На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Основание Нововавилонского царства. Передняя Азия после падения Ассирии. Захватнические войны Навуходоносора. Города Вавилонии, их социальная структура и право. Обострение внутриполитического положения. Культура и искусство Нововавилонского царства.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 09.01.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
2
Московский государственный областной университет
Факультет истории, политологии и права

Курсовая работа на тему:

Вавилонское царство с
626 - 539 гг. до н.э.

Подготовила: студентка II курса,
21 группы Кухарчук Э.Э
Научный руководитель: Сафронов А.В

г. Москва
2007 г.
Содержание

    Введение: 3
    Основание Нововавилонского царства 4
    Передняя Азия после падения Ассирийской державы 6
    Захватнические войны Навуходоносора II. 7
    Города Вавилонии, их социальная структура и право 10
    Положение рабов и рядовых свободных 17
    Царская власть и положение храмов 25
    Обострение внутриполитического положения 30
    Завоевание Вавилона персами 32
    Культура и искусство Нововавилонского царства 34
    Заключение 36
    Список использованной литературы 38

Введение:

После разгрома Ассирийской державы на Ближнем Востоке на некоторое время установилось известное равновесие сил. Мидия и Вавилон мирно поделили между собой наследие Ассирии. В результате мидяне завладели ее коренной территорией и областью Харран в Верхней Месопотамии. Вавилоняне же прибрали к рукам остальную Месопотамию и готовились установить свой контроль над всеми областями к западу от Евфрата. Таким образом, на всем Ближнем Востоке осталось только четыре могущественных государства: Мидия, Вавилония, Египет и Лидия (в Малой Азии). Однако Мидия представляла собой не цельное государственное образование, а конгломерат царств, подчиненных индийской династией: сюда входили Перси да -- Ашнап, Маннейское царство. Скифское царства (в Азербайджане), Мелитепа, или «Дом Тогармы» (видимо, с армянской династией). Буферное положение между Лидией и Мидией занимало царство Киликия. Дандамаев М.А., Виноградов И.В. Нововавилонская держава и поздний Египет./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.: Знание, 1983
В конце VII в. до н. э. в Передней Азии политическая гегемония вновь (почти через тысячу лет) переходит к Вавилону.
Важнейшей особенностью внутриполитической жизни Вавилонии первой половины I тысячелетия до н. э. является процесс дальнейшей дифференциации среди свободной части населения, делившегося на богатых и бедных. Привилегированное сословие, к которому принадлежали крупные рабовладельцы, купцы, ростовщики и т. п., добивается создания своей особой политической организации в виде ряда самоуправляющихся городов. Крупнейшим из таких городов был Вавилон.
Вавилония в Х--VII вв. до н. э. оставалась богатой и населённой страной, а город Вавилон сохранял свое значение важнейшего торгового и ремесленного центра Передней Азии.
Но политическое его значение было невелико. Он стал объектом захватнических устремлений правящих классов других государств. Не всегда Вавилону удавалось сохранять даже свою политическую независимость.
Особенно упорной была борьба Вавилона с Ассирией. С 732 г. до н. э. Вавилон входил в Ассирийскую державу, а его царями одно время были ассирийские цари.
Несмотря на то, что Вавилония находилась в лучшем положении, чем другие подчинённые ассирийцам страны (она сохраняла относительную самостоятельность), борьба вавилонян за полную независимость не прекращалась. Случаи, когда ассирийские цари восстанавливали силой свою власть над непокорными вавилонянами, были не единичными.
После падения Ассирии Вавилонское царство (называемое в науке Нововавилонским или Халдейским) наряду с Мидией становится наиболее могущественной державой Передней Азии.
Вавилон под властью Халдейской династии вновь достиг экономического и культурного расцвета. Всемирная история: В 24 т. А.Н. Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. Т.3. Век железа. Мн.: Литература, 1998 г. Гл. 4

