На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Восприятие в современной лингвистике и психологии. Зримые и незримые органы восприятия. Выделенность зрительного восприятия. Понимание зрительного и слухового восприятия. Язык толкований лексем со значением восприятия в различных школах семантики.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Ин. языки. Добавлен: 01.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


5
Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения самооценки
1.1. Основные подходы зарубежных и отечественных
авторов к изучению самооценки
1.2. Этапы становления самооценки
Глава II. Основные факторы, влияющие на становление
и развитие самооценки.
2.1. Семейный фактор - основной фактор развития
самооценки.
2.2. Социальные факторы
2.3. Фактор физического Я-образа, влияющий на
становление самооценки
Заключение
Список литературы
Введение.

Одному из древних философов принадлежат слова: «Человек -- мера всех вещей». А что является мерой самого человека? Ответ, наверное, очевиден -- его дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят о ценности человека, зрелости его как личности. Если же сместить акцент с результатов деятельности (дел и поступ-ков) на самого человека и задать себе еще один вопрос: за счет чего способен человек совершать деяния? (т.е. в чем состоит ценность самого человека?), то ответы уже не будут столь однозначны. Кто-то будет уповать на талант, иные -- на умение строить отношения с другими людьми, а кто-то будет объяснять успехи в жизни и труде благоприятно сложившимися обстоятельствами. Психолог же ответит на этот вопрос следующим образом: ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении по-стоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Действительно, только постоян-ное самопознание и саморазвитие являются инструментарием от-крытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потен-циала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало слу-чаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись опре-деленных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, и в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее.
Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, нако-нец, сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «форми-рование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, -- это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личность растуще-го человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.
Все сказанное делает востребованными знания о том, что та-кое самопознание и саморазвитие, какую роль они играют в жиз-ни, каковы механизмы их функционирования, как развиваются на разных возрастных этапах, как и посредством чего можно по-знавать себя, и о многом-многом другом.
Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определе-ние довольно просто, исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание -- это процесс познания себя, своих по-тенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуаль-ных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о зна-чении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто некой тайной выражение дельфийского ора-кула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов в Древней Греции: «Познай самого себя».
Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, нако-нец сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «форми-рование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, -- это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии наличность растуще-го человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.
Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта. Поэтому, в психологической работе очень важно уметь корректировать самооценку человека. Данная курсовая работа направлена на изучение самооценки и факторов, влияющих на её становление и развитие.
Глава I. Теоретические основы изучения самооценки.

1.1. Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки.
1.2.
Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем раз-граничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и про-цесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом «Я» или представ-лением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая опреде-ленность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотно-шение.
За данными различиями в словоупотреблении чаше всего не стоит каких-либо более или менее определенных и общепризнанных концептуальных разграничений. Их понятийный смысл можно уловить лишь в рамках конкретных исследований или теоретических построений. Так что прочной терминологической традиции в этой сфере пока не существует.
Понимание Я-концепции как совокупности установок «на себя» отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом [1]. В соот-ветствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых эле-мента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенчес-кий) применительно к Я-концепции конкретизируются следую-щим образом:
1. Образ «Я» - представление индивида о самом себе.
2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкрет-ные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и само-оценкой.
При этом самооценка как аффективная составляющая уста-новки на себя существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а про-буждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит о г контекста и от самого когнитивного содержания.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида может быть его тело, его способности, его социальные отношения и тожество других личностных проявлений. В соответствии с этим выделяется система частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое обобщенное пережи-вшие, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа, в большинстве исследовании.
Так, Куперсмит называет самооценкой отноше-ние индивида к себе, которое складывается постепенно и приоб-ретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность инди-вида в своей самоценности, значимости [11].
По мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства са-моуважения, ощущения собственной ценности и позитивного от-ношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [10]. Поэтому, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрица-ние, негативное отношение к своей личности .
Обобщая пред-ставления о самооценке, И. С. Кон пишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, поло-жительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок» [5].
Но если обобщенная самооценка есть производная от отдель-ных (частных) самооценок, то возникает вопрос, как же инди-вид берет эту производную, какие особенности функционирова-ния и строения эмоционально-оценочной системы делают воз-можной интеграцию частных самооценок в общее чувство поло-жительности или отрицательности отношения индивида к соб-ственной лихости. Различные попытки ответа на эти вопросы оказались тесно связанными с представлениями о строении си-стемы самоотношения.
Наиболее простое из решений этих вопросов исходит из того, что система самоотношения есть некий конгломерат частных самооценок; в соответствии с этим глобальная самооценка мо-жет быть понята и операционализирована как простая сумма частных самооценок.
