На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Рассмотрение видов, типов словообразования и флективного строя русского языка. Проведение лексико-морфологической и семантической характеристики, словообразовательного анализа поэзии А.А. Блока. Изучение обращения как основы поэтического языка поэта.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Ин. языки. Добавлен: 26.03.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

    Введение
    1.Словообразование в русском языке
      1.1Словообразование и формы слова
      1.2Флективный строй русского языка
      1.3Виды и типы словообразования
      1.4Основные виды словообразования в русском языке
    2.Анализ словотворчества в поэзии А.А.Блока
      2.1Лексико-морфологическая характеристика
      2.2Словообразовательный анализ
      2.3Обращения как основа поэтического языка Блока
      2.4Лексико-семантическая характеристика
    Заключение
    Список литературы
    Приложения
    Введение
    Творчество Александра Блока -- одно из наиболее значительных явлений русской поэзии. Его стихи продолжают лучшие традиции поэзии XIX века -- философская глубина содержания, лиризм и гражданственность, предельная отточенность формы содержат немало новаторских черт. Благодаря этому его творчество является практически неисчерпаемым для литературоведческих и лингвистических исследований.
    Творчество Александра Блока явилось завершением пушкинского периода в истории русской поэзии. Язык лирики Блока связан с традициями поэзии Жуковского, Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Вл. Соловьева; он впитал в себя и наследие прозы Гоголя, Л. Толстого, Достоевского. Вместе с тем Блок -- символист, и это отразилось в самых глубоких основах его поэтического языка. Подобно большинству символистов, Блок убежден, что все происходящее на земле -- только отображение, знак, "тень" существующего в "иных мирах" (чисто духовных). Слова же, язык оказываются для него "тенью теней", "знаками знаков". Слова еще до того, как они вошли в произведение искусства, многозначны и символичны: в их "земных" значениях всегда просвечивает "небесное" и "вечное". Но особенно очевидно для Блока это свойство слова в поэтическом языке. Многозначное, "многосмысленное" слово и есть символ. Поэтому самый важный уровень поэтического языка Блока -- лексико-семантический, уровень слов и их значений.
    Это и определяет особый язык его произведений, одновременно являясь основой для словотворчества.
    Материалом для исследования послужили толковые и энциклопедические словари, научная филологическая литература по творчеству А.А. Блока, публикации в периодической печати.

1. Словообразование в русском языке

1.1 Словообразование и формы слова

В значении большей части слов русского языка различаются два рода значений -- значения реальные и формальные. Например, слова береза, осина, сосна обозначают определенную породу деревьев, слова овца, корова, коза -- определенные виды домашних животных и т.д. Это их реальные значения. Но кроме того, приведенные слова имеют значение именительного падежа, единственного числа, и это их формальные значения. Реальным значением называется та сторона в значении слова, которой обозначается какой-либо признак или явление действительности, формальным же значением -- те значения в слове, которыми выражаются или отношения между словами (например, падежные значения), или добавочные значения, присоединяемые к основному значению слова (например, значение единственного и множественного числа). Общее значение того или иного слова представляет собой единство реального и формальных значений.
В слове можно выделить реальное и формальные значения благодаря тому, что они обозначаются в слове посредством определенных звуков. Звуковое выражение формального значения в слове называется его формой. Например, можно сказать, что слово береза имеет форму именительного падежа единственного числа, потому что эти формальные значения имеют свое звуковое выражение в окончании -а (ср. березы, березу и пр.), или что слово березка является формой с ласкательным значением, так как это формальное значение выражается звукосочетанием [-ка] (ср. береза).
Формальные значения, а следовательно, и формы слов могут быть синтаксическими и несинтаксическими. Синтаксические формы выражают различные отношения между словами, не изменяя их реального значения. Например, слова, из которых состоят словосочетания посылка сестры и посылка сестре или взял вилку и взял вилкой, имеют совершенно одинаковое реальное значение, но каждое словосочетание в целом имеет различное значение, потому что слова, входящие в эти словосочетания, находятся в различных отношениях между собой. Эти отношения в данном случае выражаются падежными формами существительных. Обозначая различные отношения существительного к другим словам речи, падежные формы выражают, следовательно, синтаксические формальные значения и являются синтаксическими формами существительных.
