На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Свидетельства Константина Багрянородного и русских летописцев о массовом крещении русов в IX в. Повествования Никоновской и Густынской летописей, Степенной книги и Мазуринского летописца. Ошибки в русских летописях. Два крещения русов - в 866 и 867 гг.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 31.08.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


7
Российский государственный университет имени И. Канта
Реферат
Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.
Выполнил:
Студент I курса
Исторического факультета
Специальности история
Калининград 2009 г.

Второе крещение Руси в 70-е годы IX в.

До нашего времени дошло несколько любопытных свидетельств о массовом крещении русов во время царствования в Византии императора Василия I Македонянина (867-886) и второго патриаршества в Константинополе Игнатия (867-877). Внук Насилия Македонянина император Константин VII Багрянородный написал биографию своего деда, которая затем попала в состав "Хронографии" Продолжателя Феофана (памятника X в). В биографии Константин Багрянородный, в частности, отмечал: "И народ россов, воинственный и безбожный, посредством щедрых раздач золота, серебра и шелковых одежд, он (Василий I Македонянин. - О. Р.) привлек к переговорам и, заключив с ними мирный до гонор, убедил [их] сделаться участниками спасительного крещения и расположил принять архиепископа, получившего рукоположение от патриарха Игнатия. Он (архиепископ. - О.Р.), прибыв в страну названного народа, был принят им благосклонно по следующему поводу. Князь этого племени, собрав собрание подданных и председательствуя с окружающими его старцами, которые по причине долгой привычки более других были подвержены суеверию, и рассуждая о своей и христианской вере, приглашает недавно прибывшего архиерея и спрашивает, что он намерен им возвестить и чему их научить. Архиерей предложил им Евангелие и рассказал о некоторых чудесах Нового и Ветхого завета. Россы заявили, что они не поверит ему, если не увидят сами что-либо подобное, и особенно чудо с тремя отроками в пещи. Помня слова Христа о просящих во имя его, архиепископ ответил: "Хотя и не должно искушать бога, однако, если вы от всего сердца решили приступить к нему, просите, чего хотите, и бог непременно сделает это по вере вашей, хотя мы грешны и ничтожны". Варвары потребовали, чтобы было брошено в огонь Евангелие. Помолившись, архиепископ сделал это. И по прошествии достаточного времени евангелие было вынуто из потухшей печи и оказалось неповрежденным. Увидев это, варвары, пораженные величием чуда, без колебаний начали креститься.

В этом отрывке смущает только одно - "чудо" с несгоревшим евангелием. Однако следует заметить, что различные огнеупорные составы, которыми могла быть пропитана или покрыта книга, были хорошо известны в эпоху раннего средневековья в Южной Европе. По - видимому, в данном случае мы имеем дело не с "чудом", как это пытался представить Константин Багрянородный, а с рядовым обманом непосвященных в тайны химии. Не исключено, что фокус с неподдающимся огню Евангелием был задуман в Константинополе. С его помощью архиепископ должен был произвести на язычников - русов нужное впечатление, подтолкнуть их к принятию христианства.

Свидетельство Константина Багрянородного о крещении русов было пересказано с некоторыми несущественными изменениями и иными византийскими историками XI-XII вв.: Скилицей (Кедриным), Зонарой. Подробный пересказ этого известия имеется даже в двух греческих манускриптах XVIII в. из монастыря Ивирон на горе Афос. Он был недавно опубликован Константином Папу-лидисом. Большой интерес представляет начало этого последнего источника: "Во время [царствования] Василия Македонянина сербы, называемые также хорватами, отправили послов с определенной просьбой принять их в подданство царя, подобно тому, как и болгары, приняли христианство, потерпев поражение, и многие евреи приняли христианство на 7-м (или) 8-м году [царствования] Василия благодаря дарам, которые он им вручил и подвинул их к благочестию. Так же и россы приняли христианство, как рассказывает Порфирогенит... ". Далее с очень небольшими дополнениями непринципиального характера идет приведенный выше текст.

При чтении этого отрывка создается впечатление, что русы приняли христианство после евреев, а те были крещены в 873 или 874 г. (в зависимости от того, учитывал ли автор источника 867 год - начальный год единоличного правления Василия I Македонянина в Византии).

О крещении русов в царствование Василия Македонянина было известно и русским летописцам XVI в. Небольшие рассказы об этом событии помещены в "Хронографе западнорусской редакции 1512 года" и Никоновской летописи, тексты которых почти идентичны, В Никоновской летописи сообщению о крещении русов предшествует краткая история правления Василия I, где также имеется упоминание о крещении византийских евреев. Там повествование об обращении русов в христианство начинается с заголовка: "О князи Рустем Осколде". В Хронографе 1512 г. заголовок отсутствует, а рассказ звучит так: "Роди же, нарицаемии Руси, иже и Кумапе, живяху в Ексинопонте, и начата пленовати страну Римляньскую и хотяху и поити и в Константинь град, но возбрани им вышний промысел, паче же приключися им гнев божий, и тогда возвратишася тщии князи их Асколд и Дир. Василие же Македонский много воинства на агарян и манихей, створи же и мирное устроение с прежереченными Русы и увещавше их крестися. Они же обещашася и просиша архирея. И посла к ним царь. Они же паки у пыша и реша ко архирею: "Аще не видим знамение чюдно от тебе, не хощем быти християне". Архирей же рече: "Просите еже хощете". Они же реша: "Хощем, да ввержеши евангелие во огнь, иже учит Христова словеса: да аще не изгорит, будем християне". И повеле архирей, и сотвориша огнь велий. И воздев архирей руци свои на небо и рече: "Христе боже, прослави имя свое". И постави святое евангелие во огнь, и пребысть много время в нем, и не прикоснуся к нему огнь. Сие же видевше Руси, дивишася, чюдящеся силе Христове, по ещё не время бе прославитися в имени господню".