Основание Нововавилонского царства

Основателем Нововалилонского царства был ассирийский наместник Набопаласар(Набуапалусур) - может быть, потомок Мардукапалиддина, наиболее известный из халдейских вождей.
Во времена правления Ашшурбанапала халдейская знать, сросшаяся со знатью вавилонской, была лояльна по отношению к Ассирийской державе, и многие её представители находились на ассирийской службе. По данным греческих авторов, сам Набопаласар первоначально был полководцем на ассирийской службе, возможно - наместником юга Вавилонии или номинальным царём Вавилона после смерти ставленника Ашшурбанапала - Кандалану.
Год 626 до н. э. принято считать началом Нововавилонского царства, когда Вавилония стала независимой от Ассирии.
В этот год Набопаласар возглавил мощное восстание вавилонян против Ассирии (под властью которой Вавилония находилась с 729). Вначале он воздерживался от попыток захватить большие города и смог укрепить свою власть лишь на севере Вавилонии, а центр и юг страны сохраняли верность ассирийцам. Ему долго не удавалось взять крупные вавилонские города Урук и Ниппур, где были сильные проассирийские настроения. В Ниппуре во время многомесячной осады армией Набопаласара жители продавали в рабство своих детей, чтобы спасти их от голодной смерти. В 616 г. до н. э ассирийцам пришлось оставить Урук, а через год пал и Ниппур, который более десяти лет ценой больших лишений и страданий сохранял верность ассирийскому царю. Теперь почти вся территория Вавилонии была в руках Набоналасара.

В 614 г. до н. э. он заключил союз с мидийским царём Киаксаром, совместно с которым одержал окончательную победу над Ассирией в 609 г. до н. э. История Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.: Из-во «Наука», 1983.


Весной 607 г. Набоналасар передал командование вавилонской армией своему сыну Навуходоносору, взяв на себя управление внутренними делами государства. Перед Навуходоносором стояла задача победить Сирию и Палестину. Но сначала необходимо было овладеть г. Каркемиш на Евфрате, где находился сильный египетский гарнизон, часть которого составляли греческие наемники. Весной 605 г. до н.э. вавилонское войско перешло Евфрат и одновременно с юга и севера напало на Каркемиш. За городскими стенами началась жестокая битва, и скоро город превратился в пылающие руины, египетский гарнизон был уничтожен до последнего человека. После этого большая часть Сирии и Палестины, т.е. почти все области между Евфратом и Египтом, почти без сопротивления подчинились вавилонянам.
Будучи в Сирии, Навуходоносор(Набукудурриусуром) в августе 605 г. до н. э. , получил известно о смерти своего отца в Вавилоне и, срочно возвратившись, через месяц стал царем.

Передняя Азия после падения Ассирийской державы

В это время на Ближнем Востоке сложилась крайне благоприятная обстановка для проведения Нововавилонским царством завоевательной политики. Навуходоносор II, возможно, сразу захватил Сирию, где продолжительное время не существовало даже полусамостоятельных царств.

Иудея и Финикия заняли выжидательную позицию. Вся северная и северо-восточная часть территории бывшей Ассирийской державы была в руках Киаксара, царя Мидии, подчинившего к этому времени также царства Мана, Урарту и Скифское царство, находившееся на территории современного Азербайджана.

Лишь в Малой Азии имелось два крупных независимых царства: в западной части - Лидия и в юго-восточной - Киликия.

Мидия не представляла пока опасности для Вавилона: союз, заключённый с нею Набопаласаром и закреплённый браком между Навуходоносором и дочерью мидийского царя, давал на это гарантии.

Ассирия была сокрушена окончательно, и сейчас предстояло поделить её наследство между Вавилонией и Мидией. Возможно, граница прошла от Исского залива (в северо-восточном углу Средиземного моря, между Малой Азией и Финикией) через Месопотамию, оставляя Харран и бывшую коренную ассирийскую территорию за мидянами. За кем остался Элам - не вполне ясно, но наиболее вероятно, что он отошёл к Мидии.

Навуходоносору, таким образом, досталось около половины территории бывшей Ассирийской державы, но эту половину ещё предстояло закрепить за Вавилонией.

Пока Мидия была дружественной державой, необходимо было обеспечить вавилонское господство в Сирии, Финикии и Палестине и обезвредить другого опасного соперника - Египет. На Египет уже начали ориентироваться Тир и Иудея, а может быть, и мелкие государства Заиорданья Древние цивилизации. Под общей ред. Г.М.Бонгард-Левина. М.: Мысль. 1989 г..

Захватнические войны Навуходоносора II.

В 601 г. до н.э. войско Навуходоносора снова двинулось к египетским границам. В последовавшей битве обе стороны понесли тяжелые потери.

