На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации. Задачи и инструменты финансово-кредитной и денежно-кредитной политики государственной экономики, их разновидности и условия применения, порядок формирования.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


30





КУРСОВАЯ РАБОТА
"Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях"

Введение
В своей курсовой работе я рассматриваю тему «Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно - денежных отношениях». Расписываю статус, функции, полномочия Центрального банка; финансово - кредитную политику; денежно - кредитную политику.
Вопросы денежно - кредитной политики актуальны в наше время, так как в стране экономический кризис. Если внимательно следить за экономическими новостями, в частности о денежно - кредитной политике, можно даже выиграть в экономических делах. Например взять кредит под меньший процент, так как Центральный банк понижает учетную ставку, а значит и банки понижают проценты.
Цель курсовой работы - разобраться в тонкостях денежно - кредитной политики, определить роль Центрального банка в кредитно - денежных отношениях.

1. Центральный банк

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. [1]
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом [1], Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Местонахождение центральных органов Банка России - город Москва.
Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Целями деятельности Банка России являются:
1. защита и обеспечение устойчивости рубля;
2. развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака; (п. 2.1 введен Федеральным законом от 12.06.2006 №85-ФЗ)
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом; (п. 18.1 введен Федеральным законом от 29.07.2004 №97-ФЗ)
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Государственная Дума:
1. назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
2. назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
3. направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
4. рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
5. рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
6. принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
7. проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
8. заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.
Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.
Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

2. Финансово-кредитная политика, ее задачи и инструменты
Финансово-кредитную систему экономики обычно называют ее кровеносной и нервной системой, желая подчеркнуть особое значение анализируемой проблемы.
Деньги не должны лежать мертвым грузом в сундуках скупых рыцарей, а должны постоянно быть в обороте. Только так они выполняют свои общественные функции, более того, приносят своим владельцам дополнительные доходы.
Конкретно кредитно-денежная политика государства заключается в:
1) Определении количества денег, необходимых в обращении. Иначе говоря, в регулировании денежной эмиссии;
2) Определение конкретной политики. Какими будут процентные ставки, резервная норма и т.д.
Главной целью кредитно-денежной политики является помощь в экономике в достижении такого уровня производства, который характеризуется полной занятостью и отсутствием инфляции (К. Макконнелл, С. Брю). Исходя из этого, кредитно-денежная политика в периоды циклических спадов вызывает рост денежного предложения, поощряет его расходование, следовательно, поддерживая уровень цен, содействует оживлению и росту производства. Естественно в периоды оживления инфляционных процессов кредитно-денежная политика стремится ограничить предложение денег с тем, чтобы сохранить прежний уровень цен или не дать ему слишком высоко вырасти. Так или иначе, финансово-кредитная система стремится привести в соответствие уровень производства, занятость, инфляцию, цены. Конечно же, в определенные периоды та или иная проблема может встать во главу угла - стать целью стратегической. Все зависит от фазы промышленного цикла, характера ее протекания.
Объективно экономические функции кредита в рыночной экономике заключаются в следующем:
1. В расширении производства за рамки суммарного капитала всех предпринимателей благодаря привлечению свободных денежных ресурсов остальных членов общества и предоставлению их в распоряжение предпринимателей.
2. В перераспределении личных доходов, прибылей предприятий и фирм, государства и его организаций и учреждений в наиболее прибыльные сферы народного хозяйства, а также в сферы, нуждающиеся в финансовой поддержке.
3. В экономии издержек обращения (карточки, безналичный расчет, взаимный зачет своим клиентам объемом их операций и т.д.).
4. В ускорении концентрации и централизации капитала. В ходе конкурентной борьбы часто получение кредита означает выживание предприятия. Неполучение же кредита равносильно разорению. Кредитные учреждения побуждают мелкие, средние и даже крупные предприятия объединяться, сливаться для взаимного развития и оздоровления экономики. В таком случае кредиты предоставляются, а производство укрупняется и совершенствуется.
Хотя о кредите я не говорю как о едином и целостном явлении в экономике, существует многообразие его форм. В этих разных формах принципы и функции кредитования проявляются аналогично, возможны лишь определенные смещение акцентов. Различают следующие формы кредита.
Коммерческий кредит предоставляется предприятиями, организациями, учреждениями друг другу в товарной форме. В основном он выглядит как отсрочка платежей. Именно отсрочка определяет срочность кредитования со всеми вытекающими последствиями. В России, в частности, кризис не платежей болезненно ударил по коммерческому кредиту, дискредитируя саму эту идею. Достаточно сказать, что не платежи за 1933-1995 гг. составили 89 трлн. р., а это практически 90% от всей произведенной промышленной продукции 1995 г. До сих пор не платежи имеют двухлетнее отставание. По существу, все материальное производство функционирует в кредит.
Банковский кредит предоставляется специализированными кредитно-финансовыми учреждениями (банками, различными фондами…) всем хозяйственным субъектам, нуждающимся в нем.
Потребительский кредит предоставляется физическим лицам на приобретение товаров длительного пользования. На срок до трех лет. Процент за кредит - самый низкий по сравнению с другими формами кредита, если он предоставляется через различные магазины. Если же через банки, то самый высокий, так как, по сути, становится кредитом на оборотные фонды или на реализацию продукции.
Ипотечный кредит связан с недвижимостью, под которую он предоставляется. В XIX в. он широко практиковался в России. В настоящее время ипотечные банки возрождаются, но значительно менее интенсивно, чем другие банки, хотя материальная основа для них в России самая мощная.
Межхозяйственный кредит предоставляется субъектами рыночной экономики друг другу продажей - скупкой акции, облигаций и др. видов бумаг. Как правило, предоставляется предприятиями, имеющими между собой хорошо налаженные хозяйственные связи.
Государственный кредит предоставляется населением страны своему правительству (государству) путем покупки государственных облигаций внутреннего займа. Государство занимает деньги у населения, когда все другие экономические пути и методы покрытия государственного долга не дают положительного результата.
Международный кредит предоставляется странами друг другу в денежной, товарной, валютной формах. Он может быть предоставлен и фирмами, банками и другими учреждениями, но по разрешению правительства, которое выступает в качестве гаранта сделки.

