На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Предпосылки прихода к власти Б.Н. Ельцина, характеристика его политического курса. Анализ угрозы распада России и военно-политического кризиса в Чечне. Формирование олигархического капитализма в РФ. Особенности курса В.В. Путина на консолидацию общества.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 25.02.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


66
Содержание
Введение
Глава 1. Глобальные изменения в России в конце XX века
1.1 Начало реформ. Политический курс Б.Н. Ельцина
1.2 Кризис двоевластия 1992--1993 гг.
1.3 Новый политический режим
Глава 2. Угроза распада России и военно-политический кризис в Чечне. Формирование «олигархического капитализма» в России
2.1 Угроза распада России и военно-политический кризис в Чечне
2.2 Формирование «олигархического капитализма» в России
Глава 3. Политический криз 1998 - 1999 гг. Внешняя политика России
3.1 Политический кризис 1998--1999 гг.
3.2 Внешняя политика Президента Б.Н. Ельцина
Глава 4. Курс Президента В.В. Путина на консолидацию общества
Заключение
Список использованной литературы
Введение
XX век стал для нашей страны веком двух мировых войн, двух государственных переворотов и трёх различных режимов власти.
Первый государственный переворот случился в разгар Первой мировой войны - в феврале 1917 года. 23 февраля в Петрограде стихийно начались антивоенные митинги, вызванные нехваткой продовольствия в столице, некоторые перешли в массовые стачки и демонстрации, стычки с казаками и полицией. 24-25 февраля массовые стачки переросли во всеобщую забастовку. 26 февраля отдельные стычки с полицией вылились в бои с вызванными в столицу войсками. 27 февраля всеобщая забастовка переросла в вооруженное восстание, начался массовый переход войск на сторону восставших, которые заняли важнейшие пункты города, правительственные здания. Создан Совет рабочих и солдатских депутатов, одновременно создан Временный комитет Государственной думы, сформировавший новое правительство. 2 марта Николай II отрекся от престола. 1 марта новая власть была установлена в Москве, в течение марта -- по всей стране. Таким образом, сторонники большевистской партии во главе с В. И. Лениным (Ульяновым), меньшевики, эсэры и другие оппозиционные царскому правительству движения силой захватили власть в стране. На борьбу с буржуями вышли миллионы мирных жителей и военнослужащих. Но из всех вышеперечисленных партий быстрее сумели сориентироваться в сложившейся ситуации большевики. Они не признали Временное правительство и в октябре 1917 года с лозунгом «Вся власть советам!» вывели на улицы большое количество людей. Произошла Великая Социалистическая революция. Таким образом, для страны определился единственно возможный социалистический путь развития, а другие направления отпали вместе с выросшей популярностью большевиков.
Аналогичное событие произошло в России и спустя семьдесят с лишним лет после революции 1917 года, но уже в мирное время. В период с 19 по 21 августа 1991 года консервативным крылом руководства СССР и КПСС была совершена попытка антиконституционного переворота. Он был направлен на восстановление в полном объеме власти партийно-государственной номенклатуры. Мятеж возглавил Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе О. Д. Бакланова, В. А. Крючкова, В. С. Павлова, Б. К. Пуго, В. А. Стародубцева, А. И. Тизякова и Г. И. Янаева. Для придания своим действиям видимости легитимности путчисты заявили, что президент СССР М. С. Горбачев не может исполнять свои обязанности по состоянию здоровья. Его функции были возложены на вице-президента Янаева. В Москву были введены войска, а Горбачев блокирован на даче в Крыму. Запрещались деятельность оппозиционных КПСС общественных объединений и выпуск демократической прессы, восстанавливалась цензура. Сопротивление мятежу оказало руководство Российской Федерации во главе с президентом РСФСР Б. Н. Ельциным, опиравшееся на поддержку россиян, прежде всего населения Москвы. В столкновениях с войсками погибло 3 человека. Путч окончился провалом. Его результатами явились падение коммунистического режима и ускорение распада СССР.
Глава 1. Глобальные изменения в России в конце XX века
1.1 Начало реформ. Политический курс Б.Н. Ельцина
Осенью -- зимой 1991--1992 гг. Россия столкнулась с первостепенно важными задачами государственного строительства.
РСФСР располагала незначительным административным аппаратом, и началась долгая и трудная перегруппировка кадров и целых структур из аппарата союзного уровня. В целом ряде случаев пришлось формировать новые органы власти.
В момент распада СССР у Российской Федерации не было границ, утвержденных договорами с соседними государствами, не было таможенной и пограничной служб. Только 7 мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ о создании российских Вооруженных сил. До этого момента у России не было армии и флота. Серьезный спор возник из-за Черноморского флота между Россией и Украиной. Немногое отделяло в тот момент Крым от вспышки военных действий. Политикам с большим трудом удалось избежать подобного развития событий.
После распада СССР не было гарантий, что Российская Федерация сохранит единство. Автономные республики РСФСР в 1990--1991 гг. провозгласили свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора. Сепаратизм был реальной угрозой, что наглядно показали события в Чечне, где 1 ноября 1991 г. Дж. Дудаев объявил о независимости самопровозглашенной Чеченской Республики Волобуев О.В., Кулешов С.В. Россия в 90-е годы XX -- на-чале XXI века: дополнительные материалы к учебнику-прак-тикуму для 11 класса общеобразовательных учреждений. -- М., 2000. с - 123. .
«Шоковая терапия»
Однако внимание российского общества и руководства России было сосредоточено не на государственном строительстве, а на экономике. Главной проблемой и самой страшной угрозой считался распад потребительского рынка. Хотя в 1991 г. был собран лучший за несколько лет урожай, закрома государства были пусты -- хозяйства придерживали зерно. Пусты были и прилавки магазинов. В Москве осенью 1991 г. во многих продовольственных магазинах не продавалось ничего, кроме острых приправ -- аджики в банках и хмели-сунели в пакетах. Наступала зима, и приходилось опасаться голода.
Экономический кризис сконцентрировал основное внимание Президента Ельцина и правительства на экономических проблемах. В программном докладе на V Съезде народных депутатов РСФСР 28 октября 1991 г. Б.Н. Ельцин провозгласил начало радикальных рыночных реформ с нового, 1992 года. Президент, в частности, сделал такой прогноз: «Хуже всем будет примерно полгода, затем -- снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами. А к осени 1992 г., как я обещал перед выборами, -- стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей» Ельцин Б.Н. Президентский марафон. -- М., 2000. с - 107. .
29 октября 1991 г. Съезд избрал председателем Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатова.
