На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик XVII в. - век кризиса Московского царства, который характеризовался политической борьбой за власть, польско-шведской интервенцией, национально-освободительными движениями в период Смуты и приходом на царский престол новой царской династии - Романовых.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 18.09.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


35
Оглавление

Введение
Глава I. Россия в конце XVI- начале XVII веков.
1. Социально- экономическое развитие страны.
2. Характеристика политической обстановки в России.
Глава II. Смутное время в России.
1. Анализ причин начала Гражданской войны.
2. Польско-шведская интервенция XVII века.
3. Национально-освободительные движения в период Смуты и их значение.
Заключение
Литература.
Введение
В истории нашего государства семнадцатое столетие занимает особое место. XVII век - время примечательное, переломное, наполненное событиями бурными и героическими; время небывалых противоречий и контрастов в политической, экономической, дипломатической и духовной жизни общества. Смута начала века, так поразившая воображение современников и потомков, войны и народные восстания, победы и поражения, внешне незаметный повседневный труд крестьян, ремесленников и громкие подвиги Минина и Пожарского, сочетание старины старозаветной в хозяйстве, культуре и быту с новшествами, приводившими в ужас приверженцев древнего благочестия,- все это не может не придавать истории России особый колорит и притягательность. Именно эта противоречивость, многоплановость и привлекает внимание.
Сегодняшнее время в нашей стране, еще недавно считавшейся могущественной державой, называют «смутным» по аналогии с началом XVII века, когда Россия, оказавшись на какой-то период без традиционной законной власти, впала в губительное состояние внутреннего противоборства и подверглась внешнему и внутреннему разорению. Государственная власть сегодня не обладает достаточной силой, механизмы власти недостаточно отработаны, губернаторы на местах принимают законы, противоречащие Конституции Российской Федерации. Эти и масса других проблем наталкивают исследователя на проведение параллели между Россией сегодняшней и Россией XVII столетия.
Тогда народное ополчение, сформированное Мининым и Пожарским, спасло Россию от гибели, от исчезновения как самостоятельного государства. Подобная ситуация повторилась и после февраля 1917 года. Чтобы ответить на некоторые вопросы относительно сегодняшней ситуации в России и о ее
будущем, попытаться составить свой прогноз дальнейшего развития государства, необходимо хорошо знать ее прошлое, особенно те времена, которые принято называть «кризисом».
Цель курсовой работы - изучить процессы, происходившие в Московском государстве в ХVII веке.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в конце XVI - начале XVII веков;
2) выявить причины начала Смутного времени;
3) изучить важнейшие события периода Смуты;
4) установить причинно - следственные связи между историческими событиями и явлениями;
5) сопоставить различные точки зрения в историографии на период XVII века.
Объектом исследования данной работы является Московское государство XVII столетия.
Предмет исследования - процессы, происходившие в Московском царстве в XVII веке.
Гипотеза - отставание России от европейских государств на протяжении нескольких столетий было обусловлено кризисом Московского царства в XVII веке и Гражданской войной как его следствием.
На теоретическом уровне в данной работе применяются такие методы исследования как метод теоретического анализа, обобщения, синтеза, конкретизации.
Глава I. Россия в конце XVI- начале XVII веков
1. Социально-экономическое развитие страны.

К концу XVI века Московское царство стало централизованным государством, объединившем в своем составе значительные территории. В ХVI столетии к России были присоединены Казанское и Астраханское ханства, Западная Сибирь. Создание единого Русского государства благоприятно сказалось на хозяйственном развитии России. До середины XVI века экономика России была на подъеме.
Иван IV способствовал социально-экономическим процессам, которые развивались при Иване III и Василии III. Шел процесс расширения территории страны, укреплялись границы русского государства, увеличивалось население страны: к концу XVI века оно составляло 9 миллионов человек. Экономика основывалась на традиционных феодальных отношениях. Господствующей формой землевладения была боярская вотчина, но росло поместное землевладение. Крестьяне окончательно стали крепостными. Главным моментом в социальной сфере этого времени было появление казачества, сообщество которых складывается на Дону. Происходит рост городов, ремесла продолжают играть значительную роль в развитии государства. Зарождается мануфактурное производство, появляются казенные предприятия - Оружейная палата, Пушечный двор, Монетный двор.
