На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Риторический вопрос и его место в лингвистике. Принципы построения, структура и функционирование риторического вопроса в газетных текстах. Явления конвергенции и контаминации в риторических вопросах, их характеристика, виды и примеры применения.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Ин. языки. Добавлен: 24.12.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


- 19 -
Риторический вопрос в печатных средствах массовой информации.
Курсовая работа.
План

Введение
Глава 1. История вопроса
Глава 2. Функции риторического вопроса
Глава 3. Конвергенция и контаминация
Заключение
Библиографический список
Введение
На современном этапе развития лингвистики наблюдается повышенный интерес к такой области науки как риторика, (наука об ораторском искусстве; язык рассматривается как способ воздействия на слушателя).
Однако, вплоть до наших дней не существует ясного и однозначного понимания глубокого вопроса: что же именно закономерно связывает желаемый результат речи и ее внешнюю форму? В. Г. Белинский писал:
«…риторика получила свое начало у древних… Ее сделали самым важным и необходимым искусством, ибо она отворяла двери к власти и начальствованию.… Поэтому речи великих ораторов и дошли до открытия фигур и тропов. Оратор сильно поколебал толпу могучим словом, выраженным в фигуре вопрошения, -и вот могучее чувство отброшено в сторону, а фигуру вопрошения приняли к сведению…».
Данная курсовая работа посвящена изучению экспрессивных средств языка, а именно, стилистический эффект основан на вопросе, не требующем ответа или подразумевающим его. Такой стилистический прием в современной лингвистике именуется риторическим вопросом. Интерес к изучению данного приема обусловлен тем, что в настоящий момент риторический вопрос часто используется в средствах массовой информации. Тема настоящей курсовой работы «Риторический вопрос в СМИ ( газетные тексты)»
Безусловно, газетные тексты насыщены разного рода изобразительными средствами, благодаря которым газетная публицистика воздействует на адресатов и формирует общественное мнение. В связи с этим, актуальным на наш взгляд является обращение к изучению стилистических возможностей риторических приемов в газетных текстах.
Объектом исследования является риторический вопрос и его место в лингвистике. Предметом исследования являются принципы построения, структура и функционирование риторического вопроса в газетных текстах.
Актуальность данного исследования определяется недостаточной изученностью, как с точки зрения функционирования, так и с точки зрения структуры. Материалом для исследования послужили тексты современной газетной публицистики («Аргументы и факты», «Телевизор», «Конкурент», « Комок», « Телесемь» и др.)
Научная новизна состоит в том, что в данной работе впервые проводится анализ с точки зрения употребления в манипулятивной функции. Цель исследования - лингво-стилистическое описание риторического вопроса. Поставленная цель обусловлена следующими задачами:
1. дать определение риторическому вопросу.
2. определить систему структур семантических разновидностей.
3. изучение экспрессивных возможностей риторического вопроса.
Общий объем картотеки составил 70 примеров риторического вопроса. В ходе исследования применялись различные лингвистические методы: описательно- аналитический и его основные элементы (наблюдение, произношение, описание, классификация).
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней дается исчерпывающее определение того, что такое риторический вопрос. Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть применены в практике преподавания риторики.
Структура работы.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность, теоретическая и практическая значимость работы, ее цели и задачи.
Первая глава «История вопроса» посвящена изучению истории вопроса, определению риторического вопроса и перечислению видов вопросов.
Вторая глава посвящена описанию функций риторического вопроса.
Третья глава «Конвергенция и контоминация».
В заключении делаются выводы по проведенной работе.
Библиографический перечень состоит из 30 наименований, завершает текст работы.
Глава 1 История вопроса
Риторические вопросы широко распространены, они часто употребляется как выразительный прием в ораторской речи .
К нему часто прибегали такие знаменитые ораторы античности, как Цицерон, Аристотель, Квинтилиан, Перикл, Демосфен, Сократ, Платон. Он являлся неотъемлемой частью их выступлений и речей.
