Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Описание системы жанров и тематики публикаций в журнале Пионер (1951-1953 и 1956-1958 годы). Сравнительная характеристика соотношения жанров и тем публикаций в журналах, отражения на их страницах идеологии и социальной жизни общества того времени.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 26.09.2014. Год: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


29
Содержание
    Введение
      Глава 1. Описание системы жанров и тематики публикаций в журнале "Пионер" 1951-1953 и 1956-1958 годов
      Глава 2. Сравнительная характеристика соотношения жанров и тем публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов
      Заключен е
      Литература
      Приложения

Введение

В данной работе была предпринята попытка рассмотреть детские периодические издания 50-х годов с точки зрения отражения на их страницах идеологии того времени. В качестве материала для исследования был выбран журнал "Пионер" - официальный печатный орган всесоюзной пионерской организации в СССР.

Исследование этого вопроса вполне отвечает интересам современной науки, так как многие исследователи отмечают, что "сегодня важным и актуальным направлением научных исследований является изучение роли прессы в формировании массовых представлений людей и создании общественного мнения, а также инструментария прессы и телевидения…" [7, с.21].

Средства массовой информации (и печатные СМИ в частности) являются основным инструментом распространения информации, воздействующей на общественное сознание.

Не случайно журналистику называют "четвертой властью", так как именно СМИ формируют общественное мнение, осуществляя информирование аудитории, освещая те или иные события, и идеологическое воздействие.

Многие исследователи эти качества журналистики определяют так: "В духовном отношении информация СМИ характеризуется идеологической заостренностью, пропагандистским характером и "акцентированной актуальностью". Особенно важно бывает добиться, чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, политические или иные ценности. Этим пресса отличается от таких институтов воспитания, как семья и школа, ориентированных на общее развитие личности" [15, с.14].

На страницах печатных СМИ в полной мере отражаются идеология и общественные устои тех или иных периодов жизни страны. В этой связи средства массовой информации можно с полным правом назвать зеркалом общества. Как справедливо замечает профессор А.И. Акопов, "... журналистика отражает общественную жизнь во всех ее проявлениях, а тип, вид издания (равно как и телевизионной или радиопередачи) есть форма такого отражения" [1, с.6].

Поэтому периодические издания дают прекрасную возможность для изучения социальной жизни общества, господствующих идеологических установок и общепринятых моральных ценностей. Здесь мы полностью разделяем точку зрения С.А. Обухова, который в частности писал: "Отражение в публицистических формах понимания тех или иных явлений и проблем становится весьма наглядными и интересными для изучения" [12, с.76].

Особо показательны, на наш взгляд, в этой связи периодические издания советского времени, так как они в полной мере несут на себе отпечаток идеологии того периода. Ведь советская пропаганда уделяла особое внимание именно печатному слову. "Сегодня слово на боевом посту". - Утверждали авторы учебников по мастерству пропагандиста. - "Оно мобилизует советских людей на создание в нашей стране материально-технической базы коммунизма, борется за прочный мир и разоружение, воспитывает человека коммунистической морали, воодушевляет советскую молодежь на новые трудовые свершения" [4, с.12].

В полной мере такое понимание задачи журналистики можно отнести и к детским периодическим изданиям советского периода. К тому же общеизвестно, что в изданиях для детей внимание к публикуемым материалам становилось особенно пристальным, так как журналы и газеты для подрастающего поколения были, прежде всего "воспитывающие".

В Советском Союзе, в отличие от сегодняшнего времени, выбор детских и молодёжных журналов был невелик. Самым маленьким предназначались "Мурзилка" и "Веселые картинки", пионерам и школьника - "Костёр" и "Пионер", основными журналами для молодежи были "Смена" и "Юность". Содержание этих журналов определялось и контролировалось их издателями - Центральным советом Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина и Центральным комитетом ВЛКСМ. Все эти журналы - продукты советской власти, основная дата их появления - 1924 или 1936 год.

