На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик История Древней Греции, Афинского государства. Государственность в Аттике. Формирование полисного строя посредством трансформации родовых учреждений. Социальная структура общества. Афинская морская держава. Достижения древнегреческой цивилизации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 13.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


32
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова
Кафедра теории и истории права и государства.
Курсовая работа
По дисциплине “История государства и права зарубежных стран”
"Афинское государство в 8-4 вв. до н.э. "
Студентки 1 курса
Группы юр-04-01-23
Шиговой Ю.В.
Научный руководитель
Доцент, кандидат исторических наук,
Елмаков К.А.
Ульяновск 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение 3
      Глава 1. Формирование полисного строя в Аттике 4
        1.1. Афины в 8-7 вв. до н.э. 4
        1.2. Реформы Солона, Писистрата, Клисфена, Эфиальта, Перикла 8
        1.3. Греческий полис как социально-политический организм 10
      Глава 2. Афинская демократия. 12
        2.1. Народное собрание в Афинах 14
        2.2. Совет 500 и Ареопаг 16
        2.3. Выборные должностные лица 17
      Глава 3. Социальная структура греческого общества (на примере Афин) 21
      Глава 4. Афинская морская держава 26
        4.1. Первый афинский морской союз 26
      Глава 5. Упадок Греции и подчинение ее Македонией в 4 веке до н.э. 27
        5.1. Войны между греческими городами-государствами 27
        5.2. Разорение крестьян и ремесленников 27
        5.3. Обострение классовой борьбы 28
        5.4. Усиление Македонии 29
        5.5. Установление власти Македонии над Грецией 29
    Заключение 30
    Список используемой литературы 32

Введение

История Древней Греции, а в частности Афинского государства, является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья. Данная тема интересна тем, что история Афинского государства изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова в долине Аттики.

За период истории афинского государства граждане Афин создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского господства.

Глава 1. Формирование полисного строя в Аттике

1.1. Афины в 8-7 вв. до н.э.

Институты государственности в Аттике стали складываться несколько позже, чем в разных областях Пелопоннеса, но постепенно Афины превратились в одно из крупнейших и могущественных государственных образований, но и стали своего рода олицетворением полисной Греции, центром Эллады классического времени.

Рождение полисного строя в Аттике проходило через постепенную трансформацию родовых учреждений путем внутреннего развития, и в отличие от многих областей Пелопоннеса роль военных завоеваний (порабощения местных племен и связанных с этим конфискаций, других насильственных действий) в становлении полисного строя в Аттике была минимальна. С другой стороны, процесс постепенных внутренних преобразований завершился возникновением самой развитой социально-политической формы греческого полиса знаменитой афинской демократии с относительно сплоченным гражданским коллективом. В древнейший период Афин, первые этапы формирования его полисной структуры гораздо подробнее освещены в источниках, что позволяет воссоздать разные стадии длительного процесса формирования полисов вообще.

Аттика была населена уже во времена неолита, в микенское время на ее территории образовалось одно из древнейших царств, которое прекратило свое существование, как и другие ахейские центры, в конце 2 тысячелетия до н.э. Дорийское вторжение, приведшее к серьезным племенным перемещениям в Пелопоннесе, затронуло Аттику косвенно. Дорийцы не смогли проникнуть в Аттику, и в целом здесь проживало прежнее население (ионийцы и пеласги), но в Аттике нашли убежище некоторые ахейские роды, вытесненные дорийцами из Пелопоннеса. Из всех этих элементов в начале 1 тысячелетия до н.э. сложилась племенная группа афинян, говорившая на ионийском диалекте греческого языка. В гомеровский период на территории Аттики существовало несколько самостоятельных родовых общин, управляемых басилеями и советами старейшин. Население делилось по кровнородственному признаку на четыре филы (племени), каждая из которых, состояла из трех фратрий, каждая фратрия насчитывала несколько десятков родов.

В 9-8 вв. до н.э. в Аттике наблюдаются признаки разложения родового строя, социальная дифференциация населения и появление первых признаков государственности. Рождение полисной организации началось в Аттике с преобладания Афин среди других родовых поселков. Расположенные в центре плодородной долины, удобной для земледелия, Афины располагали запасами качественной глины и наладили керамическое производство.

