На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Лингвистические теории, изучающие предложение. Предложение - одна из основных грамматических категорий синтаксиса. Грамматические признаки простого предложения. Коммуникативный, семантический, структурный и логический аспекты изучения предложения.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Ин. языки. Добавлен: 24.12.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


22
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
КАФЕДРА «Лингвистика и межкультурная коммуникация»
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ВВЕДЕНИЮ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ И СТРУКТУРНАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА
Выполнила:
студентка группы 6712
Лебедева Наталья Сергеевна
Руководитель:
старший преподаватель
Керенцева Любовь Васильевна
Защищена с оценкой
Предоставлена “__”________200_ г.
“___________” _____________
“__”_________200_ г подпись
Набережные Челны 2009
Содержание

Введение
Глава I. Предложение - одна из основных грамматических категорий
синтаксиса
1.1. Предложение - вводные замечания
1.2. Грамматические признаки простого предложения
Глава II. Основные аспекты изучения предложения
2.1. Коммуникативный аспект изучения предложения
2.2. Семантический аспект изучения предложения
2.3. Структурный аспект изучения предложения
2.4. Логический аспект изучения предложения
Заключение
Литература
Введение
В настоящее время языкознание располагает большим количеством лингвистических теорий, изучающих предложение. Сейчас особенно интенсивным стало изучение текста. Но, на наш взгляд, предложение было и остается основной единицей синтаксиса, так как именно в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: коммуникативная, познавательная и экспрессивная. Вопрос об определении предложения - один из самых трудных вопросов синтаксиса. Недаром предложение, занимая центральное место в синтаксисе, не имеет общепринятого определения, так как трудно включить в определение все аспекты предложения, хотя в принципе возможно.
Существует достаточно большое количество подходов к определению предложения. Например, логический подход: предложение - это суждение, выраженное словами. Его слабость в том, что между предложением и суждением нет равенства, так как предложение - языковая категория, а суждение - категория логическая. Конечно же, есть предложения, которые полностью равны суждению - это предложения модального типа, которые содержат или утверждение, или отрицание. Формально - грамматический подход рассматривает предложение как словосочетание особого типа, содержащее грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое. Данный подход не учитывает парадигматику предложения. Классификация предложения становится узкой, не все типы входят в нее. Что касается коммуникативного подхода, то он рассматривает предложение как основное средство общения и сообщения.
При всем множестве существующих подходов до сих пор так и не определен однозначно предмет синтаксиса, его основные единицы и многие другие аспекты. Все это зачастую вызывает споры и разногласия между лингвистами.
Сложность, многоаспектность предложения затрудняет выработку его определения. Например, А.В. Белошапкова утверждает: «Предложение - единая соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания» А.В. Белошапкова «Современный русский язык».- М., 1981.- С. 367. Д.Н. Овсянико-Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»)» Д.Н. Овсянико-Куликовский «Синтаксис русского языка».- М., 1912.- С. 50. Существует множество определений предложения, к которым продолжают присоединяться новые. В адекватном определении должны быть отмечены те из множества присущих ему свойств, которые обуславливают специфику именно данного явления, составляя, таким образом, его сущность.
Объектом нашего исследования является синтаксис русского языка. Предмет исследования составляет предложение как коммуникативная и структурная единица синтаксиса.
«Предложением называется грамматически оформленная по законам данного языка предикативная единица, которая служит важнейшим средством формирования, выражения и сообщения мыслей и чувств, а также для выражения отношения говорящего к содержанию своего высказывания» В.В. Виноградов «Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения».- М., 1954.- С. 3. Мы считаем, что данное определение является более объективным и доказуемым. Хотя мы не можем не заметить, что до сих пор ведутся прения по поводу определения синтаксической единицы, что еще раз доказывает то, что предложение - это сложная по своему устройству единица.
