Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Поиск материала: как собирать материал, как искать литературу, составление заметок. Виды вспомогательных материалов: определения, сравнения, примеры, ссылки на авторитеты, статистические данные, наглядные пособия.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Ин. языки. Добавлен: 06.02.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


26
Московский институт Права
Курсовая работа
Дисциплина: Русский язык и культура речи.
Тема: Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.


Форма обучения: заочная
Студент: Ангальд Наталья Викторовна
Факультет:Экономический
Санкт-Петербург-2004
ПЛАН


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
I.ПОИСК МАТЕРИАЛА …………………………………………………..5
А .Как собирать материал………………………………………………….5
Б .Как искать литературу…………………………………………………..9
В .Составление заметок…………………………………………………....12
II.ВИДЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ…….……………....14
А .Определения…………………………………………………………….15
Б .Сравнения………………………………………………………………..17
В.Примеры………………………………………………………………….19
Г .Ссылки на авторитеты…………………………………………………..21
Д .Статистические данные………………………………………………..23
Е.Наглядные пособия………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….26
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….27

Введение

Если представить себе, что завтра вам предстоит публичное выступление, то вы с неизбежностью начинаете волноваться и размышлять, что говорить, как говорить, как добиться того, чтобы ваше выступление было интересным и убедительным - вот далеко не полный перечень вопросов, которые вы так или иначе задаете себе.

Действительно, достигнет ли ваше выступление цели, справитесь ли вы со своими задачами как оратор - зависит во многом от того, владеете ли вы ораторским искусством.

Говорят, ораторами не рождаются, ораторами становятся. Вместе с тем ораторский успех во многом зависит от эффективности работы над содержанием каждого отдельно взятого публичного выступления.

Из чего же конкретно складывается содержание публичного выступления? Что для этого нужно? Анализ публичных выступлений наиболее талантливых ораторов показывает, что способности к импровизации, эрудиция и многие другие достоинства оратора - это лишь предпосылки ораторского успеха, который может и не состояться, если не вложен труд в разработку содержания публичного выступления. Вообще разработка содержания публичного выступления начинается с осмысления и уточнения темы, вычленения главной - центральной идее, уточнения основных положений и понятий, формулирования основного тезиса и подтверждающих его аргументов.

Нелишне будет знать и использовать классическую схему ораторского искусства. В основе ее лежат 5 этапов:

1. Поиск необходимого материала, содержание публичного выступления.

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

3. Литературная обработка речи, насыщение ее содержания, использование вспомогательных материалов.

4. Заучивание, запоминание текста речи. 5. Произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.

Как видим, классическая риторика исключительно большое значение придает подготовке публичного выступления.

По крайней мере 4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи.

Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: "Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно".

Для оратора - нашего современника - трудолюбие Демосфе на не просто поучительно. Оно говорит о том, что ораторское красноречие в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.

Обратимся к некоторым сторонам, условиям ораторского творчества на этапе подготовки содержания публичного выступления.

1. Первым условием успешного подбора и отбора содержания публичного выступления является подбор темы. Важно, чтобы тема была вам близка, интересна и лично значима для вас.

2. Регулярность и систематичность работы над подготовкой материала выступления.

3. Составление списка литературы по теме предстоящего публичного выступления. Работа с этой литературой. Использование дополнительной справочной информации.

4. Осведомленность по самой новейшей литературе, последним газетным публикациям, особенно полемическим статьям, которые так или иначе связаны с темой вашего выступления.

5. Упорная работа над композиционно-стилистическим построением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредственно речевой культурой.

После того как сбор необходимого материала к публичному выступлению завершен, материал логически выстроен, тщательно отредактирован, можно положить текст в ящик письменного стола и выступить, опираясь лишь на краткий план или тезисы. И ни в коем случае не считать, что проделанный вами труд напрасен. Как утверждают даже опытные ораторы, невидимый ни для кого труд - основа уверенности лектора. Размер его волнения обратно пропорционален затраченному труду.

В данной курсовой работе рассмотрена проблема поиска материалов и виды вспомогательных материалов.

I.Поиск материала

А. Как собирать материал

Имеется четыре источника накопления материала: 1) личный опыт, 2) размышление и наблюдение, 3) интервью и беседы, 4) чтение.