3. Структура современной кредитно-денежной системы
Современная кредитно - денежная система в странах с рыночной экономикой представляет собой многозвенную систему. В подавляющем большинстве стран она состоит из трех звеньев:
· Центральный банк;
· Банковский центр - коммерческие, сберегательные, ипотечные, инвестиционные банки;
· Специализированные кредитно-финансовые учреждения небанковского сектора - страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и др.
Если говорить о современной кредитно - денежной системе с точки зрения банковских институтов, то она представляет собой двухуровневую систему, где наверху располагается ЦБ, а на более низком уровне - коммерческие банки.
Главным звеном современной кредитно - денежной системы является Центральный банк. В США функции ЦБ выполняет Федеральная резервная система (ФРС), созданная в 1913 г. И состоящая из Федерального резервного управления в Вашингтоне и 12 региональных Федеральных резервных банков. В России Центральный банк как институт рыночной экономики был создан в 1990 г. в соответствии с законами «О Центральном банке РФ (банке России)» и «О банках и банковской деятельности».
Баланс Центрального банка в общем виде может быть представлен в форме уже известного нам Т - счета, где отражены активы и пассивы (обязательства) ЦБ.
Баланс Центрального банка (основные статьи)
Актив
Пассив
1. Иностранные активы (средства в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов)
2. Кредиты коммерческим банкам
3. Долговые обязательства правительства
1. Наличные деньги в обращении
2. Резервы коммерческих банков
3. Депозиты правительства
4. Собственный капитал