Предложение - одна из основных грамматических категорий синтаксиса. Это любое -- от развернутого синтаксически построения (в письменном тексте от точки до точки) до отдельного слова или словоформы -- высказывание (фраза), являющееся сообщением о чем-либо и рассчитанное на слуховое (в произнесении) или зрительное (на письме) восприятие. Предложение может быть простым или сложным.
В зависимости от цели сообщения предложения могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными; при парадигматическом подходе к предложению как к единице, обладающей формоизменением, возможна и более детальная классификация предложений по цели высказывания, охватывающая также предложения со значениями сослагательности, условности, желательности, долженствования.
Следует сказать, что предложение -- это единица языка и речи, изучая которую, мы узнаем, что, как и зачем выражается и сообщается. Поэтому важно учитывать как семантическую и грамматическую структуру предложения, так и его коммуникативную функцию.
Семантическая структура непосредственно соотнесена с тем, что выражается в предложении, т.е. она отражает объективную структуру ситуации, события действительности. Любое событие -- это лица, предметы, связанные друг с другом различными процессами, отношениями, которые оформляются в мысли логическим предикатом, а в языке -- сказуемым. Лицо или предмет может быть субъектом или объектом действия или носителем признака. Субъект, предикат и объект являются главными (элементарными) компонентами семантической структуры: неглавные компоненты выражаются определениями и обстоятельствами (это семантические определители).
Коммуникативный аспект предложения предполагает соотнесенность высказывания с определенными формами мысли: предложения, содержащие сообщения о чем-либо, соотносятся с суждением; предложения, содержание которых связано с поиском информации или волеизъявлением, -- с мыслью-вопросом или мыслью -- побуждением к действию. Простая мысль выражается простым предложением, сложная -- различными комбинациями соединенных друг с другом по определенным грамматическим правилам простых предложений, т.е. сложными предложениями, где, естественно, комбинируются побуждение и вопрос или сообщение. В языке существуют не специальные морфологические средства, а синтаксические конструкции и интонация, которые оформляют соответствующие функциональные единицы: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Целью курсовой работы является изучение предложения как основной коммуникативной и структурной синтаксической единицы. Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
- рассмотреть предложение как одну из основных грамматических категорий синтаксиса
- рассмотреть основные аспекты изучения предложения
- проанализировать коммуникативный и структурный синтаксис
Глава I. Предложение - одна из основных грамматических категорий синтаксиса

1.1 Предложение - вводные замечания

Пожалуй, основной единицей при изучении синтаксической системы языков выступает предложение.
Понимание природы предложения как наиболее сложного языкового образования возможно только при уяснении ряда вопросов теории языка, философии, логики и психологии в их совокупности на современном уровне развития научных знаний. Мы считаем, что разногласия в определении предложения свидетельствуют как о трудности и сложности самого вопроса, так и о необходимости найти четкую основу для его решения. Несмотря на существующие в настоящее время расхождения в вопросах синтаксической теории, оказывается возможным выделить и общее в современной теории предложения.
Через предложение осуществляется основная функция языка -- коммуникативная.
Предложение является «главным средством формирования, выражения и сообщения мыслей» В.В. Виноградов «Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения».- М., 1954.- С. 3. Поэтому одним из основополагающих вопросов синтаксиса является вопрос о соотношении предложения и суждения, а шире -- языка и мышления. Мы видели, как в истории разработки синтаксических теорий отождествление мышления и языка, логического и грамматического при абсолютизации мышления (в логическом синтаксисе) или разъединение их и непризнание воздействия логического строя мышления на грамматический строй языка (в теориях психологистов) фактически снимали проблему взаимосвязи мышления и языка.
Одним из основных положений языкознания является признание тесной взаимосвязи между мышлением и языком. А.А. Шахматов утверждает: «Предложение - это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое, служащее для словесного выражения единицы мышления» А.А. Шахматов «Синтаксис русского языка».- М., 1941.- С. 19.
