На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Конспект Язык - система знаков, в которой есть разнообразные средства для выполнения им всех своих функций. Речь - способ реализации функций языка, прежде всего коммуникативной. Общение - это реальная деятельность протекающая преимущественно в виде речи.

Информация:

Тип работы: Конспект. Предмет: Ин. языки. Добавлен: 16.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


6
Московский экономико-финансовый институт
Специальность менеджмент организации
Учебная дисциплина
Русский язык и культура речи
КОНСПЕКТ
Работу выполнила
студентка Ростовская Мария Ивановна.
Краснодар
2008г.
Язык.
Язык - система знаков. Язык становится языком только тогда, когда за каждым звуком, словом или предложением этого языка стоит то или иное значение, которое может придать этому знаку определенный смысл. Система любого национального языка состоит из единиц, объединенных на соответствующих уровнях:
фонемы (звуки речи) - фонемный уровень,
морфемы (части слова) - морфемный уровень,
слова - лексический уровень,
словосочетание и предложения - синтаксический.
Между этими многими другими единицами языка возникают сложные взаимоотношения, которые и определяют единство и
Целостность всей языковой системы.
Человек пользуется как национальными языками- естественными
Существующими с незапамятных времен считаются: русским, английским, японским и др., так и им самим созданными новыми - искусственными. Искусственные языки сейчас разнообразны, они обслуживают различные сферы жизни, являются международными, поскольку не ограничены национальными рамками.
Искусственные языки - это символические языки науки: языки математики, логики, химии.
Главное предназначение языка - служить основным средством обмена информацией, т.е. выполнять коммуникативную функцию.
Иначе говоря - для общения.
Вторая важнейшая функция - быть основной формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, а также средством получения нового знания о действительности т.е. выполнять познавательную или когнитивную функцию.
К основным функциям языка относятся также эмоциональная (быть одним из средств выражения чувств эмоций) и мета - языковая (быть средством исследования и описания языка).
Так, осуществлению коммуникативной функции способствуют фатическая (контактоустанавливающая), усвоения информации, воздействия, а также комулятивная функция (создания, хранения и передачи информации). Кроме того, у языка есть и эстетическая функция, которая предполагает, что сама речь и ее фрагменты могут восприниматься как прекрасное или безобразное, т.е. как эстетический объект; и аксиологическая (функция оценки), и др.
Все эти функции объединяет то, что, язык предназначен и существует для определенного общества, в котором этот язык выступает в роли общего кода, с помощью которого люди и способны понимать друг друга.
Язык - это не только система языковых средств, которые выступают своеобразными ресурсами смысловыражения, но это и система по использованию этих средств. И во всех этих отношениях язык есть явление культуры.
Национальный язык как единая развитая система знаков отражает уровень развития народа, передает особенности его культуры как материальной, так и духовной.
Так, в нем выделяются такие разновидности, как литературный язык, территориальные (местные) и социальные (профессиональные, арго и др.) диалекты, просторечие и т.д.
Высшей, письменно закрепленной формой национального языка является литературный язык. Литературный язык - это основная форма языка, которая характеризует обработанностью, многофункциональностью, отражает стилистические особенности той или иной сферы общения и, что нужно отметить особо, обладает нормированностью.
При этом литературный язык охватывает все основные сферы общения: повседневную, научную, официально-деловую, публичную и сферу искусства слова.
Единство и стабильность языка поддерживаются системой норм-правил и предписаний, которые регулируют основные случаи употребления тех или иных языковых единиц или их форм. Это нормы произнесения слов (орфоэпия), написания слов (орфография), расстановки знаков препинания (пунктуация) и д.р. Нормированность языка - это признак его высокого развития и залог его устойчивости, целостности и общепонятности, в следствии, которых язык ещё лучше обеспечивает взаимопонимание между говорящими на нём людьми.
Итак, язык это разветвленная система знаков, в которой есть разнообразные средства для выполнения им всех своих функций.
Речь.
Речь представляет собой способ реализации всех функций языка, прежде всего - коммуникативной. Речь возникает как необходимый ответ на те или иные события действительности, поэтому она в отличие от языка преднамеренна и ориентированна на определенную цель. Речь, прежде всего, материальна - в устной форме она звучит, а в письменной она фиксируется с помощью соответствующих графических средств (латинице, кириллице, иероглифическом письме).
Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве.
Речь создается конкретным человеком в конкретных условиях, для конкретного человека (аудитории), по этому она всегда конкретна и неповторима. Процесс устной речи характеризуется тем, что речь протекает в определенном (иногда меняющемся) темпе, с большей или меньшей продолжительностью, степенью громкости, артикуляционной четкости и т.д.
Речь представляет собой, как правило, деятельность одного человека - говорящего или пишущего, поэтому она является отражением разнообразных особенностей этого человека.
Следовательно, речь изначально субъективна. Кроме того, речь всегда индивидуальна, поскольку люди никогда не используют все средства языка и довольствуются лишь частью языковых средств сообразно своему уровню знаний языка.
Кроме того, речь не ограничивается только языковыми средствами. В состав речевых средств входят также те, что относятся к неязыковым (несловесным, или невербальным):
· Голос
· Интонация
· Жесты
· Мимика
· Поза
· Положение в пространстве.
Речь бывает внешней (произнесенной или написанной) и внутренней (не озвученной и не зафиксированной для других). Внутренняя речь используется нами как средство мышления или внутреннего проговаривания, а также как способ запоминания. Речь - высказывание протекает в определенных речевых жанрах:
· Письмо
· Выступление
· Доклад и т.д.
Речь - текст должна строится в соответствии с тем или иным функциональным стилем:
· Научным
· Официально-деловым
· Публицистическим
· Разговорным
· Художественным.
Таким образом, все функции языка реализуются в речи.
Культура.
В наше время культура включает все достижения человеческого общества в различных областях жизни, и высокий уровень развития какой - либо отдельной отрасли деятельности, и просвещенность, образованность, начитанность, и т.д. Культура многослойна и многообразна и при этом она в обязательном порядке предполагает организованность и упорядоченность всех входящих в нее объектов, т.е. структурирование, которое приводит к возрастанию информации за счет наращивания смыслов. Это позволяет культуре накапливать богатый разнообразный потенциал и постоянно развиваться.
Культура имеет три формы:
· Физическая культура - подготовка человека к любому виду деятельности, состоящая в развитии двигательно-координационных способностей, задатков умственной деятельности, этических и эстетических представлений.
· Материальная культура - система материальных объектов, формирующих искусственную (техническую) среду обитания человека.
· Духовная культура - собрание фактов духовной общественной жизни, характеризующих моральное, эмоциональное, умственное развитие человечества.
Также выделяются три вида культуры:
· Культура общества - вся совокупность фактов культуры, на исключительное владение или использование которой не имеет права претендовать ни частное лицо, ни какой-либо отдельный коллектив.
· Культура коллектива (семьи, организации, фирмы и т.п.) представляет собой опыт деятельности этого коллектива, зафиксированный в знаках и материальных объектах, и является прямым источником деятельности данного коллектива.
· Культура личности состоит из знаний фактов культуры, навыков работы по своей профессии, умения пользоваться культурой и личного опыта. Культура личности служит как источником личных достижений, так и источником создания культуры коллектива и культуры общества.
