение
I. Критерии выделения синонимов
I.1 Типы синонимов и общая классификация синонимов
I.2 Контекстуальные синонимы
I.3 Системные синонимы для выражения качественного признака
I.4 Системные синонимы для выражения качественного и количественного признаков
II. Синонимия при сравнениях сходства
III. Синонимия степеней сравнения
Заключение
Список литературы
Введение

Одной из универсальных логических категорий, содержание которой находит свое выражение в значении целого ряда языковых единиц, является понятийная категория признаковости, которая представлена в двух более частных категориях -- качественной и количественной признаковости. Частные категории, с одной стороны, находятся в отношении иерархии, а именно -- познание качественных признаков предшествует познанию количественной определенности элементов класса; с другой -- представляют собой взаимосвязанные онтологические явления. Эта специфика признаковости также находит отражение в значении языковых единиц, специализирующихся на обозначении признаков. Поэтому возможно выделение признаковых слов со значением качественной, количественной и качественно-количественной квалификации объектов действительности.
Поскольку признаковое значение наиболее однопланово выражается языковыми единицами лексического, морфологического и словообразовательного уровней, в дальнейшем речь пойдет в основном о синонимах соответствующего класса.
В нашей работе мы использовали следующее определение синонимов: это языковые единицы, обладающие близким содержанием, относительно однотипной сочетаемостью и способностью к взаимозамене.
Поскольку описание всех типов и видов синонимов, представленных в разнообразнейших классификациях по общей теории вопроса, не является непосредственной задачей нашей работы, мы рассмотрим лишь типологию синонимов, наиболее характерную для признаковых слов. Такими типами синонимов являются системные и контекстуальные, с одной стороны, и внутриаспектные и межаспектные с другой. Характеристика данных типов синонимов, заимствованная в основном из работ В.Г. Вилюмана «Английская синонимика» (М., 1980) и Е.И. Шендельс «Многозначность и синонимия в грамматике» (М.., 1970), конкретизирована в применении к синонимам -- признаковым словам.
Итак, целью нашей работы - рассмотрение основных видов грамматической синонимии в немецком языке и выявить её значение.
В процессе работы нами были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть критерии, на основание которых выделяют те, или иные группы синонимов;
2) установить классификацию синонимов;
3) проанализировать мнения различных специалистов в этой области;
4) доказать наши предположения как можно большим количеством примеров;
5)рассмотреть различные виды синонимов;
6) определить место синонимов в грамматике;
Предметом исследования является один из разделов теоретической грамматики немецкого языка.
Объект исследования - синонимия и категории признаковости.
Структура работы следующая: работа состоит из трёх частей:
1) введение, где мы определили цель и задачи нашего исследования.
2) основная часть, которая содержит материалы нашего исследования.
3) заключение, содержащее основные выводы и ответы на вопросы, поставленные нами во введении.
I. Критерии выделения синонимов

Существуют по меньшей мере три подхода к определению сущности синонимов. Их специфика усматривается:
1) в тождестве или близости выражаемого содержания (содержательный критерий);
2) в способности выступать в тождественном контексте (формальный критерий, опирающийся на тождество сочетаемости);
3) в единстве семантики и сочетаемостных потенций (комплексный подход).
В ряде работ лексические синонимы определяются как единицы, обозначающие единое или близкое понятие, причем обращение к понятийному тождеству (близости) синонимов сосуществует с принятием тождества (или близости) их лексического значения. Лексическое значение слова действительно связано с его понятийным содержанием, однако, обладая языковым статусом, оно не может отождествляться с понятием потому, что выступает во взаимодействии с другими содержательными аспектами языковой единицы -- грамматическим значением, коннотативным и эмоционально-стилистическим значениями или их оттенками, которые оказывают существенное влияние на лексическое значение слова. Поэтому можно говорить лишь об общем сегменте понятия и лексического значения слова, который выступает как предметно-логическая, концептуальная, ядерная часть его семантической структуры и сохраняет свою стабильность в любом его прямом употреблении.
Понятийная и денотативная общность слов является лишь условием их синонимии, поскольку и то, и другое находит отражение в семантической структуре слова, однако полностью не определяет его значения. Поэтому более удачным представляется определение синонимов как слов, которые соотносимы друг с другом по своему значению и употреблению.
Обращение к содержательному критерию синонимов (в нашем случае, прежде всего лексических синонимов со значением качественного и количественного признаков) опирается на специфику семантической структуры слова, выявляемую с помощью компонентного анализа и представляющую собой иерархически упорядоченную конфигурацию сем, соотносимых с аспектами ее лексического, грамматического, эмоционально-стилистического и коннотативного оценочного значений.
Лексическое значение признаковых слов является центральным аспектом их семантической структуры, ее ядерной частью, вокруг которой группируются остальные аспекты значений и которая выступает как парадигматически зафиксированный дифференциальный семантический признак (ДСП) в системе признаковых слов.