В отличие от синтаксических форм, формы несинтаксические не выражают отношений между словами, а изменяют само реальное значение, присоединяя к нему дополнительные значения.
Например, существительным в единственном и множественном числе стол и столы соответствуют различные представления (один стол и больше одного); также имеют различное значение существительные стол и столик (вообще стол и маленький стол) и т.д.
Таким образом, формы числа существительных или их уменьшительные формы, поскольку этими формами изменяется реальное значение слова, являются несинтаксическими формами.
Будучи несинтаксическими, формы числа и уменьшительности не выражают отношений между словами. Например, в словосочетании: накрыл стол, накрыл столы, накрыл столик, накрыл столики отношения между словами остаются совершенно одинаковыми, потому что слова стол, столы, столик, столики стоят в одном и том же падеже (винительном), обозначающем предмет, на который направлено действие. Различие между этими словосочетаниями не в отношениях между словами, а в самом реальном значении слов стол, столы, столик, столики.
Синтаксические формы, поскольку они имеют одно и то же реальное значение, являются видоизменениями, формами одного и того же слова, которое лишь употребляется в различных функциях в предложении. Эти формы поэтому называются также формами словоизменения. Напротив, несинтаксические формы, имея различное реальное значение, представляют собой не изменения одного и того же слова, а различные слова. Эти формы поэтому называются также формами словообразования.
Таким образом, формами словоизменения, например, являются падежи существительных, так как ими обозначаются различия в отношениях существительного к другим словам речи, функция существительного в предложении при одинаковом реальном значении слова. Но, например, формы уменьшительности у существительных (стол -- столик) являются формами словообразования и, следовательно, особыми словами, так как они отличаются от соответствующих неуменьшительных форм своим реальным значением.
Также в качестве форм словообразования и, следовательно, особых слов следует рассматривать и формы числа существительных (стол -- столы), поскольку различия между ними заключаются в реальном значении, а не в выражаемых ими отношениях. Однако благодаря смысловой близости этих слов их обычно помещают среди форм словоизменения.
Роль форм словоизменения и словообразования в языке неодинакова, в связи с чем они изучаются в основном в разных отделах науки о языке. Формы словоизменения являются основным средством грамматической связи слов в предложении. Поэтому изучение их составляет непосредственную задачу грамматики языка, и в частности морфологии. Формы же словообразования являются средством образования слов, средством обогащения словаря языка, и изучение их в основном принадлежит лексикологии, т.е. науке о словаре того или иного языка. Однако между обоими типами форм существует тесное взаимодействие, благодаря чему в грамматике нельзя ограничиться изучением только форм словоизменения, хотя именно этими формами главным образом определяются основные черты морфологического строя языка. Прежде всего необходимо иметь в виду, что когда образуется то или иное слово (например, столик), то это слово получает вместе с определенным реальным значением (маленький стол) также и определенные синтаксические формальные значения и формы (например, формы падежа). Иначе говоря, посредством форм словообразования образуются слова с определенными формами словоизменения. Уже одно это не дает возможности полностью оторвать изучение одних форм от других.
Кроме того, у некоторых форм словообразования имеется еще более тесная связь с формами словоизменения. Например, у имен существительных формы рода и числа, поскольку они не выражают отношений между словами, являются формами словообразования, но от этих форм зависят синтаксические формы рода и числа (т.е. формы словоизменения) прилагательных, которые, определяя в предложении существительное, согласуются с ним в роде и числе.
Наконец, в ряде случаев само звуковое выражение форм словоизменения определяется принадлежностью слова к определенным формам словообразования, к словообразовательным разрядам слов (ср., например, различия в звуковом выражении падежных окончаний у существительных мужского, женского и среднего рода).