1 ноября 1991 г. V Съезд народных депутатов РСФСР предоставил Президенту широчайшие полномочия для проведения экономических реформ. Он получил право лично возглавить правительство. Его указы по экономическим вопросам приобрели большую юридическую силу, чем действующие законы. Президент получил право назначать по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов глав исполнительной власти регионов (за исключением республик). Таким образом, Б.Н. Ельцин получал власть, делавшую его почти самодержавным правителем, но на четко определенный и довольно короткий срок -- до 1 декабря 1992 г.
Проводить в жизнь рыночную реформу должно было сформированное Ельциным 10 ноября 1991 г. правительство. Экономический блок в новом правительстве возглавил доктор экономических наук, известный публицист Е.Т. Гайдар. Он считал, что нерешительность в ценовой реформе погубила правительство Советского Союза и сам Союз. По иронии судьбы именно решительность в ценовой реформе погубила через год «правительство Гайдара». Гайдар определил приоритеты нового российского правительства: либерализация цен, свобода торговли, приватизация госсобственности. В конце декабря 1991 г. экономическая программа правительства была оформлена указом Президента России и получила официальную поддержку Президиума Верховного Совета РФ Перегудов С.П. Корпорация, общество, государство: эволю-ция отношений. -- М., 2003. с - 206..
Основными шагами программы реформ были:
Либерализация цен и торговли. Разовое введение свободных цен с января 1992 г. Ожидаемые последствия -- установление рыночной стоимости товаров, ликвидация товарного дефицита, запуск механизма конкуренции, стимулирование деловой активности, ускорение товарооборота, формирование инфраструктуры по сбыту отечественной и импортной продукции.
Финансовая стабилизация. Ожидаемые результаты -- снижение инфляции, установление устойчивого курса рубля.
Широкая приватизация государственной собственности. Ожидаемые итоги -- превращение населения в собственников, формирование у людей экономических стимулов для деловой активности.
Либерализация цен началась 2 января 1992 г. Около 90% оптовых и розничных цен стали свободны. Был издан указ Президента «О свободе торговли», который ввел революционный переход к новой системе экономических отношений. Указ предоставил всем предприятиям независимо от форм собственности и всем гражданам право без специальных разрешений осуществлять торговую, закупочную и посредническую деятельность, в том числе самостоятельно устанавливать цены. Фондовое (планируемое и контролируемое государством) распределение производственной продукции отменялось. Гражданам и предприятиям разрешалось вести торговлю (в том числе с рук, с лотков и с автомашин) в любых удобных для них местах, кроме проезжей части улиц и дорог, станций метро и т. д.
Параллельно осуществлялись меры по финансовой стабилизации и сокращению дефицита бюджета. Государство фактически перестало инвестировать в промышленность и сельское хозяйство. Все государственные расходы, особенно связанные с производством вооружений и поддержкой дружественных стран, были резко сокращены или вовсе прекращены. Была изменена налоговая система -- введен налог на добавленную стоимость в размере 28%. Это позволяло поддержать доходную часть бюджета, однако ускорило рост цен Волобуев О.В., Кулешов С.В. Россия в 90-е годы XX -- на-чале XXI века: дополнительные материалы к учебнику-прак-тикуму для 11 класса общеобразовательных учреждений. -- М., 2000..
В сельском хозяйстве команда реформаторов встала на путь реорганизации колхозов и совхозов в акционерные общества и товарищества, поддержки фермерских хозяйств. В большинстве случаев реорганизация была лишь формальностью. Реальным преобразованием была свобода хозяйственной деятельности.
Эффект этих мер был противоречив. Уже к весне 1992 г. произошло насыщение потребительского рынка товарами. В магазинах появились сыр, масло, колбаса, уменьшились очереди. Активно развивалась уличная торговля. Угроза краха народного хозяйства, полного распада экономических связей была ликвидирована. Дефицит товаров сменился дефицитом денег. В результате заработал рубль -- именно это реформаторы в тот момент считали главным условием выхода из экономического кризиса.
Разрушение старых экономических схем и освобождение пространства для рыночных отношений проводились быстро и масштабно. Однако наполнение прилавков не было достигнуто за счет роста производства. Напротив, в 1992 г. валовой внутренний продукт (ВВП) упал на 14,5%, промышленное производство -- на 18%, инвестиции в основной капитал -- на 40%. Потребительский рынок был восстановлен за счет снижения потребления и увеличения импорта. Финансовая стабилизация не состоялась -- инфляция составила фантастические 2509%. Падение производства и высокая инфляция вызвали расстройство хозяйственных связей, что привело к кризису производства. Инфляция обесценила оборотные средства предприятий. Начался кризис неплатежей -- предприятия почти половину продукции поставляли, не получая оплаты. В этой ситуации предприятия перешли к натуральному обмену продукцией (бартеру). Бартер на все 1990-е гг. стал хронической проблемой российской экономики.
Резко ухудшилось материальное положение граждан. Потребительские цены за 1992 г. выросли в 26,1 раза, за первые месяцы реформ -- в 10--12 раз. В такой ситуации увеличение зарплаты и пенсий на 70%, проведенное с 1 января 1992 г., оказалось мизерным и привело к тому, что большинство населения очутилось за чертой бедности. Хранившиеся в сберкассах накопления были быстро обесценены, темпы инфляции значительно опережали рост заработной платы. Работники бюджетной сферы, прежде всего работники детских садов, учителя и врачи, оказались на грани выживания.
Приватизация
Параллельно разворачивалась приватизация. Суть ее состояла в передаче права собственности от государства частным лицам. Номенклатурная приватизация стихийно шла еще в 1989--1991 гг. Правительство Гайдара и особенно возглавляемый А.Б. Чубайсом Государственный комитет по управлению имуществом (ГКИ) начинали приватизацию с борьбы против номенклатурной приватизации.
Как это было
А.Б. Чубайс, говоря о директорской приватизации, подчеркивал: «По сути, это было разворовывание общенародной собственности. Но это разворовывание не было нелегальным, потому что легальных, законных схем разгосударствления не существовало. Чаще всего работали две схемы захвата госсобственности. Первая: имущество госпредприятия просто переписывалось как составная часть имущества некоего вновь создаваемого акционерного общества. Вторая: госимущество становилось частной собственностью в результате проведения нехитрой операции «аренды с выкупом» Костиков В. Роман с Президентом. -- М., 1997. с - 134..
В первом случае всякий здравый смысл игнорировался открыто и бесстыдно. Скажем, берется имущество такого госпредприятия, как НПО «Энергия», и вносится во вновь создаваемое акционерное общество. А другую долю в этом акционерном обществе может составлять интеллектуальная собственность некоего товарища Петрова. Поскольку технология оценки долей никак не прописана юридически, ничто не мешает тому, чтобы имущество НПО «Энергия» было оценено так же, как интеллектуальный взнос товарища Петрова.