Афины, находящиеся в 5 км от моря, укрытые от нападений пиратов, располагали мощными укреплениями на скалистом Акрополе и могли обеспечить безопасность жителей Аттики в большей степени, чем какой-либо другой поселок.

Населению Аттики не хватало своего хлеба. Зато в долинах росли оливковые деревья, а на склонах холмов - виноград. В 8-7 вв. до н.э. в Аттике развивались виноделие и добыча оливкового масла.

В Аттике стало быстро развиваться гончарное производство. Другие ремесленники перерабатывали шерсть, ковали у пылающих горнов оружие, делали украшения из золота и серебра. На юге полуострова афиняне разрабатывали месторождения серебра. В 7 в. до н.э. в Афинах начали чеканить серебряную монету, получившую впоследствии распространение по всей Греции.

Город Афины быстро рос. В центре Афин располагалась рыночная площадь - агора. Жители равнины привозили сюда вино и оливковое масло, горцы пригоняли скот, ремесленники приносили свои изделия.

Вблизи Афин были бухты, удобные для стоянки судов. Здесь грузили на корабли ремесленные изделия и амфоры с вином и маслом. Все это отправляли для продажи в области Греции и в заморские страны. С кораблей разгружали хлеб, соль, соленую рыбу, выводили на берег рабов, привезенных в Афины для продажи. Все это способствовало развитию торговли и мореплавания.

Вокруг Афин начинается объединение (синойкизм), частью добровольное, частью насильственное, всех родовых общин Аттики. Такое объединение, по преданию, завершил афинский герой Тезей. Тезей уничтожил органы управления (т.е. советы старейшин и должностных лиц) во всех родовых поселках, всеми делами в Аттике стал распоряжаться совет старейшин из басилеев, находившийся в Афинах. Местный культ богини Афины - покровительницы города - стал общеаттическим культом. В Афины были переселены многие знатные роды из других поселков, что привело к увеличению городского населения. Сюда же были переведены святилища местных аттических божеств.

Процессы имущественной и профессиональной дифференциации афинского общества привели к выделению трех социальных групп: родовой знати, получившей название эвпатридов, основной массы населения - земледельцев-геоморов и ремесленников-демиургов. В политической сфере басилей - племенной вождь - уступает место коллегии должностных лиц - архонтов, а совет старейшин преобразуется в совет Ареопага, который пополнялся из отслуживших свой срок архонтов. И хотя архонты и Ареопаг комплектовались из среды родовой знати, само по себе появление новых должностных лиц и нового совета наносило удар по традиционным органам родового строя.

В 8-7 вв. до н.э. господствующие позиции в рождающемся афинском полисе захватила родовая знать - эвпатриды. Многие земли, ранее принадлежавшие всем соплеменникам, были присвоены знатью. Основная масса сородичей, лишенная земли, беднела и попадала в зависимость от эвпатридов. Высшие должности архонтов и Ареопаг пополнялись из той же среды. По давней традиции, восходящей к родовым порядкам, знать занималась толкованием обычного права и использовала этот обычай в своих интересах.

Укрепление экономического положения знати, ее консолидация в господствующий слой общества, распоряжение органами управления означало, с одной стороны, разложение родовой организации, с другой - показывало, что эвпатриды умело использовали родовые традиции и остатки родовых отношений для поддержания своего господства в новых условиях.

Сильный удар по родовым учреждениям был нанесен записью действующих в Афинах правовых норм, проведенной архонтом Драконтом в 621 г. до н.э. Драконт не только записал действующее право, восходящее к древним временам, но и включил в законодательство ряд новых законов, которые отражали социально-экономическую ситуацию того времени. Так по законам Драконта отменялось древнее право кровной мести, вводились новые правила судопроизводства, причем устанавливалось различие между предумышленным и непредумышленным убийством. Законы оформляли право частной собственности, причем вводилась высшая мера наказания - смерть за посягательство на права собственника, будь то кража овощей с огорода или присвоение земельного участка. Суровая, даже жестокая охрана рождающейся частной собственности должна была защитить этот новый институт от коллективистских обычаев родового строя.

Законодательство Драконта было крупной победой тех социальных сил, которые представляли новые общественные отношения, были заинтересованы в создании государственного порядка и, прежде всего, рядовых граждан - объекта жестокой эксплуатации эвпатридов.