Как использовать их в каждом отдельном случае? Допус-тим, нужно приготовить доклад о состоянии здравоохранения в вашем городе. Прежде всего обратитесь в городской отдел здравоохранения и посмотрите, чем он занят. Вы сможете вы-яснить, каковы его бюджет, квалификация и обязанности со-трудников. Затем вы подумаете об особых условиях города с точки зрения здравоохранения: о чистоте на улицах и в переул-ках, о канализации, о надзоре за водоснабжением, об уборке мусора и истреблении крыс и прочей нечисти. Составьте заметки по каждому вопросу. Не располагаете ли вы какими-нибудь живыми иллюстрациями, относящимися к состоянию улиц, санитарному надзору за до-мовладениями или к контролю над загрязнением воздуха? Конечно, их следует добыть. Они были бы полезны в предстоя-щем выступлении.

Проверьте, не пропустили ли чего-либо существенного. Если, например, вы ограничились только вышеуказанными вопросами, то, наверное, будет обойден самый важный пункт - о предупреждении инфекционных болезней. В дополнение к материалу, обнаруженному на месте, можно многое узнать о задачах и деятельности органов здравоохранения, обратившись к книге.

Не в каждом случае следует прибегать ко всем перечислен-ным способам собирания материала, но при всех обстоятель-ствах необходимо обдумывать вопрос и обязательно загляды-вать в книги. Все эти способы находятся в тесном взаимодей-ствии. Обычно слушатель предпочитает речи, в которых до-кладчик делится личным опытом. Подумайте, не пригодится ли что-нибудь из непосредственно полученных вами данных для обоснования доклада. Можно использовать материал, по-черпнутый вами у других лиц или из книг, при условии, чтобы это прозвучало для аудитории как нечто непосредственно пере-житое вами. Полезно призвать на помощь воображение - не взамен фактов, а чтобы показать, что и как должно быть, или может быть, или будет.

Даниэль Дефо дал весьма яркое описание чумы, опусто-шившей Лондон в XVIII столетии. Однако он не был свидете- лем бедствия и связанных с ним ужасов.

Следить за литературными новинками и размышлять так же полезно, как и обращаться к опыту прошлого. Преподавате-ли и студенты должны знать, насколько прошлогодние замет-ки иногда теряют смысл.

Беседы на избранную тему так-же имеют практический смысл и не только потому, что откры-вается возможность позаимствовать новую мысль, но и вслед-ствие того, что в процессе разговора у нас всплывают идеи, которые так бы и покоились в глубине сознания. Действитель-но, даже не подозреваешь о многих своих взглядах, пока впер-вые не выскажешь их в беседе.

Когда студент, занятый подготовкой речи, встречает затруднение, он может в случае необходимости воспользоваться советом авторитетных людей. Как правило, специалисты всех отраслей знания, если к ним обратиться с надлежащим так-том, будут рады уделить время ответам на вопросы. Запомни-те следующее:

а) Приготовьте вопросы заранее.

б) Четко объясните цель интервью.

в) Будьте учтивы и не злоупотребляйте оказанным вам вниманием.

г) Цитируйте правильно и не нарушайте доверия при исполь-зовании полученной информации.

Работа почти над каждой темой требует обращения к кни-гам. Возьмем для примера следующий случай. Студентка по-сетила донорский пункт. Ее доклад о том, что она видела, был самым интересным из всех, сделанных ею в течение курса. Он отличался конкретностью описания. Но многого в нем не хва-тало, потому что она не постаралась выяснить значение каж-дой из процедур, которые видела, но не понимала. Только чте-ние могло восполнить этот пробел.

При чтении следуйте нижеприведенным советам.

1. Читайте больше, чем практически нужно

Речи, производящие наибольшее впечатление, возникают в результате полноты знания. Необходим большой запас све-дений, из которого можно отобрать самое нужное. Если прихо-дится «наскрести» последние остатки, слушатель непременно это заметит. У древа познания много ветвей, и корни его глу-боки. Было бы большой смелостью, делая доклад по животре-пещущему вопросу, ограничиться книгами и статьями, напи-санными несколько лет назад. В ваших же интересах как докладчика найти самые последние данные.

С другой стороны, каждый текущий вопрос имеет свою историю, которую тоже необходимо знать. В наш век газет люди забывают, что вещи, сказанные десять, пятьдесят или две ты-сячи лет назад, еще могут иметь большое значение.

2. Читайте без предубеждения и критически

Не давайте первому автору, на которого вы случайно на-толкнулись, сразу же предопределить строй ваших мыслей; не останавливайте свой выбор только на тех источниках, идеи ко-торых соответствуют вашим. Пожалуй, труднее всего подыс-кивать и исследовать данные, которые противоречат вашим мнениям. Но ведь нет другого способа узнать, правы вы или нет. Не смущайтесь, если после всестороннего изуче-ния вопроса придется изменить мнение. Новое убеждение, солидно обоснованное, станет поистине скорее вашим личным достоянием, чем старый предрассудок, который не был про-дуктом мысли.

