На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Суворов как выдающийся полководец и военный мыслитель, его военно-теоретическое и практическое наследие. Разработка и применение в полководческой практике более совершенных форм и способов ведения вооруженной борьбы, которые намного опередили свою эпоху.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 01.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РЕФЕРАТ
по курсу «Военная история»
«А.В. Суворов - жизненный путь и военно-теоретические взгляды»
1. Жизненный путь А.В. Суворова

Суворов Александр Васильевич (13 ноября 1730 г. - 6 мая 1800 г.). Родился в семье военнослужащего. Его отец - генерал-аншеф и сенатор отличался высокой образованностью. С детских лет Суворов проявлял интерес к военному делу, изучая фортификацию, артиллерию и военную историю.
В 1742 г. А.В. Суворов зачислен мушкетером в лейб-гвардии Семеновский полк. В 1748 г. он начал действительную военную службу. В 1754 г. получил первый офицерский чин поручика и назначен в Ингерманландский пехотный полк. В 1756-1758 гг. служил в Военной Коллегии.
Начало боевой деятельности А.В. Суворова относится к Семилетней войне 1756-1763 гг. Участвовал в сражении под Кунерсдорфом и во взятии Берлина (1760 г.). В 1761 г. командовал отрядом, участвовавшим в овладении Кольбергом.
В 1763-1769 гг. Суворов командовал Суздальским пехотным полком, где составил инструкцию по воспитанию солдат, внутренней службе и боевой подготовке войск («Полковое учреждение» 1764-1765 гг.). В 1768-1772 гг. участвовал в военных действиях в военных действиях против войск Шляхетской Барской конфедерации.
Во время Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. в составе 1-й армии разбил турок у Туртукая и при Козлуджи.
В 1773-1774 гг. участвовал в подавлении Крестьянской войны Пугачева. В 1776-1779 гг. командовал войсками в Крыму. В 1782-1784 гг. командовал Кубанским корпусом. В 1785-1787 гг. командовал Владимирской, Петербургской и Кременчугской дивизиями.
С началом Русско-турецкой войны 1787-1791 гг. в чине генерал-аншефа руководил обороной Херсон-Кинбурнского района. В октябре 1787 г. уничтожил десант у Кинбурна. В 1788 г. участвовал в осаде Очакова. В 1790 г. штурмом взял Измаил.
С 1791 г. командовал войсками в Финляндии. В 1792-1794 гг. командовал войсками на юге России. В 1795-1796 гг. командовал войсками в Польше. В 1795-1796 гг. на Украине. Написал «Науку побеждать». В 1797 г. уволен в отставку.
В 1798 г. назначен главнокомандующим русскими войсками в Северной Италии. В ходе Итальянского похода (1799 г.) одержал победы на р. Адда, р. Треббия и при Нови. В 1799 г. совершил Швейцарский поход.
А.В. Суворов не знал поражений. Последователь Петра I и ученик П.А. Румянцева, великий тактик и стратег, он поднял на небывалую высоту русское военное искусство. В памяти народа А.В. Суворов является любимейшим национальным героем. В 1942 г., в разгар Великой Отечественной войны, был учрежден полководческий орден Суворова трех степеней, которым награждались за выдающиеся заслуги перед Родиной военачальники от командира полка до командующего фронтом.
2. Военно-теоретические взгляды Суворова

Русская военная теория сложилась в течение XVIII в. в русскую военную школу, начало которой было заложено Петром I, дальнейшее развитие она получила у Румянцева и свое наиболее яркое и глубокое выражение - у великого русского полководца Суворова.
Взгляды Суворова по основным вопросам военного дела нужно рассматривать как конкретное выражение военной идеологии прогрессивной части дворянства. Она является ступенью к военным теориям декабристов, выступившим в начале XIX в. с конкретной программой переустройства русской армии на буржуазных началах.