Однако положение основной массы афинян продолжало оставаться тяжелым - ведь основа общественного богатства - земля, решающие рычаги экономической жизни находились в руках эвпатридов. Это вызвало острое недовольство афинского гражданства.

В отличие от аристократов, господствовавших в Аттике, остальные свободные афиняне назывались демосом.

Большинство демоса составляли крестьяне, ремесленники, матросы, поденщики. В 8-7 вв. до н.э. часть демоса разбогатела. Среди демоса появились купцы, владельцы кораблей и мастерских. Но весь демос, как беднота, так и богачи, был бесправен и подвластен аристократам.

Социальные противоречия в Афинах в конце 7 в. до н.э. достигли такой остроты, что грозили вылиться в кровавые столкновения. В этих крайних условиях эвпатриды пошли на уступки и были вынуждены избрать архонтом Солона, возложив на него трудную задачу по нормализации обстановки (594 г. до н. э). В 594 г. до н.э. правителем Афин был избран Солон; ему было поручено примирить демос и аристократов. Он был известен как смелый воин, поэт и оратор. Пользуясь поддержкой народного собрания афинян, Солон произвел реформы в управлении государством и в положении демоса.

1.2. Реформы Солона, Писистрата, Клисфена, Эфиальта, Перикла

По предложению Солона были отменены долги крестьян. Афиняне, попавшие в рабство за долги, получили свободу. Запрещалось и впредь обращать свободных афинян в рабов.

Реформы Солона не изменили положения рабов, привозимых в Афины из других стран. Оно оставалось таким же тяжелым.

По тимократической реформе все афинские граждане были разделены по имущественному положению на 4 разряда. Лица, получившие 500 (1 медимн - ок.52 кг) медимнов, были отнесены к первому разряду и стали называться пентакосиомедимнами. Второй разряд составили те, кто получал доход в 300 мер, их называли всадниками. Граждане третьего разряда - зевгиты - имели 200 мер. В четвертый разряд входили так называемые феты, получавшие доход менее 200 мер.

Демос - свободные афиняне: крестьяне, ремесленники, матросы, поденщики, купцы, владельцы кораблей и мастерских.

Граждане - люди, пользующиеся правами, установленными законом и несущие обязанности перед государством.

Самой крупной реформой Солона была сисахфия ("стряхивание бремени"). Она освободила должников, которых в Аттике было в большом количестве. Впредь запрещались личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство.

Солон создал новый государственный орган - Совет четырехсот. Он избирался ежегодно из граждан первых 3 разрядов по 100 человек от каждого племени. Совет четырехсот руководил подготовкой дел обсуждения Народным собранием, рассматривал текущие дела управления.

Большое значение имело создание Солоном поистине демократического органа - гелиеи - многочисленной коллегии судей, избранных из всех граждан, включая и фетов.

После ухода Солона с политической арены вновь возобновилась борьба Во главе этой борьбы стал Писистрат, который объединил две противоборствующие группировки: торговцев, судовладельцев и крестьян, наемников. Опираясь на них, Писистрату удалось утвердить свою власть и стать тираном на 19 лет. При нем беднякам раздавалась государственная земля, организовывались общественные работы, выдавался дешевый кредит, заключались торговые договоры со многими государствами. Был введен постоянный подоходный налог - 10%, который был снижен до 5%. Политика Писистрата оказала положительное влияние на развитие общества, т. к. была направлена на поддержание государственного порядка, социального спокойствия, стимулировала экономический и культурный прогресс.

После падения тирании Писистрата к власти пришел Клисфен, которым было введено территориальное разделение граждан вместо родоплеменного. Аттика была разделена на 10 фил, каждая из которых включала 3 находящиеся в разных местах территории (тритии): городскую, прибрежную и земледельческую, которые распадались на демы.

Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот - по 50 человек от каждой филы.

Клисфеном был создан новый орган - коллегия стратегов, в которую входило по одному представителю от каждой филы.

В 462 г. до н.э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций. Ареопаг становится чисто судебным органом.

К середине 5 в. до н.э. уходят в прошлое разряды, введенные Солоном. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от их имущественного положения. Производилось оно по жребию.

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл.

Перикл провел гражданскую реформу. Было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами.