Как видим, русские рассказы значительно отходят от текста Константина Багрянородного. Бросается в глаза, что сведения, сообщаемые читателю этими летописцами, восходят к какому-то иностранному источнику. "Роди же, нарицаемии руси" - так русские не могли о себе писать. Упоминаются куманы. Этим этнонимом обозначали западное ответвление половцев, появившихся в причерноморских степях только в XI в. Следовательно, и протограф повести, помещенной в этих летописях, возник не ранее XI столетия. Автор его указал на место жительства русов - "живяху в Ексинопонте". В какой-то мере его свидетельство напоминает указание Кедрина, что русы обитали вблизи Северного Тавра, чего нет в тексте Константина Багрянородного. В летописных рассказах отсутствует упоминание о том, что Василий I склонил русов к христианству с помощью богатых подарков, а также нет имени патриарха Игнатия, зато присутствуют имена киевских князей Аскольда и Дира. Причем начало повестей до слов "возвратишеся тщии, князи их Асколд и Дир" никак не вяжется с последующей частью, где приводится в несколько укороченном и трансформированном виде рассказ Константина Багрянородного о том, что на Русь был прислан архиепископ, а в хронографе смята концовка и, читая ее, создается впечатление, что русы так и не были крещены.

Ясно, что на летописные повести опереться нельзя. Они представляют собой довольно поздние поделки, в которых материал скомпилирован людьми, плохо представлявшими себе подлинный ход событий. Налицо также и явная тенденциозность компиляторов, умолчавших о неприятных вещах, например о подкупе русских Василием Македонянином.

Ещё больше путаницы в решение вопроса о крещении Руси во времена Василия I вносят Степенная книга, Густынская летопись и Мазуринский летописец. В Степенной книге говорится о христианизации русов, живших в Евкинопонте, архиереем, присланным Василием Македонянином, а далее-о переложении богослужебных книг с греческого языка на русский Мефодием и Константином в 2-е лето царствования Льва VI Мудрого, т.е. в 898 (897) г., когда уже и Константин, и Мефодий умерли (первый - в 869 г., второй - в 885 г). Составители Густынской летописи и Мазуринского летописца отнесли крещение русов к 886 г. и связали это событие с деятельностью митрополита Михаила, якобы присланного на Русь из Константинополя патриархом Фотием. Этому же митрополиту они приписали и случай с несгоревшим евангелием. Причем М. Лосицкий, автор Густынской летописи, сослался в своих изысканиях на "Церковную историю" Барония. Бароний, в свою очередь, обосновывая дату - 86 год, сослался на Курополата, т.е. на хронику Иоанна Скилицы, а у Скилицы нам такой даты найти не удалось. Не говорит Скилица и о крещении Руси в период вторичного патриаршества Фотия.

Все эти ошибки, встречающиеся в русских летописях XVI-XVII вв., порождены, во-первых, недобросовестным компилированием, во-вторых, стремлением произвольно восстановить ход событий, опираясь не столько на факты, сколько на домыслы.

Многих исследователей поставили в тупик два известия о крещении русов в IX в. - при Фотии и Игнатии. Некоторые из них полагали, что в источниках речь идет о крещении одних и тех же русов. Одни из них считали, что Константин Багрянородный приписал Василию Македонянину то, что сделал на самом деле Михаил III (К.Е. Голубинский и X. Грегуар). Макарий полагал, что крещение русов произошло тогда, когда у власти стояли два императора - Михаил III и Василий I, а Фотий послал на Русь епископа из числа приверженцев Игнатия, что и дало Константину Багрянородному право сообщить об обращении русов в христианство его дедом Василием I.Н. Полонская писала: "Слова Константина Багрянородного, что была утверждена архиепископия, мало надежны: едва ли была нужда в таком высоком сане". II.М. Мелиоранский в своей рецензии на книгу А.А. Васильева "Византия и арабы" предположил, что после того, как Игнатий в 867 г. вторично стал патриархом в царствование Василия Македонянина, он заменил поставленных Фотием епископов своими людьми. Это обстоятельство и стало причиной появления свидетельства Константина Багрянородного. Такую же примирительную позицию занял и Ф.М. Россейкин, который писал: "... так как свидетельство Фотия, современника и участника события, не может не считаться более авторитетным, то показание Порфи-рогенита нужно понять в ограниченном смысле и принимать, что русы крещены Фотием, а в правление Василия произошло, в связи с развитием мирных отношений, новое усиление христианства среди русов, что подало повод к возвышению прежней епископии, в состав которой вошли новокрещенные, в ранг архиепископии".

Д.Ч. Чертковым была высказана мысль о двух крещениях руссов - в 866 и 867 гг., когда византийские императоры Михаил III и Василий I послали последовательно к р и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.