Но во второй половине XVI века положение меняется к худшему. Длительная Ливонская война, эпидемии, политика властей, связанная с разорительной опричниной серьезно подорвали экономику страны, привели к обеднению населения, уходу его с насиженных мест. Многократное повышение налогов стало сказываться на состоянии крестьян и трудовых слоев населения города. Помещики также усилили свой нажим на зависимое население. Все это привело к хозяйственному кризису в России второй половины XVI века. Пустели города и селения, забрасывались пашни и луга. Мобилизации в армию сократили трудоспособное население. Бесчинства и грабежи царских служителей усугубляли бедственное положение страны. В конце XVI века окончательно устанавливается крепостное право для крестьянства России. В 90-х годах XVI века правительственными указами крестьяне лишаются права перехода от одного владельца к другому, прикрепляются к своим земельным участкам и владельцам. Это отрицательно сказалось на положении крестьян, что усилило тенденцию к самовольному уходу сельского населения в малозаселенные местности на юг, в Поволжье, или на Дон и Яик в казаки. Ухудшение положения крестьян грозило общественными конфликтами.
В начале XVII века увеличивается количество мануфактур, к середине столетия их число увеличилось до 30. Появляется первая частновладельческая мануфактура - Ницинский медеплавильный завод на Урале, построенный в 1631 году. Государство оказывало владельцам предприятий помощь землей, лесом, деньгами. На рубеже веков возрастают роль и значение купечества в жизни страны. Большое значение приобрели постоянно собиравшиеся ярмарки: Макарьевская (район Нижнего Новгорода), Свенская (в районе Брянска), Ирбитская (в Сибири), в Архангельске и другие, где купцы вели крупную по тем временам оптовую и розничную торговлю.
Наряду с развитием внутренней торговли росла и внешняя. До середины века огромные выгоды из внешней торговли извлекали иностранные купцы, вывозившие из России лес, меха, пеньку. Английский флот был построен из русского леса, а канаты для его кораблей были сделаны из русской пеньки. Центром русской торговли с Западной Европой являлся Архангельск, где имелись Английский и Голландский торговые дворы. Тесные связи устанавливались через Астрахань со странами Востока. В начале XVII века значительно расширился обмен товарами между отдельными регионами страны, что говорило о начале складывания всероссийского рынка. Началось слияние отдельных земель в единую экономическую систему.
Однако ведущей отраслью экономики государства по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Рост объемов производства достигался за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых земель: Черноземья, Среднего Поволжья, Сибири. В конце XVI века - начале XVII веков происходил дальнейший рост феодальной земельной собственности, передел земель внутри господствующего класса, использовалась раздача земель дворянам. В центральных районах страны практически исчезло землевладение черносошных крестьян. Запустение центральных уездов в результате длительного кризиса и оттока населения на окраины явилось одной из причин усиления крепостного права.
Таким образом, несмотря на некоторые положительные моменты в экономике Московского государства, в стране на рубеже XVI- XVII веков наблюдался тяжелый хозяйственный кризис, что не могло не отражаться на положении отдельных сословий.
Анализируя характерные черты сословного слоя Московского государства, можно отметить, что все слои общества обязаны были служить государству и отличались один от другого лишь характером возложенных на них повинностей. Часть населения, служилые люди, несли непосредственно боевую службу; другая часть, тяглые люди, несли «тягло» в пользу государства и служилых людей.
Высшим сословием в стране было боярство - потомки бывших великих и удельных князей. Они владели обширными вотчинами и пользовались большим влиянием в государстве; они входили, по назначению государя, в состав Боярской думы и занимали все высшие должности в военном и гражданском управлении. Однако опричнина Ивана Грозного, тяжелый хозяйственный кризис конца ХVI века расшатали экономическую силу боярства и ослабили его социальное влияние, начинается л процесс возвышения дворянства.
Дворяне составляли верхний слой государевых служилых людей в отечестве. Они владели поместьями на основании наследственного права в случае продолжения службы детьми после их родителей. Этот слой феодалов включал в себя лиц, служивших при царском дворе, а также провинциальных дворян. Кроме поместного «жалованья» государство давало своим служилым людям денежное жалованье как пособие для снаряжения в поход или как вознаграждение за службу.
