На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Риторика согласно античному канону. Традиционная схема инвенции: нравы, аргументы и страсти. Виды аргументов и правила их применения. Основное назначение диспозиции. Элокуция как центральная часть риторики. Фигуры с переносным значением тропы.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Ин. языки. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


15
Реферат
по лингвистике
на тему:
"Содержание античной риторики"
2009
Согласно античному канону риторика включает в себя пять частей, соответствующих пяти необходимым этапам работы оратора над речью:
1) нахождение темы,
2) расположение материала,
3) словесное выражение,
4) запоминание,
5) произнесение.
Другими словами, классическая схема риторики состоит в следующем:
1) найти, что сказать,
2) найденное расположить по порядку,
3) придать ему словесную форму,
4) утвердить все это в памяти,
5) произнести. Таким образом, риторический процесс охватывает весь путь от замысла оратора к звучащему слову.
Инвенция. Перед оратором прежде всего стоит выбор темы и цели выступления. Он должен отчетливо представлять себе, о чем и для чего он будет говорить. Важно также, чтобы он помнил об этом в каждый момент речи.
Схема инвенции традиционно включает в себя три части: "нравы", "аргументы" и "страсти".
Под понятием "нравы" в риторике подразумеваются то качества, которые позволяют оратору установить контакт с аудиторией и утвердить свой авторитет. Аристотель называет три причины, вызывающие безоговорочное доверие к говорящему, - это рассудительность, добродетельность и доброжелательность. Если слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к. нему доверие.
Главная задача оратора - представить аудитории убедительные "аргументы" в доказательство своей правоты. Изучение различных способов доказательств включает в себя описание собственно аргументов и так называемых общих мест. Аргументом в риторике называется форма рассуждения, имеющая целью из известных положений вывести новое.
Основные виды аргументов следующие.
Силлогизм. Более всего этот вид аргумента свойствен научному доказательству, принятому в логике. Например: Следует любить то, что облагораживает. Изящные искусства облагораживают. Следова тельно, надо любить изящные искусства. ",
Энтимема - один из видов силлогизма, в котором одна из посылок остается неявной и аргумент сводится к двум положениям. Этот вид силлогизма более подходит для использования в речи, где многие моменты остаются невыраженными. Приведенный выше пример собственно силлогизма в этом случае приобретает вид: Следует любить то, что облагораживает. Значит, надо любить изящные искусства. Ср. пример эн-тимемы из "Риторики" Аристотеля: Благоразумным кто рожден, тому не следует / Детей чрезмерно мудрыми воспитывать. I Таким присуща праздность, кроме этого /
Сограждан зависть возбуждают лютую.
Эпихерема - развернутый силлогизм. Так, приведенный выше собственно силлогизм можно развернуть в следующую цепочку умозаключений: Кто может не любить изящные искусства? Они обогащают наш ум, смягчают наши нравы; именно они совершенствуют род человеческий. Самолюбия и здравого смысла достаточно, чтобы понять их неоценимую пользу и необходимость развития.
Дилемма - разновидность сложного силлогизма. В качестве примера можно привести реакцию римского сената на уговоры Тарквиниев возвратить им имущество, блага и права: Не вернуть им их - дать предлог к войне; вернуть - представить им оружие и средства нападения.
Сорит - цепочка взаимосвязанных положений. Например: Верующий человек почитает бога; тот, кто чтит бога, чтит его заветы; один из заветов - милосердие к ближнему; милосердие предупреждает преступление, облегчая страдания и нищету; предупреждение преступлений служит интересам государства.
Кроме аргументов, различающихся по форме рассуждения, в риторике рассматривались также аргументы, учитывающие источник, происхождение. Таковыми признавались: пример - силлогизм, одной из посылок которого является исторический факт или интересное событие; индукция - общий вывод, проистекающий из различных частных примеров; "личный" аргумент - вывод, проистекающий из посылок, действий или слов оппонента, противопоставленных оратором своим собственным посылкам, действиям или словам.
Среди общих способов убеждения Аристотель уделяет основное внимание примеру и энтимеме. При этом предпочтение он оказывает энтимеме как собственно риторическому средству: "Примерами следует пользоваться в том случае, когда для доказательства нет энтимем, ибо убеждают с их помощью, когда же энтимемы есть, то примерами следует пользоваться как свидетельствами после энтимем в виде эпилога, тогда как в начале они похожи на индукцию, а ораторским речам индукция не свойственна, за исключением немногих случаев, когда же они помещены в конце, то похожи на свидетельства, а свидетель всегда вызывает доверие. Поэтому если поместить их в начале, необходимо говорить много, а в конце - достаточно одного примера, ибо свидетель, заслуживающий веры, полезен даже один".