Формы взаимосвязи и сложный механизм взаимодействия мышления и языка обусловлены двумя сторонами функционирования, двумя формами проявления и языка, и мышления. «С одной стороны, и язык, и мышление представляют собой порождение мозга человека как homo sapiens, с другой стороны, язык и мышление являются социальными продуктами, поскольку сам человек есть социальное явление» Ш. Балли «Общая лингвистика и вопросы французского языка».- М., 1955.- С. 371. Двойственная природа и языка, и мышления, каждый из которых воплощает в себе единство социального и индивидуально-биологического, является их общей чертой. Понимание двойственной природы языка, в частности, чрезвычайно существенно для осознания специфики предложения.
В языке и в мышлении «осуществляется познавательная и коммуникативная деятельность человека как члена общества» К.Г. Крушельницкая «Язык и мышление».- М., 1967.- С.216. В мышлении разграничивается две стороны познания (чувственное познание и абстрактное мышление) и оформление знаний в качестве информации, а язык выступает как орудие познания (мышления) и как средство выражения мыслей и сообщения знаний другим людям «путем преобразования мыслительного содержания в коммуникативную информацию» (Там же). Соответственно этому и язык, и мышление представляют собой, с одной стороны, явления статические, «в которых реализованы, закреплены достижения общественного познания» Б.А. Серебренников «Общее языкознание».- М., 1970.- С. 83, а с другой - динамические, проявляющиеся в мыслительном процессе и речевой деятельности. Объединение статических и динамических элементов в предложении также очень важно для понимания его специфики.
С точки зрения смысловой предложение характеризуется относительной завершенностью передаваемого им сообщения и обладает поэтому коммуникативной автономностью. Предложение представляет собой «закрытую систему», элементы которой структурно организованы определенными языковыми средствами.
Каждое предложение обладает предикативностью. Предикативность -
это отношение содержания высказывания к действительности, устанавливаемое в момент речи.
Главным признаком, отличающим предложение от слов и словосочетаний, является наличие в нем именно предикативности. Слово или словосочетание может стать предложением, обретя этот признак: «Мороз и солнце. День чудесный!» (А. Пушкин). «Деревня. Серые избушки» (С. Есенин).
Предикативность выражается определенными языковыми средствами. Наиболее распространенным в языках средством передачи предикативности является глагольная форма, в которой находят выражение частные грамматические категории лица, времени и наклонения. Не случайно поэтому организующим центром предложения чаще всего выступает глагол: «Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются темными от росы» (К. Паустовский). «Предикативная функция,- пишет В.В. Виноградов,- заключается не в оживлении или соединении изолированных слов или понятий, а в речевом раскрытии реального содержания, связи и взаимодействия предметов и явлений действительности» В.В. Виноградов «Вопросы синтаксиса современного русского языка».- М., 1950.- С.50. Причем, (дополним со своей стороны) речевое раскрытие реального содержания, связи и взаимодействия предметов и явлений действительности в предложении принимает в одних случаях словесное выражение, а в других случаях - интонационное выражение. Можно ли интонацию считать грамматическим средством выражения грамматической категории? По мнению Пешковского, то, что мы называем предикативной функцией, может быть выражено в одних случаях только с помощью интонации, в других случаях - с помощью жеста и интонации, в третьих - в обстановке и интонацией. «Таким образом, мы,- пишет А.М. Пешковский,- открываем новый способ выражения категории сказуемости: интонацию… благодаря, которой слово перестает быть словом только, а делается фразой» А.М. Пешковский «Русский синтаксис в научном освещении».- М., 1938.- С. 175.
В предложениях, лишенных глагольной части, единственным средством выражения предикативности является интонация.
«В предложении выражается не только сообщение о действительности, но и отношение к ней говорящего» В.В. Виноградов «Основные вопросы синтаксиса предложения».- М.,1975.- С. 254, т. е. признаком предложения является также модальность. Языковыми средствами, выражающими модальность, могут выступать морфологическая грамматическая категория наклонения, модальные слова и интонация (например, предложение Приехали! в зависимости от интонации может выражать и радость, и сожаление как отношение говорящего к сообщаемому факту). Модальность тесно связана с предикативностью и поэтому может также рассматриваться как категория, включаемая в понятие предикативности.