Затем Навуходоносор совершил поход в Северную Аравию, где он стремился взять в свои руки контроль над караванными путями. К этому времени царь палестинского царства Иудеи Иоаким, побуждаемый уговорами египетского фараона Нехо, отпал от Вавилонии. Навуходоносор осадил столицу Иудеи Иерусалим и 16 марта 597 г. впервые взял его. Более 3000 иудеев было уведено в плен в Вавилонию, а царем Навуходоносор назначил своего ставленника Цидкию (Седекию). Успех был, однако, недолгим.

В декабре 595 - январе 594 г. в Вавилонии происходили волнения в армии. Мятеж был подавлен, а в стране восстановлен порядок. До нас дошел протокол судебного процесса над одним из заговорщиков, дело которого рассматривалось военным судом под председательством самого царя. Подсудимый был обвинен в государственной измене, нарушении присяги, данной царю, и казнен, а все его имущество конфисковано.

Вскоре новый египетский фараон, Априй, решил попытаться установить свою власть в Финикии и захватил города Газу, Тир и Сидон; на его сторону перешёл и иудейский царь Цидкия, а также и другие царьки Палестины и Заиорданья (Эдома, Моава и Аммона). По-видимому, все они возлагали надежды на назревавший конфликт между Мидией и Вавилонией.

К конфликту с Мидией готовились и в Вавилонии: Навуходоносор воздвиг в это время оборонительную Мидийскую стену поперёк равнины Двуречья, выше Сиппара; в 590-х годах велось также строительство исключительно мощных оборонительных сооружений вавилонской столицы.

Но Мидия до 590 г. до н. э. была, по-видимому, занята ликвидацией Урартского и Скифского царств, а после этого оказалась вовлечённой в длительною воину с Лидией в Малой Азии. Надежды в Сирии и Палестине на конфликт между Вавилонией и Мидией, таким образом, не оправдались.

И когда в 587 г. до н. э. Навуходоносор вновь появился в Сирии, Априй отступил, оставив Иудею на произвол судьбы. После полуторагодичной осады Иерусалима Цидкия попался в руки вавилонян во время неудачной вылазки. Ему выкололи глаза и отправили в Вавилонию. Вскоре после этого, в 586 г. до н. э., Иерусалим был взят, разрушен и разграблен. Значительная часть населения Иудеи - в первую очередь знать, а также ремесленники, в которых Навуходоносор чрезвычайно нуждался, - была по ассирийскому обычаю переселена в Вавилонию.

Земли переселённых были розданы оставшимся жителям - этим путём надеялись завоевать сторонников для вавилонской власти в Палестине. Сопротивление в Палестине продолжалось ещё некоторое время (например, был убит вавилонский наместник иудей Гедалия), но в конце концов оно было окончательно подавлено. Последние бойцы отошли с жёнами и детьми на египетскую территорию, где впоследствии были поселены в качестве военных колонистов Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности (От первых поселений до персидского завоевания). М., 1989..

Меньший успех имел Навуходоносор в борьбе с Тиром. Длительная осада этого города-острова не привела к решительным результатам, и дело окончилось в 574 г. до н. э компромиссом.

Царь Тира Итобаал III признал верховенство Навуходоносора; тирские цари даже, по-видимому, живали при вавилонском дворе; но фактически Тир сохранил самоуправление и полную свободу действий за пределами вавилонских владений.

Что касается заиорданских царств, то они признали власть Вавилонии и расширили свои владения за счёт Иудеи. Навуходоносору II удалось, таким образом, удержать за собой Сирию и Палестину, вытеснив оттуда египтян.

Конфликт с Египтом не был, однако, этим исчерпан. Когда в 569 г. до н. э. в Египте началась борьба за престол, вавилоняне решили, что настало время вторгнуться в пределы Египта. Поход (или один из походов) состоялся в 567 г. до н. э.; результатов его мы не знаем, но если Вавилонии и не удалось удержать в своих руках египетскую территорию, то ей удалось всё же предотвратить египетское вторжение в Палестину.

С Мидией, насколько мы можем судить, военных столкновений в это время но было.

В 585 г. Вавилония вместе с Киликией выступала посредником при заключении мира между Мидией и Лидией. На границе Мидии с Вавилонией и Лидией, по-видимому, в течение всего правления мидийского царя Астиага (585-550) господствовал мир, хотя есть основания думать, что отношения с Вавилонией становились всё более напряжёнными.

