На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Внутренняя политика: эпоха Великих реформ и контрреформы. Крымская война. Манифест О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния, свободных сельских обывателей и об устройстве их быта. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


28
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Гуманитарных и социально - экономических дисциплин
Дисциплина: Отечественная история

РЕФЕРАТ

по теме № 6: «Внутренняя политика: эпоха Великих реформ и контрреформы»

Подготовил: Студент 453 группы

Пронькин Н.Н.

Подготовил: преподаватель кафедры

Г и СЭД капитан милиции Хряков Р.Н.

Белгород - 2008

Введение

В середине XIX столетия Россия переживала острейший кризис феодально-крепостнической системы. Главная сфера экономики страны - сельское хозяйство - переживала застой и деградацию. Втягиваемое в товарные отношения помещичье хозяйство, объективно стремившееся к расширенному воспроизводству, не могло его нормально осуществлять в условиях крепостничества.

Крепостничество мешало также развитию промышленности и торговли. Поскольку около 35% населения России было крепостным, развивавшейся промышленности не хватало рабочих рук. Натуральное хозяйство, бедность, низкая покупательная способность населения ограничивали внутренний рынок, мешали развитию внутренней и внешней торговли. Экономическую и политическую отсталость России раскрыла Крымская война. Ход войны наглядно продемонстрировал преимущества экономики западно-европейских стран.

Поражение в Крымской войне подорвало авторитет России на международной арене. Российская империя оставалась крепостнической и не могла претендовать на роль великой европейской державы.

Внутренняя политика: эпоха Великих реформ и контрреформы

Крымская война привела к тому, что еще более ухудшилось положение крестьян и усилилось социальное напряжение в стране. К концу 50-х годов участились крестьянские выступления: в 1857 г. произошло 192 выступления, в 1858 г. - 528, в 1859 г. - 938. Все это подталкивало правительство Александра II к проведению реформ.

Первоначально Александр II решил действовать методами своего отца. В начале 1857 г. был создан Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. Комитет, составленный из придворных сановников, работал ни шатко ни валко.

В этой ситуации ряд влиятельных лиц из окружения императора - великий князь Константин, бывший министр государственных имуществ граф П.Д. Киселев - сумели убедить Александра II, что промедление с реформами таит в себе серьезную опасность.

В конце 1857 г. были опубликованы рескрипты (предписания) Александра II виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову и петербургскому губернатору Л.Н. Игнатову. В них давались распоряжения организовать губернские комитеты из дворян для обсуждения ”местных особенностей и дворянских пожеланий” по крестьянскому вопросу. Оба рескрипта были опубликованы в печати, а так как они были “высочайшими”, то их положения стали обязательными для исполнения.

В связи с тем, что обсуждение крестьянского вопроса в правительственных кругах стало достоянием широкой общественности, Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Возглавил его лично император.

В 1858-1859 гг. в европейской России действовало 46 губернских комитетов по выработке проекта об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян, в которые были задействованы 1377 участников. В выборах этих комитетов участвовало около 44 тысяч дворян - владельцев крепостных.

В губернских комитетах сложились две группировки. Большинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленьким наделом. Такая точка зрения была особенно популярна в черноземных губерниях, где земли имела большую ценность. Либеральное меньшинство дворян предлагало освободить крестьян с землей за выкуп.

Такое решение устраивало помещиков нечерноземной зоны, где земля не представляла большой ценности.

Неопределенную позицию занимал и Александр II. Сначала он склонялся к точке зрения большинства помещиков, но вскоре его позиция изменилась. Это в значительной степени произошло под влиянием либеральной части общества.