Гораздо более распространенной точкой зрения является представление о том, что различные сферы и особенности лич-ности, которые могут выступать в качестве объектов самооце-нок, неравнозначны, и самооценки играют тем большую роль, чем более значимым является оцениваемый аспект. Истоки дан-ных представлений исторически лежат во взглядах У. Джемса, который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало вли-яет на общую самооценку [3]. Соответствующих представлений придерживались многие исследователи. Так, Куперсмит указывает, что обобщенная самооценка есть сумма частных самооценок, «взвешенных» по субъективной значимости, однако, при этом отмечает, что данных, прямо подтверждающих эту гипотезу, крайне мало [11].
Анализируя различные методы измерения глобальной самооценки, Р. Уайли пишет, что принцип простого суммирования частных самооценок, применяемый при построении диагностических процедур, является ничем иным, как проявлением теоретического невежества, и что должны быть предприняты шаги для учета значимости пунктов и их вклада в обобщенную самооценку [11].
Розенбергом была предложена так называемая интерактив-ная гипотеза, согласно которой влияние специфического аспекта «Я» на самооценку варьирует в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его значимости для значимых аспектов: их высокие уровни сильно увеличивают общую самооцен-ку, в то время как низкие уровни частных значимых самооценок существенно снижают итоговое самоотношение [11]. Вклад самооце-нок по менее значимым аспектам в обобщенную самооценку соответственно оказывается меньшим.
Таким образом, в соответствии с этими представлениями, стро-ение самоотношения можно представить следующим образом:
Существуют два уровня самоотношения - уровень частных са-мооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом организации этих уровней в единую систему являет-ся интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости. Структура же самоотношения, фактически, сводится к структуре входящих в Я-концепцию аспектов «Я».
Несмотря на распространенность этих взглядов и их кажу-щуюся очевидность, прямых доказательств обоснованности со-ответствующих представлений до сих нор не получено.
В определенной степени это связано с неразработанностью понятия субъективной значимости и возможностью существова-ния взаимодействия между значимостью и самооценкой. Исхо-дя из теории когнитивного баланса Фестингера, Узле и Марвелл считают, что если низкая оценка по отдельному качеству вступает в противоречие с потребностью иметь высокое общее самоуважение, то одним из возможных механизмов, с помощью которого индивид выходит из этой дилеммы, является снижение значимости тех аспектов, по которым субъект себя низко оцени-вает [11]. Розенбергом было получено подтверждение этой идеи, когда он обнаружил, что более высокая значимость приписывается индивидом именно тем аспектам, по которым он успешен [11]. Одна-ко, свобода манипулирования значимостью оказывается не без-граничной, ведь многие критерии самооценки задаются объек-тивной ситуацией жизнедеятельности. В соответствии с различ-ными гипотезами о взаимодействии между уровнем самооценки и субъективной значимостью того или иного качества личности созданы различные модели взвешивания частичных самооценок при их интеграции в глобальную самооценку.
В исследовании Ходжа и Маккарти была предпринята по-пытка прямой проверки положения об интегральном характере обобщенной самооценки. Изучалась зависимость между частными самооценками, их субъективной значимостью и общим са-моуважением. Ими использовались различные модели взвеши-вания самооценок по значимости. Кроме этого использовались эмпирически полученные оценки значимости. Однако, несмотря на изрядную экспериментальную изощренность, они не получи-ли корреляций между интегральной самооценкой и общим само-уважением, превышающих г=0,45. Причем, взвешивание по зна-чимости не приводило к заметному изменению корреляций по сравнению с простым суммированием частных самооценок [11].
На основании этих результатов они пришли к выводу, что интег-ральная самооценка частных аспектов и общее самоуважение (глобальная самооценка) - это разные конструкты, за которы-ми надо искать различное психологическое содержание. В этом исследовании интересен еще один результат, парадоксальный с точки зрения Ходжа и Маккарти. Было обнаружено, что учет индивидуальной (субъективной) значимости давал меньше при-ращение корреляций, чем учет групповых оценок значимости (полученных усреднением индивидуальных оценок значимости каждого аспекта по группе). Это позволило им заключить, что групповые ценности (для данного контингента) имеют большее влияние на глобальную самооценку, чем учет индивидуальных оценок ценностей. Однако, этот факт был оставлен ими без объяс-нении - лишь как парадоксальная констатация.
Кроме изложенных выше взглядов, существуют попытки со-здания более сложных, иерархических моделей строения самоотношения. Основная идея при этом состоит в том, что частные самооценки личностных качеств не напрямую связаны с общим самоуважением, а организуются в промежуточный уровень, за-даваемый сферами жизнедеятельности субъекта или его лично-стных проявлений.
