На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Языковые эксперименты в области словообразования. Принципы создания индивидуально-авторских новообразований: потенциализмов и окказионализмов. Исследование структурно-семантических особенностей новообразований В. Хлебникова на материале его стихов.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Ин. языки. Добавлен: 17.06.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Введение

Словарный состав языка - наиболее открытый и подвижный уровень языковой системы; он постоянно развивается, обогащается новыми словами. Естественно, что для этого используется главным образом тот строительный материал, который есть в самом языке. Новые слова широко образуются от уже существующих и по их образцу, также происходит заимствование слов из других языков.
Язык художественной литературы отражает общее развитие языка, но желание найти собственные образные речевые средства приводит к созданию индивидуально-авторских новообразований: потенциализмов и окказионализмов.
Задача описывать не только реализованное, но и возможное, давно ставилась применительно к словообразованию Я. Гриммом, Ф. де Соссюром, Л.В. Щербой.
Современные лингвисты тоже неоднократно писали на эту тему: здесь можно назвать работы Н.Д. Арутюновой, М.А. Бакиной, А.Г. Лыкова, Э. Хапиры, Е.А. Земской, И.С. Улуханова, О.А. Гагинской и других.
Необходимость изучения слов, не реализованных в языке (окказионализмов), можно объяснить и тем, что эти слова нередко демонстрируют возможности и закономерности словообразования, ускользающие от исследователей, которые останавливают свое внимание только на словах, закрепившихся в языке. Как отмечала Е.К. Чиркова: «…если мы хотим представить себе будущее языка, то мы должны так же тщательно исследовать окказиональные явления речи, как исследуют диалектизмы для лучшего понимания прошлого языка…»
Богатым на языковые эксперименты, в том числе в области словообразования, был «серебряный век» русской литературы, традиционно вписываемый в начало XX-го столетия. Он объединил вокруг себя писателей и поэтов различных направлений, таких как символизм, акмеизм, футуризм. Поэзия серебряного века - это попытка найти сплав жизни и творчества. Поэты обновляли русское стихосложение на всех уровнях: литературоведческом, идейно-тематическом, а также языковом.
Особенно плодотворным в отношении словоновшеств было такое литературное течение «серебряного века», как футуризм.
Одним из наиболее интересных представителей кубофутуризма является Велимир Хлебников. Он проводил смелые эксперименты не только со словами, но и со звуками, рифмами, синтаксисом. Ему принадлежит создание «заумного» языка. Мы обращаемся к одной из отраслей его творчества, а именно к созданным им окказионализмам.
Отметим, что материалы нашего исследования могут быть использованы в школьной практике, в качестве основы факультатива для старшеклассников по русскому языку, посвященного проблемам образования новых слов. Подобные занятия обеспечат перенос ранее полученных знаний, умений и навыков по разделу «Словообразование» в новую ситуацию, что обеспечит их повторение и закрепление.
Все вышесказанное позволило нам выбрать следующую тему настоящего исследования: «Окказиональная лексика в произведениях Велимира Хлебникова».
Объект исследования - новообразования Велимира Хлебникова.
Предмет исследования - принципы создания окказионализмов, их роль в тексте.
Цель - исследование структурно-семантических особенностей новообразований В. Хлебникова на материале его стихов.
Материалом для исследования стали стихотворения, включенные в сборники “Стихотворения и поэмы ”, “Избранное”, “Ладомир”.
Задачи:
Дать понятие термина «окказионализм».
Выявить модели словообразования, используемые В. Хлебниковым при создании неологизмов.
3. Определить место окказионализмов в художественном творчестве В. Хлебникова.
Все социальные (экономические, политические, производственные, общественные, индивидуальные и др.) изменения реализуются лексикой языка. Для каждого периода развития языка характерна и широко распространенная, и утратившая надобность лексика. Следовательно, в словарном составе можно выделить лексику общенародную и ограниченного употребления. Лексика ограниченного употребления делится на устарелую (архаизмы) и новую лексику (неологизмы). Изменения в социально-исторической жизни общества зеркально отражаются в языковой ситуации в виде новых слов. Новации в словарном составе объясняются влиянием неязыковых факторов, но вся история русской лексики свидетельствует, что слово появляется либо путем внутренних, системных преобразований, либо путем заимствования из других языков.
Неологизмы (от греческого neos - новый + logos - понятие, слово) - это слова, созданные для обозначения новых предметов, признаков, действий. В «Словаре - справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой дается такое определение этого понятия: « Неологизм - слово или оборот речи, созданное для обозначения нового предмета или выражения нового понятия» В учебнике «Современный русский язык» под редакцией П. А. Леканта неологизмы делятся на 2 группы:
1. Языковые (не имеют автора, образуются чаще продуктивными способами).