Универсальным способом выражения смысловой завершенности, предикативности и модальности предложения выступает интонация в ее различных видах.
Предложение как синтаксическая и как смысловая структура. Конструктивный синтаксис и коммуникативный синтаксис.
Предложение -- высшая единица грамматического строя, в которой реализуются все оттенки грамматических значений единиц более низших. Предложение совмещает в себе различные ступени грамматической абстракции, которые тесно связаны и взаимодействуют в плане их лексического наполнения.
«Конкретное содержание предложений не может быть предметом грамматического рассмотрения. Грамматика изучает лишь структуру предложения, типические формы предложений...» В.В. Виноградов «Основные вопросы синтаксиса предложения».- М.,1975.- С. 389, т. е. имеет дело с конструктивным синтаксисом. Однако современный синтаксис не ограничивает себя исключительно вопросами конструирования предложения из словоформ и словосочетаний. «Для современной синтаксической науки характерно ясное сознание того, что за традиционным понятием предложения стоят два языковых явления, различать которые принципиально важно» В.А. Белошапкова «Современный русский язык».- М., 1981.- С. 605.
С одной стороны, предложение представляет собой синтаксическую структуру, обладающую грамматическими категориями лица, времени и наклонения и тесно связанную с ними категорией модальности, т. е. структуру, обладающую предикативностью. Грамматическое членение синтаксической структуры или конструкта не зависит от ситуации, от содержания сообщения, от интонации, в синтетических языках -- от порядка слов, т. е. грамматическое членение объективно и статично. (Например, одной и той же синтаксической структурой обладают «Я \помню\ чудное мгновенье» (А. С. Пушкин) и «Великий комбинатор \получил\ большой заказ...» (И. Ильф, Е. Петров); или «В Витебск я приехал к вечеру» (И. Бунин) --Я приехал в Витебск к вечеру -- Приехал я в Витебск к вечеру.)
С другой стороны, предложение как относительно законченное сообщение, как коммуникативная единица представляет собой смысловую структуру, отражающую определенную коммуникативную цель, которая возникает в процессе общения. Смысловая структура как коммуникативная единица зависит от ситуации, в которой формируется сообщение, и от отношения говорящего (автора) к содержанию сообщения.
В коммуникативном аспекте членение предложения подвижно, динамично, можно сказать, субъективно (но не безразлично, не нейтрально) к содержанию передаваемого сообщения. Оно проявляется главным образом в интонации, иногда в порядке слов. Поэтому когда предложения воспринимаются не на слух, а зрительно, в печатном виде, то отношение автора к содержанию сообщаемого непосредственно не передается. Читатель должен сам понять и передать смысловую структуру предложения, но понять ее можно по-разному. По мнению академика Л. В. Щербы, «всякий литературный текст есть до некоторой степени загадка, которая всегда имеет разгадку, но характер этой разгадки зависит от степени понимания текста, от его истолкования» Л.В. Щерба «Языковая система и речевая деятельность».- М., 1974.- С. 78. Это можно наблюдать у актеров, по-разному передающих один и тот же авторский текст. Большие актеры, мастера художественного слова, тщательно работают над произведением, чтобы проникнуть в авторский замысел и передать его в своем исполнении. Возвращаясь к современным теориям предложения, необходимо отметить, что при всем их разнообразии для них характерны попытки последовательно разграничивать в устройстве предложения несколько ступеней грамматической абстракции, с чем непосредственно связан вопрос о синтаксических, грамматических значениях и вопрос о грамматических категориях предложения. Все это более подробно рассмотрено в следующей главе.
