На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Понятие государства, его сущность и особенности, история возникновения и развития. Социально-экономические и социально-политические предпосылки формирования государства у восточных славян, влияние на него духовных факторов и языческой идеологии.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 20.02.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


21
Федеральное агентство по образованию
Московский государственный университет Экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Тверской филиал

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

Контрольная работа

по Отечественной истории

«Внешние и внутренние факторы формирования государства у восточных славян»

Тверь, 2008

План

    1. Социально-экономические предпосылки 3
    2. Социально-политические предпосылки
    8
    3. Духовные предпосылки.
    10
    4. Внешнеполитические предпосылки
    12
    Выводы
    20
    Литература
    21
1. Социально-экономические предпосылки

Какие факторы привели к формированию государства на Руси? Некоторые историки склоняются к мысли о том, что изменения в хозяйственной жизни восточнославянских племен, развитие у них культуры земледелия, позволяющей получать все больше и больше продуктов, обеспечивая тем самым не только себя, свой род, но и обмениваясь с другими племенами, выделение знати - старейшин, жрецов, военных вождей, экспедиции к соседям за добычей и рабами - все это приводит к крушению старых общинных порядков, строя демократии. Все больше и больше девальвируются старые эгалитаристские традиции, богатые и сильные начинают притеснять бедных и слабых и вместо институтов общины формируется государственность. Власть князей - военных вождей приобретает наследственный характер, вокруг них складывается привилегированная прослойка бояр и дружинников.
Другие историки в качестве главного фактора будут называть не изменения в хозяйстве и социальном делении, не необходимость удерживать с помощью государства своей власти и собственности князьями и боярами, а внешнюю опасность, давление соседей-врагов, под натиском которых объединяются восточнославянские союзы племен. Они понимают, что только в единстве сила, только в единстве можно выстоять, сохранить свой язык, традиции, стать более могущественными и изобильными. Государство, законы нужны, прежде всего, для того, чтобы защитить свои границы, создать войско, наполнить общую казну. Объединенный в государство народ может отстоять свою свободу, не платить дань соседям, даже, напротив, налагать ее на них. Объединенный в государство народ сможет основать могучие города, создать памятники архитектуры и искусства, обрести новую веру и идею.
Определенным фактором, влияющим на образование государства на Руси, будут являться экспедиции к соседям, заимствование их опыта развития, внешний вызов, пример. Таким соседом явилась для Руси Византия.
Ряд ученых будут выдвигать в качестве главных причин образования государства на Великой Русской равнине этнические факторы, достижение народом определенной плотности населения, пробуждение у него стремления к единству, силе, могуществу - так называемый всплеск пассионарной энергии. В основе этого всплеска - живая связь народа с его землей.
Можно ли остановиться только на одном каком-либо факторе? Видимо, нельзя. Каждый из них - и социально-экономический, и геополитический, и этнографический, и культурный, духовный - безусловно, влияет на складывание древнерусской государственности. Утрачена в веках конкретика событий периода VI-IХ веков нашей эры. Это именно тот период, когда Древняя Русь «стала есть».
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена ржи, ячменя, проса, а также огородных культур: репы, капусты, моркови, свеклы, редьки. Выращивали славяне и технические культуры - лён, коноплю.
Благодаря мягкому климату и достаточно плодородной почве на южных землях славян сложились более древние земледельческие традиции, чем в северных районах.
У славянских племён существовали две основные системы земледелия. На севере, где основная территория была покрыта лесами, применялась подсечно-огневая система. В первый год на осваиваемом участке рубили деревья и оставляли их лежать на земле. За зиму деревья высыхали, и на следующий год их сжигали вместе с пнями и в землю, удобренную золой, сеяли зерно. Подготовленный таким образом участок два-три года давал достаточно высокий урожай, а потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок тем же способом.
Основными орудиями в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона суковатка. Убирая урожай при помощи металлических серпов, а затем размалывали зерно каменными зернотёрками и жерновами.
В южных районах, где преобладала открытая местность, ведущей системой земледелия был перелог. Из-за большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы её оставляли отдыхать и переходили (перекладывались) на новые поля до их истощения. Затем всё снова повторялось.