Правила применения аргументов:
1) доказательства - основа ораторской речи;
2) доказательства следует не столько умножать, сколько взвешивать;
3) отбрасывать аргументы, которые могут быть отвергнуты.
В основе классического учения о "страстях" лежит представление о двух главных человеческих страстях - Любви и Ненависти. Именно они формируют все другие, второстепенные чувства. По определению Аристотеля, "страсти - это все то, под влиянием чего изменяется состояние людей и принимаются различные решения, а также то, с чем связано огорчение или удовольствие: например, гнев, сострадание, страх и всем им подобные и противоположные им чувства". Аристотель дает подробную характеристику чувству гнева, пренебрежения, милости, любви, страха, стыда и другим человеческим свойствам, используемым оратором в "искусстве* убеждать" аудиторию. Он описывает также возможное воздействие речи на людей различных возрастных и социальных групп.
Соотношение между "нравами", "аргументами" и "страстями", т.е. тремя основными разделами инвенции, можно выразить следующей формулой поведения оратора: привлечь нравом, убедить аргументом, тронуть чувством.
Общие правила инвенции, обязательные для любого оратора:
1)"нравы", "аргументы" и "страсти" должны взаимодействовать для достижения единой цели - убеждения;
2) один из трех подходов должен быть выбран в качестве доминирующего;
3)"нравы" и "страсти" более всего подходят для сочинений, адресованных "слабым, чувственным людям и молодежи";
4) аргументы должны преобладать в речи, обращенной к людям степенным и разумным;
5) злоупотребление нравами и страстями легко высмеивается;
6) использование опыта предшествующих поколений ораторов.
Кроме собственно доказательств к инвенции относятся также "общие места" аргументов. Античные риторы подчеркивали, что все сюжеты, темы, объекты ораторского выступления имеют определенное сходство и могут рассматриваться под общим углом зрения. Такое сходство может быть внутренним, исходящим из самого предмета - внутренние общие места и внешним, представляющим собой дополнительную аргументацию не обязательно логического характера - внешние общие места.
Таким образом, инвенцию можно назвать этапом упорядочивания мысли о предмете речи. Она предполагает выбор определенной стратегии аргументации. Эта стратегия может быть обусловлена тем образом, который оратор предполагает создать у аудитории, либо той реакцией слушателей, на которую рассчитывает оратор, либо потенциальной возможностью раскрытия темы сообщения.
Классическая инвенция обращена к анализу трех сторон акта коммуникации, которые ныне принято называть: отправитель речи - получатель речи - сама речь. В современной лингвистической теории этим составляющим акта коммуникации уделяется значительное место.
Диспозиция. Основное назначение диспозиции - членение тематического материала, полученного в результате инвенции, и определение порядка следования частей.
Огромное внимание, с которым античные ораторы относились к данному этапу работы над речью, нагляднее всего демонстрируют следующие слова Платона: "Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому" - цит. по. Оратор должен ясно представлять себе общий принцип и частные задачи речи и в соответствии с этим строить свою аргументацию.
Согласно античному канону речь делится на шесть частей: введение, предложение, повествование, подтверждение, опровержение и заключение. Для менее значительных тем диспозиция может быть ограничена тремя основными частями: вступлением, подтверждением и заключением.
Главным общим правилом диспозиции является следующее: оратор должен помнить о цельности сочинения и с этой целью кратко, в одной фразе, резюмировать и держать в уме свое мнение по поводу излагаемого сюжета. Я думаю, что это правило могло бы сослужить добрую службу многим современным публичным сочинителям.
Введение. Главная цель введения - расположить в свою пользу аудиторию. Для достижения этой цели применяются три типа введения: простое, косвенное и внезапное - резко эмоциональное начало, применяемое в редких случаях. Классическим примером внезапного начала может служить одна из знаменитых речей Цицерона Катилине: "Quousque tandem abutere, Catilina, patientia nostra? Quam diu etiara furor iste tuus nos eludet? Quem ad finem sese effrenata jactabit auda-cia?" "Доколе же, наконец, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением? До каких пор твое бешенство будет ускользать от нас? Где предел твоей необузданной дерзости?".