1.2 Грамматические признаки простого предложения

Основными признаками любого предложения являются: синтаксическое значение, состоящее в выражении отнесения содержания высказывания к действительности; смысловая и интонационная законченность. Беловольская пишет: «Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение» Л.А. Беловольская «Синтаксис словосочетания и простого предложения».- Т., 2001.- С. 55. На уровне формальной структуры простого предложения обязательно выделяются компоненты, представляющие собой его предикативную грамматическую основу. Основу предложения составляют главные члены: подлежащее и сказуемое в двусоставных предложениях: Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит (Л.) -- или главный член в односоставных предложениях: Смеркается. Кругом тишина. Предикативной основой эта часть предложения называется потому, что в ней благодаря сказуемому (в том числе и отсутствующему, нулевому) выражается предикативность, т.е. грамматическое значение.
Предикативность -- это отнесение содержания предложения к действительности как реального или нереального события, выражающееся в формах модальности и времени. Эти значения обычно передаются формами наклонения глагола: Храни меня, мой талисман... Ты в день печали был мне дан (П.). Предикативность -- это соотнесенность сообщаемого с действительностью, утверждение или отрицание чего-либо, передаваемое грамматическими формами главных членов и интонацией завершенности.
Отношение содержания высказывания к действительности проявляется также в утверждении или отрицании связи между субъектом и его процессуальным или непроцессуальным признаком. Например, в тексте На озере Берг прожил около месяца. Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок (Пауст.) первое предложение утвердительное, второе -- отрицательное. Отрицательные предложения, как и утвердительные, обладают реальной или ирреальной модальностью и соответствующими формами. Например: Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека (Н.).
Наличие компонентов, выражающих предикативность, свидетельствует лишь о том, что конструкция оформлена как предложение. Но для того чтобы быть полноценным высказыванием, она должна обладать интонационной и семантической завершенностью. Так, Валгина пишет: «Предложение- это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью» Н.С. Валгина «Синтаксис современного русского языка».- М., 1973.- С.423. Интонация законченного высказывания (обычно понижение тона в конце, как бы предваряющее разделительную паузу) является существенным признаком простого предложения. На письме этой интонации соответствуют точка, многоточие, вопросительный или восклицательный знак: -- Где вы проснулись?-- Проснулся в людской кухне на печи. Все могут подтвердить (Ч.). Отсутствие именно этого признака является чертой, отличающей предикативные части сложного предложения от простого. Сложное предложение имеет интонацию завершенности тоже только в конце. Ср.: Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился, -- и шестикрылый серафим на перепутье мне явился. Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он (П.).
Смысловая завершенность предложения зависит от семантики слов, которые входят в высказывание. Самым важным для относительной смысловой завершенности предложения является употребление семантически достаточных слов в роли главных членов. Ср. незавершенные высказывания: Приезд обрадовал (?) Девушка с глазами (?) или Он поступил (?) -- и завершенные: Приезд отца обрадовал нас. Девушка с голубыми глазами. Он поступил необдуманно или Он поступил в университет. Завершенность или незавершенность в большинстве случаев определяется по отношению к изолированному, взятому вне текста или ситуации предложению. Так, нельзя считать завершенным и осмысленным изолированное предложение Он выпил стакан..., ибо нарушено правило семантической сочетаемости: глагол пить в семантической структуре имеет обязательный элемент жидкость. В то же время в диалогической ответной реплике вполне возможно употребление даже одного слова стакан: -- Сколько он выпил молока? -- Стакан.
С понятием семантической определенности связано понятие модели предложения, которая может совпадать с предикативной основой, если главные члены выражены семантически достаточными словоформами {Идут дожди. Небо пасмурное. Отец приехал. Холодно, подмораживает), или не совпадать, если компоненты основы нуждаются в обязательных распространителях (Отец находится + на работе. Он следит + за спутниками. Отец мужчина + высокого роста. Его + знобит и под.). В модель предложения включаются все главные компоненты семантической структуры: субъект, предикат и объект и обязательные семантические определители.
Модель предложения в этом случае выступает как первая ступень распространения предикативной основы.