А) Лексические;
Б) Семантические (новые значения употребляемых слов).
2. Индивидуально-авторские (обладают авторством).
Нас интересуют индивидуально-авторские неологизмы, или окказионализмы.
Термин «окказионализм» обладает в научной литературе некоторой неопределенностью. В энциклопедии «Русский язык» нет отдельной статьи с таким названием. В «Словаре-справочнике лингвистических терминов» Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой дается такое определение: «Окказионализм - слово, образованное по непродуктивной модели, используемое только в условиях данного контекста».
Окказионализмы - слова, созданные из языкового материала, но в язык не вошедшие. Они факты речи, а не языка. Если язык их принимает, то они теряют статус окказиональных слов. Носители языка воспроизводят эти слова в своей речи не цитатно, а как обычные слова. Например, окказионализм В. Маяковского «прозаседавшиеся» со временем утратил свою новизну и перешел в разряд неологизмов, его авторство и связь с контекстом стали незначительными, то есть это слово может быть использовано вне авторского контекста.
Несмотря на то, что данные слова используются только в определенном контексте, их нельзя назвать неполноценными, так как они несут большую эмоциональную нагрузку и являются более насыщенными по смыслу, чем слова общеупотребительные. Именно поэтому они часто используются в поэтической речи.
Для удобства в данной работе все новообразования будут называться неологизмами и будут делится на две группы: потенциализмы и окказионализмы. Это возможно так «как те, так и другие в самом общем виде можно определить как слова, создаваемые самим автором в устной или письменной речи для нужд данного контекста».
Термин «потенциальные слова» был введен Г. О. Винокуром. Под ним он понимал «слова, которых фактически нет, но которые могли бы быть, если того захотела историческая случайность»
Потенциальные слова и собственно окказионализмы противопоставлены друг другу как стандартные и нестандартные. Как отмечает Намиткова Р.Ю.: «Под стандартными образованиями следует понимать образования, созданные по языковым моделям и соответствующие словообразовательным типам языка. Под нестандартными образованиями - образования, созданные с какими-либо отклонениями от известного словообразовательного типа»
«Словообразовательный тип обычно определяется с учетом как внешних, формальных, материально выраженных, так и внутренних, смысловых, семантических признаков производных слов. При этом принимаются во внимание следующие конкретные признаки производных:
лексико-грамматический характер производящих слов, то есть принадлежность к определенной части речи;
наличие того или иного словообразовательного средства (средств) или форманта;
семантическое отношение производных слов к соответствующим производящим, их словообразовательное значение.
Таким образом, потенциальными называются слова, которые произведены, но еще не закреплены традицией словоупотребления, или могут быть произведены по образцу слов высокопродуктивных словообразовательных типов [5,с.234], а окказионализмы - по образцу непродуктивных. И если у потенциального слова авторство может вызвать сомнение, то собственно окказиональные слова, «являющиеся реализацией «измененной» языковой, то есть окказиональной, модели более индивидуализированы, и сомнений относительно индивидуальности их образования обычно не бывает».
Окказионализмы противопоставлены узуальным словам как возможное реальному. «Узус - принятое носителями данного языка употребление слов, устойчивых оборотов, форм, конструкций и так далее». Узуальные слова закреплены в словарях, построены по правилам русского словообразования и общеупотребительны в речи носителей языка. Окказионализмы создаются только для конкретного контекста, поэтому их нет в толковых словарях. Существуют словари языка отдельных авторов, например, все индивидуальные образования Пушкина отмечены, наряду с другими словами, в четырехтомном «Словаре языка Пушкина», охватывающем весь лексический запас, заключенный в произведениях и письмах великого поэта.
Окказионализмы - яркое стилистическое средство, обладающие эмоционально-экспрессивной окраской, именно поэтому они широко используются в поэзии. По мнению В. В. Лопатина, «окказионализмы - это средство для создания свежего, нешаблонного, оригинального словесного образа».
Таким образом, можно сделать вывод, что неологизмы создаются авторами индивидуально, тесно связаны с контекстом, чаще носят эмоционально-экспрессивный характер; они сохраняют новизну, ощущаются как новые независимо от времени своего создания, у них отсутствует ориентация на общеупотребительность; они могут создаваться по продуктивным и непродуктивным моделям. Создание неологизмов расширяет область реализованного в словообразовании благодаря использованию возможного и созданию новых возможностей.
Велимир Хлебников, пожалуй, самый интересный поэт «серебряного века». Его поэзия очень самобытна, интересна не только в смысловом отношении, но и с точки зрения языка. Чтобы понять ее, мало просто прочесть стихотворения, так как, признаться, большинство неологизмов будут непонятны без дополнительного анализа. Кроме того, нужно понимать мироощущение Автора, чтобы воспринять его верно. Некоторые слова на первый взгляд могут показаться несуразными буквосочетаниями, но как раз в этой работе мы и попытаемся объяснить их, определить смысловую нагрузку этих слов с помощью анализа моделей словообразования, используемых В. Хлебниковым.
