На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Аграрный строй в Османской империи в XVI веке. Крестьянское землепользование и положение крестьянства. Административное и военно-политическое устройство. Рост городского населения, спрос на сельскохозяйственные продукты. Развитие ремесел и торговли.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 27.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


18
Реферат
"Внутренняя политика Османской империи"

Аграрный строй

В XVI веке в Османской империи господствовали феодальные отношения. В основном они выражались в существовании вассально-ленной системы, которая была унаследована еще от турок-сельджуков. Феодальная собственность на землю и категории феодалов остались неизменными. Эта устойчивость объясняется тем, что характер турецкого феодализма не изменился. До конца XVI столетия большая часть земель Османской империи являлась собственностью государства и право распоряжаться ими имел только султан. Однако в непосредственном управлении казны и чиновников находился незначительный земельный фонд, основу которого составлял домен самого султана. Как правило, это были лучшие земли в Болгарии, Фракии, Македонии, Боснии, Сербии, Хорватии. Поступающие доходы находились в личном распоряжении султана и поступали в его личную казну.

Расходы шли на содержание двора, султана и его семьи. Многие области Анатолии также являлись собственностью членов султанской фамилии - сыновей и племянников, других близких родственников. Султан имел право раздавать государственные земли феодалам в наследственное или пожизненное пользование на условиях военно-ленного держания (т.е. владельцы были обязаны нести военную службу за землю). Владельцы малых и больших ленов ("тимаров" с доходом до 3 тыс. акче, "зеаметов" - от 3 тыс. до 100 тыс. акче) обязаны были по первому зову султана явиться для участия в походе во главе определенного количества всадников, экипированных и находящихся у них на довольствии, в соответствии с получаемым доходом. Эти земельные пожалования служили основой экономической мощи феодалов и важнейшим источником военной силы государства.

Турецкие феодалы не участвовали в организации производства, вели паразитическое существование, обращая все доходы на удовлетворение своих потребностей. Все расходы по воспроизводству в сельском хозяйстве ложились на плечи только крестьян. Наряду с усилением класса феодалов в целом в нем происходили важные процессы, которые его ослабили. Именно усиление борьбы за землю между Различными категориями феодалов и узурпация владений мелких феодалов крупными разлагали изнутри военно-ленную систему. Началось дробление тимаров, феодалы стали стремиться к тому, чтобы превратить свои условные владения в безусловные. От завоевательных походов, предпринятых в первой половине XVI века, больше других выиграли крупные светские и духовные феодалы. Таким образом, к концу XVI века концентрация земли в руках крупных феодалов усилилась и получила в дальнейшем еще большее распространение.

Доля крупных феодалов в землевладении составила около 55-60%. В то же время мелкие феодалы - тимариоты - начали дробить свои лены, и их доходы падали.

Из фонда государственных земель султан раздавал придворным и провинциальным сановникам земельные угодья, доходы с которых (так называемых хассов, доход был от 100 тыс. акче и выше) целиком шли на содержание государственных сановников (бейлербеев и санджакбеев) взамен жалованья. Бейлербеи имели также право распределять мелкие лены (чем они сильно злоупотребляли, округляя свои владения или раздавая их своим слугам, которые не имели на то право). Каждый сановник пользовался доходами с предоставленных ему земель лишь до тех пор, пока за ним сохранялся его пост.

Ущемление прав и интересов мелких феодалов крупными стало распространенным явлением во второй половине XVI века, проявлением недовольства которых стало участие мелких феодалов в народных восстаниях.

Сипахи обязаны были нести военную службу в рядах конного ополчения и одновременно отвечать за поддержание порядка на местах и исправное выполнение зависимым крестьянством повинностей перед государством. Они составляли низшую массовую прослойку господствующего класса, располагавшую незначительной частью феодальной ренты и ограниченными правами в отношении приписанных крестьян.

В XVI веке владельцы тимаров, зеаметов и хассов жили в основном в городах и не вели собственного хозяйства. Они не занимались хозяйственной эксплуатацией земель и заботились не об улучшении техники земледелия или повышении урожайности, а лишь о своевременном получении ренты. Собирались феодальные повинности с сидящих на земле крестьян с помощью управителей и сборщиков податей, а нередко и откупщиков.

Другой формой феодальной собственности на землю являлись так называемые вакфные владения. К этой категории владений принадлежали огромные земельные площади, находившиеся в полной собственности мечетей и другого рода религиозных и благотворительных учреждений. Вакф был освобожден от контроля государства, и полученные с него доходы были целиком обращены на религиозные цели и нужды мусульманской общины. В качестве вакфа могли выступать и земли, собственность, завещанная в пользу своих потомков без права его передачи в другие руки при условии отчисления части дохода в пользу того или иного учреждения. Владельцы земель шли на это ради получения определенных гарантий хозяйственной самостоятельности и инициативы, а также для сокращения целостности накопленного состояния. В вакф можно было обратить лишь имущество, находящееся в частном владении. Эти земельные владения являлись экономической базой сильнейшего политического влияния мусульманского духовенства.

