На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Социально-экономическое развитие Франции. Причины и периодизация Великой французской революции. Созыв Генеральных Штатов и начало революции. Принятие Декларации прав человека и гражданина. Франция в период якобинской диктатуры. Термидорианский Конвент.

Информация:

Тип работы: доклад. Предмет: История. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Семинар: Великая французская революция конца XVIII в.
1.Причины Великой французской революции

1.1 Особенности социально-экономического развития Франции в 18 веке

Государственная казна была истощена и обременена громадным долгом, средний и особенно низший классы были обременены непосильными налогами и выражали явное неудовольствие привилегиями дворянства и духовенства и злоупотреблениями администрации. Все указы­вало на необходимость коренных реформ. Учитывая общественное мнение, Людовик XVI при самом вступлении на престол уничтожил непопулярные парламенты, уволил в отставку министерство и составил новое, в котором выдающееся положение занял министр финансов Тюрго, образованный в духе «просвещения XVIII в.». Он составил обширный план реформ, которые должны были улучшить экономическое положение страны и уничтожить причины народного недовольства. Предполагалось уничтожить произвол чиновников, создать выборное провинциальное самоуправление; допустить среднее сословие ко всем государственным должностям; уничтожить повинности крестьян по отношению к помещикам; распространить налоги на земли дворянства и духовенства; ограничить чрезмерные расходы двора; поднять торговлю и промышленность уничтожением внутренних таможен и цехов; создать веротерпимость; поднять образование; ослабить цензуру и т. д. Но едва только часть мероприятий Тюрго была приведена в исполнение, как вызвала такой сильный протест в придворных кругах и привилегированных классах, что слабохарактерный король дал ему отставку. С уходом Тюрго были уничтожены и все его нововведения.
Заключенный с Англией торговый договор, снижавший пошлины на ввоз английских промышленных изделий, нанес серьезный удар французским мануфактурам, многие закрылись. В промышленности и торговле наступил кризис. Началась безработица. Неурожай вызвал дороговизну и недостаток продовольствия. В городах участились народные волнения.
Управление государственными финансами было поручено бывшему банкиру Неккеру, который восстановил сильно упавший до него государственный кредит путем займов, а также сокращением пенсий, ограничением расходов двора, уменьшением числа чиновников и другими мерами он в течение 5 лет без увеличения налогов сумел уравнять приход с расходом, несмотря на большие расходы на войну с Англией. Однако займы увеличивали государственный долг, обременяя государство платежом процентов. По его совету король согласился созвать в 1787 г. Генеральные штаты для утверждения новых налогов.
Произведенные выборы депутатов от третьего сословия дали много образованных юристов (судей и адвокатов) и интеллигентных и знающих лиц. Особенно выделялись аббат Сиейес и граф Мирабо, которые более других способствовали проведению в жизнь «наказов» третьего сословия, в которых высказывались не только желания устранить все, что стесняло при старых порядках (неравномерное обложение податями, привилегии дворянства и духовенства, медленное и пристрастное судопроизводство), но и ограничить королевскую власть, дать свободу и равенство граждан и т д.
Депутаты третьего сословия обнаружили такую самостоятельность, которая не только решила в их пользу спорный вопрос, но постепенно передала в их руки всю государственную власть. По предложению аббата Сиейеса они объявили себя Национальным собранием, долженствовавшим выполнить ту задачу, на которую их уполномочили избиратели; дали клятву не расходиться, пока не кончат своего дела, и объявили личность депутатов Национального собрания неприкосновенной. Король уступил и приказал депутатам от дворянства и духовенства войти в состав Национального собрания.
Короля заподозрили в неискренности, когда он под предлогом поддержания порядка и спокойствия стянул около Парижа и Версаля до 35 тысяч войска, составленного по преимуществу из иностранцев. Парижская чернь стала вооружаться, разграбив оружейные мастерские и военные магазины. За оружие взялись ремесленники, рабочие, поденщики, а также торговцы Таким образом, в восстании принимали участие не только городские низы, но и представители мелкой буржуазии.
Городское самоуправление Парижа, чтобы предохранить себя, с одной стороны, от королевских войск, а с другой -- от насилий черни, образовало из лучшей части городской молодежи Национальную гвардию (преимущественно из буржуа, так как они должны были на свой счет приобрести нарядный дорогой мундир), которой была присвоена особая кокарда и трехцветное знамя, сделавшееся потом знаменем революции. Начальником был назначен маркиз Лафайет. Образование Национальной гвардии придало особое значение городскому самоуправлению, которое наряду с Национальным собранием образовало вторую силу, ограничивавшую королевскую власть и игравшую впоследствии весьма важную роль.
По своему государственному устройству в XVIII веке Франция была абсолютной монархией, опиравшейся на бюрократическую централизацию и на постоянное войско. Тем не менее, между королевской властью, которая была совершенно независима от господствующих классов, и привилегированными сословиями существовал своего рода союз -- за отказ духовенства и дворянства от политических прав государственная власть всей своей силой и всеми бывшими в её распоряжении средствами охраняла социальные привилегии этих двух сословий.
До некоторого времени с королевским абсолютизмом мирилась промышленная буржуазия, в интересах которой правительство тоже делало немало, усиленно заботясь о «национальном богатстве», то есть, о развитии обрабатывающей промышленности и торговли. Однако, оказывалось все более трудным удовлетворять желаниям и требованиям и дворянства и буржуазии, в своей взаимной борьбе искавших поддержки у королевской власти.
С другой стороны, и феодальная, и капиталистическая эксплуатация все больше вооружала против себя народные массы, самые законные интересы которых совершенно игнорировались государством. В конце концов, положение королевской власти во Франции сделалось крайне затруднительным: всякий раз, когда она отстаивала старые привилегии, она встречалась с либеральной оппозицией, которая усиливалась -- и всякий же раз, когда получали удовлетворение новые интересы, поднималась консервативная оппозиция, делавшаяся раз от раза более резкой.
Королевский абсолютизм терял кредит в глазах духовенства, дворянства и буржуазии, среди которых утверждалась мысль, что абсолютная королевская власть является узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо).
Благодаря деятельности Вольтера, Монтескье, Руссо и других писателей, из которых особенно важны группы физиократов и энциклопедистов, даже в умах образованной части французского общества произошёл переворот. Появилось массовое увлечение демократической философией Руссо, Мабли, Дидро и др. Североамериканская война за независимость, в которой приняли участие и французские добровольцы, и само правительство, как бы подсказывала обществу, что и во Франции возможно осуществление новых идей.
1) Что предусматривал заключенный торговый договор между Англией и Францией?
2) Какие мероприятия проводил Неккер для преодоления кризиса?
3) Какие слои населения были недовольны политикой правительства?
1.2 Кризис французского абсолютизма в 18 в.