Военные взгляды Суворова складывались в период быстрой и коренной ломки общественно-экономических и политических условий жизни ряда крупных стран Европы. Если в России процесс внедрения капитализма шел медленно и не проявлялся в активных формах, то во Франции уже победил и утвердился капитализм - новый общественно-экономический строй который породил навое, буржуазное военное искусство. Мимо этих событий не мог пройти Суворов. Как один из представителей абсолютизма, он активно боролся с политическими последствиями победы и распространения капитализма в Европе, но делал это, мобилизуя передовые способы ведения войны и боя. В этом одна из причин побед русской феодальной армии над буржуазной армией Франции в 1799 г. и в последующие годы.
Суворов выступал против немецкой теории, которая была обращена назад и противопоставлял ей свою более передовую теорию. Суворов неоднократно указывал на связь войны с политикой. Об этом говорят его письма из Финляндии, из Крыма, из Италии. Задолго до Клаузевица Румянцев и Суворов сформулировали в теории и реализовали на практике эту связь войны с политикой. Правда, они понимали эту связь только как подчинение войны внешней политике, которая, по их мнению, есть выражение отношений между государствами.
Трактуя в этом плане связь войны с политикой, Суворов стремился активными действиями разрубить политические узлы противоречий. Он полагал, что раз война начата, то все должно быть направлено на успешное ее завершение. Решение войны Суворов искал не в пассивных принципах кордонной стратегии, а в активных действиях, причем в этом случае он требовал учитывать характер войны, особенность противника и ту местность, где придется вести борьбу.
Главное в войне, полагал Суворов, разгром живой силы противника. Осуществление этой задачи может быть достигнуто путем решительного поражения войск противника в полевом сражении. Для достижения поставленной задачи нужно сосредоточить свои силы и действовать активно. «Кордонная линия всегда может быть опрокинута: неприятель по своему произволу устремляет силы на один пункт, между тем как обороняющийся, оставаясь еще в неизвестности, имеет свои силы рассеянными... главные же силы должно держать в совокупности».
Только активные действия обеспечивают успех в войне. Основным видом военных действий должно быть наступление. Если приходится перейти к обороне, то она должна обеспечить переход в наступление.
Судьбу войны решает генеральное сражение. Оно - кульминационный пункт войны. Сосредоточив силы на главном правлении, нужно идти искать противника, самому создавать обстановку и бить его в поле. «В день сражения или в доходе, - писал Суворов Скрипицыну из Варшавы, - он (полководец) всегда полагает на весы, все обдумывает... он никогда не увлекается стечением обстоятельств, но подчиняет их себе, действуя всегда по правилам своей неусыпной прозорливости». Проблема генерального сражения решается Суворовым в плане решения главной задачи -- уничтожения всей армии противника. «Оттеснен противник - неудача; уничтожен - победа», - говорил он. Главное нужно видеть войну в целом и найти основное звено в ней. «Я, как Цезарь, - любил говорить Суворов, - никогда не делаю планов частных - гляжу на предметы в целом». В конце же своей полководческой деятельности Суворов вплотную подошел к новому способу решения стратегических задач. В Итальянском походе он применил систему сражений, основной задачей которой было уничтожение живой силы противника. После разгрома армии противника он полагал необходимым овладеть экономическими и политическим» центрами страны.
Всем этим задачам должны быть подчинены организация войск, организация тыла (снабжения) и управления.
Все эти положения стратегии Суворова позже нашли свое выражение в полководческом искусстве Наполеона, который, располагая значительно большими силами и средствами, действовал в иных исторических условиях.
Изучение вопросов стратегии Суворова позволяет утверждать, что в его лице Россия имела полководца не только русского, но и мирового значения. Он был не только блестящий практик, но и глубокий теоретик, давший обоснование новой стратегии и тактики и разработавший новую систему обучения и воспитания войск. Суворов оказал большое и многостороннее влияние на развитие русского военного искусства. Великий новатор смотрел вперед н предвосхитил в области стратегии и тактики то, что было признано только в XIX в. С его именем связана разработка новой стратегии, в основе которой лежала идея решать судьбу войны системой сражений.
Отмечая передовые черты суворовского военного искусства, Энгельс указывал, что суворовская стратегия близка к стратегии XIX в. Разработка же тактики колонн и рассыпного строя подводила к тактике «массовых движений», характерной для новой, буржуазной армии. «В решительных сражениях, в крупных боях русские никогда не действовали иначе, как крупными массами. Суворов понимал необходимость этого уже при штурмах Измаила и Очакова», - указывал Энгельс.