Для подобного анализа необходима теоретическая база (основные понятия словообразования), которая будет изложенная в первой главе данной работы. Материальная база (сами словообразования с подробным и общим анализом) курсовой работы будет представлена во второй ее главе.
Глава 1. Основные понятия словообразования

Среди авторов работ по современному языкознанию встречаются такие, как Тихонов, Новиков, Земская, Винокуров и др. Каждый из них имеет свое представление, свой взгляд на словообразование. Но в этой и последующих главах, в вопросах теории мы будем придерживаться взглядов Земской Е. А. и Шанского Н. А.
§ 1. Способы словообразования

Понятие «способ словообразования» в синхронном и в диахроническом словообразовании имеет разное содержание.
В диахроническом словообразовании это понятие служит для ответа на вопрос, с помощью какого средства (средств) образовано производное слово.
В синхронном словообразовании оно используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства (средств) выражается деривационное (словообразовательное) значение производного слова [5, с. 169].
1.1 Словообразование на диахроническом уровне

В диахроническом словообразовании принято выделять четыре способа словообразования, и определяют их следующим образом:
· Лексико-семантический
- образование нового слова в результате изменения значения уже существующего слова
Напр. (ср.) кулак - часть руки
кулак - богатый крестьянин
· лексико-синтаксический
- создание нового слова из словосочетания в результате объединения двух или более слов
Напр. Сумасшедший - с ума сшедший
· морфолого-синтаксический
- возникновение нового слова в результате перехода слова или отдельной словоформы в другую часть речи
Напр. батюшки! -- междометие (из формы мн. ч сущ-ого)
благодаря -- предлог (из формы деепричастия глагола благодарить)
· морфологический
- образование производного слова в результате присоединения словообразовательных (деривационных) аффиксов к производящей основе
Напр. Барабан - барабанщик
Конфета - кнфетный
Ехать - приехать [5, с. 170]
1.2 Словообразование на синхронном уровне

В синхронном словообразовании принято выделять два способа словообразования (морфологический и неморфологический), и определяют их следующим способом:
Морфологический («аффиксальное словообразование»)
- способ словообразования, в котором средством выражения деривационного значения производного слова является аффикс (аффиксы).
Это основной способ словообразования в русском языке, наиболее продуктивный, творческий и действенный. Но морфологическое словообразование не приводит к появлению в языке абсолютно новых слов, оно оперирует по существу лишь новыми видами комбинаций того , что уже существовало в отдельности раньше.
Напр. Лунник
- это неологизм (это слово появилось в 1959г.)
- но это не абсолютно новое слово, т.к. основа лун - (луна, лунный) и суффикс - ник - (градусник, пыльник), при помощи, которых образовано данное слово, были известны русскому языку и раньше [6, с. 65].
Основные типы морфологического словообразования, существующие сейчас в русском языке, - сложение, аффиксация, безаффиксный способ словообразования, аббревиация и обратное словообразование[6, с. 65] .
Сложение - это способ образования новых слов путём соединения двух и более основ и слов. В зависимости оттого, что объединяется при образовании новой лексической единицы, различаются способы сложения слов и сложения основ.
При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис.
Напр. Диван - кровать
Выставка - продажа
Плащ - палатка
При сложении основ образуются сложные слитные слова. Сложные основы, как правило, соединяться при помощи соединительных гласных - о -, - е -
Напр. Чернозём
Сталевар
Сложение сокращённых основ происходит без посредства этих соединительных гласных
Напр. Завуч
Спецкор
Аффиксация
- это образование новых слов путём присоединения к производящей основе или производящему слову тех или иных словообразовательных аффиксов. Этот способ является самым продуктивным и богатым видом морфологического словообразования [6, с. 67].
Выделяют три разновидности аффиксации.
· Суффиксальный способ - это образование новых слов путём присоединения к производящей основе суффиксов.
Напр. Гордый - гордость
Глаз - глазной
· Префиксальный способ (приставочный)- это образование новых слов путём присоединения к производящему слову приставок.
Напр. Группа - подгруппа
· Суффиксально - префиксальный (приставочно-суффиксальный) способ - это образование новых слов путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса.
Напр. Окно - подоконник
Следует отличать слова, образованные одновременным присоединением приставки и суффикса, от слов, в которых приставка и суффикс добавлялись постепенно, на разных этапах словообразования.