Вторая же типовая схема приватизации предприятий -- аренда с выкупом… Есть объект имущества, есть арендодатель (как правило, директор) и есть арендатор. Директор подписывает договор об аренде с фирмой «X» сроком на пять лет. В договоре арендная плата устанавливается -- смехотворная. А уж что там уходит по карманам!
Спонтанная приватизация была криминальна абсолютно вся, от начала до конца, потому что под ней вообще не было никакой легальной базы. Но доказать невозможно было абсолютно ничего: -- Вы подписали договор аренды на миллиард, а надо было на триллион! -- Почему? Я захотел за миллиард. Разве я что-нибудь нарушил?
Ничего не нарушил. Потому что нарушать нечего».
Наиболее массовой стала приватизация жилья. Государство ввело бесплатную для квартиросъемщиков приватизацию квартир и установило механизм их свободной продажи.
Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и конкурсах. К июню 1994 г. более 70% малых предприятий (магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта) перешли в частные руки.
Средние, крупные и крупнейшие предприятия приватизировались по иной схеме. Сначала они преобразовывались в акционерные общества (АО), а затем акции вновь созданных АО продавались. На протяжении 1992 -- 1994 гг. продажа акций осуществлялась не за деньги, а за особые ценные бумаги -- приватизационные чеки (ваучеры). От названия этих бумаг возникло наименование ваучерной приватизации.
Идеи ваучерной приватизации были присущи черты социальной справедливости. Народ как коллективный держатель собственности получал ценные бумаги, свидетельствующие о праве гражданина на некоторую долю государственного имущества. Балансовую стоимость предприятий, по данным 1984 г., разделили на количество граждан и выдали им чеки на сумму, примерно соответствовавшую «личной доле», полученной после этой арифметической операции. Номинал ваучера установили в 10 тыс. рублей. Правда, из-за инфляции через 2 года (когда чековая приватизация заканчивалась) за такие деньги можно было купить лишь пару килограммов вареной колбасы.
Всего было распространено 144 млн приватизационных чеков. Ваучеры получили 96% населения страны. Приватизационные чеки давали возможность каждому гражданину Российской Федерации стать акционером какого-нибудь предприятия. Для этого существовали три пути: либо через участие в проводимом государством чековом аукционе, либо путем вложения ваучера в чековый инвестиционный фонд (ЧИФ), либо путем приобретения акций предприятия, членом трудового коллектива которого гражданин являлся, по закрытой подписке. Все эти пути были новыми и незнакомыми для граждан.
Ваучер был анонимной ценной бумагой. Его можно было продать, и скупка чеков у населения развернулась практически мгновенно. Ваучеры в большинстве случаев были проданы за бесценок.
25% чеков были вложены в ЧИФы, на 50% члены трудовых коллективов приобрели акции «родных» предприятий, 25% чеков были проданы, как правило, за цену даже ниже номинала. Приобрели эти 25% чеков примерно две тысячи юридических лиц. Именно эти последние смогли распорядиться ваучерами эффективно. Те, кто вложили чеки в ЧИФы, нередко сталкивались с деятельностью организаций мошеннических либо просто неспособных извлечь из ваучеров коммерческую выгоду. Приобретенные акции «родных» предприятий в большинстве случаев не приносили дивидендов.
В 1993--1994 гг. были приватизированы 65 тыс. предприятий. В 1996 г. в государственной и муниципальной собственности оставалось 23,1% предприятий и организаций.
Экономисты и юристы отмечали множество злоупотреблений, сопровождавших процесс приватизации. В народе распространилось горько-ироническое ее название: «прихватизация». Сказывались неопытность населения в капиталистической экономике и неумение государства обеспечить интересы граждан в условиях перехода к рынку. Из опыта стран Восточной Европы, начавших переход от социализма к рынку раньше, чем Россия, известно, что социально-экономический кризис, возникающий при смене строя, может быть смягчен приватизацией. В России приватизация не сгладила социальные противоречия при переходе к рынку, а, скорее, обострила их Ельцин Б.Н. Президентский марафон. -- М., 2000. с - 111..
Множество злоупотреблений, сопровождавших процесс приватизации, привело к тому, что часть приватизированных предприятий попала под контроль криминальных элементов. Криминальные структуры могли использовать средства так называемых воровских общаков для приобретения предприятий и защищать свои «покупки» силой оружия. Экономические решения в России нередко принимались уголовными авторитетами и претворялись в жизнь путем «разборок» -- вооруженных столкновений.
Слабость государства создала благоприятные условия для разного рода афер. Помимо экономических потерь, крупные аферы подрывали веру граждан и внешнеполитических партнеров России в способность государства эффективно управлять ситуацией внутри страны. Многие из таких «комбинаций» активно поддерживались бизнесменами и политиками за пределами России.
Известный предприниматель конца 1980--1990-х гг. А. Тарасов в своей книге «Миллионер» вспоминает об исчезновении 8 млрд долларов США из Внешэкономбанка. Тарасов рассказал об этой афере потому, что ее главный фигурант Илья Медков (владелец и президент акционерного ДИАМ-банка) был убит в 1993 г.
Документы эпохи
Из указа Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». 3 декабря 1991 г.
1. Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги…
3. Правительству РСФСР:
определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции производственно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, порядок их регулирования;
ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов;
осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверенными государствами -- бывшими союзными республиками -- переход на расчеты по согласованной межгосударственной номенклатуре поставок товаров и продукции, как правило, по мировым ценам Горбачев -- Ельцин: 1500 дней политического противосто-яния. -- М., 1992. с - 181..
1.2 Кризис двоевластия 1992--1993 гг.
В 1992 г. в России сложилась обстановка нарастающего кризиса. Она стимулировала активность политиков, выступавших против курса Президента Б.Н. Ельцина. Сначала возникло несколько организаций, базировавшихся на коммунистической идеологии: Российская коммунистическая рабочая партия, Союз коммунистов РФ, Российская партия коммунистов. В январе--феврале 1992 г. состоялись крупные форумы оппозиции: Конгресс гражданских и патриотических сил, Русский национальный собор. В работе Конгресса гражданских и патриотических сил принял участие вице-президент А.В. Руцкой.
23 февраля в Москве и многих городах России прошли антиправительственные митинги, на которых выдвигались лозунги восстановления СССР и свертывания реформ. Это свидетельствовало о новой расстановке политических сил, ведь до сих пор «улицей» безраздельно владели демократические организации.
Первый «бой» между командой Ельцина и растущей оппозицией произошел на VI Съезде народных депутатов России, открывшемся 6 апреля 1992 г. Доклад Президента сопровождался протестующими и насмешливыми репликами, в зале стоял гул.
