На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Лексическая система языка и место тематической группы в ней. Слова с корнем бел как объект лингвистического исследования. Лексико-тематическая группа в семантико-словообразовательном аспекте. Ономастический и фразеолого-паремиологический фонд языка.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Ин. языки. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


28
Оглавление

Введение

Глава 1. Лексическая система языка и место тематической группы в ней
1.2.Слова с корнем «бел» как объект лингвистического исследования

Глава 2. Лексико - тематическая группа в семантико-словообразовательном аспекте
Заключение

Литература

Введение
Лингвистика обратила самое пристальное внимание на исследование связей языка и этнокультуры, на построение языковой картины мира, которая отражает историческое существование носителей языка, их материальную и духовную культуру (А.Вежбицкая, Е.М.Верещагин, Т В.Гамкрелидзе, В.Г.Гак, Вяч.Вс.Иванов, Ю.И.Караулов, В.Г.Костомаров, Е С.Кубрякова, М.М.Маковский, А.Ф.Лосев, Г.П.Немец, Л.Б.Савенкова, Ю.С.Степанов, З.К.Тарланов, В.Н.Телия, Н.И.Толстой и др.).В свете этого актуальным становится комплексное изучение отдельных наиболее важных в культурно-национальном отношении лексико-тематических групп (далее - ЛТГ), которые стали подвергаться в этом плане всестороннему анализу. Изучение ЛТГ с различных сторон обусловливает раскрытие общих процессов развития лексики, т.к. «для лингвистики вовсе не безразлично то, как членится в каждом конкретном языке данная пред-метно-смысловая область, какие признаки предметов отражаются в отдель-ных наименованиях, а, следовательно, характеризуют отдельные члены той или иной тематической группы» (7,14).
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что комплексное изучение ЛТГ открывает новые перспективы как для выявления ее семантико-словообразовательных особенностей, так и для познания ее роли в языковой картине мира.
Изучение процессов, происходящих в пределах одной группы лексики, отвечает задачам системного и функционального подхода к языковым явлени-ем, помогает определять направления развития лексической системы в целом.
В теоретическом плане работа опирается на положения трудов таких ученых, как А.А.Брагина, А.Вежбицкая, Е.М.Верещагин, В.В.Виноградов, ЭА.Габинская, В.Г.Гак, О.П.Ермакова, Е.А.Земская, Т.Х.Каде, , В.Г.Костомаров, Е.С.Кубрякова, Ф.Лосев, А.Г.Лыков, Р.Ю.Намитокова, В.Н.Телия, А.И.Тихонов, Н.И.Толстой, И.С.Улуханов, Д.Н.Шмелев и др.
Объектом исследования является ЛТГ с корнем «бел», изучаемая в ком-плексе всех ее производных и устойчивых употреблений.
Предмет исследования - семантико-словообразовательные особенно-сти ЛТГ в русском языке и ее роль в формировании языковой картины мира носителей русского языка.
Цель исследования - системный семантико-словообразовательный и лингвокультурологический анализ ЛТГ на основе «Словаря русского языка ХI-XIIвв.» Реализация цели, поставленной в работе, пред-полагает решение следующих задач:
1) установление их системной организации и закономерностей функционирования в древнерусском языке;
2) установление семантико-словообразовательного потенциала ЛТГ, выявление типологии словообразовательных гнезд с исходным корнем «бел»;
3) определение роли ЛТГ с корнем «бел» и их производных в формировании фрагмента русской языковой картины мира.
Источником исследования послужили филологические словари и научные тексты.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка ис-пользованной литературы.
Глава 1. Лексическая система языка и место тематической группы в ней
Состав лексических средств языка - это сложное целое, система, от-дельные части которой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В совре-менной лингвистике под системой понимается «множество языковых элементов любого естественного языка, находящихся в связях друг с другом, ко-торое образует определенное единство и целостность» [2,65]
Понимание системности языка отмечалось лингвистами прежде всего в
области грамматики, фонетики, а с развитием языкознания, с совершенствованием методов изучения и лексика русского языка стала рассматриваться как система связанных между собой языковых фактов.
Так, академик М.М. Покровский еще в 1895 году в своей работе «Семасиологические исследования в области древних языков» высказал мысль, ныне ставшую классической, о том, что «слова и их значения живут не отд-ельной друг от друга жизнью, но соединяются в нашей душе, независимо от нашего сознания, в различные группы [11,54]причем основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению. Понятно уже , что такие такие слова имеют сходные или параллельные семасиологические изменения и в истории влияют одно на другое; понятно также, что эти слова употребляются в сходных синтаксических сочетаниях» (11,35).
Наличие многообразных системных связей слов отмечал и Н.В. Крушевский: «...слово связано двоякого рода узами: бесчисленными связями сходства со своими родичами по звукам, структуре или значению и столь же ее численными связями смежности с разными своими спутниками во всевозможных фразах; оно всегда член известных гнезд или систем слов и в то же время член известных рядов слов» [9,66].
