На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат Обособление факторингового бизнеса выгодно далеко не всегда. Разным компаниям требуются разные факторинги. В правила игры вносятся коррективы. Факторинговому сообществу нужна своя ассоциация. Факторинг - услуга постиндустриального общества.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


20
Факторинг в России
Как показывают события последних лет, рынок факторинга в России продолжает бурно развиваться. За прошлый год он вырос на 80 - 90%. Доля факторинговых сделок в ВВП достигла 0,9% (в 2004 г. - 0,5%). В 2002 г., по данным Ассоциации Factors Chain International (FCI), этот показатель у нас составлял лишь 0,1%. Тем не менее потенциал российского рынка факторинга, по меркам мирового рынка, еще весьма далек от желанного и не соответствует ни масштабам страны, ни потребностям нашей экономики. Согласно исследованию, проведенному рейтинговым агентством "Эксперт РА", весь объем отечественного рынка факторинга в настоящее время составляет всего 5,5 - 5,7 млрд долл. США.
Факторинг - это комплекс услуг по обслуживанию факторинговой компанией (фактором) поставок клиента с отсрочкой платежа под уступку дебиторской задолженности. Факторинг включает в себя финансирование товарных кредитов, страхование кредитных рисков, управление дебиторской задолженностью и информационное обслуживание.
Правда, несмотря на молодость и ряд нерешенных проблем правового характера, рынок факторинга в России постепенно приближается к западным стандартам. К такому выводу пришли участники конференции "Факторинг 2006: доступное финансирование - растущему бизнесу", проведенной 13 апреля в столичной гостинице "Марриотт Гранд Отель" рейтинговым агентством "Эксперт РА".
На конференции отмечалось, что в прошлом году продолжилась тенденция увеличения числа игроков на рынке факторинга. Если в 2004 г. факторингом, по данным ЦБ РФ, занимались 84 банка, то на конец минувшего года их число превысило 100. Некоторые банки пошли по пути выделения своих факторинговых подразделений в самостоятельные факторинговые компании. По прогнозам аналитиков рейтингового агентства "Эксперт РА", в этом году данная тенденция усилится. Особенно после снятия противоречий в законодательстве в отношении необходимости лицензирования факторингового бизнеса. В то же время результаты исследования, проведенного рейтинговым агентством "Эксперт РА", показывают, что состав основных игроков рынка уже сложился, и угнаться за лидерами рынка новичкам будет очень сложно.
Следует отметить, что продолжается приток западных компаний на российский рынок. Внешнеторговые обороты российских компаний растут, в результате услуги международного факторинга на российском рынке становятся все более востребованными. Однако в ближайшие два - три года наши факторинговые компании не ожидают значительного роста конкуренции со стороны иностранных игроков. Дело в том, что уже возникли достаточно высокие барьеры для входа на рынок отечественного факторинга. Во-первых, это система оценки рисков потенциальных клиентов, которым, по сути, предоставляется беззалоговое финансирование. Во-вторых, наличие развитой филиальной сети, без которой сделать бизнес в России практически невозможно. Кроме того, весьма ощутимы различия в бизнес-культурах и законодательстве России и дальнего зарубежья. Поэтому более вероятным представляется приход иностранцев через покупку уже существующих на российском рынке факторинговых компаний.
Что же касается других тенденций развития отечественного факторинга, то следует отметить, что в 2005 г. у нас на 3,5% выросла доля сделок без регресса. Получили большее распространение и сделки международного факторинга. Но не эти факторы определили ситуацию на рынке. Главным стало увеличение сроков отсрочки платежа. В два раза сократился объем сделок по поставкам с отсрочкой платежа до 30 дней. Во столько же увеличилась доля сделок с отсрочкой платежа от 61 до 90 дней. Правда, негативной тенденцией стало увеличение просрочки, но ее уровень еще далек от критического. Российские факторинговые компании пока используют стандартные методы работы с просрочкой в отличие от западных, которым порой приходится прибегать к нетривиальным способам борьбы со злостными неплательщиками. В некоторых странах можно увидеть Микки Мауса, идущего по улице за задолжавшим человеком и произносящим постоянно одну фразу: "Он должен деньги компании!".