С развитием земледелия было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, а в лесной полосе - лошадей.
Наряду с развитым земледелием, важное место в хозяйстве сохраняли охота, рыболовство и бортничество. Мясо и рыба являлись необходимым дополнением к столу, особенно в то время, когда нельзя было убивать скот. Бортничество - сбор мёда диких пчёл - являлось особенностью хозяйства именно славян, поскольку мёд и пчелиный воск, а также меха были основными предметами внешней торговли.
VII-VIII вв. были временем серьёзных изменений орудий земледельческого труда восточных славян. Совершенствуется соха. Появляется рало - плуг с полозом и усовершенствованным наральником. Позднее распространяются плуги с железным лемехом и отвалом, подрезавшие землю и сбрасывавшие землю из борозды в сторону пахоты. Появляются широколезвийные топоры, серпы более изогнутой формы. Совершенствуются системы земледелия, к IX в. пашенное земледелие становится господствующей отраслью хозяйства. На смену залежной или переложной системы приходят двупольная и трёхпольная система севооборота.
Появление новых орудий труда, рост производительных возможностей земледельческой техники у славян способствовали тому, что ведение самостоятельного хозяйства становится доступным не только крупным коллективам - родовым, соседско-родовым соседско-большесемейным общинам, но уже и каждой малой семье в отдельности. Первобытно родовой коллективизм становится ненужным. Он был сломлен внедрением новых более производительных орудий труда, более совершенных способов ведения хозяйства, позволявших отказаться от коллективного труда всех членов родовой общины. Основной хозяйственной единицей становится отдельная семья. И хотя в соседской сельской общине, где семьи селились по принципу соседства, а не родства, ещё сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоёмы, пахотную землю, она уже делилась на отдельные наделы.
Эти наделы обрабатывали своими орудиями труда каждая отдельная семья, причём собранный ею урожай становился собственностью такой семьи. Отсюда появляется материальная обособленность отдельных производителей, глав отдельных семейств, что, в в свою очередь, приводило к неравномерному накоплению прибавочного продукта. Следствием этого процесса был рост имущественного неравенства внутри общины.
Огромную роль в разложении родовых отношений у восточного славянства в VIII-IX вв. сыграло общественное разделение труда, иначе говоря - отделение ремесленной деятельности от сельского хозяйства. Развитие ремесла, его отделение от других видов хозяйственной деятельности было ведущим стимулом распада родовых отношений. Общинные структуры сельскохозяйственных производителей как бы взрываются изнутри. Проникновение в общину общественного разделения труда ведёт к тому, что отдельным семьям предоставляется возможность уже обособленно заниматься производством того производством того или иного продукта для его дальнейшего обмена.
В связи с этим укрепляется материальная обособленность отдельных производителей. Именно институт частной собственности является очень чётким выражением этой материальной обособленности отдельных производителей. Из сельской общины, где ремесло зародилось и отделилось от земледелия, оно начинает сосредотачиваться в городах. Город - явление абсолютно не характерное для первобытнообщинного строя. Города появляются лишь в новых исторических условиях, в условиях классового общества, общества феодального.
Итак, на рубеже VII-XI вв. ремесло у восточных славян окончательно отделилось от земледелия. В это время впервые появляются специалисты в отдельных видах ремесла - кузнецы, литейщики, ювелиры, гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесла и торговли - города. Одновременно города становились оборонительными центрами и местом пребывания носителей власти.
Древнейшие города образовывались на важнейших торговых путях или их пересечении. Одним из них был «путь из варяг в греки». Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками суда достигали бассейна Днепра. Из одной реки в другую корабли перетаскивали по специальным путям - волокам. Попав в Днепр, корабли доходили до Чёрного моря и дальше до Византии. Вдоль этого пути возникли такие крупные города, как Новгород, Полтава и Киев.
Вторым торговым путём, также проходившим по территории славян, был волжский торговый путь, связавший Русь со странами Востока.
Таким образом, развитие земледелия, ремесла и торговли приводило к классово-имущественной дифференциации. Это приводило к выделению военно-управленческого аппарата. Этот аппарат решал вопросы, связанные с торговлей, распределением земель, ведение военных действий. Таким образом, создаются условия для образования государства.

