На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Начало жизненного пути. Государственная служба. Деятельность на посту министра финансов. Денежная реформа. На посту председателя комитета министров. Указ 1904 года. Посольская миссия Витте. Манифест 17 октября. Деятельность председателем совета министров.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 19.09.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание:
1. Введение
2. Начало жизненного пути
3. Государственная служба
4. Деятельность на посту министра финансов
4.1 Денежная реформа
5. На посту председателя комитета министров
5.1 Указ 1904 года
5.2 Посольская миссия Витте
6. Манифест 17 октября
7. Деятельность на посту председателя совета министров
8. В отставке
9. Заключение
1. Введение

Когда 28 февраля 1915 года в Петрограде умер Сергей Юльевич Витте, Министр финансов в 1892-1903 и Председатель Совета Министров в октябре 1905- апреле 1906 года уже восемь лет находившимся не у дел факт этот, несмотря на события первого года мировой войны, оказался в центре внимания русской печати всех направлений. Имя Витте в течение нескольких дней не сходило со страниц как столичных, так и провинциальных газет.
Снова и снова перечислялись заслуги опального министра и премьера: денежная реформа и винная монополия, Портсмутский мир и Манифест 17 октября. Некоторые из петербургских газет выходили в эти дни даже с большими цензурными лакунами в статьях, посвященных Витте, а черносотенные листки очень скоро подняли шум о «весьма нездоровой и нежелательной популяризации» его имени. «Одним вредным для России человеком стало меньше», - так откликнулось на смерть «Русское знамя», выразив чувства самого Николая ІІ. «Я уезжаю с таким спокойствием на душе, - писал царь в этот день жене, - что даже сам удивляюсь. Оттого ли это происходит, что я беседовал с нашим Другом (Распутиным) вчера вечером, или же от газеты, которую Бьюкенен дал мне, от смерти Витте, а может быть от чувства, что на войне случится что-то хорошее - я не могу сказать, но в сердце моем царит истинно пасхальный мир».
Как государственный деятель Витте отличался редким для представителей русской бюрократии качеством - он был прагматиком и обладал удивительной способностью радикально менять свои взгляды в зависимости от обстоятельств. Его прагматизм, граничивший с политиканством, часто шокировал современников. Однако никто не пытался объяснить эволюцию его взглядов или рассмотреть их с учетом изменений, которые происходили в русской общественной жизни.
Сергей Юльевич Витте был человеком своего времени - времени больших перемен. Реформы 1860-х годов всколыхнули Россию, вывели на политическую сцену поколение новых государственных деятелей, именно они должны были определять будущее империи. Сергей Юльевич принадлежал к их числу.
2. Начало жизненного пути

Родился он 17 июня 1849 года в Тифлисе в семье чиновника, служившего в аппарате Кавказского наместничества. Его отец Юлий Федорович был потомком выходцев из Голландии, переселившихся в Прибалтику. Российское потомственное дворянство фамилия получила в середине девятнадцатого века. Мать, урожденная Екатерина Андреевна Фадеева, находилась в родстве с известнейшим княжеским родом Долгоруких. После отмены крепостного права семья Витте утратила связь с землей и принадлежала к разряду «служилого» дворянства, главным средством существования которого было казенное жалование.
Детские и юношеские годы С. Ю. Витте провел в доме своего дяди, известного военного писателя и адъютанта кавказского наместника князя А. И. Барятинского, генерала Р. А. Фадеева, близкого к славянофильским кругам. «Вся моя семья, - подчеркивал Витте, - была в высокой степени монархической семьей, и эта сторона характера осталась у меня по наследству».
Получив домашнее образование, Витте экстерном сдал выпускные экзамены в кишиневской гимназии и в 1866 году поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. В студенческие годы он обнаружил неординарные способности к математике, но в общественном плане ничем себя е проявил.
Окончив университет, Сергей Витте задумался о научной карьере и профессорской кафедре. Однако родственники неприязненно относились к его планам посвятить себя науке, считая её недворянским занятием, к тому же после смерти отца и деда материальное положение семьи осложнилось.
И Витте принимает решение о поступлении на государственную службу.
В 1869 году Сергей Юльевич начинает службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимается учетом железнодорожного движения, а через год его назначают начальником службы движения казенной одесской железной дороги.
Вскоре одесская дорога вошла в состав общества юго-западных железных дорог, и перед Витте открылись более широкие перспективы. В 1880 году он становится начальником отдела эксплуатации, а с 1886 года - управляющим этими дорогами.