3. Читайте с пользой

Читайте осмысленно. Стремитесь к тому, чтобы изучае-мый в данный момент материал принес наибольшую пользу. Не поддавайтесь соблазну уклониться в сторону от главной цели из-за какого-нибудь интересного, но не относящегося к делу чтения. Приучайтесь вчитываться в статьи и книги в поисках нужной информации.

Изучите следующий раздел о поисках материала. Целесо-образное чтение требует умелого пользования библиотекой.

4. В процессе чтения ведите записи

Если вы прочтете 1000 слов и затем напишете 50 слов, по-дытоживающих прочитанное, то будете знать, вероятно, боль-ше, чем если прочтете 10000 слов и не запишете ни одного. Неважно, что у вас хорошая память: впоследствии вы не смо-жете вспомнить ни специальных данных, ни подлинных слов автора, ни собственных мыслей, пришедших в голову во время чтения. Не ленитесь, не надейтесь, что потом сможете запи-сать их. Приступив к чтению книги или статьи в журнале, дер-жите под рукой бумагу и карандаш. Самый процесс составле-ния заметок обострит ваше внимание.

Б. Как искать литературу

Лет 200-300 назад ученые тратили недели и месяцы на поиски первоисточников для освещения специальных вопро-сов. В наше время в условиях обычной библиотеки это дело минут. Многие студенты упорно избегают обращаться к услу-гам библиотеки. Одна из причин в том, что они не умеют пользоваться ею. Однако каждый обучающийся искусству речи обязан предвидеть, насколько необходимо умение запасаться нужными сведениями по многим вопросам, и потому должен уделить некоторое время изучению способов, как находить нужную информацию. Приводимые ниже указания следует хоро-шо усвоить и применять.

1. Картотека. Все книги, как и многие бюллетени, за-несены в картотеку. Книгу отыскивают по имени автора, по ее названию или содержанию. Если нельзя найти пособие в соответствии с точным названием темы, нужно поискать его под однородным заголовком с возможно более широким охва-том. Многие карточки с обозначением содержания направят читателя к входящим в это содержание темам.

Карточка «Праз-дники», например, отошлет его к названиям «Новый год», «8 марта» и т. д. Просматривать картотеку следует до тех пор, пока не получишь ясного представления о книге: год из-дания, издательство, содержание и т. д. По данным картотеки уже можно судить, насколько занесенная в нее книга окажется полезной. По получении книги необходимо ознакомиться с ее оглавлением и указателем, чтобы найти интересующий вас материал. Если в ней есть указатель литературы, надо пола-гать, что вы попали «в самую точку» и натолкнулись на пред-мет поисков.

О материале по вопросам, выходящим за рамки текущих интересов, информацию можно получить в книгах. Они дают более исчерпывающие и, как правило, более авторитетные дан-ные, чем журналы.

2. Указатели по периодической печати. Единственный хороший способ отыскать журнальную статью по специальному предмету - это обратиться к указателям или справочникам по периодике. Вдумывайтесь и решайте, какие статьи окажутся наиболее отвечающими назначению. Если не найдется заголов-ка, вполне соответствующего содержанию темы, продолжайте поиски, пока не остановитесь на подходящем названии.

Журналы общего характера. Разумеется, для текущей информации можно пользоваться злободневными статьями из обычных журналов. Нужно просматривать периодическую печать на журнальных полках библиотеки, чтобы иметь о ней общее представление. Но не приступайте сразу к ним с целью найти материал для речи. Сначала обратитесь к указателям.

Газеты. За наиболее свежей информацией и за мате-риалом по вопросам, имеющим местное значение, нужно об-ращаться к газетам, хотя имеющиеся в них данные менее на-дежны и солидны, чем данные, которые содержатся в книгах или журналах. Учи-тесь определять ценность статей и самих газет исходя из поли-тического направления самих газет. Конечно, из этого не сле-дует, что заметка или даже специальная статья напечатанные в той или иной газете, обязательно отображают воззрения изда-теля.

Энциклопедии. Для дискуссий, тематически ограниченных и покоящихся на основе общепризнанных авторитетных данных, пользуйтесь обычными энциклопедиями. Перелистывайте разные энциклопедии, присматриваясь к их всеобъемлющему содер-жанию.

Литературные справочники. За литературны-ми ссылками обращайтесь к сборникам цитат, сборникам пословиц и поговорок. В этих книгах содержатся отрывки, выражения, поговорки, взятые из литературы прошлого и современной, в соответствии с расположен-ными в алфавитном порядке основными тематическими поня-тиями.