Одна из наиболее распространенных моделей такого рода принадлежит Р. Щавельзону, которым на основе анализа так называемой «номологической сети» переменных самооценки был выделен ряд сфер, наиболее важных для пони-мания обобщенного «Я» [11]. В соответствии с этой моделью обоб-щенная самооценка находится на вершине иерархии и может быть разделена на академическую и неакадемическую (связан-ную или несвязанную с успехами в учебе), последняя же под-разделяется на физические, эмоциональные и социальные аспекты.
Отсюда Я- концепция и обобщенная самооценка - это просто одно и то же.
Мотив самоуважения, по определению Канлана, - это «личная потребность сделать максимальным переживание положительных и минимальных - отрицательных установок по отношению к себе». Большей частью мотивы самоуважения и последовательности «Я» совпадают, но бывают случаи, когда индивид упорно сохраняет отрицательный образ «Я» не меняя его даже в случаях положительных внешних оценок и успехов в сфере самореализации [11].
По литературным данным выделяют три основных по-нимания терминов самоотношения, каждое из которых отражает различные те-оретические подходы и имеет свое собственное коннотативное значение:
1) любовь к себе,
2) самоприятие,
3) чувство компетентности.
Эти поня-тия различаются в зависимости от того, в какой степени в них выражены элементы эмоциональной «привязанности», в противоположность «оценке» (которые рассматриваются здесь как различные процессы).
Одним из различий между любовью к себе и самоприятием является глубинность. Соответствующего чувства, хотя и то и другое связано с эмоциональным чувством симпатии в собствен-ный адрес. Самоприятие -- это более феноменальный процесс, в котором подчеркивается сознательность или, по крайней мере, предсознательность выражающих самоотношение суждений. Любовь к себе рассматривается как более глубинный и, возмож-но, даже более «мистический» процесс, включающий в себя ин-тенсивные драйвы и энергии (в психоаналитических теориях) или базисные (онтологические) небезопасности (в экзистенци-ально ориентированных теориях).
В понимании самоотношения в терминах компетентности акцент делается на оценивании, т.е. сравнении объекта или со-бытия с некоторыми эталонами, имущественной характеристи-кой является переживание успеха или неудачи. При этом осно-вой переживания является чувство уверенности в себе или сво-их силах.
В подходах к самоотнотношению с точки зрения самоприя-тия последнее часто определяется как возникавшее на основе самооценки субъекта по отношению к некоторому идеалу. Од-нако важнейшим аспектом этого процесса является чувство или
переживание, приводящее к этому оцениванию. Так например, К. Роджерс разделяет общее отношение к себе на самооценку (отношение к себе как носителю определенных свойств и досто-инств) и самоприятие - приятие себя в целом монады, вне зависимости от своих свойств и достоинств [11]. Р. Уайли отмечает, что развести две эти характеристики в эксперименте крайне трудно, так как в самооценке по любой характеристике неизбежно при-сутствует и общий уровень принятия или непринятия себя [11].
Однако, механизм формирования этих сторон отношения к себе, совершенно различен. Самооценка по какому-либо качеству основывается чаще всего на сравнении своих достижений с до-стижениями других людей. Самопринятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жиз-ненной установкой, формирующейся в процессе онтогенеза, а также путем сознательных усилий.
Таким образом, если в обзоре Уэлса и Марвела представлены различные понимания содержания глобальной самооценки, ко-торая при этом рассматривается как единое и целостное образо-вание, то К. Роджерс рассматривает самопринятие и самооцен-ку как два аспекта самоотношения, которое оказывается облада-ющим сложным строением, включавшим по крайней мере две подсистемы: самооценочную и эмоциональную [11]. Наличие двух аспектов в общем самоотношении признается и некоторыми другими авторами - Так, С. Гордон констатирует различие между уважением и любовью как между разными формами эмоций, Для него самоуважение и самосимпатия представляют из себя дна различных типа самоотношения, которые вытекают из различных форм позитивного опыта - аффилиации и успеха в задании. «То, что люди чувствуют по отношению к себе, вовсе не обязательно определяется тем, насколько они считают себя «хорошими» [11].
Для большинства исследователей аффективный процесс - то же самое, что и самооценивание, описанное в терминах эмо-ции. То есть дело просто в различных ракурсах рассмотрения одной и той же реальности. Резюмируя точку зрения многих авторов, Р. Бернс пишет, что «положительная Я-концепция оп-ределяется тремя факторами: твердой убежденностью в импо-нировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимо-сти». Здесь потенциально выделяются три характеристики самоотношення в качестве элементов его строения. Однако, ока-зывается, что третья характеристика - «чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей нич-тожности) - является производными от обшей оценки, которую индивид интуитивно выносит себе, оценивая два первых момен-та: насколько он импонирует и какова его компетентность» [1].