Еще более возмутило депутатов выступление Е.Т. Гайдара, в котором главным основанием для оптимизма была названа обещанная Западом экономическая помощь: якобы будет выделено 24 млрд долларов. Критика правительства была настолько резкой, что 11 апреля в ходе голосования поправок к постановлению об экономической реформе министры покинули зал заседаний и подали Президенту прошение об отставке. Б.Н. Ельцин отставку правительства не принял.
15 апреля этот демарш вынудил Съезд принять политическую декларацию, составленную так, что каждая из сторон конфликта могла найти в ней отражение своих стремлений.
Остальные заседания Съезда посвящались приведению Конституции России в соответствие с новыми реалиями, возникшими из-за распада СССР. При этом ни одно предложение, касающееся распределения власти (как со стороны Президента, так и со стороны оппозиции), не набрало необходимого для принятия решения числа голосов. 21 апреля Съезд завершил работу.
КС признал соответствующим Конституции роспуск руководящих структур КПСС и КП РСФСР, однако роспуск первичных парторганизаций был признан неконституционным. Это делало возможным восстановление компартии.
В июне Б.Н. Ельцин сложил с себя полномочия председателя Совета министров и назначил исполняющим обязанности главы правительства Е.Т. Гайдара.
VII Съезд народных депутатов (1--14 декабря 1992 г.) стал самым напряженным и драматическим из всех. Накануне его открытия, 30 ноября, Конституционный суд РФ завершил рассмотрение «дела КПСС». Суд признал конституционными указы Президента Ельцина от 23 августа 1991 г. «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», от 25 августа 1991 г. «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» и от 6 ноября 1991 г. «О деятельности КПСС и КП РСФСР».
Открывающий Съезд доклад Президента Ельцина депутаты даже не стали обсуждать. Напротив, доклад председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова завершился бурной овацией и задал тон 5-дневным дебатам, в которых вновь жестко критиковалось правительство. Два дня депутаты обсуждали поправки к Конституции. Из числа принципиальных для распределения власти прошла следующая: депутаты получили право утверждать или отклонять кандидатуры силовых министров и министра иностранных дел. Внесенную Президентом на должность председателя правительства кандидатуру Гайдара Съезд 9 декабря отклонил («за» -- 467 голосов, «против» -- 486).
В речи 10 декабря Президент заявил, что «с таким съездом работать невозможно». Он жестко оценил деятельность Хасбулатова как «главного проводника обанкротившегося курса». Ельцин призвал решить спор посредством референдума по вопросу: «Кому вы поручаете вывод страны из экономического и политического кризиса, возрождение Российской Федерации: нынешнему составу Съезда и Верховного Совета или Президенту России?» Ельцин Б.Н. Записки Президента. -- М., 1994.
Завершая свое короткое выступление, Ельцин призвал своих сторонников выйти из зала заседаний и собраться в Грановитой палате Кремля. За ним последовали около 100 депутатов. Хасбулатов немедленно заявил, что подает в отставку, и вышел из зала. Регистрация показала, что кворум на Съезде сохраняется (715 депутатов -- на 24 больше необходимого минимума). Поэтому Съезд продолжил работу и не принял отставку Хасбулатова (он вернулся в президиум и повел заседание дальше). Выступил вице-президент Руцкой, заявивший о верности «Конституции, закону, Съезду, российскому народу» (Президент России из перечня выпал), были заслушаны силовые министры, заявившие о своей верности Конституции.
Кризис отношений между Президентом и парламентом затягивался. Выход из ситуации нашел председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, выступивший с призывом к компромиссу и немедленным консультациям. 12 декабря Съезд принял постановление «О стабилизации конституционного строя» из 9 пунктов, согласно которому на 11 апреля назначался референдум по основным положениям новой Конституции, а принятые поправки к Конституции «замораживались».
Президент внес кандидатуру В.С. Черномырдина, который и стал с 14 декабря 1992 г. премьер-министром, получив 721 голос.
Но компромисс оказался недолговечен -- внеочередной VIII Съезд (10--13 марта 1993 г.) отменил референдум и ввел поправки к Конституции, ограничивающие полномочия Президента. 20 марта Президент Ельцин выступил с телеобращением, в котором оценил сложившееся в стране положение как «двоевластие» и сообщил, что им подписан указ «Об особом порядке управления до преодоления кризиса». 23 марта Конституционный суд усмотрел в действиях Президента основания для начала процедуры импичмента (отстранения от должности). 26 марта открылся IX Съезд народных депутатов Российской Федерации, на котором предстояло голосование по импичменту. Президент приказал руководителю своей охраны А. Коржакову быть готовым к разгону Съезда.
Президенту «процедура окуривания» после возможной процедуры импичмента показалась вдвойне привлекательной: способ гарантировал стопроцентную надежность, ведь противогазов у парламентариев не было.
Каждый офицер, принимавший участие в операции, знал заранее, с какого места и какого депутата он возьмет под руки и вынесет из зала. На улице их поджидали бы комфортабельные автобусы. Борис Николаевич утвердил план без колебаний.
28 марта началось голосование по импичменту. Каждые пять минут Барсуков докладывал о результатах подсчета голосов… Но Указ зачитывать не пришлось. Примерно за час до объявления результатов голосования мы уже знали их. Тогда Михаил Иванович позвонил Президенту и сообщил:
--Импичмента не будет.
Ельцин сказал:
--Надо службу заканчивать. Пусть они там еще побесятся, поголосуют, повыступают...»
За импичмент было подано 617 голосов (60%), в то время как для принятия решения требовалось 689 (2/3 от числа депутатов). Очередной раунд борьбы сопровождался безуспешной попыткой отзыва с поста председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова.
После провала голосования о смещении Президента Съезд все же назначил на 25 апреля референдум по четырем вопросам:
Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину?
Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?
Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?
Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?
Конституционный суд установил, что по первым двум вопросам референдума, имеющим нравственно-оценочный и политический характер, для принятия положительного решения требуется большинство голосов от числа проголосовавших. Положительное решение по третьему и четвертому вопросам, носившее конституционный характер, должно было быть принято большинством от общего числа избирателей.
Референдум состоялся, и участие в нем приняли около 64% избирателей. За доверие Президенту высказались 58,7% от числа участвовавших в голосовании. За одобрение социально-экономической политики -- 53%. Предложения о досрочном прекращении полномочий Президента и депутатов не прошли. Жители России требовали от власти продолжения работы и поиска компромисса.
1 мая, когда итоги референдума еще не были подведены, в Москве произошло столкновение колонны демонстрантов, во главе которой шли лидеры КПРФ, с ОМОНом. Погиб офицер милиции, среди демонстрантов были раненые. «Кровавый май» стал зловещим предзнаменованием нового обострения кризиса.