1.2 Флективный строй русского языка

В качестве основного грамматического средства образования форм в русском языке выступают различные аффиксы -- приставки, суффиксы, окончания. Каждый из этих аффиксов выражает обычно не одно какое-нибудь формальное значение, а ряд таких значений (например, в слове зима окончание -а обозначает женск. род, ед. число, им. пад.), т.е. аффиксы обычно многозначны.
Благодаря многозначности аффиксов образование форм в русском языке отличается многотипностью, т.е. у разных слов одни и те же формы образуются не одинаковыми, а различными аффиксами. Так, падежные формы у имен существительных среднего и женского рода обозначаются различными для каждого рода окончаниями (ср. сел-о и изб-а, сел-а и изб-ы, сел-у и изб-е и пр.), поскольку каждое из этих окончаний обозначает не только определенный падеж, но и род существительного. Поскольку же эти окончания вместе с тем обозначают и число, то и для каждого числа имеются свои особые падежные окончания (ср. изб-а и изб-ы, изб-ы и изб, изб-е и избам и пр.). В результате получается не один, а несколько типов образования падежных форм у существительных.
Многотипность образования форм в русском языке увеличивается еще благодаря тому, что в нем сохраняются как пережитки такие различия в формах, с которыми в современном языке не связываются какие-либо смысловые различия, но которые некогда, по-видимому, имели какое-то значение. Этим, вероятно, объясняется, например, наличие в русском языке различных типов образования падежных форм у существительных одного и того же рода и числа (ср. изб-а и степь, изб-е и степ-и, изб-ой и степ-jy и пр.).
Помимо многозначности аффиксов и многотипности образования форм, русский язык характеризуется еще множественностью грамматических средств, используемых для образования форм. Аффиксы - это хотя и основное, но не единственное средство образования форм. Наряду с ними в качестве дополнительных средств выступают еще и чередование фонем в основе и ударение. Поэтому в ряде случаев грамматические формы в русском языке могут различаться одновременно и аффиксами, и чередованием фонем, и ударением (ср. [npoc'-am] и [прош-у], [друг] и [друз-j-a] и пр.).
При чередовании изменяется состав фонем в основе слова (ср. [прос'-(am)] и [прош'(у)], [друг] и [друз-(j-а)]), и это изменение служит признаком определенной формы. Основа в этом случае является, следовательно, не только носителем реального значения слова, но и его формальных значений (например, основа [прош-(у)], противопоставляясь основе [прос'-(am)], обозначает 1-е лицо ед. числа, а основа [друз-(j-а)], противопоставляясь основе [друг-], обозначает множ. число). Поэтому в русском языке нет резкого различия между частями слова, которые выражают только реальное значение, и частями слова, которые выражают формальные значения. Формальные значения в слове выражаются всем словом в целом, а не только его отдельными частями -- аффиксами.
Таким образом, образование форм в русском языке характеризуется следующими чертами: многозначностью аффиксов, многотипностью форм и множественностью используемых для образования форм грамматических средств, одним из которых является изменение основ посредством чередования фонем, благодаря чему основа становится носителем не только реальных, но и формальных значений в слове. По наличию в русском языке этих черт его грамматический строй может быть определен как строй флективный (от латинского глагола flecto -- "гну, сгибаю"), т.е. такой строй, при котором образование форм в языке происходит посредством "сгибания", изменения всего слова в целом. Кроме русского языка, подобный флективный строй имеют многие современные европейские языки.