В начале 1859 г. для обработки проектов освобождения крестьян, поступивших от дворянских комитетов, были созданы Редакционные комиссии. Большинство в этих комиссиях составляли либералы, которые полагали, что освобождение крестьян, создание крестьянского хозяйства, предоставление определенной свободы общественным силам приведет к укреплению государственной власти и величию России. Среди представителей так называемой либеральной буржуазии выделялись генерал Я.И. Ростовцев, возглавлявший Редакционные комиссии, министр внутренних дел С.С. Ланской, братья Н.А. и Д.А. Милюковы, председатель Государственного совета Д.Н. Блузов и др.

Результатом многомесячной напряженной работы Редакционных комиссий явились проекты крестьянской реформы, которые в октябре 1860 г. были переданы для обсуждения в Главный комитет по крестьянскому делу, где они были одобрены большинством в один голос. После чего проекты реформ в феврале 1861 года обсуждались в Государственном совете, и хотя большинство высказалось против предложенных проектов, Александр II согласился с мнением меньшинства.

19 февраля 1861 года, в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал манифест и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Через две недели оба документа были опубликованы во всех губерниях.

Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния, свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Высочайше утвержденные его императорским Величеством положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» касались основных трех вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и порядок совершения выкупной сделки. В России 22,5 млн. крестьян получили личную свободу. Крестьянин теперь мог выступать как юридическое лицо, заключать сделки, предъявлять иск, владеть движимым и недвижимым имуществом. Он мог без специального разрешения помещика вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, переходить в сословия мещан и купцов.

Однако, получив личную свободу, крестьяне оставались неравноправным сословием. Они оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность, подвергалось телесным наказаниям. Сохранялась крестьянская община и общинное земледелие. На помещика возлагалась обязанность следить за порядком в деревне.

Помещики сохраняли право собственности на все принадлежащие им земли. Вместе с тем они должны были предоставить крестьянам приусадебный участок и полевой надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством». В среднем по стране эти наделы были на 20 % меньше тех участков, которыми они пользовались до отмены крепостного права.

За земли крестьяне должны были выплатить помещикам выкуп, величина которого в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. Это должно было компенсировать помещикам убытки от потери земли и дармового труда крепостных. Проведение выкупной операции государство взяло на себя: казна выплачивала помещикам сразу 75-80 % величины выкупа, остальное доплачивали крестьяне. Свой долг государству крестьянин должен был погасить в течение 49 лет, доплачивая за ссуду 6 % годовых.

Взаимоотношения между помещиками и крестьянами регулировались «уставными грамотами» с помощью мировых посредников, которые избирались из местных потомственных дворян.

Реализация крестьянской реформы столкнулась с серьезными трудностями. Она проводились в обстановке страха, нагнетавшегося противниками реформы. В ряде районов произошли крестьянские волнения, вызванные недовольством бывших крепостных «дарованными свободами». Особенно мощные выступления произошли весной 1861 года в Казанской и Пензенской губерниях. Для их подавления правительство вынуждено было прибегнуть к воинской силе.

На национальные окраины империи «Положение» 19 февраля 1861 года распространялось постепенно, с некоторыми изменениями. Так, в 1864-1866 гг. было ликвидировано крепостное право в Грузии, в Армении и Азербайджане оно было отменено только в 1870 году.

В 1863 г. личную свободу получили крестьяне, принадлежавшие императорской фамилии. Кроме личной свободы они получили 4,2 десятин земли на душу. Размер выкупа за них был установлен в 51 млн. рублей. Государственные крестьяне в 1866 г. получили в бессрочное пользование по 5,7 десятин на душу. За что должны были уплатить в казну 1 млрд. 60 млн. рублей.

Земельная реформа, сделав крестьян формально свободными, сохранила их экономическую зависимость от помещиков и государства. Непоследовательность реформы предопределила на несколько десятилетий вперед остроту крестьянского вопроса, ставшего одной из причин социальных потрясений начала ХХ века в России, наложив заметный отпечаток на ход российской и мировой истории. Крестьянская реформа, уничтожив основы системы экономического производства, создавала при этом условия для свободных договорных отношений и развития капиталистического уклада, гражданского раскрепощения российского общества.