Напр. оружие - вооружить
- способ образования морфологический, приставочно-суффиксальный
вооружить --> вооружение
- способ образования морфологический, суффиксальный
Люди - нелюдимый
-приставочно-суффиксальный способ образования
нелюдимый--нелюдимость
-суффиксальный способ образования
Безаффиксный способ (бессуффиксный) - это образование имён существительных от основы глаголов и прилагательных, при котором производящая основа без присоединения каких - либо суффиксов (аффиксов) становится основой существительного
Напр. Заплывать - заплыв ^
Зелёный - зелень ^
Нулевая суффиксация - выражение деривационного значения производного слова с помощью нулевого суффикса. Нулевая суффиксация без применения других средств словообразования представлена только в словообразовании имен существительных. Сюда относятся отглагольные существительные со значением отвлеченного действия( приход, вывоз), отвлеченного признака(типа синь, сушь), лица, названные по действию( типа обжора, заика) и некоторые другие.
Аббревиация - это образование новых слов путём чистого сокращения. Она является для русского языка непродуктивной, ограниченной сферой имён существительных.
В зависимости от характера сокращённых основ выделяются следующие типы аббревиатур:
Сокращение конца слова Петербург - Питер
Унтер-офицер - унтер
Сокращение начала слова пионервожатый - вожатый
Хлебозаготовки - заготовки
Сокращение середины слова радиостанция - рация
Сложение сокращённой основы и целого слова физкультура
Главврач
Оргстекло
Сложение начальных частей основ (слоговая) завуч
спецкор
мопед
Сложение начальных звуков основ (звуковая) БАМ
ЛЭП
Сложение названий начальных букв основ (буквенная)
ВВС
ЭВМ
МГУ
Комбинированный тип самбо
КамАЗ
Обратное словообразование (редеривация)
- это такое словообразование, посредством которого новое слово образуется от существительного не в виде производного, а виде производящего. Возникшая благодаря обратному словообразованию лексическая единица выступает по отношению к слову, на основе которого она появилась, как нечто более простое по структуре.
Напр. Доярка > дояр
Фляжка > фляга
Зонтик > зонт [6, с. 69]
Неморфологический
- это способ словообразования, при котором образование новых слов происходит без помощи морфем.
Основные типы неморфологического словообразования, существующие сейчас в русском языке, - морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический .
Морфолого-синтаксический способ
- это способ словообразования, при котором новые лексические единицы появляются в языке в результате перехода слова из одной части речи в другую
Напр. больной (имя прилагательное) -- больной (имя существительное),
вокруг (наречие) -- вокруг (предлог).
Выделяются следующие разновидности морфолого-синтаксического способа словообразования:
Переход слов других частей речи в существительные (заводская столовая, вкусное мороженое) называется субстантивация.
Переход слов др. частей речи в прилагательные (блестящие способности, изысканный вкус) называется адъективация.
Переход слов др. частей речи в наречия. (Надеяться на удачу - идти наудачу; по вашему совету - сделать, по-вашему) называется адвербиализация.
Переход слов др. частей речи в служебные слова. (Благодаря подругу - благодаря подруге; посмотреть вокруг - вокруг пруда).
Переход слов др. частей речи в междометия ( Батюшки!караул!)
Принадлежность такого слова той или иной части речи определяется только в контексте (словосочетании, предложении). В современном русском языке таким способом наиболее активно образуются имена существительные.
Конверсия - способ, при котором деривационное значение в производном выражается с помошью специфического преобразования парадигмы словоизменения производящего. В русском языке конверсия действует при образовании имен существительных, мотивированных и по форме, и по смыслу прилагательными и причастиями. Данный способ словообразования называется субстантивацией.
Лексико-синтаксический способ, или сращение (слияние)
-это способ словообразования, при котором производное слово образуется в результате сращения (слияния) целого сочетания слов в одно слово.
Напр. За благо рассудится > заблагорассудиться
С ума сшедший > сумашедший
Сложные слова, образованные способом сращения, необходимо отличать от слов, образованных путём сложения основы и целого слова. Части слова-сращения по морфемному составу внешне не отличаются от слов в исходном словосочетании:
Напр. Выше указанный - вышеуказанный
Однако при перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочетания:
Напр. Вышеуказанный - указанный выше
Слова, образованные сложением основы и слова, такому изменению не подвергаются.
Напр. Нефтедобыча
Сухофрукты
Лексико-семантический способ
- это такой способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате изменений значений уже существующих слов, т.е. в результате распада многозначного слова на омонимы. С течением времени разные значения многозначного слова могут утратить смысловую связь друг с другом и превратиться в самостоятельные слова-омонимы.
Напр. титан
1.Гигант, вступивший в борьбу с врагами
2.Большой кипятильник для воды
3.Серебристо - белый твёрдый металл.

