На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Рассмотрение аффиксального, безафиксного, смешанного способов словообразования и составления новых сложных слов с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера в современном русском языке при просмотре рекламных объявлений.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Ин. языки. Добавлен: 21.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Оглавление
Введение
Глава I Словообразование как способ обогащения словарного состава языка
1.1 Словообразование как наука об образовании слов
1.2 Способ словообразования
1.3 Сложение как способ словообразования
Глава II Использование слов, образованных при помощи сложения в текстах рекламных объявлений на примере журнала "Цены"
2.1 Слова, образованные при помощи чистого сложения
2.2 Слова, образованные сложносоставным способом
2.3 Слова, образованные при помощи сращения
2.4 Слова, образованные с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Словарный состав современного русского языка подвижен. Он постоянно обогащается с помощью заимствования и образования новых слов. В современном русском языке существуют различные способы образования новых слов. Одним из продуктивных способов словообразования является сложение. Слова, образованные данным способом, получают новые свойства и характеристики.
Актуальность темы заключается в том, что в рекламных объявлениях всё чаще встречаются слова, образованные с помощью сложения.
Объектом исследования является словообразование русского языка, предметом же - сложение как способ образования новых слов.
Цель работы - проанализировать в текстах рекламных объявлений слова, образованные при помощи сложения.
Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать словообразование как науку;
- описать способы образования слов;
- дать характеристику сложению как способу словообразования;
- выявить виды сложения в текстах рекламных объявлениях;
Цель и задачи определили структуру курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I Словообразование как способ обогащения словарного состава языка
1.1 Словообразование как наука об образовании слов
Лексический состав русского языка неоднороден по своему составу. Постоянно происходит обогащение словарного состава русского языка, одним из способов обогащения лексики является словообразование.
Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования (1, с.34).
Словообразование современного русского языка сравнительно молодая отрасль языкознания. Важную роль в её становлении сыграли исследования Ф.Ф. Фортунатова, разграничившие формы словоизменения и словообразования. Словообразование изучается с точки зрения анализа и синтеза. Словообразовательный анализ играет немаловажную роль в современном русском языке. Большое значение для развития теории и практики словообразовательного анализа имели труды В.А. Богородицкого, Г.О. Винокурова, В.В.Виноградова(7, с.207). Словообразовательный анализ - это наиболее активно разрабатываемое направление изучения строения русского слова.
Словообразовательный анализ устанавливает лишь обнаруживаемые в настоящее время, в современном русском языке, отношения между родственными словами и не учитывает этимологических связей, утраченных в ходе развития языка (7, с.207). Словообразовательная система русского языка в настоящее время изучается как с позиции словообразовательного анализа, так и в плане синтеза словообразовательных отношений. В ходе синхронного словообразовательного анализа описывается структура производных слов, определяется способ их образования, устанавливаются их формально - семантические связи с родственными словами. Что касается словообразовательного синтеза, то это относительно новое, выделившиеся в 70-е годы ХХ в. направление в изучении словообразовательных отношений. Словообразовательный синтез опирается на выводы и положения словообразовательного анализа: используя такие понятия, разработанные в рамках аналитического направления, как "морфема", "производность", "производное слово" и др. (7, с.208).
Однако по своим целям словообразовательный синтез отчетливо противопоставлен анализу. Основные задачи научных исследований с позиций словообразовательного синтеза таковы:
1. Определение правил толкования значений членимых слов с опорой на представления о семантике морфем, составляющих то или иное слово; в частности, толкование лексического значения глагола прибежать "достигнуть какого-либо места бегом" непосредственно вытекает из толкования значений входящих в него морфем: корня беж- (характеризующего такие, например, слова как бежать, бегать, бегун, бег, и имеющего значение "двигаться быстро, резко отталкиваться ногами от земли") и префикса при- ( имеющего значение приближения к какому - либо пространственному ориентиру: привезти, приплыть и т. п.).
2. Установление закономерностей выбора конкретного словообразовательного средства, используемого при образовании того или иного производного слова с определённым (заданным) словообразовательным значением (например глаголов, передающих значения начала действия: за-петь, по-бежать, воз-ненавидеть, раз-рыдаться и др.).