Во второй половине XVIII в. все население Франции по-прежнему подразделялось на три сословия, причем первые два -- духовенство и дворянство -- сохраняли все свои старинные привилегии. Буржуазия, крестьянство, плебейские массы городов принадлежали к третьему сословию. Привилегированные сословия Как ни ничтожен был численно весь контингент духовенства (одна двухсотая часть населения Франции), социальные контрасты, характерные для всей страны, воспроизводились внутри этого сословия с поразительной резкостью. Многие деревенские священники были бедны, а по своему социальному происхождению они были непосредственно связаны с третьим сословием. Совсем иным было положение церковной аристократии: архиепископов и епископов (всего 135 человек), аббатов и аббатис, возглавлявших 1100 мужских к 678 женских монастырей (в общем к монашествующему духовенству принадлежало около 60 тыс. человек). Годовые доходы некоторых архиепископов доходили до 100 -- 200 тыс. ливров. Архиепископы и епископы жили, как светские аристократы, в роскошных дворцах, часто устраивая пышные приемы и щедро одаряя своих фаворитов и фавориток. При Людовике XV среди епископов были еще выходцы из третьего сословия, однако в следующее царствование, в 80-х годах, лицам недворянского происхождения был полностью закрыт доступ не только в епископат, но и ко всем другим сколько-нибудь выгодным церковным должностям. Не доверяя низшему духовенству, Людовик XVI воспретил приходским священникам собираться на съезды без разрешения епархиальных властей. Епископы перемещали сельских священников из одного прихода в другой по своему произволу. Второе сословие -- дворянство состояло из двух различных групп: «дворянства шпаги» и «дворянства мантии». Главной обязанностью дворянства шпаги была военная служба. Однако в 1789 г., по подсчету Лавуазье, только 18 323 дворянина были действительно способны носить оружие. Дворянство шпаги, как и духовное сословие, не было однородно. Иным дворянам и шпагу купить было не на что. В одном и том же втором сословии были и безземельные, и мелкопоместные дворяне, и сеньоры, владевшие тысячами гектаров земли, преимущественно титулованная знать: герцоги, маркизы, графы и виконты. В 1771 г. во Франции было 70 тыс. дворян, из них 3 тыс. титулованных. Королевский двор -- эта, по выражению передовых современников, «могила нации» -- привлекал аристократов, покидавших свои поместья, чтобы вести паразитическое существование в Париже или в Версале за счет королевских милостей и субсидий. Беспечная, разгульная жизнь и постоянное безделье считались характерными и необходимыми признаками подлинного барства. Король и принцы показывали пример расточительности. Состояние герцога Орлеанского, родственника короля по младшей линии Бурбонов, оценивалось в 114 млн. ливров, а его долги -- в 74 млн. ливров. Угождая королю и его фаворитам, дворяне жили выше своих средств, делали долги и даже богатейшие из них нередко разорялись. Провинциальное дворянство относилось недружелюбно и даже враждебно к дворянству придворному, а старые аристократические семьи презирали выскочек-фаворитов, часто приобретавших титулы и влияние при дворе. Существовали, однако, и гораздо более важные различия в среде дворянства: независимо от древности рода одни дворяне были фанатическими защитниками феодальных порядков, другие склонялись к реформам, к капиталистическим, а не к феодальным методам эксплуатации крестьянства. Отдельные аристократы были причастии к колониальной торговле. Банкирские операции, ростовщичество, коммерческое домовладение, добывающая и обрабатывающая промышленность интересовали этих высокопоставленных дворян отнюдь не менее, чем коммерсантов, принадлежавших к бесправному третьему сословию. К дворянству мантии относилась судейская знать, члены высших судебных учреждений -- парламентов и высших финансово-административных органов. В XVI--XVII вв. эта чиновная знать носила еще название люди мантии и резко отличалась от дворянства шпаги своим происхождением: люди мантии были выходцами из третьего сословия. Но постепенно их связи с третьим сословием утрачивались, и они превращались в прослойку господствующего класса феодалов -- дворянство мантии, которое в XVIII в. было уже тесно связано в лице своих виднейших семейств с родовитой знатью. Социальное лицо основной массы дворянства мантии и его реакционную роль в XVIII в. гневно характеризовали буржуазные просветители. «Высшая судебная магистратура, -- писал Дидро, -- нетерпима, ханжески лицемерна, глупа; она хранит свои готские и вандальские обычаи ... и жадно стремится вмешиваться во все -- в религию, в государственные дела, финансы, искусство и науку и вследствие своего невежества, корысти и предрассудков всегда все запутывает». Буржуазия, предпролетариат и крестьянство. К крупной буржуазии принадлежали откупщики, банкиры, судовладельцы, купцы-оптовики, многие домовладельцы-коммерсанты, крупные промышленники--мануфактуристы. Возможностью быстрой наживы за счет бесправного и все более разоряемого народа особенно широко пользовались откупщики налогов. Прогрессивная часть французского общества относилась к откупщикам с нескрываемым презрением. В одном богатом доме, куда был приглашен Вольтер, все гости обязались рассказать что-нибудь о разбойниках. Когда дошла очередь до Вольтера, он сказал: «Жил-был один откупщик... Господа, остальное я позабыл». Задолженность государства вполне отвечала интересам откупщиков, банкиров, всех правительственных кредиторов. Известно, что Маркс считал государственный долг одним из самых сильных рычагов первоначального накопления. Государственные кредиторы составляли наиболее верноподданническую часть буржуазии. Лишь с появлением опасности государственного банкротства отношение и этой части буржуазии к правительству изменилось. Многочисленная мелкая буржуазия состояла из цеховых мастеров, лавочников, владельцев мелких мастерских капиталистического типа. К мелкой буржуазии относилась и часть работников рассеянной мануфактуры, например многие лионские шелкоткачи, имевшие по три-четыре станка, для обслуживания которых сами мастера постоянно нанимали ткачей-подмастерьев. Все эти прослойки мелкой буржуазии мало различались по материальному положению и были объединены ненавистью к засилью привилегированных. Предпролетариат еще не выделялся заметно из общенародной массы, был слаб и сравнительно немногочислен. К различным прослойкам этого класса принадлежали ремесленные подмастерья, поденщики, ученики, рабочие мануфактур, портовые грузчики, шахтеры. Уже задолго до революции происходила глубокая социальная дифференциация в среде французского крестьянства. Подавляющую массу сельского населения составляла беднота. Ужасающая нищета широких слоев крестьянства засвидетельствована многими современниками, в том числе и представителями тогдашней администрации. В 1742 г. один чиновник из Фалеза писал своему начальнику, интенданту: «Некоторые приходы платят очень мало (налогов), другие же -- чрезвычайно обременены, чтобы не сказать -- раздавлены, и жители этих приходов погибают в нищете. Эти люди голы, как черви, черны, как негры, питаются всю свою жизнь впроголодь и самой дурной пищей». Массовые движения во второй половине XVIII в. Во второй половине XVIII в. как в городе, так и в деревне почти не прекращались народные волнения. В одной Нормандии, где, по признанию местного парламента, голод заставлял целые деревни переходить «на пищу животных», крестьянские восстания вспыхивали шесть раз в течение небольшого периода -- с 1752 по 1768 г. В годы феодальной реакции крестьянские волнения усилились, особенно в Пуату, Визилё, районе Севеннских гор, в Виварё, Жеводане. Движения городского населения были тоже довольно часты. Взрывы недовольства низов городского населения отмечались в 1770 г. в Руане и Реймсе, в 1775 г.