· Можно выделить, пожалуй, два положения, которые явно или неявно принимаются большинством исследователей: во-первых, что существует некоторое обобщенное самоотношение (самоуважение, самооценка), которое является целостным, одномерным и универсальным образованием, выражающим степень положитель-ности отношения индивида к собственному представлению о себе:
во-вторых, что это обобщенное самоотношение каким-то образом интегрируется из частных самооценок. Но, как это не пара-доксально, именно эти положения оказываются наименее эмпи-рически обоснованными.
Самооценка -- сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию.
Проанализировав вышеизложенные подходы, автор курсовой работы придёрживается следующей точки зрения:
Существуют два уровня самоотношения - уровень частных са-мооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом организации этих уровней в единую систему являет-ся интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости. Структура самоотношения сводится к структуре входящих в Я-концепцию аспектов «Я».
Самооценка формируется в младшем школьном возрасте. Это общая самооценка, наиболее устойчивая и постоянная. На формирование самооценки оказывает влияние близкое окружение ребёнка - его семья. В течении жизни человека, под воздействиями социальной среды, успеха или неудачи деятельности происходит колебания в самооценке - это частные самооценки.
1.2. Этапы становления самооценки.
I. Ранний возраст. Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Большинство детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат; некоторые воспринима-ют успех или неудачу, соответственно, с положительными и от-рицательными эмоциями. В этой же возрастной группе наблю-даются первые отдельные проявления самооценки, причем в основном лишь после успеха в деятельности. Ребенок не просто радуется успеху, но проявляет своеобразное чувство гордости, преднамеренно и выразительно демонстрируя свои достоинст-ва. Однако даже такие элементарные самооценочные реакции в этом возрасте еще крайне редки.
Около 3,5 лет у детей уже можно наблюдать массовые реак-ции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с само-оценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными возмож-ностями и с самооценкой.
Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему тре-бований появляются примерно к трем-четырем годам на осно-ве сравнения себя с другими людьми.
II. К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывает-ся умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении.
Такое достижение следует рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно при-ходится оценивать себя в различных видах деятельности, и если его самооценка оказывается неадекватной, то и самосовершенст-вование в данном виде деятельности обычно задерживается.
Особую роль в планировании и прогнозировании результа-тов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положитель-ное отношение ребенка, способны оказывать на его психоло-гию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых иссле-дованиях установлено, что самое заметное воздействие родите-лей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меня-ются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т.е. на три года меньше.
III. В старшем дошкольном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старает-ся ее заслужить. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессио-нальной и других видов деятельности.
IV. Младший школьный возраст. Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с по-ступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого чело-века, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже харак-теризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый.
Это напрямую касается такого важного личностного образо-вания, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельно-сти. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завы-шенные и заниженные.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, глав-ным образом, под влиянием оценок учителя.
Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнана.
V. Подростковый возраст. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, -- это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчет-ливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей.
В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мне-нию сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в част-ности, с интимными человеческими взаимоотношениями.
Отрочество -- как иногда называют подростковый возраст -- это время становления подлинной индивидуальности, самостоя-тельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мыс-ли и чувства. Подростковый возраст -- это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формирова-нию целостного, непротиворечивого образа «Я».
В период между 12 и 14 годами при описании себя и других людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, вклю-чая в самоописание слова «иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявлений человека.
В начальный период этого возраста (10--11 лет) многие подростки (примерно около трети) дают себе самим в основном отрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако здесь оно сопровождается уже некоторыми положитель-ными изменениями в самовосприятии, в частности ростом са-моуважения и более высокой оценкой себя как личности.
По мере взросления первоначально глобальные отрицатель-ные самооценки подростков становятся более дифференциро-ванными, характеризующими поведение в отдельных социаль-ных ситуациях, а затем и частные поступки.
В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подро-стками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тен-денция как бы противоположного характера. В начальный пе-риод подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, за-тем-- черты характера и, наконец, глобальные личностные осо-бенности.
Подведём итог: Основой первоначальной самооценки является умение сравни-вать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстни-ками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результа-тов отдельного действия как оценку своей личности в целом, по-этому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрица-тельное отношение к
Глава II. Основные факторы, влияющие на становление и развитие самооценки.

2.1. Семейный фактор - основной фактор развития самооценки.