В то же время, признавая системность лексики, лингвисты отмечают ее отличие от системности других уровней языка, так как лексика тесно связана внешними, экстралингвистическими факторами, она непосредственно отражает изменения, происходящие в окружающей действительности.
Д.Н. Шмелев, признавая системность лексики, отмечал, что ее проявление в лексике специфично: «учитывая особенности лексики по сравнению другими сторонами языка, мы должны заранее предположить, что опреде-ление лексики как системы во многом сложнее, чем определение граммати-кой или фонологической систем» [12, 184].
Л. А. Новиков считает, что в отличие от других систем языка, лексика но связана с внешними, экстралингвистическими факторами [4,61].
Понимание лексики как системы было намечено в трудах М.М.Покровского, А.А.Шахматова, Л.В.Щербы, сформулировано в работах таких отечественных и зарубежных лингвистов, как Н.Н.Амосова, М.Л.Апажев, И.ВАрнольд, Ш.Балли, Л.Бейсбергер, Л.М.Васильева, В.В.Виноградов, В.Г.Гак, П.Н.Денисов, В.А.Звегинцев, Ю.Н.Караулов, С.Д.Кацнельсон, Н.З.Котелова, Э.В.Кузнецова, М.М.Маковский, В.М.Никитин, Л.А.Новиков, З.Д.Попова, В.Порциг, И.П.Слесарева, А.И.Смирницкий, И.А.Стернин, И.Н.Толстой, А.А.Уфимцева, Ф.П.Филин, Д.Н.Шмелев и многих других. Сейчас ни у кого из лингвистов не вызывает сомнения, что «...одним из основных достижений лингвистических исследований последнего времени справедливо считают понимание лексики как системы» [1,65].
В лингвистике системность лексики понимается по-разному, что обусловлено различными основаниями, признаками, взятыми за основу для выделения тех или иных лексических группировок. Так, выделя-тся лексико-тематические группы, тематические парадигмы, тематические ряды, лексико-семантические группы, семантические классы, лексико-семантические классы, семантические поля, тематические поля, лексико- семантические поля, понятийные поля и так далее.
Например, А.А.Уфимцева, с одной стороны, выделяет лексико-тематические группы, предметные или тематические группы, терминологические, этимологические группы слов, а с другой стороны, - лексико-грамматические классы слов, семантико-синтаксические группы или пары слов, а также фонетико-семантические группы слов, представляющие собой объединения фоно-морфологических вариантов слов.
Таким образом, сложилось несколько подходов к классификации лексики и каждый из этих подходов имеет свой предмет и метод исследования, «узловой проблемой лексикологии и семасиологии является анализ четытех крупных группировок или макросистем словарного состава языка: лексико-грамматической, лексико-стилистической, лексико-тематической и лексико-семантической» [5,83].
Рассматривая лексико-тематическую систему, М.Л.Апажев выделяет в лексике свыше 50 тематических группировок слов, отмечая при этом, что «лексико-тематическая система, или группа, - одно из древнейших объединений, выявленных человеком в языке и наиболее изученных в сло-варном составе, пожалуй, всех развитых литературных языков».
Выделение лексико-тематической группы основывается на «системно-сти окружающей действительности», которая «проявляется в различных группировках слов, объединяемых в лексико-тематические группы на основании общности обозначаемых ими реалий по сходству, смежности, назначе-нию, устройству, функции и т.д.» [2,120].
Слова с корнем «бел», являющиеся объектом нашего исследования, при-знаются объединением лексико-тематического характера - лексико-тематической группой, связь членов которой, как отмечают А.Е.Бертельс, В И.Кодухов, А.А.Уфимцева, Ф.П.Филин, Д.Н.Шмелев, определяется тематической общностью входящих в них слов.
Ф.П. Филин, рассматривая понятия «лексико-тематическая группа» и лексико-семантическая группа», разграничивает их, отмечая, что в основе лексико-семантической группы лежат «лексические элементы с однородны-ми сопоставимыми значениями», к которым, по его мнению, относятся сино-нимы, антонимы и другие группы слов, связанные между собой общностью семантических отношений, а в основе тематических групп лежат «объедине-ния слов, основывающиеся не на лексико-семантических связях, а на клас-сификации самих предметов и явлений действительности» [7,526]
Но, как отмечалось неоднократно многими лингвистами, между лексико-тематическими и лексико-семантическими группировками слов непрохо-димой границы нет, детализация тематических групп логически неизбежно и последовательно ведет к группам лексико-семантическим.
Так, следует отметить, что слова с данным корнем , представляющие собой ЛТГ, могут входить в другие объединения слов.
Как отмечал Д.Н.Шмелев, «группы слов, выделяемых на основании предметно-логической общности, во многих случаях характеризуются и не-которыми общими для них собственно языковыми признаками, иначе говоря, многие тематические группы слов оказываются при ближайшем рассмотрении также и лексико-семантическими группами...» [12,104].
Это высказывание Д.Н. Шмелева в полной мере можно отнести к лексико-тематической группе с корнем«бел».
1.2.Слова с корнем «бел» как объект лингвистического исследования