Огромное значение имеют взгляды Суворова в области тактики. Свой тридцатилетний опыт боевой и военно-организаторской деятельности Суворов обобщил в «Науке побеждать». «Наука побеждать» составила эпоху в тактике XVIII в., в ней великий полководец сформулировал свое тактическое кредо. Важнейшей особенностью этого замечательного наставления по тактике является отсутствие шаблонов.
«Три воинские искусства» Суворова - это основные, отправные положения, которыми должны руководствоваться в многообразной боевой действительности. В принципы Суворова входит:
«Первое - глазомер: как в лагере стать, как маршировать где атаковать, гнать и бить». Глазомер - это точное знание условий для разгрома противника, «для занятия местоположения, примерного суждения о силах неприятельских, для узнания его намерений».
«Второе - быстрота». Смысл ее - в обеспечении тактической внезапности: «неприятель нас не чает, шитает нас за 100 верст, а коли издалека, на 2-х, 3-х стах и больше. Вдруг мы на него, как снег на голову. Закружится у него голова; атакуй, с чем пришли, с чем бог послал».
«Третье - натиск. Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет. В пальбе много людей гибнет. У неприятеля те же руки, да русского штыка, не знает. Вытяну линию, тотчас атакуй холодным ружьем. Недосуг вытягивать линию - подвиг из закрытого, из тесного места. Пехота, коли в штыки, кавалерия тут и есть. Ущелья на версту нет, картечи чрез голову - пушки твои... В двух шеренгах сила, в трех - полторы силы: передняя рвет, вторая валит, третья довершает».
Главное средство войны - бой. В данный период развития военного дела Суворов не сводит бой к фронтальной атаке, а намечает несколько видов боевых действий (баталий).
«Баталия полевая». «Три атаки: в крыло, которое слабее; крепкое крыло закрыто лесом; это немудрено: солдат проберется болотом; тяжелее (через) реку - без мосту не перебежишь. Шанцы всякие перескочишь; атака в средину невыгодна... атака в тыл очень хороша, только для небольшого корпуса, а армиею заходить тяжело.
Баталия в поле: линиею против регулярных, кареями против бусурман - колонн нет» французов же «бить колоннами ж».
"Баталия штурм. Ломи чрез засеки, бросай плетни чрез волчьи ямы, быстро бега, прыгай чрез полисады, бросай фашины, опускайся в ров, ставь лестницы. Стрелки очищай колонны, стреляй по головам. Колонны, лети чрез стену на вал, скалывай на валу, вытягивай линию...».
«Баталия на окопы на основании полевой». «Ударь в штыки, коли, гони, бери в полон».
Основное отправное положение «Науки побеждать» состоит в том, что главная сила армии - солдат, техника в его руках - лишь средство победы. «Каждый солдат должен понимать свой маневр», то есть знать свои обязанности и мастерски владеть оружием. «Учение свет, а неучение тьма. Дело мастера боится», - писал Суворов.
Громадное значение придавал Суворов роли морального фактора на войне. В то время как военные теоретики Запада (Ллойд и другие) основывали свои военные теории только на действии материальных факторов, Суворов, в условиях крепостнической России, выдвинул ряд положений, свидетельствующих о более глубоком понимании им роли и значения моральных сил солдата. Если военная теория Запада видела лишь Полководца и только в его качествах искала решения вопроса, то Суворов полагал, что исход боя и всей войны в целом прежде всего зависит от моральной силы войск и их решимости пожертвовать собою для достижения победы.
Со времени Петра русская военная школа проповедовала солдатам, что война есть серьезное испытание для государства, а долг солдата - защищать свою родину, и поэтому солдат является почетным слугой главы государства -- царя. В этих утверждениях есть две стороны. Одна состоит в стремлении прикрыть общенародными интересами классовые интересы дворянства, а другая -- в правильном, прогрессивном для той эпохи положении, что решающей силой на войне является человек. Суворов первый среди полководцев считал, что на войне определяющее значение имеет обученный, оснащенный передовой техникой и воспитанный солдат.