Русский язык может быть определен как язык флективного строя, поскольку указанными признаками характеризуется преобладающее число его форм. При этом такими признаками характеризуются основные для русского языка синтетические формы, т.е. формы, в которых совокупность реального и формальных значений выражается в одном слове. Однако, как это обычно бывает и в других языках, не все синтетические формы русского языка образуются флективным способом. Некоторые из них имеют характер не флективный, а агглютинативный (от латинского глагола agglutinare -- "приклеивать"), т.е. они образуются путем "приклеивания, последовательного присоединения к неизменяемой основе однотипных и однозначных аффиксов. Примером форм, образующихся по способу агглютинации, в русском языке могут служить формы повелительного наклонения. Так, от исходной формы 2-го лица повелит. наклонения (например, иди) путем присоединения суффикса множественности -те образуется форма 2-го лица множ. числа (иди-те), присоединением суффикса -ка, указывающего на интимность обращения ко 2-му лицу, образуется форма 2-го лица со значением интимности (иди-ка), а присоединением и того, и другого суффикса -- форма 2-го лица множ. числа со значением интимности (иди-те-ка, ср. также: учи-сь, учи-сь-ка, учи-те-сь, учи-те-сь-ка). Подобного рода формы, однако, мало характерны для русского языка. В то время как в некоторых других языках, например, в тюркских, финских и пр., способ агглютинации является основным в образовании форм и эти языки поэтому могут быть определены как языки агглютинативного строя, в русском языке применение агглютинации ограничено почти исключительно формами повелительного наклонения, и преобладающим способом в нем является флективный.
1.3 Виды и типы словообразования

В русском языке различают следующие типы словообразования:
1) Лексико-семантическое словообразование:
2) Лексико-синтаксическое словообразование
3) Морфолого-синтаксическое словообразование
4) Морфологическое словообразование.
Лексико-семантическое словообразование
Лексико-семантическое словообразование выражается в том, что слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два или более слова-омонима, которые сосуществуют как слова с различным значением.
Лексико-синтаксическое словообразование
Лексико-синтаксическое словообразование имеет место в случаях образования слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке.
При образовании слов из словосочетаний (часто это прилагательное + существительное) обычно происходит своеобразная словообразовательная компрессия: на базе прилагательного образуется имя существительное (с помощью суффикса -к), а определяемое имя вовсе опускается. Такое свертывание двухсловных наименований в одно особенно характерно для нашего времени и распространено в разговорном стиле:
Такой же способ обнаруживается и при образовании бытовых наименований различных круп - пшенка, гречка, овсянка, а также других пищевых изделий - тушенка, жженка.
Поскольку в данном типе словообразования участвуют суффиксальные элементы, то его можно отнести и к морфолого-синтаксическому, а точнее - лексико-морфолого-синтаксическому.
Морфолого-синтаксическое словообразование
Морфолого-синтаксическое словообразование осуществляется при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи, например:
прилагательные запятая, булочная, лесничий, слабительное перешли в имена существительные;
причастие заведующий перешло в имя существительное;
деепричастия благодаря, несмотря (на) перешли в предлоги и т.д.
Морфологическое словообразование
Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, т.е. создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путем закономерного сочетания морфем в слове.
1.4 Основные виды словообразования в русском языке

Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, - сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.
Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.
Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова - результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные - усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.
Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).
Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.
С другой стороны, в современном русском словообразовании в качестве словообразовательного элемента могут выступать неполнозначные основы -вод, -вед, -носец, -видный, -образный, -творный и др. (ср. растениевод, языковед, орденоносец, разновидный, человекообразый, благотворный).
Безаффиксный способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий - глубь, тихий - тишь, бегать - бег и т.п.).
Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.
Аффиксация - наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента. Возможны три вида аффиксации - суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный. Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post - после и fixus - прикрепленный).
При морфологическом словообразовании суффиксы и приставки могут выполнять две функции - использоваться и для образования отдельных слов, и для выражения грамматических значений. Совмещение обеих функций - словообразующей и формообразующей - наблюдается чаще всего у приставок и реже у суффиксов и в отдельных случаях у окончаний. Например: в глаголах зашуметь, полежать приставки за- и по- не только образуют новые слова (ср. шуметь, лежать), но создают в образованных глаголах грамматическое значение совершенного вида (ср.: шуметь и зашуметь - начало действия, лежать и полежать - ограниченность действия во времени).
Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-.
Префиксальный способ словообразования выражается в прибавлении префикса к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова спутник, сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок с-, со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать.
Суффиксально-префиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе и суффикса и префикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.
Постфиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе постфикса. Термин постфикс имеет два значения:
1) любой аффикс, стоящий после корня;
2) аффикс, стоящий после флексии и противопоставленный по этому признаку суффиксу.