Официальное издательское определение журнала "Пионер" такое - ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина для пионеров и школьников. Журнал был основан в 1924 году, и задумывался как "боевой орган" детской коммунистической организации". Даже название для него, по редакционным преданиям, придумала Надежда Константиновна Крупская. С 1924 года и по нынешнее время издавался и издается в Москве.

В данной работе мы обратились к детским периодическим изданиям советского времени, в частности к журналу "Пионер".

Цель нашего исследования - выявить характер влияния советской идеологии на жанрово-тематическое своеобразие детской периодики 1951 - 1958 годов, на примере журнала "Пионер".

Нами была выдвинута гипотеза, что жанровая система и тематика публикаций в журнале "Пионер" как "боевом органе" детской коммунистической организации", отвечали задачам прямого влияния советской идеологии, но характер и степень этого влияния изменялись в зависимости от политического курса.

Мы ставили перед собой задачи:

Изучить содержание журналов за 1951, 1953, 1956 и 1958 годы.

Выявить тематику и жанровое своеобразие публикаций в журнале изучаемого периода.

Определить способы воздействия на читательскую аудиторию на страницах журнала.

Проанализировать характер идеологического воздействия с точки зрения жанрово-тематического своеобразия публикаций.

Сопоставить характер и степень идеологического влияния в периоды 1951 - 1953, 1956 - 1958 годов.

Объектом исследования был выбрано содержание журнала "Пионер", так как это издание было одним из самых популярных в то время, что даёт возможность предположить, что воздействие на детскую аудиторию было целенаправленным и сильным.

Предметом исследования стало идеологическое влияние на страницах детской периодики, отраженное в выборе тем публикаций и системе используемых жанров.

Основными методами исследования были выбраны наблюдения и контент-анализ (качественный и количественный анализ). В выборе метода контент-анализа в качестве ведущего метода исследования мы опирались на мнение С.А. Обухова, который утверждал, что "объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио - и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений" [12, с.77].

Материалы исследования. Нами были изучены номера журнала "Пионер" за 1951 год (№№ 1-12), за 1953-й (№№ 1-6), за 1956-й (№№ 1-12), и за 1958 (№№ 1-6). В общей сложности было исследовано 36 номеров. Выбор журналов был ограничен возможностями Детской библиотеки им. И.А. Крылова, так как в наличие имелись не все подшивки журнала "Пионер" за 50-е годы.

Именно эти периоды были выбраны в качестве исследования не случайно, так как предоставляется интересным сравнить содержание номеров за период правления И.В. Сталина (1951-1953 гг.) и Н.С. Хрущёва (1956-1958 гг.). Поскольку в эти годы происходит очевидная смена политического режима и некоторое обновление идеологии, что не могло не отразиться на страницах СМИ.

Структура работы. В первой главе журнал "Пионер" рассматривается как "боевой орган" детской коммунистической организации". Дается характеристика журнала "Пионер" в свете идеологического курса страны периода 50-х годов ХХ века.

Во второй главе описывается жанровое своеобразие и тематика публикаций на страницах журнала "Пионер" в 1951, 1953, 1956, 1958 годов. Приводятся результаты контент-анализа и обобщаются полученные данные. Рассматриваются наиболее характерные способы идеологического влияния средствами публицистики и беллетристики, отраженные на страницах журнала.

В заключении делаются выводы о характере и степени идеологического влияния в периоды 1951 - 1953, 1956 - 1958 годов.

Приводится список использованной литературы. В работе имеются Приложения.

Глава 1. Описание системы жанров и тематики публикаций в журнале "Пионер" 1951-1953 и 1956-1958 годов

По словам редакции, опубликованным на сайте журнала, "Пионер" честно, изо всех сил делал свое дело, - как он понимал его сам и как учили старшие товарищи. Его страницы запечатлели время таким, каким оно было".

В издании журнала использовались определенные жанры публицистики и беллетристики, доступные детскому восприятию. Ведь как утверждает З.С. Смелкова, "пониманию, доходчивости, легкости усвоения способствует система жанров как устоявшихся риторических моделей текстов в сфере журналистики" [15, с.12].