К категории частной феодальной собственности принадлежали земли феодалов, получаемые за какие-либо заслуги перед султаном. Феодалам вручались особые грамоты на неограниченное право распоряжаться предоставленными землями. Эта категория феодальной собственности на землю получила название "мюльк". Большая часть мюльков появилась в начальный период завоеваний в Юго-Восточной Европе и во время присоединения малоазиатских бейликов. Их собственниками были наследники влиятельных феодальных родов на Балканах, а также признавшие османское верховенство представители прежних династий. Высшие сановники владели мюлысами, помимо хассов. Поэтому, потеряв свой пост, они оставались крупными землевладельцами. Крупные мюльки (а они составляли основу феодального землевладения в Малой Азии) включали в себя десятки сел, огромные земельные площади, десятки мельниц, а нередко и имущество в городах (дома, караван-сараи, мастерские, бани, базары и пр). Исходя из определенных государственных потребностей, османские правители были вынуждены допускать и известное расширение частного землевладения. В европейской 'части империи это объяснялось необходимостью быстрейшего хозяйственного подъема завоеванных территорий и потребностями турецкой колонизации Балканского полуострова. Однако, несмотря на то, что количество мюльков постоянно возрастало, их удельный вес до конца XVI века был невелик.

Крестьянское землепользование и положение крестьянства

Подавляющее большинство (80 - 90%) подданных империи было связано с земледелием и скотоводством. Первоначально сельское население было весьма неоднородным по своему статусу и объему повинностей. Однако на протяжении XVI века эти отличия стирались и различные категории райя (крестьянства) все более превращались в единую феодально-зависимую массу. Земли всех категорий феодальной собственности находились в наследственном пользовании крестьянства. Закон обязывал феодала предоставлять крестьянам наделы (чифт, чиртлик) в пределах от 6 до 16 га на семью, в зависимости от качества земли. Крестьянин, впервые получивший надел, платил феодалу особый сбор - тапу. В дальнейшем этот надел, уже без уплаты сбора тапу, переходил по наследству сыну или жене покойного, если она выполняла все установленные повинности. Крестьянин терял свой надел лишь в том случае, если он его не обрабатывал.

В Турции не было таких тяжелых форм закрепощения крестьянства, какие существовали в крупных феодальных государствах Европы. Но это не значит, что в Турции не было внеэкономических мер принуждения. Чтобы заставить крестьян во всех случаях обрабатывать землю, уже в конце XV века закон прикреплял их к земле. Если крестьянин не обрабатывал свою землю в течение одного года (по более поздним законам - три года), феодал был вправе лишить его земли и дома. В конце XV века для отдельных районов были приняты законы, которые запрещали крестьянам оставлять свою землю и давали феодалам право в течение 15 - 20 лет разыскивать беглецов и возвращать их в свои лены. В течение XVI века шел процесс закрепощения крестьянства, и в первой половине XVI века оно было юридически закреплено. Юридическое закрепощение нашло свое выражение в предоставленном кодексом Сулеймана праве феодалов силой возвращать беглых крестьян в свои владения, причем это право получили феодалы по всей территории Османской империи. Он устанавливал, что сипахи имеют право возвращать своих крестьян, если последние прожили на новом месте менее 15 лет, а в городе - менее 20 лет. Это установление не распространялось на тех крестьян, которые бежали в Стамбул. Право феодала возвращать беглых распространялось не только на главу семьи, но и на его сыновей. Лишение крестьян права свободного перехода и ухода в город означало вместе с тем и лишение его личной свободы, хотя и не в такой сильной степени, как крепостных в Европе.

Обрабатывая отведенные им наделы, крестьяне-райяты несли в пользу землевладельца многочисленные феодальные повинности. Это был поземельный налог, взимавшийся в соответствии с величиной обрабатываемого надела и десятины (ушра, ашар), собиравшиеся с различных продуктов сельского хозяйства. Крестьяне платили также владельцам земли мельничный сбор, налог со скота, брачный налог, сбор за составление документа о наследственном пользовании землей (тапу) и всевозможные штрафы. Кроме этого, они должны были выполнять различные повинности: участвовать в феодальном ополчении, сооружать и ремонтировать дороги, крепости, мосты и т.п.

Феодальная рента в XVI веке выступала в денежной, продуктовой и отработочной формах. Преобладание издольной системы определило господство продуктовой ренты. Натуральная рента поступала главным образом в распоряжение феодалов на местах.

Немусульмане были обязаны платить еще особые денежные налоги, подчеркивающие их неравноправное положение. Главный из них - дополнительная подушная подать (джизья), которая формально представляла собой плату за освобождение от военной службы. Ее платили все, кроме детей, женщин и рабов. Налог шел в казну. Другим личным налогом был испендже (25 акче), который взимался в пользу феодала со всех немусульман (включая и женщин), которые достигли совершеннолетия.

Барщина не имела широкого распространения, в некоторых районах она состояла в обязанности 7 дней в году отработать на феодала, перевезти долю урожая феодала в его амбар по месту жительства, строить дом феодала и т.д.

