На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Зарождение и развитие казачьего самоуправления. Высший законодательный орган станичных обществ. Исполнительная власть в Войске Донском. Упадок казачьего самоуправления во времена Екатерины . Попытка его возрождения после гражданской войны в эмиграции.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 23.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РЕФЕРАТ
по дисциплине «История»
по теме: «Войсковой круг и присуд, традиции станичного самоуправления»
Содержание

    Введение
    1. Зарождение и развитие казачьего самоуправления
    2. Упадок казачьего самоуправления
    Заключение
    Литература
    Введение

Территорию, где формировалась донская казачья община, пересекали пути великого переселения народов с востока на запад. С древнейших времен здесь проживали два контрастных сообщества - славянское, стремившееся к мирной колонизации края, и стихия восточная, тюркско-монгольская, сметавшая на своем пути все ростки оседлой жизни и культуры.
В бурном водовороте культур, в борьбе с внешними врагами, в условиях постоянной военной опасности их разнородных, но объединенных общей идеей, лично свободных людей и сложился такой этнический феномен, как казачество.
Казаки стремятся изменить окружающее и способны на это. Именно они организуют дальние походы. Именно они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков. При этом казаки выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы.
Обладая от природы высокой культурой заимствования, донские казаки впитывали лучшее из культур составляющие их общину народов, способствуя возрождению в России центра демократии, ранее существовавшего в Новгороде Великом.
В данной работе рассматривается донское казачье самоуправление.
1. Зарождение и развитие казачьего самоуправления

С древности казаки жили самостоятельными и ни от кого не зависящими общинами - казачьими станицами.
Станица имела территорию - «юрт», границы которой в XVIII веке были определены достаточно четко. Изменить их могли только с согласия станичного общества, что со времен Екатерины II российским правительством подтверждалось неоднократно. В XVIII веке в станичных юртах стали возникать отдельные поселения, именовавшиеся хуторами. Число их в пределах одной станицы могло исчисляться десятками. Население станицы и принадлежащих ей хуторов называлось станичным обществом. Казак имел гражданство одного из казачьих станичных обществ. Никто, кроме самого станичного общества, даже сам император, не мог дать или отнять это право.
Высшим законодательным органом становится Войсковой круг - общее собрание казаков-воинов, получившее название от обычая становиться для решения важнейших вопросов жизни войска по кругу, чтобы видеть глаза друг друга и чувствовать себя равными с другими членами общины.
По старинным актам известны круги валовые (станичные), войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и при полной независимости и демократизме казачьих обществ были собранием полноправных членов представителей народа.
Станичный круг или сбор в системе казачьего самоуправления являлся распорядительной властью низшего уровня.
Сбор - это собрание наличных старшин и казаков, станицу составляющих. В руках станичного сбора сосредоточивалась вся распорядительная власть.
Лучший знаток истории своих предков В. Сухоруков по этому поводу писал, что «предела власти сих народных собраний нельзя узнать с точностию, ибо в действиях народа своевольного (каковы были донцы в XVII веке) весьма многое допущалось по случайности и прихоти; они даже иногда позволяли себе смертную казнь, но по настоящему им принадлежало только решать ссоры и тяжбы, судить виновных и распоряжать делами общественными. Недовольные могли искать защиты в кругу войсковом».
В Войсковом круге участвовали совершеннолетние казаки, кроме провинившихся пред обществом («пенных»). Войсковой круг, на котором присутствовали казаки всех городков пропорционально числу жителей, собирался на главной площади («майдане») казачьей столицы в начале - в Раздорах Нижних, затем - в Монастырском городке, Азове, а с 1644 г. - в Черкасске).
Круг обладал всеми правами представительного учреждения: решал вопросы войны и мира, внешних сношений, церковных дел, приема в казаки, основания новых городков. Он имел и судебную власть, наказывая за провинности на основе обычного права. Постановления круга были обязательны для всех казаков.