На первой странице журнала публиковались обращения от официальных лиц с пожеланием успехов в учёбе и труде юным читателям. Печатались статьи и заметки о важных на то время событиях. Например, в номере № 2 за 1951 год, одним из важных событий стал юбилей Климента Ворошилова: "4 февраля исполнилось 70 лет Клименту Ефремовичу Ворошилову, верному соратнику Ленина и Сталина... Всю свою жизнь с юных лет Климент Ефремович посвятил борьбе за освобождение трудящихся от ига капитализма, за победу Великой Октябрьской социалистической революции, за оборону и укрепление государства, за построение социализма в нашей стране". А в сентябрьском номере за 1951 год публикуется обращение тогдашнего министра просвещения РСФСР И.А. Капрова, приуроченное к 1-му сентября.

В связи с "Холодной войной", объявленной Советскому Союзу, начинается активное обличение капиталистического режима США. Чтобы вызвать соответствующее настроение не только у взрослой аудитории, но и у школьников, в журнале появляется рубрика "Рассказы о борцах за мир". Здесь публикуются рассказы и очерки с описанием жизни различных коммунистов зарубежных стран, борцов за свободу и ярких противников империалистического строя - поэта Пабло Неруда, французского учёного Фредерика Жолио-Кюри, корейской коммунистке Пак Ден Ая, всемирно известного детского писателя Джанни Родари.

Вот характерный отрывок из рассказа Д. Храбровицкого "Гражданин Франции": "Чтобы сорвать Второй Всемирный Конгресс сторонников мира, премьер-министр Англии Эттли в самый последний момент запретил большинству делегатов конгресса въезд в страну. Это он сделал по приказу своих хозяев - американских империалистов. Среди делегатов, которым не разрешили приехать в страну, был человек, которого знают народы всех стран - известный французский учёный, член двенадцати академий мира, председатель Всемирного Совета Мира Фредерик Жолио-Кюри" (№ 6, 1951). Далее в этом рассказе идёт описание биографии и жизнедеятельности известного учёного. Как можно увидеть даже из небольшого отрывка, политика Америки очень активно обличается.

В журнале существует несколько постоянных рубрик. В ряде журналов за 1951 год отчетливо прослеживается рубрика "Советы пионерскому активу".

Изредка печатались сказки и легенды различных народов. Как правило, сказки были либо из тех стран, с которыми СССР состоял тогда в дружественных отношениях, либо из республик Советского Союза. В большинстве сказок описывалась победа хитроумных крестьян, находчивых бедняков над жадными и хитрыми богачами.

Ведущими жанрами журнала являлись повести и рассказы. В каждом номере печатались небольшие рассказы, повествующие о жизни сверстников. Это могли быть и произведения известных писателей, и рассказы начинающих авторов.

Сюжеты рассказов также были напрямую связаны с идеологией - печатали рассказы о трудовых подвигах, работе в колхозе (повесть "Беспокойный человек" С. Воронкова №№ 8 - 12, 1951), о героях Октябрьской революции (повесть А. Гайдара "Иртыш" № 10, 1951) и Великой Отечественной войны (повесть Гайдара "Лёня Голиков"№ 4 - 9, 1953).

В журнале публиковались также рассказы о повседневной жизни школьников: "Школа на Имарге" - о жизни школьников в отдалённом северном уголке страны. (С. Малых, рисунки Е. Васильева). "Андрейкин проступок" (П. Савельев) - история о мальчике, не выполнившем важное поручение, но зато предупредившем об опасности, грозящей колхозу (№8 1951 год).

Изредка публиковались переводы зарубежных поэтов и писателей, "проверенных" коммунистов - Пабло Неруда, Джанни Родари, Цветан Ангелов и др. Кстати, именно в журнале "Пионер" впервые появился роман-сказка Джанни Родари "Чиполлино".

