На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Кризис римской республики. Начало политической деятельности и монархические тенденции в период правления Цезаря. Внешняя политика и реформы. Объединение римского государства. Римская империя в конце правления Юлия Цезаря. Оценка его системы управления.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 26.07.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


14
Реферат на тему:
"Анализ управления в период правления Юлия Цезаря"
Содержание
    Введение
      1. Кризис римской республики
      2. Начало политической деятельности цезаря
      3. Власть юлия цезаря
      4. Внешняя политика. римская империя в конце правления юлия цезаря
      5. Реформы юлия цезаря
      6. Оценка системы управления юлия цезаря
      Заключение
      Литература

Введение

Мало кто из исторических деятелей Древнего мира вызывает столько разноречивых комментариев, как Гай Юлий Цезарь. Одни историки превозносят полководческий гений "божественного Юлия", восхищаются его ораторским и писательским мастерством. Другие клеймят его за склонность к диктатуре, демагогию, популизм, расточительство, распутство и казнокрадство, в лучшем случае сожалея, что столь выдающиеся способности достались необузданному честолюбцу, не стесняющемуся в средствах. Возможно, все они по-своему правы: Цезарь был словно соткан из противоречий, как и его весьма неоднозначная эпоха. Тем не менее даже ярые критики не могут отрицать несомненного управленческого таланта Юлия Цезаря и его умения одерживать победы. В чем же состоит феномен Цезаря?

На этот вопрос С. Утченко отвечает так: проблема Цезаря - это не проблема тирании, бонапартизма или идеального монарха, "но в большей степени проблема подготовки почвы для нового политического строя: Цезарь - необходимая жертва в общеисторическом плане. Продолжением дела Цезаря стал Август, творчески многое изменивший и, таким образом, создавший систему принципата" Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976. С. 347..

Главной целью жизни Цезаря, пишет Г. Игнатович, было достижение высшей власти. На вопрос, во имя чего, ответа в книге нет. Цезарь, как считает историк, достиг высшей власти талантом полководца и своими победами. Благодаря ему римское военное искусство достигло высшей степени совершенства Игнатович Г. Гай Юлий Цезарь. М., 1940. С. 86. .

В книге В. Дурова говорится о том, что монархические тенденции политики Цезаря ни у кого в Риме не вызывали сомнения. Признаки того, что этот политический деятель стремится стать монархом, были налицо. Цезарь не скрывал, что считает государственный строй республики не только устаревшим, но и попросту мертвымДуров B.C. Юлий Цезарь. Человек и писатель. Л., 1991. С. 125. .

Наполеон Бонапарт очень интересовался Цезарем. А его племянник Наполеон III написал трехтомный труд "История Юлия Цезаря".

Проблемой данного исследования является анализ системы управления в период правления Юлия Цезаря.

Актуальность обозначенной нами проблемы заключается в том, что сейчас, как и в то далекое время выборы стали соревнованием кошельков - претенденты на государственные посты (а практически все они в Римской республике были выборными) тратили огромные средства на подарки и подкуп избирателей, причем рассчитывать на покрытие расходов можно было только в случае попадания на высшие этажи власти.

Целью данной работы является проанализировать систему управления в период правления Юлия Цезаря и оценить ее.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

1. Изучить научную, научно-методическую и специальную литературу, источники Интернет по интересующей тематике.

2. Рассмотреть формы и методы правления в Риме и Римской империи в период правления Юлия Цезаря.

3. Проанализировать систему управления в период правления Юлия Цезаря.

4. Оценить данную систему управления, выявить ее сильные и слабые стороны.

1. Кризис римской республики

В I веке до н.э. Римская республика находилась в продолжительном и глубоком кризисе, вызванном прежде всего несоответствием системы управления уровню стоящих перед ней задач. Действующие тогда законы и традиции создавались во времена, когда Рим был сравнительно небольшим полисом, окруженным подвластными ему сельскими территориями. Как выяснилось, они были плохо приспособлены к потребностям государства, включавшего всю Италию и владевшего обширными землями Средиземноморья.

Система управления в Римской республике с самого начала была двойственной - она опиралась на два плохо согласующихся начала: с одной стороны - широкое использование самоуправления и прямой демократии, с другой - сохранение господства наследственной аристократии, из состава которой формировался сенат (де-факто - орган высшей власти в государстве). В принципе, в Риме времен республики существовала продуманная и достаточно действенная система сдержек и противовесов, которая, как правило, не позволяла ни сенату, ни другим управленческим институтам монополизировать власть и одновременно устанавливала понятные и четкие правила игры. Однако она утратила силу, когда Рим стал центром огромной империи с многочисленными подданными, а его население, значительную долю которого составляла деструктивная люмпенская прослойка, исчислялось сотнями тысяч человек.

