На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теория морфологических категорий. Выявление особенностей употребления лексико-грамматических разрядов прилагательных в современных СМИ. Анализ случаев перехода имен прилагательных из одного разряда в другой. Особенности газетно-публицистической речи.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Ин. языки. Добавлен: 04.06.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Введение
Актуальность данного исследования обусловливается увеличением роли СМИ в жизни каждого гражданина России.
Целью данной работы является выявление особенностей употребления лексико-грамматических разрядов прилагательных в современных СМИ. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал.
2. Подобрать примеры имен прилагательных из газет.
3. Проанализировать количественный состав имен прилагательных
4. Проанализировать случаи перехода имен прилагательных из одного разряда в другой.
База исследования: материалом для исследования стали 130 имен прилагательных, выбранных из газеты «Аргументы и факты» №48, №51, №52 за 2008 г, №3, №4, №11, №15, №17 за 2009 г.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования при преподавании морфологии в школе и в вузе.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматривается история вопроса и даются теоретические сведения о разрядах имен прилагательных, во второй анализируется использование имен прилагательных в современных СМИ, В заключении формулируются основные выводы по исследованию. Приложение содержит карточки с именами прилагательными, взятыми для исследования.
Методы исследования: статистический, описательный.
ГЛАВА 1. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1.1 Из истории вопроса

Изучение вопроса о разрядах имен прилагательных имеет давнюю историю, попытки классифицировать слова, принадлежащие к этой части речи, предпринимались в лингвистике, начиная с XVIII века.
Уже в трудах М.В. Ломоносова, в частности в его «Российской грамматике», можно найти размышления о притяжательных прилагательных на -ов, -ин, активно употребляемых в XVIII веке.
Исходя из реального употребления прилагательных в языке, строил свою классификацию А.А. Барсов. В основу разграничения исследователь брал признак «уравнения», т.е. возможность прилагательного иметь форму сравнительной степени.
В «Исторической грамматике» Ф.И. Буслаева мы не найдем классификации прилагательных, хотя в одном из его высказываний встречается термин «относительные». Он отличается от современного и введен ученым, видимо, для того, чтобы показать связь между двумя типами словосочетаний, соотнесенных друг с другом.
В «Грамматике церковнославянского языка» А. Х. Востоков дает следующую классификацию прилагательных: «Прилагательные имена разделяются вообще на качественные, притяжательные, относительные, числительные, причастия». Знакомые всем нам определения... Однако предложенная классификация далека от современной: в ней насчитывается пять групп прилагательных, при этом автор не указывает принцип разграничения слов. Вот, например, какое определение дается относительным прилагательным: «Относительные имена суть прилагательные, означающие зависимость от предмета, первообразнымъ словом выражаемого. Они по окончаниям своим разделяются на три отделения». Далее ученый рассматривает каждую группу прилагательных, так что становится ясно, что именно окончаниям уделяется большее внимание, именно они являются определяющим критерием в решении вопроса о разряде.
Известное деление имен прилагательных на «качественные», «относительные», «притяжательные» можно найти в трудах А.А. Шахматова. Исследователь, казалось бы, обращается к классификации предшественника, однако его определения более четки и привычны, например: «Прилагательные качественные, означающие такие качества, свойства, которые являются качествами-свойствами, мыслимыми в сочетании времени и также в различении развития; морфологически такие прилагательные обнаруживаются, во-первых, тем, что они образуют нечленные формы при членениях, во-вторых, тем, что образуют при себе наречия, в-третьих, тем, что образуют степени сравнения, а также уменьшительные формы».
Как видим, известный лингвист впервые выделил три класса прилагательных: качественные, относительные и притяжательные, - сделал попытку сформулировать их признаки. Именно определения А. А. Шахматова берутся за основу современными исследователями, делящими прилагательные на лексико-грамматические разряды, именно на его работы ссылаются при распределении прилагательных по группам: качественные, относительные, притяжательные. Ученый приводит очень мало примеров, причем, рассматривая членные и нечленные формы, степени сравнения, исследователь ничего не говорит о качественных и относительных прилагательных, он делит имена прилагательные на грамматические группы, а с точки зрения семантики, по Шахматову, «прилагательное - это часть речи, которая включает в себя слова, определяющие существительные и являющиеся названиями свойств, качеств, отношений в них, в сочетании с названиями субстанций, причем под отношениями разумеются те, которые вытекают из существа, из природы самих субстанций». Таким образом, за всеми прилагательными исследователь закрепляет признак качества. И мы не можем сказать, к какому разряду ученый отнес бы слова слепой и карий, «качественные» с точки зрения современных исследователей, но не имеющие форм сравнительной степени или краткой формы, не сочетающиеся с наречиями. Кроме того, авторы современных грамматик и учебников не учитывают, что А.А. Шахматов, выделяя класс притяжательных прилагательных, не включает в него прилагательные на -ий, -ский, а, следуя традиции М. В. Ломоносова, рассматривает как притяжательные только прилагательные на -ов, -ин.
