На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Социально-экономическое развитие в России в 1-й половине XIX века. Определяющая роль христианства в модели демографического поведения. Приоритеты внутренней политики в систематизации законов и отмене крепостного права. Помещичьи и удельные крестьяне.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: История. Добавлен: 19.12.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Лекция № 12
история России
от 18 мая 2006 года
Внутренняя политика Николая 1.
В конце 18 - первой половине 19 века Российская империя занимала 3 континента: Европу, Азию и Северную Америку (Аляска), вплоть до 1866 года, когда при Александре 2 Аляска была продана. Примерно 18 миллионов км2.
Население России в 1800 году - 39 миллионов человек примерно.
1833 год (8-я ревизия) - 52 миллиона человек
1850 год - 68,5 миллиона человека
1857 год (10 ревизия) - почти 72 миллиона человек.
Численность населения росла достаточно быстро. Население России составляло существенную часть всего населения Европы.
По подсчетам Б.Н. Миронова в 1800 году население России составляло 22% населения Европы, в 1850 году - 27%. В дальнейшем удельный вес российского населения увеличивался по сравнению с европейским населением.
Россия была населена неравномерно. Из 18 миллионов на Сибирь приходится 10 миллионов, а там всего 1 миллион. На Аляске не было и тысячи человек русских. (???)
Это беда и нашего времени, когда все население Дальнего Востока меньше, чем Чехии, а рядом Китай.
Во второй четверти 19 века данные о население стали более точными благодаря тому, что улучшается учет населения. Какие основные источники для изучения этнического и сословного состава населения? Их 3. Это ревизские материалы, было 10 ревизий. В 1-й половине 19 века было 5 ревизий. Ревизские материалы учитывали только податное население, т.е. крестьян и мещан.
Второй источник это метрические данные, которые велись священниками, когда регистрировались по месту жительства крещения, что совпадает с рождаемостью, венчания, отпевания (т.е. кончина).
При Николае 1 было приказано вести на русском языке метрические книги и другим конфессиям: и протестантам, и католикам, и мусульманам.
Третий источник по демографии - это данные по линии МВД (министерства внутренних дел), которые собирались местными гражданскими властями. В 1831 году была утверждена новая форма губернских отчетов. Она предусматривала сбор сведений дополнительного неподатного населения, т.е. о дворянах, разночинцах, обер-офицерских детях.
В 1842 году - новая форма отчета, 27 форм таблиц.
Метрические книги были распространены на католиков, лютеран, мусульман и евреев. А с 1846 года стали сообщаться сведения народонаселения по уездам. Эти данные стали включаться в губернаторские отчеты по линии МВД.
Каковы общие демографические тенденции? Россия оставалась сельскохозяйственной страной, сельское население преобладало. А среди сельского населения преобладали крестьяне. Кстати, сельское население преобладало и в СССР. По переписи 1959 года сельского населения было больше, чем городского.
Если взять предшествующий период, то крестьяне составляли от общего населения России 90%, к 1850 году - 83%; к 1860 году, накануне отмены крепостного права - 80% населения России.
Продолжала увеличиваться численность населенных пунктов. Продолжалось освоение территории.
Дворянство - к 1858 году 443 тысячи (мужчин), с женщинами 900 тысяч.
Духовенства примерно 600 тысяч (с женщинами).
Городское население, включая купечество, мещан и цеховых и почетных граждан, которые появились в 1832 году, примерно чуть больше 2 миллионов человек (в 1858 году). А почетных граждан 11 тысяч.
Демографическое поведение крестьянства.
Модель демографического поведения определяло христианство.
9/10 крестьян продолжало жить в деревне, заниматься сельским хозяйством. Основное население города тоже было сельское, держали коров и т.д.
Брак, семейные отношения, рождаемость. Семейные, брачные отношения носили публичный характер. Свадьбу гуляла вся деревня. Публично удостоверялась девственность невесты показыванием ее рубашки или вывешиванием на заборе простыни.
Не поощрялось внебрачное рождение детей. Это было клеймо на всю жизнь. Все конфликты, которые возникали в семье, должны были решаться на общественном сходе. Община регулировала отношения.
Повысился возраст вступления в брак. В 18 веке девушки вступали в брак в 12-14 лет, для юношей 13-15 лет. То к середине 19 века девушки вступали в брак в 16-18 лет, юноши в 20-21 год.
Родители все-таки старались поженить пораньше. Считалось, что если вовремя не женить сына, он заматереет, не будет послушно соглашаться на ту кандидатуру жены, которую ему предложат. Старики говорили так: жени помоложе, пока послушен, уматереет - не оженишь его.
