На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Взаимодействие языков и закономерности их развития. Племенные диалекты и образование родственных языков. Образование индоевропейской семьи языков. Образование языков и народностей. Образование народностей и их языков в прошлом, в настоящее время.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Ин. языки. Добавлен: 25.04.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ЯЗЫКИ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
содержание
введение 3
1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ 4
1.1.Племенные диалекты и образование родственных языков 4
1.2. Образование индоевропейской семьи языков 5
2. ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ И НАРОДНОСТЕЙ 8
2.1. Образование народностей и их языков в прошлом 8
2.2. Образование народностей в настоящее время 10
3. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
список литературы 22
ВВЕДЕНИЕ

Люди давно задумываются над вопросом; когда и как появился язык. И каким он был на первых ступенях раз-вития человеческих коллективов.
Древнегреческие философы вели очень долгий спор о том, возник ли язык от природы или по установлению, нужно ли видеть в словах выражение и выявление сущнос-ти самих вещей или же слова суть произвольные обозначе-ния вещей, созданные человеком.
Одна из них - гипотеза звукоподражания. Ее сторон-ники (от Демокрита и Платона в древней Греции до Уитнея и других ученых XIX в.) полагают, что слова возникли из неосознанного или осознанного стремления человека к подражанию звукам окружавшего его мира - реву зве-рей, крику птиц, шуму ветра и т. д. Основанием для таких взглядов явилось то, что во всех языках действительно есть звукоподражательные слова, вроде наших гав-гав, кукушка, мяукать, тенькать, дзинь, бац и подобных. Но, во-первых, таких слов относительно немного. Во-вто-рых, наиболее нужные людям и наиболее употребительные слова не обнаруживают и намека на подражание каким-либо звукам: вода, земля, небо, солнце, трава, хлеб, молоко, рука, нога, человек, умный, добрый, ходить, думать и т. д. В-третьих, для того чтобы сочетаниями звуков подражать звукам окружающей человека природы, нужно иметь очень гибкую речь, что предполагает ее длительное пред-шествующее развитие. Едва ли можно в наше время всерьез принимать гипотезу звукоподражания.
Вторая влиятельная в свое время гипотеза-междо-метная, в ее разных, более примитивных (эпикурейцы древ-него мира) и более сложных (В. Гумбольдт, Я. Гримм, Г. Штейнталь и др.) вариантах, находит отзвуки в науке и доныне. Ее суть состоит в том, что слово рассматривается как выразитель душевных состояний человека В одних случаях это, видимо, междометия - сигналы наших эмо-ций и нашей воли. В других, по мнению защитников этой гипотезы, можно усматривать лишь косвенную связь между звучанием слова и эмоциональным состоянием человека: определенные сочетания звуков производят в нашей душе впечатления, подобные тем, которые вызываются воздейст-вием предметов, поэтому и устанавливается связь между значением и звучанием слова. Некоторые сторонники рас-сматриваемой гипотезы допускали, что междометным путем слова возникали лишь в далеком прошлом, а позже они развивались уже по законам словообразования и незави-симо от непроизвольных эмоциональных выкриков.
В происхождении языка играли роль как биологические (естественноисторические) так, и социальные (общественно-исторические) предпосылки.
1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ
Ранние формы современного человека (homo sapiens) сло-жились в благоприятных климатических районах Земли - в Средиземноморье, охватывающем Переднюю Азию, Юго-Восточную Европу и Северную Африку. Обширные незаселенные пространства Евразии и низкая производительность труда заставляли первобытных людей расселяться по Земле, образуя обособленные коллективы, отличающиеся хозяйственным укладом и языком. Переход из жаркого климата в холодные страны создал новые потребности в жилище и одежде, в домашних животных, новые отрасли труда. Сам труд становится от поколе-ния к поколению все более разнообразным и совершенным. В результате длительного развития возникшей человеческой речи образуются разные языки и диалекты.