При Навуходоносоре Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было временем подлинного возрождения, экономического расцвета и культурного развития. Вавилон стал центром международной торговли. Много внимания уделялось искусственному орошению. В частности, около Сиппара был создан большой бассейн, откуда гало много каналов, с помощью которых регулировалось распределение воды во время засухи. В Вавилоне был выстроен новый дворец и сооружен знаменитый висячий сад. Кроме того, вокруг города были воздвигнуты необыкновенно мощные фортификационные сооружения, чтобы обезопасить государство от вражеских нападений в будущем Хрестоматия по истории древнего Востока. Под ред. И. С. Кацнельсона, М. А. Коростовцева, В. И. Кузищина. Т. 1-2. M., l980.

.

Однако после смерти Навуходоносора II в 562 г. в течение пяти лет на троне сменилось три царя, жречество стало активно вмешиваться в политику, устраняя неугодных царей.

Города Вавилонии, их социальная структура и право

Политическими и экономическими центрами Вавилонии этого времени являлись крупные города - Вавилон, Сиппар, Ниппур, Урук и др.

Клинописные источники I тысячелетия до н. э. различают «царские города» - административные центры - и самоуправляющиеся города, обладающие рядом привилегий. Из содержания деловых документов этого времени следует, что крупнейшие вавилонские города носили теперь торгово-ремесленный характер.

Известно, что большинство документов старовавилонского и касситского периодов имело отношение к купле-продаже земли, аренде, найму сельскохозяйственных работников, займу посевного зерна и т. п. В нововавилонский период значительная часть документов принадлежит к денежным операциям, к покупке городских участков, торговле и ремеслу.

За время ассирийского владычества рабовладельческое производство заметно расширилось, значительно повысилась его товарность и увеличилась роль обмена.

Количество рабов в частных хозяйствах достигало иногда нескольких сотен человек.

Стоимость серебра понизилась, и увеличилось его количество в обороте при соответствующем росте цен. Известны попытки создания монеты.

Вавилония издавна славилась высокоразвитым ремеслом; она играла роль посредствующего звена в торговле между Сирией и Ираном, Индией и Южной Аравией. Теперь эта роль Вавилонии особенно усилилась после уничтожения её ассирийских конкурентов.

Жители крупных вавилонских городов пользовались особыми привилегиями. В частности, они были освобождены от царских строительной и военной повинностей. Для этих городов было характерно самоуправление свободных и юридически равноправных членов общества, объединенных в народное собрание при главном храме того или иного города.

Однако со временем многовековая борьба между царской властью и народным собранием постепенно привела к поражению последнего, и в это время его юрисдикции подлежали только конфликты между отдельными гражданами и преступления местного характера.

Крупные города Вавилонии управлялись советом старейшин, главным образом из числа жрецов, во главе с верховным жрецом (в Сиппаре) или с храмовым экономом (в Уруке).

Часть решений народного собрания касалась хищений храмового скота и другого имущества, сбора храмовой десятины и арендной платы с храмовых полей и т.д. Другие решения имели отношение к имущественным тяжбам и семейным спорам отдельных граждан.

Таким образом, собрание функционировало как орган местного самоуправления и суда. Часто его заседания возглавлял наместник соответствующего города или управляющий храмом.

Членами народного собрания являлись граждане, которые были свободными и в юридическом отношении считались равноправными между собой. Но они заметно отличались друг от друга по своему экономическому и общественному положению.

Среди них были наместники городов, судьи, высокопоставленные государственные и храмовые чиновники, купцы, дельцы, писцы, чиновники низших рангов, пастухи, арендаторы полей, ремесленники, включая беднейшие слои свободного населения.

Статус граждан был наследственным и переходил от отца к сыновьям. Естественно, в работе собрания активную роль могли играть в основном лишь состоятельные люди.

Нередко вместо всех граждан для решения тех или иных дел собирались лишь старейшины, т.е. наиболее влиятельная часть граждан. В ряде случаев они выносили свои решения совместно с высшими храмовыми чиновниками и наместниками городов. Иногда в присутствии старейшин составлялись документы, содержащие распоряжения высокопоставленных государственных чиновников. Кроме того, старейшины представляли граждан своего города перед царем

Совет старейшин обладал судебными и административными функциями. В документах этого времени при упоминании свободных лиц называется и имя их предка: только лица, принадлежавшие к определённым родам, по-видимому, традиционно связанным с храмом городского божества и имевшим право на участие в храмовых доходах, обладали, как кажется, полными гражданскими правами в таком городе.