В конце 70-х годов Сергей Юльевич женился на Н. А. Спиридоновой, урожденной Иваненко, дочери предводителя дворянства Черниговской губернии, скоропостижно умершей в 1890 году. Примерно через год он в театре случайно встретился с молодой красавицей, которая ему необычайно понравилась. Это была Матильда Ивановна Лисаневич (урожденная Нурок). Между молодым вдовцом и очаровательной замужней дамой возникло большое чувство, и Витте деятельно способствовал расторжения брака Лисаневичей. Вскоре действительный статский советник и безродная красавица-бесприданница обвенчались. Этот брачный союз стал для Сергея Юльевича радостью, но одновременно служил причиной множества неудобных и щекотливых ситуаций. Действительно: важный государственный чиновник, которому мирволил сам государь, женился, как полагали в свете, на женщине с сомнительной репутацией («разводка»), да ещё еврейка. Чванливое петербургское общество не могло принять эту партию.
В начале 80х годов С. Ю. Витте опубликовал серию статей по тарифным вопросам. В 1883 году они вышли отдельной книгой под названием «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов».
Сформулировав в этой работе важнейшие условия рационального хозяйствования на транспорте, Витте заявил о себе как о серьёзном знатоке бурно развивающегося железнодорожного строительства и железнодорожного дела. Основная идея книги была по тому времени необычайно новаторской: автор ратовал за установление железнодорожных тарифов не произвольно, а на основе экономического закона спроса и предложения.
Авторитет С. Ю. Витте как теоретика и практика железнодорожного дела привлек к себе внимание тогдашнего министра финансов И. А. Вышнеградского, который обратился к нему с просьбой представить свои соображения о ликвидации дефицитности казенных железных дорог. Глубоко изучив этот вопрос, Витте заявил, что корень зла - в хаосе, царившем в области тарифов. Он предложил разработать специальный закон, который поставил бы тарифное дело под контроль правительства и создать в министерстве новый департамент для заведования тарифной частью железных дорог и регулирования их финансовых отношений с государством. Предложения были приняты. Встал вопрос о назначении их автора главой нового министерского подразделения.
К тому времени деятельность в рамках Общества Юго-Западных дорог стала казаться Витте ограниченной и перестала удовлетворять его амбициозную, ищущую размаха, масштабности натуру.
В принципе он был готов занять должность директора департамента. Однако переход на государственную службу имел рад сложностей. Во-первых, для занятия поста директора требовался довольно высокий чин, которого у Витте не было.
Во-вторых, как управляющий частной железной дороги он получал около 60 тысяч рублей в год, что было намного выше даже министерского оклада, и, следовательно, переход на государственную службу даже сразу на должность директора департамента был невыгоден в материальном плане.
Решающую роль сыграло вмешательство Александра ІІІ, лично знавшего Витте. Последнему неоднократно приходилось сопровождать императора во время поездок на юг. Накануне железнодорожной катастрофы царского поезда в Борках 17 октября 1888 года он предупреждал о возможности крушения в связи с перегруженностью состава и превышения им скорости. Обошлось без трагических последствий, и царь, несомненно, запомнил управляющего дорогой, предупреждавшего с грубоватой прямотой свитских сопровождающих, что они «сломаю царю голову».
10 марта 1890 года Витте был назначен директором департамента с производством, минуя все ступени чиновной иерархии, сразу в чин действительного статского советника и с доплатой к жалованию из средств кабинета. С этого момента началась его головокружительная карьера.
Менее чем через год новый начальник департамента был введен представителем от министерства финансов в совет министерства путей и сообщения, а 15 февраля 1893 года он уже назначается управляющим МПС. Не прошло и года - и он уже управляющий министерством финансов.
3. Государственная служба

На государственной службе Витте развивает бурную деятельность. Теоретическая и практическая подготовка, широта взглядов, опыт, приобретенный в сферах частнопредпринимательской деятельности, выгодно выделяют его на фоне бюрократического окружения. Он сразу же становится деятельным сотрудником Вышнеграского, причем постоянно выходит за отведенные рамки. При его активном участии разработан покровительственный тариф 1891 года, сыгравший исключительную роль во внешнеторговой политике России и ставший защитительным барьером для развивающейся отечественной промышленности.
К началу 1880-х годов железнодорожная сеть охватила более 45% территории Европейской России. Центром её был Московский железнодорожный узел. Он объединял восемнадцать железнодорожных линий протяженностью до 3, 5 тысяч километров, Азовский и Черноморский железнодорожный узел объединял пять линий - 3, 5 тысяч километров, Прибалтийский - восемь линий, 3 тысячи километров, и Западный узел - восемь линий, 3, 5 тысяч километров.