В «Русской грамматике» 1980 года четко противопоставлены друг другу две группы прилагательных: качественные и относительные (в то время как известный ученый В. В. Виноградов при некоторой противоречивости своего учения убедительно показал условность семантической границы между «качественными» и «относительными» прилагательными и привел многочисленные примеры стирания морфологических различий между данными группами слов). В состав «относительных» входят также местоимения, порядковые и притяжательные прилагательные. Читая «Русскую грамматику-80», нетрудно обнаружить противоречие. С одной стороны, РГ-80 утверждает, что «качественные прилагательные имеют два ряда форм - полные (атрибутивные) и краткие (предикативные)... они образуют формы сравнительной степени». С другой стороны, в том месте, где говорится о неустойчивости грамматической границы между так называемыми качественными и относительными прилагательными, можно прочесть: «Не все качественные прилагательные в силу особенностей лексической семантики или морфологической структуры обладают грамматическими признаками, перечисленными в § 1295».
Объяснение этому явлению обнаруживается в работе А. М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении», где автор последовательно рассуждает о том, почему одни прилагательные могут образовывать формы степеней сравнения, а другие не могут: «У прилагательных качественная основа только способствует образованию степеней сравнения, но не обусловливает их категорически. Так, прилагательные слепой, хромой, глухой в их основном значении лишь с трудом образуют степени сравнения... И это потому, что сами качества-то представляются нам абсолютными, не могущими количественно изменяться... С другой стороны, предметная основа не препятствует образованию степеней сравнения, если отношение к предмету забывается, сознается слабо, а на первый план выступает в сознании значение качества».
К аналогичному выводу пришла и З.П. Данилова в статье «К вопросу о лексико-грамматических разрядах прилагательных»: «В области имен прилагательных решающую роль играет семантика слова, только она определяет возможность образовать от него степени сравнения, краткую форму, наречие на -о, существительное со значением отвлеченного качества».
Подведем итоги:
1) попытки классифицировать имена прилагательные восходят еще к XVIII веку;
2) освещение вопроса о разрядах прилагательных до настоящего времени является противоречивым;
3) до сих пор не выявлено единых критериев классификации имен прилагательных, нет цельной картины по вопросу о разрядах прилагательных.
1.2 Характеристика лексико-грамматических разрядов имен прилагательных

По грамматическим, словообразовательным и лексическим свойствам имена прилагательные делятся на качественные и относительные.
Качественные прилагательные являются прямыми названиями различных признаков предметов. Чаще всего они представляют собой названия таких свойств и качеств, которые непосредственно воспринимаются органами чувств: 1) сладкий, горький, горячий; 2)белый, синий, рыжий; 3)звонкий, тихий, шумный; 4) мягкий, гладкий, жесткий; 4) узкий, длинный, высокий и др.; обозначают свойства характера и особенности психологического склада: мудрый, добрый, коварный, любезный и др.; выражают оценку: хороший, прочный, великолепный, отвратительный и др. Такие признаки обычно проявляются в разной степени в разных предметах, могут изменяться. Ср.: очень горький, более горький, самый горький и т. п. Лишь немногие качественные прилагательные выражают абсолютный признак предмета, который является неизменным, постоянным: глухой, хромой, женатый, пеший, карий, вороной и т. п.
Отличительные признаки качественных прилагательных:
1. Морфологические признаки:
а) Обычно качественные прилагательные имеют и полную, и краткую форму (бледный, бледная, бледное, бледные - бледен, бледна, бледно, бледны);
б) В основной своей массе изменяются по степеням сравнения (красивый - красивее, более (менее) красивый, красивейший).
2. Синтаксический признак:
Сочетаются с наречиями степени (необыкновенно красивый, очень бледный, вполне воспитанный).
2. Словообразовательные признаки:
а) В отличие от относительных качественные прилагательные могут быть непроизводными (белый, хромой, узкий).
б) Большая часть качественных прилагательных образует наречия на -о, -е, -и (светло, похоже, отечески).
в) Подавляющее большинство качественных прилагательных образует абстрактные имена существительные, т. е. имена качества (смелость, упорство, новизна, чернота, синева, синь).
г) Многие качественные прилагательные образуют формы субъективной оценки (беленький, беловатый, белый-белый)
4) Лексический признак.
Качественные прилагательные легко вступают в антонимические пары (глупый - умный, низкий - высокий, скупой - щедрый).
Некоторые прилагательные обладают всеми названными признаками, например, бедный (непроизводное) - беден, беднее, очень бедный, бедность, бедненький, бедноватый, антоним - богатый. Встречаются прилагательные, которые вообще имеют только один признак качественности - непроизводность (гнедой, каурый, пегий и т. п.).