Считалось, что жена должна быть моложе на 2-3 года. Если разница в возрасте была больше, то девушка его уже считала стариком и не хотела за него замуж.
Препятствием для вступления в брак до 1810 года были: родство или свойство. У православных - до 7-й степени родства; между родственниками одной и другой стороны - до 5-й степени. С 1810 года снизили до 4-й степени родства.
У католиков, протестантов было более либерально.
Вступление в брак было важным событием в жизни крестьянина. Если юноша в 20-21 год не женился, он по-прежнему оставался малым, неполноценным. Если мужчина не женился, его называли вековуша, аналог старой девы; было негативное отношение.
Считалось, что в браке обязательно должны быть дети, иначе он греховный. Если не было детей до 60 лет, это приводило к печальным последствиям. У человека забиралась земля, отдавалась тем семьям, где есть дети. Возникал вопрос: кто будет их содержать. В то время «пенсионным полисом» были дети, сыновья. Оптимально нужно было иметь 3 сына. Говорили так: первый сын для Бога - учитывая большую смертность, до совершеннолетия умирало до 50% детей; второй сын - для царя, т.е. для службы, для армии. В армии тогда служили долго, 25 лет. Николай 1 снизил срок службы до 20 лет. А третий сын - для себя, для обеспечения старости.
Рождение детей было экономической необходимостью.
Вступление в брак было важным потому, что крестьянин мог вести хозяйство, когда были и мужские и женские руки. Существовало четкое разделение обязанностей. Мужчины занимались всеми полевыми работами, заготовкой дров. В жатве принимали участие и женщины. На женщинах лежало домашнее хозяйство, включая изготовление полотна для пошива одежды.
В отношении разводов тоже были определенные трудности. Развод был затруднен с 1723 года, при Петре 1. Когда число законных оснований для развода было сокращено с 26 до 5. Это прелюбодеяние, неизвестное долгое отсутствие, ссылка или тюремное заключение. Жены, как правило, могли следовать и в Сибирь. Константина Павловича развели, потому что его жена отсутствовала длительный срок и не возвращалась в Россию. Третья причина - уход в монастырь. Когда мужу не нравилась жена, он побоями старался загнать ее в монастырь, и насильно отправить. 4 - если обнаруживалось близкое родство. Если обнаруживалось вступление в брак при жизни супруга.
Такие случаи были с декабристами, когда они в Сибири завели себе вторые семьи при живых женах, которые за ними не поехали.
Разводов было мало. 70-80 разводов в год. А если православное население 43 миллиона, то это немного.
Это не значит, что семьи не распадались, но это называлось не разводиться, а разъезжаться. Некоторые перебирались в другие города.
Россия была страна многоконфессиональная, полиэтническая. В России проживало около 200 народов.
Этнические состав России в 1-й половине 19 века. 18-19 век - доля русских непрерывно уменьшалась, с 70,7% при Петре 1 до 44,6% в 1914 году.
Но в рассматриваемый период при Николае 1 удельный вес русского населения на некоторое время снова стал расти, это период 1830-50-х годов. Прирост населения может идти не только за счет повышения рождаемости, но и за счет присоединения новых территорий. поэтому не так быстро прирастали другие народы.
В царствование Александра 1 наиболее крупными этносами после русских были украинцы, белорусы, поляки. Далее следовали литовцы, латыши, татары, финны, евреи.
В связи с более низким естественным приростом населения некоторых этносов происходило уменьшение удельного веса украинцев и белорусов, а также литовцев и латышей. К 10 ревизии вес украинцев снизился к началу 19 века с 19,8 до 17,2%.
Особенно снизился удельный вес белорусов, в том числе за счет обрусения, с 8,3 до 5,3%.
Стабильным оставался удельный вес финнов.
Повысился удельный вес татар, немцев, башкир, молдаван, казахов.
Особенно быстро рос удельный вес евреев. В царствование Александра 1 евреи вышли на 5 место после славян. А белорусы передвинулись на 4 место после поляков.
В 1-й половине 19 века средние темпы прироста у русских составили 73 %, марийцев (черемисов) 75%, у мордвы 105%, у эстонцев 49%, у татар 117%, у башкир 213 %. Т.е. значительным был прирост у башкир и у евреев.
Данные позволяют сделать некоторые выводы.
Давно замечено, что Россия не укладывалась в схему традиционной колониальной империи. Не только потому, что у России не было островных отдаленных территорий, но и потому что в России национальный вопрос не всегда совпадал с колониальным. В России сложилось 3 типа национальных окраин. Если мы возьмем западные территории России, близкие к морю, к Европе, такие как Польша, Финляндия, Прибалтика, Украина, то в экономическом отношении они были развиты больше, чем центральные русские губернии. Частично этому способствовали и различные экономические льготы, таможенные, удобство рынков сбыта. Т.е. эти окраины не были колониями в экономическом смысле.