§2. Словообразовательный тип, морфонологическая модель

Это понятие является одним из центральных понятий системы словообразования. Словообразовательный тип -- это формально-семантическая схема построения производных слов, отвлеченная от их конкретных свойств [5,с.182]. Производные слова, составляющие словообразовательный тип, характеризуются общностью трех основных признаков:
· имеют производящие, относящиеся к одной и той же части речи;
· обладают одним и тем же формальным показателем;
· выражают одинаковые семантические отношения к своим производящим, т.е. имеют одно и то же словообразовательное значение.
Так, имена существительные баранина, кабанина, осетрина, фазанина и т.п. образуют один словообразовательный тип:
1) все они созданы на базе одной части речи -- имен существительных (баран, кабан, осетр, фазан);
2) имеют один и тот же формальный показатель -- суффикс - ин;
3) выражают одно и то же словообразовательное значение -- обозначают «мясо животного, названного в производящей основе».
Производные слова, у которых не совпадает хотя бы один из трех признаков, относятся к разным словообразовательным типам. Всегда относятся к разным словообразовательным типам производные слова, у которых не совпадает часть речи производящих.
Классификация словообразовательных типов по характеру деривационного значения:
1) лексическое значение производных тождественно значению производящих, производные отличаются от производящих лишь принадлежностью к иной части речи (и, следовательно, синтаксической функцией);
2) лексическое значение производных не тождественно значению производящих.
Явления первого рода предложено называть синтаксической деривацией, явления второго рода -- лексической деривацией, а соответствующие производные -- синтаксическими и лексическими деривантами.
Морфонологическая модель
В лингвистической литературе часто используют недифференцированно, как синонимы, термины «словообразовательный тип» и «модель». При этом в них вкладывают то содержание, которое мы придаем термину «тип». Термин «модель» целесообразно использовать для обозначения морфонологических разновидностей внутри одного и того же словообразовательного типа. Слова одного и того же словообразовательного типа могут производиться с разными морфонологическими особенностями (по разным морфонологическим моделям):
1) с чередованием фонем на границе морфов и без него
Напр. (ср.) Таганро <к.> - таганрожский - таганрогский [2,с.192]
2) с помощью интерфиксов и без них
Напр. (ср.) Ленинград-ский; орл-ов-ский ; ялт - ин - ский [2,с.192]
3) с усечением основы и без него
Напр. (ср.) маниловщина и прямолинейщина
Самбо - самбист
Каноэ - каноэист[5,с.192]
4) с наложением морфов и без него
Напр. (ср.) лиловый - лиловатый
белый - беловатый [5,с.192]
Таким образом, в одном словообразовательном типе могут объединяться слова, произведенные по разным моделям. Для одних словообразовательных типов это характерно, другим это не свойственно.
Полное описание морфонологических особенностей русского словообразования должно содержать характеристику всех морфонологических особенностей, происходящих при словопроизводстве, т. е. характеристику всех морфонологических моделей различных словообразовательных типов.
При этом обнаружатся общие черты, объединяющие слова разных типов, произведенные по одним и тем же моделям, т. е. выявятся черты сходства между производными, для которых свойственно усечение основ, чередование фонем на границе морфем и т. п. Отдельные черты такого сходства были показаны выше, при описании отдельных морфонологических особенностей русского словообразования.
§ 3. Регулярные и нерегулярные аффиксы. Продуктивные и непродуктивные аффиксы

В качестве значимой части слова аффиксы воспроизводятся по-разному: одни -- регулярно, другие -- нерегулярно.
Регулярные аффиксы воспроизводятся в составе слов постоянно и образуют определенную словообразовательную или формообразующую модель.
Слова с регулярными аффиксами составляют всегда определенные группы слов (с точки зрения состава и количества, правда, различные), входящие в одни лексико-грамматические ряды.
Именно поэтому регулярные аффиксы выступают в подавляющем большинстве случаев как морфемы, имеющие то или иное значение не только в качестве части словесного целого, но и взятые отдельно, вне слова.
Напр. суффиксы -тель, -н(ый), -нича(ть), -и (в наречиях типа дружески),
приставки по-, де-, пра-, арки-, не-, из-,
окончания -ом, -е (В словах типа харьковчане), -ут (-ют), -ого и т. п.
Нерегулярные аффиксы в составе слов встречаются редко и воспроизводимой модели не образуют.
Их семантика устанавливается только путем определения связей и соотношений содержащих их слов с родственными словами и сравнения с регулярными моделями, образуемыми словами того же словообразовательно-семантического плана.
Напр. в существительных любовь и свекровь выделяются суффиксы -овь.
