Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик История зарождения и развития чиновничества в России. Процесс бюрократизации российского государственного аппарата. Особенности быта чиновников и разночинцев во второй половине XIX в. - начале XX в., анализ исторических событий, повлиявших на него.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 03.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…2
1. Историческая эпоха во второй половине 19 века и начале 20 века…………9
2. Быт чиновников и разночинцев во второй половине 19 века и начале 20 века………………….…………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….22
Литература………………………………………………………………….........23
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа на тему «Быт чиновничества и разночинцев во второй половине 19 века и начала 20 века». Для раскрытия данной темы очень важно выяснить, кто же такие чиновники и разночинцы, чем они занимались, какую работу проводили, где служили и т.д.
Итак, чиновничество в России, совокупность лиц, имевших чины и состоявших на гражданской службе. Зародилось с возникновением в Русском государстве 16 веке системы приказов. Сложившаяся в них иерархия чинов (судья, думный дьяк, дьяк, подьячий) вскоре распространилась и на местные государственные органы. Приказные судьи, наместники (до середины 16 в.) и воеводы, а также дьяки назначались царём и боярской думой. За свою службу они получали поместья и крепостных. Подьячих назначал Разрядный приказ. С ростом государственного аппарата число дьяков и подьячих увеличивалось (в начале 17 в. дьяков было 55, в 1676 -- 103 в приказах и 35 в уездах). В 80-х гг. 17 в. в 37 приказах служило около 2 тыс. подьячих.
С установлением в России в начале 18 века абсолютизма приказы были заменены коллегиями. Законодательство Петра I закрепило обязательность и пожизненность службы для дворян, к службе привлекались выходцы из духовенства, купечества, мещанства и государственные крестьяне. В 1-й четверти 18 в. положение чиновничества было оформлено законодательно. Высшие чиновники -- президенты коллегий и губернаторы -- назначались царём и Сенатом, низшие чиновники после упразднения в 1711 Разрядного приказа -- Сенатом. Генеральный регламент 1720 установил единообразие структуры и порядок деятельности коллегий и других правительственных учреждений. Табель о рангах 1722 ввела единую систему чинов, узаконила замещение постов в армии и государственном аппарате по личным заслугам, способностям и опыту. Всё чиновничество разделилось на табельное (классное) -- 14 классов -- и внетабельное (канцеляристы, копиисты, подканцеляристы). С 1764 чиновники стали получать государственное денежное жалование, но вплоть до начала 19 в. сохранялась и такая форма поощрения высшего чиновничества, как раздача монархами населённых государственных земель. Манифест о вольности дворянства 1762 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г. отменили обязательную государственную службу для дворян, однако привилегированное положение чиновничества привлекало их к государственной службе. К середине 18 в. число чиновников составляло около 5 тыс. чел., из них около 150 чел. -- сенаторы, президенты коллегий, начальники важнейших канцелярий и контор, губернаторы -- особы первых 4 классов Табели о рангах. Вторая группа чиновников -- особы 5--8-го классов -- прокуроры, провинциальные воеводы, члены различных присутствий (около 600 чел.). Основной исполнительной силой государственных учреждений были чиновники 9--14-го классов, 2/3 всего чиновничества составляли внетабельные чиновники. Почти 80% двух последних групп составляли выходцы из непривилегированных сословий.
В 1-й половине 19 в. процесс бюрократизации государственного аппарата резко ускорился. Учреждение в 1802--11 министерств заложило основы для создания бюрократических ведомств со сложной внутренней организацией и делопроизводством. Если в 1804 было около 13,2 тыс. табельных чиновников, то в 1850 их было 71,8 тыс., в 1856 -- 82,3 тыс. чел. Число внетабельных служащих также возросло (в 1850 -- 26,3 тыс. чел., в 1856 -- 31,6 тыс. чел.). Порядок определения на службу, прохождения её, награды и поощрения, наказания, выход на пенсию определялись «Уставом о службе гражданской» (1832).