-- в Дижоне, Версале, Сен-Жермене, Понтуазе, Париже, в 1782 г. -- в Пуатье. В XVIII в. в связи с ростом капиталистической мануфактуры массовое движение часто приобретало форму стачечной борьбы. В Невере рабочие стачки и восстания (по выражению местных властей, мятежи) происходили в 50 -- 60-х годах почти регулярно через каждые два-три года. Значительный конфликт между трудом и капиталом вспыхнул в 1744 г. в Лионе. Это была хорошо организованная стачка лионских шелкоткачей. Местный интендант писал тогда о ткачах-стачечниках: «Они не грабили и не убивали. Но они насильно заставили купеческого старшину подписать приказ ... продиктованный ими самими». Речь шла об отмене только что введенного регламента, создававшего более тяжелые условия труда шелкоткачей. Жестокие репрессии, которым подверглись организаторы стачки, не прекратили стачечной борьбы. Стачки в Лионе возникали в 1752, 1759, 1771, 1774, 1778 и 1786 гг.; последняя из этих стачек называется в буржуазной исторической литературе «мятежом 1786 г.». Волнения начались со стачки каменщиков, потребовавших от подрядчиков упорядочения выдачи заработной платы. Затем в связи с ростом дороговизны началась совместная стачка шелкоткачей и шляпников, потребовавших увеличения сдельных расценок. Стачечники-демонстранты двигались по городу стройными колоннами. После кровопролитной схватки с воинскими частями они окружили ратушу и заставили представителей местной власти подписать приказ о повышении сдельных расценок. Но вскоре это движение было подавлено. Руководитель стачечников-повстанцев Пьер Соваж был казнен. Упадок французского абсолютизма во второй половине XVIII в. Во второй половине XVIII в. дальнейший рост производительных сил во Франции был возможен лишь при условии глубоких революционных преобразований. Но французский абсолютизм уже представлял собой в это время реакционную силу. Поэтому даже те мероприятия правительства, которые, по видимости, были направлены на развитие промышленности, не достигали цели. Поддержка абсолютизма банкирами, откупщиками и некоторыми другими элементами верхушки буржуазии, равно как и покровительство абсолютизма этим элементам, не изменяли существа абсолютной монархии как государства, охранявшего классовые интересы привилегированных землевладельцев. Одним из признаков упадка абсолютизма являлась его неспособность завершить формирование политического и административного единства страны. Сосредоточение власти в руках провинциальных интендантов не устранило во Франции чудовищной административной «чересполосицы». Административная терминология соответствовала запутанности административных порядков. Наряду с понятием «интендантство» употреблялись термины «генеральство» и «провинция», причем понятие «провинция» применялось тогда и к генеральствам, и к интендантствам, и к военным округам. Четкого разделения на административные округа, таким образом, во Франции не существовало даже в конце XVIII в. Большая часть Франции управлялась посредством громоздкого бюрократического аппарата, и только некоторые области пользовались кое-какими, притом неодинаковыми, правами самоуправления. Неодинаково управлялись и города. Выборность мэров была по большей части уничтожена; короли продавали должности мэров. Руководство в судебных трибуналах сенешальств и бальяжей (судебных округов, издревле носивших название сенешальств на Юге и бальяжей на Севере) перешла к интендантам. Суд совершался не только на основе королевского законодательства, но и на основе особых для каждой области законов и обычаев, имевших различное историческое происхождение. В условиях бесправия широких масс народа и судебно-административного хаоса допускались невероятные злоупотребления. Особенно ярким проявлением чудовищного произвола были «летр де каше» (lettres de cachet -- приказы в запечатанных конвертах), т.е. негласные королевские приказы. Они применялись и для арестов, притом особенно часто во второй половине XVIII в. Посредством «летр до каше» министры, интенданты, придворные фавориты и фаворитки могли по своему произволу избавляться от политических и личных врагов. Для этого достаточно было вписать в такой приказ, снабженный королевской подписью и печатью, желательное имя, и этого человека без суда заключали в тюрьму на неопределенно долгое время. Официально во Франции признана была лишь католическая церковь. Ряд правительственных и церковных мероприятий, последовавших за отменой Нантского эдикта (1685 г.), укреплял полновластное господство католицизма. Протестанты подвергались преследованиям, их били плетьми, бросали в тюрьмы, ссылали на каторгу. Крещение и браки признавались только в тех случаях, когда они совершались католическим духовенством. Члены семьи протестанта, не подчинявшиеся этому требованию, лишались по закону всех гражданских прав. Церковная аристократия отстранила низшее духовенство от участия в церковных ассамблеях и в органах местного самоуправления -- провинциальных штатах. Армия рассматривалась наряду с церковью и судом как важнейшая опора трона. Она формировалась путем вербовки, срок службы устанавливался договором. При Людовике XVI в армии были проведены реформы, имевшие немаловажное военное значение. В 70--80-х годах главный инспектор артиллерии Грибоваль почти удвоил численность артиллеристов, рабочих арсенала перевел на положение военных, реконструировал материальную часть артиллерии, ввел новый, усовершенствованный тип орудий, словом, создал по тем временам превосходную артиллерию. Но в то же время командный состав армии приобрел более отчетливо выраженный сословный, кастовый характер. По военному регламенту 1781 г. лица, желавшие получить офицерский чин в пехоте или кавалерии, обязаны были документально доказать свою принадлежность к дворянству в четырех предшествующих поколениях. Исключались, следовательно, не только выходцы из третьего сословия, но и лица, дворянская родословная которых насчитывала менее 100 лет. Внешняя политика Людовика XV Об упадке французского абсолютизма свидетельствовали и неудачи внешней политики, приходящиеся главным образом на время самостоятельного правления Людовика XV (1723--1774). Сам король, пессимистически оценивая ближайшие перспективы абсолютистской Франции ввиду безнадежного состояния финансов и нарастающего протеста народных масс, говорил: «после нас хоть потоп», и все свое время отдавал развлечениям. При нем большое влияние на государственные дела приобрели его фаворитки -- сначала маркиза Помпадур, затем графиня Дюбарри. Внешняя политика Франции в это время определялась дальнейшим обострением колониальных и торговых противоречий с Англией, но была авантюристической и принесла правящим кругам большие разочарования. Сначала Франция втянулась в войну за Австрийское наследство (1740--1748), в которой она выступала вместе с Пруссией против англо-австрийского союза. Война принесла Фридриху II богатую провинцию Силезию, Франции же не дала ничего в Европе и ослабила ее позиции в колониях. Несмотря на Ахенский мир 1748 г., положивший конец этой войне, англо-французская борьба в Индии и Северной Америке фактически не прекратилась. Англичане своими каперскими