Прямая демократия при таком многолюдстве просто не могла работать, а до представительной римляне не додумались. Народные массы превратились в толпу, которой можно было легко манипулировать. Выборы стали соревнованием кошельков - претенденты на государственные посты (а практически все они в Римской республике были выборными) тратили огромные средства на подарки и подкуп избирателей. Причем рассчитывать на покрытие расходов можно было только в случае попадания на высшие этажи власти, для чего нужно было пройти все карьерные ступеньки, а таких доходных постов было заведомо меньше количества честолюбцев, желающих их занять. Интриги в правящей элите превратились в ожесточенную борьбу партий, вербующих приверженцев из числа деклассированных элементов. Порой нужные решения продавливались с помощью вооруженной силы, а иные отменялись со ссылкой на небесные знамения.

На Рим обрушились гражданские войны невиданной ожесточенности. В 80-е годы до н.э. восстали италийские города-союзники Рима, недовольные своим второстепенным положением. Серией кровопролитных сражений римляне потушили этот пожар, и жители союзных городов получили полноправное гражданство, но тут же борьба партий расколола саму республику. Их вожди - Сулла и Марий (а после его смерти в 84 году до н.э. - Цинна) - уже открыто повернули оружие друг против друга, а победители расправлялись с побежденными, задействуя механизм казней, конфискаций и ссылок. В 82 году Сулла, выигравший схватку, с санкции народного собрания получил диктаторские полномочия Тарнавский В. Юлий Цезарь: человек, который умел побеждать. // Управление компанией, - №6. 2007..

Одной из жертв этой войны едва не стал молодой Юлий Цезарь, выходец из старинного знатного рода, связанный фамильными узами с вождями проигравшей партии (его тетка была замужем за Марием, а он сам женился на дочери Цинны). Только заступничество со стороны родственников перед диктатором помогло ему остаться в живых, однако карьера жреца, к которой с детства готовили Цезаря, оказалась прерванной в самом начале. Чтобы избежать ареста и казни, юный Цезарь, вынужденный бежать из Рима, нарушил налагаемый на жрецов Юпитера запрет, согласно которому им нельзя было покидать город.

2. Начало политической деятельности цезаря

Очевидно, что Цезарь начал свою политическую деятельность как лидер демократии. По мнению Моммзена, Цезарь как глава партии популяров "высоко держал ее знамя в течение тридцати лет, никогда не меняя и не скрывая своих убеждений; он оставался демократом даже тогда, когда сделался монархом". Однако главной опорой Цезаря была все-таки армия.

"Демократия, - пишет Моммзен, - уже в течение ряда лет стремилась к передаче высшей магистратуры в руки одного из своих приверженцев, чтобы таким путем приобрести собственную военную силу". Опираясь на армию, Цезарю удалось достигнуть славы и богатства, захватить власть в государстве.

Популярность Цезаря, талантливого стратега и щедрого полководца, была в легионах необычайной. Представляется справедливым мнение Моммзена о том, что военная машина в Риме служила не какой-либо партии, а своему полководцу. Вот почему, считает историк, у Цезаря созрел "роковой замысел поставить эту военную машину на службу своим идеалам и создать путем насилия то гражданское общество, которое представлялось его умственному взору, он хотел ввести армию в сферу гражданского государства и подчинить ее гражданскому государству".

По данным Плутарха, Цезарь воспитывал в своих воинах мужество и любовь к славе тем, "что он щедро раздавал почести и подарки". Он убеждал солдат в том, что захваченное богатство "он собирает не для собственной роскоши", а "хранит это богатство как награду за воинские заслуги", "раздает его наиболее отличившимся из воинов".

Светоний свидетельствует: "Когда распространялись устрашающие слухи о неприятеле, он для ободрения солдат не отрицал и не преуменьшал вражеских сил, а, напротив, преувеличивал их собственными выдумками".

"Проступки солдат он не всегда замечал и не всегда должным образом наказывал. Беглецов и бунтовщиков он преследовал и карал жестоко". "Всем этим он добивался от солдат редкой преданности и отваги". Центурионы предлагали ему свои сбережения, "солдаты обещали ему служить добровольно, без жалования и пайка".

Случались в его войсках и мятежи, рассказывает Светоний. "Цезарь никогда не уступал мятежникам, а всегда решительно шел против них". "Когда солдаты десятого легиона с буйными угрозами потребовали увольнения и наград, Цезарь без колебания вышел к солдатам и дал им увольнение". Но когда полководец обратился к ним "Граждане!" (вместо обычного "Воины!"), то это изменило настроение солдат, и они добровольно последовали за Цезарем в Африку, где шла война. "Но и тут он наказал всех главных мятежников, сократив им на треть обещанную долю добычи и земли".