Вышнеградский и Витте взяли курс на углубление государственного влияния в железнодорожном хозяйстве и сосредоточение в государственных руках доходов от железных дорог. С 1889 года была введена система хлебных тарифов, были установлены дифференциальные тарифы. Стоимость провоза товаров по железным дорогам становилась зависимой от расстояния. Эта политика привела к унифицированию тарифной системы, открыла возможности для экономического развития окраин, часть, впрочем, в ущерб центру.
Естественно, что новая тарифная политика встретила сопротивление со стороны земельных собственников центральных и западных губерний и владельцев железнодорожных обществ. Но энергичными действиями Витте оно было сломлено.
Это не означало, что, заняв государственный пост, Сергей Юльевич стал противником всякого частного железнодорожного строительства. Он продолжал поддерживать и целый ряд частных компаний, однако поставил их в строгую зависимость от казны.
К 1892 году, когда Витте получил назначение на пост министра путей сообщения, стали очевидны результаты проводившегося Вышнеградским нового экономического курса. В 1889 и 1890 годах были повышены пошлины на ввозимые товары, а в 1891 году введен новый таможенный тариф, носивший строго протекционистский характер и оказавший влияние на развитие отечественной политики. Таможенные доходы стали неуклонно возрастать и увеличились к 1903 году на 170%.
Результаты новой тарифной политики сказались не сразу. Только с 1895 по 1899 получала прибыль от железных дорог. Максимальный годовой размер этой прибыли достиг 11 миллионов рублей, но затем с 1900 года железнодорожное хозяйство опять потребовало приплаты казны в постоянно возрастающем размере.
В качестве директора департамента, а затем и министра Витте проявил недюжинные административные способности и организаторский талант.
Пользуясь положением царского выдвиженца, он ведет необычную для государственного аппарата кадровую политику: набирает людей, отдавая приоритет не происхождению, чинам и выслуге, а, прежде всего профессиональной подготовке, знаниям и деловитости, резко меняет стиль работы руководимых им подразделений.
Сам он чрезвычайно гордится тем, что из круга его сотрудников вышло немало государственных деятелей, таких, например, министры финансов Э. Д. Плеске, В. Н. Коковцов, а также видных представителей российского делового мира - А. И. Вышнеградский, А. И. Путилов, П. Л. Барк.
Конечно, и у Витте бывали - и нередко ошибки и заблуждения, подчас соразмерные масштабам его деятельности. Но ему претила бюрократическая традиция ведомств под предлогом изучения и всевозможных обсуждений тормозить решение назревших проблем. «Из-за стремления к совершенству не задерживайте роста жизни, - говорил он своим сотрудникам - Ошиблись - сознайтесь и исправляйтесь.
Правда, сам он не очень любил признаваться в ошибках, нередко предпочитая прибегать к весьма неблаговидным приемам, сваливая вину на подчиненных, что было особенно характерно для времени, когда он достиг вершины бюрократической иерархии и поварился в её «котле».
Надо сказать, что он удивительно легко воспринял все те методы достижения целей, который широко практиковались в высшей бюрократической и придворной среде: лесть, умение вест закулисные интриги, используя в борьбе с противником далеко не джентльменские приемы, прессу, подкуп, слухи, сплетни. Так, играя на неприязни И. А. Вышнеградского к тогдашнему министру путей сообщения А. Я. Гюбеннету, он с помощью своего покровителя добился отставки министра и занял его место, предварительно скомпрометировав перед царем А. А. Вендриха, считавшегося кандидатом на этот пост. Затем, использовав болезнь Вышнеградского и нараставшее недовольство им
Александра ІІІ, Витте становится во главе финансового ведомства, сохраняя свое влияние и в министерстве путей сообщения.
4. Деятельность на посту министра финансов

Итак, в феврале 1892 года С. Ю. Витте стал министром путей сообщения, а в августе того же года занял один из ключевых постов в высшей администрации, возглавив министерство финансов.