В 1-й половине 19 в. чиновничество делилось на 4 группы. 1-я (с 1-го по 5-й класс) объединяла представителей высшей бюрократии, которые фактически определяли курс правительственной политики, 2-я группа (чиновники 6--8-го классов) включала лиц, занимавших должности исполнительного характера. Представители обеих групп имели большие привилегии и высокие денежные оклады. 3-я группа -- чиновники 9--14-го классов, занимавшие канцелярские или низшие исполнительные должности, 4-я группа -- внетабельное чиновничество, использовавшееся исключительно для технической работы, отличалось от табельного чиновничества в материальном и правовом отношениях. В условиях быстрого роста численного состава чиновничества эта группа была ближайшим резервом пополнения табельного чиновничества. До начала 19 в. не существовало образовательного ценза на замещение чиновничьих должностей. В 1809 по инициативе М. М. Сперанского был издан указ, требовавший от чиновников определённого уровня образования. При производстве в 5--8-й класс чиновники должны были представить диплом об окончании университета или сдать ряд экзаменов. Сроки производства в чины были установлены: с 14-го по 9-й класс -- через 3 года службы в каждом классе, с 9-го по 8-й -- через 4 года, с 8-го по 7-й -- 5 лет, с 7-го по 6-й -- 6 лет, с 6-го по 5-й -- 4 года, с 5-го по 4-й -- 5 лет, с 4-го по 3-й-- 10 лет. Производство в 1-й и 2-й классы осуществлялось по личному усмотрению императора без сроков. За 1836--43 в чин 8-го класса, дававший потомственное дворянство, было произведено около 7,2 тыс. чел., из них около 4,7 тыс. -- выходцы не из дворян. С 1845 потомственное дворянство стали давать чины 6-го класса в военной и 5-го (с 1856 -- 4-го) в гражданской службе, личное дворянство -- 9-й класс. Верхи дореформенного чиновничества были в основном помещичье-дворянскими. Считая чиновничество своей опорой, самодержавие изгоняло из его среды скомпрометировавших себя по службе и политически неблагонадёжных. «Пункт третий» Закона от 7 ноября 1850 разрешал начальству увольнять подчинённых чиновников без объяснения причин и права обжалования. Сложившаяся в 1-й половине 19 в. организация чиновничества сохранялась и в последующий период капиталистического развития, когда государственный строй сделал первый шаг в сторону буржуазной монархии, однако если высшие слои чиновничества оставались помещичье-дворянскими, то в ряды среднего и низшего чиновничества вливались буржуазные элементы, располагавшие значительными богатствами (плутократия). Созданные в ходе городской (1870) и земской (1864) реформ органы самоуправления привлекали на службу вольнонаёмный персонал (врачей, учителей, техников, агрономов и др.), получивший в бюрократических сферах название «третий элемент». С конца 1860-х гг. ряд ведомств стал привлекать на работу по найму женщин. В 1897 в бюрократическом аппарате работало 38 тыс. женщин (из них 28,9 тыс. в учебных заведениях), т. е. около 9% от общего количества чиновников (около 440 тыс.). В 1901 г. в России было около 0,5 млн. чиновников, в том числе 120--125 тыс. внетабельных. Со вступлением России в конце 19 -- начале 20 вв. в эпоху империализма монополии установили тесные контакты с правительственными учреждениями. Представители монополий вошли в состав отдельных совещательных инстанций министерств торговли и промышленности, путей сообщения, финансов, военного, морского, главного управления землеустройства и земледелия.
Формально к чиновничеству относились члены Петербургской АН, Академии художеств, профессора университетов и других высших учебных заведений, учителя гимназий и некоторые другие деятели культуры и науки, имевшие классные чины и числившиеся на государственной службе.
Революция 1905--07 гг. вынудила самодержавие предоставить представителям всех сословий (за исключением некоторых нерусских народов) право служить в государственном аппарате. Фактически в силу классовых преград и образовательного ценза это право не распространялось на рабочих и крестьян. Ещё в 1903 г. В. И. Ленин сравнивал чиновничество с густым лесом, через который «... простому рабочему человеку никогда не продраться...». Изменение социального состава чиновничества к началу 20 в. отразилось на политической «благонадёжности» некоторой его части. Особое определение Сената от 30 апреля 1908 г. подтвердило несовместимость государственной службы с революционной и оппозиционной деятельностью. Верхи чиновничества сохраняли и после Революции 1905--07 гг. многие элементы и черты дворянско-помещичьей бюрократии.
В период 1-й мировой войны 1914--18 гг. чиновничество России пополнилось множеством военных чиновников, канцелярские звенья государственного аппарата стали шире привлекать к работе женщин. В военно-хозяйственных органах общественного и государственного аппарата сильно вырос и окреп «третий элемент» (особенно во Всероссийских земском и городском союзах, Земгоре, военно-промышленных комитетах). В «Особых совещаниях» царские чиновники активно сотрудничали с представителями буржуазии, осуществляя начальные этапы сращивания государственного аппарата с империалистическими монополиями.