Важным свойством культуры является и осуществление взаимодействия между различными ее видами. Особой задачей культуры нужно признать воспитание культуры как общества в целом, так и отдельных его представителей.
В последнее время стали говорить об элементарном уровне культуры личности - базовой культуре личности, т.е. необходимом минимуме общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности. Определены и основные компоненты базовой культуры личности:
· Комплекс знаний
· Умений
· Качеств
· Привычек
· Ценностных ориентаций.
Человек культурный - это всегда человек образованный. Но по сути, культура предполагает не обучение, а образование личности.
Таким образом, культура - это система достижений человека во всех отраслях жизни, которая и развивается благодаря целенаправленной и осознанной деятельности человека и общества в целом в материальной и духовной сферах.
Глава 1
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
1. Что такое общение?
Общение - это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи.
А.А. Брудный выделяет четыре основные функции общения:
1. Инструментальную, т.е. общение как вспомогательный компонент совместной предметной деятельности (например ремонта машины или уборки).
2. Синдикатную (объединения), когда общение предполагает создание единства вступивших в него участников.
3. Функцию самовыражения, которая по своей сущности ориентированна на взаимопонимание, на контакт.
4. Трансляционную - передачи конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ (например, обучение).
Общение - это и одно из основных условий существования культуры.
Цели общения:
1. цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов.
2. цель общения заключена в нем самом.
3. цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения.
4. целью общения является приобщение самого его инициатора к ценностям партнера.
Общение и коммуникация.
Коммуникация - это информационная связь субъекта с тем или иным объектом.
Коммуникацией называют и пути сообщения (например, водная коммуникация), и формы связи (телеграф, радио, телефон), и общение, связь между людьми для передачи и получения информации, и массовую коммуникацию - процесс сообщения технических средств - средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) численно большим рассредоточенным аудиториям.
Общение - взаимные отношения, деловая или дружественная связь.
Коммуникация и общение отличаются и преимущественной формой речевой активности участников процесса: монологом - в коммуникации и диалогом - в общении.
Итак, культура общения как обязательный элемент общей культуры человека - это культура взаимодействия между людьми.
2. Виды и формы общения.
Фатическое - информативное общение.
Для информативного (нефатического) общения основная цель всегда связана с информацией. Фатическое (неинформативное) общение нацелено на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении.
Вербальное - невербальное общение.
Вербальное и невербальное общение чаще всего сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение - это общение словесное. Невербальное общение - это общение несловесное, в котором системой знаков служит:
· в устной речи - сочетание позы, жестов, мимики, интонации, и т.п.
· в письменной - расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики и т.д.
Устное - письменное общение.
Эти виды общения соответствуют двум основным каналам общения: устно-слуховому и письменно-зрительному и аналогичным формам речи: устной и письменной.
Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин:
1. особенностями ситуаций устного и письменного общения.
2. особенностями, определяемыми формой речи.
Монологическое - диалогическое общение.
Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, - монолог и диалог.
Диалог - это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог - это речь одного человека , не предполагающая обмена репликами с другими лицами.
Считается, что диалог - это более древняя, природная форма речи, а монолог - продукт культуры.
Монологическое и диалогическое общение как особые виды выделяются потому, что каждая из этих разновидностей имеет свои особенности, которые определяют их возможности и преимущества в достижении тех или иных целей.
Контактное - дистантное общение.
При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом друг с другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда - устное. При этом общении ситуация позволяет партнерам использовать в речи не описания, а указания на предметы, действия и явления, в результате чего понимание достигается гораздо проще.
Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены пространством и временем. Например, чтение книги, разговор по телефону, диалог в Интернете, обмен записками. При дистантном общении существенно снижается доля невербальных средств общения, теряется его живость и мгновенность ответной реакции. Однако в ситуациях, в которых непосредственный контакт необязателен или нежелателен, предпочтительно именно оно.
Опосредованное - непосредственное общение.
Эти виды общения тесно связаны с контактным и дистантным, поскольку, как правило, контактное общение, не требующее дополнительных средств для его осуществления, - это общение непосредственное. А общение на расстоянии или тогда, когда между «репликами» партнеров проходит некоторое время, является опосредованным.
Межличностное - публичное - массовое общение
Эти виды общения выделяются в зависимости от того, сколько партнеров общаются.
Если в общении принимают участие двое (один+один), то это общение межличностное.
Если общаются несколько человек (один+много), то его особенности зависят от того, сколько всего человек вступают во взаимодействие и какова ситуация общения в целом. Это могут быть и трое-четверо друзей в неформальной обстановке - тогда их общение близко к межличностному, а может быть и человек 20-50, и в этом случае оно становится публичным даже в неофициальной обстановке. Групповое общение характеризуется тем, что в нем еще возможен диалог, но уже необходим лидер, регулирующий это общение. Публичное общение обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких случаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели.
Официальное - неофициальное общение
Официальное (должностное) общение - это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, с соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение - это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями.
Официальное общение происходит в сфере производственно-деловых отношений, т.е. там, где возможно исполнение человеком той или иной должности (начальника, подчиненного, коллеги, представителя власти и т.д.). Неофициальное, т.е. частное, общение, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.
Свободное - стереотипное общение
Стереотипный вид общения используется, прежде всего, тогда, когда речь идет о соблюдении установленных ритуалов, т.е. о типовом поведении в типовых ситуациях. Обычно в таких случаях в качестве руководства к словесному и несловесному действию выступают рекомендации речевого этикета. Он включает определенные правила поведения и готовые словесные выражения (формы приветствия, извинения, просьбы, соболезнования, поздравления и т.д.), а также ответные речевые клише для речевого поведения, соответствующего каждой типовой ситуации.
4. Как добиться оптимального общения
Речь представляет собой одновременно форму индивидуального поведения и форму общечеловеческой культуры. Кроме того, умение общаться зависит и от того, насколько человек умеет преодолевать барьеры общения. Барьеры общения можно разделить на: внутренние и внешние.
Внутренние барьеры, которые могут возникнуть у одного из участников общения или у нескольких, - это чувства, мысли или состояния, при которых общение затрудняется. Барьером такого рода может быть усталость или плохое самочувствие, страх общения вообще или с данным партнером. Но бывают внутренние барьеры этического характера, когда «примитивные межличностные реакции» препятствуют полноценному общению. Это, прежде всего амбиции, сомодовольство, зависть, злорадство, агрессия, безразличие.
Барьеры общения внешнего плана носят, скорее, коммуникативный характер. Это могут быть препятствия, связанные с отсутствием самого контакта (зрительного или звукового), отсутствием внимания и т.д. барьеры могут быть вызваны и характером общения: его однообразием, монотонностью, отсутствием нового, бессодержательностью или невозможностью удовлетворять в плане содержания из-за некомпетентности, лжи, отсутствия необходимых знаний как у говорящего, так и у слушающего.
Взаимодействие на разных уровнях может существенно отличаться как по целям, так и по характеру. Существуют три уровня общения (по В.П.Третьяковой и Ю.С.Крижанской):
1. Ритуальный - это уровень коммуникации, реализующий отношения «объект-объект», когда индивидуальность коммуникантами не проявляется, а контакт осуществляется на уровне процесса «принятия и играния ролей» или на уровне взаимодействия «масок».