Что касается вопроса степени национального угнетения и политики русификации, то он остается дискуссионным.
Другой тип - это аграрно-сырьевые окраины, неразвитые в экономическом отношении, они были представлены южной Россией и Сибирью. При относительной плотности коренного населения это был объект русской колонизации. Здесь не было своего местного населения. Это были колонии в каноническом плане, но мало было нерусских народов, которые можно было угнетать.
Третий тип - Центральный Кавказ, Закавказье, Казахстан, некоторые районы Поволжья и Предуралье. Здесь был значительный процент местного населения. Насколько эти территории были объектом колониального угнетения, нужно разбираться конкретно. Далеко не все было плохо.
После революции одно время Россия стала рассматриваться как тюрьма народов. Потом Сталин подправил, говорил, что присоединение к России было все-таки меньшим злом, по сравнению с предшествующим положением.
При Брежневе стали говорить, что зато, присоединившись к России, они вместе с русским народом совершили социалистическую революцию, и живут прекрасно, и будут жить при коммунизме.
Потом началась перестройка и местные национальные элиты, которые брали в регионах власть в свои руки, снова стали делать акцент на угнетение со стороны нехорошей России. К сожалению, эта тенденция прослеживается во многих школьных учебниках бывших советских республик, которые сейчас отделились.
Какие могут быть объективные моменты? Б.Н. Миронов решил использовать показатели ООН, которые применяются в настоящее время. Есть такой показатель оценки благосостояния населения как Индекс человеческого развития. Он включает 3 показателя.
1) Долголетие, т.е. средняя продолжительность предстоящей жизни.
2) Образованность. Образованность взрослого населения, плюс количество детей, которые ходят в школу. Меняется само понятие образованность. В дореволюционной России образованным считался тот, кто умеет читать и поставить свою подпись. У нас с конца 1950-х годов по данным ООН грамотным считается тот, кто умеет читать, писать и написать краткое изложение о своей жизни.
3) Материальное благополучие. Рассчитывается валовой продукт на душу населения. Этот показатель труднее всего просчитать.
К концу 19 века средняя продолжительность предстоящей жизни у новорожденного русского была 28,7 лет. Башкира - 37,3 года. У еврея - 39 лет. Евреи передвинулись с 9 места на 5 в конце 18 века. Это не случайно. Доля башкир тоже увеличилась.
Грамотность 3-х славянских народов в 1897 году 29% у мужчин и 8,2% у женщин. Естественно по разным регионам по-разному. Самыми грамотными были новобранцы ярославской губернии.
Если взять евреев, то они изучали язык идиш в религиозных школах поголовно, по крайней мере, мальчики. Но если взять даже русский язык, то окажется, что грамотность у евреев по русскому языку была больше, чем у русских. Примерно в 2 раза евреи были грамотнее русских.
Если взять башкир, население Уфимской губернии (г. Уфа), то у башкир была грамотность к концу 19 века 18,5%, у русских 16,7%.
Как видите, русские уступали многим народам Российской империи.
Что касается дохода, то здесь трудно подсчитывать. Можно посмотреть по доходам государства за счет налогов, в том числе косвенных налогов, например, продажа водки.
По подсчетам Миронова конца 19 века в 30 великорусских губерниях государственные доходы составляли 7,39 рублей на человека. В губерниях еврейской оседлости несколько меньше, 6,2 рубля. У башкир еще меньше. Но башкиры значительно меньше водки пили. И евреи торговали водкой, но сами водкой не увлекались.
Есть и другие отличия Российской многонациональной империи от империи, например Английской, Французской, Испанской. В целом русские были терпимее. В России не было дискриминационных отношений в отношении других христианских вероисповеданий. Например, в Англии долгое время католикам было запрещено занимать государственные посты. Русские не чувствовали своего превосходства над мусульманами. Благодаря этому элита многих народов беспрепятственно вливалась в российскую элиту. В отношении грузин, армян вообще препятствий не возникало.
Некоторые тюркские фамилии, которые вошли в состав российской элиты: Аксаковы, Апраксины, Аракчеевы, Бердяевы, Булгаковы, Бухарины, Голенищевы-Кутузовы, Горчаковы, Дашковы, Ермоловы, Карамзины, Керенские, Куракины, Мещерские, Мусины-Пушкины, Самарины, Пироговы, Суворовы, Таганцевы, Татищевы, Тимирязевы, Тургеневы, Тухачевские, Ушаковы, Чаадаевы, Черкасские, Тютчевы, Шаховские, Шереметевы, Юсуповы и т.д.