действиями наносили огромные потери французскому торговому флоту. Вооруженные столкновения между французами и англичанами, возобновившиеся в 1653--1654 гг. в Канаде, в долине Огайо и в Индии, также шли успешно для англичан. Поэтому правительство Людовика XV пыталось решить исход борьбы с Англией не в колониях, а на территории Европы, что уже само по себе было грубым просчетом. Вступив в союз с Австрией против Пруссии, опиравшейся на помощь Англии, Людовик XV втянул свою страну в Семилетнюю войну (1756--1763), которая окончательно расстроила финансы Франции и закончилась для нее крупными потерями в колониях. Реформы Тюрго и их неудача В 1774 г. на трон Франции вступил Людовик XVI. Ему были чужды многие пороки Людовика XV. Но Людовик XVI был тупой, ленивый и безвольный человек. По выражению Мирабо, «единственным мужчиной» в семье нового короля была его жена, австрийская принцесса Мария Антуанетта; она и была вдохновительницей реакционных мероприятий. Первые годы царствования Людовика XVI ознаменовались, однако, такими реформами, которые могли бы способствовать развитию капитализма во Франции, если бы их вскоре не отменили. На пост генерального контролера финансов был призван Тюрго, крупный государственный деятель и выдающийся экономист-теоретик, физиократ. Ему и принадлежала инициатива реформ, проведенных в 1774--1776 гг. Тюрго отменил стеснения хлебной торговли, уменьшил пошлины с ввозимых в города продовольственных товаров, распространив одновременно этот налог на привилегированных. Привилегированные сословия были, кроме того, обложены дорожной пошлиной, а государственная крестьянская повинность -- дорожная барщина -- была упразднена. В 1776 г. Тюрго лишил сеньоров-виноделов важнейшего для них баналитетного права. Все это вызвало против него сильнейшее недовольство аристократии и всего дворянства. Тюрго восстановил против себя и часть буржуазии. По предложению Тюрго в январе 1776 г. король подписал указ, уничтоживший цеховые корпорации и гильдии. За исключением четырех-пяти профессий, все виды торгово-промышленной деятельности были освобождены от всяких ограничений и регламентов. Но, как уже было сказано, часть французской буржуазии извлекала выгоды из монополий. Особенно сильно были возмущены так называемые шесть гильдий города Парижа (меховщики, торговцы колониальными товарами, галантерейщики и др.). По выражению историка Мишле, «надменная потомственная лавка была взбешена не менее, чем Версаль». Перечисленные реформы Тюрго были лишь первым шагом к намечавшимся им дальнейшим, не менее серьезным преобразованиям. Судебная аристократия знала, что Тюрго не сочувствовал восстановлению парламентов, ликвидированных в предшествовавшее царствование канцлером Мопу. Высшему духовенству было известно отрицательное отношение Тюрго к отмене Нантского эдикта. Вскоре после коронации Людовика XVI Тюрго вручил королю свой «Мемуар о веротерпимости». Привилегированная городская магистратура с тревогой ожидала административных преобразований Тюрго, который разработал план единого общинного и городского самоуправления. Органам самоуправления предполагалось передать распределение налогов и руководство местными общественными работами, в первую очередь дорожным строительством. Эти органы должны были состоять из лиц, выбираемых не по сословному принципу, без разделения граждан на курии. Избирательное право предполагалось предоставить землевладельцам с определенным размером дохода. Уничтожение цехов, слухи о муниципальной реформе и почти одновременное появление смелой брошюры «О неудобстве феодальных прав», написанной Бонсерфом, другом и единомышленником Тюрго, умножили число врагов реформатора, объединили против него князей церкви, сеньоров, дворянство мантии и финансистов. Брошюра Бонсерфа была сожжена палачом по приговору парламента. Враги Тюрго воспользовались продовольственными затруднениями 1775 г. и народными волнениями (так называемой мучной войной), чтобы свалить ненавистного министра. В мае 1776 г. Тюрго получил отставку, все реформы были отменены занявшими его место бездарными ставленниками придворной камарильи. Феодально-абсолютистские порядки стесняли развитие производительных сил, препятствовали развитию промышленности и свободному формированию рынка рабочей силы, задерживали рост внутреннего рынка и внешней торговли, затрудняли развитие кредита. Все эти социально-экономические условия и особенно феодальная реакция 70--80-х годов должны были привести к резкому обострению всех классовых противоречий, к мощным народным движениям. Неизбежным было в этих условиях и усиление идеологической борьбы. В 1787--1789 гг. во Франции сложилась революционная ситуация.
1) Чем отличались «дворянство шпаги» и «дворянство мантии»?
2) В чем причина стачки лионских ткачей?
3) Что такое сенешальство?
2. Периодизация Великой французской революции

Франция была одним из самых сильных и развитых государств в Европе. Но к концу 1770 года французское правительство было неспособно управлять страной. Получаемые от народа деньги быстро растрачивались на прихоти знати.
В мае 1789 года Людовик XVI (1754-1793), который пришел к власти во Франции в 1770 году, призвал на совет своих министров и сообщил им о новых повышениях налога. Крестьяне и земледельцы платили большие налоги на землю и за нанятых работников. Знать и духовенство или платили очень мало, или вообще не платили. Среди французов прошли массовые недовольства, стали вспыхивать восстания.
В 1789 году запасы пищи в стране кончились и правительство объявило себя банкротом. Тогда король Людовик XVI собрал совет министров и генералов, спрашивая у них как можно урегулировать конфликт в стране. Многие люди потеряли терпение. Французы третьего сословья вынудили Людовика отказаться от повышения налогов и разрешить создание Национальной Ассамблеи.
14 июля 1789 года парижане-санклюлоты ворвались в оружейную королевских солдат и похитили там 30000 мушкетов. Затем, распределив оружие, парижане пошли на Бастилию. Разгорелось жестокое сражение, после которого гарнизон тюрьмы капитулировал. Восстание охватило всю Францию.
Санклюлотами в Париже называли бедных людей (от слова без клюлот, клюлоты - мужские военные брюки, называемые бриджами).
Национальная Ассамблея приняла "Декларацию о правах человека и гражданина", в которой говорилось, что все жители Франции равны перед законом.
В октябре 1789 года восстание возобновилось. Тысячи голодных женщин окружили царский дворец и стали требовать хлеба. Они были настроены против королевской семьи.
В июне 1790 года дворяне потеряли право наследовать титулы своих предков.
В июне 1791 года Людовик XVI, его жена Мария Антуанетта (1755-1793) и их сын пробовали уехать из Франции. Они уже выедали за город, но их вернули обратно в Париж. Тысячи священников, офицеров и богачей стали уезжать из страны.
Людовику хотели придти на помощь монархи Австрии и Пруссии, которые собрали войско и вторглись во Францию с целью спасти короля и остановить революцию. В апреле Ассамблея объявила войну Австрии и Пруссии. После этих событий многие приближенные короля выедали за границу. Революционная война против Англии, Испании, Пруссии и Австрии продолжалась до 1802 года. Переворот в Америке сильно повлиял на настроение в массах. Многие французы уезжали в Америку. Другие же хотели добиться свержения власти короля, чтобы жить в свободном государстве. В августе 1792 года вновь вспыхнуло восстание. Конституционное собрание передало власть революционному правительству.