Деление языков (диалектов) и объединение языков и диалектов - два основных процесса развития языка. Эти про-цессы обозначаются специальными терминами - дифферен-циация (дивергенция, расхождение) и интеграция (конвергенция, схождение). Эти процессы противоположны друг другу. При дифференциации происходит территориальное и социальное распределение носителей языка, в результате которо-го возникают родственные языки и диалекты. Интеграция, напротив, такой исторический процесс, в ходе которого про-исходит объединение языков и диалектов. Дифференциация увеличивает число языков, интеграция сокращает их число. Частным случаем интеграции являются контакты языков, при-водящие к заимствованию лексики и образованию межъязыко-вых лексических (в основном терминологических) зон.
Дифференциация и интеграция - социальные языковые про-цессы, так как расхождение и схождение языков объясняется экономическими, военными, политическими, культурными и научными причинами. Именно они, эти факторы, порождают кон-кретное своеобразие отдельных языков Кодухов В.И. Введение в языкознание. Учебник для вузов. М.: Просвещение, 1987..
1.1.Племенные диалекты и образование родственных языков
Языковая история началась с дифференциации племенных диалектов и образования общего языка племенного союза. Такое состояние и развитие языка объяснялось низким уров-нем производительных сил, малочисленностью племен (они, как уже сказано, первоначально объединяли не более 100 человек), низкой плотностью населения. 50 тыс. лет тому назад, когда сформировались первые люди, их было всего несколько тысяч; в VII тысячелетии до н. э. число людей достигло 10 млн. К началу новой эры на Земле проживало 200 млн. человек, причем '/4 часть - в пределах Римской империи (на всей территории бывшего СССР в то время было всего 5 млн.).
Род возникает на базе первобытного человеческого стада; поскольку в роде была экзогамия, запрещающая браки между родственниками, два или несколько родов объединялись в пле-мена; они имели общую территорию, собственное имя и общий язык, различия в диалектах, в мужском и женском диалекте. Так, женщины некоторых индейских племен, обитавшие в джунглях Амазонии, уже в глубокой древности разговаривали на ином, чем' мужчины, диалекте, которого те не понимали. Обычай этот существовал и у индейских женщин в Гондурасе. Различие в словарном составе и произношении сохраняется у чукотских женщин, у некоторых алтайских турков, например; дитя-бала (муж.) и уран (женск.), зубы-тиш и азу, ку-рица - куш и учур, лошадь - йылкы и от, волк - пору и улучы.
Следовательно, изначально племя объединялось на основе кровного родства и языка - племенного языка, или диалекта (наречия).
Языковая раздробленность была состоянием человечества во времена его возникновения, и такое состояние обнаруживает-ся у отсталых народов даже в новое время. Н. Н. Миклухо-Маклай, побывав в 1871 г. на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, писал: «Почти в каждой деревне Берега Маклая свое наречие. В деревнях, отстоящих на четверть часа ходьбы друг от друга, имеется уже несколько различных слов для обозначе-ния одних и тех же предметов; жители деревень, находящих-ся на расстоянии часа ходьбы одна от другой, говорят иногда на столь различных наречиях, что почти не понимают друг друга».
1.2. Образование индоевропейской семьи языков

Важным компонентом языковой истории является возникновение и распространение индоевропейских языков. Этот процесс начался в глубокой древности, происходит он и сейчас, в виде распространения уже существующих языков - английского, русского, испанского и некоторых других.
В период палеолита далекие предки индоевропейцев обитали между Волгой и Дунаем. Об этом говорит тот факт, что индо-европейскими названиями являются 'Ра (так называлась Волга), Дон, Буг, Дунай, Балканы, Карпаты, Черное море), а также береза - единственное индоевропейское название дерева. Слова зима и снег являются общеиндоевропейскими; во многих индоевропейских языках встречаются общие названия животных (овца, бык, олень, заяц, еж. выдра, волк), птиц (гусь, утка, орел, журавль), насекомых (муха, овод, оса. пчела, вошь, блоха).