2. Манипулятивный уровень общения предполагает взаимодействие, основанное на «субъект-объектных» отношениях: один партнер рассматривает другого как средство или как помеху для достижения своей цели.
3. Дружеский. Для этого уровня свойственно взаимодействие субъектов с большой долей фактического общения, поскольку главное в таком общении - понимание и принятие человека как личности.
Оптимальное общение - это такое взаимодействие, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а также для максимального раскрытия личности каждого.
Как добиться оптимального общения?
1. Повышать свою собственную культуру, стремиться к тому, чтобыбыть высококультурным человеком. А это значит - сочетать в себе внешнюю и внутреннюю культуру. Культурный человек - это человек, сознательно идущий на некоторые ограничения, связанные с соблюдением принятых в обществе норм.
2. Учиться постоянно думать о собеседнике в процессе общения: следить за тем, понимают ли вас; стремиться предвосхитить ответную реакцию собеседника; постоянно воссоздавать его внутреннюю психологическую ситуацию по внешним признакам; заботиться о том, чтобы не создавать барьеров в общении.
Для этого человечество выработало нормы общения и нормы речи, которые и помогают сделать общение оптимальным.
· Этические нормы - нормы, относящиеся к мотивам речи, к области культуры общения, - это доброжелательность, приятие партнеров по общению, соблюдение всех законов нравственности. Это нормы можно условно отнести к нормам стратегического уровня - взаимоотношений с миром в целом и конкретным человеком в частности.
· Коммуникативные нормы - нормы, которые сопутствуют всей ситуации общения во всех его фазах. Это нормы, связанные с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения. Это нормы, соединяющие в себе стратегические и тактические элементы, поскольку выбор ситуации общения, партнеров, предмета речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирование общения - к тактике.
· Речевые нормы - это средства реализации и этических, и коммуникативных норм с помощью целенаправленного использования средств языка.
Глава 2
ТЕКСТ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ
1. Что такое речевая деятельность?
Речевая деятельность - это способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе общения.
В процессе восприятия текста человек формирует мысль, выраженную автором, условно говоря, создает новый текст, свидетельствующий о том, как, в какой степени адекватно было воспринято исходное сообщение.
Другими словами, речевая деятельность - это деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (текст) в процессе речевой коммуникации.
Речевая деятельность осуществляется поэтапно.
1. Побудительно-мотивационный этап предполагает возникновение мотива речевой деятельности. В процессе деятельности возникает ситуация, которая побуждает человека свою точку зрения, возразить по поводу сказанного.
2. Ориентировочный этап является одним из важнейших в процессе порождения (и восприятия) высказывания. На этом этапе происходит обдумывание, планирование, выбор характера речевого поведения, формирование первоначального представления о жанре и стиле высказывания.
3. Исполнительный этап. Происходит озвучивание замысленного текста: кодирование его звуковыми знаками - говорение, или кодирование письменными знаками - письмо. Другими словами, мы произносим или записываем обдуманное высказывание.
4. На этапе контроля необходимо проанализировать достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности.
2. Механизмы речи.
Для того чтобы создать текст или понять его в процессе чтения (слушания), человек должен обладать целым рядом способностей, без которых он не сможет определить тему высказывания, его основную мысль и тем более сформулировать ее при создании собственного текста.
Развитие речи человека основывается, прежде всего, на развитии и совершенствовании механизма эквивалентных замен. Суть этого механизма заключается в способности приравнивать одни словесные и наглядные структуры к другим словесным и наглядным структурам. Действие механизма эквивалентных замен обеспечивается наличием достаточного запаса слов, что связано с действием механизмов памяти (долговременной). Не менее существенную роль в механизме речи играет короткая, оперативная память, работающая несколько секунд. Сущность оперативной памяти сводится к двум функциям: в ходе составления предложения удерживать в памяти уже сказанное и в то же время упреждать то, что должно быть произнесено (написано, услышано).
Действие механизма памяти приводит в движение механизм антиципации - предвидение, предугадывание. В процессе создания высказывания говорящий (пишущий), опираясь на его общий замысел, должен предвидеть, предвосхитить особенности развития замысла, структуру и композицию текста в целом, реакцию слушателей (читателей).
3. Виды речевой деятельности.
Виды речевой деятельности делятся на две группы в зависимости от характера психических процессов, лежащих в основе создания восприятия текстов.
Виды речевой деятельности
6
продуктивные
рецептивные
говорение
письмо
слушание
чтение
создание речевого высказывания
восприятие и осмысление речевого высказывания, текста
Как видно из приведенной схемы, основное различие между двумя группами речевой деятельности определяется характером умственных действий, направленных на работу с текстом, речевым высказыванием.
Говорение - вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение.
Невербальные средства общения позволяют сделать речь экономной, выразительной, эмоциональной, - словом, живой, а поэтому - более доступной и эффективной.
Говорение реализуется в различных жанрах.
Сферы общения
Обиходно-бытовая
Официально-деловая
Учебно-научная
Сфера публицистики
Ж
просьба
деловая беседа
лекция
интервью
А
совет
инструкция оформления документов
объяснение
репортаж
Н
комплимент
собрание
доклад
дискуссия
Р
благодарность
сообщение
комментарий
Ы
дружеская беседа
ответ на экзамене
ораторское выступление
дидактическая беседа
дебаты
Р
оценка выступления, ответа
Е
инструкция к лабораторным работам
Ч
комментарий
И
Письмо (письменная речь) - вид речевой деятельности, в процессе которого содержание высказывания передается с помощью графических знаков.
Письменные высказывания, как правило, имеют сложную композиционную структуру, что обеспечивается наличием в них смысловых блоков, каждый из которых играет определенную роль в передаче содержания и замысла речи.
Письменная речь (письмо) реализуется в различных жанрах.
Сферы общения
Учебно-научная
Сфера публицистики
Официально-деловая
Обиходно-бытовая
Ж
статья
статьи аналитические
отчет
дневниковые записки
А
монография
обзор
протокол
личные письма
Н
учебник
рецензия
заявление
поздравительные письма или открытки
Р
реферат
эссе
расписка
Ы
курсовая работа
очерк
докладная записка
дипломная работа
интервью
резюме
Р
обзор
репортаж
автобиография
Е
рецензия
характеристика
Ч
аннотация
И
словари
справочники
Рецептивные виды речевой деятельности
Слушание - вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов.
Обычно выделяют следующие функции слушания:
· Познавательную (слушаю, чтобы знать)
· Регулятивную (слушаю, чтобы научиться новому)
· Ценностную (слушаю, чтобы получить эстетическое наслаждение)
· Реагирующую (слушаю, чтобы ответить на вопрос)
При восприятии текста слушающий ставит перед собой различные задачи и в связи с этим реализует различные виды слушания.
Глобальное слушание предполагает восприятие текста в целом, когда достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль. Если слушающему необходимо более глубоко разобраться в содержании устного высказывания, проанализировать его с целью усвоения, воспроизведения, запоминания то реализуется детальное слушание.
В зависимости от ситуации общения используются различные способы слушания.