Многие из них обрусели. Но их предки были тюркского происхождения.
Такого не было в английской, французской, испанской колониальной империи.
Были и другие отличия. По некоторым показателям Россия соответствовала европейским показателям, по каким-то нет, но в целом Российская империя не походила на английскую, французскую, испанскую.
Это не значит, что национальный вопрос в России не стоял. Многие вопросы достались Николаю 1 по наследству от предшествующих царствований.
Николай Павлович ощущал себя русским человеком. Цесаревичу Александру он писал: не любишь ли отныне еще сильнее нашу славную добрую родину, нашу матушку Россию. Люби ее нежно, люби с гордостью, что ей принадлежен.
Николай считал, что и для других народов, которые живут в России, это для них счастье. Понимая сложность национальных взаимоотношений, Николай 1 предпочитал говорить о постепенном сближении других народов с русскими. Но он был против методов насильственной русификации.
В городах были разные храмы. Даже в ряде воинских частей были молитвенные комнаты, храмы других конфессий, и даже в Петербурге была синагога армейская.
Дочь Николая 1 великая княжна Ольга Николаевна, характеризуя взгляды Николая по национальному вопросу, отметила: что же касается папа, то он не делал разницы ни в именах, ни в национальности, он считался со способностями и характером человека, требовал уважения, допускал вольномыслия.
Конечно же, какие-то личные пристрастия и антипатии у него были. Уроки декабря отразились и на национальном вопросе. Николай отдавал предпочтение немцам, которые составляли и большой процент офицеров в гвардейских полках, лютеране, протестанты; и среди чиновничества. Когда стоял вопрос о назначении чиновника на какую-нибудь должность, Николай отдавал предпочтение тем, у которых была немецкая фамилия. Почему?
Идет создание правомерной бюрократической монархии, основанной на праве, которое в какой-то степени уже ограничивает самодержавие.
Одним из уроков 14 декабря 1825 года было недоверие Николая 1 к русской аристократии, к верхушке дворянства, о которой он и раньше, когда был великим князем, был невысокого мнения.
Эта тенденция опоры на немцев получила развитие. Недаром еще до Николая, при Александре, и уже Каховский незадолго до казни писал из Петропавловской крепости Николаю 1: далек я от того, чтобы оправдывать леность, нерадение, беспечность дворянства русского. Но нельзя не заметить, что тому причиной явное предпочтение, отдаваемое правительством всем иностранцам, без разбора. На этот раз я укажу только на корпус инженеров водяной коммуникации, там все офицеры, перешедшие к нам с иностранной службы, находятся на жаловании огромном, но пользы от них мало, а лучше сказать, что нет никакой.
Декабристы - патриоты, понятно их такое отношение к иностранцам, в том числе и к немцам.
Николай продолжил эту тенденцию. Об этом писал Герцен в «Былое и думы», об этом писал Дельвиг, двоюродный брат поэта Дельвига, который принял православие еще в военном училище. В мемуарах, описывая события 1846 года, остзейский немец, барон Дельвиг написал: мне тогда еще не была известна вся ненависть остзейских дворян, моих земляков к России, которые присоединены более 150 лет, но не признают ее отечеством, а служат не ей, а государю.
Николаю 1 приписывают такую фразу: русские дворяне служат государству, а немецкие - нам (т.е. государю).
И в главном управлении путей сообщения, и в ряде других ведомств, и в гвардии процент немецких офицеров бюрократов и высших чиновников был весьма значителен.
И когда Лермонтов в 1837 году писал свое знаменитое стихотворение «Смерть поэта», то в строке «жадной толпой стоящие у трона», он, конечно же, имел в виду и остзейское окружение императорской семьи, начиная от Бенкендорфа, Адлербергов и др.
У Николая 1 были определенные принципы назначения на должности, своя кадровая политика. Известно его выражение: мне не нужно ученых голов, мне нужны верноподданные. Главным он считал верность и исполнительность, а не умствование.
Герцен был большим Николае-ненавистником, поэтому на него вряд ли можно ориентироваться, он писал: Прозаическому осеннему царствованию Николая 1 не нужны были яркие личности. Бюрократическая машина их просто отсеивала, иногда по свидетельству современников, просматривая адрес-календарь, нельзя было найти на какой-нибудь ответственный пост подходящего руководителя. Из 260 миллионов населения сложно было выбрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов. В то же время заурядные, но послушные, лично известные и преданные Николаю администраторы могли весьма долго занимать посты.
Я уже говорил об этом качестве Николая 1, о его консерватизме, он привыкал к людям, к определенному порядку вещей, и очень неохотно менял людей.
Многие находились оч и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.