Президент Б.Н. Ельцин расценил итоги референдума как свой политический выигрыш и подтверждение большей легитимности Президента, чем Съезда народных депутатов. Он пытался разрешить продолжающийся конфликт путем конституционной реформы. Сразу же после референдума процесс подготовки новой Конституции начал активно форсироваться Президентом и правительством.
Принятие новой Конституции, закрепляющей рыночный и демократический пути развития России, было прерогативой Съезда народных депутатов. Президент Ельцин и его сторонники были заинтересованы в расширении президентских властных полномочий, а Верховный Совет -- в расширении своих. Общественное мнение было не на стороне депутатов, поэтому председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов и его сторонники стремились хотя бы законсервировать существующее распределение власти. В августе Б.Н. Ельцин заявил о «решительных мерах», которые придется применить для утверждения новой Конституции.
21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин указом № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» объявил о роспуске Съезда народных депутатов, Верховного Совета и назначении выборов в новый парламент на 11--12 декабря 1993 г. В том же указе содержалась рекомендация Конституционному суду прекратить свою деятельность до выборов в новый парламент. «Безопасность России и ее народов -- более высокая ценность, чем формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной властью, которая окончательно дискредитировала себя», -- заявил Президент Костиков В. Роман с Президентом. -- М., 1997. с - 95..
Конституционный суд признал указ № 1400 незаконным и дающим основание для смещения Б.Н. Ельцина, поскольку Конституция не давала Президенту прав ни вносить в нее изменения, ни распускать законно избранные органы власти. На пресс-конференции по итогам заседания КС В.Д. Зорькин сказал: «Гитлер тоже заявлял о неконституционности конституции Веймарской республики, и мы хорошо знаем, чем все это кончилось».
В здании Верховного Совета, расположенном на Краснопресненской набережной (сейчас Дом Правительства Российской Федерации, Белый дом), собралась значительная группа депутатов, многие приехали туда уже после начала кризиса. Они конституировались как чрезвычайная сессия Верховного Совета и заявили об отстранении Президента от власти. По решению парламентариев вице-президент А.В. Руцкой принес президентскую присягу в ночь с 21 на 22 сентября 1993 г.
23 сентября начал работу X (чрезвычайный) Съезд народных депутатов. Он начал формировать новое правительство. В первую очередь депутаты назначили министров силовых ведомств.
Белый дом был оцеплен милицией. Там отключили связь, воду и электричество. Затем подходы к нему перекрыли заграждениями из колючей проволоки. Охрана Верховного Совета была вооружена автоматами. 12 суток Верховный Совет провел в осаде, окружив себя баррикадами. Собираться возле Белого дома толпа защитников Верховного Совета стала примерно через час после телеобращения Ельцина. От полутора до трех тысяч человек даже ночью находились на завалах. Часть из них получила от охраны Белого дома оружие и статус «Первого отдельного московского добровольческого полка особого назначения». По воспоминаниям участников, среди защитников Белого дома оказалось сравнительно немного людей, поддерживавших Р.И. Хасбулатова, А.В. Руцкого и сформированное ими правительство. Большинство выступало не столько за какие-либо политические формы или конкретных лиц, сколько против -- против Президента Ельцина, против «шоковой терапии», против разрушения Советского Союза.
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II предпринимал попытки примирить противоборствующие стороны, не допустить кровопролития. Но напряжение было слишком велико. Политики с обеих сторон вели дело к открытому столкновению. На территории Москвы то и дело вспыхивали волнения, доходило до вооруженных конфликтов. Решающие события произошли 3 октября 1993 г. Многотысячные толпы демонстрантов -- сторонников Верховного Совета одержали победу в столкновении с милицией. Беспорядки начали перекидываться от Белого дома в другие районы столицы. Вооруженные отряды оппозиции в ночь с 3 на 4 октября предприняли попытку захватить телецентр «Останкино». Вещание из «Останкино» прекратилось. Охранявший телецентр отряд спецназа открыл огонь на поражение и отбил штурм. Примаков Е.М. Годы в большой политике. -- М., 1999.
В ночном эфире российского телевидения Е.Т. Гайдар призвал москвичей встать на защиту Президента от «красно-коричневого мятежа». Рано утром 4 октября в небе над Москвой кружили 38 самолетов с ОМОНом, вызванные из регионов России. Из частей и подразделений вооруженных сил, внутренних войск МВД, омоновцев, милиционеров, добровольцев сторонникам Ельцина удалось собрать сводный штурмовой отряд. Он обстрелял из танков Белый дом. Затем разгромленное, закопченное здание было занято сотрудниками спецподразделения «Альфа». А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов, члены назначенного X Съездом правительства были арестованы.
В столкновениях погибли 28 военнослужащих и сотрудников МВД и более 100 гражданских лиц: 12 человек -- на улицах, 45 человек -- в районе телецентра «Останкино», 75 человек -- при обстреле и штурме Дома Советов. 3 и 4 октября 1993 г. -- траурные, черные дни российской истории...
Общество раскололось во мнениях о происходящем. Многие современные специалисты считают, что действия Б.Н. Ельцина были незаконны (по букве закона Президент совершил уголовное преступление -- государственный переворот), но легитимны -- на его стороне была выраженная на референдуме поддержка относительного большинства граждан России.
1.3 Новый политический режим
Силовая развязка конфликта между Президентом и парламентом определила путь дальнейшего развития России. В истории разных стран много раз, начиная с Кромвеля, главы исполнительной власти разгоняли парламенты. Обычным исходом таких событий становились диктатуры, гарантирующие победителей от мести побежденных. Однако именно этот путь для России был закрыт -- для установления диктатуры просто не было ресурсов. Военной диктатуры быть не могло -- во время кризиса армия хотя и сохранила лояльность Президенту, но держалась пассивно и в целом оставалась в стороне от событий. Была исключена и партийная диктатура, подобная власти большевиков, -- у Президента Б.Н. Ельцина не было партии, а поддерживавшее его демократическое движение противилось партийным формам. Был и еще один, и очень важный, фактор, препятствовавший становлению диктатуры: российская власть оказалась в сильной зависимости от Запада, который не дал бы согласия на такое развитие событий.
Таким образом, Б.Н. Ельцин должен был создать демократию, но такую, в которой исключался бы приход к власти непримиримой коммунистической оппозиции.