Перикл много сделал для превращения Афин в морскую державу. Усиление морской мощи Афин, расширение торговых связей выдвинули на первый план слои населения, связанные с морем. А во главе демократической партии стояли часто аристократы, осознавшие, что олигархическая партия - это партия консерваторов идущая в не ногу со своим временем.

1.3. Греческий полис как социально-политический организм

Первое определение полиса - город-государство.

Греческий полис был очень небольшим по занимаемой территории - 100-200 км. В таком полисе проживало 5-10 тыс. человек. Но были и более крупные полисы: Спарта (8400 км), Афины (2500 км с населением в 120-150 тыс. человек). Могли существовать и маленькие полисы.

Более подробно о совете 500 см. в афинской демократии.

Каждый полис был суверенным государством, имевшим свое гражданство свои законы и органы управления.

Центром полиса являлся город. Город был укрепленным пунктом, центром ремесла, торговли, культуры, религиозной и политической деятельности. В крупном афинском полисе включавшего, помимо города, сельские поселения, потребности экономической и политической жизни заставляли крестьян часто бывать в городе. Город стоял в нескольких километров от морского берега, но на берегу моря имел гавань (гавань Фалеры была расположена в 5 км от Афин).

Второе определение полиса - гражданская община, базирующаяся на античной форме собственности (т.е. права на участок земли и принадлежность к гражданской общине были взаимно обусловлены). Гражданский коллектив полиса мыслился как совокупность свободных, политически равноправных, экономически независимых граждан-землевладельцев. В условиях ограниченной территории полиса это вело к господству мелкого хозяйства свободных, самостоятельно обеспечивающих себя крестьян.

Полис являлся совокупностью города окружавшей его хоры (сельской территории). Экономическое единство жителей, занимающихся сельским хозяйством и ремеслом, было необходимо для осуществления принципа полисной автаркии (самообеспечения, экономической самостоятельности). Город становится местом сосредоточения ремесленного производства.

Только наличие двух взаимосвязанных групп населения - землевладельцев и ремесленников - могло обеспечить автаркию полиса в целом.

Греческий полис стал такой формой античного общества и государства, где впервые оказалось возможным существование понятий гражданин, гражданское общество.

Глава 2. Афинская демократия.

По своему политическому устройству, структуре государственных рганов греческие полисы 5-4 вв. до н.э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, а отражало существенные различия в социально-экономических в отношениях, сложившихся внутри этих полисов.

Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства.

Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины 5 в. до н.э. до середины 4 в. до н.э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона.

Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на регулирование отношений между классами, социальными группами, в том числе и между отдельными людьми. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующих античную общину. Кроме граждан в античном обществе находились многочисленные рабы, которые составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина.

Достижением греческой политической мысли и полисного миро - воззрения была выработка понятия "гражданин".

Греческий гражданин - это личность, наделенная некоторыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах - низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и девушки по достижении 18-летнего возраста после проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание. Это воспитание проводилось под руководством специальных учителей - софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

После окончания занятий учителя отчитывались о своей деятельности в Народном собрании. Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением Народного собрания и властей.

К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т.е. участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту и отечественных богов, на защиту и покровительство афинских законов.

Продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.

2.1. Народное собрание в Афинах

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей готовящихся к получению гражданских прав.

В компетенцию Н.С. входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т.е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Н.С. было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Н.С. в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Н.С., на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором - рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т.д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.

В Н.С. был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый Афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Н.С. . Афинские граждане активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег.

Участвовать в работе Н.С. имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Н.С. самый низший слой афинского гражданства, в начале 4 века до н.э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Н.С. в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, и им было трудно туда приезжать. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30 - 40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3 - 5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.

2.2. Совет 500 и Ареопаг

Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или какого-либо давления сверху. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения. Важнейшими задачами Света 500 были организация работы народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Прежде всего, готовилась повестка дня собраний, обсуждались проекты возможных решений, бюджет, вопросы снабжения продовольствием и военным снаряжением, осуществлялась проверка законности избрания должностных лиц и их распоряжений. Совет следил за постройкой боевых кораблей и строительством общественных зданий. Широкий круг обсуждаемых вопросов делал необходимым его ежедневные заседания. Члены Совета получали жалованье в ра и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.