Если слушающий не вмешивается в речь говорящего, молча воспринимает содержание высказывания, то он использует молчаливое, нерефлексивное слушание.
Если слушающий вмешивается в речь собеседника, то он использует немолчаливое, рефлексивное слушание.
4. Чтение как вид речевой деятельности.
Чтение - вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменного текста.
· Внешнее (громкое чтение, чтение вслух)
· Внутреннее (чтение про себя)
Так как в процессе чтения решаются различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения.
· Ознакомительное чтение предполагает беглое просматривание, фрагментарное, избирательное прочитывание текста, чтобы выявить в самом общем виде его характер.
· Изучающее чтение предполагает глубокое проникновение в содержание текста, его более полное и целенаправленное осмысление, а следовательно, и более прочное запоминание.
· Просмотровое
· Аналитическое
· Выборочное
· Быстрое
· Медленное
5. Текст как единица общения.
Чтобы стать единицей общения, текст должен обладать целым рядом признаков. Текстом может быть названо любое по объему высказывание (от одного слова, до целой книги),
- если оно подчинено единой теме;
- если эта тема излагается в соответствии с авторским замыслом;
- если высказывание кому-либо адресовано;
- если оно создано в соответствии с определенной целевой установкой.
6. Речевые жанры.
Речевые жанры - это «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний», «стиль входит как элемент в жанровое единство высказывания» и неразрывно, органически связан с тематическим и композиционным единством текста.
Знание специфики речевых жанров существенным образом влияет как на процесс создания, так и на процесс восприятия текста.
Каждая речевая среда вырабатывает собственный репертуар речевых жанров, то можно говорить, например, о наличии репертуара педагогических, публицистических жанров, жанров делового общения, гомилетики (проповедь, молитва, исповедь).
Знание законов того или иного жанра способствует овладению профессиональной речью, нормами речевого поведения в процессе решения коммуникативных задач в той или иной сфере общения, что обеспечивает результативность и эффективность любой деятельности.
7. Категории текста.
Категория информативности присуща только тексту и является важнейшей в ряду других текстовых категорий. Содержанием любого законченного текста является информация.
Выделяются следующие типы информации, содержащиеся в тексте:
· Содержательно-фактуальная информация содержит сообщения о фактах, событиях, процессах.
· Содержательно-концептуальная раскрывает авторское понимание отношений между этими явлениями, фактами, событиями.
· Содержательно-подтекстная информация обнаруживает скрытый смысл, извлекаемый из описания фактов, явлений, событий.
Важнейшими текстовыми категориями являются связность и целостность. Все коммуникативные элементы текста (предложения, группы предложений, коммуникативные блоки) должны быть связаны. В каждом тексте обнаруживаются, поддаются наблюдению и описанию формальные, внешние связи между отдельными частями текста. Это особые виды связи, обеспечивающие логическую последовательность, взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий.
Тексту присущи внутренние смысловые отношения между его частями, содержательная, формальная и коммуникативная целостность, что позволяет обеспечить смысловую связь между частями текста.
Смысловая целостность текста проявляется в единстве темы, которую называют «смысловым ядром текста».
Целостность текста осуществляется с помощью таких средств, как лицо, время, наклонение, модели и типы предложений по целеустановке высказывания, синтаксический параллелизм, порядок слов.
К категориям связности и целостности текста тесно примыкают категории интеграции и завершенности. Категория интеграции спаивает, объединяет текст не линейно, а по вертикали, обеспечивая причинно-следственные связи между его частями. Завершенная целостность высказывания определяется:
1. предметно-смысловой исчерпанностью;
2. речевым замыслом и речевой волей говорящего;
3. типическими композиционно-жанровыми формами завершения.
Результат интегрирования реализуется в категории завершенности, которая непосредственно соотносится с названием текста.
8. Стилистическая окраска текста.
«Слои языковых средств» называются стилями языка и представляют собой комплекс языковых средств, определенным образом (стилистически, функционально) окрашенных, отмеченных каким-либо образом. Эти комплексы потенциально существуют в системе языка и реализуются в речевой деятельности человека, образуя стили речи. Стили речи называют функциональными. Функциональные стили не образуют замкнутых систем, они взаимопроницаемы, взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние друг на друга.
Стиль разговорный. Используется в непринужденных беседах обычно со знакомыми людьми в сфере бытовых отношений. Реализует функцию общения. Непосредственность общения, особенности содержания бесед, возможность использования невербальных средств общения (интонация, ударение, темп речи), внеязыковых факторов (мимика, жесты), особенности ситуации, характера взаимоотношений собеседника определяют ведущие стилевые черты высказываний разговорного характера. Это непринужденность, свобода в выборе слов и выражений, проявление своего отношения к сообщаемому собеседником, эмоциональность.
С помощью средств разговорной речи реализуется функция общения, средствами книжных стилей - функция сообщения.
Стиль научный. Используется в сфере научной или учебной деятельности человека. Специфика этой сферы общения - обобщение результатов научных исследований, научное описание фактов и явлений действительности, законов. В зависимости от специфических задач, автор излагает свои научные воззрения в учебниках, научных статьях, монографиях, диссертациях, докладах и других жанрах научной литературы.
Информация, которая лежит в основе научного сообщения, имеет свою специфику: она носит интеллектуальный характер. Исходя из этого, передача научной информации требует точности, логичности, доказательности.
Названные особенности определяют важнейшие стилевые черты научного стиля, его специфику: отвлеченность, обобщенность, логичность, доказательность, объективность изложения, точность, скрытую эмоциональность, строгость и даже сухость изложения.
Научный стиль реализуется в следующих его разновидностях: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный.
Стиль публицистический. Используется в сфере общественных отношений (общественно-политических, культурных, спортивных). Наиболее полно его черты проявляются в газетных публикациях, журналах, еженедельниках. Он используется на радио, телевидении, в документальном кино. Основными жанрами письменной публицистической речи являются: статьи, информационные сообщения, очерк, репортаж, интервью, фельетон, эссе, памфлет, записки. Важнейшие жанры устной публицистической речи - выступления на митингах, собраниях, в гос. структурах, беседы полит. комментаторов, прямой репортаж с места событий. Основными функциями публицистического стиля являются воздействующая и информативная.
Сфера употребления и основные функции этого стиля определяют его важнейшие стилевые черты: экспрессивность, выразительность, стандартизованность, клишированность речи, призывность, простота, доступность, рекламность, документально-фактологическая точность, сдержанность, официальность.
Стиль художественный. Реализуется в процессе создания литературных произведений различных жанров. Специфика художественной литературы - отражение действительности при помощи слова - определяет особенности использования в беллетристических произведениях общелитературного и общенародного языка.
Художественная речь использует языковые средства всех других стилей, все структурные элементы языка, а также некоторые внелитературные языковые средства. Следовательно, средства других стилей и элементы внелитературного языка (диалектизмы, жаргонизмы, просторечия, сленг и т.п.) выступают в особой функции - эстетической.