После Февральской революции 1917 Временное правительство сохранило старый государственный аппарат и чиновничество. Вынужденное заменить некоторых чиновников в отдельных сферах государственного аппарата (администрация, полиция, частично суд), оно сохранило большинству отстранённых чиновников жалование, заштатные пособия, значительные пенсии. Порядок службы чиновничества по-прежнему регулировался Табелью о рангах и «Уставом о службе гражданской».
После Октябрьской революции 1917 г. чиновники центральных государственных учреждений встали на путь саботажа Советской власти, однако попытки контрреволюционных чиновников распространить саботаж на всю страну успеха не имели. Многие саботажники были уволены, главари -- арестованы. В то же время Советское правительство повысило жалование низшим служащим, привлекало их к работе в советских учреждениях. Чиновничество буржуазно-помещичьей России было упразднено первыми декретами Советской власти -- от 10(23) ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и от 16(29) декабря 1917 г. «Об уравнении всех военнослужащих в правах». Создание нового типа государства и принципиально нового государственного аппарата означало исчезновение чиновничества, как особой социальной группы, замену её институтом советских служащих.
Разночинцы, «люди разного чина и звания», межсословная категория населения в России 18--19 вв.; выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды. Формирование разночинского слоя было обусловлено развитием капитализма, вызвавшего большой спрос на специалистов умственного труда. Уже с 1840-х гг. разночинцы оказывали значительное влияние на развитие общественной жизни и культуры, с падением крепостного права стали основным социальным слоем для формирования буржуазной интеллигенции. Демократическое крыло разночинцев, выдвинувшее ещё до крестьянской реформы 1861 г. ряд видных деятелей освободительного движения (В. Г. Белинский, петрашевцы), в пореформенную эпоху заняло ведущее место в революционном движении. Буржуазно-демократический этап освободительной борьбы в России (приблизительно 1861--95гг.) В. И. Ленин назвал разночинским.
Так как тема данной курсовой работы обозначена, как быт чиновничества и разночинства, то следует дать объяснение, что же такое «быт».
«Быт - сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения. В широком смысле быт -- уклад повседневной жизни.
Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение и поведение людей.
Различают общественный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт. Структура быта может рассматриваться с точки зрения соотношения: материальной и духовной сторон; социального и индивидуального аспектов; видов затрат времени и деятельности (удовлетворение физиологических потребностей, бытовой труд, досуг); типов социального объединения и общения (семья, соседство, товарищеские компании, молодёжные группы и т.д.). Под влиянием социальных, а также географических условий у различных народов вырабатывается комплекс приёмов, обычаев, обрядов, связанных с удовлетворением потребностей. При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и социальных групп, в городе и деревне складываются разные формы быта, выражающие свойственные этому обществу социальные противоречия.
В ходе исторического развития общества изменяется характер, как самих элементов быта, так и его структуры. В основе этих изменений, в конечном счёте лежит развитие производительных сил и смена способов производства. Значение быта в жизни людей изменяется в связи с процессом урбанизации и увеличением свободного времени. Расширение сети бытовых предприятий, рассчитанных на массовые потребности и массовое обслуживание (в сфере как материального, так и духовного потребления), оказывает влияние на семейный и индивидуальный быт.
Наряду с процессом интернационализации быт сохраняет национальные и социальные особенности у разных народов и социальных групп».
Как мы выяснили, быт любых слоёв общества имеет свойство изменяться в ходе исторического развития общества. Для того чтобы определить быт чиновничества и разночинцев, в какой - либо промежуток истории, надо выяснить, какие исторические события и факты могли изменить или повлиять на его изменения.
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА СЕРЕДИНЫ 19 ВЕКА И НАЧАЛА 20 ВЕКА
XIX столетие занимает особое место в истории развития европейской цивилизации. На рубеже XVIII - XIX вв. человек создал паровую машину, приведшую к революции в области производительных сил. Паровая машина сыграла большую роль в переходе к машинному производству и привела к промышленной революции.
Во второй половине XIX в. Достоянием человечества стали два открытия:
- открытие электрической энергии, которая начала использоваться в двигателях, средствах связи (телеграф и телефон), для освещения;
- двигатель внутреннего сгорания (1860 г.), благодаря чему появился автомобиль (1885-1886 гг.).