Глагольные основы присоединяют постфикс -ся/-сь: мыться, моюсь; местоименные - -то, -либо, -нибудь: кто-то, какой-либо, что-нибудь.
При образовании глаголов, как правило, постфиксальный способ совмещается с префиксальным и суффиксальным, образуя три разновидности: префиксально-постсуффиксальный (нервничать - разнервничаться), суффиксально-постфиксальный (резвый - резвиться), префиксально-суффиксально-постфиксальный (говорить - переговариваться).
При определении способа морфологического словообразования в слове с производной основой нужно установить, от какой основы это слово образовано, с какой производящей основой оно соотносится.
Производные основы слов соседний, отделка, содружество, сосуществование, затылок, сбиться в современном русском языке семантически и грамматически соотносятся с производящими основами сосед, отделать, дружество, существование, тыл, бить. Наличие этого соотношения между основами производными и производящими служит основанием для заключения, что слова соседний и отделка образованы суффиксальным способом, слова содружество и сосуществование - префиксальным, а слова затылок и сбиться - суффиксально-префиксальным.
Словообразовательные возможности аффиксов различаются и с точки зрения грамматической. Префиксы образуют слова только того лексико-грамматического разряда, к которому принадлежит производящее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разряда; при суффиксально-префиксальном способе образуются и слова того же лексико-грамматического разряда и иного, например: от имен образуются и существительные, и прилагательные, и слова, относящиеся к другим частям речи, а от глаголов - исключительно глаголы.
Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы - посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен.
Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы - от целого слова.
Таким образом, различие между новым словом и формой слова заключается в том, что с новым словом всегда связано новое лексическое значение, форма же слова по значению не отличается от исходного слова.

2. Анализ словотворчества в поэзии А.А.Блока

2.1 Лексико-морфологическая характеристика

Для анализа словообразования в поэме А.А. Блока "Двенадцать" было отобрано примерно 80 наиболее характерных слов. Перечень слов приводится в Приложении 1, цитаты в Приложении 2.
На первом этапе анализа проведено исследование морфологических характеристик используемых слов, как частей речи.
Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Анализ морфологического состава по частям речи
Часть речи
Количество слов, ед.
Доля, %
Имя существительное
36
47%
Имя прилагательное
16
21%
Глагол
16
21%
Местоимение
3
4%
Наречие
6
8%
Итого
77
100
Как можно видеть по данным таблицы 1, наибольшее количество использованных частей речи составляет имя существительное - 36 слов из 77, или 47%. Следующим по значимости идут глаголы и имена прилагательные - 16 слов, или 21%. Доля наречий - 8%, использованы 6 наречий. Минимальная доля у местоимений - 3 слова из 77, что составляет 4%.
Морфология языка Блока отражает его отношение к человеку.
Везде на первом плане человек, которого обозначает имя существительное. Сцены, в которые человек попадает, моделируются глаголом и прилагательными; второй план создается наречием, междометием, союзом.
Соотношение частей речи в исследуемой выборке характерных слов наглядно можно представить следующей диаграммой.
Рис.1. Соотношение частей речи в исследуемой выборке
Просторечная лексика в поэме А.А. Блока "Двенадцать" занимает значительное место. Просторечная лексика как нелитературный состав лексических единиц обслуживает устные формы общения и употребляется в литературном языке для сниженной, грубоватой характеристики предмета речи. Просторечная лексика не имеет ни территориальных ограничений (как диалектизмы), ни узкосоциальных (как профессионализмы и жаргонизмы). Просторечное слово отличается от межстилевого и разговорного слов, выражающих тождественное с ним понятие, объемом семной структуры и взаимоотношением центральной и периферийной сем лексического значения.
У просторечного глагола в центр семной структуры выдвигаются коннотативные семы: эмоциональная (сочувствие, сожаление) и общеотрицательная оценка действия; глагол формирует модальность речевой ситуации, например, угрозы:
Трах-тарарах! Ты будешь знать,
Как с девочкой чужой гулять!..