В первой половине каменного века, до IV-III тысячелетий до н. э., образовались три зоны индоевропейских языков: 1) южная, 2) центральная, 3) северная.
Южную зону составляли: этрусский язык древней Италии (вытесненный к началу новой эры полностью латинским языком), ликийский, лидийский, лувииский, хеттский языки Малой Азии. Хеттское клинописное письмо, относящееся к XVIII-XIII вв. до н. э.,- самые древние письменные памятники на индоевропей-ском языке; хеттское иероглифическое письмо относится к XIV-X1I1 вв. до н. э.
Центральная зона подверглась более значительному делению на ветви: с одной стороны, обособляются италийская (роман-ская) и германская ветви, а с другой - иллирийско- фракийская (она сейчас представлена албанским языком), греческая и индо-иранская, которая, в свою очередь, делится на иранскую и индийскую ветви индоевропейских языков.
Германская, романская и славянская (последняя выделилась из северной зоны) ветви образуют группы близкородственных языков.
Рассмотрим образование трех групп славянских языков - западнославянских, южнославянских и восточнославянских.
Общеславянский (праславянский) язык сос-тоял из близкородственных диалектов и диалектных зон, рас-положенных южнее реки Принять, между рекой Западный Буг и средним течением Днепра. Западнее и севернее славян обитали балтийцы, восточное и севернее финно-угорские племена, на юге - иранские.
Общеславянский язык существовал много столетий: со второй половины I тысячелетия до н. э. до VI-VII вв. н. э. Индоевропей-ское наследство не только сохранялось, но и видоизменялось. Непрекращающееся общение поддерживало общие черты. Но вот в VI-VII вв. славянские племена расселились на огромных пространствах от Ильменя на севере до Греции на юге, от Оки на востоке до Эльбы на западе.
Расселение славян по огромной территории привело к образованию трех групп славянских языков, отличающихся разным проявлением общеславянских звуковых законов и правил словоизменения, а также появлением новых слов и корней, фонетических и грамматических закономерностей. Например, имя Карла Великого (франкского короля, с 800 г.- императора) как титул получает различное фонетическое оформление в славянских языках: др.-луж. krol, польск. krol, словац. kral, чеш. kral, словен kralj, сербскохорв. краль, болг. крал, др.-русск. король, русск. король, укр. король, бел; кароль. Типичными особенностями являются структура открытого слога, присущая славянским язы-кам, и полногласие восточнославянских языков.
Расселение славян на Балканах привело в итоге к образованию южнославянских языков (болгарского, македонского, сербско-го, словенского) и балканского языкового союза. Родственные языки сохраняют исконные общие особенности. Общие особенности языкового союза возникают вследствие длительного контакта языков.
Балканский языковой союз охватывает индоевропейские языки, относящиеся к разным ветвям этой семьи,- албанский, болгарский, македонский, новогреческий, румынский (последний сложился на основе народной латыни, на которой говорили колонисты в Дакии и на Балканском полуострове). Грамматическими особенностями балканского языкового союза являются: постпозитивный артикль, образование будущего времени с помощью вспомогательного глагола хотеть, замена ва аналитической формой, аналитизм в склонении тельных.
Примеры артикля: рум. omul -человек (из homo ille), fratele - брат (из frater ille); болг. човекът - человек, момъците - парни, момата - девушка, момчета - мальчик, момичето - девочка. Примеры будущего времени: рум. voi cinta или cinta voi - буду петь {voi из voiu < voleo-хочу); болг. ш,е пея - буду петь, ще пеешь - будешь петь (частица ще есть застывшая форма 3-го л. ед. ч. глагола ща - хотеть).
Не только история индоевропейских языков, но и история других семей языков показывает, что образование родственных языков проходило поэтапно и тесно связано с историей народов - носителей этих языков. Возникновение племенных диалектов и на их основе родственных семей и групп языков - важный факт в истории человечества, как и происхождение человеческой речи.
2. ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ И НАРОДНОСТЕЙ
Важным этапом в развитии форм существования языка является образование языков народностей, а затем и наций. В Европе этот процесс начался с IX-X вв. и продолжается до сих пор. В этот период происходит как образование новых родственных языков (например, французского, английского русского, украинского и белорусского), так и использование уже существующего языка как языка новой народности или нации.
2.1. Образование народностей и их языков в прошлом

Народ-ности, их языки, наречия и диалекты возникают на развалинах рабовладельческих империй и раннефеодальных государств. Люди объединяются не по родственным связям, а по прожива-нию на одной территории, когда, по словам Ф. Энгельса, «не народ подвергался делению, а территория» и на месте племенных союзов «создано было новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущест-венных различиях». Народностями рабовладель-ческого общества были древнеегипетская и древнеэллинская.
В эпоху феодализма в Европе образуются французская, польская, древнерусская и другие народности, говорящие в основном на индоевропейских языках. Рассмотрим два примера.
Территория Франции к концу I тысячелетия до н. э. была заселена кельтскими племенами. В 58-51 гг. до н. э. Юлий Цезарь завоевал Галлию (так называлась тогда эта страна) и включил ее в состав Римского государства; римская адми-нистрация и школы способствовали тому, что повсеместное распространение, особенно на юге, получил латинский язык - в форме народной латыни. В конце V в. н. э. Галлия была за-воевана западногерманскими племенами - салическими фран-ками. Постепенно и особенно после отделения в 843 г. Француз-ского королевства франки сливаются с местным галло-римским населением, передав стране свое имя.
К Х в. во Франции сложились два наречия старофранцуз-ского языка - северное (нормандский, пикардский и другие диалекты) и провансальское (гасконский, лангедокский и другие диалекты); создавался французский героический эпос (в том числе «Песнь о Роланде»), деловые памятники. Однако вплоть до XV в. французский язык не получает повсеместного распро-странения, оставаясь центральным диалектом - Иль-де-Франс; в провинциях, особенно в Провансе и Лотарингии, говорят на своих языках.
В XVI в. завершается объединение Франции, возникает абсолютная монархия, создается литература французского Воз-рождения (Ф. Рабле, М. Монтень, П. Ронсар). Французская академия выпускает в 1694 г. словарь, разрабатываются правила французского языка, которые получают повсеместное распро-странение. В основе французского языка лежит народная латынь, которая претерпела значительные изменения со времени ее возникновения и образования. Она была усовершенствована в ходе исторического развития.
Древнерусская народность возникла на базе объединения восточнославянских племен. В 882 г. новгородский князь Олег овладел Киевом и сделал его столицей Киевской Руси - государства полян, кривичей и словен; постепенно киевским князьям были подчинены деревляне, северяне и радимичи, уличи и тиверцы, а затем на северо-востоке - вятичи, на юго-западе - волыняне (дулебы) и белые хорваты. Киевская Русь создала государственность и культуру, способствовала превращению восточнославянских племен в единый народ - древнерусскую (восточнославянскую) народность со своим языком.
Народность как историческая общность людей предполагает общность территории, культуры и языка. Общая территория создавала условия совместной жизни людей разных племен. Вырабаются общая культура и общий язык. Однако наряду с общим государством и общим языком для феодализма характерно развитие феодальных земель и территориальных диалектов - местных говоров. Они продолжают старые племенные различия, заменяя их местными. Так, в русских летописях вместо словене пишется новгородцы, вместо вятичи пишется рязанцы и т. п. Вместе с тем возникают новые местные отличия в языке. Однако местные диалекты и местные говоры не тождественны друг другу ни по своим языковым характеристикам, ни по общественной функции.