Юридические основы нового политического режима заложила новая Конституция. По этой Конституции законодательную власть осуществлял парламент -- Федеральное Собрание, состоящее из двух палат. В нижнюю палату -- Государственную Думу -- входили депутаты, избираемые напрямую гражданами Российской Федерации. В верхнюю палату -- Совет Федерации -- входили представители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральную исполнительную власть осуществляло правительство РФ, возглавляемое председателем правительства. Председатель правительства назначался Президентом с согласия Государственной Думы. Для получения согласия Президент вносил в палату кандидатуру на пост главы правительства. Если Дума трижды отклоняла предложенных кандидатов, Президент распускал палату и назначал новые выборы. Президент имел право отправить правительство в отставку. Государственная Дума имела право выразить недоверие правительству. В случае повторного выражения недоверия в течение трех месяцев Президент должен был либо отправить в отставку правительство, либо распустить Думу и назначить новые выборы. Таким образом, новая Конституция исключала конфликт законодательной и исполнительной власти, подобный имевшему место в 1992--1993 гг. При этом Президент получал значительный перевес над парламентом.
Ключевую роль в системе государственной власти отныне играл Президент Российской Федерации, который не входил ни в одну из ветвей власти. Президент являлся главой государства. Он выступал гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определял основные направления внутренней и внешней политики государства, издавал указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Являясь Верховным Главнокомандующим российскими Вооруженными силами, Президент становился руководителем всех силовых ведомств. Единственное существенное ограничение, установленное Конституцией для Президента, -- норма о невозможности одному человеку занимать президентский пост больше двух сроков подряд. Политические институты на рубеже тысячелетий. -- Дуб-на, 2001. с - 128.
12 декабря 1993 г. состоялись всенародное голосование по проекту Конституции и выборы в новый парламент. Выборы проводились по смешанной избирательной системе: 225 из 450 депутатов избирались по общефедеральному округу голосованием по спискам с барьером в 5% голосов, 225 -- в одномандатных округах простым большинством голосов.
Процедура одобрения Конституции получила название всенародного голосования, а не референдума, чтобы обойти требование Закона РСФСР «О референдуме РСФСР», по которому для принятия решений об изменении Конституции требовалось одобрение этого большинством от общего числа избирателей. Совмещение выборов и конституционного голосования несло в себе определенный риск: если бы явка избирателей составила менее 50% или за Конституцию проголосовали бы менее 50%, то выборы в парламент состоялись бы, но полномочия избранного органа не были бы определены законом. Это было чревато новым кризисом. Однако совмещение позволяло повысить явку за счет сторонников КПРФ, которые в ином случае бойкотировали бы референдум.
В голосовании приняло участие 54,8% избирателей. За принятие Конституции проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Результаты голосования и текст принятой Конституции были опубликованы 25 декабря 1993 г. Именно этот день является днем вступления в силу Конституции Российской Федерации. Народ Российской Федерации учредил новую политическую систему.
На проходивших одновременно с референдумом выборах депутатов Государственной Думы неожиданного успеха добилась Либерально-демократическая партия, возглавляемая В.В. Жириновским. Это был результат одновременного снижения популярности Президента и противостоявших ему политических сил после событий 3--4 октября 1993 г. В составе нового парламента не было устойчивого большинства -- ни пропрезидентского, ни оппозиционного. Это означало, что Президент и правительство не могли опереться на поддержку Думы в проведении рыночных преобразований.
Президент Б.Н. Ельцин внес в Государственную Думу указ № 1400 и еще 64 указа, изданных им за период между 21 сентября 1993 и началом работы нового парламента. Однако Дума уклонилась от рассмотрения их по существу. Вместо этого 23 февраля 1994 г. она объявила амнистию в связи с событиями 19--21 августа 1991 г. и 21 сентября -- 4 октября 1993 г. Однако эта попытка поставить точку на прошлом не удалась: Б.Н. Ельцин воспринял амнистию как вызов, радикальные оппозиционеры -- как признание своей правоты. Российское общество и радикальные реформы: мониторинг социальных и политических индикаторов. -- М., 2001. с - 107.
Социально-экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. В 1993 г. внутренний валовой продукт (ВВП) сократился по сравнению с 1992 г. на 8,7%. Инфляция составила 839%. Комментируя итоги года, премьер-министр В.С. Черномырдин произнес слова, ставшие крылатыми: «Мы хотели как лучше, а получилось как всегда». Приверженцы Президента Б.Н. Ельцина объясняли экономический кризис сопротивлением реформам со стороны Верховного Совета. Но ликвидация Верховного Совета не улучшила положение в экономике: в 1994 г. спад ВВП составил 12,7%, инфляция -- 215,1%. Экономический кризис продолжался -- спад производства остановился лишь в 1997 г.
Неудачная попытка справиться с сепаратистской угрозой путем применения военной силы в Чечне подорвала престиж Президента Б.Н. Ельцина. Летом 1995 г. Государственная Дума выразила недоверие правительству и неудачно попыталась инициировать импичмент Президента.
В тот же период в российском обществе усиливалась ностальгия по скромной, но безопасной жизни советской эпохи. Росла обида на то, что Россия потеряла свое место в мире. Эти настроения обеспечили укрепление позиций коммунистов, еще недавно изгнанных с политической сцены страны, и потерю электората либералами. Первое место в голосовании по пропорциональной системе на выборах депутатов Государственной Думы второго созыва в декабре 1995 г. заняла КПРФ. В Государственной Думе сформировалось оппозиционное большинство.
Президентские выборы были назначены на лето 1996 г. Шансы выиграть их были у лидера коммунистов Г.А. Зюганова, который предлагал возврат к ценностям советского периода. Приход к власти КПРФ для Б.Н. Ельцина означал не просто потерю власти, но, скорее всего, физическую расправу. Для победы на выборах требовалось завоевывать поддержку элит. Средством нового сплочения элиты вокруг власти стала приватизация.
В марте 1996 г., когда опросы показали, что за Ельцина готовы проголосовать не больше 4% избирателей, а победа руководителя КПРФ Зюганова казалась делом практически решенным, Президент провел встречу с семью руководителями крупнейших банковских структур России. На встрече присутствовали В. Виноградов (Инкомбанк), В. Гусинский (Мост-банк), Б. Березовский (группа компаний), М. Фридман (Альфа-банк), В. Потанин (ОНЭКСИМ-банк), А. Смоленский (СБС-банк), М. Ходорковский (МЕНАТЕП и ЮКОС). Были достигнуты договоренности о взаимной поддержке. Этот альянс получил название «семибанкирщина». На предвыборную кампанию Ельцина бросили огромные ресурсы. Немедленно было привлечено большое количество политтех-нологов, певцов, музыкантов, артистов, журналистов. Были задействованы эфиры радио и телеканалов.