Сделки с условием регресса по-прежнему доминируют на нашем рынке факторинговых услуг, в то время как в развитых странах преобладает безрегрессный факторинг. Например, среди компаний, входящих в Ассоциацию Factors Chain International, оборот по безрегрессному факторингу более чем вдвое превышает оборот по факторингу с регрессом. У нас же в прошлом году 90,3% факторинговых сделок было заключено с регрессом. Сделки без регресса составили 9,7%.
Чаще всего безрегрессный факторинг предлагается по тем сделкам, где в качестве дебиторов выступают клиенты банка или крупные компании, такие, как "Ашан" или "МЕТРО". "Если дебитором выступает клиент банка, мы обладаем информацией о его финансовом состоянии и кредитной истории, - отметил на конференции генеральный директор "ТрансКредитФакторинга" А.В. Бородулин. - Риск невозврата долгов в этом случае значительно снижается, и мы готовы работать по безрегрессному факторингу. Например, все операции с долгами ОАО "Российские железные дороги" на сегодняшний день представляют собой безрегрессный факторинг".
При использовании схемы факторинга без регресса фактор принимает на себя ряд рисков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением дебитором своих обязательств по уступленному поставщиком фактору денежному требованию, что делает факторинг без регресса дороже, чем с регрессом.
Выступивший на форуме В.А. Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка, считает, что, с одной стороны, компании пока не готовы платить больше. А с другой - сами факторы не хотят принимать на себя эти риски. Поэтому такой продукт пока не очень востребован.
Очевидно, что с развитием рынка будет совершенствоваться и безрегрессный факторинг, важной функцией которого является страхование кредитного риска. Стимулировать развитие этого вида факторинга могли бы соответствующие изменения в законодательстве, касающиеся кредитных бюро. В частности, говорилось на конференции, нужно законодательно закрепить обязанность не только банков, но и всех кредиторов предоставлять информацию о своих покупателях в случае использования коммерческого кредита (отсрочка и рассрочка оплаты товаров). На сегодняшний день существует крайне мало источников информации о финансовом состоянии и кредитной истории потенциальных дебиторов.
Некоторые банки передают риск невозврата долгов (или невозврата в определенный срок) страховщикам и предлагают совместные услуги безрегрессного факторинга. Например, Промсвязьбанк сотрудничает с компанией "РОСНО", а "Петрокоммерц" - с компанией "Капиталъ-Страхование". Однако и в этом случае стоимость факторинга повышается, страховая премия может составлять до 5% от суммы требований. Кроме того, по информации В.А. Носова, страховая компания соглашается работать не со всеми клиентами. Сама процедура страхования - дело достаточно длительное, поскольку страховщик самостоятельно изучает участников сделки (продавца и покупателя), устанавливает размер кредитного лимита, а также страхует свои риски у других страховщиков. Все это значительно тормозит процедуру принятия клиента на факторинговое обслуживание. В результате в России пока мало безрегрессных сделок и не было ни одного случая обращения к страховой компании за возмещением по просроченной сделке.
В одном из аналитических материалов рейтингового агентства "Эксперт РА" отмечено, что налицо конфликт интересов страховщиков и факторов. Последние заинтересованы в передаче страховщикам наиболее рисковых сделок, а первые - пока не готовы их брать. Более того, нет полной уверенности в том, что в случае невозврата денег дебитором страховая компания выплатит страховую сумму. В этом случае выплата, скорее всего, задержится.
Еще одной проблемой является то, что работа со страховщиком снижает мотивацию фактора к тщательному отбору клиентов. Хотя с таким утверждением не согласны те, кто считает, что сотрудничество со страховой компанией не снимает с фактора необходимости качественной оценки рисков. Во-первых, при работе со страховой компанией существует франшиза, которая составляет порядка 10 - 20%. Во-вторых, при наступлении страхового случая должно пройти 90 дней до того момента, как страховщик обязуется выплатить страховую сумму. В-третьих, по договору страховая компания должна возместить только сумму предоставленного фактором финансирования, комиссия же возмещению не подлежит. И наконец, фактору необходимо доказать, что он предпринял все возможные действия для того, чтобы вернуть долг (через напоминания, обращения в суд и т.п.).
