На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Коммерческие банки. Общая характеристика банковских услуг. Специфические и неспецифические услуги коммерческого банка. Услуги юридическим и физическим лицам. Платные и бесплатные услуги. Банковские услуги и движение материального продукта.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


25
Челябинский Государственный Университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету: «Банковское дело»
тема: «Услуги коммерческого банка»
Челябинск
2004 г.
План:

Введение
1. Коммерческие банки. Общая характеристика банковских услуг.
2. Специфические и неспецифические услуги коммерческого банка

3. Услуги юридическим и физическим лицам

4. Платные и бесплатные услуги
5.
Банковские услуги и движение материального продукта
6. Свойства услуг коммерческих банков

7. Развитие услуг коммерческих банков

8. Проблемы совершенствования банковского обслуживания населения
Заключение
Литература Введение

В связи с переходом России к рыночной модели экономики, началом функционирования двухуровневой банковской системы в нашей стране со всей остротой встает вопрос взаимоотношений, взаимодействия банковских учреждений. Развитие банковской системы как с точки зрения количественных (рост числа кредитных институтов, банков), так и качественных характеристик (расширение сферы функционирова-ния банков, универсализация их деятельности) предполагает замену административно-правовых взаимоотношений банков преимущественно экономическими. Особое значение в этой связи приобретает опыт ин-дустриально развитых стран Запада в области организации таких от-ношений, их формализации и непосредственного применения в банков-ском деле.
В своей работе я рассмотрю комплекс услуг, предоставляемый сегодня российскими коммерческими банками. В заключительной части работы я рассмотрю проблемы совершенствования банковских услуг.

Коммерческие банки. Общая характеристика банковских услуг.