Именно глагольное слово может передать сложную ситуацию, состоящую из нескольких действий. Глагол четко и жестко обрисовывает действия, как остальные части речи, такие как прилагательное и наречие создают уже более глубокую объёмную выразительность.
2.2 Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ имеет целью определение способа образования слова. Среди выбранных характерных слов из поэмы А.А. Блока "Двенадцать" почти все типы словообразования, однако, наиболее часто используется морфологическое.
Рассмотрим структуру определенных типов словообразования, представленную в таблице 2.
Таблица 2
Структура типов словообразования в выбранных характерных словах
Тип словообразования
количество слов, ед.
доля, %
лексико-семантическое
18
23%
лексико-синтаксическое
5
6%
морфолого-синтаксическое
6
8%
лексико-морфолого-синтаксическое
3
4%
морфологическое
33
43%
диалектизмы, просторечн., устаревш.
12
16%
итого
77
100%
Соотношение структурных долей наглядно представлено на рис.3.
Рис.2. Соотношение различных типов словообразования в выборке
Как можно видеть по данным таблицы 2 и диаграммы на рис.3, максимальная доля приходится на морфологический тип словообразования - почти 43% всех слов, или 33 из исследуемых 77 образованы с применением морфем. Примерно 23% - или 18 слов - приходится на лексико-семантическое образование, в результате которого слово получает новое значение. Остальные типы словообразования имеют несущественную долю - 2-3%. Исключение составляют диалектные, просторечные и устаревшие слова, которые затруднительно отнести к какому-либо определенному типу словообразования. Их доля составляет 16%.
Лексико-синтаксическое словообразование - это образование слов из словосочетаний. Оно отличается от сложения тем, что складываются не основы, а целые слова.
Среди выбранных характерных слов к таким относятся 5.
Таблица 3
Лексико-синтаксическое словообразование
Слово
Часть речи
Смысловое значение в сказке
слесари-сантехники
существ.
совпадает со словарным: слесарь, специализирующийся на сантехнических работах
стражник-монах
существ.
стражник в монастыре, который одновременно является монахом
танцы-шманцы
существ.
танцы, отношение к которым пренебрежительное
черти-музыканты
существ.
черти, играющие на музыкальных инструментах
сколькиразовое
вопр. местоим.
уточнение: сколько раз в день дают питание зверям в цирке
Только одно слово есть в толковых словарях: слесарь-сантехник. Остальные слова - новые, образованы из отдельных слов, каждое из которых само по себе несет определенный смысл. Получившиеся слова фактически заменяют длинные определения и пояснения, необходимые для того, чтобы была понятна смысловая нагрузка или происходящее действие.
Слово "сколькиразовое" можно отнести и к сложным словам по способу словообразования.
Лексико-морфолого-синтаксическое - словообразование одних слов на базе других с помощью морфем. Отличается от морфологического тем, что идет переход слов в другую часть речи. Среди выбранных характерных слов к таким относятся всего 3.
Таблица 4
Лексико-морфолого-синтаксическое словообразование
Слово
Часть речи
От какого слова образовано
Смысловое значение в сказке
вульгаритэ
наречие
вульгарный
бестактно, развязно, пошло
ванькать
глагол
Ванька
бесцеремонно обращаться, ни во что не ставить
интонируйте
глагол
интонация
говорить повышенным тоном, раздраженно
Ни одного из указанных слов нет в словарях. Это новые слова, образованные от других частей речи.
Морфолого-синтаксическое словообразование - это переход слов в иную часть речи. Таких слов наблюдается 5.
Таблица 5
Морфолого-синтаксическое словообразование
Слово
Часть речи в сказке
Переход из части речи
Смысловое значение в сказке
Конторский
существ.
прилагательное
Имя персонажа
Лысый
существ.
прилагательное
Имя персонажа
понимаешь
частица
глагол
слово-паразит, не несет смысла
приемная
существ.
прилагательное
комната, где принимают посетителей
пускай
частица
глагол
то же, что пусть
хлебало
существ.
глагол
рот (от глагола хлебал в среднем роде)
В данном случае переход слов в другую часть речи происходит без изменений в составе слова.