Доля просроченной задолженности продолжает расти
В прошлом году наметилась тенденция роста объема просроченной задолженности. Если в 2004 г. несвоевременное поступление денежных средств составляло 7,8% от общего объема сделок, то в 2005 г. - уже 11,6%. Структура просроченной задолженности в целом соответствует структуре факторинговых сделок по срокам. Выросла доля просроченных сделок в интервале от 31 до 60 дней и более 91 дня. По срокам "до 30 дней" и "61 - 90 дней" - сократилась.
"Тенденции на рынке товарного кредита сейчас таковы, что платежная дисциплина дебиторов ухудшается, - комментирует ситуацию М.И. Трейвиш, председатель правления банка "Национальная Факторинговая Компания". - Это нормальное явление, которое будет продолжаться и дальше. Связано оно с ростом конкуренции среди поставщиков. Чем выше конкуренция среди поставщиков, тем на большее количество вещей они будут закрывать глаза. Это не будет свидетельствовать о неплатежеспособности дебиторов. Просто они пользуются моментом, как и любые разумные экономические субъекты. Короткие сроки регресса, которые существовали на рынке до сих пор, задачу защиты клиентов от рисков кассовых разрывов и потери ликвидности не решают. Мы сейчас проводим масштабную кампанию по увеличению сроков регресса в два-три раза по сравнению с тем, что у нас было".
Существует и еще одна причина увеличения доли просроченных сделок: высокая доходность привлекает в факторинговый бизнес новых игроков. Однако не все компании в состоянии правильно оценить риски. "Ажиотаж и желание получить быструю прибыль не всегда подкрепляются четким соблюдением разработанных методик оценки и отбора клиентов, - утверждает генеральный директор факторинговой компании "Еврокоммерц" Г.М. Карповский. - Этап эйфории скоро пройдет, следствием станет этап невозвратов".
Обособление факторингового бизнеса
выгодно далеко не всегда
На рынке факторинга не только увеличивается число участников, но и изменяется их структура. Причем возрастает как число банков, развивающих внутри себя факторинговые подразделения, так и число специализированных факторинговых компаний. Что касается компаний, специализирующихся на факторинге, то, по данным агентства "Эксперт РА", в 2004 г. их можно было пересчитать по пальцам (НФК "Уралсиб-НИКойл", "Еврокоммерц", "Средневолжская факторинговая компания", "Энергия фирма фактор"). В 2005 г. к ним добавились "ТрансКредитФакторинг" и "Региональная факторинговая компания" - дочерние компании "ТрансКредитБанка" и "Всероссийского Банка Развития Регионов" соответственно, выделившие свои факторинговые подразделения в отдельный бизнес.
Тем не менее не все банки стремятся выделять свои факторинговые подразделения в самостоятельные компании. В первую очередь это относится к кредитным учреждениям, обслуживающим крупных клиентов. Среди наиболее активных на рынке факторинга следует отметить "Петрокоммерц" и Промсвязьбанк.
Факторинговое подразделение в банке "Петрокоммерц" функционирует с 2003 г. Оно предлагает комплексную систему обслуживания и разрабатывает совместные проекты с другими подразделениями банка. На сегодня возможно предоставление совместных услуг с компанией "Петролизинг", которая входит в состав кредитного департамента банка. Другим новым проектом банка будет страхование рисков в партнерстве с компанией "Капиталъ Страхование". Разрабатываются совместные проекты и с другими участниками рынка. Ключевыми клиентами банка являются крупные компании. По словам А.В. Морозова, начальника управления факторинга банка "Петрокоммерц", у крупных компаний финансовые службы достаточно развиты для того, чтобы заключать договоры сразу с несколькими факторинговыми компаниями или банками. "Мы гибко подходим к этому вопросу: клиент может держать средства в одном банке, кредитоваться в другом, использовать пластиковые карты третьего банка для выплаты зарплаты сотрудникам, а факторинговое обслуживание получать в "Петрокоммерце" или даже в нескольких банках и факторинговых компаниях одновременно".