Стиль официально-деловой. Используется в сфере официальных деловых отношений. Реализуется при составлении государственных актов, инструкций, договоров, законов, официальных сообщений, документации (заявления, справки, отчеты, протоколы). Этот стиль реализует функцию сообщения. Ведущие стилевые черты: предписывающий характер, точность, не допускающая инотолкования, объективность, связанная с правовой нормой. Выделяют два вида стилистической окраски: эмоционально-экспрессивную и функциональную. Эмоционально-экспрессивные элементы языка передают эмоциональное состояние говорящего или его отношение к предмету речи либо характеризуют самого говорящего с языковой точки зрения. Функционально окрашенные средства языка несут информацию о типичных сферах употребления языковой единицы.
Существование стилей обеспечивается наличием в языке стилистических синонимов. Стилистические синонимы - это слова, словосочетания, синтаксические конструкции, совпадающие по значению, но различающиеся стилистической окраской и характером употребления в различных функциональных стилях.
Вещать - изрекать - говорить - сообщать - толковать.
Глава 3
КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Культура речи как компонент культуры в целом.
Культура речи - это область лингвистики, которая изучает речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной этически корректной эффективной речи в заданных или смоделированных условиях общества.
Культура речи как часть культуры в целом и культуры общения в частности - это речь данного общества и конкретного человека, которая характеризуется высоким уровнем развития.
Культура речи - это еще и аспект описания национальной культуры. Компетентность в этом отношении - это знание того, как и о чем нужно говорить или о чем нельзя (не принято) говорить в рамках данной культуры в той или иной ситуации. Например, у японцев существует верование, согласно которому опыт, выраженный словами, теряет свою сущность. Таким образом, в момент сильного эмоционального переживания самое правильное - ничего не говорить. В русской культуре в аналогичной ситуации принято, наоборот, разделить с партнерами по общению их чувства и сделать это искренне, с использованием соответствующих этой ситуации речевых конструкций.
Учение о культуре речи зародилось еще в Древней Греции в рамках риторики как учение о достоинствах и недостатках речи. в русской риторике это направление нашло свое отражение в трудах М.В.Ломоносова, в которых большое внимание уделялось достоинствам языка и стиля самого текста речи.
«Культура речи» в первую очередь помогала людям вырабатывать у них и поддерживать единый общий (литературный) язык в противовес диалектам и просторечию. В связи с этим главным понятием культуры речи стало понятие «нормативность».
В 80-е гг. ХХ в. на базе развития психологии, психолингвистики, этнолингвистики зарождается коммуникативный подход к речи. В отношении культуры речи этот подход ярко проявился в работах Б.Н.Головина, который выделил основные критерии анализа речи, объединил их под термином «коммуникативные качества речи» в систему, охватывающую соотношения речи и действительности, речи и языка, речи и мышления, речи и сознания.
В середине 90-х гг. ХХ в. профессор Е.Н.Ширяев расширил представление о культуре речи: «Культура речи - это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».
2. Культура речи как культура речевой деятельности.
Речь - это деятельность, которая представляет собой и сам процесс речетворчества во время ее произнесения (или письма), и результат этого процесса - то высказывание, тот текст, который и составляет основную единицу речи.
Основные цели речи - информирование, выражение чувств, воздействие - порождают не только типы ситуаций общения, не только жанры, но и тот или иной набор критериев для оценки речевого поведения и результата речевой деятельности.
В содержание культуры речи входит и культура восприятия и понимания речи. Культура понимания тесно связана с культурой взаимодействия партнеров по общению. Культура восприятия и понимания речи всегда выражается в активной интерпретации смыслов слов. Это может быть понимание содержания речи, или может быть понимание более высокого уровня - реконструкция сказанного, а может быть приращение смыслов за счет ассоциаций, достраивания структуры текста недостающей информацией.
Все составляющие речи можно рассматривать как элементы культуры речи, культуры общения и культуры в целом. Следовательно, культура речи представляет собой область проявления в речевой деятельности физической, материальной и духовной культуры личности и общества в целом.
3. Речевая культура общества и речевая культура личности.
Характеризуя уровень культуры речи наших современников, лингвисты, психологи, социологи сходятся во мнении, что
- речь становится более унифицированной: в ней преобладают стандарт, клише, штамп;
- в речи, как правило, слабо проявляется индивидуальность - появилось усредненность в выражении содержания высказывания;
- в речи появились такие качества, как резкость в оценках, отсутствие оттенков, полутонов, потеря чувства слова и чувства стиля, речевого вкуса.
И как следствие - все констатируют неумение большинства людей адекватно выразить свои мысли и чувства. Сегодня ученые говорят об экологии русской речи, о необходимости ее защиты, потому что сейчас царят полу-грамотность и «полуязычие», активно поддерживается СМИ и рекламой.
Русский язык - живой, поэтому в нем происходят различные процессы - обогащения, устаревания и т.д. В новых условиях появилась потребность в образцах нового речевого поведения и стал формироваться современный речевой идеал.
«Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности» (Ю.В.Рождественский). Использование этих образцов и обучение им формируют речевую культуру личности.
4. Критерии оценки культуры речи.
Культура речи предполагает речевое взаимодействие людей с целью их взаимопонимания. На это направлены и нормы, которые тоже объединяют людей в пользовании одним и тем же языком, и речевые модели, которые служат тому, чтобы люди понимали не только то, что сказано, но и то, что имелось в виду. Этой цели служат и возникающая на базе сказанного общность смыслов, знаний, понимания, и, в конце концов, - характер взаимоотношений между людьми. Поэтому этичность и коммуникативность - главные условия культуры речи наряду с общей образованностью, и, как следствие, - владение речевыми и языковыми нормами.
По каким критериям нужно оценивать культуру речи?
Если говорить о достоинствах речи, то речь должна быть качественной, а значит - обладающей необходимыми свойствами, которые делают речь привлекательной для слушателей и свидетельствуют о речевом мастерстве ее автора. Такие свойства речи в лингвистике называют коммуникативными.
Коммуникативные качества речи - такие свойства речи, которые помогают осуществить общение и сделать его эффективным.
Разные качества речи «работают» на различные стороны речи, на те или иные нормы - этические (уместность, доступность, выразительность), коммуникативные (выразительность, уместность, доступность, логичность, точность, богатство), языковые и речевые (правильность, точность, логичность и др.).
Культура речи тесно связана с культурой общения. И достоинства речи проявляются в ней, если:
- у говорящего есть чувство собственного достоинства;
- говорящий с уважением относится к адресату как к достойному собеседнику;
- говорящий хорошо знает, что культурно, а что не соответствует принятым в этом обществе правилам поведения и речи.
Сейчас все более укрепляется в сознании людей то, что речь человека - это показатель его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, а нормированность речи выступает как условие и как показатель культуры речи человека.
5. Нормированность как механизм культуры речи.
Нормированность - средство структурирования каких-то процессов, норма отражает, прежде всего, традиции, установления, обычаи. Норма помогает выделить главное, предпочтительное и уже его культивировать.
В культуре речи каждый вид норм (этических, коммуникативных и речевых) предполагает свою шкалу для оценки общения в целом и конкретных его сторон речи в частности.
· Этические нормы оцениваются по шкале прилично/неприлично, хорошо/плохо.
· Коммуникативные: удачно/неудачно, эффективно/неэффективно.
· Этические (в рамках этических и коммуникативных):
принято/не принято.