9. Брошюры и бюллетени. Многие специальные работы издаются в виде брошюр и бюллетеней. Большинство общественных организаций- и многие промышленные и просветительные организации таким путем доводят до общего сведения данные о своих достижениях. Помните, что персонал библиотеки всегда придет вам на помощь, если таковая понадобится.

В. Составление заметок

По вопросу о том, как составлять заметки, нет единого мнения. Но все согласны в одном - необходима какая-то сис-тема записи данных, подлежащих использованию.

Большинство авторитетов рекомендует делать записи на карточках. Преимущество карточек в том, что каждая справка регистрируется отдельно и без труда может быть найдена. Кар-точки легко разложить на столе, сгруппировать, перегруппи-ровать; они легко обозримы, их быстро можно сравнивать и классифицировать. Главный недостаток - их не так удобно носить с собой, как блокноты.

При занесении справочного ма-териала в карточку внизу приводится название источника, на-верху - заголовок, содержащий указание, где именно матери-ал может пригодиться.

Тщательное соблюдение следующих правил избавит от зна-чительных затруднений:

Пользуйтесь карточками одинакового размера и пишите только на одной стороне.

На каждой карточке делайте только одну запись.

Сделайте больше записей, чем вам понадобится для подготовки речи.

4. Четко, при помощи кавычек, указывайте, является ли приводимая ссылка прямой цитатой.

Если это книга, необходимо привести полное имя автора, название книги, год издания, страницу (или страницы), с кото-рой взят материал.

Если это журнал, необходимы имя автора, название ста-тьи, название журнала, дата выпуска, страница.

Если это брошюра, укажите название организации, выпус-тившей ее, имена лиц (или группы лиц), собравших материал и составивших брошюру.

Если речь идет о передаче по радио или телевидению, ука-жите имя выступавшего, название сообщения, вещательную компанию, организацию, которая заказала программу.

Из справочника или антологии нужно взять имя автора от-дельной заметки или статьи (если представится возможность).

Не ссылайтесь на издателя или на само издание как на автора. В большинстве энциклопедий указаны инициалы авторов в конце каждой ста-тьи, и в начале тома приведены имена сотрудников.

Подводя итог, нужно сказать следующее. Не смущайтесь, если способы собирания материала в библиотеке и в других местах сначала покажутся сложными. Овладев ими, вы изба-витесь от большой затраты времени и от лишних хлопот. Если усвоено, как пользоваться библиотекой, вы приобрели самое важное - исследовательские навыки и неутолимое желание знать досконально все по интересующему вас вопросу. Будьте настойчивы: факты, обнаруживаемые с наибольшим трудом, несомненно, самые необходимые для ясности и убедительнос-ти речи.

II
.ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Вспомогательный материа-л речи: А. Определения; Б. Сравнения; В. Примеры; Г. Ссылки на авторитеты; Д. Статистические данны-е; Е. Наглядные пособия.
Иногда между перечисленными видами данных нет точ-ной границы. Пример, серьезный или шутливый, может при-нять форму определения: «Государственный деятель - это по-литик, но уже умерший». Статистика придет на помощь при сравнениях. Авторитетное мнение будет представлено в форме определения, примера или статистической справки. Наглядное пособие заменит устное изложение одного из остальных пяти видов вспомогательных данных. При всех условиях необходи-мо иметь представление об их достоинствах и применении.
Назначение их разнообразно и зависит от темы, аудитории и цели оратора. Некоторые темы по своему характеру требуют многочисленных примеров, другие - обращения к авторите-там, третьи - приведения статистических данных. Одним слу-шателям необходимы определения, примеры, ссылки на авто-ритеты, другие не нуждаются в этом.
В общем, назначение вспомогательного материала в инфор-мационной речи - придавать изложению ясность и поддержи-вать интерес слушателя; в речи агитационного характера он уже играет роль доказательств, а в иных случаях склоняет аудито-рию к желательному настроению или действию. Но в каждой речи большинство вспомогательных средств, если не все, мо-жет оказаться весьма полезным.
А. Определения
«Что вы этим хотите сказать?» - такой вопрос почти неиз-бежен в частном разговоре. К сожалению, слушатель во время речи не может его задать. Нет ничего более важного и более связанного с неуловимыми трудностями, чем бережное обра-щение со словом.
1. Применение определений
Определения нужны для слов, значения которых аудито-рия не знает, и для терминов, имеющих особый смыс и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.