Коммерческие банки- это банки, основной целью функционирования которых является получение максимальной прибыли.
В соответствии с российским законодательством Банк- это кредитная организация, имеющая право:
привлекать денежные средства физических и юридических лиц;
размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности;
осуществлять расчетные операции по поручению клиента.
Коммерческий банк отличается от специализированных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. Они выполняют лишь отдельные банковские операции.
Основные функции коммерческих банков:
аккумуляция, или привлечение денежных средств в депозиты;
их размещение- инвестиционная функция;
расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
В современной экономической литературе Коммерческий банк определяется также как коммерческое предприятие, обеспечивающее выгодное помещение кредитных ресурсов.
В мировой банковской практике в последние годы наметилось 2 тенденции: с одной стороны- универсализация; с другой- специализация.
Коммерческие банки сегодня выполняют широкий круг операций для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов (до 300 операций). Основные виды операций:
- ведение депозитных счетов,
- безналичный перевод денежных средств,
- прием сбережений,
- предоставление различных видов ссуд,
- трастовые операции,
- операции с ценными бумагами и др.
Операции коммерческих банков представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике.
В соответствии с российским законом “О банках и банковской деятельности” Федеральный закон от 7 января 1995 г. «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г.) основные виды операций:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады до востребования и на срок;
предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;
открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;
осуществление расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;
инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, кассовое обслуживание клиентов;
управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;
покупка у юридических и физических лиц иностранной валюты в наличной и безналичной форме;
осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;
выдача банковских гарантий.
В законодательстве оговорено: небанковские кредитные организации вправе осуществлять банковские операции, за исключением операций, предусмотренных пунктами 1,2,3,9. Допустимое сочетание иных операций для небанковских кредитных институтов устанавливается Банком России.
Коммерческие банки вправе осуществлять следующие сделки:
1. выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2. приобретение права требования по исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме;
3. оказание информационных и консультационных услуг;
4. предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или сейфов, в них находящихся для хранения документов или ценностей;
5. лизинговые операции.
Кредитные операции вправе осуществлять иные сделки, присущие ей как юридическому лицу в соответствии с законодательством РФ.
Все операции проводятся в рублях, а при наличии соответствующей лицензии ЦБ- в валюте.
Коммерческим организациям, в том числе банкам запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (это небанковские операции).
Под банковской услугой понимается одна или несколько операций банка, удовлетворяющих определенную потребность клиента.
Основные характеристики банковской услуги:
носит нематериальный характер;
продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляет банкир;
проведение банковских операций и услуг регламентируется в законодательном порядке;
автор новой банковской услуги не имеет авторских прав;
система сбыта эксклюзивна и интегрирована, то есть все филиалы
Специфика банка определяется особенностями его деятельности. Результатом этой деятельности является создание банковского про-дукта. Банковским продуктом являются:
1) создание платежных средств и
2) предоставление услуг.
Создание платежных средств проявляет себя на уровне экономи-ки в целом (или, как говорят, на макроуровне). Известно, что об-мен продуктами труда производится не в форме обмена одного про-дукта на другой, а в форме купли-продажи. Товаропроизводитель предлагает рынку свой товар. Покупатель в свою очередь может приобрести необходимый ему товар только в том случае, если он продаст свой собственный продукт. В рыночном хозяйстве для совер-шения акта купли-продажи нужны деньги как всеобщее платежное средство. Без их помощи обмен труда между товаропроизводителями может не состоятся. Банк в лице Центрального банка производит вы-пуск денег, необходимых для обращения, для приобретения и потреб-ления материальных благ и продолжения процесса воспроизводства.
Второй составной частью продукта банка являются предостав-ляемые им услуги. Их можно классифицировать следующим образом:
Критерии классификации
Тип предоставляемых услуг
В зависимости от соответствия специфике банковской деятельности
Специфические услуги
Неспецифические услуги
В зависимости от субъектов получения услуг
Юридические лица
Физические лица
В зависимости от способа формирования и размещения ресурсов банка
Активные операции
Пассивные операции
В зависимости от оплаты за предоставление
Платные услуги
Бесплатные услуги
В зависимости от связи с движением материального продукта
Услуги, связанные с движением материального продукта
Чистые услуги
Специфические и неспецифические услуги коммерческого банка
Банковские услуги прежде всего можно подразделить на специ-фические и неспецифические услуги. Специфическими услугами яв-ляется все то, что вытекает из специфики деятельности банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся три вида .выполняемых ими операций:
1) депозитные операции,
2) кредитные операции.
3) расчетные операции.
Депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Исторически данной опера-ции предшествовала сохранная операция, когда люди помещали свои ценности на сохранение в банки, обеспечивающие надежность и безо-пасность сбережений. В последующем сохранность денежных средств стала перерастать в сохранность от обесценения. Люди стали поме-щать свои денежные ресурсы в банк не только как в наиболее удобное, безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохране-ния от обесценения, инфляции. За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент.
Кредитная операция является основной операцией банка. Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением. И это действительно так: в общей сумме активов банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую часть дохода. В современной структуре банковских операций кредитная операция однако не является основной. В силу экономического кризиса, инфляции и, следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько други-ми более доходными и менее рискованными операциями (например, ва-лютными операциями).
Расчетные операции, которые производит банк, могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых произ-водятся платежи, связанные с покупкой или продажей товаро-материальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением на-логов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, меж-ду предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом. При производстве расчетов банки используют различное современное обо-рудование обеспечивающее быструю связь и техническую обработку документации поступающей в банк.
Рассмотренные три типа банковских операций называют тради-ционными банковскими операциями. Оттенок традиционности они приобретают прежде всего в том смысле, что исторически, на протя-жении длительного времени переходят как наследие от одного поколения банков к другому. Можно сказать, что эти операции являются самыми древними: их выполняли "старые" банкирские дома, выпол-няют и современные большие и малые банки.
Но дело не только в этом. Оттенок традиционности данные опе-рации приобретают и в том смысле, что создают условия сохранения статуса банка. Банками являются не вообще те или иные предприя-тия или организации, которые принимают вклады, выдают кредиты, или совершают расчеты между различными юридическими и физически-ми лицами. На практике довольно часто можно встретить фонды, ко-торые принимают вклады на определенный срок и под определенный процент, но от этого они не становятся банками. Известно, напри-мер, что кредиты могут предоставляться также торговыми организа-циями, вообще всеми субъектами, у которых есть свободные денежные средства, но от этого они также не превращаются в банки, а сохра-няют свой основной статус (положение). Почта проводит платежи по поручению клиента, но не смотря на расчетные операции, которые она выполняет, остается почтой, а не превращается в банк.
Данные операции в своей совокупности образуют то, что назы-вается банком. Юридически банк - это такое предприятие, которое осуществляет все три рассмотренные операции одновременно. Если какую-либо одну из трех чисто банковских операций та или иная организация не выполняет, то она по закону не может считаться бан-ком, а переходит в разряд других финансовых институтов (в законе "О банках и банковской деятельности" они получили название "дру-гих кредитных учреждений").
К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включе-ны в состав базовых операций, из которых складывается банк, одна-ко по своему назначению они отражают суть банковской деятельнос-ти. Трудно себе представить, что банк занимаясь депозитами, осу-ществляя кредитование и расчеты, не ведет кассовых операций.
Промежуточное положение между традиционными и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав вхо-дят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять.
В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе:
посреднические услуги,
услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услу-ги и т. п.),
предоставление гарантий и поручительств,
доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента),
бухгалтерская помощь предприятиям,
представление клиентских интересов в судебных органах,
услуги по предоставлению сейфов,
туристские услуги и др.
Банкам запрещено заниматься производственной и торговой дея-тельностью, а также страхованием.