Кроме того, Войсковой круг, как высший орган казачьего самоуправления, регламентировал не только военную (походы, участие в боях, деление добычи поровну и т.д.) или связанную с военной деятельностью (подготовка к походам, состояние вооружения, подготовка пополнения и т.п.) жизнь казака, но и бытовую сторону жизни казачьей общины. Здесь, на кругу завершалась самоидентификация казака: он рождался как личность (прием в казаки), здесь оценивали его дела, подвиги и отличия в военном деле, на кругу казак искал и находил защиту и социальную поддержку (круг помогал старикам, вдовам, сиротам). В условиях отсутствия на Дону церкви и православных священнослужителей (практически до нач. ХVIII в) круг регулировал брачные отношения, фиксируя не только акт бракосочетания, но и весь объем семейно-брачных отношений. Все общество узнавало, чьей супругой становилась конкретная женщина. Став казачьей женой, она приобщалась к сообществу и получала определенные права, могла рассчитывать на помощь круга в житейских проблемах - от повторного замужества до материальной помощи детям. Бракосочетание давало новый статус и самому казаку. Он становился семейным и был обязан заботиться о воспитании достойной смены («Казачьему роду нет переводу», «На Дону родился - для Дона пригодился», - гласят казачьи пословицы).
Регламентируя бытовые отношения, казачий круг тем самым способствовал выработке своеобразного кодекса нравственности казаков. Известный историк В.Д. Сухоруков, рассуждая о нравственности донцов, писал: «Жадные к добычам, свирепые в набегах на земли неприятельские, казаки в общежитии своем были привязаны друг к другу как братья, гнушались воровством между собой, религию чтили свято, трусов не терпели и вообще поставляли первейшими добродетелями целомудрие и храбрость».
Доброта и честность, уважение к старшим, к женщине закреплялись в традициях. Воровство и обман считались гнуснейшими преступлениями и сурово наказывались. Не менее сурово наказывали за супружескую неверность, скверные слова, желания и помыслы, бесстыдные песни и пляски, соблазнительные зрелища, беспробудное пьянство и т.п. Как отмечали историки, станичный и войсковой круги изначально выступали в качестве судебной инстанцию рассматривая дела по преступлениям против своего войска, против веры и пр. Высшим наказанием, например, за измену, предательство была смертная казнь - «в куль и в воду». Для свершения правосудия на станичном кругу выбирали 10 лучших казаков.
Исполнительную власть в Войске Донском представлял атаман (с тюркского - «отец народа»), два его помощника - есаул и войсковой дьяк, всенародно избираемые на войсковом кругу на один год.
Войсковой атаман избирался открыто на войсковом кругу при строгой регламентации процедур. Когда заканчивались полномочия атамана, он вместе с двумя есаулами выходил в круг, клал в определенное место свою насеку, - атаманский посох - и спрашивал, кому поручается делать доклад, что означало начало процедуры по смене атамана. Казаки указывали на докладчика, который и руководил выдвижением кандидатуры на пост атамана.
Как правило, к выборам атамана готовились заранее, и участники круга, по существу депутаты от казачьих городков, называли своих кандидатов, которые были не моложе 18 лет и не старше 54 лет, служили в войске, имели безупречную личную репутацию, семью.
Кандидатуры обсуждали бурно, порою высказывая и нелицеприятные критические замечания. После того как оставались наиболее достойные кандидаты (причем не менее трех), начиналось голосование. Победителем признавался либо тот, чья фамилия чаще выкрикивалась собравшимися, либо тот, к чьим ногам бросали больше шапок.
Избранный, таким образом, прямым голосованием, по числу отданных за него голосов, атаман принимал из рук докладчика символы власти - клейноды: насеку, булаву, пернач (символ атаманской власти, символ правосудия, символ власти походного атамана), а казаки старики в знак признания прикрывали его своими шашками.
Тем же порядком избирались войсковые есаулы, обязанные контролировать исполнение распоряжений атамана, порядок ведения общевойсковых дел, сбор Войскового круга и проведение его в соответствии с регламентом. Войсковой дьяк, который вел переписку с Москвой, избирался из грамотных казаков.
Ежегодно вместе с атаманом и есаулами для рассмотрения общественных дел, суда, назначения наказаний казакам, провинившимся перед общиной, выбирались почетные старики - два-четыре человека (с 1-й половины ХVIII века их стали называть подписными). Они фактически были советниками и помощниками войскового атамана.
В походах, в боевой обстановке обычное право давало атаману неограниченную власть: «Куда атаман глазом кинет, туда казак голову положит». В мирной жизни атаманы были исполнителями воли народного собрания и блюстителями порядка.
По войсковому образцу было организовано самоуправление в казачьих городках и впоследствии в станицах. Местные круги решали вопросы жизнедеятельности общин (личные споры, захват чужой собственности, заключение браков и пр.), а также избирали атамана с есаулами.