В сентябре 1792 года во Франции прошли выборы. В первые в истории страны, каждый житель имел право голоса. Монархия была свергнута. Франция провозгласила себя независимой республикой. Короля Людовика XVI стали называть гражданином.
После восстания в августе 1792 года, которое продолжалось целый месяц, враги Людовика объединились и стали предпринимать серьезные меры, чтобы свергнуть короля и отменить монархию. 21 сентября Ассамблея подписала указ о свержении королевской власти. 11 января 1793 король был обвинен в государственной измене и 21 января 1793 года, через 10 дней, его казнили.
2 июня 1793 года якобинцев возглавил Максимилиан Робеспьер. В 1793 году якобинцы под его предводительством захватили власть в Париже. Они арестовывали и казнили всех, кто мешал революции. Примерно 35000 человек погибли. Предводитель Французской революции Джордж-Якус Дантон (1759-1794), который организовал восстание в 1792 году против монархии был также казнен 5 апреля 1794 года. Вспышка террора закончилась после казни Робеспьера в июле 1794 года.
16 октября 1793 года была казнена супруга короля Мария Антуанетта.
В июле 1794 года закончилась вспышка террора.
Был заключен мир между Францией и Пруссией, а через несколько месяцев между Францией и Испанией. В стране было установлено новое правительство.
Власть перешла в руки к военному генералу Наполеону Бонапарту. Он распустил прежнее правительство и объявил себя Первым Консулом.
18 мая 1804 года Наполеон провозгласил себя императором Франции. Его жена Жозефина стала императрицей.
1) Почему Людовик XVI, придя к власти повысил налоги?
2) Кто такие санклюлоты?
3) За что была казнена Мария Антуанетта?
3. Созыв Генеральных Штатов и начало революции

Во Франции устои старого режима расшатывали не только конфликты между аристократией и королевскими министрами, но также экономические и идеологические факторы. С 1730-х годов в стране происходил постоянный рост цен, вызванный обесцениванием нараставшей массы металлических денег и расширением льгот по кредитам - при отсутствии роста производства. Инфляция больнее всего ударяла по бедным слоям населения.
В то же время часть представителей всех трех сословий находилась под влиянием просветительских идей. Известные писатели Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо предлагали ввести во Франции английскую конституцию и систему судопроизводства, в которых они усматривали гарантии индивидуальных свобод и эффективного правительства. Успех Войны на независимость США вдохнул в решительно настроенных французов новые надежды.
Созыв Генеральных штатов. Перед созванными 5 мая 1789 Генеральными штатами стояла задача разрешения экономических, социальных и политических проблем, стоявших перед Францией в конце 18 в. Король надеялся достичь согласия по новой системе налогообложения и избежать финансового краха. Аристократия стремилась использовать Генеральные штаты для блокирования любых реформ. Третье сословие приветствовало созыв Генеральных штатов, усматривая возможность изложить на их заседаниях свои требования реформ.
Подготовка к революции, в ходе которой ширились дискуссии об общих принципах правления и необходимости конституции, продолжалась 10 месяцев. Повсеместно составлялись списки, так называемые наказы. Благодаря временному ослаблению цензуры страна была наводнена памфлетами. Было принято решение предоставить третьему сословию равное с двумя другими сословиями количество мест в Генеральных штатах. Однако вопрос о том, должны ли сословия голосовать отдельно или вместе с другими сословиями, не был решен, равно как оставался открытым вопрос о характере их властных полномочий. Весной 1789 состоялись выборы по всем трем сословиям на основе всеобщего избирательного права для мужчин. В итоге был избран 1201 депутат, из которых 610 представляли третье сословие. 5 мая 1789 в Версале король официально открыл первое заседание Генеральных штатов.
Первые признаки революции. Генеральные штаты, не получившие каких-либо четких указаний со стороны короля и его министров, увязли в спорах о процедуре. Накаленные политическими дебатами, происходившими в стране, различные группы занимали непримиримые позиции по принципиальным вопросам. К концу мая второе и третье сословия (дворянство и буржуазия) полностью разошлись во мнениях, а первое (духовенство) раскололось и стремилось выиграть время. В период между 10 и 17 июня третье сословие взяло инициативу в свои руки и объявило себя Национальным собранием. Тем самым оно утвердило свое право представлять всю нацию и потребовало полномочий для пересмотра конституции. Поступая, таким образом, оно пренебрегало авторитетом короля и требованиями двух других сословий. Национальное собрание постановило, что в случае его роспуска будет отменена временно одобренная система налогообложения. 19 июня духовенство незначительным большинством проголосовало за то, чтобы присоединиться к третьему сословию. К ним примкнули также и группы либерально мыслящих дворян.
Встревоженное правительство решило перехватить инициативу и 20 июня попыталось изгнать членов Национального собрания из зала заседаний. Тогда собравшиеся в расположенном неподалеку зале для игры в мяч делегаты дали клятву не расходиться до тех пор, пока не будет введена в действие новая конституция. 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием. Стягивание королевских войск к Парижу вызвало брожение среди населения. В первой половине июля в столице начались волнения и беспорядки. Для защиты жизни и собственности граждан муниципальными властями была создана Национальная гвардия.
Эти беспорядки вылились в штурм ненавистной королевской крепости Бастилии, в котором приняли участие национальные гвардейцы и народ. Падение Бастилии 14 июля стало ярким свидетельством бессилия королевской власти и символом крушения деспотизма. Вместе с тем штурм вызвал волну насилия, прокатившуюся по всей стране. Жители сел и небольших городов сжигали дома знати, уничтожали свои долговые обязательства. В то же время среди простого народа ширились настроения "великого страха" - паники, связанной с распространением слухов о подходе "бандитов", якобы подкупленных аристократами. Когда некоторые известные аристократы стали покидать страну и начались периодические армейские экспедиции из голодающих городов в сельские местности для реквизиции продовольствия, волна массовой истерии пронеслась по провинциям, порождая слепое насилие и разрушения.
11 июля со своего поста был смещен министр-реформатор банкир Жак Неккер. После падения Бастилии король пошел на уступки, вернув Неккера и отведя от Парижа войска. Либеральный аристократ маркиз де Лафайет, герой Войны за независимость США, был избран командиром формировавшейся новой Национальной гвардии, состоявшей из представителей средних слоев. Был принят новый государственный трехцветный флаг, сочетавший традиционные красный и голубой цвета Парижа с белым цветом династии Бурбонов. Муниципалитет Парижа, подобно муниципалитетам многих других городов Франции, был преобразован в Коммуну - фактически независимое революционное правительство, признававшее лишь власть Национального собрания. Последнее взяло на себя ответственность за формирование нового правительства и принятие новой конституции.