2. Социально-политические предпосылки

Однако имущественное и социальное неравенство возникало не только в общине. В это время, в VII-IX вв. у славян выделяется родоплеменная и военно-дружинная знать. В эпоху господства родовых отношений высшим органом племени является народное собрание - собрание всех членов этого племени. Народное собрание обеспечивало социальное и экономическое равенство членов племенного сообщества. На нём избирались и переизбирались старейшины племени, князья, которые были носителями административной и военной власти племени. Эти должности занимали наиболее авторитетные члены племени.

Однако в период родовой демократии, в период разложения родового строя роль и значение народного собрания начинает падать. Старейшины уже начинают решать самостоятельно ряд вопросов, бывших ранее в ведении народного собрания, они сами готовят их в собственных интересах для последующего обсуждения. Их должности из переизбираемых постепенно становятся наследственными.

Вокруг племенного князя, происходившего уже из одного наиболее знатного и богатого рода, чья власть превратилась в наследственную, формируется дружина. Однако эта дружина уже коренным образом отличается от племенного войска периода родового строя с его сугубо оборонительными функциями. Эта дружина не подчиняется уже народному собранию, она превращается в орган давления, который начинает господствовать над соплеменниками.

Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Однако при этом еще долгое время сохранялась первобытные демократические учреждения - народные собрания и совет старейшин: Но народное собрание превращалось в собрание воинов которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом, шел процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы. Военная демократия постепенно перестала в военно-иерархическое правление-княжение.
Органы общественного самоуправления превращались в органы господства и угнетения, направленные против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя, важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпадающей непосредственно с населением, отделенной от него публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию. Военный предводитель крупного союза племен превращался в правителя - князя. Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и наместниками. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление эксплуатируемых масс и вела захватнические и оборонительные войны. Указанный процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы не был актом единовременным для всех союзов восточнославянских племен. В VIII вв. условиях борьбы с кочевниками в Среднем Приднепровье произошло объединение нескольких союзов племен или княжений в "союз союзов" под названием "Русь", столицей которого стал Киев.
"Союзы союзов". "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми образованьями и отражали более высокий этап в процессе восточнославянской консолидации. Примерно на рубеже VIII-IX вв. приднепровский союз союзов племен "Русь" перерастает еще более мощное объединение с названием "Русская земля", включавшее значительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом государственном объединении, по своей вероятности, династия Кия, представителями которой в середине IX в. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд.
Усиление роли дружины в управлении над обществом связано с большим значением военных действий для Руси. В результате роль дружины возрастает и дружина выступает как орган давления и принуждения, что способствует формированию государства.

3. Духовные предпосылки.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра резиденции князя и дружины, он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.
Язычество -- комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов -- имело свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенно стала проявляться тенденция к единобожию: огромное значение приобрели Род -- земледельческое божество, управлявшее дождями, земными водами, подземным огнем и пр. -- и тесно связанные с ним богини плодородия -- рожаницы. По мере становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна -- княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы). Свое художественное выражение язычество нашло в народном фольклоре: сказках, заговорах и заклинаниях, пословицах и поговорках, обрядовых песнях и пр., хранящих следы магических представлений. В X-XI вв. складывается былинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой его от врагов.
Важнейшей чертой государственности является особая идеология, объявляемая, как правило, официально поддерживаемой и охраняемой государством. В большинстве случаев такой идеологией становится та или иная форма религии. Однако, как правило, она не остается неизменной на протяжении всего периода существования государства: с течением времени, по тем или иным причинам она перестает его устраивать, в результате чего происходит смена государственной идеологии.
Подобное развитие событий характеризует и историю Древнерусского государства, где господствовавшее в момент его образования язычество в конце Х в. было сменено христианской (православной) религией. Естественно встает вопрос, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.