Раздача в поместья огромного количества государственных земель в центральных, южных и западных областях государства привела в начале XVII века к недостатку таких земель и к тому, что среди государевых служилых людей образуются группы «беспоместных» или «малопоместных» дворян. Некоторые из них имели под своей властью 2-3 крестьянских двора, другие вовсе не имели крестьян и сами или их семьи должны были обрабатывать землю.
К низшему слою служилых людей относились служилые люди по «прибору». Они включали в себя стрельцов, пушкарей, ямщиков, служилых казаков, казенных мастеров.
Основную массу, главную производительную силу составило крестьянство. Существовало несколько категорий крестьянского населения. Владельческие или частновладельческие крестьяне жили на земле вотчин или поместий. Они несли тягло - комплекс повинностей в пользу феодала. Помещик помимо того, что был ответственен за сбор казенных податей с его крестьян, имел судебную и административную власть над крестьянами. В Московском государстве владельческие крестьяне не были освобождены от государственных податей и должны были «с живущие пашни государевы всякие волостные подати платити» или « тягло государское всякое тянути с волостью вместе». Таким образом, помещичьи крестьяне должны были тянуть двойное тягло, и помещичье и государево, а помещик, сделавшись «инспектором крепостного труда», стал вмешиваться в хозяйственную жизнь своих крестьян и руководить ею.
Положение крестьян государевых (черносошных) в Московском государстве было гораздо более благоприятным, чем положение владельческих крестьян. Прежде всего, они несли только одно тягло государево, а не двойное тягло как крестьяне помещичьи. Они сохраняли свое самоуправление и все свои личные гражданские права, но с одним существенным ограничением. Крестьяне - дворохозяева, составляющие тяглые крестьянские общества и записанные в податные списки, были прикреплены к своим обществам и не могли покидать свои дворы и земельные участки, не найдя себе заместителей. В.О. Ключевский отмечает, что таким образом, государственные и дворцовые крестьяне были прикреплены к земле и образовали замкнутый класс. Такое прикрепление, разумеется, не имело ничего общего с крепостным правом.
Среднее положение между владельческими и черносошными крестьянами занимали крестьяне дворцовые, обслуживающие хозяйственные нужды царского дворца и его многочисленных отделений. Дворцовые крестьяне управлялись дворцовыми приказчиками, но сохраняли своих выборных старост и свое самоуправление.
Верхушку городского населения составляли купцы, но основная масса городского населения назывались « посадскими людьми». Они объединялись в тягловую общину, выбирали своих старост. По своему имущественному положению посадские люди делились на «лучших», или «больших», «средних» и «меньших» людей.
Сбор пошлин таможенных и проездных (на мостах и перевозках) и разных натуральных платежей, заведование казенными промыслами, торговля казенными товарами и их сбор, сортировка, распределение и продажа - все это требовало огромного штата служащих и рабочих. Таким образом, московская буржуазия была весьма далека от положения «господствующего класса», а ее организации служили не ее собственным, а государственным интересам. Поэтому в Московском государстве в отличие от стран Европы не было сильной и влиятельной, самостоятельно организованной буржуазии.
Городские ремесленники объединились по профессиональному признаку в слободы и сотни. Они несли повинности в пользу государства, выбирали своих старост.
В городах и сельской местности жило значительное число рабов- холопов. Вольные и гулящие люди (вольные казаки, дети священников, наемные рабочие, нищие, бродяги, скоморохи) не попадали в вотчины, поместья и не несли государственных повинностей.
Таким образом, в процессе формирования централизованного Московского государства с начала XVI столетия складывается особая, присущая именно российской государственности социальная система военно-служилых сословий, на которые опиралась великокняжеская власть в процессе «собирания русских земель», а затем их политического объединения. Социальная структура Российского государства становилась все более сложной. На протяжении ХVI- XVII веков сформировались две основные группы класса феодалов - боярство и дворянство, а самую многочисленную часть населения Московского государства составляло крестьянство, делившееся на владельческих, черносошных и дворцовых.
2. Характеристика политической обстановки в России.

