На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Синтаксические, фонетические особенности духовной речи. Разновидности стилей русского языка. Традиции старославянского произношения в современной орфоэпии духовной речи. Виды, жанры современной духовной речи. Красота слога как совершенное выражение мысли.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Ин. языки. Добавлен: 26.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


16
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Риторика»
по теме: «Духовная речь»
Оглавление

    Введение
    1. Синтаксические и фонетические особенности духовной речи
    2. Современная духовная речь
    Заключение
    Список использованной литературы
    Введение

    Русский язык, как и всякий развитый литературный язык, представляет собой систему так называемых функциональных стилей - разновидностей литературной речи, особенности которых определяются ее назначением и содержанием. Обычно выделяются обиходно-разговорный, документально-деловой, научно-технический, общественно-политический, художественно-литературный функциональные стили русского языка.
    Очевидно, имеет смысл говорить о духовной речи, как особом функциональном стиле русского литературного языка, лингвистическое отличие которого от других функциональных стилей, основанных только на современном русском языке, состоит в синтезе церковнославянской и русской речи Лопушанская С. П. Разграничение старославянского и русского староцерковнославянского языков // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Филология. Вып. 2. Волгоград, 1997. С. 6-17.
    По мнению исследователей, в основе традиций русской речевой культуры лежит понятие риторического идеала, формируемого «в современной риторике благодаря взаимодействию категории гармонии и категории диалога» Прохватилова О.А. Традиции русского духовного красноречия и современная риторика // Риторика в системе гуманитарного знания: Тезисы VII Международной конференции по риторике. 21-31 января 2003 года. М., 2003. С. 275.. Существует мнение, что воплощением русского риторического идеала является духовная речь как «этико-эстетический образец, который подразумевает особую роль категорий гармонии, кротости, смирения, миролюбия, негневливости, уравновешенности, радости, а реализуется в диалогическом гармонизирующем воздействии, риторических принципах немногословия, спокойствия, правдивости, искренности, благожелательности, ритмической мерности, отказе от крика, клеветы, сплетни, осуждения ближнего» Михальская А.К. Пути развития отечественной риторики: утрата и поиски речевого идеала // Филологические науки. М., 1992. № 3. С. 64-65.. Данная точка зрения находит подтверждение в различных исследованиях, посвященных изучению проповеди как основной жанровой разновидности духовной речи. Обладая мощным нравственно-этическим и лингвистическим потенциалом, православная проповедь хранит в своем звучании черты русского речевого идеала - доброжелательность, искренность, спокойствие, отказ от крика, грубости, несдержанности. Так, в основе семантической и интонационно-звуковой организации проповеди лежит принцип симметрии, который проявляет себя как на уровне содержания, так и на уровне формы.
    1. Синтаксические и фонетические особенности духовной речи