К настоящему времени задачи словообразовательного синтеза решены еще не в полном объёме; есть, как показывают специальные исследования, и неразрешимые для современного состояния науки проблемы словообразовательного синтеза. Поэтому в учебной литературе система русского словообразования по традиции более подробно рассматривается с точки зрения анализа, а не синтеза (7, с. 208-209).
Предмет словообразование изучает образование слов от родственных, однокоренных слов и описывает установившееся формально смысловое соотношение между производящим и производным (8, с.205).
Производные слова - это слова, значение и звучание которых обусловлены семантикой и звуковой формой других однокоренных с ними слов: доброта - добрый, безвольный - воля. Так, производными будут являться такие слова лесной, лесистый, лесник и др. для которых слово лес будет являться производящим (4, с.222).
Производное слово характеризуется рядом признаков:
1. Дериват (новое слово, образованное при помощи аффиксов или непосредственно дезаффиксации) обладает свободной или достаточной членимостью. Слова, характеризующиеся недостаточной членимостью, в современном русском языке являются непроизводными: буженина, смородина. (достаточная членимость - членимость, при которой корневая морфема является повторяющей в языке и легко выделяется на основе сопоставления с однокорневыми словами, а аффикс является нерегулярным, недостаточная членимость - членимость, при которой легко выделяется регулярный аффикс, повторяющийся в одноструктурных словах, а корень является унирадиксоидом (уникальным связанным корнем): буженина, малина, крушина) (7, с.223).
Ядерный тип производности в русском языке составляют именно дериваты, которые имеют свободный корень: водный, ездок, смельчак. "К ядерным образованиям примыкают слова типа агитировать, агитатор, агитация. Корни слов такого типа характеризуются связанностью, не выступают в чистом, свободном виде" (8, с.139 - 140). Дериваты с полной связанной членимостью, И.А. Ширшов относит к промежуточному типу (членимости), который "характерен для интернациональной и терминологической лексики, подвергающейся мощному воздействию со стороны производных ядерного типа".
2. Важнейший признак производного слова - словообразовательная мотивированность. Как уже отмечалось, его семантика и форма базируются на другом слове. Как отметил Г.О. Винокур, "значение слова с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующей первичной основы…" (8, с.421). Критерии производности слова признаётся обязательное существование в языке мотивирующей данный дериват единицы. "О производной основе можно говорить лишь тогда и лишь до тех пор, пока есть соотнесенная с ней основа непроизводная"(8, с.421).
3. Производное слово имеет бинарную структуру. Рассмотрим, например, слово рассказывание. С точки зрения морфемного состава в нем выделяются 5 морфов. Со словообразовательной же точки зрения в структуре этого слова различаются два составляющих его компонента: основа слова, от которой образован данный дериват (рассказыва-ть), и средство, при помощи которого он образован (суффикс-ниj). Структура производного, таким образом, всегда бинарна (двухкомпонентна). В ней выделяются производящая база и словообразовательный формант, или дериватор.
Производящая база - это основа мотивирующего слова или все мотивирующие слово. Производящая база может быть представлена и основами нескольких слов: белоснежный, лесоруб, гололёд (8, с.490).
Важной частью словообразования является деривация. В современном русском языке принято различать дериваты системные и контекстуальные (языковые и речевые).
Системные дериваты ("реальные" слова) построены в строгом соответствии со словообразовательными законами языка и фиксируются в толковых и иных словарях (писатель, самозабвенный, прочитать). Такие дериваты не создаются говорящим в процессе коммуникации, а воспроизводятся ими в готовом виде, "извлекаются" из словарного запаса, хранящегося в памяти.
Среди контекстуальных дериватов, образуемых говорящим в речи по мере надобности, различают потенциальные слова и окказионализмы.
Потенциальные слова - это обычно не фиксируемые словарями дериваты типа самозакрепощение, возражатель, проинтегрировать, создаваемые в случае необходимости в спонтанной речи по образцам высокопродуктивных словообразовательных типов.
Окказионализмы - это авторские неологизмы, созданные в разговорной или художественной речи с нарушением словообразовательных закономерностей и поэтому четко противопоставлены как "реальным", так и потенциальным словам (что делает окказионализмы ярким стилистическим средством, широко используемым, например, в поэзии). Ср. отсутствующие в самых полных словарях русского языка окказиционализмы поэта Велимира Хлебникова, много экспериментировавшего со словом: самогнанец "тот, кто гонит сам себя" (Самогнанцы в даль, в чужбу…), всегорлый (от все и горло) и др.(8,. с.209). Таким образом мы видим, что словообразование является наукой, которая изучается с точки зрения синтеза и анализа.