Резервы коммерческих банков в балансе в ЦБ отражаются в пассивах, а в балансах коммерческих банков - в активах. Наличные деньги в обращении находятся в пассиве ЦБ, так как это его долговые обязательства. Если вы предъявите ЦБ банкноту в 100 руб., то, строго говоря, вам должны «оплатить» её, выдав, например, 2 банкноты по 50 руб. пункты 1 и 2 в пассиве ЦБ образуют денежную базу, или деньги повышенной эффективности.
Коммерческие банки, как нам известно, выступают как финансовые посредники между кредиторами и заёмщиками. В России на 1 декабря 2004 г. действовало 1254 коммерческих банка. Операции коммерческих банков подразделяются на пассивные (привлечение средств) и активные (размещение средств). Кроме того, банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами).
Прибыль банков складывается из разницы между процентами по кредитам (эти проценты платят те, кто взял кредит в банке, т.е. заемщики) и процентами по депозитам (процентами, выплачиваемыми банком своим вкладчикам).
4. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты
Денежно-кредитная политика - это важнейшая составная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области денежно-кредитной системы. Выделяют конечные и промежуточные цели.
Конечные цели. К ним относят:
a. Быстрый рост реального валового внутреннего продукта;
b. Низкую безработицу;
c. Стабильные цены;
d. Устойчивый платежный баланс.
Конечные цели осуществляются денежно - кредитной политикой, которая, наравне с фискальной, валютной, внешнеторговой и другими видами политики является важным направлением экономической политики государства.
Промежуточные цели. К ним относят:
a. Денежную массу;
b. Ставку процента;
c. Обменный курс.
Эти цели непосредственно относятся к деятельности центрального банка и реализуются в рыночной экономике посредством косвенных инструментов. В западной экономической литературе существует мнение, согласно которому промежуточные цели не относятся ни к инструментам денежно - кредитной политики центрального банка, ни к реальным целям этой политики, но представляют собой промежуточные звенья в передаточном механизме, соединяющем инструменты Центрального банка и его цели.
Цели достигаются посредством определенных инструментов, которые подразделяются на прямые и косвенные.
К прямым инструментам относят:
a. Лимиты кредитования;
b. Прямое регулирование процентной ставки.
К косвенным инструментам относят:
a) Операции на открытом рынке;
b) Изменение нормы обязательных резервов;
c) Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).
Кредитно-денежную политику осуществляют субъекты кредитно - денежной системы: Центральный банк, коммерческие банки и специализированные кредитно - финансовые учреждения.
Система банков современного образца появилась ещё в XV в. в Генуе. A в 1694 г. Основывается Первый Английский банк. Он известен тем, что стал первым в мире Центральным банком, вокруг которого разворачивается национальная банковская система. В каждой стране обязательно существует свой Центральный банк. Называться он может как угодно: Первый Английский, Федеральная резервная система или просто Центральный банк РФ и т.д., но его функции одни и те же везде. Центральный банк осуществляет:
1) эмиссию денег;
2) хранение золотовалютных резервов страны;
3) хранение резервов других банков и кредитных учреждений;
4) обеспечение инкассации чеков и других ценных бумаг;
5) кредитование коммерческих банков,
6) проведение расчетов и переводных операций;
7) Клиринговые расчеты и операции;
8) Финансирование правительства и проведение его денежно - кредитной политики;
9) Контроль за деятельностью других банков и определение резервной нормы (см. ниже);
10) И как итог всему сказанному - финансово-кредитное регулирование экономики.
Остановимся более подробно на некоторых из этих функций.
Эмиссия денег. Выпуск билетов, например, Банка России является наиболее важной функцией Центрального банка. От правильного определения количества денег, необходимых в обращении, зависит здоровье национальной денежной единицы, а следовательно, здоровье всей экономики. Россиянам эту проблему легко понять, так как даже в условиях инфляции они испытывают огромную нужду в наличных деньгах, а кризис неплатежей из-за отсутствия наличных денег стал характерной чертой кризиса российской экономики.
Хранение резервов других банков и кредитных учреждений. В Центральном банке хранятся резервы коммерческих банков в размере, соответствующем резервной норме. Эти деньги и становятся орудием проведения конкретной денежно-кредитной политики (см. ниже) Центробанком.
Кроме того, Центробанк является официальным хранителем золотовалютных резервов страны.
Финансирование правительства и проведение его денежно - кредитной политики. Государство не может хранить свои финансовые и денежные ресурсы в коммерческих банках. Указанные ресурсы накапливаются в государственном бюджете, который хранится в Центробанке на специальном счете и расходуется под его контролем. Надо заметить, что Центробанк обслуживает государство - от его парламента до низовых государственных учреждений и организаций.
Центробанк также ведет операции с государственными ценными бумагами, аккумулирует доходы государства, а в случае необходимости кредитует его на общих основаниях. Кроме того, от имени правительства Центробанк проводит операции с иностранной валютой и золотом (продает-покупает их).
Главными орудиями кредитной политики любого Центробанка являются: операции на открытом рынке, изменение и установление резервной нормы и изменение учетной ставки (монетарная политика).
Операции на открытом рынке - покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке центральный банк регулирует величину денежной массы в народном хозяйстве страны. Покупая ценные бумаги, центральный банк тем самым увеличивает денежные резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение. Продавая ценные бумаги, центральный банк сокращает их кредитные возможности и денежное предложение.
Операции на открытом рынке нередко происходят в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). Это происходит следующим образом. Центральный банк продает ценные бумаги с условием их обязательного выкупа по более высокой цене по истечении определенного времени.
Обязательные резервы хранятся в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Кроме обязательных резервов коммерческие банки могут хранить и избыточные резервы - суммы сверх обязательных резервов на непредвиденные случаи, например для увеличения потребности в ликвидных средствах. Чем большая сумма хранится в избыточных резервах, тем больше теряется доход, который коммерческие банки могли бы получить в случае использования ее в обороте.
Изменение норм обязательных резервов - метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.
Норма обязательных резервов устанавливается центральным банком в процентах от величины депозитов. Ее величина зависит от:
a. Вида вкладов (по срочным вкладам она ниже в сравнении с вкладами до востребования);
b. Размеров банков (для крупных банков она выше в сравнении с мелкими банками).
Изменение нормы обязательных резервов происходит в двух основных формах: в форме увеличения и в форме уменьшения.
В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение.
Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем самым кредитную активность коммерческих банков.
Изменение резервной нормы. Резервная норма - это установленный Центробанком минимум депозитных обязательств (ликвидных средств), который в любой момент должен находиться в коммерческом банке. Дело в том, что основными источниками банковских фондов являются сберегательные и чековые депозиты (вклады). Клиенты не только вкладывают деньги в банк, но и в любое время могут их снять, а банк эти операции должен обеспечить. Таким образом, в банке всегда должна находиться определенная сумма денег, достаточная для обслуживания своих вкладчиков. Она ни в коем случае не может быть предоставлена в кредит. Указанная сумма определяется Центробанком: устанавливается резервная норма в процентах к активам банка. Остальные активы банка могут быть использованы как кредитные ресурсы.
Очевидно, резервная норма (rr), помноженная на всю сумму депозитов, даст нам резервный фонд банка (RR). Банк не имеет права использовать этот фонд в качестве кредитного ресурса. В мировой практике банковского бизнеса он предназначен для использования в случаях, когда банк оказывается в сложном положении. Поправив свои дела, банк вновь образует резервный фонд в размере не менее 10% (или даже выше - по усмотрению самого банка). Стало быть, резервный фонд банка определяет степень ли и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.