Министерство финансов, которое возглавил Витте, представ-ляло собой некий конгломерат ведомств. В руках министра сосредотачивалось управление не только финансами, но и промышленностью, торговлей, торговым мореплаванием, отчасти народным образованием, коммерческим и аграрным кредитом. Под его контролем фактически находилось министерство путей сообщения. Оказавшись на столь влиятельном посту, Витте дал волю распиравшей его энергии. Правда, в начале у него не было сколько-нибудь четкой экономической программы. До середины 80-х годов он смотрел на будущее русской экономики глазами убежденного славянофила. Его тревожила даже мама мысль о возможности развития капитализма в России по западноевропейскому образцу. Но постепенно он начинает руководствовался идеями «национальной экономии» в трактовке немецкого экономиста В. Листа, а также наследием своих предшественников К. Х. Буте, И. А. Вышнеградского - ученых с мировым именем.
Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с этой точки зрения практики пореформенных десятилетий послужили отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики. Главной его задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства, что должно было в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене.
Программа экономических преобразований была оформлена не в виде самостоятельного документа, как часть представление в государственный совет от 30 октября 1893 года «Об изменении штатов департамента торговли и мануфактур» Витте добивался увлечения в 1,5 раза числа чиновников департамента в надежде превратить его в активный орган для осуществления своих планов. Его надежды оправдались. В ноябре 1893 года Государственный совет одобрил представленный Витте документ, и Департамент торговли и мануфактур превратился в удин из активно действующих проводников провозглашенных Министерством Финансов политики прямой поддержки промышленных предприятий.
Уже в самом начале своего пребывания на посту министра финансов Витте объявил об использовании государственного вмешательства в жизнь страны как верного средства для преодоления отсталости.
В целом на этом этапе он попытался приспособить экономическую политику к общеполитической доктрине царствования Александра ІІІ с её курсом на отстаивание консервативных начал во всех сферах жизни страны, к укреплению и рассмотрению роли самодержавного государства.
Будучи долгое время убежденным анархистом-славянофилом С. Ю. Витте далеко не сразу смог осознать необходимость преобразования России по западным образцам. Однако, став министром, довольно быстро уверился в том, что ускоренное промышленное развитие страны - залог государственной устойчивости. Он уже не испытывал никаких страхов перед иностранными инвесторами, а в деле индустриализации России придавал огромное значение финансовым зарубежным центрам, так как внутренние источники ему представлялись недостаточными.
Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74,3 миллиона рублей. Расходные статьи бюджета при активной политике по развитию промышленности быстро росли: с 1893 года но 1903 год они воз-росли почти вдвое -- с 1040 до 2071 миллиона рублей. Первое время он носился с мыслью получить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного станка. Идея выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег буквально вызвала па-нику среди финансистов. Новый министр скоро понял ошибоч-ность такого шага к оздоровлению бюджета. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с повышением рентабельности про-мышленности и транспорта, пересмотром системы налогового обложения, с ростом прямых и особенно косвенных налогов.
При активном участии С. Ю. Витте в империи были проведены крупные экономические преобразования, укрепившие государственные финансы и ускорившие промышленное развитие России. В их числе введение казенной винной монополии (1894 год), дававшей до четверти всех поступлений в казну, строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, заключение таможенных договоров с Германией (1894 и 1904 годы), развитие сети технических и профессиональных училищ. Узловым же пунктом Виттевской экономической программы стало проведение в середине 90-х годов денежной реформы, стабилизировавшей русский рубль и стимулировавшей крупные иностранные инвестиции в ведущие отрасли промышленности.
4.1 Денежная реформа

Во второй половине ЧЙЧ столетия по мере развития капиталистических отношений в Европе, увеличения торговых и промышленных оборотов, размеров платежей роль золота в денежном обращении западноевропейских стран становилась всё более значительно. Золотая монета начала вытеснять серебро.
К 1984 году Витте был уже безоговорочным сторонником введения золотого денежного обращения. Почва для проведения реформы была подготовлена его предшественником в министерстве финансов.
При обсуждении ещё в 1887 году проекта реформы было решено «Стремиться не к восстановлению полной ценности кредитного рубля, а к упрочнению его размена в отношении близко к 1,5 рубля кредитного за 1 рубль металлический.
В 1893 году была прекращена свободная чеканка серебряной монеты. Тем самым был исключён возврат к серебряному монометаллизму.
И только в 1895 году в период промышленного подъема и благоприятной финансовой конъюнктуры, когда золотая наличность составила 678 миллионов рублей, русское правительство решилось преступить к проведению реформы.
Реформа была проведена указом от 29 августа 1897 года. Золотое содержание рубля было понижено на одну треть. Кредитный рубль был приведен к 66 2/3 копейки золотом. В результате реформы Государственный банк сделался эмиссионным учреждением. Ему было предоставлено право выпуска банкнот. Все кредитные билеты, выпускавшиеся в обращение свыше 300 миллионов рублей, должны были быть обеспечены золотом рубль за рубль. В России был установлен очень жесткий эмиссионный закон, требовавший постоянно большого запаса золота для обеспечения находившихся в обращении кредитных билетов.