Затронув краеугольный камень феодальной империи, необходимо было менять и несущие конструкции существовавшего социально-политического строя. Преобразования, последовавшие за отменой крепостного права, охватили политическую, правовую, финансовую и культурно-образовательную сферы.

С упразднением вотчинной власти дворянства возникла необходимость реформирования местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа, которая вводила начала всесословного представительства в масштабах уезда и губернии. Дворянство продолжало играть в земствах ведущую роль, а в губернских земствах являлось абсолютным большинством, но, тем не менее, крестьянство впервые получило место в выборных учреждениях. Компетенция земства была ограничена местными хозяйственными заботами: медицина, статистика, начальное образование. Не имели земства и реальной исполнительной власти.

Земская реформа вызвала к жизни аналогичные преобразования в городском самоуправлении (1870). В 509 городах России вводились новые всесословные органы городского самоуправления - городские думы, которые избирали на 4 года из своей среды исполнительные органы - городские управы. Городские думы, как и земства, ведали местными хозяйственными вопросами: благоустройство городов, попечение о торговле, обеспечение противопожарных мер, забота о просветительных и медицинских нуждах города.

Государство контролировало местное самоуправление. Министр внутренних дел или губернатор имели право остановить любое постановление земства или городской думы.

В течение 1862-1864 гг. были проведены реформы в области просвещения: учреждались женские гимназии, в мужских провозглашался принцип равенства всех сословий, расширялась сеть начального и среднего образования. В 1863 г. был принят новый университетский устав, расширивший хозяйственную и административную самостоятельность этих учебных заведений. Ректор, проректоры и деканы высших учебных заведений избирались, а министр просвещения только утверждал их в должности.

В 60-е годы начались преобразования в русской армии. Их необходимость стала очевидной после поражения в Крымской войне 1853-1856 гг. Были отменены телесные наказания, срок службы рекрутов сокращался до 16 лет. Россия была разделена на 15 военных округов. Был выработан новый устав строевой службы. Были созданы военные гимназии, училища и академии, что позволило улучшить подготовку офицерских кадров. Началось ускоренное перевооружение армии новыми военно-техническими средствами (винтовка, артиллерия). Однако эти причины не устранили главную причину слабости русской армии - ее феодально-социальную структуру.

В связи с этим 1 января 1874 года Александр II утвердил Устав о воинской повинности. Военнообязанными становились все лица мужского пола в возрасте от 21 до 41 года. Были сокращены до 6-7 лет сроки службы. Реформированная и перевооруженная русская армия показала свою возросшая боеспособность в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Наиболее последовательной и радикальной из всех реформ 60-70-х гг. была судебная реформа. Судебные уставы, принятые 20 ноября 1864 года, были разработаны прогрессивными юристами в соответствии с тогдашними достижениями науки и судебной практики передовых стран Европы. Вводимый в России новый суд строился на бессословных началах.

Империя получила суд гласный, состязательный, с адвокатурой, с выборностью мирового суда, с несменяемостью судей коронных, независимый от администрации, с общими для всех сословий судебными учреждениями. Наивысшим достижением судебной реформы было введение суда присяжных, состав которого был выборным из различных слоев населения. «Судебные уставы» не только вводили новый суд в России, но и устанавливали нормы порядка в юридической сфере, в определенной степени ограничивая самодержавную монархию.

В 60-70-е гг. были предприняты и другие реформаторские шаги: в области цензуры, финансов (в 1862 г. были отменены винные откупы), статистики и государственного контроля.

Реформы 60-70-х гг. XIX века способствовали формированию начал гражданского общества. Вводимые новые правовые начала в государственном механизме позволили сделать шаг к конституционной монархии. Потребности дальнейшей модернизации России вынудили Александра II и его окружение обратиться к конституционным идеям.