Лексическое значение слова как бы двунаправлено: оно связано с конкретными объектами, явлениями объективной действительности, а также соотносимо с понятиями о них. Отсюда лексическому значению свойственны два уровня обобщения: денотативный и сигнификативный аспекты значения ДАЗ и САЗ.
САЗ лексемы наиболее тесно соотносим и в известной мере перекрещивается с содержанием понятия о классе объектов, признаков, явлений. Он присущ номинативным единицам в системе языка, является их потенциальным содержанием, которое вбирает все основные характеристики соответствующего класса реалий (в нашем случае -- признаков), и в основном фиксируется словарными статьями.
Взаимодействие САЗ и ДАЗ в пределах частей речи неодинаково. Так, для имен существительных собственных преобладающей оказывается область денотативной соотнесенности с конкретным лицом, а САЗ предельно нейтрализован. Наиболее характерна относительно равноправная представленность САЗ и ДАЗ для имен нарицательных, что связано с их номинативной функцией обозначения класса предметов и конкретного предмета данного класса.
В то же время глаголы и прилагательные как имена по своей природе признаковые, не имеющие конкретно выделяемого денотата в объективной действительности, характеризуются сигнификативной направленностью.
САЗ, будучи глубинным семантическим образованием, играет первостепенную роль в понимании знака и его правильном употреблении. Семы, отражающие САЗ, несмотря на их скрытый характер, являются необходимыми компонентами семантической структуры слова. Г. В. Вилюман относит к их числу так наз. семемы. К подобного рода семемам относимы семемы, отражающие понятия признака -- «признаковость», «качество признака», «количество признака», «форма», «аромат», «цвет», понятие предмета та -- «предметность», «одушевленность», «конкретность» и т. д.
При многозначности слова план выражения (означающее) имеет связь не с одним, а с несколькими планами содержания, т. е. соотносимо с рядом значений и, наоборот, одно и то же значение может выражаться рядом означающих. В этом случае говорят о знаковой асимметрии. С. Карцевский отмечает, что в связи с асимметрией «всякий лингвистический знак является в потенции омонимом и синонимом одновременно». Многозначное слово, таким образом, содержит множество лексических значений или лексико-семантических вариантов (ЛСВ), ассоциативно связанных друг с другом и способных выступать как ряд предметно-понятийных содержаний, восходя, тем не менее, к одному, более
Отмеченные особенности семной конфигурации содержания языковых единиц играют роль при выявлении синонимических отношений между ними. Очевидно, что синонимия слов возможна при наличии в их содержании одной или нескольких тождественных сем, что и является условием тождества или близости выражаемого ими значения, в частности, значения качественного или количественного признаков. Какие семы в этом случае имеются в виду? Прежде всего, это выделенные выше семемы типа «признаковость», «качество», «количество», «цвет», «аромат» и др. Они являются необходимыми с точки зрения лексико-грамматической принадлежности слов, однако не достаточными для точного определения их конкретного значения. Это особенно важно учитывать в случае полисемии признаковых слов, ЛСВ которых содержат дополнительные семы ДАЗ, отражающие конкретный признак предмета, явления. Именно последние отвечают второму условию синонимии признаковых слов. Совокупность необходимых и достаточных семем и сем, способствующих наиболее полному «узнаванию» и пониманию значений слов, и является основой их синонимии. В зависимости от того содержательного аспекта, в котором устанавливается синонимия, в качестве необходимых и достаточных сем выступают, помимо сем ДАЗ, семы коннотативного аспекта, что особенно важно учитывать при анализе синонимических средств выражения значения признака.
В значении языковой единицы заложена потенциальная возможность ее сочетаемости в синтагматике. В то же время значение и семантическая сочетаемость онтологически неоднородны. Если в значении отражена номинативная функция знака, то семантическая сочетаемость является отражением его синтагматической функции и вторична по отношению к значению.
Наложение ограничения сочетаемости, вызванное наличием той или иной семы как ДСП семантической структуры синонима, может ограничить их взаимозаменяемость. В особенности это относится к прилагательным, как, впрочем, и к другим классам признаковых слов, которые не имеют предметно-понятийной соотнесенности и для которых критерий сочетаемости приобретает релевантное значение. В этом плане, например, прилагательные с более широкой семантической структурой, в которой преобладает САЗ, (почти) не имеют сочетаемостных ограничений (напр.: хороший, плохой), в то время как прилагательные с более конкретным содержанием (ДАЗ), в том числе и их ЛСВ, ограничивают круг возможных сочетаемостных потенций, напр., прилагательных со связанным значением (типа «кромешный», «благой»), которые обладают предельно узкой сочетаемостью. Такие группы прилагательных существуют и в немецком языке, напр., прилагательные со связанным значением типа blond - Haar, rotlich - Haar, vergilbt - Papier, что обусловлено более низким, по сравнению с другими лексико-семантическими классами прилагательных (типа wei?, rot, blau), уровнем абстракции. Отсюда можно сделать вывод, согласно которому, чем конкретнее значение прилагательного, тем более оно денотативно направлено, и в этом случае есть все основания говорить об его ДАЗ.