О другом преимуществе развития факторинга в банке рассказал В.А. Носов: "Мы не зациклены на том, где искать деньги, а факторинговые компании часто ограничены в средствах. Ресурсная база банка и относительно более дешевые, чем у факторинговой компании, ресурсы позволяют банку устанавливать большие лимиты на клиентов. Факторинговые компании сталкиваются с необходимостью заимствований под более высокие проценты и зачастую вынуждены устанавливать лимиты на клиентов в меньших объемах. Более высокая стоимость ресурсов не может не отражаться и на стоимости факторинговых услуг. По этой причине факторинговая компания не может конкурировать с банками по уровню стоимости услуг".
Разным компаниям требуются разные "факторинги"
По мнению М.И. Трейвиша, есть разные "факторинги" - в зависимости от их ориентации на малый, средний или крупный бизнес. Малый бизнес заинтересован только в финансировании, поскольку его источники ограничены. В силу этого ему нужен усеченный (финансовый) факторинг, представляющий собой финансирование (кредитование) под залог дебиторской задолженности. При этом операторами услуг выступают кредитные организации (банки), а контрагентом для переговоров - финансовый директор.
Почему почти любой финансовый директор средней компании всегда будет против факторинга? В ответ на этот вопрос М.И. Трейвиш сказал следующее.
1. У подчиненных финансовому директору подразделений (бухгалтерии, отдела учета, отдела финансово-экономического анализа и т.д.) резко возрастает объем работы.
2. Финансовый директор привык рассматривать факторинг как финансовую услугу, а для этого она слишком дорогая.
3. Финансовый директор отвечает за удлинение пассивов, а факторинг, если его рассматривать как источник пассивов, дает очень "короткие" деньги.
4. В профессиональной факторинговой компании работают в основном люди с коммерческим, а не с финансовым опытом и менталитетом. Финансовому директору в отличие от коммерческого сложно найти с ними общий язык.
5. Финансовому директору неприятно, что коммерческий директор "заходит" на его территорию.
Средний бизнес заинтересован в инструменте увеличения объема продаж. Поэтому ему нужен полный (коммерческий) факторинг. При этом операторами услуг выступают специализированные факторинговые компании, контрагентом для переговоров - коммерческий директор.
Коммерческий факторинг (полный факторинг) - отрасль экономики, связанная с предоставлением клиентам набора разноплановых (преимущественно нефинансовых) услуг, направленных на увеличение роста продаж их товаров (услуг, работ).
Целевой клиентский сегмент - успешные средние компании, руководимые нестандартно мыслящими менеджерами.
Предпосылки коммерческого факторинга таковы:
- компания хочет продавать больше;
- она должна предложить своим покупателям конкурентные условия закупок, включая отсрочку платежа;
- ей нужен набор услуг, обеспечивающий предоставление конкурентных условий приобретения товаров на регулярной основе.
Крупный бизнес заинтересован в снижении издержек. Ему нужны индивидуальные факторинговые решения, направленные на улучшение структуры баланса и аутсорсинг работы внутренних подразделений (финансовая служба, служба экономической безопасности, служба риск-менеджмента). При этом операторами услуг выступают элитные факторинговые компании, а контрагентами для переговоров - генеральные директора или собственники.
Причинами создания НФК как отдельного факторингового бизнеса, по мнению М.И. Трейвиша, стали следующие:
- общепринятая международная практика;
- переход от усеченного (финансового) факторинга к полному (коммерческому);
- высокая скорость принятия решений о начале работы с новыми клиентами и их дебиторами;
- постоянное обновление продуктового ряда в соответствии с потребностями рынка;
- профессиональное руководство бизнесом: команда НФК - профессионалы в факторинге, а не банкиры;
- повышение надежности для клиентов: НФК гарантирует постоянное обслуживание, ведь факторинг - ее единственный биз и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.