1.2 Способы словообразования
В современном русском языке есть немало различных способов словообразования. Способы словообразования - это типы выражения деривационных отношения с помощью определённых дериватов, в также сами классы производных слов, устанавливаемые с учетом характера дериватов.
Первая последовательная научная классификация способов словообразования в русском языке была разработана В.В. Виноградовым в 1951, он выделил морфологический способ словообразования, противопоставленный неморфологическим способам: лексико-семантическому, лексико-синтаксическому и морфолого-синтаксическому (9, с.207).
Морфологический способ - это центральный способ русского словообразования "образование новых слов с помощью аффиксов" (префиксов, суффиксов и т.д.): лесник, пообедать, настольный. К нему в классификации В.В. Виноградов примыкает фонетико-морфологический способ - это приём создания слов при котором их образование происходит без присоединения материально выраженных словообразовательных аффиксов, но сопровождаются фонетическими изменениями: чередованием или перемещением ударения: глухой - глушь, тихий - тишь.
Неморфологические способы не используют аффиксальных словообразовательных средств.
Лексико-семантический неморфологический способ - это образование нового слова в результате изменения значения уже существующей в языке лексической единицы, "формирование омонимов путем распада одного слова на два": успевать ("хорошо учиться"), кулак ("зажиточный крестьянин ").
Лексико-синтаксический неморфологический способ- это создание нового слова на базе словосочетания в результате слияния двух или более слов: умалишенный, сумасшедший, сегодня, семьсот.
Морфолого-синтаксический способ в классификации В.В.Виноградова включает "все факты перехода слова из одной части речи в другую, а также тесно связанные с ними случаи отрыва формы от системы форм слова и превращения в самостоятельное слово": рабочий, провожатый, караул (междометие), караул (сущ.)
В современной же дериватологии (словообразовании) эта классификация способов словообразования может быть отнесена только к диахроническому словообразованию, выделенные В.В. Виноградовым способы (прежде всего неморфологические) позволяют дать ответ на вопрос, с помощью каких средств в истории русского языка было образованно то или иное слово. Например, появление в языке слова спасибо, созданного лексико-синтаксическим способом на базе устойчивого сочетания лексических единиц спаси Бог.
Однако в 60-70г. ХХ в. классификация способов словообразования была радикально пересмотрена такими учеными как В.В. Лопатиным, И.С. Улухановым и Е.А. Земской. Названными учеными были обоснованы принципы классификации.
В современном русском языке можно разграничить следующие способы словообразования (8,. с.502): аффиксальный, безафиксный, смешанный.
Аффиксальный способ. К чистым аффиксальным способам относятся: префиксация, суффиксация, постфиксация (7, с.212).
Префиксация, или приставочный способ словообразования, характеризуется использованием такого форманта, как префикс:
петь - запеть; писать - дописать; автор-соавтор; всегда - навсегда.
Префиксация наиболее расположена в глагольном словообразовании, реже она используется в сфере прилагательных, существительных и наречий.
Своеобразие приставки как препозитивной морфемы, занимающей позицию перед производящей основой, определяет особенности префиксации. Приставка наиболее автономна, чем суффикс. Она не оказывает заметного влияния на звуковой состав последующих морфов, поэтому для префиксального словообразования характерно отсутствие существительных морфонологических явлений на стыке форманта и производящей основы. Приставка всегда присоединена к целому производящему слову. Суффиксация, или суффиксальный способ словообразования, - наиболее распространенный способ русского словообразования. Он широко представлен в сфере разных частей речи, прежде всего существительных и прилагательных (оленёнок, переводчик, доброта, медный, ослиный и др.)
Нулевая суффиксация является разновидностью суффиксального способа словообразования. Она особенно распространена в сфере образования имён с существительных: девербативов (отглагольных отвлеченных имён), деадъективов (отвлеченных существительных, мотивированных прилагательными) и оценочных существительных со значением лица: вылет, пробег, замена.