4 августа аристократия и духовенство отказались от своих прав и привилегий. К 26 августа Национальное собрание утвердило Декларацию прав человека и гражданина, в которой провозглашались свобода личности, совести, слова, право на собственность и сопротивление угнетению. Подчеркивалось, что суверенитет принадлежит всей нации, а закон должен быть проявлением общей воли. Все граждане должны быть равны перед законом, обладать одинаковыми правами при занятии общественных должностей, а также равными обязательствами по уплате налогов. Декларация "подписывала" смертный приговор старому режиму.
Людовик XVI тянул с одобрением августовских декретов, отменявших церковную десятину и большинство феодальных сборов. 15 сентября Учредительное собрание потребовало от короля утвердить декреты. В ответ он начал стягивать войска к Версалю, где заседало собрание. Это оказало возбуждающее действие на горожан, усмотревших в действиях короля угрозу контрреволюции. Условия жизни в столице ухудшались, уменьшались запасы продовольствия, многие остались без работы. Парижская коммуна, настроения которой выражала популярная пресса, настраивала столицу на борьбу против короля. 5 октября сотни женщин прошли пешком под дождем от Парижа до Версаля, требуя хлеба, отвода войск и переезда короля в Париж. Людовика XVI заставили санкционировать августовские декреты и Декларацию прав человека и гражданина. На следующий день королевское семейство, ставшее фактически заложником злорадствующей толпы, под эскортом Национальной гвардии переехало в Париж. 10 дней спустя за ним последовало и Учредительное собрание.
Положение в октябре 1789. К концу октября 1789 фигуры на шахматном поле революции передвинулись на новые позиции, что было вызвано как предшествующими изменениями, так и случайными обстоятельствами. С властью привилегированных сословий было покончено. Значительно увеличилась эмиграция представителей высшей аристократии. Церковь - за исключением части высшего духовенства - связала свою судьбу с либеральными преобразованиями. В Учредительном собрании преобладали либеральные и конституционные реформаторы, вступившие в конфронтацию с королем (теперь они могли считать себя голосом нации).
В этот период многое зависело от лиц, находившихся у власти. Людовик XVI, благонамеренный, но нерешительный и слабовольный король, потерял инициативу и уже не владел ситуацией. Королева Мария Антуанетта - "австриячка" - была непопулярна из-за своей расточительности и связей с другими королевскими дворами Европы. Графа де Мирабо - единственного из умеренных, обладавшего способностями государственного деятеля, - Собрание подозревало в поддержке двора. Лафайету верили куда больше, чем Мирабо, однако он не имел ясного представления о характере сил, которые были вовлечены в борьбу. Пресса, освободившаяся от цензуры и получившая значительное влияние, в основном перешла в руки крайних радикалов. Некоторые из них, например Марат, издававший газету "Друг народа" ("Ami du Peuple"), оказывали энергичное воздействие на общественное мнение. Уличные ораторы и агитаторы на Пале-Рояль своими речами возбуждали толпу. Взятые в совокупности, эти элементы составляли гремучую смесь.
1) Какова цель созыва Генеральных Штатов?
2) Почему Марию Антуанетту называли «австриячкой»?
3) Почему Неккер был отправлен в отставку?
4. Конституционно-политическое развитие Франции в 1789-1792 гг.

4.1 Принятие «Декларации прав человека и гражданина», ее содержание и историческое значение

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1789 г. - один из выдающихся документов Французской буржуазной революции XVIII в. Вошла в качестве введения в конституцию 1791 г. Декларация была принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. Явилась программой революции, ее идеологическим обоснованием. В ней провозглашались демократические и гуманистические принципы государственно-правового строя. В условиях господства в большинстве стран мира феодального средневекового гнета и даже рабства Декларация звучала как революционный вызов старому миру, его категорическое отрицание. Произвела огромное впечатление на современников, сыграв исключительную роль в борьбе против феодализма и его идеологии. Авторы Декларации (Лафайет, Сийес, Мирабо, Мунье и др.) в качестве примера для создаваемого документа имели перед собой американскую Декларацию независимости 1776г., а также декларации французских Генеральных штатов, особенно 1484 г. В идейно-теоретическом плане они стояли на позициях мыслителей Просвещения, особенно Монтескье и Руссо, внесших значительный вклад в развитие теории естественного права. Вслед за просветителями творцы Декларации рассматривали новое политическое мировоззрение как соответствующее требование некоего всеобщего и вневременного разума.,- Демократическая и гуманистическая направленность Декларации во многом определялась атмосферой подъема и ликования, вызванной падением абсолютизма. Декларация открывалась заявлением, имевшим историческое значение:"Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". В духе идей Просвещения в качестве "естественных и неотъемлемых прав человека" назывались: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Свобода определялась Декларацией как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. Осуществление свободы, как и других "естественных" прав человека, встречает "лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом". Декларация выделяла свободу личности, свободу слова и печати, свободу вероисповедания. Отсутствие в Декларации свободы собраний и союзов определялось враждебностью законодателей к массовым выступлениям и общенародным организациям и объяснялось доминировавшим в теории естественного права отрицательным отношением ко всякого рода союзам. По мнению Руссо, союзы ограничивают личную свободу, искажают оформление общей воли народа. Опасались также возможности возрождения цехов, сковавших в прошлом развитие промышленности и торговли. Принципиальное значение имело объявление в Декларации собственности правом "неприкосновенным и священным".Во имя обеспечения безопасности личности декларировался ряд прогрессивных принципов, относящихся к уголовному праву и процессу: никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, установленных законом, т.е. нет преступления без указания о том в законе; никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения преступления, т.е. закон не имеет обратной силы; каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Обеспечение провозглашенных "прав человека" Декларация возлагала на государство ("государственный союз"). В этом она следовала одной из основных идей теории естественного права, которая видела в государстве, возникшем в силу "общественного договора", инструмент защиты "неотъемлемых прав человека". Верховная власть в государстве объявлялась принадлежащей нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника. Соответственно декларировались политические права граждан: их участие лично или через своих представителей в принятии закона, рассматривавшегося как "выражение общей воли", определении размеров и порядка взимания налогов, в контроле за их расходованием,за деятельностью должностных лиц, а также равный доступ к государственным должностям. Выводы Монтескье, полагавшего, что сохранение свобод и прав граждан во многом достигается введением организационно независимых друг от друга и взаимно уравновешивающих властей (законодательной, исполнительной, судебной), нашли свое отражение в Декларации: "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции". Во времена революции Декларация звучала как утверждение справедливости, даруемой всем, но абстрактность ее формулировок позволяла наполнить их различным политическим содержанием. Пришедшая к власти буржуазия дала ей свое, по существу, общеобязательное толкование. Вопреки Декларации Учредительное собрание, спустя 3месяца после ее опубликования, приняло декрет о введении имущественных и иных цензов для избирателей. Первая в истории Франции Конституция 1791 г. еще более углубила разрыв между провозглашенными Декларацией демократическими правами и введенным государственно-правовым строем.
1) Кто был составителем Декларации?
2) Что послужило примером Декларации?
3) Почему Декларация не ввела свободу союзов и собраний?
4.2 Разработка и принятие Конституции 1791г.