Вопросы жизни отдельных городков и станиц, касавшиеся всего Войска Донского (например, перенесение станицы на другое место, переименование станиц и т.п.), передавались на рассмотрение Войскового круга.
Таким образом, в ХVI-начале XVII вв. на Дону сложилась система управления, являвшаяся альтернативой государственному управлению России и отличавшаяся полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти круга, с управленческим аппаратом исполнительной власти и строго установленными функциями, широким демократизмом при решении внутренних вопросов.
2. Упадок казачьего самоуправления

С конца XVI в. правительство активно вмешивается в дела казачьей общины. Полковник Болдинов А.И., товарищ председателя Донского войскового круга в эмиграции, в 1927 г. писал: «Казачество оказывало России неоценимые услуги: защищало границы, поголовно и за собственный счет несло военную службу. Москва, потом и Петербург отлично понимали ценность этих услуг, но не мирились с вольным духом и свободным укладом казачьего быта. Поэтому одной рукой правительство гладило казаков по голове - издавало хвалебные грамоты, создавало видимость привилегий, а другой - уничтожало то, что являлось духом и смыслом казачества».
Несмотря на признание царем Михаилом Федоровичем с 1615 г. за казачеством права на самоуправление, правительство всячески содействует формированию на Дону войсковой знати - старшины, которая постепенно занимает ведущее место на войсковом кругу, способствуя тому, что к середине XVII в. казачий круг стал приносить присягу царю.
Указом Петра I от 3 марта 1721 г. Войско Донское перешло в подчинение Военной коллегии. Этим актом завершилась ликвидация суверенных прав и государственной автономии Войска Донского. С 1723 г. Петр I стал назначать атаманов своими указами. Такие атаманы получили название «наказных».
С 1738 г. должность войскового атамана превращается в жалуемый и далее наследуемый чин. А указом Екатерины II от 31 декабря 1765 г. вообще строго регламентировалась свобода выборов «во всякие чины по порядку из десятников в сотники, из сотников в есаулы, из есаулов в старшины, из старшин в войсковые старшины производить атаману по учиненным приговорам, а о войсковых старшинах представлять и резолюцию ожидать от Военной коллегии, а собою, отнюдь не производить».
После разгрома казаче-крестьянского восстания под предводительством донского казака Е.И. Пугачева Г.А. Потемкин по поручению Екатерины II представляет доклад о реформах всей системы управления в Войске Донском.
При сохранении назначаемости войсковых атаманов для решения дел местного управления создавалось новое учреждение - Войсковое гражданское правительство, которое ведало хозяйственными делами, формированием местного бюджета, сбором налогов, пошлин и податей, контролировало промысловую и торговую деятельность и гражданское судопроизводство. Новый орган власти состоял из войскового атамана, четырех выборных и двух назначенных правительством старшин. И только на уровне станиц сохранилась выборность органов самоуправления.
За время существования войскового гражданского правительства (1775-1786 гг.) войсковой круг практически не собирался, что вызывало активное недовольство основной массы казачества. Желая сохранить казачество как лояльное к власти и боеспособное военно-служилое сословие, император Павел I издает манифест от 6 июля 1797 г. «О восстановлении в Войске Донском прежнего образа правления».
В манифесте объявлялось об отмене Войскового гражданского правительства и о возобновлении деятельности войсковой канцелярии при войсковом атамане, в которой участвовали все старшины. Войсковой круг стали собирать шесть раз в год, но он уже не имел законодательной власти. На круг зачитывались правительственные указы и проводились парады. Александр I в 1802 г. подчинил Донскую войсковую канцелярию по военным делам Военной коллегии, а по гражданским - Сенату. Возобновилась деятельность сыскных начальств (некогда созданных для поисков беглых в донских городках), фактически взявших на себя функции, ранее принадлежавшие органам местного самоуправления. Они назначали казаков на службы, отправляли в походы, разбирали ссоры между станичниками, взыскивали налоги, вели следствие по уголовным преступлениям и т.д.
В 1802 г. Область Войска Донского разделяют на 7 округов, и в окрестных станицах создают органы самоуправления. В 1805 г. столицей Войска Донского, куда переместились органы управления, стал г. Новочеркасск. Однако ни одна из реформ не могла примирить стремление правительства ликвидировать казачье самоуправление с желанием рядовых казаков сохранить его как символ духа самого казачества.
В 1819 и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.