· Речевые нормы: логично/нелогично, точно/неточно, уместно/неуместно, доступно/недоступно и т.п.
· Языковые нормы: правильно/неправильно.
Наиболее разработанным является учение о языковой норме, по аналогии с которой исследуется и другие виды нормы.
Языковая норма - это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление языка.
Для чего нужна норма? Для того чтобы
- люди понимали друг друга правильно;
- отличить образованного человека от необразованного;
- образованная часть людей с наиболее развитым языковым вкусом влияла на его воспитание и развитие у остальных;
- сохранять языковые традиции.
6. Уровни культуры речи.
Уровни культуры речи: высокий - средний - низкий, т.е. культурно, малокультурно и совершенно некультурно, мы определяем у каждого человека неосознанно.
Высокий уровень культуры проявляется в звуках голоса и интонациях, в том, как человек ходит, сидит, стоит, в манере разговора, в жестах, мимике, взгляде - все это в устной речи оценивается с позиций того, насколько они соответствуют нашим представлениям о культуре общения. Анализируется, как человек относится к другим людям, как ведет диалог, как строит монолог и т.д.
В письменной речи: какой у человека почерк - аналог хорошей дикции, как он располагает текст на странице, насколько грамотно с точки зрения орфографии и пунктуации написан текст. Обязательно оценивается соблюдение языковых и речевых норм.
Низкий уровень речевой культуры проявляется во всем. Если человек высокой культуры во всем заботится, чтобы никому не доставить неудобств, то низкая культура человека заставляет делать прямо противоположное - самоутверждаться за счет других. Отсюда - грубость и безапелляционность, незнание чего-то и нежелание это узнать, а тем более нежелание следовать любым норм. Именно за счет этих проявлений мы сразу видим человека с низкой культурой.
Типы речевой культуры (по О.Б.Сиротиненой).
Она выделяет полнофункциональный, неполнофункциональный, среднелитературный, литературно-жаргонизирующий и обиходный типы речевой культуры.
Носителям полнофункционального типа свойственно максимально полное владение всем богатством русского языка, использование обширного лексикона, целесообразное использование иностранных слов. Им свойственно соблюдение норм литературного языка (орфографических и пунктуационных, орфоэпических и интонационных, стилистических, лексических норм сочетаемости и т.д.).
Значительно большее количество людей являются носителями неполнофункционального типа. В целом его можно охарактеризовать словом меньший: меньшие знания, меньшие усилия для их расширения, меньший уровень умений и т.д. Владение, кроме разговорной речи, только одним - максимум двумя функциональными стилями.
Наибольшее распространение имеет среднелитературный тип речевой культуры, его носителями являются люди со средним и неполным средним образованием и люди с высшим узкопрофессиональным образованием. Для них характерно очень поверхностное знание норм литературного языка, и потому системные от них отступления в произношении. Очень типичны нарушения коммуникативных и этических норм, неспособность к построению монолога, отсюда невразумительность, слова-паразиты, фактическое не владение навыками официального общения.
Не менее опасен складывающийся с конца ХХ в. и усиленно насаждаемый в СМИ литературно-жаргонизирующий тип. Специфика этого типа заключается в сознательном насаждении сниженной, часто даже безграмотной речи.
Среди малообразованного населения встречается обиходный тип речевой культуры. Его носители владеют только навыками разговорной речи: они не способны производить ни официальную монологическую, ни письменную речь.
Высокий уровень культуры речи обеспечивает незатрудненное и эффективное функционально грамотное общение в различных сферах и ситуациях.
Глава 4
ЭТИЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ НОРМЫ
1. Коммуникативная ситуация.
Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, которые помогают осуществить оптимальное общение.
Для того чтобы грамотно общаться, необходимо знать основные компоненты коммуникативной ситуации, а также основные законы общения, которые определяют его коммуникативные и этические нормы.
На успешность общения влияют факторы такие как:
- внеязыковые факторы: взаимоотношения между участниками, этические установки коммуникантов; характер передаваемой информации, условия общения, национально-культурные традиции.
- языковые и речевые факторы: специфика языка, на котором происходит общение; устная или письменная, монологическая или диалогическая форма сообщения, особенности жанра и стиля речи, степень реализации коммуникативных качеств речи, языковая грамотность коммуникантов.
Обстоятельства общения условно делятся на внутренние и внешние:
- внутренние: мотив, причины, вызывающие это общение, психологическое или эмоциональное состояние коммуникантов;
- внешние: место, время, продолжительность, наличие или отсутствие непосредственного контакта.
Все компоненты коммуникативной ситуации в совокупности и обеспечивают успешность общения на всех его этапах.
Коммуниканты. Термины «партнеры», «коммуниканты», «собеседники» подчеркивают двусторонность процесса, большую общность его участников, равноправные отношения.
На характеристику коммуникантов оказывает влияние сфера общения (бытовая, профессиональная, учебная и т.д.). Чаще всего в зависимости от сферы общения ситуации различаются по степени их официальности, следовательно, и участники общения выступают в официальных или неофициальных речевых ролях. (симметричность - несимметричность речевых ролей, «начальник - подчиненный).
Характеристика участников общения делится на постоянные и переменные речевые роли.
· Постоянные (пол, возраст, профессия, социальный статус, уровень языковых знаний, образованность).
· Переменные, т.е. ситуативные (пассажир, клиент, гость, посетитель, провожающий и т.д.).
Успешность коммуникации часто зависит от того, насколько адекватно человек оценивает свою речевую роль, и от того, насколько его речевое поведение соответствует этой роли, и коммуникативным ожиданиям окружающих.
В рамках коммуникативной ситуации часто вне зависимости от количества участников общения и диалогической или монологической формы речи кто-то берет на себя роль коммуникативного лидера. Лидер в общении реализуется в следующем речевом поведении:
- выступает инициатором общения, устанавливает и поддерживает контакт,
- прямо выражает свои речевые намерения, ведет беседу,
- руководит развитием и сменой тем,
- задает выясняющие и уточняющие вопросы,
- завершает общение и подводит его итоги.
Цели речи.
Цели речи определяются направленностью общения либо на объединение (на кооперацию, на сотрудничество), либо на отъединение (на конфликт, на конфронтацию).
Коммуникативные цели речи - это цели, которые определяют выбор и организацию языковых и речевых средств.
Коммуникативные цели общего характера:
- мы сообщаем другим, каково положение вещей;
- мы пытаемся заставить других совершить нечто;
- мы берем на себя обязательство совершить нечто;
- мы выражаем свои чувства и отношения;
- мы с помощью высказываний вносим изменения в существующий мир.
Кроме того, коммуникативная цель может быть не только основной, но и дополнительной. Например, основная цель речи - сообщить какие-то факты, но при этом в качестве дополнительной цели может выступать стремление сделать это максимально интересно или произвести на слушателей определенное впечатление.
Результат речи определяется в зависимости от того, достигнута ли цель и насколько эффективна.
Общая или синонимичная цель - решить общую проблему, договориться о распределении ролей при выполнении какого-то поручения, обменяться впечатлениями.
Разные цели - один речевой партнер хочет поделиться впечатлениями о поездке, а другой хочет обсудить проблемы по работе.
Противоположные цели - один речевой партнер выступает в поддержку какого-то предложения, а другой это же предложение призывает отклонить.