Московское государство - «вооруженная Великороссия,- окруженное со всех сторон врагами, вело тяжелую борьбу на три фронта - восточный, южный и западный[22, с. 372]. Борьба эта шла почти без перерывов, а в мирные годы государство все же должно было находиться в состоянии полной боевой готовности. Поэтому главной задачей московского правительства была организация вооруженных сил страны. Указанная военно - политическая обстановка требовала сильной централизованной власти во главе государства. Носителем этой власти и был московский царь, который стоял во главе государства с 1547 года. Изменение титула было важной политической реформой, имевшей целью укрепление власти монарха, ликвидацию основы для притязаний на престол со стороны различных княжат, бывших удельных князей. Царский престол обычно передавался по наследству. В конце XVI века сложился порядок утверждения (избрания царя на Земском соборе), что должно было способствовать упрочению авторитета монаршей власти. В руках царя была сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, законодательной, исполнительной и судебной. Но правил он не единолично, а вместе с Боярской думой и Земскими соборами.
Боярская дума по-прежнему являлась высшим органом государства, разделявшим с царем прерогативы верховной власти. Необходимость царской власти опираться на думу свидетельствовало о незавершенном развитии абсолютизма и живучести остатков сословно- представительного строя.
Наиболее важные вопросы обсуждались на совместных заседаниях думы с царем, менее важные - без него. Без согласия царя Боярская дума не могла принимать постановления.
Права и полномочия Боярской думы не были определены специальными законами. Сфера ее компетенции определялась старым обычаем или волею государя. По мнению В.О.Ключевского, дума ведала очень обширным кругом дел судебных и административных, но это было законодательное учреждение[22, с.323]. Законодательное значение думы было даже прямо утверждено царским Судебником 1550 года. Статья 98 Судебника гласила: « А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр пригороду вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати»[22 ,с.323].
По мере надобности из общего состава Боярской думы выделились особые комиссии - «ответные» (для переговоров с иноземными послами), «уложенная» (для составления проекта нового Уложения), судная и расправная. Служба бояр окольничьих и думных людей не ограничивались их заседанием в думе. Они назначались послами к иностранным государям, начальниками важнейших приказов, полковыми воеводами и городовыми воеводами.
Социальный состав Боярской думы изменился в сторону усиления представительства дворянства. В число думных дворян и дьяков стали вводиться представители верхушки городского населения - торговая знать, гости. Но дума продолжала оставаться прежде всего органом родовитой боярской аристократии. При Боярской думе были созданы специальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подьячими. Для подготовки поступавших в нее дел образовывались комиссии из бояр, других думных членов и дьяков, не имевшие четкой компетенции. Таким образом, можно сделать вывод о создании при думе некоторого чиновничье- бюрократического аппарата, дававшего ей возможность более реально решать вопросы управления и иметь постоянные контакты с приказами.
Большую роль в управлении государством в рассматриваемый период играли Земские соборы. Они начали созываться с середины XVI века, наиболее регулярно действовали в первой половине XVII века, а последние Земские соборы состоялись в 1648 - 1649 годах, 1651 и 1653 годах. Какого- либо специального закона относительно Земских соборов принято не было. На практике в них входили Боярская дума, высшее духовенство («Освященный собор») и выборные представители дворянства и городов. О том, как происходил созыв Земского собора, свидетельствует «приговор» одного из них (1613год), в котором говорится о приглашении духовенства, бояр, дворян, гостей, посадских людей « изо всех городов всего великого Российского царства… к Москве, для земского совета и для государственного опиранья, лучших и разумных людей» [9, с. 41].
Организация выборов в Земские соборы, нормы представительств от различных сословий, их численный состав были неопределенными. Дворяне составляли обычно большую часть собора. Большое представительство по сравнению с посадом других городов имели высшие торгово-ремесленные круги Москвы. Общее число депутатов-горожан иногда достигало 20%. Созыв объявлялся специальной царской грамотой, которая в какой-то мере определяла и порядок проведения выборов. Вопросы, подлежавшие обсуждению на Земском соборе, подготавливались царем и Боярской думой. Как правило, они относились к таким важным сторонам государственной жизни, как внешняя политика, финансы, законодательство.
Каждая сословная часть Земского собора обсуждала поставленные вопросы отдельно и выносила свое суждение. Решения же должны были приниматься всем составом Собора. Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа, «приговора». Ни созыв, ни решения Земских соборов формально не были обязательны для царя. Но реально он не мог не считаться с мнением дворянских и богатых посадских кругов, так как успешность его политики зависела от их поддержки. Таким образом, Земские соборы в какой-то мере ограничивали власть царя, но в то же время они ее укрепляли.