Риторический вопрос мы встречаем в знаменитой первой речи «Против Катилины» Цицерона: Тебе ничто, как видно, и ночная охрана Палатина, и сторожевые посты, - где? в городе! - и опасенья народа, и озабоченность всех добрых граждан, и то, что заседание сената на этот раз проходит в укрепленнейшем месте, - наконец, эти лица, эти глаза?
Аристотель в своей «Этике. Политике. Риторике. Поэтике» рассматривает вопрос как способ воздействия на слушателя. Обучая правилам риторики, объясняет, когда уместно и когда нет, употребить вопрос. Он пишет следующее: «Что касается вопроса, то его всего уместнее предлагать тогда, когда одно из двух положений высказано таким образом, что стоит предложить один вопрос чтобы вышла нелепость. <…> вопрос уместен, когда из двух пунктов один сам по себе ясен, а относительно другого ясно, что на вопрос о нем дан будет утвердительный ответ…» <Аристотель, «Этика. Политика. Риторика. Поэтика»,1998, с. 567>
Риторические вопросительные предложения давно известны как особое средство украшения речи. М. В. Ломоносов в «Риторике» писал, что риторический вопрос «бывает не для испытания неизвестных, но для сильнейшего изображения известных вещей». <Л. Ф. Бердник, «Риторический вопрос как экспрессивное средство», 1989, с.96 - 98>
Риторический вопрос является ярким представителем риторических приемов (к которым так же относятся такие фигуры как анафора, эпифора, градация, антитеза, перечислительный ряд, аналогия, гипербола, инверсия и т. Д.) в частности грамматических тропов. Но что собой представляет «риторический прием»? Подробное аргументирование дает Г.В. Андреева в учебном пособии «Деловая риторика»: «Показ практически значимой информации. создание проблемной ситуации, прием сравнения, сопоставления, психологическая пауза, импровизация, прием разнообразия форм и методов подачи материала, драматизация монолога к диалогу, неожиданные риторические вопросы, шутка, использование юмора, использование крылатых фраз, цитат, принципиально новая оценка общеизвестного события, показ не только результата, но и процесса, оптимальное сочетание эмоциональных и рациональных фактов и приемов».
Подробное определение риторического вопроса дается в Энциклопедии Русского Языка под редакцией Ю.Н. Караулова: итак «Риторический вопрос- предложение, вопросительное по структуре, передающее подобно повествовательному предложению, сообщение, о чем-либо. Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения).
Сообщение в Р.в. всегда бывает связано с выражением различных эмоционально - экспрессивных значений. Их основой является то, что Р. в. возникает всегда в условиях противодействия как эмоциональная реакция протеста. Поэтому для Р. в. характерно также противоречие между формой и содержанием по принципу утвердительность - отрицательность. Так, предложения, отрицательные по форме, передают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение отрицаний. В качестве Р. в. могут употребляться предложения любой вопросительной структуры : с местоименным вопросительным словом, частицей без специальных вопросительных слов.
Р. в. не требует ответа, но от значения собственно вопроса в Р. в. остаётся установка говорящего на ответную желаемую реакцию собеседника. Значение сообщения не является основным значением, поэтому для его проявления требуются особые условия. Среди них определяющую роль играют интонация, контекст. В этих условиях нейтрализуется вопросительное значение и проявляется значение эмоционально выраженного сообщения.
Р. в. широко распространены, они часто употребляются как выразительный прием ораторской речи. После Р. в. ставится вопросительный знак, допустим восклицательный, изредка пользуются сочетанием того и другого знака»
Вопросительная фраза вообще предполагает реакцию в виде ответа, не зависимо от того идет ли речь о вопросе, типа: «Сколько времени?» или вопросе экзаменатора студенту; человек прибегает к вопросу тогда, когда он хочет что-то узнать. Особенность Риторического вопроса состоит в том, что он не требует ответа, поскольку оратор либо полагает, что этот ответ очевиден для аудитории, либо не стремится получить ответ, использует вопрос в качестве введения для ответа, который он даст сам. В этом случае конструкция
(вопросительное предложение), которая имеет типичное предназначение (побуждение к ответной реплике), используется нетипично, не так, как это делается обычно.
Существуют различные виды вопросов, приведем в пример некоторые из них.
ВОПРОС - КАПКАН.