Если западные теоретики верили только в силу прусской муштры, которая должна была превращать людей в слепых исполнителей воли одного человека, и армия рассматривалась как хорошо слаженная машина, в которой солдат является лишь автоматом, «артикулом предусмотренным», то Суворов выдвигает глубоко продуманную систему воспитания человека-солдата, способного самостоятельно решать военные задачи. Бой требует высшего напряжения всех человеческих сил. Солдат легче вынесет трудности и испытания, если он будет понимать свой маневр», и все свое мужество и храбрость помножит на уменье, если будет «на себя надежен». Проблема личности солдата особенно остро встала при разработке новых принципов ведения боя в расчлененных боевых порядках. На Западе, где господствовала система найма, имелась всякая возможность перехода к глубоким, расчлененным боевым порядкам, предоставлявшим значительно большую самостоятельность не только офицеру, но и солдату. В линейности видели единственное средство держать армию в повиновении.
Суворов смело решает вопрос о внедрении различных рядков: линия, каре, колонны, сочетание рассыпного строя и колонн и т. п. Перед ним не стоит вопрос о том, что «солдат убежит», так как русская система комплектования давала иной людской состав, нежели на Западе. Перед Суворовым стоит другая задача: как выработать у солдата все те качества, которые нужны ему для нового способа ведения войны и боя. Эту задачу он и решает своей системой обучения воспитания войск.
Итальянский и Швейцарский походы обогатили тактику новыми способами ведения боя. Под Треббией Суворов показал понимание сущности встречного боя, который стал возможным только три действиях в расчлененных боевых порядках. Этот вид боя Суворову был известен и раньше; уже под Козлуджи мы видим элементы встречного боя. Перед сражением у Треббии Суворов дал войскам диспозицию, в которой наметил порядки боевых действий на основании новых идей. Войска должны были вступать в бой, действовать самостоятельно, продвигаться по рубежам.
Особенностью сражения у Нови были действия на широком фронте: нанесение нескольких ударов (отвлекающих и главного), завязка боя авангардом, стягивание в бой главных сил, решение задачи крупными резервами.
Суворов дал определение сущности вдовой тактики горной войны, которую он разработал во время Швейцарского похода.
За сорокалетнюю практику Суворов прошел путь от линейной тактики до тактики колонн и рассыпного строя. Суворов был новатором в полном смысле этого слова, он непрестанно находил все новые и новые способы ведения боевых действий.
Мы не находим, чтобы у Суворова по способам ведения совпали хотя бы два сражения. Отсутствие шаблона - главная черта его тактики. Возможности Суворова ограничивались феодально-крепостническим строем России, рекрутской системой и господствующим в то время гладкоствольным оружием. Однако он смог взять из имеющихся в его распоряжении средств все, что они могли ему дать. Этот великий полководец создал новую эпоху в истории военного искусства.
В начале своей деятельности Суворов активизировал линейную тактику, разрешив вопрос о соотношении человека и техники в бою. На первом плане у него был не огонь, а штыковой удар, что в условиях мануфактурного периода войны было правильным.
Позже Суворов разработал основы новой тактики колонн и рассыпного строя.
Суворов по-новому разрешил вопрос изучения местности и противника, так как на этой основе оценки обстановки быстрота и внезапность создавали возможность поражения противника, что и было основанием для суворовского утверждения «Воюют не числом, а уменьем».
Суворов отрицал шаблоны. Он действовал всегда в соответствии с обстановкой на основе строгого расчета. Решительность и осторожность, строгий расчет и стремительность давали возможность Суворову безошибочно выбирать направление главного удара.
Управление боем на основе приказаний, предоставление инициативы отдельным начальникам, действия в строгом соответствии с обстановкой, наконец, создание своими действиями благоприятной обстановки -- вот характерные черты «нападательной тактики» Суворова.
Военно-педагогическая система Суворова сложилась в процессе борьбы прогрессивного с реакционным. Она стала выражением прогрессивною начала в области боевой подготовки войск. Взгляды Суворова на поучение и воспитание войск развивались в течение сорока лет. Они совершенствовались в процессе разработки основ новой тактики, опирали и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.