Семы, входящие в содержательную структуру языковой единицы на ее парадигматической оси, образуют сложную, иерархически упорядоченную конфигурацию. Ведущая роль при этом принадлежит семам, соотнесенным с денотативной функцией знака и входящим в ДАЗ и САЗ на правах категориальных сем, которые являются постоянными в любом прямом употреблении знака. Остальные семы, отражающие различные аспекты значений, имеют второстепенный, потенциальный характер и актуализируются под воздействием контекста. На этом принципе, в частности, основан механизм формирования переносного значения. В ряде случаев переносное значение фиксируется словарной статьей, т. е. нормативно закреплено.
Нередко под влиянием контекстуального окружения в содержательную структуру слова может быть привнесена и актуализирована сема, не свойственная значению знака, но созвучная ему. Взаимодействие приращенного в условиях контекста значения со значением, нормативно зафиксированным, рассматривается как смысл языковой единицы.
Яркой иллюстрацией взаимодействия прямого и переносного (актуализированного в контексте) значений является процесс порождения метафор как образных средств языка, в содержании которых помимо актуализации переносного ДАЗ, актуализированы семы эмоционально-стилистических и коннотативных значений, а следовательно, и значений качественного признака. Механизм образования метафор основан в первую очередь на нарушении «запрограммированных» прямых ДАЗ слова сочетаемостных потенций, которые «предсказывают» значение элементов его дистрибуции. Происходит совмещение значений -- прямого и контекстуально обусловленного и актуального. Это совмещение основано на наличии общего смыслового признака в семантической структуре слова в его прямом значении и слова, субститутом которого выступает метафора. В результате усложняется номинативная функция слова-метафоры, которое «...уже служит не только средством наименования того или иного предмета, но также (и в этом специфика метафоры) средством выражения субъективной оценки предметов и явлений действительности со стороны говорящего.
Общей характерной чертой актуализированного под давлением контекста значения является отражаемая им номинативная переориентация знака, выступающего в качестве субститута слова, для которого данное значение является прямым. Это имеет непосредственное отношение к проблеме синонимии, основанной на тождестве или близости значений слов. При этом синонимия приобретает особый -- семантико-функциональный контекстуальный характер.
I.1 Типы синонимов и общая классификация синонимов

Итак, в наиболее общем плане синонимы могут быть определены как языковые знаки, имеющие разную структурную оформленность, но обладающие тождественным или близким значением и способные выступать в большинстве случаев в тождественной дистрибуции. Последний момент, однако, ограничен наличием определенных ДСП.
В терминах компонентного анализа синонимы с тождественным значением являются точными синонимами и имеют тождественное семантическое описание.
Что касается признаковых слов, то их семантика прежде всего сигнификативно направлена, а ДАЗ выявляется в их сочетаемости с определяемым. Очевидно, что при этом могут быть актуализированы различные стороны и оттенки обозначаемых признаков, в то время как остальные семы создают смысловой фон ДАЗ, что способствует формированию особых видов признакового значения, почти не находящих полных эквивалентов в содержании других признаковых слов.
Близость синонимов отражена в наличии у каждой единицы, наряду с тождественным содержательным сегментом, таких ДСП, по которым синонимы противопоставлены друг другу.
В зависимости от избираемого аспекта различаются синонимы лексические, грамматические, словообразовательные, стилистические, территориальные и др.
Наличие ДСП позволяет говорить об идеографических синонимах как элементах с частично совпадающим ДАЗ, в нашем случае -- лексическим значением признака.
В этой связи особое место занимает вопрос о синонимии многозначных слов, к которым относимо и большинство признаковых слов. Очевидно, что реальные синонимические отношения возможны при реализации отдельных значений, в частности, ЛСВ прилагательных, наречий, глаголов, существительных.
Смысловая неравнообъемность синонимов позволяет говорить о степени их синонимичности. Так, Дж. Лайонз выделяет 2 большие группы синонимов -- полных и тотальных. Полные синонимы -- это слова, у которых совпадают все аспекты значения, тотальные синонимы -- это слова, взаимозаменимые во всех типах контекста. Таким образом, выделяют 4 вида синонимии: 1) полная и тотальная, 2) полная, но не тотальная, 3) неполная, но тотальная, 4) неполная и не тотальная.