Развитие лексической системы русского языка изучается в нескольких направлениях: исследуется лексика отдельных па-мятников, прослеживается история определенных групп слов, дается описание временных (синхронных) срезов. Перечислен-ные аспекты изучения словарных богатств дополняют друг Дру-га, способствуют накоплению сведений по исторической лекси-кологии, которые помогут создать общую картину формирования лексики русского языка.
В каком бы из названных аспектов ни изучалась лексиче-ская система языка, важным звеном в описании словарного ма-териала являются тематические группы слов. Однако вопрос о статусе тематической группы как объекта лингвисти-ческого анализа не решается однозначно. Одни исследователи считают целесообразным анализировать названные группы слов, другие выражают к их описанию скептическое отношение, мотивируя это тем, что они представляют собой объединения слов логического порядка, ибо в них реализуются экстралингвистические связи и отношения между предметами и явлениям действительности. Так, А. А. Уфимцева отмечает, что «изучение подобных групп ограничивается своеобразной инвентаризацией по типу: «предметы домашнего 'обихода», «части тела», «постройки» и т.п. и даже не ставит своей задачей вскрыть внутренние семантические связи слов»[7,103] По мнению этих исследователей, при описании лексической системы языка должны приниматься во внимание только языковые (семантиче-ские) отношения между лексемами, и их не следует подменять экстралингвистическими отношениями между реалиями.
Между тем лексический состав языка непосредственно отра-жает внеязыковую действительность; в словаре проявляются не только собственно языковые факторы, обусловленные отношени-ем лексем друг к другу, но и внеязыковые условия, которые оп-ределяют содержание и функционирование слов. Как справед-ливо отмечает Д. Н. Шмелев, «внеязыковые» моменты во мно-гом оказываются тесно переплетенными с «собственно языковы-ми» и изолированное рассмотрение последних по существу не-возможно»[6,90].
Необходимо также учитывать, что языковые единицы неод-нородны в плане соотношения их лексического значения с объ-ективной действительностью. По характеру семантики резко противопоставляются два класса слов -- конкретные существи-тельные и глаголы. В значении конкретных существительных превалирует денотативное содержание, соотносимое с предме-тами материального мира. Поэтому основанием для классифи-кации и описания конкретных существительных является отне-сенность слов к определенной предметной области, тематической сфере, т.е. экстралингвистические факторы. Значения конкрет-ных существительных, выступающих в качестве «экземплирующих членов» того или иного объединения слов, относительно ав-тономны, независимы от других членов класса лексем. Катего-риальное же значение глаголов имеет релятивный и более аб-страктный характер, так как глаголы обозначают отношения между предметами. Поэтому при описании системы глаголь-ных лексем возрастает роль внутриязыковых факторов. «Слож-ность природы лексического значения предопределяет возмож-ность объединения слов как по экстралингвистическим призна-кам, отражающим связь значений с внешним миром, так и по чисто языковым, в основе которых лежат внутриязыковые свя-зи»[7,69].
Полное представление о предметной лексике может дать описание разнообразных тематических групп.
По каким же основаниям определенные лексические элемен-ты объединяются в тематические группы слов?
Тематические группы -- это объединения лексем, обозначающих определенную предметную сферу. Выделение этих групп основано на внеязыковых критериях, поэтому, как правило, у членов рассматриваемых рядов нет общих семанти-ческих признаков. Ф. П. Филин справедливо указывает на «ней-тральные» или «нулевые» связи между словами, входящими в тематические группы[9,84].