Конституция 1791 г. При самом создании генеральных штатов в 1789 г. и со стороны привилегированных классов, и со стороны буржуазии одинаково раздавались голоса за ограничение королевской власти. 9 июля национальное собрание, принявшее название учредительного, приступило к рассмотрению вопросов относительно будущей К. и слушало мемуары Мунье об ее основах. Несмотря на то, что большинство членов было на стороне конституционной монархии, выработанная собранием К. лишь по форме была монархической, по существу же -- республиканской: тогдашние политические теории (Руссо и Мабли), недоверие к королевской власти, неуверенность в окончательном падении абсолютизма заставляли учредительное собрание всячески урезать королевские права. Большое влияние в этом смысле имело также бегство короля, побудив собрание внести в К. статьи, в силу которых король в некоторых случаях должен был считаться отказавшимся от престола. 3 сент. 1791 г. конституционный акт был предложен королю, который, после долгих колебаний и совещаний, 14 сент., дал присягу в верности нации и закону. Во главе этой К. стояла "декларация прав человека и гражданина" (см.). Верховная власть, "единая, нераздельная, неотчуждаемая и неотъемлемая", принадлежит нации: все власти делегируются нацией; представители ее -- законодательное собрание (le corps lйgislatif) и король. Граждане -- вопреки "декларации", признавшей общее равенство в правах -- делились на активных и пассивных: активными могли быть только те природные и натурализованные французы, которые достигли 25-летнего возраста, имели оседлость в городе или кантоне в течение известного времени, платили прямой налог в сумме не менее трехдневной заработной платы, ни у кого не состояли в услужении и принесли гражданскую присягу. Беднейшая часть нации лишалась, таким образом, политических прав. Активные граждане, на своих "первичных" собраниях, избирали, кроме муниципальных властей, "выборщиков", уже с большим имущественным цензом; в каждом департаменте выборщики образовали избирательное собрание, которое, кроме департаментской администрации, избирало представителей в законодательное собрание из среды всех активных граждан. Члены собрания избирались на два года и считались представителями не отдельного департамента, а целой нации. Законодательный корпус обновлялся на основании закона, без созыва королем; он предлагал и декретировал законы, заведовал финансами, национальными имуществами, сухопутными и морскими силами; ему же принадлежало, совместно с королем, право войны и мира. В руках короля находилась исполнительная власть, которой, однако, он мог пользоваться только через ответственных министров; последними не могли быть члены собрания, что уничтожало единственное связующее звено между королевской властью и народным представительством. Король не мог распускать законодательное собрание, не имел законодательной инициативы и имел право лишь приостанавливающего "veto" (см.). Личность его объявлялась священной и неприкосновенной. Он должен был считаться отказавшимся от престола в трех случаях: если не присягнет К. или возьмет назад данную присягу; если станет во главе армии против нации или формальным актом не воспротивится восстанию, задуманному во имя короля; если, удалившись из королевства, не вернется в назначенный срок, по приглашению законодательного корпуса. Ни король, ни министры не участвовали в замещении административных должностей и не могли смещать чиновников: вся администрация была построена на начале народного избрания в первичных и департаментских собраниях, причем в ведении местных выборных властей находились и общегосударственные дела. Хотя учредительное собрание и указало способ пересмотра К., определив, что она должна оставаться неизменной в течение, по крайней мере, десяти лет, однако К. 1791 г. просуществовала лишь менее года. Причины этого лежали в ней самой. Во-первых, разделяя граждан на активных и пассивных, она противоречила декларации прав, объявлявшей равенство всех граждан, а в вопросе о пересмотре связывала национальную волю. Вторым внутренним противоречием было несоответствие ее монархической формы с республиканским содержанием. Наконец, сделав местные выборные власти почти независимыми, она тем самым разрушала почти всякую возможность управления Францией законной центральной властью (см. Законодательное собрание). Главные принципы К. 1791 г. -- индивидуальная свобода, в смысле личной неприкосновенности и независимого проявления личности в области веры, мысли, слова, и свобода политическая, в смысле народного участия через представителей в законодательстве и управлении -- легли, однако, в основу последующих французских К., до ныне действующей включительно 1) Какие полномочия отводила Конституция 1791г.?
2) Какие категории населения обладали избирательными правами?
3) Какие противоречия имела Конституция?
4.3 Законодательное собрание 1791г. и его состав: фельяны, жирондисты, монтаньяры

26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина» -- один из первых документов буржуазно-демократического конституционализма, появившийся в самом центре феодальной Европы, в «классической» стране абсолютизма. «Старому режиму», основанному на сословных привилегиях и произволе власть имущих, были противопоставлены равенство всех перед законом, неотчуждаемость «естественных» прав человека, народный суверенитет, свобода взглядов, принцип «дозволено все, что не запрещено законом» и другие демократические установки революционного просветительства, ставшие отныне требованиями права и действующего законодательства. Декларация также утверждала в качестве естественного права - право частной собственности.
5-6 октября состоялся Поход на Версаль к резиденции короля, чтобы силой заставить Людовика XVI санкционировать декреты и Декларацию, от одобрения которых монарх до этого отказывался.
Тем временем, законодательная деятельность Учредительного национального собрания продолжалась и была направлена на решение сложных проблем страны (финансовых, политических, административных). Одной из первых была проведена административная реформа: были ликвидированы сенешальства, женералитеты; провинции были объединены в 83 департамента c единым судопроизводством. Стала утверждаться политика экономического либерализма: было объявлено о снятии всех ограничений на торговлю; были ликвидированы средневековые цеховые гильдии и государственная регламентация предпринимательства, однако одновременно с этим были запрещены (по закону Ле Шапелье) рабочие организации -- компаньонажи. Этот закон во Франции, пережив не одну революцию в стране, действовал до 1864 года. Следуя принципу гражданского равенства, Собрание ликвидировало сословные привилегии, отменило институт наследственного дворянства, дворянские титулы и гербы. В июле 1790 г. Национальное собрание завершило церковную реформу: во все 83 департамента страны были назначены епископы; все служители церкви стали получать жалование от государства. Иными словами, католицизм объявлялся государственной религией. Национальное собрание потребовало от священнослужителей присягнуть на верность не Папе Римскому, а французскому государству. Только половина священников решилась на этот шаг и всего лишь 7 епископов. Папа в ответ осудил французскую революцию, все реформы Национального собрания и особо -- «Декларацию прав человека и гражданина».
В 1791 г. Национальное собрание провозгласило первую в истории Европы писаную конституцию, утвержденную общенародным парламентом. По ней предлагалось созвать Законодательное собрание -- однопалатный парламентский орган на основе высокого имущественного ценза на выборах. «Активных» граждан, получивших право голоса по конституции, оказалось всего 4,3 млн., а выборщиков, избиравших депутатов, -- всего 50 тыс. В новый парламент также не могли быть избраны депутаты Национального собрания.
Король тем временем бездействовал. 20 июня 1791 г. он, правда, пытался сбежать из страны, но был узнан на границе (г. Варенн) почтовым служащим, возвращён в Париж, где фактически оказался под стражей в собственном дворце (так называемый «Вареннский кризис»).