Важное место на страницах журнала занимают стихотворения. Большая часть их посвящена Родине, пионерам, их жизни в стране и отчасти жизни за рубежом. Публикуются поэты - представители всех республик Советского Союза. Например, "Счастливые дети" Кудрата Хикмата, Узбекистан (№ 9, 1951), "Суворовец" И. Кульской, Украина (№2, 1951), "Маленькие колхозники" Петер Силс, Латвия (№ 5, 1953) и др.

Стихотворения в подавляющем большинстве носят оптимистический характер, написаны доступным и простым языком. Вот, например, стихотворение "Первое мая" Галины Браиловской (№ 4, 1951):

Небо сверкает
Густой синевой,
Песня о мире,
Летит над Москвой.
Песня летит
Над стенами Кремля,
Вторит ей вся
Трудовая земля!
Как видно из публикаций журнала, большинство рассказов и статей носят идеологический характер, и даже материалам познавательного характера стараются придать идеологический смысл.
Тесно связанными с идеологией, но не зависящими от политической обстановки, носящими воспитательный характер, можно назвать стихотворения "Всегда готовы", рассказ "Андрейкин проступок" и сценка "Занятой человек". Кстати, некоторые из подобных произведений не утратили актуальности и в наше время.
В 1953 году у "Пионера на треть увеличился объём (93 страницы), в связи с чем появился новый жанр - очерк. В каждом номере публиковалось сразу несколько различных очерков, посвящённых разным событиям. Например, "Свет в Нижарове" Елены Рубцовой (№ 1, 1953) - про электростанцию в далеком поселке, открытию которой помогали местные пионеры. "Будущие офицеры" Ивана Бородулина (№ 2, 1953) - описание жизни юных суворовцев.
Иногда очерки были посвящены отдельным профессиям и сферам жизни. Например, очерк "Там, где делаются книги" А. Дорохова (№ 5, 1953).
В журналах за 1953 год печатается больше статей, заметок и рассказов, посвящённых спорту. "Спортсмены Цессиской школы" Д. Аверина о лыжниках (№ 12, 1953), "Чемпионы лагеря" Л. Крауклите (№ 6, 1953).
Несколько иной облик приобретают номера журнала "Пионер", вышедшие в 1956, 1958 годах. В журналах этого периода уже отсутствуют откровенно агитационные материалы, посвящённые Сталину. Больше всего публикаций, носящих либо познавательный характер, либо повествующих о жизни сверстников.
По-прежнему много места на страницах журнала занимают рассказы и повести, в которых чаще всего действующими лицами оказываются сверстники читателей, обыкновенные пионеры. Например, "Что случилось с Николенко?" Н. Богданова (№ 1, 1956), "На подоконнике" Р. Рома (№ 7, 1956), "Гауптвахта" А. Мошковского (№ 12, 1956).
Все эти рассказы повествуют о случаях из жизни, о переживаниях и трудностях выбора правильного поступка, о доверии к ближнему.
Пример содержания журнала № 7 1956.
В начале номера - повесть К. Воронкова, Л. Воронковой, "Рожок зовёт Богатыря" (рис.В. Коровиной).
Большое количество познавательных материалов - очерк Л. Успенского и К. Шнейдер "Рембрандт", фрагменты записок путешественников "Рыбы поют в Укаями" из А. Фидлер, (пер. с польского И. Горбачёва и Я. Немчинский), очерки "Карандаш - оружие туриста" (Е. Рубцова, Д. Соболев), "Путешествие в "страну странностей" (Р. Измайлова)
Кроме того, опубликованы очерки и статьи о жизни сверстников: "Будущие моряки" (фотоочерк В. Иванова, А. Старичкова), "Хозяева квартала" (С. Турбина), "Увлекательная охота" (П. Горохов, учитель 223-й школы г. Москвы) и рассказ "На подоконнике" (Р. Рома, рис.Б. Винокурова). Также напечатаны очерки о спорте: "Спорт. Необыкновенный приз" (А. Красильщиков, фото М. Боташова).