Большинство избирателей, в массе своей недовольных результатами правления Б.Н. Ельцина, не хотели реставрации советского прошлого. А главное, не считали ее возможной. Еще в 1994 г. опрос Всероссийского центра общественного мнения показал, что 70% респондентов считают невозможным возврат к тому, что было до 1985 г. Поэтому Б.Н. Ельцин мог апеллировать и к нежеланию более чем половины избирателей вернуться в прошлое, и к неверию более чем двух третей граждан в саму возможность такого возврата. Активная избирательная кампания, проведенная с напряжением всех сил государственного аппарата и с привлечением колоссальных ресурсов созданного благодаря приватизации крупного капитала, позволила реализовать эти возможности. Довершила дело комбинация с переходом на сторону Б.Н. Ельцина «призера» первого тура выборов, получившего почти 15% голосов харизматического генерала А.И. Лебедя, занявшего пост секретаря Совета безопасности.
Г.А. Зюганов и руководство КПРФ отлично понимали, что оппозицию, идущую на выборы под лозунгом «Банду Ельцина -- под суд!», к власти никогда не допустят. Победа такой оппозиции будет означать гражданскую войну. В марте думская фракция КПРФ получила выразительное подтверждение готовности Б.Н. Ельцина пойти на силовые меры: после принятия Государственной Думой постановления, отменяющего ратификацию Верховным Советом РСФСР Беловежских соглашений, в аппарате президента были подготовлены указы о роспуске Думы, запрете КПРФ и переносе президентских выборов на 1998 год. Ельцин не подписал эти указы лишь потому, что министр внутренних дел А.И. Куликов заявил, что сил МВД может не хватить на проведение в жизнь этих мер, а руководитель предвыборного штаба А.Б. Чубайс заверил, что выборы будут выиграны. Этот эпизод стал известен обществу лишь три года спустя, когда Куликов опубликовал в прессе отрывок из своих мемуаров. Но лидеры компартии об этом знали уже в марте 1996 г. и сделали свои выводы. Так, в критический период кампании, в 16 дней между первым и вторым турами, когда Б.Н. Ельцин слег с инфарктом, а два помощника А.Б. Чубайса были задержаны на проходной Белого дома с полумиллионом наличных долларов, упакованных в коробку из-под бумаги с надписью «ксерокс»….
Однако переизбрание Президента Б.Н. Ельцина не покончило с чередой кризисов. Коллизии усиливались личными особенностями Б. Н. Ельцина, который из-за своих болезней был не в состоянии в полной мере исполнять обязанности Президента. Следствием стала череда перестановок в правительстве. В его составе в 1994г. было сделано 20 назначений и отставок, в 1995г. -- 11, в 1996 г. правительство было сформировано заново (хотя и с прежним премьер-министром), в 1997 г. -- реорганизовано, в 1998 г. сменились три со става правительства.
Документы эпохи
Всенародное голосование 12 декабря 1993 г.
Вопрос: «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации?»
Число зарегистрированных избирателей -- 106 170 835.
Число выданных бюллетеней -- 58 174 707 (54,79%).
Число действительных бюллетеней -- 56 368 956 (53,09%).
ЗА -- 32 931 018 (58,42% от числа действительных бюллетеней; 56,61% от числа выданных бюллетеней).
ПРОТИВ -- 23 437 938 (41,58% от числа действительных бюллетеней; 40,29% от числа выданных бюллетеней).
Результаты выборов по общефедеральному округу 12 декабря 1993 г.
Общее число избирателей -- 106 170 835.
Число бюллетеней, выданных избирателям, -- 58 187 755 (54,81%).
Число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках, -- 57 697 698.
Число действительных бюллетеней (база для расчета процентов) -- 53 751 696 (50,63% от числа избирателей).
Число голосов, поданных за избирательные объединения 12 декабря 1993 Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. -- М., 1996. с - 136.
Глава 2. Угроза распада России и военно-политический кризис в Чечне. Формирование «олигархического капитализма» в России
2.1 Угроза распада России и военно-политический кризис в Чечне
После распада СССР не существовало гарантий, что Российскую Федерацию не постигнет та же судьба. Ведь автономные республики РСФСР в 1990--1991 гг. провозгласили свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора. Межнациональная напряженность начинала ощущаться и внутри России. Разрушение советской идентичности привело к росту этнического самосознания. Характерна в этом плане волна переименований республик России: Марий Эл, Саха (Якутия), Хальмг Тангч (Калмыкия) и т. д. Новые названия отражали рост этнической индентификации. В октябре 1992 г. в Пригородном районе Северной Осетии начался вооруженный конфликт между осетинами и ингушами. 1 ноября 1992 г. по указу Президента Б.Н. Ельцина в зону конфликта были введены войска и к 4 ноября с вооруженными столкновениями было покончено, но последствия их не преодолены по сей день.
Федеративный договор и Конституция России
Угрозу распада России по модели СССР руководство страны пыталось устранить подписанием Федеративного договора. Возпроизводился рецепт М.С. Горбачева, пытавшегося спасти СССР с помощью Союзного договора. Подписать договор предполагалось с 21 республикой, 6 краями, 49 областями, 10 автономными округами, 1 автономной областью и 2 городами (Москвой и Санкт-Петербургом). Договор состоял из трех документов: один предназначался для подписания с республиками, другой -- с краями, областями, Москвой и Петербургом, третий -- с Еврейской автономной областью и округами. Полномочия региональных органов власти в каждом из документов существенно различались; максимальные полномочия устанавливались для республик.
В Татарстане на 21 марта был назначен республиканский референдум по вопросу: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан -- суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» Конституционный суд России (КС) признал формулировку вопроса нарушающей Конституцию. 20 марта Президент Б.Н. Ельцин выступил с телеобращением к народу Татарстана -- оно не было показано на территории республики («перекрыто» передачей казанского ТВ). 21 марта референдум состоялся. 61,4% проголосовавших ответили «да» -- это составило 50,3% от общего числа избирателей республики Волобуев О.В., Кулешов С.В. Россия в 90-е годы XX -- на-чале XXI века: дополнительные материалы к учебнику-прак-тикуму для 11 класса общеобразовательных учреждений. -- М., 2000. с - 173..
В отличие от Союзного, Федеративный договор был подписан -- это произошло 31 марта 1992 г. Чечня и Татарстан от подписания отказались, Республика Башкортостан подписала с оговорками, оформленными особым протоколом. 19 республик сопроводили подписание протоколом, в котором требовали изменений в Конституции России.
По существу, предлагалась модель «договорной федерации», т. е. создание государства по типу США. Россия как государство должна была возникнуть лишь в результате согласия субъектов Федеративного договора на ее создание. Такая модель противоречила как исторической традиции России, веками существовавшей как централизованное государство, так и реальности, в которой 66 из 89 регионов управляли губернаторы, назначенные указами Президента Б.Н. Ельцина. Федеральный Центр шел на существенные уступки регионам. Однако уступки были восприняты как слабость Центра, и стремление к самостоятельности в республиках только усилилось.