Так складывается особая организация рабовладельцев, созданная для господства над всем остальным населением, в том число и над мелкими свободными земледельцами за пределами городов. Эта организация нередко выступает как единое целое, например в различных денежных операциях, в таких общественных предприятиях, как постройка канала, но чаще мы встречаемся с деятельностью отдельных рабовладельцев, иногда семейных объединений торговых домов; известны, например, торговый дом рода Эгиби в Вавилоне и торговый дом рода Мурашу в Ниппуре.

Иной раз отдельный рабовладелец, например верховный жрец Сиппара, выступает как частное лицо, беря на себя прорытие канала, который потом должен был перейти к городу.

Правители Нововавилонского царства вынуждены были все больше считаться со жречеством и представлять его интересы. Это подтверждается тем, что в многочисленных надписях говорится лишь о сооружении новых храмов и ремонте старых и о благочестивых дарах в различные святилища, а неоднократные успешные военные походы почти не упоминаются.

Граждане принимали участие в культе при местном храме, а также в храмовых праздниках и трапезах и имели право на получение определенной доли из храмовых доходов. Все эти люди жили в городах и владели землей в городе или прилегающей к нему сельской округе, на территорию которой распространялась власть народного собрания.

Граждане отдельных городов вступают в переговоры друг с другом, например -- сиппарцы с жителями Суз по поводу этого же канала. Последние два случая относятся, правда, уже ко времени персидского владычества, но при персах общее устройство городов Вавилонии не отличалось от их устройства в нововавилонский период.

В рассматриваемое время население Вавилонии в этническом отношении было довольно пестрым. Страна была наводнена халдейскими и арамейскими племенами, жившими бок о бок со старым местным населением. Кроме того, в Вавилонии жило много чужеземцев. Часто чужеземцы размещались значительными группами в определенных районах. Например, в окрестностях Ниппура и в самом городе каждой этнической группе была выделена особая территория.

Среди чужеземцев были также царские наемники, добровольные эмигранты и лица, по различным причинам постоянно или временно жившие в Вавилонии (купцы, политические беженцы, сезонные наемные работники из Элама и т.д.). Так, в вавилонских текстах упоминается много чужеземцев, живших при дворе Навуходоносора II. Среди них были эламиты, персы, киликийцы, иудеи, различные выходцы из Малой Азии («ионийцы»), «беглецы из Мидии» и др.

Особенно много было в стране лиц египетского происхождения. Значительное их число упоминается в качестве контрагентов и свидетелей при заключении различных сделок, составленных в Вавилоне, Уре, Уруке, Сиппаре, Борсиппе и других городах.

Из частноправовых документов видно, что представители различных народов жили бок о бок, вступали в деловые отношения и заключали смешанные браки. Необходимо иметь в виду, что в древности не было конфликтов на этнической почве, расовой неприязни и чувства превосходства одного народа над другим и никто не был заинтересован в том, чтобы навязать другим народам свой язык и культуру. Поэтому со стороны местного населения не было пренебрежения к верованиям чужеземцев. Последние, в свою очередь, поклонялись не только своим богам, но и богам того народа, среди которого они жили, ибо верили в силу этих богов.

Чужеземцы включались в экономическую и общественную жизнь страны, становились собственниками домов, земельных владений, а часть их служила и в административном аппарате. Они постепенно ассимилировались местным населением и говорили на аккадском и арамейском языках, поскольку последний быстро распространился в качестве разговорного языка в Месопотамии, и, в свою очередь, оказывали определенное культурное влияние на вавилонян.

Однако чужеземцы были лишены гражданских прав, поскольку они не владели землей в пределах городского общинного фонда, и поэтому не могли стать членами народного собрания. Но в тех случаях, когда они размещались компактно в определенных районах, такие люди могли создать собственную организацию местного самоуправления.

Наконец, кроме граждан и свободных без гражданских прав существовали различные группы зависимого населения, особую прослойку которого составляли рабы. Естественно, все эти люди не имели никаких гражданских прав.

Кроме народного собрания судебная власть принадлежала также царским судьям. Царский суд обычно представлял собой коллегию из пяти-шести профессиональных судей. Иногда состав суда был смешанным, и в него входили царские судьи и старейшины из числа граждан. В Сиппаре представителем царского суда был верховный жрец храма Эбаббарра, обладавший широкими юридическими полномочиями.
В решении важных дел народное собрание подчинялось царским судьям, получало от них различные предписания и обязано было снабжать последних необходимой информацией. Царские суды выносили решения по наиболее важным делам.