Эти нерегулярные суффиксы имеют не свободное, а связанное значение
Напр. суффиксы -ниј (е) (страдание) и -ниц- (писательница) ,
Оно существует у суффиксов -овь (это явно разные суффиксы в указанных выше словах) только в содержащих их словах.
Как суффикс имени действия суффикс -овь определяется при анализе соотношений между словами любить и любовь (тождественных тем, которые наблюдаются в регулярных моделях, вроде страдать -- страдание, молотить -- молотьба и др.).
Как суффикс лица женского пола суффикс -овь определяется при анализе соотношений между словами свекровь и свекор (тождественных тем, которые наблюдаются в регулярных моделях, вроде писатель -- писательница, кондуктор -- кондукторша и др.).
Как по своей прикрепленности к определенному слову, так и по семантике нерегулярные аффиксы напоминают слова, известные лишь в пределах фразеологических оборотов:
Напр. кромешный (ад)
бразды (правления)
В качестве примеров нерегулярных аффиксов можно назвать суффиксы -таш (0) (в слове патронташ),
-ичок (0) (в новичок),
-арник (0) кустарник),
-ютк (а) малютка)
Наличие регулярных и нерегулярных аффиксов и моделей в современной словообразовательной системе языка объясняется тем, что последняя представляет собой продукт целого ряда эпох, явление не только функционирующее, но и развивающееся, в котором рядом с актуальными моделями и типовыми структурами существуют также и словообразовательно изолированные слова, своеобразные структурные «единоличники».
Говоря о регулярности или нерегулярности аффиксов, мы имели в виду их воспроизводимость в целом разряде слов или в отдельных, единичных словах, выступающих в качестве словообразовательно изолированных.
Говоря же об их продуктивности или непродуктивности, следует иметь в виду свойственную им разную производительность в создании слов и форм, различный (для каждого аффикса и модели свой собственный) творческий характер [6,с.27].
Между понятием регулярности-нерегулярности и продуктивности-непродуктивности определенные взаимоотношения существуют, (регулярные аффиксы являются всегда одновременно и непродуктивными), однако понятие регулярности не покрывается понятием продуктивности.
Среди регулярных служебных морфем имеется немало таких, которые продуктивными уже не являются. Регулярность многих ныне непродуктивных аффиксов объясняется их яркой производительностью в прошлом.
О продуктивности или непродуктивности того или иного аффикса можно говорить, лишь сравнив количество и состав содержащих его слов в данной языковой системе с тем, что наблюдалось в языке в предшествующие эпохи его развития.
Продуктивными являются такие аффиксы, которые выделяются в целом ряде недавних по своему появлению в языке образований.
Напр. Суффиксы - к (а)
Для образования наименований лиц женского пола от соответствующих слов мужского рода
Для образований наречий и прилагательных
-ыва (-ива)
Для обозначения глаголов сов. вида [6,с. 28].
Непродуктивные аффиксы представляют собой служебные морфемы, с помощью которых в настоящее время новые слова и формы или не образуются, или образуются очень редко.
Напр. Приставки су- (сумрак, суглинок)
Низ- (низводить)
Суффиксы - ствиј(е) (спокойствие)
- знь (болезнь)
Окончание - ьми - (сущ. в тв.п. мн.ч. костьми)
Вопросы о том, почему одни аффиксы и модели в настоящее время продуктивны, а другие -- непродуктивны, чем объясняется тот факт, что продуктивные ранее служебные морфемы и типы словообразования становятся непродуктивными и наоборот, разработаны пока что недостаточно, однако некоторые выводы можно сделать.
· Аффиксы могут превращаться в непродуктивные или малопродуктивные в силу связанных с развитием общества изменений в лексике в целом, а также в системе и способах наименования.
Напр. В СРЛЯ стали непродуктивными « ^ жены»
- ш(а) , - их(а)
Генеральша, мельничиха[2,с.29].
Это связано с тем, что в советскую эпоху женщины стали полноправными членами общества, специалистами в той или иной области общественной деятельности . Женщины стали называться не по мужу, а по приобретенной профессии.
· Иногда непродуктивность аффикса объясняется узостью круга тех слов, с основами которых он может сцепляться в процессе словообразования.
Напр. ^ -ат-
- словообразовательные связи данного суффикса ограниченны сущ - и, обозначающими части тела человека или животного ( горбатый, пузатый)[6, с. 29].
· Аффиксы могут становиться непродуктивными по чисто языковым причинам, в частности в результате вытеснения их из сферы продуктивных служебных морфем другими, синонимичными им, но в то же время более приспособленными для образования слов соответствующего значения.
Напр. ^ - от(а), -ин(а) , -ств(о) в конце 17 века оттеснены ^ -ость [6,с.30].
· В ряде случаев аффикс становится непродуктивным потому, что архаизуется соответствующая формообразующая модель.