Субъекты Федерации согласно договору оказались поделены на три «сорта». Это породило стремление краев и областей «выбить» себе большие полномочия, повысить свой статус. Например, в 1993 г. было заявлено о создании Уральской республики на территории Свердловской области. С этими же целями пытались поставить вопросы о Южноуральской республике в Челябинской области и Северной республике в Вологодской области Волобуев О.В., Кулешов С.В. Россия в 90-е годы XX -- на-чале XXI века: дополнительные материалы к учебнику-прак-тикуму для 11 класса общеобразовательных учреждений. -- М., 2000. с - 186. Сепаратистские настроения в бывших автономных республиках нашли отражение на Конституционном совещании, где выдвигались такие предложения, как создание федерации из национальных республик и одной «Русской республики», которая объединила бы все края, области, автономные округа и автономную область. Этот проект предложил президент Калмыкии К. Илюмжинов.
Конституция России, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, сняла часть проблем, зафиксировав равноправие субъектов Федерации в отношениях с Центром. Однако на территории Чечни референдум и выборы не проводились. В Татарстане голосование проводилось, но явка избирателей оказалась ниже 25%, поэтому ни выборы, ни референдум в республике не состоялись.
Прекращение противостояния ветвей власти позволило федеральному Центру приступить к решению проблемы регионального сепаратизма. 15 февраля 1994 г. был заключен Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Договор завершил период неопределенности и определил статус бывшей автономии, констатируя, что Татарстан находится в составе Российской Федерации. Практика подписания договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами Федерации не ограничилась Татарстаном. Были заключены 46 договоров. В итоге некоторые регионы (например, Башкортостан, Москва, Татарстан, Якутия) получали значительно большие права, чем прочие субъекты Федерации. Противостоять этому Центр не мог в силу отсутствия дееспособного государства.
Военно-политический кризис в Чечне
Вершиной кризиса Федерации стали события в Чечне. В сентябре 1991 г. исполком «Общенационального конгресса чеченского народа» во главе с Дж. Дудаевым захватил власть в Грозном, объявив о создании Чеченской Республики. 1 ноября 1991 г. Дж. Дудаев провозгласил государственную независимость Чеченской Республики. В 1992--1994 гг. из месяца в месяц разворовывались поезда, из Чечни изгонялось нечеченское население. В мае--июле 1994 г. в районе Кавказских Минеральных Вод трижды захватывались автобусы с заложниками; террористы требовали выкуп и вертолет для вылета в Чечню.
Российское руководство решило пойти на силовые меры. Президент Ельцин издал указ о проведении военной операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне. 11 декабря 1994 г. начались военные действия. Российское командование планировало завершить их за месяц, но недооценило противника. Зимой 1994/95 г. прошли кровавые сражения за город Грозный. В итоге Грозный все же был взят, боевики вытеснены в горные районы, федеральные силы повели наступление по всем направлениям. Противник оказался на грани полного поражения. Но 14 июня 1995 г. группа боевиков под командованием Ш. Басаева захватила больницу в городе Буденновске Ставропольского края. Спешно стянутые в город войска и спецподразделения готовились к штурму, однако возможные потери оценивались как доходящие до половины всех заложников. Премьер-министр B.C. Черномырдин взял на себя ответственность и вступил в переговоры с Басаевым. В итоге бандиты оставили город и ушли в Чечню. Начавшиеся после этого мирные переговоры сепаратисты использовали для восстановления и перегруппировки своих сил.
В конце 1995 г. боевые действия активизировались на всей территории республики. В декабре развернулись ожесточенные бои в Гудермесе -- втором по величине городе республики. Затем были атака боевиков на дагестанский город Кизляр, бои в дагестанском селе Первомайском, атака мятежников на Грозный 6--8 марта 1996 г. Несмотря на эти вылазки, федеральным силам удалось переломить ход военных действий в свою пользу. В ночь с 21 на 22 апреля был уничтожен президент республики Ичкерия Дж. Дудаев. Правительственные войска нанесли ряд поражений боевикам.
В преддверии президентских выборов 27--28 мая 1996 г. в Кремле состоялась встреча российской и ичкерийской делегаций (с участием Б. Ельцина и преемника Дудаева З. Яндарбиева), в ходе которой было достигнуто соглашение о перемирии с 1 июня 1996 г. и обмене военнопленными в двухнедельный срок по принципу «всех на всех». Б. Н. Ельцин прилетел в Чечню и поблагодарил солдат и офицеров, назвав их победителями.
После победы Ельцина на президентских выборах 1996 г. федеральный Центр по инициативе секретаря Совета безопасности А. И. Лебедя предпринял еще одну попытку разгромить мятежников. Но она оказалась безуспешной. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте (Республика Дагестан) представителями Федерации и чеченских региональных властей были подписаны соглашения об урегулировании ситуации.
Итогом договоренности стало окончание военных действий и вывод федеральных войск из Чечни. 27 января 1997 г. президентом Ичкерии был избран А. Масхадов. Де-факто Чечня стала независимой.
Подписанный договор не решил проблему. Чеченское руководство установило связи с международными террористическими сетями. На территории Чечни была сформирована террористическая инфраструктура, включающая лагеря подготовки боевиков, налаженные каналы проникновения в пределы России эмиссаров террористических организаций, поставок оружия и поступления денежных средств. Здесь, не таясь, готовились к захвату Дагестана, а затем всего Северного Кавказа.
При этом в Чечню продолжали поступать федеральные средства. Однако получаемые из Москвы трансферты тратились не на восстановление республики, а на подготовку и оснащение новой армии. История России
После нападения боевиков на Дагестан в 1999 г. Российская Федерация в одностороннем порядке расторгла хасавюртовские соглашения.
Попытка Ельцина остановить развал страны дала неоднозначный результат. В условиях непрерывной борьбы с оппозицией, развала армии, деградации экономики военная кампания только усилила кризис. Оказалось, что руководство страны не смогло решить чеченскую проблему ни силовыми, ни политическими средствами. Фактически Чечня выпала из состава России. Однако в ходе военных действий было доказано не только то, что сецес-сия (выход отдельного региона из состава страны) возможна, но и то, что платой за нее является война. Это резко умерило накал сепаратизма в других республиках и охладило горячие головы. Как уже в 1995--1996 гг. показали выборы представительных органов субъектов Федерации, сепаратистские движения в регионах России перестали быть влиятельной политической силой. Примаков Е.М. Годы в бол и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.