Постфиксация или постфиксальный способ - аффиксальный способ, при котором средством выражения деривационного значения служит такой формант, как постфикс: радовать- радоваться, мыть- мыться. Постфикс, как и префикс, присоединяется к целому производящему слову, при этом дериват сохраняет его лексикограмматические свойства и относится к той же части речи: стучать-стучаться, белеть-белеться, красить-краситься.
Безафиксные способы:
- чистое сложение - это объединение в составе производной основы нескольких производящих основ в полном виде, обычно сопровождаемое интерфиксацией (Волгоград, сорвиголова);
- аббревиация - это сложение сокращенных элементов слов, объединенных в одно сочетание (госкомитет - государственный комитет, МГУ, ВУЗ, ООН).
- сращение - это слияние двух самостоятельных полнознаменательных слов, связанных подчинительными отношениями. В основе сращения обычно устойчивое сочетание слов. Формант тот же, что и при сложении. Для сращения характерны две основные словообразовательные модели:
1) "наречие + прилагательное или причастие": вечнозелёный, быстрорастворимый, многоуважаемый, вышеизложенный, маловысокохудожественные книги. (М.Зощенко);
2) "существительное + прилагательное или причастие": фосфорсодержащий, азотсодержащий.
Последняя модель характерна для научной и технической терминологии, первая проявляет продуктивность в разных языковых сферах(9, с.507 - 508).
- усечение - это сокращение производящей основы по типу аббревиатур: заместитель - зам; магнитофон - маг; мерседес - мерс. Смешанные способы словообразования включают в себя:
Префиксально-сложный - это смешанный способ адъективного и глагольного словообразования, когда сложение производящих основ сопровождается префиксацией (умиротворить - мир, мирить + у).
Префиксально-суффиксально-сложный способ словообразования - это сложение производящих основ, которое сопровождается одновременно префиксацией и суффиксацией (повсеместный - все места + по- + -н-).
Сращение с суффиксацией - это такой смешанный способ словообразования, при котором сращение элементов производящей базы сопровождается суффиксацией (ничегонеделание- ничего не делать + -ниj-; немогузнайка- не могу знать + -к-; потусторонний- по ту сторону).
Сокращение с суффиксацией называется смещенный способ образования существительных, при котором сокращение производящей основы сопровождается суффиксацией (разг. велик - велосипед; разг. телик- телевизор).
Сокращение с префиксацией и суффиксацией - это смешанный способ образования прилагательных типа разг. бесхозный "не имеющий хозяина", когда в сокращенной основе ( хоз-, ср. хозяин ) прибавляются одновременно префикс и суффикс. При суффиксально-сложном способе словообразования (называемой также сложением с суффиксацией) сложение производящих основ сопровождается суффиксацией. Этот способ используется при образовании существительных, прилагательных и наречий (мореплаватель - море, плавать + -тель; левобережный - левый, берег + -н-). К комбинированным аффиксальным способам относятся:
Префиксально - суффиксальный способ. Словообразовательным формантом в этом случае является комбинация двух аффиксов - приставки и суффикса. Эта комбинация возникает либо при одновременном присоединении аффиксов к производящей основе (снег - под-снеж-ник, рукав - на-рукав-ник). Префиксально - суффиксальный способ в современном русском языке - это наиболее распространенный комбинированный способ словопроизводства. Он представлен в сфере образования разных частей речи, однако особенно характерен для именного словопроизводства.
Суффикс, входящий в комбинацию аффиксов, может быть и нулевым. Префиксация и нулевая суффиксация - способ, характерный для образования прилагательных, мотивированных именами существительными со значением частей тела или деталей внешности: безглазый, безногий. Эта же комбинация аффиксов выражает деривационное значение и в небольшой группе существительных типа проседь, просинь. Префиксально-постфиксальный способ ограничен только сферой глагольного словообразования. Средством выражения деривационных значений служит комбинация префикса и постфикса ся (сь): дозвониться, докричаться, зачитаться, проболтаться. Формант присоединяется к целому производящему слову, причём в качестве производящих, естественно, выступают только глаголы: голодать - изголодаться, сидеть - досидеться.
Суффиксально - постфиксальный способ также характерен только для глагольного словообразования. Словообразовательное значение в этом случае выражает комбинация суффикса и постфикса. В качестве мотивирующих слов выступают существительные и прилагательные: нужда - нуждаться, суета - суетиться.
Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ. В качестве форманта выступает комбинация трех аффиксов: префикса, суффикса и по и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.