Напр. ^ многократности -ыва-, -ива- (в глаг. читывать, говаривать, хаживать) в 16-17 в.в. бывший продуктивным [6,с.30].
§ 4. Слова реальные и потенциальные

Как было показано в предыдущих главах, словообразовательные связи морфем могут быть очень узкими (предельный случай узости -- связи унификсов, спаянных с одной-единственной корневой морфемой) и очень широкими (предельный случай широты -- связь со словами нескольких частей речи х). Высокопродуктивные морфемы, связанные с широким кругом производящих основ и отличающиеся стандартностью значения, образуют производные свободно, подобно тому, как производятся формы слов.
Примером таких высокопродуктивных типов могут быть префиксальные существительные (с приставками анти-, сверх-, не-), прилагательные (с приставками архи-, анти-, сверх-), глаголы (с приставками за-, от-, до-, пере- в некоторых значениях), существительные с суффиксами -телъ, -ни](е), -остъ, -ищ(е) с увеличительным значением, прилагательные с суффиксами -ск-, -ое-, -н- и другие типы.
Очевидно, что степень системной продуктивности словообразовательной морфемы в таком случае очень высока. Ведь если морфема «ограничена» сочетанием с основами каких-то частей речи, то по существу ее продуктивность безгранична, так как в пределах каждой части речи число слов может быть бесконечно велико. Степень эмпирической продуктивности морфемы, как говорилось выше, зависит от внеязыковых факторов[5,с. 217].
Производные, названные и подобные высокопродуктивным словообразовательным типам, имеют ряд особенностей и заслуживают специального рассмотрения.
В тех случаях, когда морфемы имеют широкие связи с основами по отношению к отдельным словам, образованным с помощью этих морфем, бывает трудно установить, являются ли они новыми в языке или уже и ранее существовали в нем. Время появления таких слов установить невозможно. Они живут в языке под спудом, заключены в словообразовательных возможностях языка, но реально могут и не появляться, если в них нет нужды. Такие слова, имеющиеся в языке в потенции, называют потенциальными словами.
Когда говорящий произносит такое слово, он не повторяет ранее слышанное знакомое слово, а создает новое слово по известному ему образцу. Новизна этих слов обычно незаметна. Если же они иной раз и кажутся новыми, то эта новизна может быть мнимой, так как невозможно установить, когда то или иное слово было употреблено в первый раз. По существу это чистая реализация возможностей словообразовательного типа (например, возражатель, повторитель и т. п.).
Итак, потенциальными называются слова, которые произведены, но еще не закреплены традицией словоупотребления или могут быть произведены по образцу слов высокопродуктивных словообразовательных типов [5,с.218].
Потенциальные слова отличаются от реальных слов характером своего значения. Значение потенциальных слов целиком складывается из значения составляющих их частей, в нем нет ничего добавочного, индивидуального, а значение производных реальных слов, хотя оно и складывается из значения составляющих его морфем, хотя оно и определяется значением исходного простого слова, может иметь нечто добавочное, индивидуальное, свое, что нельзя узнать из модели, а необходимо знать заранее.
1) В системе глагольной префиксации высокопродуктивны словообразовательные типы с приставками от-(со значением завершения действия: 'перестать что-нибудь делать), за- (со значением начала действия) , до-(со значением довершения действия), пере- (со значением повторности действия: еще раз, снова) . Рассмотрим два из этих типов.
а) Приставка от- со значением завершения действия соединяется с глаголами разнообразной семантики , особенно часто с глаголами речи, звучания: отгреметь, отзвенеть, отгрохотать, отговорить, откричать и т.п.
Вот несколько случаев употребления потенциальных глаголов с приставкой ото- в указанном значении из языка художественной литературы и газет.
«Настанет день -- печальный, говорят! Отцарствуют, отплачут, отгорят,-- Остужены чужими пятаками,-- Мои глаза, подвижные, как пламя...»
(М. Цветаева. «Настанет день -- печальный, говорят...»)
Отволнуюсь
Отлюблю.
Отдышу.
И когда последний час грянет, звеня,-- несговорчивую смерть
попрошу дать пожить мне».
(Р. Рождественский. Место под солнцем)
б) Приставка до- со значением довершения действия потенциально соединяется с глаголами разнообразной семантики. Вот примеры из газет: «...какие-то цехи строятся, монтируются, другие расширяются, дооборудуются» («Советский спорт» от 15 янв. 1964 г.); «Автоматы в магазине «Прогресс» достаточно загрузить перед началом работы магазина и частично догрузить во второй половине дня» («Комсомольская правда» от 6 сент. 1963 г.);
2) В качестве примера высокопродуктивных типов прилагательных, производящих потенциальные слова, можно привести прилагательные с приставками при-, за-, над-, на-, после-, около-, образованные префиксально-суффиксальным способом.