1 октября 1791 г., согласно конституции, открылось Законодательное собрание. Этот факт свидетельствовал об установлении в стране ограниченной монархии. Впервые на его заседаниях был поставлен вопрос о развязывании войны в Европе, прежде всего, как средстве для решения внутренних проблем. Законодательное собрание подтвердило существование государственной церкви в стране. Но в целом его деятельность, оказалась малоэффективной, что, в свою очередь, провоцировало французских радикалов на продолжение революции.В условиях, когда требования большинства населения не были удовлетворены, общество переживало раскол, а над Францией нависла угроза иностранной интервенции, государственно-политическая система, основанная на монархической конституции, оказалась обречённой на провал.
Сентябрь 1791 года -- первая Конституция. Преамбулой стала «Декларация». Франция провозглашалась конституционной монархией. Исполнительная власть -- король, за которым остаются многие права, а законодательная власть -- однопалатное Законодательное собрание. Избирательное право имели 60 % мужского населения старше 25 лет. Вводилось новое административное деление на 83 департамента, низшей единицей становилась Коммуна. Конституция не распространялась на колонии, рабство в них не отменялось. Таким образом, Учредительное собрание утвердило и юридически оформило социальное и политическое господство имущих. В лагере революции начался раскол. Идет дифференцирование политических течений, которые по разному видели перспективы, цели и задачи революции. Сторонниками контрреволюции были роялисты (во главе -- граф Р'Артуа -- брат короля). Были сторонники конституционной монархии (граф Мирабо). Их называли умеренными роялистами. Бритонский (Якобинский) клуб был сформирован из членов Генеральных Штатов, которые прятались в монастыре Св. Якоба (Робеспьер). В июле 1791 года умеренные вышли из состава клуба и образовали клуб друзей конституции -- клуб фельянов (Лафайет, Барнав). Клуб кордельеров был более демократичным и радикальным (Марат, Дантон). Поводом для нового политического кризиса стала неудачная попытка бегства Людовика XVI в июле 1792 года. В стране усилилось недоверие к монархии и увеличилось влияние республиканцев. Король все-таки одобрил Конституцию и провозгласил выборы в Законодательное собрание, состав которого отличался от Учредительного. Правые -- фельяны -- партия крупных финансистов и собственников, заинтересованная в сохранении конституции 1791 года. Левая часть собрания состояла из депутатов, связанных с якобинским клубом. Жирондисты -- промышленники, торговцы, заинтересованные в переустройстве общества. Сначала они поддерживают конституцию, но потом стали республиканцами. Монтаньяры -- крайне левые -- за свержение короля. Несмотря на выборы, политическая ситуация в стране не улучшилась, с конца 1791 года усиливается контрреволюционное движение (заговоры аристократов). Из-за вмешательства из заграницы возникает и мощное народное движение против революции. Так Вандейское восстание отличалось особой жестокостью и было законспирировано католической церковью. Людовик XVI захотел втянуть Францию в войну (тайная переписка с иностранными дворами). 20 апреля 1792 года Законодательное собрание объявило войну Австрии. К июлю армия герцога Брауншвейгского почти окружила Париж. 47 секций из 48 (местное самоуправление) потребовали низложения Людовика и созыва Национального Конвента. Законодательное собрание не согласилось ? 10августа 1792 года началось восстание. Так возникла Повстанческая Коммуна Парижа, которая взяла власть в свои руки. Она объявила, что собрание предлагает собрать Национальный Конвент. Без голосования вернули всех министров-жирондистов. Восставшие овладели королевским дворцом. Монархия была низложена.
1) Какие мероприятия предусматривал Ле Шапелье ?
2) Кто предложил название «Законодательное собрание»?
3) Каким образом проходили выборы в Законодательное собрание?
4.4 Восстание 10 авг.1792 г. и свержение монархии во Франции
Революция во Франции встревожила европейских монархов. Несмотря на глубокие противоречия, которыми отличались, например, отношения между Пруссией и Австрией, они были вынуждены пойти на сближение перед угрозой событий во Франции. К этому союзу тесно примыкала Англия. Дальнейшим шагом на пути к созданию антифранцузской коалиции стала встреча в августе 1791 г. австрийского императора Леопольда II и прусского короля Фридриха-Вильгельма II в замке Пильниц (Саксония), где они подписали декларацию о готовности Пруссии и Австрии к совместным действиям для восстановления власти Людовика XVI. Над революционной Францией нависла угроза войны.
Российская императрица Екатерина II и английское правительство настойчиво подстрекали Австрию и Пруссию к скорейшему вторжению во Францию. В городе Кобленце вблизи границы, контрреволюционные эмигранты при поддержке Австрии создали вооруженный лагерь роялистов и призывали европейские дворы к интервенции. 7 февраля 1792 г. Австрия подписала с Пруссией союзный договор с условием выставить по двадцатитысячной армии против революционной Франции. Этим договором было положено начало созданию антифранцузской коалиции, к которой присоединился и ряд малых германских государств.
Король и его сторонники рассчитывали на помощь интервентов для восстановления своей власти. Французское правительство, в котором с марта 1792 г. преобладали жирондисты, потребовало от Австрии прекращения поддержки роялистов в Кобленце и отвода войск от французской границы. Новый император Австрии Франц связывал выполнение этих требований с отказом Франции от конституции и передачей всей полноты власти королевскому двору.
Поскольку Австрия открыто вмешивалась во внутренние дела Франции, Законодательное собрание с вынужденного согласия короля объявило Австрии войну. Эта война для Франции носила освободительный, национально-патриотический характер, но аристократическое офицерство и генералы встали на путь измены. Мария Антуанетта тайно передала австрийцам военные планы.
Вскоре во Францию вторглись прусские войска. На действия интервентов французский народ ответил взрывом патриотического во-одушевления. В Париж из всех департаментов стекались отряды национальных гвардейцев. Несмотря на сопротивление короля, Законодательное собрание 11 июля 1792 г. про-возгласило лозунг «Отечество в опасности!» В Париже собрались тысячи людей, которые входили в состав Национальной гвардии.
Тем временем Парижу грозило вторжение прусских войск и разруше-ние столицы. Хотя король заявил о верности конституции, члены Якобинско-го клуба призывали к свержению монархии.
Внутренняя обстановка в стране резко ухудшилась. Крайне болезненно воспринимались поражения французов на фронте, росли цены, распространялась спекуляция товарами первой необходимости и продовольствием. Действия правительства были непоследовательными. Королевский двор фактически предавал интересы страны.
Собравшиеся в Париже сторонники республики требовали низложения короля, но Законодательное собрание боялось народа и не хотело разрыва с Бурбонами. Королевский дворец находился под охраной швейцарской наемной гвардии и роялистов. Изменить положение могло только восстание.
В ночь на 10 августа 1792 г. набат возвестил начало нового восстания в столице. Формировались вооруженные отряды. Комиссары (представители) секций: столицы образовали революционную Коммуну Парижа. Батальоны Наци и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.