Высшей судебной инстанцией считался царь. Но он не имел абсолютной власти и не мог произвольно захватить имущество своих подданных или лишить их жизни.

Индивидуум в частной жизни был предоставлен самому себе, и центральная власть не вмешивалась в его семейную жизнь. Он мог свободно передвигаться в пределах государства, совершая деловые и торговые поездки, а также ездить на заработки.

Семья в основном оставалась моногамной, и мужчина, который брал вторую жену, обычно должен был уплатить довольно высокий штраф в пользу первой, если только она не была бездетной.

Женщина пользовалась сравнительно большой независимостью, могла иметь свое имущество, распоряжаться им свободно (дарить, продавать, обменивать, отдавать в аренду и т.д.).

Нововавилонское право требовало письменной фиксации заключаемых сделок, кроме продажи скоропортящихся продуктов. Контракты составлялись профессиональными писцами в присутствии свидетелей (обычно от трех до десяти и более человек) в двух экземплярах по определенным формулярам, и каждая из сторон получала по одному экземпляру.

Начиная с нововавилонского времени в документах подчеркивается, что контрагенты вступают в сделку добровольно. В контракте указываются условия сделки, место и дата, где и когда документ был составлен, и определяется наказание (обычно штраф) за нарушение условий сделки. К документам прилагаются печати свидетелей и контрагентов (последние обычно оставляют оттиски своих ногтей).

В рассматриваемую эпоху объектами заклада служили поля, дома, рабы, дети свободных, скот, деньги и прочее движимое имущество. Существовало два вида залога. Либо то или иное имущество объявлялось залогом в обеспечение ссуды, либо залог поступал в онтихрезу, т.е. кредитор получал право пользоваться залогом для извлечения доходов.

Второй вид залога был более распространен.
Очень часто рабов и дома (реже поля и другое имущество) отдавали в антихрезу за долги. В таких случаях доходы с заложенного имущества или доходы с труда рабов или других лиц, отданных в заклад, шли на покрытие процентов по ссуде.

К нововавилонскому времени долговое рабство претерпело значительные изменения. Кредитор мог арестовать несостоятельного должника я заключить его в долговую тюрьму. Однако кредитор не мог продать должника в рабство, и последний погашал ссуду бесплатной работой на своего заимодавца.

В отличие от более ранних периодов муж не мог отдавать жену в долговой залог. Но свободные имели право отдавать в залог своих детей, а в случае неплатежеспособности должника их можно было обратить в рабов. При этом ограничение долгового рабства определенным сроком, установленное Законами Хаммурапи, в I тысячелетии до н.э. уже не являлось действительным.

Практика самозаклада и самопродажи в рассматриваемое время совершенно исчезла. К продаже своих детей свободные прибегали чрезвычайно редко, лишь в случаях катастрофического голода, опустошительных войн и длительных осад.

В нововавилонское время продолжали переписывать и изучать Законы Хаммурапи, о чем свидетельствуют их многочисленные копии, составленные в I тысячелетии до н.э. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т.: Учеб. для студентов вузов. Т. 1. - М.: Высшая школа, 1998

Положение рабов и рядовых свободных

Общество Вавилонии VI в. до н.э. состояло из полноправных граждан городов, лиц не порабощенных, но лишенных гражданских прав, различных групп зависимого населения и, наконец, рабов.

Полноправные граждане являлись членами народного собрания городской храмовой округи, которое имело судебную власть в решении семейных и имущественных дел. К числу полноправных граждан относилась как знать (высшие государственные и храмовые чиновники, представители крупных деловых домов и т. д.), так и основная часть трудового населения (земледельцы и ремесленники), включая сюда и беднейшие слои населения городов. В юридическом отношении все они считались равноправными. Все полноправные граждане могли стать рабовладельцами, но фактически только относительно небольшая часть их имела рабов.

Свободные люди, лишенные гражданских нрав, состояли из царских военных колонистов и различных групп государственных работников, наделенных средствами производства и сидевших на царской земле. Эти люди были лишены гражданских прав ввиду того, что они не владели землей в пределах городского общинного фонда и поэтому не могли стать членами народного собрания. Кроме воинов среди них были ремесленники различных специальностей, торговцы и т.д. Дандамаев М. А. Рабство в Вавилонии VII-IV вв. до н. э. (626-331 гг. до н.э.). М., 1974.