Значение таких образований складывается из значения составляющих частей: «... Живет в одном из приарбатских переулков Москвы немолодой архитектор» («Лит. газ.» от 21 марта 1964 г.); «Непролазные джунгли! Их сменяет роща туранга -- коренастых приречных тополей» («Сельская жизнь» от 4 мая 1963 г.); «Чтобы не повредить тонкий над мерзлотный слой почвы, его не пашут, только боронуют» («Знание -- сила», 1963, № 12); «А за над-крышной мглой, на плотине, горит и горит невидимая свеча» (Ал. Малышкин. Люди из захолустья).
«Мой заживо-смертный тес! Спасибо, что рос и рос Со мною, по мере дел Настольных -- болынал, ширел...»
(М. Цветаева. Из цикла «Стол», 1)
3) Так же легко образуются существительные с суффиксами -телъ, -ние, -ость.
Можно ли пересчитать все существительные с приставками анти- и сверх-, все глаголы с приставками от-, до-, все существительные с суффиксами -телъ, -ость или-ние и подобные им образования? Нет, конечно. Число их неизвестно, так как возможности образования таких слов очень велики и мы никогда не знаем, осуществлены ли они полностью, образованы ли этими способами все возможные слова или еще могут образоваться новые и новые. Поэтому составители толковых словарей не стремятся включить в словарь все слова этого рода, а дают лишь наиболее употребительные из них («реальные» слова), указывая на широкие возможности образования подобных слов [5,с.224].
Подведем итоги и выясним, каковы же признаки потенциальных слов.
1) Потенциальные слова относятся к словообразовательным типам, обладающим высокой системной продуктивность
2) Их значение всегда целиком мотивируется значением составляющих частей, т. е. лишено фразеологичности; этим потенциальные слова отличаются от реальных слов, для которых характерна семантическая фразеологичность.
3) Очевидно, что если фразеологичность (неполная мотивированность) является характерной чертой семантики слова, следует предположить, что потенциальные слова расположены на границе между словом и «соседними» с ним единицами: словосочетанием и словоформой . И действительно, одни потенциальные слова тяготеют к словосочетаниям (это слова с приставками анти-, сверх- и т. п., ведущими себя подобно самостоятельным препозитивным частицам), другие -- к словоформам (это высокопродуктивные синтаксические дериваты, образующиеся с легкостью словоформ -- отприлагательные и отглагольные существительные с суффиксами -ость и -ние).
4) Разные словообразовательные типы обладают различной способностью производить потенциальные слова.
Есть такие типы, по которым производятся преимущественно потенциальные слова, так как производные этих типов всегда -- в принципе -- лишены фразеологичности в семантике. Таковы, например, существительные с приставками архи-, анти-, сверх-.
Другие словообразовательные типы лишены способности производить потенциальные слова, так как их производные всегда фразеологичны по семантике. Таковы, например, существительные с суффиксом -к(а), содержащие основу прилагательного, а семантически соотносительные с словосочетаниями (типа зачетная книжка -- зачетка, электрический поезд -- электричка).
И наконец, есть словообразовательные типы, по которым производятся и реальные, и потенциальные слова. Таковы, например, отглагольные существительные с суффиксом -телъ (ср.: писатель и шутливое повторитель) [5,с.226].

§ 5.Окказиональное словообразование

Выше мы говорили о том, что образование новых слов происходит преимущественно в пределах словообразовательных типов. Чем вызвана оговорка -- «преимущественно»? Дело в том, что какое-то количество новых слов образуется с нарушением тех или иных законов действия словообразовательного типа.
Для того чтобы стало ясно, о чем идет речь, приведем несколько примеров слов, необычность которых ясна интуитивно, без специального анализа: «Разбукетилось небо к вечеру. Замерзло окно» (М. Кузьмин. «Разбукетилось небо к вечеру...»); «Я работник центрального значения, пускай другие колхозятся» (Маяковский. Баня); «-- У мамы волосы бигудятся, а у меня вьются» (Из детской речи. «Вечерняя Москва» от 16 июня 1964 г.); [5,с. 227].
Важной отличительной чертой подобных слов является их тесная связь с контекстом; нередко они бывают непонятны вне породившего их контекста.
Н.И. Фельдман пишет о таких словах: «Тесная связь слов-самоделок с контекстом, из которого они как бы вырастают, делает их уместными и особо выразительными на своем месте, однако вместе с тем, как правило, препятствует им оторваться от контекста и обрести жизнь вне его».
Такие необычные слова, существующие, как правило, лишь в определенном, породившем их контексте, не вошедшие в язык, принято называть окказиональными словами (или окказионализмами).
Ок и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.