В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. Органами центрального отраслевого управления были приказы. Система приказов продолжала развиваться и усложняться. Приказное управление уже во второй половине XVI века охватило почти все отрасли государственного управления. Число приказов значительно увеличилось, выросли штаты, более четко определились компетенция, порядок делопроизводства. Существовало до 80 приказов, но постоянных существовало вдвое меньше, остальные возникали по мере надобности. Между приказами отсутствовало четкое распределение функций. Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, с другой - оказывали влияние на органы местного управления.
Дворянская чиновная бюрократия, общегосударственный аппарат управления, становившийся весьма громоздким, начинали играть все более важную роль в политической жизни страны. Важнейшими приказами общегосударственного значения были следующие: Посольский приказ, ведавший сношениями с иностранными государствами; Поместный приказ, ведавший поместными и вотчинными землями; Разрядный приказ, или Разряд, заведовавший военным делом и назначением командного состава; Холопий приказ ведал регистрацией холопов; Разбойный приказ ведал важнейшими уголовными делами по всему государству; приказы Большой казны и Большого прихода ведали государственным хозяйством и финансами. Важнейшими территориальными приказами были, кроме Малороссийского, Сибирский приказ и дворцы Казанский, Новгородский, Тверской [26, с. 76].
В связи с созданием стрелецкого войска был образован Стрелецкий приказ. С появлением специализированных постоянных военных частей возникли Пушкарский, Рейтарский приказы. Московская полицейская служба и суд по важнейшим уголовным делам находилась в руках Земского приказа. Он выполнял и другие функции - ведал переписями дворов, собирал подати с посадского населения Москвы. Ряду приказов было поручено управление отдельными местностями Российского государства (Нижегородский, Владимирский, Галицкий и другие приказы). Они занимались также сбором налогов и судом. Важную роль играли финансовые приказы. Приказ большого прихода ведал таможенными пошлинами, откупами, торговыми сборами. Прямые налоги с городского населения, занятого торговлей и ремеслом, собирал Приказ Большой казны. Имелись приказы с довольно узкой специальной компетенцией - Приказ книгопечатного дела, Аптекарский приказ и другие. Приказы создавались по мере надобности, иногда без точного определения их компетенции, порядка организации и деятельности. Это порождало волокиту, дублирование, бюрократизм. В них процветали казнокрадство, взяточничество. Попытки установить государственный контроль над их деятельностью больших результатов не давали.
Образование Русского централизованного государства и создание сословно-представительной монархии, ограничение прежних прав княжеско-боярской аристократии и усиление классовых противоречий не могли не вызвать реформы местного управления. Существовавшая ранее система кормления была постепенно отменена и заменена органами губного и земского самоуправления. Губные избы были созданы прежде всего как карательные органы, которые ведали борьбой с разбойниками, убийцами, сыском беглых, позднее на них были возложены и управленческие функции: сбор податей, перепись населения, контроль за кабаками. Губные старосты, стоявшие во главе губных изб, объявляли административные распоряжения, ведали губной тюрьмой. Кроме губной реформы в середине XVI века была проведена земская реформа, в результате которой были созданы органы земского самоуправления, выбиравшиеся из среды посадского населения и зажиточных слоев черносошных крестьян. Земские уставные грамоты определяли порядок организации земских органов и их компетенцию. Они издавались Государем всея Руси и регламентировали функции местных органов в финансовой, судебной, полицейской областях. Земские органы осуществляли суд по всем делам, на них лежала обязанность раскладки податей и сбор оброка.
Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах, отвечая интересам дворянства, верхушки посада и зажиточного черносошного крестьянства.
Таким образом, организация губного и земского самоуправления усилила позиции дворянства и верхушки посада, способствовала укреплению, централизации государства и усилению карательной политики правительственных кругов.
Глава II. Смутное время в России
1. Анализ причин начала Гражданской войны.

В исторической литературе события конца XVI- начала XVII веков принято называть Смутой, а один из ее периодов Гражданской войной. Еще современники выделяли этот период в особый эпизод истории России. В дореволюционной историографии за ним закрепился термин «Смутное время», под которым понималось «общее неповиновение, раздор между народами и властью» [5,С. 130]. Однако происхождение и причины этого явления определялись по-разному.