Чаще всего в составе тематических групп реализуются ро-до-видовые связи денотатов (например, растение--дере-во, кустарник, цветок и т.д.; мебель --шкаф, стол, стул и т.д.). Между родовым и видовым понятиями существуют инклюзив-ные отношения, т. е. отношения включения: «происходит вклю-чение более низкого класса в более высокий класс классов, т. е. категорию». Поэтому в значении членов тематической группы имплицитно содержатся два семантических признака: обобщаю-щий. интегрирующий (например, «мебель») и дифференцирую-щий, который отграничивает один экземплирующий член ряда от другого.
Нередко в качестве интегрирующего компонента значения выступает общая функция членов тематической группы. На-пример, существительные изба, хата, дом, юрта объединяются по общей функции -- они обозначают жилище человека. В по-добных случаях можно говорить о функциональных группах как особой разновидности тематических групп .
Элементы тематических групп могут быть связаны как це-лое и его ч а с т и (например, платье--рукав, воротник, пу-говицы и т. д.).
В силу того, что выделение тематических групп происходит по экстралингвистическим критериям, сами эти группы могут быть более широкими и более узкими. К тематическим группам можно отнести и «классы слов, которые объединяются одной и той же типовой ситуацией»[12,75], т. е. ситуативные ряды слов (например, все слова, связанные с темой «магазин», «спорт» и т. д.).
К ситуативным рядам слов близки ассоциативные группы, в которых слово-стимул объединяет группу определенных ассоциатов (например, корова, коза -- молоко, трава, ферма, мясо).
Общий элемент (лексему), вокруг которого объединяются все члены тематической группы, называют «архилексемой», «классемой» (Э. Косериу), тематической доминантой (В. Мор-ковкин), семантической темой (Д. Н. Шмелев), опорным, клю-чевым словом.
Таким образом, тематические группы--объединения слов логического порядка. «Изучение подобных группировок слов по-могает вскрыть, как, в каких лексических единицах идет опредмечивание материального мира, как членится при помощи лек-сики опыт данного народа»[12,90].
Как правило, тематическая классификация лексики допол-няется рассмотрением внутриязыковых связей и отношений между единицами тематических групп. В составе тематических разрядов слов выделяются лексико-семантические группы -- классы слов, объединенных хотя бы одним общим се-мантическим признаком.
Две классификации лексического материала (тематическая, экстралингвистическая и лексико-семантическая, лингвистиче-ская) не противоречат друг другу. Они дают возможность пол-нее описать определенные пласты лексики (прежде всего кон-кретной) и проследить их развитие.
Представляя словарный состав русского языка ХI-ХШв. как сложившуюся систему , авторы «Словаря русского языка XI-ХШ» собрали из разных памятников письменности слова с данным корнем., их насчитывается около 109 слов, чтобы объединить их в тематическую группу, необходимо выяснить значение корня «бел».
В общеиндоевропейском языке существовал корень «вhе», который имел значение «сиять», «блестеть».
С этим корнем появились слова и создали тематическую группу, зафиксированную в «Словаре русского языка XI - XVII вв.». Эти слова имеют несколько лексических значений и, следовательно, распадаются на несколько групп. Первая группа имеет общее для всех слов значение с элементом цвета: «белый, светлый, осветленный, белесый, неокрашенный».
Так белена - растение, названо так за свои беловатые листья
БЂлка - это животное получило имя по цвету меха белой очень редкой дорогой породы.
БЂлило - белая краска;
БЂлодушка - животное с белом мехом на передней части шеи;
БЂлок - яичный белок;
БЂлуга - рыба с белым мясом;
БЂль - белизна, белый цвет;
БЂлье - отбеленный холст полотно;
БЂльце - сор и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.