Налоги, поступаемые в государственную казну ("дивани хиссеси"), взимались либо непосредственно государственными чиновниками, либо феодалами сапахиаеше в качестве представителей государства.

Помимо регулярных повинностей, появилась чрезвычайная повинность - аварсу. Вначале эту повинность налагали во время войны. Но так как Турция постоянно находилась в состоянии войны, она приняла регулярный характер. Аварсу выражался в различных формах: в строительстве крепостей, рытье траншей, заготовке продуктов вдоль дороги, по которой проследует армия, в уплате денежных сборов и пр. Со временем трудовая повинность стала заменяться денежным сбором, а аварсу превратился в денежный налог (бедель и авариз).

В первой половине XVI века отмечается распространение новой категории крестьян - так называемых ортакчи, т.е. издольщиков. Между тимариотскими крестьянами и ортакчи существовала принципиальная разница: тимариотские крестьяне имели известные, установленные законами права на обрабатываемую ими землю, а ортакчи - нет. Хотя основной формой эксплуатации обеих категорий была издольщина, доля тимариотских крестьян была определена светскими законами и мусульманским правом. Доля ортакчей зависела от произвола феодала. Большое распространение имел в сельском хозяйстве и труд рабов. Категорию "султанских рабов", из которой формировался и янычарский корпус, пополняли дети из христианских районов империи, добавляемые по повинности (девиирме).

Таким образом, оседлое крестьянство Османской империи несло на себе основные тяготы по содержанию господствующего класса и всей огромной государственной и военной машины феодальной империи.

Значительную часть населения составляли турецкие кочевые племена, которые еще не осели на землю и занимались кочевым скотоводством. Их было много в юго-восточной, центральной и западной Анатолии, где они порой достигали 20% всего турецкого населения, а также в некоторых районах Балканского полуострова (Солоники и др.), куда они были переселены султанами с целью увеличить турецкое население на Балканах. Этих кочевников называли юрюками, иногда туркменами. Они разводили главным образом мелкий рогатый скот, некоторые - лошадей. В организационном плане кочевники были объединены в племенные и родовые союзы. Они подчинялись главе племени, который состоял в вассальной зависимости от турецкого сулана - Они считались "аскери" (т.е. военными). По время военных действий из них формировались авалерийские отряды, которые во главе со своим педводителем должны были явиться по первому зову в указанное место. В поход отправлялось по пять конников от "очага" (25 мужчин), обеспечиваемых за свой счет конями, вооружением, продовольствием на все время похода. За это кочевники были освобождены от уплаты налогов в государственную казну. Однако с возрастанием роли феодального конного ополчения, состоявшего из владельцев тимаров и зеаметов и нерегулярной конницы, отряды кочевников отодвинулись на второй план. Они стали нести в походе вспомогательную службу: рыли траншеи, прокладывали дороги, возили пушки, ядра, продовольствие и другие грузы. В мирное время они занимались ремонтом крепостей, работали в рудниках, арсеналах и т.д.

В законах XVI века еще прослеживаются следы неограниченного права кочевых племенных союзов передвигаться со своими стадами в любом направлении: "Пастбищным землям нет границ. С древних времен установлено так: куда скот направляется, в том месте пусть он и бродит. С древних времен не совместимо с законом продавать и возделывать установленные пастбища. Если кто-нибудь обработает их насильно, следует снова превратить их в пастбища. Жители деревень не имеют касательства к пастбищам и потому не могут запрещать кочевать на них".

Во главе племен и родов стояла богатая родоплеменная знать, располагавшая большими стадами скота и фактически распоряжавшаяся пастбищами - главным условием существования кочевников-скотоводов. Пастбища, как и прочие земли империи, могли быть собственностью государства, духовенства, частного лица. Владели ими феодалы, к числу которых принадлежали и вожди кочевых племен. Знать все более феодализировалась, обогащалась, в частности, путем ограбления оседлого населения и участия в военных походах, и прибирала к рукам рядовых кочевников. Реализация права собственности на землю или права владения ею принадлежало лицу, в пользу которого поступали соответствующие налоги и сборы с прошедших через его земли кочевников. Эти сборы и налоги являлись феодальной рентой за право пользования землей.

Кочевники не имели индивидуальных земельных наделов, не были приписаны к земле, следовательно, и к владельцам земли. Они пользовались пастбищной землей сообща, общинами. Если собственник или владелец пастбищных земель не являлся главой рода или племени, он не имел права вмешиваться во внутренние дела кочевых общин, так как они подчинялись только своим племенным (родовым) начальникам.

Каждый отдельный член кочевой общины экономически и юридически находился в полной зависимости от своей общины, был связан с ней круговой порукой. В общине властвовали племенные вожди военачальники, и в целом она экономически завила от феодального собственника на землю. Наряду с сокращением патриархальных отношений межкочевой знатью и рядовыми кочевниками, связанными узами родства, наблюдается и социальная дифференциация внутри кочевых общин.

Порвавшие связь с общиной кочевники, оседая на землю, превращались в феодально-зависимых пайя, уже прикрепленных к своим наделам. Однако этот процесс шел очень медленно, так как кочевники упор и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.