Современники событий, церковная историография первопричину Смуты искали в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим соборную душу Руси. С этой точки зрения, Смута - одновременно кара за безбожную жизнь - и дар, мученический венец, чтобы дать возможность народу явить силу своей веры.
С.М.Соловьев считал причиной Смуты падение народной нравственности, явившейся результатом столкновения новых государственных начал со старыми [41, с. 377]. Это столкновение выразилось в борьбе московских государей с боярством. Другой причиной Смуты он считает чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями [4, с. 379].
К.А.Аксаков рассматривал Смуту как случайное явление, коснувшееся лишь тех людей в государстве, которые боролись за власть.
Н.И.Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, обвиняя в ней все социальные слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию [5, с. 38].
В.О.Ключевский усматривал причины Смуты, во-первых, в «вотчинно-династическом взгляде на государство» и, во-вторых, в «тягловом строе государства» [21, с. 310]. Под первой причиной подразумевалось наличие удельных пережитков в политическом сознании, когда на Московское государство смотрели как на вотчину княжеской династии из владений которых, со времен Ивана Калиты, оно выросло. На самом деле к XVII веку государство было союзом великорусского народа. Это противоречие, по мнению Ключевского, вело к Смуте. Вторую причину Ключевский видел в неодинаковом раскладе государственных повинностей: если дворяне желали оградить себя от беззаконий Грозного и Годунова, обеспечить свои права и привилегии, то недовольство низших классов вело к «общественной розни».
Таким образом, Ключевский особое внимание уделил социальным моментам. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости, когда шла борьба между всеми сословиями за баланс обязанностей и привилегий.
В наиболее развернутом виде концепция причин и сущности Смуты, в основе которой лежал социальный кризис, а не борьба внутри господствующего класса, сформулирована С.Ф.Платоновым в «Лекциях по русской истории»: « Начальным фактом и ближайшей причиной Смуты послужило прекращение царской династии» [5, с. 62].
В исследованиях последних лет существует точка зрения А.П.Новосельцева на Смуту, как на период гражданской войны в России.
Что же такое «Смута»? События конца XVI-начала XVII веков стали результатом сложнейшего переплетения разнообразных противоречий: духовно-нравственных, экономических, династических, сословных, национальных, межгосударственных. Историки выделяют политические, экономические, внутрисословные, социальные причины Смуты.
Политическими причинами Смуты можно считать следующие исторические явления и события:
- обострились противоречия, вызванные борьбой за власть в элите московского общества;
- к 1587 году придворная борьба выявила бесспорного победителя - Борис Годунов стал фактическим правителем государства (царем в 1598 году). Это означало, что умаление соправительствующей роли Боярской думы не могло не породить глубоких противоречий в верхних слоях «государева двора»;
- боярство, запуганное и разоренное опричниной, было недовольно тем, что после пресечения династии Рюриковичей трон достался Борису Годунову, который пытался править самовластно;
- гибель Дмитрия в 1591 году и бездетная смерть Федора в 1598 году означали прекращение наследственной династии Рюриковичей.
Среди экономических причин Смуты необходимо выделить:
- последствия опричнины, которые привели к опустошению, разорению земель и дальнейшему закреплению крестьянства;
- неурожаи и голод в 1601- 1603 годах (на страну обрушились 3 подряд неурожайных года; не были затронуты только южные пограничные уезды).
Исследователи отмечают также и внутрисословные причины Смуты:
- происходило нарастание кризиса феодального сословия, который выразился в увеличении численности служилых людей и сокращении фонда поместных земель в ходе «великого разорения» 70-80 годов XVI века;
- усилился кризис и внутри феодального сословия. В тяжелом положении оказались мелкие феодалы, оставшись в обезлюдивших поместьях. Закономерным явлением стал процесс переманивания крупными феодалами крестьян у более мелких.
Особую, не менее важную, группу причин Смуты составляют Социальные причины:
- нарастало недовольство тяглового населения, натерпевшегося от войн и неурожаев, с недоверием относившегося к новому царю Борису Годунову, избранному на царство Земским собором;
- казачество, к началу века превратившееся в значительную социальную силу, противилось попыткам правительства подчинить казацкие земли [5 , с. 133].
Смута очень сложна и несет в себе не один, а несколько кризисов. Сначала династический кризис- пресечение династии Рюриковичей и борьба боярс и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.