Известны бунты легионеров в 48 и 47 гг. до н.э. В 48 г. до н.э., в Испании мятежники так и не вернулись с повинной к Цезарю, они примкнули к другим полководцам, а в 45 г. до н.э. (в гражданскую войну) бились против Цезаря. В 47 г. до н.э. Цезарь решил избавиться от бунтовщиков: многих он направил на опасные посты - на погибель.

3. Власть юлия цезаря

За долгое время своей политической деятельности Юлий Цезарь совершенно определённо уяснил себе, что одним из основных зол, вызывающих тяжкую болезнь римского государственного строя, является неустойчивость, бессилие и чисто городской характер исполнительной власти, эгоистический и узкопартийный и сословный характер власти сената.

С первых моментов своей карьеры он открыто и определённо боролся и с тем, и с другим. И в эпоху заговора Катилины, и в эпоху экстраординарных полномочий Помпея, и в эпоху триумвирата Цезарь проводил сознательно идею централизации власти и необходимость разрушить престиж и значение сената. Единоличность, насколько можно судить, не казалась ему необходимой: аграрная комиссия, триумвират, затем дуумвират с Помпеем, за который Юлий Цезарь так цепко держался, показывают, что он не был против коллегиальности или деления власти.

Нельзя думать, чтобы все указанные формы были для него только политической необходимостью. Со смертью Помпея Цезарь фактически остался единым руководителем государства; мощь сената была сломлена и власть сосредоточена в одних руках, как некогда в руках Суллы. Для проведения всех тех планов, которые задумал Цезарь, власть его должна была быть возможно сильной, возможно нестесненной, возможно полной, но при этом, по крайней мере на первых порах, она не должна была выходить формально из рамок конституции. Естественнее всего (так как готовой формы монархической власти конституция не знала и относилась к царской власти с ужасом и отвращением) было соединить в одном лице полномочия обычного и экстраординарного характера около одного какого-либо центра.

Таким центром ослабленное всей эволюцией Рима консульство быть не могло: нужна была магистратура, неподверженная интерцессии и veto трибунов, объединявшая военные и гражданские функции, не ограниченная коллегиальностью. Единственной магистратурой этого рода была диктатура. Неудобство её по сравнению с формой, придуманной Помпеем - соединение единоличного консульства с проконсульством, - состояло в том, что она была слишком неопределённа и, давая в руки все вообще, не давала ничего в частности. Экстраординарность и срочность её можно было устранить, как это сделал Сулла, указанием на её постоянство (dictator perpetuus), неопределённость же полномочий - с которой Сулла не считался, так как видел в диктатуре только временное средство для проведения своих реформ - устранялась только путём вышеуказанного соединения.

Диктатура, как основа, и рядом с этим серия специальных полномочий -вот, следовательно, те рамки, в которые Юлий Цезарь хотел поставить и поставил свою власть. В этих пределах власть его развивалась следующим образом.

В 49 г. (год начала гражданской войны) во время пребывания его в Испании народ, по предложению претора Лепида, выбирает его диктатором. Вернувшись в Рим, Цезарь проводит несколько законов, собирает комиции, на которых его выбирают во второй раз консулом (на 48 г), и отказывается от диктатуры.

В следующем 48 году (октябрь-ноябрь) он получил диктатуру во 2-й раз, на 47-й г. В этом же году, после победы над Помпеем, во время своего отсутствия он получает ряд полномочий: кроме диктатуры - консульство на 5 лет (с 47 г) и трибунскую власть, то есть право заседать вместе с трибунами и производить вместе с ними расследования, - сверх того, право называть народу своего кандидата на магистратуры, за исключением плебейских, право раздавать без жребия провинции бывшим преторам [провинции бывшим консулам распределяет по-прежнему сенат] и право объявлять войну и заключать мир. Представителем Цезаря в этом году в Риме является его magister quitum - помощник диктатора М. Антоний, в руках которого, несмотря на существование а апреля) в третий раз, и консулом; вторконсулов, сосредоточена вся власть.

В 46 г. Цезарь был и диктатором (с концым консулом и magister equitum был Лепид. В этом году, после африканской войны, полномочия его значительно расширяются. Он избран диктатором на 10 лет и в то же время руководителем нравами (praefectus morum), с неограниченными полномочиями. Сверх того, он получает право первым голосовать в сенате и занимать в нём особое кресло, между креслами обоих консулов. Тогда же подтвержден и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.