Рассмотрим далее словообразование с изменением состава слов, с участием морфем, это морфологическое словообразование.
В свою очередь, морфологическое словообразование разделяется на три основных категории: сложение, аффиксация и безаффиксный способ. Проведем структурный анализ выборки слов по данным категориям.
Таблица 6
Структура морфологического словообразования по категориям
Способ морфологического словообразования
количество слов, ед.
доля, %
Сложение
7
6%
Безаффиксный способ
0
0%
Аффиксация
117
94%
Итого
124
100%
Как видно, 94% всех выбранных характерных слов образованы при помощи аффиксации - то есть, с применением суффиксов, префиксов (приставок) и постфиксов.
Рассмотрим слова, образованные при помощи сложения.
Таблица 7
Словообразование путем сложения с образованием сложных слов
Слово
Часть речи в сказке
Образовано из слов
Производящие основы
Вульгартеория
существ.
вульгарный теория
вульгар + теор
Живоглотка
существ.
живая глотка
жив + глот
крайнебесовских
прилагат.
крайний бесовский
край + бес
Междоусобица
существ.
между собой
меж + соб
пиломатериалы
существ.
пиленые материалы
пил + матер
самородки
существ.
сам уродился
сам + род
умопомрачение
существ.
ума помрачение
ум + мрак (ч)
Аффиксальным способом словообразования образовано наибольшее количество слов. Рассмотрим их структуру по виду аффиксов.
Таблица 8
Структура аффиксального словообразования по видам
Вид аффиксального словообразования
слов, ед.
доля, %
Префиксальный (приставочный)
46
39
Суффиксальный
33
28
Суффиксально-префиксальный
10
9
Постфиксальный
8
7
Префиксально-постфиксальный
19
16
Суффиксально-постфиксальный
1
1
Итого
117
100
Наглядно соотношение долей представлено на рис.4.
Рис.4. Соотношение долей в аффиксальном способе словообразования
Как можно видеть по данным таблицы 8 и рис.4, наиболее часто применяется префиксальный способ - почти 40% слов. Следующий по значимости - суффиксальный способ - 28%. Достаточно большая доля у префиксально-постфиксального способа - 16%, что, по всей видимости, объясняется большой долей глаголов в лексикографии сказки.
Префиксальный способ образования слов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного слова путем присоединения к нему приставки возможно образовать новое слово с иным оттенком в лексическом значении.
Таблица 9
Словобразование по префиксальному способу
Новое слово
Часть речи
От какого слова образовано
Префикс (приставка)
взвыла
глагол
выла
вз-
вздумай
глагол
думай
вз-
вопрошал
глагол
спрашивал
во-
вскинул
глагол
кинул
вс-
вылететь
глагол
лететь
вы-
завезли
глагол
везли
за-
заводить
глагол
водить
за-
задумают
глагол
думают
за-
заиграли
глагол
играли
за-
законопатил
глагол
конопатил
за-
заласкаю
глагол
ласкаю
за-
занервничал
глагол
нервничал
за-
заору
глагол
ору
за-
навален
глагол
валить
на-
надует
глагол
дует
на-
наладить
глагол
ладить
на-
нащупал
глагол
щупал
на-
окрестили
глагол
крестили
о-
отдернул
глагол
дернул
от-
откушу
глагол
кусать
от-
погарцуют
глагол
гарцуют
по-
подстроил
глагол
строил
под-
понесем
глагол
несем
по-
посвистел
глагол
свистел
по-
посидим
глагол
сидим
по-
пристигнет
глагол
настигнет
при-
пристукивал
глагол
постукивал
при-
распотешим
глагол
потешим
рас-
Свести
глагол
вести
с-
сожру
глагол
жру
со-
спляши
глагол
пляши
с-
учую
глагол
чую
у-
взашей
наречие
шея
вз-
вконец
наречие
конец
в-
сгоряча
наречие
горячий
с-
безвредный
прилаг
вредный
без-
беспросветный
прилаг
просвет
бес-
бесхитростный
прилаг
хитрость
бес-
передых
сущ
отдых
пере-