Относительные прилагательные являются не прямыми, а опосредованными признаками предметов. Признак предмета в них указывает на разнообразные отношения к предмету (ср.: железная кровать - кровать из железа, дынный запах - запах дыни), к лицу (ср.: мамино пальто - пальто мамы, отцова шапка - шапка отца), к месту (ср.: загородная поездка - поездка за город, подземная дорога - дорога, устроенная под землей, к времени (ср.: утренние сообщения - сообщения, сделанные утром), к действию как свойству (ср.: раздвижной стол - стол, который раздвигается) и др.
Все относительные прилагательные обозначают постоянные, неизменяемые признаки предметов: ложки не могут быть более или мнее деревянными, ограды - самыми железными, а сок - наиболее или наименее березовым.
Морфологически относительные прилагательные отличаются от качественных. Они, как правило, не образуют степеней сравнения, кратких форм и форм субъективной оценки, не имеют антонимов, не образуют наречий на -о, -е и т.д.
В отличие от качественных прилагательных, которые в основе своей являются корневыми (первообразными), относительные прилагательные в подавляющем большинстве имеют производную основу, причем для них характерны особые словообразовательные суффиксы (например, -ан-, -ян-, -ск-, -ов-, -ев- и др.: песчаный, серебряный, заводской, лавровый, ситцевый).
Иногда в особый разряд выделяют притяжательные прилагательные (например, мамин, отцов, лисий, гусиный). Они выражают отношение одного предмета другому. Ср.: сестрин муж - муж сестры, гусиное перо - перо гуся. Учитывая специфическую семантику (значение принадлежности) и особенности склонения отдельных типов слов (слова на -ов, -ин), их следует выделять как особую группу относительных прилагательных. К притяжательным относятся прилагательные с суффиксами -ов(-ев), -ин(-ын)\-нин: женихова мать, Князев двор, нянькины сказки, императрицын фаворит, мужнино желание и другие. Судя по материалам словарей, образования на -ин уже почти не пополняются. Суффикс -ин не утрачивает продуктивности, только соединяясь с собственными именами типа Верин, Мишин, Ванин. Редко возникают (в основном в разговорной речи) новые слова на -ов(-ев) типа председателев, инженеров, парикмахеров и т. п.
Значение единичной принадлежности выражает также суффикс -ск(ий), который сочетается в этом случае с фамилиями: Пушкин - пушкинский, Лермонтов - лермонтовский, Даль - далевский и т. п. В современном русском языке притяжательные прилагательные вытесняются формами родительного падежа личных существительных, относительными прилагательными. Ср.: пастухов рожок - рожок пастуха, братовы (братнины) ботинки - ботинки брата и т. п.
Качественные и относительные прилагательные в современном русском языке не являются замкнутыми группами. Грамматическая граница между ними подвижна, так как семантические признаки, позволяющие отличать один разряд прилагательных от другого, подвергаются изменениям.
Почти все относительные прилагательные имеют в значении оттенок качественности, который в результате определенных причин иногда развивается в самостоятельное значение. Например, относительные прилагательные золотой, железный, каменный, стальной, деревянный, братский, классный, театральный, концертный и многие другие могут употребляться и в своем основном значении относительных прилагательных (золотой браслет, железная решетка, каменный дом, стальной трос, деревянный забор, братская могила, классная доска, театральные декорации) и в значении качественных прилагательных (золотой характер, железная воля, каменное лицо, стальные нервы, деревянный голос, братский союз, театральный жест).
Относительные прилагательные, переходя в разряд качественных прилагательных, иногда (как явление индивидуального авторского стиля) приобретают и морфологические особенности последних, например краткую форму: Пишем мы, что день был золот (М.); степени сравнения: Походка его становилась все деревяннее (Кор.); И у самого полковника, который, чем больше пил, становился все стеклянней, и у других офицеров было отчаянное настроение (Фад.); способность образовывать абстрактные существительные и наречия на -о, -е: И вот мы подошли к поэме «За далью даль», где как бы слиты воедино и державный масштаб времени и пространства, и советскость поэтической мысли, где Твардовский предстает перед читателем тем, кем он был в жизни и в литературе (В. Росляков); Ролей не знали, играли деревянно, нерешительно (Ч.).
Некоторые относительные прилагательные в результате употребления в значении качественных окончательно утратили свое первоначальное значение и перешли в разряд прилагательных качественных. Такой путь развития прошли, например, прилагательные возмутительный, соблазнительный, внимательный, бурный и многие другие.
Н. М. Шанский выделяет притяжательно-относительные прилагательные, которые в своей семантической структуре совмещают притяжательные и собственно-относительные значения. Они образуются от названий людей и животных при помощи суффикса -j- (-ий, -ья, -ье, -ьи): враг - вражий, охотник - охотничий, старушка -старушечий, рыбак - рыбачий, соболь - соболий, олень - олений ,собака - собачий, телята - телячий.
Эти прилагательные выражают не индивидуальные признаки лиц и животных, а характерные для них свойства (родовые признаки): заячьи следы, медвежья лапа, кабанья морда, коровье вымя. Однако они могут обозначать свойства и конкретного лица или животного и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.