    Современная духовная речь представляет собой совокупность жанровых разновидностей, функционирующих в сфере религии. Духовная речь включает тексты на русском староцерковнославянском языке (например, Священное Писание, молитвы, псалмы) и речевые произведения на современном русском литературном языке (например, проповеди, церковные послания иерархов и т.д.), поэтому специфика ее речевой организации заключается в особом соотношении и взаимодействии элементов двух языковых систем - древней и современной.
    Система языковых средств духовной речи пронизана архаичными компонентами всех уровней, которые в сочетании с единицами современного русского литературного языкам создают ее стилистическое своеобразие.
    Прежде всего, это лексические единицы - славянизмы и церковнославянизмы, например: богоусыновление; многотрудная, многоскорбная и многоплодная жизнь; богоизбранный; милосердие; врата Великого Поста; Божие повеление; агнец Божий; вознесет вас; великий терпеливец; возвеселися таинственно; отверзал очи слепым; светосияние; снегосветлая одежда; благодеянеие; благобытие; славолюбие, восчувствовал и т. п.
    На морфологическом уровне к числу архаичных элементов речевой организации современной духовной речи следует отнести императивные формы, представляющие собой соединения спрягаемой формы глагола в 3-м лице единственного числа с синтаксической частицей да, например: ...ну да не будет сего/...; ...это вот/ да будет/ уроком для всех/...; ...сей день/ воскресения Христова/ да пусть будет для нас/ днем радости/...
    Среди архаических синтаксических структур, воспроизводимых в духовной речи, следует назвать постпозицию согласованного определения, например: ...и в день памяти/ святителя Божия/ будем дорогие/ так же искренно/ любить/ богослужение церковное/...; ...в праздник Пасхи Христовой/...; ...даровало им/ жизнь вечную/...; ясные следы/ промысла Божия/ и помощи Божией/...
    Уникальное сочетание акустических признаков, отражающих особенности древней музыкально-тонической и современной акцентно-мелодической фонетических систем, обусловливает и специфику звучания современной духовной речи. Так, несмотря на господство в пастырской проповеди современной орфоэпии, отмечается непоследовательное воспроизведение отдельных произносительных свойств, которые восходят к традициям старославянского произношения. Так, с разной степенью последовательности в духовных наставлениях отмечено:
    · сохранение качественных и количественных характеристик гласных полного образования в безударных позициях (например: [о] ни[спо]слании);
    · произношения ударного нелабиализованного [э] после мягких согласных, шипящих и [ц] перед твердыми согласными (например: при[н.эс]; возне[с.эт]; спа[с.эт]; [м.эрт]вых; от[цэм], ду[шэ]ю; ко[п.иjэм]);
    · побуквенное произнесение некоторых флексий в грамматических формах (Свят[аго] Духа; кающе[го]ся; императора Феодосия Млад[шэго]; свят[аго] Иоанна Златоуста; Свят[аго] Духа Свят[аго] Духа Свят[аго] Духа).
    Сосуществование признаков древней и современной фонетических систем обнаруживается и в интонационной организации духовной речи. Черты современной интонационной системы русского языка актуализируют в звучании пастырского слова моновершинные варианты интонационных моделей, которые коррелируют с типами интонационных конструкций, составляющими основу интонационной системы современного русского языка.
    Архаичные черты древней фонетической системы проявляются в звучании современных духовных наставлений, прежде всего, при делении речи на минимальные смысловые отрезки - синтагмы. Свойства музыкально-тонической системы проявляются в звучащей духовной речи также благодаря высокой частотности двувершинных и поливершинных структурных вариантов интонационных моделей, которые образуют просодическую рамку, выделяющую начало и конец синтагмы. Эта закономерность интонационного оформления свидетельствует о сохранении в нем следов древнеславянской фонетической системы, для которой рамочная обрамленность была характерным свойством фразово-интонационной модели.
    На отражение в интонационном оформлении духовной речи черт древней музыкально-тонической системы указывает и наличие поливершинных вариантов интонационных моделей, которые характеризуются акустической выделенностью почти каждого слова в синтагме. В современной звучащей речи такая тенденция к пословному построению интонационного контура линейной единицы речевого потока отмечается лишь в некоторых говорах и является коррелятом старого музыкального ударения.
    Принцип симметрии, заключающийся в соразмерном, гармоничном расположении частей целого, лежит в основе семантической и интонационно-звуковой организации современной духовной проповеди и проявляет себя как на уровне содержания, так и на уровне формы.
    Семантическая симметрия в проповеднических текстах находит выражение в наличии контрастных по семантике бинарных компонентов в рамках высказывания. В качестве примера приведем фрагмент из .Слова о Боге-Троице. митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла8: ...любовь ко Исусу Христу/ открывает нам/ любовь Божию/ мы любим Христа/ а в ответ """ на эту любовь/ получаем себе любовь Божию// любя Христа/ мы получаем в ответ/ любовь к Богу/... Центром симметрии и семантическим ядром высказывания является понятие «любовь» как центральное для христианства, ибо .Бог есть любовь. (1 Ин. 4:8). При этом повторяющиеся элементы - .любовь ко Христу. и .любовь Божия. - являются бинарными компонентами, представляющими собой одновременно автономные понятия и единство, воплощающее слова Спасителя: Я и Отец одно (Иоан., 10:30). Вместе с тем повторение бинарных элементов в данном фрагменте проповеди организовано по принципу зеркальной симметрии, предполагающей полное соответствие в расположении частей целого по отношению к центру. Оно может быть представлено следующей схемой: ЛХ - ЛБ - ЛХ - Л - ЛБ - ЛХ - ЛБ, где сокращениями ЛХ и ЛБ обозначены соответствующие бинарные компоненты .любовь ко Христу. и .любовь Божия., а литерой Л - их важнейшая составляющая - «любовь».
    Повторяющиеся в проповеди слова обозначают обычно важнейшие для христианского мировоззрения понятия. Их симметричное воспроизведение в рамках высказывания позволяет не только зафиксировать внимание слушателей на ключевых словах пастырского наставления, но и придать речи проповедника афористичный характер благодаря предельно сжатой и стилистически совершенной форме выражения мысли. Не случайно симметрия лексических повторов наблюдается обычно в наиболее значимых фрагментах проповеди, которые содержат либо выводы из предшествующего повествования, либо важнейшие постулаты христианского вероучения, нравственно-религиозной этики.
    Семантическая симметрия, характерная для речевой организации современной духовной речи, дополняется симметрией интонационной. В звучащей православной проповеди она реализуется:
    1. при членении речевого потока на минимальные смысловые отрезки;
    2. благодаря упорядочиванию мелодических чередований за счет повтора сочетаний восходящего и нисходящего движений тона, которые, образуя мелодическую симметрию, придают речи благозвучие;
    3. при организации акустического пространства в пределах синтагмы с помощью рамочных акцентных структур, в которых интонационные центры приходятся на первый и последний ударный слог синтагмы. Это акустически уравновешивает начало и конец синтагмы, создает ее симметричное просодическое выражение.
    2. Современная духовная речь

    В различных видах и жанрах духовной речи (в богослужении, проповеди, богословской, апологетической литературе, в академической речи, в газетных публикациях) церковнославянская и русская языковые стихии сочетаются различным образом. Развитый жанровый состав духовной словесности и активное использование произведений, принадлежащих ко всем периодам развития русского литературного языка, делают функциональный стиль духовной речи уникальным явлением в составе современного русского литературного языка. Несмотря, однако, на эту кажущуюся разнородность, как позволяют думать исследования последнего времени Прохватилова О. А. Православная проповедь как феномен звучащей речи. Волгоград, 1999, в духовной словесности обнаруживается возрастающее единство выразительных средств и становление особенных норм устной и письменной речи.
    В условиях становления функционального стиля духовной речи следует особенно внимательно относиться именно к чистоте слога, потому что требование чистоты связано с отбором выразительных средств, качество которого определяется знанием языка и литературным вкусом.
    Органическое слияние различных выразительных средств достигается в произведениях ряда современных церковных авторов, например, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), которого можно с полным основанием считать классиком современной русской духовной прозы.
    Ясность слога озна и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.