Цель его - посадить в калошу оппонента, ряд умело подобранных вопросов может довести любого собеседника до кипения (используется в споре). Сорвавшись, человек потеряет самообладание и нить своих рассуждений, лучший прием парирования таких вопросов - ирония.
БЛОКИРУЮЩИЙ ВОПРОС.
Его функция -' закрыть горизонт` оппоненту и добиться таких ответов, которые соответствуют концепции собеседника; и если вопрос сформулирован достаточно искусно, то он подталкивает мысль только в одном направлении, блокируя возможные альтернативы, н.р.: Будем ли мы пренебрегать собственными возможностями, когда все стремятся к самостоятельности?
КАВЕРЗНЫЙ ВОПРОС.
Сократ, как известно, приводил оппонента к полному краху своими каверзными вопросами. Когда его судили, он подробно объяснил, почему постоянно задавал людям такие вопросы: им двигало стремление побудить у них чувство справедливости. Себя он сравнивал с оводом, не дающим скотине зажиреть от дремоты.
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС.
Этим вопросом собеседник стремится уговорить нас согласиться с ним. Обычно это вопросы, типа: Вы ведь не будите этого отрицать? Кто же может отрицать такие факты?
УТОЧНЯЮЩИЙ ВОПРОС.
Им пользуются, когда нужны дополнительные сведения или когда хотят выявить истинные мотивы стороны, когда собеседник занимает нейтральную или позитивную позицию. Они начинаются со слов «что», «кто», «когда», «почему».
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС.
Если необходимо одобрение, то нужно прибегать к Р.В. Они обеспечивают молчаливое согласие, т.е. поддержку.
Риторический вопрос нередко используется в том случае, если говорящий по каким- то причинам не может или не хочет высказать мысль прямо, хотя и нуждается в том, чтобы аудитория поняла, что он хочет сказать. < Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б., «Риторика», 2004, с.152>
Эффективность риторического вопроса в том, что он ``ненавязчиво навязывает`` нужную идею. Особенно высока эффективность риторического вопроса в состоянии напряженного ожидания, когда аудитория эмоционально возбуждена.
И.А. Стернин («Практическая риторика») приводит в пример эффективности риторического вопроса, историю адвоката Плевако: он защищал старушку, укравшую французскую булку. Прокурор заявил, что кража не велика, но это преступление и оно подрывает основы законов империи. Плевако, обращаясь к присяжным заседателям, сказал: « Уважаемые господа! Не мне напоминать вам, сколько испытаний выпало на долю нашего государства и в скольких из них Россия вышла победительницей. Устоев Российской империи не смогли подорвать ни татаро-монгольское нашествие, ни нашествие шведов , турок, французов. Как вы думаете, вынесет ли Российская империя одну французскую булку? Старушку оправдали.
Итак, термин «риторический вопрос» объединяет систему структур семантических разновидностей, образующих его центр и периферию. Это можно отобразить в следующей схеме:
А - повествовательные предложения; Аб - эмоциональные риторические вопросы; АБ - собственно риторические вопросы; аБ - «ораторские» вопросы и вопросы автора, сопровождающиеся обычно ответом самого говорящего; Б -вопросительные предложения.
Центральное положение среди вопросов (АБ) занимают риторические вопросы. Эмоциональные риторические вопросы (Аб) находятся на периферии рит. вопроса и одновременно на периферии типичных повествовательных предложений. «ораторские» вопросы и вопросы с ответом автора, составляют периферию типичных вопросительных предложений (аБ), причем «ораторские» вопросы расположены ближе к собственно рит. вопросам, а «авторские» к типичным вопросительным предложениям (Б).
По своим структурно- семантическим особенностям эмоционально- отрицательные вопросы находятся ближе к центру риторических вопросов, поскольку им свойственна характерная для риторических вопросов внутренняя полемичность, указание на наличие возможного оппонента и несоответствие формы и содержания в плане выражения отношений утверждения- отрицания. Семантика эмоционально- утвердительных вопросов лишена внутренней полемичности, по своему грамматическому оформлению они соответствуют утвердительному смыслу.