Большую роль в производстве играли также те социальные слои зависимого населения, которые были лишены собственности на средства производства. Эго были промежуточные между свободными и рабами группы, обрабатывавшие землю, которая не являлась их собственностью. Они находились в личной зависимости от отдельных лиц или коллективов собственников (т. е. храмов) и работали в силу внеэкономического принуждения, но с точки зрения закона не считались собственно рабами. В отличие от подлинных рабов они не являлись полной собственностью своих хозяев, их, например, нельзя было продавать.

Наемный труд в Вавилонии I тысячелетия до н.э. играл весьма значительную роль в общей структуре экономики. Храмы и частные лица вынуждены были прибегать в широких масштабах к использованию квалифицированного труда свободных работников в ремесле, сельском хозяйстве и особенно для выполнения трудных видов работы. При этом иногда было нелегко найти необходимое количество работников, и в таких случаях приходилось нанимать их по чрезвычайно высоким ставкам.

В поздней Вавилонии нередко встречаются партии наемных работников численностью до нескольких сот человек. Они выступали против несвоевременной оплаты их труда, перебоев в снабжении нищей и не соглашались работать за низкую плату, а в некоторых случаях даже угрожали расправой своим работодателям. Эти многочисленные массы наемных работников главным образом состояли из малоземельных свободных людей.

В связи с этим возникает вопрос о масштабах социального расслоения среди свободных. Как известно, ранее в Месопотамии наиболее распространенной формой порабощения свободных являлась долговая кабала, которая в определенных условиях могла привести к деградации неплатежеспособных должников в рабов в прямом смысле этого слова.

В нововавилонское время по сравнению с предшествующими периодами в этом отношении произошли значительные изменения. Кредитор мог арестовать неплатежеспособного должника и заключить его в долговую тюрьму, однако он не имел права продать должника в рабство третьему лицу. Залог, в котором находился должник, был антихрезой, т. е. предполагал использование заложенной вещи кредитором, поэтому должник бесплатно работал па кредитора, сохраняя свою свободу.

Практика самозаклада с переходом залога в собственность кредитора совершенно исчезла в Вавилонии VII -- IV вв. до н.э. Кроме того, муж теперь не имел права отдавать в залог жену, хотя свободные люди могли отдавать в залог своих детей, которые находились в патриархальной власти главы семьи.

Однако родители отдавали детей в залог в довольно редких случаях. Положение детей, отданных в антихретическии залог, было похоже на рабское, и их работа на кредитора оценивалась той же суммой, что и труд раба. После отработки долга и процентов такие заложники теряли всякую связь с кредитором. Но зато дети должников, взятые в залог, могли быть обращены в рабство в случае неуплаты долга. При этом ограничение долгового рабства определенным сроком (тремя годами), установленное законом Хаммурапи, в нововавилонское время уже не действовало.

Самопродажа в Вавилонии I тысячелетия до н.э. исчезает. Продажа детей родителями, по-видимому, допускалась законом, но к этому прибегали чрезвычайно редко, а именно в случае крайней нужды, катастрофического голода в стране, во время войн и осад История Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983.

.

Хотя среди свободных протекали процессы социального расслоения, разорение и порабощение свободных отнюдь не носили массового характера. Это объясняется сравнительно высоким жизненным уровнем в Вавилонии VIII -- IV вв. до н.э. и широкими возможностями для лишившихся своей земли людей заниматься наемным трудом, арендовать чужую землю вместе со всеми необходимыми орудиями труда и рабочим скотом или же переходить на царскую службу и т.п. Поэтому в нововавилонское время долговое рабство практически играло незначительную роль.

Рабы наряду со скотом являлись составной частью движимого имущества и одним из важнейших видов богатства. В храмовых хозяйствах работали сотни рабов, а отдельные состоятельные граждане владели 3--5 рабами. Крупные деловые дома имели десятки и даже сотни рабов. Однако в целом рабов насчитывалось гораздо меньше, чем свободных и зависимых.

Документы не содержат почти никаких данных о применении труда частновладельческих рабов в сельском хозяйстве, за исключением тех случаев, когда рабы выступают в качестве арендаторов. Рабы самостоятельно или вместе со свободными или другими рабами арендуют у своих хозяев, а также у других лиц (включая сюда и рабов) поля вместе с необходимыми семенами, рабочим скотом и инвентарем. Условия аренды, естественно, не отличали и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.