Э. Агрикола говорит о синонимии в узком и широком смысле. В первом случае речь идет о словах, обладающих набором сем, допускающим их взаимозаменяемость по меньшей мере в одном контексте (напр.: absolut -- komplett/total/vollkommen/vollig/vollstandig), во втором -- синонимия слов основана на отношении общего и частного или рода и вида (Blume = Sonnenblume/Mohnblume/Strohblume/Topfblume). Второй вид синонимических отношений подробно исследован Э.Г. Ризель, которая выделяет 2 класса синонимов: 1) тематическую группу и 2) тематический ряд.
На основании вышеизложенного можно заключить, что первостепенным условием синонимии является наличие в содержательной структуре языковых единиц минимум одной тождественной семы, необходимой при идентификации значения. В этой связи можно сослаться на мнение В.Г. Вилюмана, который считает, что синонимические связи «принципиально... могут быть представлены тремя вариантами: у слов... имеется (1) хотя бы одна общая семема, (2)... хотя бы одна общая сема, (3) хотя бы одна общая семема и сема».
Тождество или близость значения могут быть выявлены у языковых единиц, принадлежащих не только различным частям речи, но и расположенных па различных языковых уровнях. В этом плане Е.И. Шендельс выделяет синонимы:
1) внутриаспектные (когда сопоставляются категориально однопорядковые единицы);
2) межаспектные (когда сопоставляются категориально разнопорядковые единицы, принадлежащие различным уровням языковой структуры и имеющие различную по сложности структуру.
Основанием для выделения межаспектных синонимов является, помимо тождества или сходства значения, их семантико-функциональное тождество (близость).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что идеографические и стилистические синонимы, к которым относятся и признаковые слова, с одной стороны, могут быть системными и контекстуальными, с другой -- внутриаспектными и межаспектными. Причем эти группы перекрещиваются.
Отсюда можно выделить следующие типы синонимов:
1) системные внутриаспектные; 2) системные межаспектные; 3) контекстуальные внутриаспектные; 4) контекстуальные межаспектные.
Эта классификация является для нас исходной.
I.2 Контекстуальные синонимы

Нередко под воздействием контекста семантическая структура слов претерпевает изменения, в результате которых происходит перестройка семного состава: семы предметно-понятийного ДАЗ частично нейтрализуются и отодвигаются на второй план, в то время как актуализируются семы, отражающие второстепенные в прямом употреблении слова значения. Иногда в содержание языковой единицы могут привноситься семы денотативных значений элементов дистрибуции; в результате слово приобретает семантические функции, свойственные другому слову, для которого данное значение является денотативным и парадигматически зафиксированным. Так рождаются, в частности, метафоры. В результате возникает контекстуально обусловленная синонимия, а сами лексемы выступают как функционально-семантические или контекстуальные синонимы (КС).
Противопоставляя контекстуальные синонимы словарным, Е. В. Салькова указывает на основные семантические моменты, способствующие их вступлению в отношения контекстуальной синонимии:
1) Словарный синоним, в отличие от КС, имеет в языке более узкое значение: Mein Sohn (словарный синоним-- СлС) ist noch klein. Das Kind (КС) ist drei Jahre alt.
2) СлС, в отличие от КС, имеет в языке более широкое значение: gehen (СлС) -- wandern (КС).
В обоих случаях синонимы находятся в одной семантической области.
3) Синонимы находятся в одной семантической области, но несопоставимы по объему значения: Der Panzer kroch (КС) auf ein fernes Waldstuck zu (= rollen -- СлС).
4) Синонимы относятся к разным семантическим областям. При этом КС приобретает метафорическое значение: Das Flugzeug knatterte (КС) uber die Stellung hinweg (СлС-flog).
Итак, при вхождении в одну семантическую область сохраняется единство или близость денотативного значения, а отношения между единицами формируются по типу «род -- вид». При более широком значении, чем у СлС (der Sohn--das Kind), в семантической структуре речевой единицы, наряду с денотативными семами ДАЗ, в благоприятном контексте актуализируются семы, которые для этой единицы являются вообще второстепенными и потенциальными.
При более узком значении, чем у СлС (gehen --wandern), а также при вхождении синонимов в разные семантические области семантическая структура КС, введенного в тождественный контекст, под его воздействием приобретает сему, свойственную ДАЗ словарного синонима, что и обусловливает возникновение функционально-семантической синонимии.
Как видно, при выделении контекстуальной синонимии первостепенным оказывается критерий их сочетаемости.
Таким образом, значение КС обладает по меньшей мере двумя достаточными и необходимыми семами: собственным ДАЗ, который частично нейтрализован (или обобщен -- САЗ), и значением СлС (переносное значение, актуализированное в данном контексте). В этом плане можно говорить не столько о значении, сколько о смысле языковой единицы, ее речевом Л СВ.
Итак, синонимия как лингвистическое явление есть продукт не только системы языка, но и ее речевой реализац и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.