Цели речи различаются по степени выраженности:
Явная - это цель, которую формируют в речи прямо (просьба, поздравление).
Скрытая - это цель, которую прячут, скрывают или выражают косвенно (в рекламе расхваливается товар, но нет прямого призыва купить).
Содержание речи.
Цели речи и взаимоотношение между партнерами в значительной степени зависят и от того, что является содержанием речи.
Содержание речи - это ее суть, заключенная в речевую форму, а именно: стиль, жанр, письменную, устную форму речи.
Цель речи всегда связана с ее содержанием и входящей в него информацией. Если цель речи - проинформировать, то информация становится главным ее содержанием. Если цель речи - поделиться чувствами, эмоциями, то их выражение сопровождается логической информацией о причинах или следствиях этих эмоций 2. Этические нормы.
Этические и коммуникативные нормы вытекают из законов оптимального, гармоничного, эффективного общения, вырабатывавшихся тысячелетиями, являются своеобразным итогом осмысления речевой практики людей различных культур.
Этические и коммуникативные нормы - это механизмы, помогающие согласовать все стороны общения. Это предписания, рекомендации, советы, предостережения, запреты, которые формировались на основе понимания законов общения. Они нашли отражение в фольклоре - в пословицах и поговорках о речи, об общении, где и проявилась культура народа.
Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей и регулируют формы их проявления в речи. Они предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места в жизни и в данном обществе.
Главными моральными ценностями считаются Истина, Доброта, Красота, которые соответственно проявляются как критерии при оценки этичности речи и речевого поведения в целом. Истинность, правдивость - благодаря этим качествам возникает доверие к говорящему, без которого невозможно общение.
В первую очередь этические нормы направлены на предупреждение этических ошибок, того, что недопустимо в общении. С точки зрения этических норм неприемлемы притворство, неискренность, обман, грубость, озлобленность, зависть и т.п. И наоборот, уважение и терпимость к людям, доброжелательность - это норма.
3. Коммуникативные нормы.
Коммуникативные нормы - это нормы, ориентированные на обеспечение максимально возможной эффективности общения в любой коммуникативной ситуации. Они обеспечивают непрерывность и успешность процесса общения. Коммуникативные нормы соединяют в себе стратегические и тактические элементы.
К стратегическим элементам речевого общения относятся: выбор цели, ситуации общения, партнеров, предмета речи и условий общения. А в процессе реализации стратегии в рамках определившейся ситуации общения проявляются тактические элементы речи: структурирование её процесса, конкретное воплощение плана речи и регулирование процесса общения.
Этические и коммуникативные нормы так тесно взаимосвязаны, что нарушение большинства коммуникативных норм общения одновременно приводит к нарушению и этических правил.
Речевые нормы в рамках культуры речи коммуникативно ориентированы, т.е. их предназначение - сделать общий код единым и тем самым способствующим однозначному пониманию речи.
Для того, чтобы общение состоялось, должны быть выполнены несколько обязательных условий: это технические предпосылки коммуникации (Е.В.Падучева) - внеречевые условия успешного общения, которые формируются как постулаты:
- постулат о составляющих - должен быть отправитель, получатель, действительность, текст и код;
- постулат о контакте: между отправителем и получателем должен быть контакт;
- постулат о коде: отправителем и получателем должен использоваться один код.
Необходимость выполнения этих постулатов очевидна: если нет хотя бы одного из составляющих - коммуникация не происходит.
Относительно текста со структурированием информации связаны рекомендации по этому поводу - постулаты Г.П.Грайса.
Постулат количества информации:
1. «Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется».
2. «Твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется».
Этот постулат можно сформулировать так: «Говори в меру».
Постулат качества информации: общий постулат «Старайся, чтобы твое высказывание было истинным», а также:
1. «Не говори того, что считаешь ложным».
2. «Не говори того, на что у тебя нет достаточных оснований».
Этот постулат предписывает согласование речи с этическими нормами.
Постулат отношения - это постулат релевантности:
«Не отклоняйся от темы».
Этот постулат требует говорить только по существу дела.
Постулат способа. Общий постулат: «Выражайся ясно», а также:
1. «Избегай непонятных выражений».
2. «Избегай неоднозначности».
3. «Будь краток (избегай ненужного многословия)».
4. «Будь организован».
Этот постулат выражает заботу о партнере, о том, чтобы было доступно и понятно все, о чем идет речь.
4. Речевой этикет.
Речевой этикет - «национально специфические» правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником.
Основными функциями речевого этикета являются коммуникативная, контактоустанавливающая, призыва, привлечения внимания, функция вежливости и т.д. Этикет - это предписание, исходящее из того, что если человек хочет занимать определенное место в данном обществе, то он должен своим поведением оправдывать ожидания этого общества. Этикет помогает обойти острые углы, сгладить противоречия этикетными формулами или этикетным поведением.
Следовательно, речевой этикет представляет собой нормы социальной адаптации людей друг другу, он призван помочь организовать эффективное взаимодействие, сдерживать агрессию, служить средством создания образа «своего» в данной культуре, в данной ситуации.
Основными этикетными жанрами являются:
· приветствие
· прощание
· извинение
· благодарность
· поздравление
· просьба
· утешение
· комплимент
· похвальное слово
· вежливая оценка
· приглашение
· отказ
· возражение
Речевой этикет распространяется на устное и письменное общение.
Речевой этикет служит более конкретным воплощением этических и коммуникативных норм. Уровень мастерства коммуниканта в этом отношении определяется знанием этических формул и их значения и умением использовать эти средства уместно и адекватно.
Глава 5
КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ
1. Уместность речи.
Уместность и культура речи.
Уместность - это одно из важнейших коммуникативных качеств речи, потому что очень часто успех всего высказывания определяется его уместностью или неуместностью.
Уместной называется речь, которая соответствует всем составляющим коммуникативной ситуации.
Уместность ситуативная представляет собой безусловное требование культуры речи. Речь может быть эффективной только тогда, когда она уместна.
Речь должна быть целенаправленной, но в то же время прямолинейность не всегда вежлива и уместна. В этом случае целесообразно использовать разные формы непрямого воздействия - намеки, косвенные высказывания.
Для оценки ситуативной уместности важно учитывать условия общения: где и когда оно происходит, как долго длится. Например, неуместно задерживать человека, который торопится уйти, серьезным и долгим разговором; в людном месте «на ходу» обсуждать важные проблемы; переходить на рассказ о своих личных проблемах в официальной обстановке и т.д.
Текстовая уместность связана с выбором конкретных речевых средств в рамках коммуникативной ситуации.
Текстовая уместность входит как составная часть в ситуативную. В ней выделяются стилистическая уместность (соответствие употребления языковых средств тому или иному функциональному стилю) и стилевая (соответствие речевых средств стилю данного автора и конкретного текста).
В процессе самой речи участники постоянно оценивают уместность сказанного или услышанного, написанного или прочитанного относительно всех слагаемых коммуникации.
Уместность - это инструмент оценки речи относительно ситуации общения и текста как с точки зрения этических и коммуникативных норм, так и с точки зрения оправданности использования в нем тех или иных речевых и языковых компонентов.
2. Богатство речи.