Содержание предложения любого функционального типа может получить эмоциональную оценку говорящего, который для этой цели использует особую интонацию и восклицательные частицы. Эти эмоционально окрашенные высказывания называют восклицательными предложениями. Если же такого отношения говорящий не выражает, предложение является невосклицательным: Мой ангел, я любви не стою! Но притворитесь! Этот взгляд все может выразить так чудно! Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад! (П.).
Модальность -- это выражение отношения содержания высказывания к какому-то плану действительности посредством глагольных наклонений и особых модальных слов. Основными модальными значениями являются действительность, желательность, возможность или необходимость того, о чем говорится в данном предложении. Например: Где-нибудь я в сельсовете на гулянку попаду (действительность). //Девчонки на вечере позабыли б всех ребят (возможность). Я б желал на берег правый, бои пройдя, вступить живой (желательность). Офицеры и солдаты, выходи по одному! (необходимость) (Тв.).
Простое предложение имеет систему форм, которая включает формы синтаксических категорий объективной модальности (наклонения) и времени. Модальность бывает субъективной реальной и ирреальной (нереальной).
Значение достоверности, вероятности (субъективная модальность) выражается с помощью вводно-модальных компонентов (конечно, может быть, пожалуй, бесспорно, вероятно и др.): Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства (Пауст.).
Реальная модальность -- это передача содержания высказывания как реально существующей ситуации. Это достигается при использовании форм только изъявительного наклонения (синтаксического индикатива), указывающих на то, что данная ситуация характеризуется временной определенностью, т.е. имеет место в настоящем, прошлом или будущем.
Ирреальная модальность -- это передача содержания высказывания как ситуации желательной, возможной или необходимой. Естественно, какая-то временная определенность в этом случае исключена. Для оформления такого высказывания используются формы сослагательного и повелительного наклонения, характеризующиеся временной неопределенностью.
Исходной формой парадигмы предложения является форма синтаксического настоящего времени, выраженная глаголом или связкой (в том числе и нулевой).
С учетом приведенных выше признаков предложения как многоаспектной единицы и дается его самая общая характеристика.
Например: Зацвела на воле в поле бирюза (Б.) -- простое предложение; в нем одна предикативная основа, совпадающая с моделью высказывания; по цели высказывания повествовательное, произносится с интонацией законченности сообщения; коммуникативно членится на тему и рему; обладает системой форм; грамматическое значение выражается в категориях реальной модальности и синтаксического прошедшего времени; является утвердительным: эмоционально не окрашенным; характеризуется наличием субъекта и предиката, выраженных соответственно подлежащим и сказуемым; типовое значение неличный субъект и его действие.
Следующая глава нашей работы полностью посвящена аспектам изучения предложения. Так как предложение - сложный элемент синтаксиса, то при его рассмотрении учитываются логический, структурный, семантический и коммуникативный аспекты.
Глава II. Основные аспекты изучения предложения

Предложение -- многоаспектная единица. В логическом аспекте предложение сопоставляется со структурой суждения -- формой мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений. Эта логическая структура в целях коммуникации подвергается тому или иному истолкованию, в связи с чем основным аспектом предложения выступает коммуникативный аспект.
В коммуникативном аспекте предложение рассматривается прежде всего как носитель актуальной для говорящего информации, ради сообщения которой он и высказывается. Как же определить, что именно хотел сообщить говорящий, для чего он построил это высказывание, иначе говоря, каково его коммуникативное назначение? Как уже отмечалось, в коммуникативном плане предложение бинарно (двучленно): в нем выделяются два компонента -- тема (Т), то есть исходный пункт высказывания, содержащий уже известную слушателю информацию, и рема (R), то есть сообщение о теме, та новая информация, ради сообщения которой и предпринимается высказывание. Рема есть ответ на действительный или подразумеваемый вопрос о теме предложения. Именно на рему всегда распространяется отрицание. Ср.: Мы едем в Вологду. -- Мы не едем в Вологду; Он стоял в толпе -- Он стоял не в толпе, а на углу улицы. Коммуникативная организация предложения, основанная на выделении в нем темы и ремы, называется актуальным членением. Этот термин принадлежит чешск и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.