М.Т. Лорис-Меликовым был подготовлен проект конституции, согласно которому в России должен быть учрежден представительный орган для обсуждения основополагающих законопроектов. Часть его членов назначалась императором, часть выбиралась населением. Этот проект трудно назвать конституцией в полном смысле этого слова, но это был шаг к возможному конституционному устройству. Однако 1 марта 1881 года, в день, когда был подписан документ, означавший практически согласие царя на конституцию, Александр II был убит бомбой студента Н. Гриневицкого. С этого события начинался новый этап правительственной политики.

Убийство Александра II предопределило судьбу преобразований в России. Вступивший на престол тридцатишестилетний Александр III был наделен весьма прямолинейным и примитивным умом. Его идеалом было патриархальное правление, разделение общества на устойчивые сословия, национально-самобытное развитие. Ближайшим советником Александра III стал его бывший наставник К.П. Победоносцев, занимавший пост обер-прокурора Святейшего Синода. Большим влиянием на царя пользовался известный реакционный журналист М.Н. Катков. К 80-м годам и Катков, и Победоносцев стали яростными противниками «великих реформ». Они предлагали полностью искоренить принципы, внесенные реформами в русскую жизнь, призывали к административно-политическим преобразованиям. Победоносцев возлагал большие надежды на усиление влияния церкви.

Через неделю после убийства Александра II, 8 марта 1881 года, на заседании Совета Министров под председательством нового императора были самым категорическим образом отвергнуты всякие конституционные замыслы. Представители либеральной буржуазии были вынуждены первоначально уйти в тень, а затем сойти с политической арены (в мае 1881 г. ушел в отставку М.Т. Лорис-Меликов). В правящих кругах все большую силу стали набирать представители крайне консервативного крыла.

Уже 29 апреля 1881 г. был обнародован опубликованный К.П. Победоносцевым, при участии М.Н. Каткова, манифест «О незыблемости самодержавия». Через несколько месяцев, 14 августа 1881 г., было утверждено “Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия”. По этому закону любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а каждый ее житель подвергнут аресту, сослан без суда на пять лет или предан военному суду. Местная администрация получила право закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Изданное как «временное», сроком на три года, это «Положение» возобновлялось через каждые три года. Это означало крутой поворот во внутренней политике России.

Совокупность всех мероприятий правительства Александра III, проведенных в 80-е начала 90-х годов, получила название политики контрреформ.

Уже в августе 1881 г. была ограничена гласность в судопроизводстве по политическим делам, а в 1887 г. министр юстиции получил право объявить закрытым любое заседание суда. Из юрисдикции суда присяжных изымались дела о насильственных действиях против должностных лиц. В прессе было запрещено публиковать отчеты о политических процессах.

Повсеместно стал нарушаться принцип несменяемости судей. Такие действия правительства коренным образом ломали демократические начала, введенные в судопроизводство судебными уставами 1864 года.

Серьезный удар силы реакции нанесли по печати. В августе 1882 года были приняты «Временные правила о печати». Согласно этим правилам, совещание четырех министров (внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-синода) получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью. Опираясь на эти правила, власти закрыли популярный журнал “Отечественные записки”. Такая же участь постигла многие другие демократические издания.

В университетском самоуправлении правительство, не без оснований, видело источник революционных настроений. 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, который фактически уничтожал автономию университетов. Во главе университета теперь становился попечитель, назначаемый министром народного просвещения, ректор, обладающий широкими административными полномочиями. Профессора назначались также министром. В прерогативы попечителя входило назначение деканов, утверждение учебных программ.

Для наблюдения за поведением студентов в учебное и свободное время была введена должность инспектора. Вся студенческая жизнь регламентировалась особыми правилами. Для поступления в университет теперь требовалась особая справка от полиции о благонадежности. Категорически запрещались собрания и какие-либо совместные действия студентов. Значительно была повышена плата за обучение - с 50 до 100 рублей. Были значительно сокращены казенные ассигнования, чем был нанесен серьезный урон университетам.