С 1958 года появляются рассказы о комсомольцах. Например, "Маленький доктор" А. Безуглова (№ 7, 1958), "Подвиг юнги" Ю. Новикова (№8, 1958). И по-прежнему печатаются рассказы о подвигах, например, "Радист танкера "Туапсе" Анатолия Аграновского (№ 2, 1956).
Появляются новые рубрики. Из новых рубрик самой яркой можно назвать "Клуб Пионера", где ребятам описывают различные жизненные ситуации, в которых оказываются сверстники, и предлагают принять участие в дискуссии. Заголовок украшает мальчишка с микрофоном.
Вот пример одной из тем разговора "Клуба": "Сегодня в клубе обсуждаются вопросы: Как ты относишься к людям? Как люди относятся к тебе? О настоящих товарищах. О равнодушии. О том, почему человек иногда остаётся один. В числе гостей нашего клуба сегодня учительница Майя Бенедиктовна из города Юрюзани, Челябинской области. Майя Бенедиктовна сейчас расскажет вам, ребята, два случая из жизни юрюзанских школьников. Она просит вас хорошенько вникнуть в её рассказ и вместе с ней подумать, кто виноват?" (№3, 1958).
Далее приводятся два случая, с ребятами, где бывшие лидеры, активисты остаются совсем одни, без друзей, и предлагают ребятам разобраться, кто прав, кто нет, высказать своё мнение. От лица нескольких школьников и взрослых высказываются различные точки зрения. В конце юным читателям предлагается написать, что они сами думают по этому поводу.
Еще одной новой рубрикой стали статьи и очерки о комсомоле и комсомольцах. Например, "Документы о комсомоле" (№ 10, 1958), "Комсомольская слава" (№ 4, 1958). Номер 10 за 1958 год вообще полностью посвящен юбилею ВЛКСМ.
Заметным явлением на страницах журнала стали сказки, которые широко представлены в этот период. Большое место в журнале отводится сказкам народов СССР и стран мира.
В связи увеличивающейся популярностью и престижностью науки в СССР в журнале за 1958 год появляется довольно большое количество публикаций научно-познавательного характера. Очерки "Тайна шестого материка" К. Андреева (№2), "Пчелиный "компас" Г. Голубева (№6), "Наш автомобиль" А. Некрасова (№ 12). Статьи "Наши зимние гости" П. Горохова (№ 12), "Необыкновенный сев" Г. Куликов (№ 11), "Рисунки из Индии" Кришана Чандра (№ 3).
Появляются очерки о писателях, которые проявили себя в истории как яркие революционеры, - Г. Гейне, Дж. Лондоне, Мате Залке, Эжене Потье, О. Туманяне и др.
Более широко в журналах этого периода представлены зарубежные авторы. Вообще на страницах журнала периода "оттепели" постепенно "открывается железный занавес". Появляются рассказы английских и французских писателей ("Охота на лягушек" Джона Гезерингтона (№8, 1956), "Джилли и Джунни" Джеймса Белларда (№5, 1956), "Один из многих" Эмиля Пожеса (№ 11, 1956).
Итак, "Пионер" имел постоянные рубрики, посвященные школьной и пионерской жизни, официальным сообщениям, науке и технике, природе, искусству, спорту, детскому художественному творчеству и т.д. В этом ракурсе журнал представляет значительный интерес, так как вообще "журналы дают возможность панорамного взгляда на социальную ситуацию, комплексного подхода к ее анализу" [16, с.111].
"Пионер" дает максимум информации из разных сфер жизни.
Прежде всего, основную часть публикаций занимают рассказы, стихи, очерки и повести о сверстниках, о сегодняшнем дне жизни пионеров, о жизни в школе. Затем дается довольно широкая панорама жизни сверстников и взрослых за рубежом. Читателей знакомят с творчеством зарубежных писателей. Особое внимание уделяется познавательным материалам, способствующим расширению кругозора. Им отводится, как правило, несколько рубрик.
Логика построения номера - традиционная для всех периодов издания и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.