Древнерусский (восточнославянский) язык имел диалектные особенности, унаследованные от праславянской эпохи и от времени раздельной жизни восточнославянских племен. С падением Киева как стольного града и развитием феодальных отношений возникают диалектные различия. Например, старые новгородские памятники письменности обнаруживают большое но диалектных слов: посадникъ - наместник, огнища -княжеский муж, рагоза - ссора, буса - судно, вплога - похлебка, волмина -- ивовый кустарник, бервь - плот.
Судьба местных диалектов и наречий, возникших в феодальный и раннекапиталистический период, была различной. С одной стороны они, видоизменяясь, сохранились как диалекты данного языка, что было уже отмечено на примере немецкого и русского языков. Язык междиалектного общения экономического и политического центра, диалект окружающих его окрестностей выступает как база языка народности. В основе латинского языка лежит диалект Рима, а итальянского - флорентийский диалект, в основе грузинского языка - картлийский диалект восточной Грузии, в основе татарского - казанский диалект. С другой стороны, местные диалекты, обслуживая народные массы, легли в основу разных языков.
Так произошло, например, с некоторыми диалектами древнерусского языка. Современные восточнославянские языки, конечно, не являются прямым и непосредственным продолжением языков племен и феодальных земель; однако несомненно, что древнейшие общие и диалектные черты, как и особенности, возникшие и получившие распространение в XIV-XV вв., были сохранены в разной степени в трех восточнославянских языках.
Русская (великорусская) народность возникала на землях Северо-Восточной Руси в связи с образованием и укрепле-нием Московского государства. Будучи севернорусскими по своей основе, среднерусские говоры Москвы и прилегающих к ней окрестностей восприняли ряд южнорусских особенностей. Средне-русские говоры стали основой народно-разговорного языка великорусской народности, который не совпадает ни с одним из диалектов и не находит своего полного закрепления ни в деловом письменном языке, ни в книжно-славянском.
Формирование украинской народности началось на территории Юго-Западной Руси - прежде всего в Киевщине, Переяславщине (Полтавщине) и Черниговщине. Украинский литературный язык, как и русский, унаследовал традиции письменного языка Древ-ней Руси, так что в конце XVI - начале XVII в. на Украине употреблялись славяно-русский язык и «проста мова» - соб-ственно украинский книжный язык. «Проста мова» возникла в результате взаимодействия древнерусского литературно-письмен-ного языка и живой украинской разговорной речи; первоначаль-но она употреблялась в деловых и полемических произведениях.
Белорусская народность стала складываться на землях Северо-Западной Руси, вошедших в состав Литовского Великого княжества. Поскольку в это время не было письменности на литовском языке (первая книга М. Мажвидаса вышла в 1547 г.), на западнорусском (белорусском) языке издавались законы, велось делопроизводство; он стал языком феодальной знати, на нем велось преподавание в школе. Г. Скорина перевел на бело-русский язык и напечатал в 1525 г. «Апостол» и «Малую подо-рожную книжицу». Развитие белорусский литературный язык по-лучил после Октябрьской революции.
2.2. Образование народностей в настоящее время

Образование народностей и их языков происходило в XIX в., происходит и в XX в. Наряду с народностями периода феодализма возникают народности капиталистической и социалистической формации. Современными народностями, возникшими на базе феодальных и даже родо-племенных формаций, являются народности Азии и Африки.
После победы Великой Октябрьской социалистической рево-люции в Советском Союзе образовалось около 40 новых народ-ностей, например казахи и киргизы, развившиеся сейчас в нации. Это и малые народности Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока - эвенки, ненцы, ханты, манси и др.
3. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

Основы генеалогической классификации были разработаны прежде всего на материале индоевропейских языков в ре-зультате утверждения сравнительно-исторического метода. Большая роль в утверждении генеалогической (историко-генетической) классификации принадлежит выдающимся языковедам первой по-ловины XIX в.-немецкому филологу Ф. Боппу (1791-1867), российскому лингвисту А. X. Востокову (1781-1864), немец-кому ученому А. Шлейхеру (1821-1868), французскому языко-веду Ф. Дицу (1794-1876), которые заложили основы индоевро-пеистики. Вслед за индоевропейскими языками выделяются и классифицируются остальные семьи языков - семито-хамитская, финно-угорская, тюркская, кавказская и др.
Родственными называют такие языки, которые, воз-никнув из одного и того же источника, обнаруживают древние общие корни и аффиксы, регулярные фонетические соответ-ствия. Родство языков - не полное тождество, а законо-мерное развитие из одного и того же праязыка.
Русское слово морозная закономерно соответствует болгар-скому мразовита и польскому mrozna. Мы обнаруживаем, что полногласным формам русского языка соответствуют неполно-гласные формы болгарского и польского языков. Можно про-должить наблюдения и установить, что в немецком (как и в других неславянских индоевропейских языках) полногласно-неполногласным славянским формам соответствует корень с закрытым слогом.
Генетическое тождество языков и отдельных фактов устанав-ливается при помощи сравнительно-исторического метода. По-скольку родственные языки претерпели изменения и разошлись друг с другом, постольку установление генетического тождества предполагает восстановление древнейших звуков и форм.
Наблюдения над текстами и использование сравнительно-истерического метода приводят нас к выводу о том, что степень родства языков может быть разной - дальней и близкой. Близкородственными являются русский и болгарский языки; немецкий и русский - родственные языки, но их родство более далекое. Наличие разных степеней родства вызвало введение терминов: семья, ветвь (группа), группа (подгруппа) родствен-ных языков.
Семьей называется вся совокупность языков данного родства. Семью языков образуют индоевропейские, семитские, тюркские и многие другие языки.
Группировки внутри семьи языков называют ветвями или группами родственных языков. Ветви языковой семьи объединяют языки, обнаруживающие между собой большую материальную близость. Это можно наблюдать, например, между языками славянской и балтийской групп. Когда группа охватывает не два и не три, а больше языков, тогда естественно, эти языки делятся на подгруппы. Например, славянская группа индоевропейских языков делится на три подгруппы.

Индоевропейская семья языков - самая распространенная. Эти языки являются основными языками почти для 150 наро-дов. Индоевропейские языки распространены большей частью в Европе, но они сейчас используются в Азии (например, в Индии) и Америке и даже в Австралии и Африке. Среди индо-европейских языков нам известны не только живые, но и мерт-вые - бесписьменные и письменные.
Мертвыми бесписьменными языками, являются, например, полабский, скифский, галльский, прусский, парфянский.
Среди индоевропейских языков известны и мертвые письменные языки - санскрит, древнеперсидский, пали, пехлеви, древнегреческий, латинский, византийский (среднегреческий), старославянский, готский и др. В XX в. были открыты тохарский и хеттский языки, составляющие особые группы индоевропейских языков.
Хеттский язык - самый древний письменный индоевропейский язык. Он известен по памятникам клинописного письма XVIII- XIII вв. до н. э. Хеттское Древнее царство было в Малой Азии. Расшифровка хеттских текстов и установление индоевропей-ского характера языка были сделаны в 1916-1922 гг. чешским ученым Б. Грозным.
Открытие и изучение древних письменных языков сыграло исключительную роль в развитии языкознания, привело к созданию генеалогической классификации языков и сравнительно-исторического метода.
Современные индоевропейские языки под-разделяются на 10 групп. Группы родственных языков различ-но охватывают современные народы, а именно:
Сейчас индоевропейские языки более других распространены по всем континентам Зем-ли. Между всеми индоевропейскими языками обнаруживается типологическое сходство: все они принадлежат к типу флектив-ных языков.
Еще более удивительно то, что все индоевропейские языки обнаруживают общую материальную основу - общие корни, общие аффиксы и регулярные фонетические соотв и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.