Правительство стремилось придать образованию сословный характер: была повышена плата за обучение в начальной и средней школах, а министр народного просвещения издал в 1887 г. так называемый циркуляр о «кухаркиных детях», предписав не допускать в гимназии детей из низших сословий.

Главную задачу правительство Александра III видело в усилении административного начала в управлении, и, прежде всего, местном. Основная ставка делалась на повышение роли дворянства. 12 июня 1889 г. был издан закон о земских участковых начальниках. Создавалось 2200 земских участков, которые заменяли мировых посредников, уездные - по крестьянским делам присутствия и мировой суд. Земский начальник - должностное лицо из дворян - наделялся большими полномочиями. Он контролировал деятельность органов крестьянского общественного управления и был первой судебной инстанцией для крестьян. В его ведении находилось решение земельных вопросов и утверждение приговоров волостного суда.

Следующим шагом по пути усиления власти администрации над местным самоуправлением вводилось земское положение, которое вышло в 1890 г. Выборы в земство теперь стали производиться строго по сословному признаку. Представительство дворян было значительно увеличено. Новое земское положение вводило порядок, согласно которому постановления земских собраний могли вступить в силу лишь после их утверждения губернатором или министром внутренних дел.

На установление административной опеки было направлено и новое городовое положение 1892 г. Оно представило избирательные права преимущественно владельцам недвижимости. Был повышен имущественный ценз: в губернских городах до 1550 руб., в уездных до - 300 руб. В результате число избирателей в городах сократилось в 3-4 раза. Значительно урезалась самостоятельность городского самоуправления. Городской голова утверждался правительством и объявлялся на государственной службе.

В социально-экономической сфере правительство Александра III стремилось защитить интересы дворянства. Для этого было принято выгодное для помещиков «Положение о найме на сельскохозяйственные работы». Даже такая мера, как создание крестьянского поземельного банка в 1882 году, должна была прежде всего защитить материальные интересы помещиков, получавших крупные суммы при отпуске крестьян на волю или при продаже земли через банк.

В 80-90-е годы были приняты меры, направленные на ограничение прав крестьянства. В 1886 г. был принят закон «О мерах к ограничению крестьянских разделов», насаждавших патриархальные порядки в решении вопроса о семейном разделе. По закону об общине (1893) ограничивались права крестьян на земельный надел: продажа, заклад, досрочный выкуп допускались только с согласия схода. Таким образом экономические, политические и даже личные права крестьян ставились в зависимость от общины.

Контрреформы включали в себя не только реакционные законы, направленные на возврат к дореформенным порядкам. Контрреформы в широком смысле слова означали весь политический курс правительства, действия которого демонстрировали пренебрежение к местному самоуправлению. Правительство демонстративно игнорировало общественное мнение и политические устремления различных социальных слоев. Провести их позволило отсутствие в русском обществе сил, способных создать достаточно действенную оппозицию политике правительства.

Своей цели контрреформы не достигли и хода истории остановить не смогли. В то же время они до предела обострили отношения между правительством и обществом.

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

В 1856 г. Россия потерпела тяжелое поражение в Крымской войне, ее международное положение ухудшилось. После войны Александр II начал проводить коренные реформы в стране. Их успех в немалой степени зависел от внешней политики. Новым министром иностранных дел был назначен князь А. М. Горчаков, талантливый дипломат. Он вел осторожную политику, избегал вступать в военные союзы и конфликты.

Главными задачами внешней политики России в 60-70-е годы XIX в. были:

выход из международной изоляции;

восстановление статуса великой державы;

отмена унизительных статей Парижского договора (1856 г.);

закрепление границ с государствами в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Эти задачи были решены во многом благодаря дипломатическому таланту Горчакова, его умению использовать противоречия между европейскими державами, интуитивно определять недружественные шаги, направленные против России.

Русская дипломатия искала союзников в Европе, стараясь развалить антирусский блок, в который входили Франция, Англия, Австрия. В и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.