Какие бы формы ни принимала семья, она всё же является важнейшей единицей общества. Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы Я-концепции. В этот период ребёнок особенно уязвим и несамостоятелен, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или не полностью его потребности. Поэтому, очень важно информирование людей, и, прежде всего родителей о проблемах, трудностях и последствиях, возникающих при неправильном отношении к ребёнку.
1. Влияние членов семьи на становление самооценки.

Самооценка связана с размера-ми семьи и старшинством среди детей. В исследованиях Куперсмита, 70% детей, отличавших-ся низкой и средней самооценкой, не были первенцами. В то же, время в группе с высокой самооценкой первенцами не были лишь 42% детей. У первых и единственных детей в семье есть, по-видимому, определенные преимущества: условия, в которых они развиваются, более благоприятны для формирования высо-кой самооценки.
По данным исследования, у мальчиков с высокой самооцен-кой отношения с братьями и сестрами оказались скорее близ-кими, чем конфликтными. Эта гармоничность в отношениях, судя по всему, распространяется и за пределы семьи, ибо высо-кая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой соци-альных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребенок приобрел в семье способ-ность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружен лю-бовью, заботой и вниманием. Все это создает прочную основу для его социального развития. В семьях такого типа ревность и соперничество между детьми встречаются редко.
Как утверждают матери мальчиков с высокой самооценкой, они знают больше половины друзей своего сына. И напротив, треть матерей мальчиков с низкой самооценкой практически вообще не знают, с кем из сверстников дружит их сын. Вполне вероятно, что подобную неосведомленность родителей можно расценивать как свидетельство недоверия ребенка к ним, обусловленного его оценкой своей роли и положения в семье[13].
2. Кормление младенца

Вопрос о преимуществах кормления грудью перед искусст-венным кормлением до сих пор не потерял своей актуальнос-ти. В настоящем исследовании не было получено данных, под-тверждающих, что при кормлении грудью ребенок получает больше любви, заботы и внимания. Куперсмит приходит к вы-воду, что для формирования положительного самовосприятия важна уверенность матери в избранном способе кормления, а не способ сам по себе. Негативный тонус самовосприятия фор-мируется у ребенка в том случае, если у матери возникает чув-ство неловкости и вины. В этом смысле о практике кормления можно сказать то же самое, что и о воспитательном процессе в целом: в принципе для развития у ребенка положительной Я-концепции родители в своих действиях должны быть уверен-ными и последовательными [13].
3. Принятие и отталкивание ребенка
Если родители внутренне принимают ребенка, а отношения в семье являются изначально здоровыми, то ценность ребенка для родителей выступает не как его заслуга, а как нечто само собой разумеющееся. Родителям достаточно того, что это - их ребенок. Они принимают его таким, какой он есть, невзирая на его умственные или физические данные.
Напротив, если родители внутренне не принимают ребенка, он оказывается для них не интересен, неприятен, вызывает нео-добрение. Для таких родителей воспитание ребенка связано с большими финансовыми трудностями и социальной ответствен-ностью. Но неприятие ребенка, облеченное в форму чрезмер-ной опеки, не менее пагубно, чем постоянное невнимание к нему или раздражительность.
Ярко выраженная установка родителей на безуслов-ное принятие своего ребенка не является абсолютно необходи-мой предпосылкой формирования высокой самооценки. Среди матерей, дети которых обладают ею, встречались и такие, кото-рые не выражали особой готовности принять ребенка в целом. Это свидетельствует о том, что мнение ребенка о безусловном принятии его родителями является, по крайней мере, столь же существенным, как и реальный тип семейных отношений и ис-пользуемые родителями методы воспитания.
4. Снисходительность и требовательность в воспитании
Уже в раннюю пору развития психоанализа его последова-тели призывали придерживаться более мягких методов воспи-тания, соответственно предполагающих свободу выражения неудовлетворения внутренних импульсов ребенка. Однако резуль-таты исследования Куперсмита свидетельствуют скорее о не-обходимости строить отношения с ребенком на основе требовательности. Ясная и разумная система требований, предъявляе-мых к ребенку, должна быть основой правильного семейного воспитания [13].
Ясные требования и четко вчер-ченные нормы жизни в семье способствуют фор-мированию у детей высокой самооценки. Дети с высокой самооценкой выказывают большую солидарность со взглядами, приняты-ми в их семье. И хотя в воспитании этих детей более распро-страненными были поощрения, наказания воспринимались ими как нечто заслуженное и справедливое. Если ребенку предо-ставляется полная свобода в исследовании окружающего мира, если никто не ограничивает и не направляет его д и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.