Подводя итог вышеизложенному, мы можем сделать вывод, что риторические вопросы использовались ещё в античности Аристотелем, Цицероном, Периклом, уже тогда они имели четкое представление о сущности этого приема. Широко применяется риторический вопрос и в наши дни, не только в устной речи, но и в печати, в частности в рекламных текстах, поставлен, обычно в начале. За счет него читатель сразу попадает в ситуацию, вводится в курс дела, понимает, что будет рекламироваться далее, например: «Болит спина? Скрипят суставы? Пора задуматься!», «Весь город уснул, а вашему ребенку не до сна? Что же делать? Биологически активный фитокомплекс ``Баю - бай``». Спецификой печатного жанра обусловлен тот факт, что невозможность ответа делает обыкновенный вопрос риторическим, хотя в реальной ситуации адресат в праве дать на подобные вопросы отрицательный ответ. Так же риторические вопросы часто используются в заголовках статей и в лозунгах рекламы, но об этом во второй главе.
Глава 2. Функции риторического вопроса
В зависимости от намерения адресата, риторический вопрос выполняет следующие функции:
* манипулятивная функция
«Я вообще не понимаю: зачем над фильмом долго корпеть?»
(Конкурент, октябрь, №42)
«Когда найти повод лучше, чтобы взять кредит?»
(«Комок, октябрь, №41)
В данных случаях риторический вопрос настраивает адресата на определенные действия.
* создание комического эффекта
«Кто на свете всех милее, всех прекрасней и умнее? Риторический вопрос, если дуло смотрит в нос!»
(Конкурент, октябрь, №42)
В данном примере автор сознательно описывает с иронией недостатки, особенности персонажа.
«А чего меня бояться? Я ведь совсем не страшный? У нас же атмосфера на площадке совсем не похожа на ту, что обычно бывает»
(Телевизор, ноябрь, № 46)
В данном случае комический эффект достигается не только самим риторическим вопросом, но с помощью контекста
* создание драматического эффекта
«Нет детей? Нет мужа? Так вот почему она с головой ушла в работу! А что ей еще остается?»
(Комок, октябрь, №41)
Драматический эффект в данном примере достигается ”каскадом риторических вопросов”<А.П.Сковородников, Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник,2003,с.592-596>,также происходит его усиление с помощью риторического вопроса.
«Личная жизнь ни к черту, на работе - враги и завистники, подруга - предательница! Как так можно жить?»
(Телевизор, октябрь, №45)
Создание драматического эффекта происходит благодаря контексту, если его убрать, то можно предположить, что эффект не драматический, а трагический
* Выдвижение значимого, с точки зрения адресанта отрезка текста
« А знаешь, в чем преимущество кредита?»
(Комок, октябрь, № 41)
« Как в этом может ходить нормальный человек?»
(Конкурент, октябрь, № 42)
В обоих случаях риторический вопрос подготавливает читателя к наиболее важному в повествовании.
* Изобразительная функция
Обрисовка ситуации
«Наступила ночь. Весь город уснул. А вашему ребенку не до сна? Что же делать? Биологически активный фитокомплекс «Баю - бай»
(Конкурент, октябрь, № 42)
«Она не могла и коромысла с полными ведрами поднять, так в фильме пустые и носила, что это за Аксинья из француженки?!»
(Телевизор, ноябрь, № 46)
« А если именно в этот важный для тебя день ни муж, ни сват, ни все остальные не горят желанием бросать все свои важные дела и мчаться к тебе на встречу?»
(Комок, октябрь, № 41)
На данном примере мы наблюдаем конвергенцию риторического вопроса и перечисленного ряда, что позволяет читателю явно представить себе ситуацию.
* Выражение иронии, сарказма
« Как в этом может ходить нормальный человек?»
(Конкурент, октябрь, №42)
« А ты что, решила, что все произойдет само собой»
(Телевизор, сентябрь, №40)
* Характерологическая функция:
«И почему я такие таланты до сих пор не снимаю?»
(Телевизор, ноябрь, № 46)
« Как можно отказать такому хорошему специалисту?»
(Телевизор, ноябрь, № 46)
«Стоит ли удивляться затворничес и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.