В ноябре 1897 года в обращении появилась 5-рублевая золотая монета, в 1898 10-рублевая. 7 июля 1899 года был утвержден новый монетный устав.
Итак, денежная реформа способствовала стабилизации рубля и открыла дорогу в Россию иностранным капиталам. Иностранные инвестиции стали важным источником для развития национальной промышленности и железнодорожного строительства.
Витте убеждал своих оппонентов, что решающая роль в жизни страны переходит от землевладения, сельского хозяйства к промышленности, банкам. «Мы находимся у начала этого движения, - констатировал он, - который нельзя остановить без риска погубить Россию". Гигантская сила современной промышленности, банков и в России подчиняет себе аграрный сектор экономики. Выход, по его мнению, для дворянства один - обуржуазиться, заняться помимо земледелия этими отраслями хозяйства.
Позиции министра в конце 19 века были крепки и потому, что наблюдался очевидный и уверенный подъем производительных сил, особенно в промышленности. Так из 1292 русских акционерных обществ, действовавших в 1903 году, 794 было учреждено за 1892-1902 годы, а из 241 иностранных компаний, оперировавших в России, 205 появились здесь в указанное десятилетие. В 90-е годы прокладывалось в среднем ежегодно 2,5 тысяч верст новых железнодорожных путей. За время министерства С. Ю. Витте в Россию было инвестировано из-за границы около 3 миллиардов рублей. В последние годы прошлого века показатель ежегодного прироста промышленного производства в ведущих отраслях индустрии был очень высоким и колебался в пределах 12-15%. Все это, казалось, подтверждало правильность проводимой экономической политики.
При бурном развитии индустриального сектора в аграрной сфере царил застой. При всем своем неприятии дворянских претензий к правительству Витте предпринял не мало усилий по обеспечению помещиков средствами для модернизации их имений. Он активизировал деятельность кредитных учреждений по выдаче ссуд землевладельцам и сельским хозяйственникам. Однако этот процесс в силу сохранения крепостнических пережитков, последствий мирового аграрного кризиса, ряда тяжелых неурожаев шел крайне медленно.
В октябре 1898 года он обращается к Николаю ІІ с запиской, в которой уговаривает царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.
Но предложение главы финансового ведомства, создать специальную комиссию по этому вопросу, тогда не было принято. Царь даже не ответил на его обращение. И лишь разразившейся финансовый кризис, неурожаи 1899 и 1901 годов, крупные крестьянские выступления 1902 года заставили Николая ІІ создать ряд комиссий и совещаний для пересмотра аграрного законодательства и выработки мер по подъему сельского хозяйства.
Охлаждение к Витте, и даже враждебность к нему императорской четы, усилия Плеве, всеми способами пытавшегося скомпрометировать соперника, наряду с нараставшими расхождениями по ряду важных аспектов внутренней и внешней политики, особенно по поводу дальневосточных дел, русско-японских отношений, а также в связи с установившейся в правых кругах репутацией «опасного масона» привело в августе 1903 года к отставке Витте с поста министра финансов.
5. На посту председателя Комитета министров

Николай ІІ обставил своё решение внешне вполне благопристойно. Витте получил крупное единовременное вознаграждение (около 400 тысяч рублей) и был назначен председателем Комитета министров. Должность эта была почетная, но фактически маловлиятельная, так как комитет занимался в основном мелкими текущими делами.
Первое время после отставки он находился в крайне подавленном состоянии и в одном из писем писал: «Я большей частью сижу дома и почти никого не вижу. Откровенно говоря, я чувствую род отвращения видеться с огромным большинством из моих петербургских знакомых: из-за угла критикуют и завидуют, а в глаза подличают». Однако Витте не захотел вернуться в мир бизнеса, хотя без особого труда мог получить руководящее кресло в совете или правлении какого-либо предприятия или банка. Прерогативы власти, вероятно, ценились им выше материальных благ. И уже в конце 1903 года Сергей Юльевич был опять в гуще хитросплетений петербургской политической жизни. Роль главы Комитете министров не давала административных полномочий, но позволяла сохранять заметное место. Оставались нужные связи в иерархии, полезные знакомства (близкие отношения в этот период он поддерживал, например, с министром иностранных дел графом В. Н. Ламсдорфом и военным министром А. И. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.