Античные риторы придавали вступлению исключительно важное значение. Аристотель учил: "Итак, вступление есть начало речи, то же, что в поэтическом произведении - пролог, а в игре на флейте - прелюдия. Все эти части - начало, они как бы прокладывают путь для последующего".
Правила работы над введением:
1) обратить особое внимание на введение, от которого в значительной мере зависит успех всего сочинения в целом;
2) во введении использовать "нравы";
3) сочинять введение, исходя из существа рассматриваемой темы, не допуская "забегания" вперед;
4) писать введение последним;
5) избегать как банального, так и излишне экстравагантного введения;
6) стиль введения прежде всего должен быть доступным.
Предложение - этап, в некотором смысле дублирующий инвенцию. Предложение состоит из разложения темы на составные части и представления ее в резюмированном виде. Необходимость включения этого этапа в общий цикл обусловливается сложным и неочевидным характером темы.
Повествование включает в себя прежде всего изложение основных фактов, составляющих композицию темы: описание предметов, мест, лиц.
Правила наррации:
1) повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме;
2) факты должны находиться в соответствии с действующими лицами, т.е. должны быть правдоподобными;
3) повествование должно быть кратким и четким;
4) интерес ко всей речи в значительной мере зависит от эффекта, вызванного изложением фактов;
5) наррация должна сопровождаться описанием, оживляющим сухие факты;
6) для описания следует выбрать наиболее выгодную точку зрения;
7) при описании следует избегать расплывчатости и излишних деталей;
8) место описания - в начале повествования.
Подтверждение - основной этап диспозиции. Именно на этом этапе оратору предстоит развернуть аргументацию, от которой зависит успех речи. Основная задача подтверждения - доказательство истинности посылок, выдвинутых в предложении.
Правила конфирмации:
1) в подтверждении должны быть собраны воедино все замечания касательно применения необходимых доказательств;
2) с этой целью необходимо осуществить ревизию всех "общих мест", рассмотренных в инвенции;
3) при выборе аргументов менее заботиться об их количестве, нежели их качестве;
4) наилучшим признается так называемый Гомеров порядок следования аргументов: вначале сильные аргументы, затем несколько доказательств средней силы, в конце - один наиболее мощный аргумент;
5) тщательно избегать нисходящего порядка аргументов;
6) сильные аргументы следует изолировать и преподносить в самой простой форме, слабые - группировать по нескольку, для того чтобы они поддерживали друг друга.
Заключение - последний этап диспозиции. По Аристотелю, "заключение преследует четыре цели: расположить слушателя доброжелательно к себе и недоброжелательно к противнику; усилить или умалить значение дела; разжечь страсти у слушателя; напомнить, о чем шла речь".
Правила работы над заключением:
1) заключение должно содержать резюме аргументации, развернутой в подтверждении, и вызывать эмоции публики;
2) заключение требует точности изложения и разнообразия в стиле;
3) из подтверждения отбираются наиболее сильные места;
4) при использовании "страстей" следует помнить об умеренности;
5) стиль заключения должен быть живым и эмоционально насыщенным.
Диспозиция является следующим этапом работы автора над речью, этапом, предшествующим непосредственной вербализации замысла. Необходимость этого этапа диктуется двумя фундаментальными свойствами речи - линейностью и дискретностью. В результате инвенции тема оказывается расчлененной на несколько частей, позволяющих наглядно представить себе содержание речи. Таким образом, если инвенция является этапом конкретизации и упорядочивания мысли, то основное содержание диспозиции сводится к синтагматической аранжировке темы. Но тема как набор субконцептов не имеет линейной конфигурации, она не может быть сразу, единовременно обрушена на аудиторию. Дело в том, что если при зрительном восприятии пейзажа или картины, как отмечает Ватте, "мысли входят в наше сознание толпой" - цит. по), то при восприятии речи "мысли, привязанные к... словам, появляются друг за дружкой, достигая таким образом сознания слушающего".
Таким образом, с одной стороны, линейность речи диктует необходимость линейного представления субконцептов, составляющих тему. С другой стороны, дискретность речи, возможность вычленения отдельных фрагментов сообщения облегчает автору концептуальное построение речи в соответствии со своими коммуникативными намерениями.
Античные авторы обращали внимание на многие особенности речи, которые в современной науке являются предметом специального изучения. Вспомним, например, известный в психологии "закон первого и последнего места", согласно которому при прочих равных условиях лучше запоминается та информация, которая расположена в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.