Использование электрического двигателя и двигателя внутреннего сгорания внесло существенный вклад в развитие производительных сил общества.
К концу XIX века завершился раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами. Сформировалась колониальная система, ставшая одним из важнейших источников получения прибыли.
В XIX столетия в странах Романо-германской цивилизации сложилась новая социальная структура. Теряет былое господствующее положение дворянство, уступая его буржуазии. Капиталистическое производство воспроизводит главного противника буржуазии - пролетариат. Формируется сильный интеллектуальный слой, который начинает играть возрастающую роль в духовной жизни и занимает влиятельное положение в социальной структуре общества.
Изменившиеся социально-экономические условия привели к существенным переменам во всех областях культуры - науке, литературе, искусстве. Бурный рост производства, необходимость его обслуживать дал толчок развитию научных фундаментальных и прикладных исследований, особенно естественных и технических.
И несмотря ни на что, в 19 веке в России успешно развивались общественные науки - история, философия, языкознание, политическая экономия. Небывалого подъёма и расцвета достигли русская литература, живопись, музыка, театральное искусство, архитектура - русская культура вышла на передовые мировые рубежи.
Конец 50-х - начало 60-х гг. стал эпохой умственного пробуждения России. Мыслящая Россия к этому времени научилась читать между строк. Поэтому, всё, что публиковалось в периодической печати и в книгах, становилось предметом споров, рассуждений и размышлений. Идеи западничества получают дальнейшее развитие. А под влиянием славянофильства складывается течение почвенничества, некоторые стороны которого в 70-80 гг. приобрели черты национализма и панславянизма. Это были так называемые поздние славянофилы. Идея славянофильства нашли своеобразное преломление в религиозно-философских концепциях конца XIX - начала XX в. В трудах В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского и др.
Небывалого подъёма и расцвета достигли русская литература, живопись, музыка, театральное искусство, архитектура.
В России была создана самобытная художественная реалистическая литература, критика, давшие миру десятки блестящих имён.
Мировой славой и признанием русская музыка XIX в. Обязана М.И. Глинке, членам «Могучей кучки» (М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, критик В.И. Стасов)., П.И. Чайковскому, которые не только использовали русскую тему в своих произведениях, но вывели её на мировую арену.
В 1870 г. В России возникло уникальное и, пожалуй, единственное в мире Товарищество художников-передвижников, объединившее многих лучших мастеров кисти страны.
Значительных успехов достигло русское театральное искусство - оперное, балетное, драматическое. Его расцвет был достигнут благодаря блестящей плеяде российских артистов, композиторов, драматургов. В конце XIX столетия получил развитие как в столицах, так и в провинции драматический театр.
Представителями российской архитектурной школы в столичных и губернских городах созданы неповторимые ансамбли, которые остаются украшением этих городов и в наши дни.
Таким образом, русская культура в XIX в. Вышла на передовые мировые рубежи.
Первая половина 20 века ознаменовалась для России двумя кровопролитными войнами и тремя революциями, в результате чего огромная империя выпала из мировой капиталистической системы.
Вот в такую не лёгкую, но знаменательную эпоху и жили наши чиновники и разночинцы, о быте которых мы и должны выявить всё самое интересное в нашей работе.
2. БЫТ ЧИНОВНИЧЕСТВА И РАЗНОЧИНЦЕВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА И НАЧАЛЕ 20 ВЕКА
Быт чиновников и разночинцев существенно различался, т. к. материальное вознаграждение, которое они получали за свою службу очень различалось по сумме гонорара. Отсюда и условия быта были настолько различны, что иногда даже сопоставить их было очень трудно.
Утро чиновника начиналось примерно так:
« …Встав, надев серый халат на голубой шёлковой подкладке, закинув кисти узлом и подошёл к окну, поднял штору и громко позвонил. На звонок тотчас же вошёл старый камердинер Матвей, неся платье, сапоги и телеграмму. Вслед за Матвеем вошёл и цирюльник с припасами для бритья.
- Из присутствия есть бумаги? - спросил Степан Аркадьевич, взяв телеграмму и садясь к зеркалу.
- На столе, - отвечал Матвей…».
Одевшись, Степан Аркадьевич прыснул на себя духами, вытянул рукава рубашки, привычным движением рассовал по карманам папиросы, бумажник, спички, часы с двумя цепочками и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.