Услуги юридическим и физическим лицам

В соответствии с рассмотренной классификацией и в зависимос-ти от субъектов получения услуги предоставляются как юридическим, так и физическим лицам. Практически набор услуг тем и другим ли-цам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым мо-жет оказаться только их объем. В сводном перечне услуг российских коммерческих банков услуги, предоставляемые населению, занимают пока незначительный удельный вес, им еще предстоит увеличить ко-личество видов операций для физических лиц (в том числе по совер-шению платежей, кредитованию производственных и потребительских нужд, приему вкладов и др.).

Поскольку банки аккумулируют (собирают) свободные денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться в форме как пассивных, так и активных операций. С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы (напри-мер, за счет депозитов, продажи сертификатов, кредитов, получен-ных у других банков, и т.п.). Осуществляя активные операции, бан-ки размещают привлеченные и собственные ресурсы на нужды различных хозяйственных организаций и населения.
Платные и бесплатные услуги
В зависимости от платы за предоставление банковские услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги. Это однако не оз-начает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновид-ность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую - плату не устанавливать. По ряду соображе-ний отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозит-ных могут осуществляться бесплатно.
По отношению к плате за услуги и, следовательно, к доходам банка могут быть применены и другие, более детальные признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги. Так, большин-ство активных операций позволяет банку получить доход, в то вре-мя как его пассивные операции предполагают выплату процентов по определенным видам вкладов. Некоторые банковские услуги требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже. Например, обработ-ка аккредитива стоит в банке дороже, чем обычный перевод денег по платежному поручению клиента.
Банковские услуги и движение материального продукта
В зависимости от связи с движением материального продукта банковские услуги подразделяются на два вида:
1) услуги связанные с его движением,
2) чистые услуги.
Поскольку банки своими денежными операциями обслуживают главным образом движение материального продукта, их основная часть бесспорно относится к первому виду услуг. Способствуя прод-вижению товаров, данные услуги банка (такие как, например, услу-ги предприятиям транспорта, связи, торговли) создают новую допол-нительную стоимость. Чистые услуги предоставляются организациям, занятым непосредственно материальным производством, а также от-дельным гражданам для удовлетворения их личных потребностей.
Как отмечалось, продуктом банка являются различного рода ус-луги. В отличие, к примеру, от продукта промышленного предприя-тия банковский продукт не выглядит зачастую как нечто мате-риальное, вещественное. Кредиты и расчеты совершаются в порядке записей по счетам, в безналичной денежной форме. Поэтому в отли-чие от отраслей материального производства, где продукт приобре-тает конкретную товарную форму, банковский продукт нельзя склади-ровать, производить про запас. Бабичева Ю.А. Банковское дело: Учебник. М, 1999 г. с.312-313
Свойства услуг коммерческих банков
Важнейшим свойством банковских услуг является их производительный характер. Уже в такой простейшей Форме, как прием от населения и предприятий во вклады, заключен огромный производительный смысл. Банк просто собирает деньги - он превращает "неработающие", неиспользуемые денежные ресурсы в работающие активы. В равной степени это относится к кредитам, предоставляемым пред-приятиям и организациям на развитие своей производственной и фи-нансовой деятельности. Так или иначе банковские операции обслуживая хозяйственную деятельность своих клиентов, способствуют развитию и ускорению производства.
Характерным свойством банковских услуг является и то, что их объектом выступают не просто деньги, перемещаемые в огромных суммах с помощью каналов банковской связи с одного счета на другой, из одного региона (предприятия, сектора экономики) в другой. Движение по счетам предприятий - это преимущественно движение капиталов в денежной форме.
Возьмем, к примеру, такую традиционную банковскую операцию, как кредитование. Известно, что кредит, предоставленный предприятию-заемщику, должен быть возвращен в банк в определенные сроки, и не просто возвращен, а возвращен вместе с уплатой процентов за его использование. Это означает, что получатель кредита должен его использовать так, чтобы вовремя возвратить его в полной сум-ме и получить при этом прибыль, которая как минимум была бы достаточна для уплаты ссудного процента. Заемщик в силу характера кредитной сделки обязан применить полученные в банке денежные средства не для "проедания" (на потребительские цели), а как ка-питал. Когда на базе кредита возникает ссудный процент, то это означает, что ссужаемые банком деньги должны использоваться как капитал, заемщик обязан получить дополнительный доход.
Свойство банковских услуг состоит и в том, что они охваты-вают как активные, так и пассивные операции. Принимая вклады и "осуществляя тем самым пассивные операции, банки дают возможность своим клиентам не только хранить денежные средства в безопасном месте, но и получить определенный доход в виде процентов по депо-зитам. Размещая акции клиентов, предоставляя им ссуду, выполняя валютные и другие активные операции, банки оказывают существен-ные услуги хо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.