Богатство языка и речи отражает обилие разнообразных средств языка и речи, которые могут быть использованы в любой ситуации общения и в любом речевом жанре. Богатство речи - это показатель степени разнообразия использованных речевых и языковых средств.
Богатство речи - качество, которое свидетельствует об определенном уровне речевого мастерства и об осознанном стремлении разнообразить свою речь использованием различных языковых и речевых средств. Соответственно речь разнообразную называют богатой, а речь однообразную - бедной.
Выделяются два основных вида богатства: богатство языка и богатство речи.
Богатство языка - это разнообразие всех уровней языка - те сокровища языка, из которых состоит речь. Большая часть этих богатств собрана в словарях.
Но богатство языка - это только основа, база для богатства речи. Богатство речи каждого носителя языка - это плод его личных «накоплений», заработанных в процессе активного овладения речью. Богатство речи достигается только осознанным стремлением к постижению новых средств языка и активным их освоением - стремлением разнообразить свою речью.
Основные источники языкового богатства.
Фонетическое богатство - это богатство фонем (гласных и согласных звуков) и их сочетаний. Звуковое богатство русской речи используется и в поэзии для создания с помощью специального подбора звуков (звукописи) соответствующих образов (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Н.А.Некрасов «Железная дорога»). Повтор согласных звуков называется аллитерацией.
Фонетическое богатство помогает отразить звуковой облик очень многих явлений и действий, а также их темп или ритм (это звуки слов «свист», «гром», «всплеск», «медленно», «быстро» и т.п.).
Кроме того, очень важный компонент звукового облика речи - ударение. Звуковой строй русского языка характеризуется разноместным ударением в словах, что также значительно повышает его богатство. Например,
анализ крОви (родительный падеж) - в кровИ (предложный падеж);
рукИ не подаст (родит. падеж) - чистые рУки (именит. падеж мн.ч.);
пальто малО (краткая форма прилагательного) - спал мАло (наречие).
Таким образом, разноместность и подвижность русского ударения не только устраняет монотонность речи, способствуя ее ритмической организованности, но и являются важным различительным фонологическим средством.
Словообразовательное богатство, которое складывается в результате образования новых слов, - один из важнейших путей пополнения словарного состава языка и, следовательно, его богатства. С помощью словообразовательных моделей образуются слова и словоформы, которые помогают найти самую точную грамматическую структуру для выражения мыслей.
С помощью словообразовательных моделей слова приобретают следующие основные значения:
- значения, состоящие в характеристике предмета или признака по его отношению к другому предмету или признаку, например, от сущ. «вода» образованно прил. «водный», от глагола «читать» образованно сущ. «читатель».
- значения, представляющие собой дополнительный семантический компонент, например, уменьшительное значение («дом» - «домик»), значение начала («говорить» - «заговорить»).
- значение, сводящиеся к перемещению слова в другую часть речи («слушать» - «слушание», «хороший» - «хорошо»).
Лексическое богатство - самый значимый пласт богатства языка. Лексика (от греч. lexikos - относящийся к слову) - совокупность слов языка, его словарный запас.
По сфере употребления различается лексика общеупотребительная, которая используется в речи вне зависимости от стиля текста, и стилистическая отмеченная (разговорная, научная, профессиональная и т.д.).
По сферам общения в лексике находят отражение различия внутри языкового коллектива - различается лексика по принадлежности к территориальным и социальным диалектам: жаргон, арго и т.д. Основная часть лексики входит в состав русского литературного языка.
Лексика отличается и по эмоциональной окраске, по этому основанию она делится на нейтральную и эмоционально окрашенную, например: нелепый - несуразный, дикий.
С точки зрения лексического богатства языка важно разделение лексики на активную и пассивную. Активная лексика - это часть лексики, которая находится в постоянном употреблении. Она составляет основную часть богатства речи конкретного человека. Пассивная лексика - это слова, которые когда-то активно использовались, но в силу ряда причин вышли из употребления или еще не стали постоянно использоваться, т.е. слова, различные по времени их появления в языке: устаревшие и новые.
В зависимости от причин устаревания эти слова делятся на два разряда: историзмы и архаизмы. Историзмы - слова или устойчивые словосочетания, обозначающие исчезнувшие реалии (армяк, камзол, барщина). Историзмы не имеют синонимов, они могут относится как к очень далеким от нас временам (карета, целовальник, цирюльник), так и к сравнительно недавнему прошлому (ликбез, перестройка). Архаизмы - слова, называющие существующие реалии, но замененные по каким- либо причинам вытиснившими их синонимами (отрок, сей, выя). Выделяются и семантические архаизмы - слово «позор» раньше обозначало «зрелище», а теперь - только «бесчестие». Слово «живот» раньше обозначало не только часть тела, но и «жизнь».
Противоположностью устаревших слов являются неологизмы - слова, значения слов или словосочетания, появившиеся в определенный период в каком-либо языке или использованные один раз (случайно или для большей выразительности) в тексте или чьей-то речи. Например, мобильник или компьютерщик.
По происхождению слова бывают исконно русские и заимствованные. Исконно русские слова могли возникнуть в разные времена, но они возникли в недрах именно русского языка. Заимствованное слово - это слово из чужого языка, перенесенное из одного языка в другой. В отличие от полностью усвоенных заимствованных слов иностранные слова сохраняют следы своего иноязычного происхождения.
По значению различаются слова с абстрактным (слова с обобщенным значением - радость, добро, искусство) и конкретным (предметным, вещным - лес, книга и т.п.) значением.
Выделяются группы слов, в основе которых лежит то или иное соотношение их значений:
- синонимы - слова, близкие или совпадающие по значению, но по-разному звучащие (грустить, печалиться, унывать, вешать нос);
- антонимы - слова, противоположные по значению (грустить -радоваться);
- гипонизмы - слова, организованные по принципу подчинения значений (береза - дерево - растение).
В лексическое богатство входит также богатство фразеологическое. Фразеологизмы - неделимые словосочетания, выражающие единое понятие. Например, «кричать во всю Ивановскую», «делать из мухи слона», «иметь заднюю мысль».
Грамматическое богатство русского языка обеспечивается многообразием и разнообразием морфологических и синтаксических средств.
Морфологические средства представлены частями речи, грамматические категории которых (род, число, падеж, время, наклонение, вид) позволяют выразить различные отношения значений, придать высказыванию необходимую стилистическую и эмоциональную окраску.
Образование соотносительных форм женского рода (врач - врачиха, кассир - кассирша) допустимы лишь в разговорной речи, в быту, но недопустимы в языке официальных документов и деловых бумаг.
Морфологическое богатство русского языка обеспечивается не только разнообразием частей речи и грамматических категорий, позволяющих передать необходимые для выражения смысла оттенки знаний, но и характером синонимических отношений, в которые вступают как сами части речи, так и их формы.
Синтаксическое богатство русского языка определяется разнообразием синтаксических конструкций, которые служат для общения людей. Именно в синтаксисе сосредоточены специальные средства языка, без которых общение невозможно.
К ним относятся словосочетание, простое предложение и сложное предложение.
Словосочетание участвует в формировании простого и сложного предложения в процессе выражения определенных отношений, которые возникают между словами в структуре словосо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.